Jump to content

Малый сторожевой корабль класса МО

Патрульный катер типа МО-4 СКА-065 в годы Великой Отечественной войны
Обзор класса
Имя класс МО
Операторы
Преемник класс ОД-200
Подклассы МО-1, МО-2, МО-3, МО-4, БМО
Построен 1935–1945
В эксплуатации 1935–1945
Завершенный 350+
Общие характеристики (тип МО-4)
Тип Патрульный катер / охотник за подводными лодками
Смещение
  • 50,6 тонны (49,8 длинных тонн; 55,8 коротких тонн) стандартная
  • 56,5 тонн (55,6 длинных тонн; 62,3 коротких тонны) при полной загрузке
Длина 26,9 м (88 футов 3 дюйма)
Луч 4,02 м (13 футов 2 дюйма)
Черновик 1,35 м (4 фута 5 дюймов)
Движение
Скорость От 26 узлов (48 км/ч) до 27,4 узлов (50,7 км/ч)
Дополнить 22 мужчины
Вооружение

МО МО ( русский : производившихся , инициализм Малый охотник , Малый охотник , «Маленький охотник»; прозвище Мошка , Мошка , «Мошка») — класс военно-морских катеров, до и во время Второй мировой войны для Советского ВМФ и Пограничных войск НКВД. Войска . Первоначально их основной функцией была противолодочная борьба. Во время войны они выполняли множество дополнительных функций: от поддержки десантных операций до сопровождения конвоев. Было построено более 350 лодок. [ 1 ]

В начале 1930-х годов основным направлением советского судостроения было строительство малых сторожевых кораблей и катеров различного назначения. Среди них большую часть составляли лодки-охотники за подводными лодками. Класс МО был первым классом катеров-охотников за подводными лодками советской постройки, аббревиатура которого означала «Маленький охотник». В отличие от торпедных катеров, катера МО не имели торпедного вооружения, а имели стойки глубинных бомб . [ 1 ]

История дизайна

[ редактировать ]

Типы МО-1, МО-2 и МО-3

[ редактировать ]

Головным кораблем этого класса был пограничный сторожевой катер ПК-139 водоизмещением 51 тонна (50 длинных тонн; 56 коротких тонн) , которому в 1935 году было присвоено классовое обозначение МО-1. Серийная серия представляла собой несколько более быстроходный катер, учитывая обозначение МО-2. Около 27 [ 1 ] до 36 [ 2 ] лодки этого класса были построены в 1935–1936 годах. Слегка модифицированный МО-3 производился ограниченным тиражом, в результате чего было построено четыре лодки. [ 1 ]

Макет типа МО-4 в Военно-морском музее Северного флота в Мурманске.

МО-4 был самым производимым типом этого класса, всего было построено около 250 экземпляров. Это был слегка модифицированный вариант МО-2, с более вертикальной кормой и немного более низкой. Он был спроектирован в конструкторском бюро Судостроительного завода морской пограничной охраны НКВД в Ленинграде (с 1939 года — судостроительное завод № 5 НКВД, ныне предприятие «Алмаз» ). Лодка не имела брони и имела деревянную конструкцию, но состояла из девяти изолированных друг от друга секций, позволявших оставаться на плаву даже после серьезных повреждений. Три бензиновых двигателя ГАМ-34БС имели мощность 850 л.с. (840 л.с. , 630 кВт ) при 1850 об/мин или 675 л.с. (666 л.с., 496 кВт) при 1750 об/мин. Основным вооружением лодки были глубинные бомбы и 45-мм полуавтоматические пушки . Лодки также имели пару ДШК крупнокалиберных пулеметов . Лодки МО-4 строились на нескольких верфях, в том числе в Ленинграде, Сосновке и Астрахани , с 1937 по 1943 год. [ 1 ]

Чертеж типа БМО

Летом 1943 года на ленинградских верфях разработали новый вариант, призванный исправить недостаток брони МО-4. Буква Б обозначала броненный ( бронированный ) . ​Новая лодка была сделана из стали, а двигатель защищала броня толщиной до 12 мм (0,47 дюйма). Одну из 45-мм пушек заменили на 37-мм 70-К зенитную пушку , имевшую более высокие зенитные характеристики. 48 машин было построено во время войны и еще 18 — во второй половине 1945 года. [ 3 ] [ 4 ]

История обслуживания

[ редактировать ]
Катер класса МО Северного флота глубинно атакует немецкую подводную лодку, 1943 год.

Лодки класса МО выполняли в годы войны очень большое количество обязанностей, служа на всех флотах. В их обязанности входило патрулирование периметра военно-морских баз, охота на подводные лодки, сопровождение конвоев, постановка и обезвреживание мин, поддержка высадки десанта и борьба с малыми кораблями противника. Некоторые выдающиеся отдельные лодки перечислены ниже. [ 1 ] [ 2 ]

Это один из самых известных катеров типа МО-4 . потопила немецкую подводную лодку U-250 30 июля 1944 года на мелководье Балтийского моря . Командир U-250 и пятеро членов экипажа выжили и попали в плен. Подводная лодка была поднята советскими войсками в начале сентября и переброшена в Ленинград. К радости инженеров, подлодка имела на борту неповрежденные секретные акустические торпеды . [ 1 ] [ 5 ]

Лодка типа МО-4 ранее носила название МО-113 . затонула немецкая подводная лодка U-679 . 9 января 1945 года в Балтийском море [ 6 ]

Лодка типа МО-4 ранее была известна как ПК-125 (во время службы в Пограничных войсках НКВД), СКА-074 и СКА-065 (во время службы в ВМФ СССР). Катер был мобилизован в состав Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны получил наименование « Гвардейский катер и за боевые заслуги 25 июля 1943 года » (командир старший лейтенант Павел Сивенко получил множество советских боевых наград и наград). был также награжден медалью «За выдающиеся заслуги» ВМФ США). [ 7 ] Дожил до конца войны и в июле 1945 года был возвращен в Погранвойска НКВД. [ 8 ]

Лодка типа МО-4 ранее называлась ПК-148 (во время службы в Пограничных войсках НКВД). В годы Великой Отечественной войны была мобилизована на Черноморский флот. В военное время катер уничтожил два патрульных катера противника и один самолет. Лодка также сопровождала в общей сложности 184 корабля при конвоировании и обезвредила 20 морских мин во время операций по тралению. СКА-084 была первой лодкой в ​​ВМФ СССР, на которой был установлен морской вариант «Катюши» калибра 82 мм (3,2 дюйма) . Потоплен артиллерийским огнем 11 сентября 1943 года под Новороссийском . [ 9 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Военные корабли России , с. 80.
  2. ^ Jump up to: а б «Сайт Черноморского флота, класс МО (на русском языке)» .
  3. ^ охотник "БМО" . Russ-flot.narod.ru. Retrieved on 2010-12-23.
  4. ^ Chernyshev p. 199
  5. ^ «У-250» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны . Uboat.net . Проверено 21 декабря 2010 г.
  6. ^ «Ю-679» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны . Uboat.net . Проверено 21 декабря 2010 г.
  7. ^ Zaytsev, Yuriy M. (August 2019). "Советские военные моряки и флотские лётчики — кавалеры американских наград" [Soviet naval officers and naval pilots, holders of US decorations]. Military Historical Journal (Preprint) (in Russian) (8 #712): 32–41 . ISSN  0321-0626 . Archived from the original on November 30, 2021 . Retrieved June 21, 2024 .
  8. ^ Chernyshev, Alexander A. (2013). Морская гвардия Отечества . Морская летопись (in Russian). Moscow: ООО "Издательство "Вече". pp.  226–228 . ISBN  978-5-4444-0938-1 .
  9. ^ "Морской охотник "ПК-148" Черноморского флота" . Kchf.ru (in Russian). Archived from the original on June 7, 2023 . Retrieved June 21, 2024 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b6426e31ef59dd31d1cfb7de4993d91c__1723369380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/1c/b6426e31ef59dd31d1cfb7de4993d91c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
MO-class small guard ship - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)