Jump to content

Ураган Сторожевой корабль класса

Обзор класса
Имя Uragan
Строители Mykolaiv Black Sea shipyard(4) Peterburg North Shipyard(14)
Операторы  Советский ВМФ
Предшественник Н/Д
Преемник Yastreb class
Подклассы Серия I, II, III, IV
Построен 1927–1938
В эксплуатации 1930–1959
В комиссии 1930–1956
Завершенный 18
Потерянный 4
Общие характеристики (Тип I в заводском исполнении)
Класс и тип Ураган класса Сторожевой корабль
Смещение 490 т (480 длинных тонн ) ( стандарт )
Длина 71,5 м (234 фута 7 дюймов)
Луч 7,4 м (24 фута 3 дюйма)
Черновик 2,95 м (9 футов 8 дюймов)
Установленная мощность
Движение 2 вала; 2 паровые турбины с редуктором
Скорость 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) (испытания)
Диапазон 850 миль (1570 км ; 980 миль ) при скорости 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час)
Дополнить 107–114 человек (военное время)
Вооружение

Ураган Сторожевой корабель тип ) строились для ВМФ СССР как малые сторожевые и эскортные корабли четырьмя партиями с несколько разными характеристиками. Их официальными советскими обозначениями были проекты 2, 4 и 39 , но советские моряки прозвали их «флотилией плохой погоды» из-за метеорологических названий. были построены в 1927–1938 годах и Восемнадцать кораблей Балтийского и Северного флотов участвовали в Зимней войне 1939–1940 годов против Финляндии . Класс «Ураган» служил во время Второй мировой войны на всех четырех советских флотах, включая Черноморский и Тихоокеанский флоты . Четыре из этих кораблей, приписанных к Балтийскому флоту, были потеряны во время войны, в том числе два во время советской эвакуации из Таллинна в конце 1941 года.

Уцелевшие корабли Балтийского флота участвовали в блокаде Ленинграда и последующей Ленинградско-Новгородской наступательной операции 1944 года.

Дизайн и описание

[ редактировать ]

К середине 1920-х годов советский флот захотел заменить несколько старых царских торпедных катеров, все еще находившихся в эксплуатации. Первоначальные требования основывались на требованиях к более поздним партиям немецкого класса А. торпедного катера [ 1 ] для корабля водоизмещением не более 300 метрических тонн (295 длинных тонн ), вооруженного двумя старыми 4-дюймовыми (102-мм) орудиями, тремя 450-мм (17,7 дюйма) торпедными аппаратами и способного нести мины, необходимые для сопровождения флота и проведения операций. торпедные атаки. Он должен был быть оснащен четырьмя Beardmore мощностью 6000 л.с. (4500 кВт ), дизельными двигателями импортированными из Соединенного Королевства , но этому плану помешала советская финансовая поддержка горняков во время всеобщей забастовки в Соединенном Королевстве в 1926 году . Предварительные проекты пришлось пересмотреть для паровой установки, и эта задача значительно усложнилась из-за перерыва в советском судостроении в период с 1917 по 1924 год, когда не было построено ни военных, ни коммерческих кораблей, а многие опытные военно-морские архитекторы либо бежали из страны, либо нашли новые рабочие места или были политически подозрительны и им не разрешили работать. Работать в пределах 300-тонного лимита с паровыми турбинами оказалось невозможным , и предел тоннажа был увеличен до 350 т (344 длинных тонны), когда 26 ноября 1926 года ВМФ утвердил эскизный проект. Рабочий проект корабля и его силовой установки был приписан к Жандовскому судостроительному заводу в г. Ленинград . Они предложили две альтернативные паровые электростанции; одна конструкция с низким давлением, а другая с большим давлением. Военно-морской флот отказался от конструкции высокого давления и заказал исследования по оценке «трехвальной комбинированной силовой установки с двухвальными турбинами с редуктором плюс одновальный дизельный двигатель для крейсерского, дизель-электрического и дизельного двигателей». [ 2 ] Они были отвергнуты, и была выбрана оригинальная двухвальная турбинная силовая установка мощностью 7500 л.с. (5600 кВт) для достижения скорости 29 узлов (54 км/ч; 33 мили в час). В то же время стало ясно, что новый предел в 350 тонн также недостаточен и потребуется 400 т (394 длинных тонны). Двенадцатый проект был утвержден 23 июня 1927 г. [ 3 ] как Проект 1. Обозначение было изменено на Проект 2 в 1930-х годах, когда стала очевидна неспособность конструкции достичь заданной скорости; наиболее престижными «Ленинград», класса эсминцев лидерами флотилии проектировавшимися в то время, стал Тип 1. [ 1 ]

Общие характеристики

[ редактировать ]

Водоизмещение кораблей класса «Ураган» 490 метрических тонн (480 длинных тонн) при стандартной загрузке и 633 тонны (623 длинных тонны) при полной загрузке . Их общая длина составляла 71,5 м (234 фута 7 дюймов) , ширина - 7,4 м (24 фута 3 дюйма) и осадка - 2,95 м (9 футов 8 дюймов). [ 4 ] Корабли имели 14 основных водонепроницаемых отсеков и двойное дно только под машинным и котельным отделениями . В клепаном корпусе использовался типичный русский метод набора: продольный набор основной части корпуса и поперечный набор законцовок. [ 5 ] Экипажи кораблей военного времени насчитывали 107–114 человек. [ 4 ]

« Ураганы » оказались тяжелее, чем предполагалось, и имели всего метр (3 фута 4 дюйма) надводного борта в кормовой части, из-за чего их главная палуба почти постоянно оставалась влажной в любом море. Их устойчивость также была ниже оптимальной, поскольку они были тяжелыми , с метацентрической высотой всего 0,6 м (2 фута) и были почти на 6 узлов (11 км / ч; 6,9 миль в час) медленнее, чем предполагалось. В своей предполагаемой роли они «полностью провалились - они были слишком медленными для использования в качестве торпедных катеров и не имели никакой ценности в качестве противолодочных кораблей из-за отсутствия у них оборудования для работы с глубинными бомбами и устройств подводного обнаружения». [ 6 ]

Движение

[ редактировать ]

Корабли класса «Ураган» были оснащены двумя «Парсонс» паровыми турбинами с редуктором , каждая из которых приводила в движение один гребной вал, используя пар, подаваемый парой трехбарабанных котлов , работающих под давлением 21 кг/см. 2 (2059 кПа ; 299 фунтов на квадратный дюйм ) и температуре 270 ° C (518 ° F). Количество производимой мощности и, следовательно, производительность различались в каждом из четырех подклассов . Турбины кораблей I серии развивали в общей сложности 5700 лошадиных сил на валу (4300 кВт) и обеспечивали эксплуатационную скорость 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час), за исключением двух кораблей, построенных на заводе № 198 (А). Марти) ( «Шторм» и «Шквал» ), который развивал всего 4620 л.с. (3450 кВт) и скорость 18 узлов (33). км/ч; 21 миля в час). Максимальная скорость, достигнутая во время ходовых испытаний, была значительно выше, но не могла поддерживаться очень долго и не отражала характеристики корабля в эксплуатации. Например, головной корабль серии I, «Ураган» , во время испытаний на короткое время развил скорость 26 узлов (48 км/ч; 30 миль в час). Корабли серии II развивали скорость 23 узла (43 км/ч; 26 миль в час) при мощности 6290 л.с. (4690 кВт), в то время как корабли двух более поздних серий были на 1 узел (1,9 км/ч; 1,2 мили в час) быстрее при мощности 6800 л.с. (5100 кВт). Корабли перевозили максимум 116–119 метрических тонн (114–117 длинных тонн) мазут , который давал кораблям серии I дальность хода 850–900 морских миль (1570–1670 км; 980–1040 миль) при скорости 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час); Корабли серии II имели дальность плавания 1200 морских миль (2200 км; 1400 миль) на скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час), в то время как корабли серий III и IV могли двигаться на расстоянии 960 морских миль (1780 км; 1100 миль) на скорости скорость 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). [ 7 ]

Пара турбогенераторов мощностью 30 кВт питала 115- вольтовую электросистему « Урагана -с». Был установлен один вспомогательный электрогенератор мощностью 11 кВт , приводимый в действие керосиновым двигателем типа «Ижора» мощностью 20 л.с. (15 кВт). [ 8 ]

Вооружение и управление огнем

[ редактировать ]

Основное вооружение сторожевых кораблей класса «Ураган» состояло из пары 60- калиберных 102-миллиметровых (4 дюйма) орудий царской эпохи образца 1911 года, по одной установке в носовой и кормовой части надстройки . Под каждым орудием имелся магазин емкостью двести патронов , но только то, что на баке, имело подъемник ; боеприпасы для задней установки приходилось переносить вручную. [ 8 ] Корабли серии IV несли пару 100-миллиметровых (3,9 дюйма) орудий Б-24БМ вместо 102-мм орудий. [ 4 ]

Противовоздушную оборону предполагалось обеспечивать четырьмя одиночными 37-миллиметровыми (1,5 дюйма) зенитными орудиями 11-К , это были модифицированные версии британских 2-фунтовых (40-мм (1,6 дюйма)) орудий, однако отношения с Великобритания не позволила Советам покупать какое-либо из этих вооружений. Первые корабли серии I изначально были построены без какого-либо зенитного вооружения, но ​​пара 7,62-миллиметровых (0,3 дюйма) пулеметов Максима. вскоре после этого на них была установлена [ 9 ]

была установлена ​​вращающаяся тройная установка для 450-мм (17,7 дюйма) торпед Между воронками . до 20 мин или глубинных бомб С помощью минных рельсов, установленных на главной палубе, можно было нести . Никакого гидролокатора не было, поэтому сбрасывание глубинных бомб было по большей части бесполезным. два паравана-тральщика К-1. После доработки проекта на главной палубе были установлены [ 8 ]

Один 2-метровый (6 футов 7 дюймов) дальномер был установлен над открытым мостиком, а прожектор длиной 1 метр (3 фута 3 дюйма) был установлен на небольшой платформе позади задней воронки. [ 8 ]

Строительство

[ редактировать ]

Всего планировалось построить восемнадцать сторожевых кораблей класса «Ураган» , но советских кораблестроительных мощностей было недостаточно, чтобы начать строительство всех сразу. Первая серия должна была состоять из шести кораблей, которые должны были строиться на Судостроительном заводе имени Жандова в Ленинграде , а вторая серия должна была состоять из двух кораблей, построенных на Судоремонтном заводе Марти в Николаеве по заводскому варианту основного проекта, получившему обозначение Проект 4. Строительство этого класса оказалось сопряжено с рядом проблем, включая недостатки конструкции, отсутствие судостроительных мощностей, а также плохо спроектированную и построенную силовую установку, которая была поставлена ​​​​через два года после спуска на воду первых кораблей. [ 10 ]

Предварительное изготовление корпусов началось еще до утверждения окончательного проекта и оказалось серьезной ошибкой, поскольку расчет прочности продольных соединений корпуса оказался с серьезными ошибками, и строительство было приостановлено до конца ноября 1927 года, когда были выпущены новые чертежи. . На Жандовской верфи не было стапелей до тех пор, пока в мае 1928 года не были построены три стапеля, а строительство началось только в конце 1927 года, а вскоре после этого началась сборка корпусов первых трех кораблей I серии. Остальные три стапеля были завершены к июлю, а сборка остальных трех кораблей началась после завершения строительства стапелей. [ 11 ] Корпус «Урагана» был построен в течение десяти недель после закладки киля, хотя остальные корабли строились более обычными темпами. «Возможно, она была создана для того, чтобы получить как можно больше опыта». [ 12 ]

Хотя «Ураган» был спущен на воду 4 сентября 1928 года, свою энергоустановку он получил еще почти два года. Способность советской промышленности поставлять точное оборудование, такое как шестерни турбин, была сильно переоценена ВМФ, и шестерни для первых восьми кораблей пришлось импортировать из Германии, чтобы иметь хоть какой-то шанс завершить строительство в установленные сроки. Первая конструкция котла оказалась неудовлетворительной во время предварительных испытаний в конце 1928 - начале 1929 года, а вторая конструкция была испытана позже, в 1929 и в 1930 годах. Даже эта новая конструкция не была полностью удовлетворительной, поскольку оказалось невозможно увеличить ее мощность выше заданной. ограничения, но он был одобрен для использования в « Ураганах », когда для запуска в производство улучшенной модели потребовался бы как минимум еще год. [ 13 ]

«Ураган» был принят 16 декабря 1930 года на ходовые испытания. Она оказалась тяжелее, чем предполагалось, и имела всего 1 метр (3 фута 3 дюйма) надводного борта в кормовой части, из-за чего ее главная палуба была очень влажной практически в любом умеренном море. Кроме того, он был тяжелым, что снижало его устойчивость и мореходные способности. Во время испытаний было доказано, что она способна развивать скорость 26,5 узлов (49,1 км/ч; 30,5 миль в час), но 23 узла (43 км/ч; 26 миль в час) были ее обычной максимальной скоростью. Это произошло в первую очередь потому, что ее котлы были спроектированы так, чтобы поставлять достаточно пара только для ее турбин, не оставляя ничего в резерве для питания ее вспомогательного оборудования с паровым приводом. Поскольку ее турбины потребляли на 5–6% больше пара, чем первоначально планировалось, и ее вспомогательное оборудование приходилось приводить в действие, пара просто не хватало для питания ее турбин на проектную мощность. Для испытаний они произвели 7200 л.с. (5400 кВт), но более реалистичная мощность составляла 6400 л.с. (4800 кВт) при нормальном использовании. Наконец, «Ураган» был введен в эксплуатацию 12 сентября 1931 года, через два года после запланированной даты поставки, став первым Надводный военный корабль советской постройки .

После ввода в строй «Урагана» для службы на Дальнем Востоке было заложено еще четыре корабля, по два в Ленинграде и Николаеве. Они были построены по частям и к концу 1933 года перевезены на судостроительный завод «Дальзавод» во Владивостоке для сборки. Четыре корабля III серии были заложены в 1934 году: три на заводе Жандова и один на заводе Марти. На Дальний Восток было отправлено по одному кораблю от каждой верфи. Источники различаются, были ли эти корабли просто повторением кораблей серии I или же они были детально улучшены и известны как проект 39. [ 14 ] Эти изменения были довольно незначительными, если не считать некоторых усовершенствований турбин, которые, как надеялись, должны были увеличить скорость примерно на узел. Два корабля IV серии определенно имели доработки и были построены в Ленинграде для службы на Балтийском флоте . [ 15 ]

Модификации

[ редактировать ]

Параваны-тральщики были установлены на каждом корабле вскоре после завершения строительства, что еще больше усугубляло проблему их избыточного веса. две полуавтоматические 45-мм зенитные пушки (21-К) и три-четыре 12,7-мм зенитных пулемета ДШК К середине 1930-х годов были установлены . Обычно 45-мм орудия устанавливались в носовой и кормовой части задней 4-дюймовой пушки, а по бокам от последней располагались два пулемета, хотя на некоторых кораблях устанавливалось одно 45-мм орудие перед передней 4-дюймовой пушкой и по одному пулемету с каждой стороны. мост. Поскольку каждый корабль переоборудовался впервые, его мостик был огорожен. Заднюю мачту сняли во время войны. [ 15 ]

Их зенитное вооружение было дополнительно увеличено в результате уроков, извлеченных во время Зимней войны . большинство кораблей в европейских водах получили две одиночные установки для полностью автоматической 37-мм зенитной пушки Перед операцией «Барбаросса» , по одной на каждой стороне мостика. Иногда они заменяли 45-мм орудия. Во время войны к 4-дюймовым орудиям с 1942 года были добавлены орудийные щитки , и большинство кораблей заменили одну 45-мм пушку на 37-мм пушку и один или два дополнительных пулемета. «Смерч» приземлил обе свои 4-дюймовые пушки и получил одну новую пушку Б-24 на баке с одной 76,2-мм (3 дюйма) зенитной пушкой, установленной перед ней, и три 76,2-мм зенитных орудия заменили заднюю 4-дюймовую пушку. . Все эти дополнения никак не улучшили их стабильность и проблемы с большим весом. [ 16 ]

Данные о строительстве
Серия I (Проект 2)
Корабль Строитель Заложен Запущен Завершенный Судьба
Uragan ( Ураган – Hurricane) Zhdanov , Leningrad 13 августа 1927 г. 4 сентября 1928 г. 12 сентября 1931 г. Распад 1959 г.
Taifun ( Тайфун – Typhoon) 1 июня 1929 г. 14 сентября 1931 г. Пораженный 1959 год
Smerch ( Смерч – Whirlwind) 22 июля 1929 г. 13 сентября 1932 г. Потоплен 8 декабря 1942 г., но позже поднят.
Циклон ( Циклон – Циклон) 28 ноября 1929 г. 3 июля 1932 г. Потоплен 28 августа 1941 г.
Vikhr ( Вихрь – Vortex) 12 октября 1930 г. 12 сентября 1932 г. Потоплен 21 сентября 1941 г., но позже поднят.
Гроза ( Гроза – Гроза) 22 сентября 1930 г. 22 июля 1932 г. Списан в 1959 г.
Shkval ( Шквал – Squall) Zavod 198 (A. Marti) , Nikolaev 24 сентября 1927 г. 1 июля 1929 г. 13 октября 1932 г. Пораженный 1959 год
Шторм ( Шторм – Шторм) 24 сентября 1927 г. 1 сентября 1929 г. 5 марта 1932 г. Пораженный 1959 год
Серия II (Проект 4)
Metel ( Метель – Driftstorm) Zavod 198 (A. Marti), Nikolayev
Dalzavod , Vladivostok
18 декабря 1931 г. 15 июня 1934 г. 18 ноября 1934 г. Учебный корабль 1945 г.
V'yuga ( Вьюга – Snowblast) 26 декабря 1931 г. 5 июля 1934 г. 18 ноября 1934 г. Учебный корабль 1945 г.
Buran ( Буран – Blizzard) 22 апреля 1932 г. 27 сентября 1934 г. 7 октября 1935 г. Пораженный 1959 год
Grom (Гром – Thunder) 17 июня 1932 г. 22 сентября 1934 г. 22 июля 1935 г. Пораженный 1959 год
Серия III (Проект 2)
Burya ( Буря – Gale) Zhdanov, Leningrad июнь 1934 г. ноябрь 1935 г. 27 октября 1936 г. потоплен 24 августа 1942 г.
Purga ( Пурга – Snowstorm) 4 сентября 1936 г. Потоплен 1 сентября 1942 г., но позже поднят.
Molniya ( Молния – Lightning) Zhdanov, Leningrad
Dalzavod, Vladisvostok
23 марта 1934 г. 24 ноября 1934 г. 20 сентября 1936 г. Пораженный 1959 год
Зарница ( Зарница – Дальняя Молния) 21 марта 1934 г. 6 ноября 1934 г. 6 ноября 1936 г. Пораженный 1959 год
Серия IV (Проект 39)
Sneg ( Снег – Snow) Zhdanov, Leningrad 27 апреля 1935 г. 14 июля 1936 г. 25 сентября 1938 г. потоплен 28 августа 1941 г.
Облако ( Облако – Грозовая туча) 20 октября 1936 г. 25 сентября 1938 г. Пораженный 1959 год

«Ураган» , «Смерч» и «Гроза» были отправлены в Северную флотилию через недавно открытый Беломорско-Балтийский канал в 1933 году. Чтобы облегчить корабли для прохода по мелководью, их вооружение было снято вместе с большей частью подвижного палубного оборудования и перевезено на баржах , которые следовал за кораблями. [ 17 ] Во время на озере Хасан пограничного инцидента с японцами в середине 1938 года Метель доставил раненых во Владивосток и сопровождал три конвоя с войсками и снабжением в бухту Посьет , к счастью, без вмешательства Императорского флота Японии .

В рамках усилий по оказанию давления на страны Балтии с целью заставить их принять советские войска они инсценировали инцидент в Нарвском заливе, потопив нефтяной танкер «Металлист» сентября 1939 года 26 . Соединенное Королевство в то время. [ 18 ] «По финской информации (основанной на показаниях советского военнопленного ), «Металлист» был потоплен Тухой (с человеческими жертвами) после того, как его пропустила подводная лодка «Щ 303», чтобы дать Советам повод заявить о своих правах на защиту эстонских вод. " [ 19 ] Несколько дней спустя эстонцы капитулировали перед советскими требованиями.

Во время Зимней войны «Буря» , «Вихрь» , «Снег» и «Пурга» обеспечивали огневую поддержку советским войскам, высаживавшим десанты на небольших финнами островах в Финском заливе, удерживаемых . Гроза помог переправить 104-ю стрелковую дивизию для занятия Лиинахамари и обеспечивал огневую поддержку во время Петсамо с 30 ноября по 2 декабря 1939 года. оккупации [ 19 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Северный флот

[ редактировать ]

Когда немцы вторглись, «Ураган» стоял на приколе в ожидании замены запчастей для турбин из Ленинграда. Они прибыли не раньше, чем город был отрезан, и поэтому он оставался на приколе до конца 1944 года, после освобождения Ленинграда. Ее сестры были весьма активны в начале кампании, оказывая огневую поддержку советским войскам, оборонявшим реку Западная Лица и полуостров Рыбачий . [ 20 ] Большую часть оставшейся части войны дела шли гораздо спокойнее, хотя «Смерч» был потоплен во время испытаний после ремонта 8 декабря 1942 года. Однако позже он был поднят и отремонтирован, хотя только осенью 1944 года он был повторно введен в строй. Гроза стояла на приколе в ожидании ремонта с 1943 по 1945 год. [ 21 ]

Балтийский флот

[ редактировать ]

Снег и Туча сопровождали отряд из семи эсминцев в неудавшейся попытке перехватить немецкий конвой у устья реки Даугава 13 июля 1941 года. Буря , Снег и Циклон были приписаны к арьергарду во время советской эвакуации Таллинна и заложили мины в подходы к гавани перед отходом: их мины (заграждение 26-А) потопили финский корабль береговой обороны «Ильмаринен» во время операции «Северный ветер» , одержав один из лучших успехов советского ВМФ против крупного военного корабля противника. Однако «Снег» и «Циклон» сами подорвались на минах на минном поле, установленном Осью у мыса Джуминда, и затонули в ночь с 28 на 29 августа. [ 22 ] «Вихрь» был потоплен немецкими бомбардировщиками 21 сентября, а «Тайфун» сильно поврежден двумя днями позже. «Пурга» была потоплена в Ладожском озере немецкими бомбардировщиками 1 сентября 1942 года, но была поднята в 1943 году и разобрана для ремонта «Вихря» , но сама в конце концов была отремонтирована и вернулась в строй в 1944 году. «Буря» наткнулась на минное поле Оси при попытке обстрелять Финляндию. позиции на острове Суурсаари и затоплен 24 августа 1942 года. [ 21 ]

Черноморский флот

[ редактировать ]

«Шторм» стоял на ремонте двигателей в Севастополе с марта 1939 года, и ремонт не был полностью завершен к 30 ноября 1941 года, когда немцы начали свои первые атаки на город. «Шторм» и «Шквал» сопровождали буксиры, эвакуирующие все поврежденные и ремонтируемые корабли, в порты Кавказа и неоднократно возвращались обратно, сопровождая конвои с людьми и материалами для обороны Севастополя . Шторм оказывал артиллерийскую поддержку во время Керченско-Феодосийской операции 29 декабря 1941 года. В 1942 году оба корабля переправляли войска и припасы в Новороссийск и Туапсе , а также эвакуировали раненых. Переоборудование «Шторма » было наконец завершено в июне 1942 года. 18 декабря 1942 года «Шторм » при поддержке эсминца «Незаможник » обстрелял военно-морскую базу Оси в Феодосии, где они поразили и потопили немецкий буксир. [ 23 ]

Шторм и Шквал поддерживали советский десант под Новороссийском в 1943 году артиллерийским огнем и припасами, но к концу года оба были изношены. «Шторм» снова действовал в 1944 году (сопровождение), но был торпедирован немецкой подводной лодкой U-9 , однако не затонул и был отбуксирован в порт. [ 21 ] [ 24 ]

Тихоокеанский флот

[ редактировать ]
Метель на России почтовой марке , 2013 г.

Во время советского вторжения в Маньчжурию в августе 1945 года «Вьюга» и «Метель» поддерживали десантные операции 25-й армии вдоль восточного побережья Кореи , а «Зарница» поддерживала вторжение на Южный Сахалин . [ 25 ]

Послевоенный

[ редактировать ]

Мало что известно о подробной истории « Ураганов » после окончания войны, хотя похоже, что вскоре после этого большинство из них стали учебными кораблями. «Смерч» был передан ДОСААФ в 1950 году в качестве учебного корабля и переведен на Каспийское море в 1951 году. Судя по всему, большая часть кораблей была утилизирована в середине-конце 1950-х годов, хотя источники различаются и не содержат подробностей. [ 25 ]

  1. ^ Jump up to: а б Будзбон, Рад Зиеми и Твардовский, стр. 12.
  2. Будзбон и Лемачко, стр. 141, 143.
  3. ^ Будзбон и Лемачко, стр. 140–143.
  4. ^ Jump up to: а б с Будзбон, Рад Зиеми и Твардовский, стр. 11.
  5. ^ Будзбон и Лемачко, с. 143
  6. ^ Будзбон и Лемачко, стр. 143, 199.
  7. ^ Будзбон, Рад Зиеми и Твардовский, стр. 11–13
  8. ^ Jump up to: а б с д Будзбон и Лемачко, с. 144
  9. ^ Хилл, с. 21
  10. ^ Будзбон и Лемачко, стр. 144–145, 198–199.
  11. Будзбон и Лемачко, стр. 144–145.
  12. ^ Будзбон и Лемачко, с. 145
  13. ^ Будзбон и Лемачко, стр. 144, 198.
  14. ^ Брейер, с. 187
  15. ^ Jump up to: а б Будзбон и Лемачко, с. 201
  16. ^ Брейер, с. 189
  17. ^ Будзбон и Лемачко, с. 202
  18. ^ Полмар и Нут, с. 95
  19. ^ Jump up to: а б Будзбон и Лемачко, с. 203
  20. ^ Будзбон и Лемачко, с. 292
  21. ^ Jump up to: а б с Уитли, с. 241
  22. ^ Ровер, стр. 86, 95.
  23. ^ Германия. Кригсмарине; Соединенные Штаты. Управление военно-морской разведки. Боевой дневник адмирала, Черное море, 1 октября 1942 г. - 31 декабря 1942 г. Библиотека Генри Э. Экклса Военно-морской колледж США. стр. 224 .
  24. ^ «Шторм (советский миноносец) — Корабли, побитые немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны — uboat.net» .
  25. ^ Jump up to: а б Будзбон и Лемачко, с. 297
  • Брейер, Зигфрид (1992). Развитие советских военных кораблей: Том 1: 1917–1937 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  0-85177-604-3 .
  • Будзбон, Пшемыслав и Лемачко, Борис (1982). «Флотилия плохой погоды». Военный корабль . VI (22–24). Лондон: Conway Maritime Press: 140–145, 198–203, 292–298. ISBN  0-87021-981-2 .
  • Будзбон, Пшемыслав; Радземский, Ян и Твардовский, Марек (2022). Боевые корабли советских флотов 1939–1945 гг . Том. II: Эскорты и меньшие боевые корабли. Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN  978-1-3990-2277-4 .
  • Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-459-4 .
  • Хилл, Александр (2018). Советские эсминцы Второй мировой войны . Новый Авангард. Том. 256. Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN  978-1-4728-2256-7 .
  • Platonov, Andrey V. (2002). Энциклопедия советских надводных кораблей 1941–1945 [ Encyclopedia of Soviet Surface Ships 1941–1945 ] (in Russian). Saint Petersburg: Poligon. ISBN  5-89173-178-9 .
  • Полмар, Норман и Нут, Джурриен (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР, 1718–1990 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-570-1 .
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-119-2 .
  • Уитли, MJ (2000). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: ISBN Cassell & Co.  1-85409-521-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1ce3e7a9c0b2764db91810e8a1dbc492__1690618200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/92/1ce3e7a9c0b2764db91810e8a1dbc492.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Uragan-class guard ship - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)