Американская подводная лодка класса «Голландия»
![]() АГ-25
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | |
В эксплуатации | 1916 |
В комиссии | - 1950 |
Планируется | 17 |
Завершенный | 11 |
Отменено | 6 |
Потерянный | 9 |
Ушедший на пенсию | 2 |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Дизель-электрическая подводная лодка |
Тип | Подводная лодка типа Голландия 602 , 602F, 602GF, 602L, 602R |
Смещение |
|
Длина | 150 футов 3 дюйма (45,80 м) |
Луч | 16 футов (4,9 м) |
Черновик | 12 футов 6 дюймов (3,81 м) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 50 метров (160 футов) |
Дополнить | 30 |
Вооружение |
|
Американские подводные лодки класса Holland , также класса AG или класса A , представляли собой подводные лодки типа Holland 602, использовавшиеся Императорским флотом России и СССР в начале 20 века. Малые подводные лодки участвовали в Первой мировой войне на Балтийском и Черноморском театрах военных действий, а некоторые из них также участвовали в боевых действиях во время Второй мировой войны.
Разработка
[ редактировать ]Тип AG был разработан Джоном Филипом Холландом из компании Electric Boat Company . Конструкция была известна как Holland 602GF/602L . [ 1 ] [ 2 ] который был очень похож на американский H-класс . Русское сокращение «АГ» происходит от «Американский Голландия» («Американская Голландия»). В 1916 году Российское Морское министерство заказало 11 единиц.
Лодки были построены на верфи Barnet Yard в Ванкувере, Британская Колумбия , Канада, в виде разборных комплектов . Комплекты были доставлены на корабле во Владивосток и по Транссибирской магистрали в европейскую часть России . Лодки собирались на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и его филиале в Николаеве на Черном море (ныне Николаев , Украина ). [ 1 ] Как и некоторые британские лодки H-класса (такой же конструкции), они были оснащены преобразователями Фессендена — ранней формой гидролокатора . [ 1 ]
Русская революция 1917 года замедлила сборку в Николаеве, но с большим трудом она была завершена. В 1918 году подводные лодки АГ 21 – АГ 26 были включены в состав Украинского государственного флота. [ 3 ] В 1920 году один ( АГ 22 ) был захвачен русским Белым движением , в конечном итоге эвакуировавшимся в Бизерту вместе с флотом Врангеля , а пять были захвачены Красной Армией после Гражданской войны. Все подводные лодки были построены после войны. Все сохранившиеся советские подводные лодки АГ перед Второй мировой войной были модернизированы. [ 2 ]
Русские также заказали еще шесть подводных лодок, но их не удалось доставить из-за революции. Вместо этого в 1918 году они были переданы ВМС США как класс H.
Оперативное обслуживание
[ редактировать ]Пять подводных лодок были переданы Балтийскому флоту , а остальные шесть - Черноморскому флоту .
Во время Первой мировой войны российские подводные лодки действовали совместно с британской флотилией подводных лодок на Балтике против немецкого флота. Все изменилось с Октябрьской революцией и гражданской войной в Финляндии .
В 1918 году немецкая оккупация Таллина и Брест-Литовский мирный договор вынудили британскую флотилию перебраться в Хельсинки, находившуюся тогда под защитой Финской Социалистической Рабочей Республики . Немецкое вмешательство в гражданскую войну в Финляндии и высадка 10-тысячной немецкой Балтийской дивизии в Ханко вынудили экипаж затопить восемь оставшихся подводных лодок и три корабля поддержки «Цицерон» , «Эмили» и «Обсидиан » за пределами гавани Хельсинки. Путем переговоров с немцами многим кораблям российского флота, стоявшим в Хельсинки, было разрешено уйти в Кронштадт. Однако сложная ледовая обстановка не позволила следовать более мелким судам, и их пришлось оставить. Среди них были четыре российских АГ в Ханко. Прибытие немецких войск под командованием Рюдигера фон дер Гольца 3 апреля вынудило русских спешно затопить подводные лодки, в том числе AG 12 и AG 16 , в гавани Ханко.
Финны обнаружили и подняли две лодки. Были составлены обширные планы по их ремонту, но тяжелая экономическая ситуация 1920-х годов и новая программа судостроения 1930-х годов в конечном итоге привели к их сдаче на слом. [ 4 ]
Советский ВМФ переименовал оставшиеся пять АГ в класс А , и все они прошли серьезную модернизацию в конце 1930-х годов. Два самолета этого класса были потоплены во время Второй мировой войны: А-1 был затоплен Советским Союзом, чтобы предотвратить захват 26 июня 1942 года, [ 5 ] А-3 был потоплен немецким противолодочным кораблем. Самой значительной победой этого старого класса подводных лодок стало потопление румынского торгового судна SS Sulina (3495 брт), достигнутое той же А-3 . [ 6 ]
Лодки класса
[ редактировать ]Балтийский флот
[ редактировать ]
- АГ-11 (затоплен в Ханко , 3 апреля 1918 г.)
- АГ-12 (затоплен в Ханко 3 апреля 1918 г., поднят финнами и позже сдан на слом)
- АГ-14 (затоплен в сентябре 1917 г. в Балтийском море, обнаружен в 2003 г.)
- АГ-15 (потоплен в июне 1917 г., поднят, затоплен в Ханко, 3 апреля 1918 г.)
- АГ-16 (бывший АГ-13 , затоплен в Ханко 3 апреля 1918 г., поднят финнами, списан в 1929 г.)
Черноморский флот
[ редактировать ]- АГ-21 (попал в руки немцев, а затем британцев, затоплен 24 апреля 1919 года в Севастополе. Позже поднят Советами и переименован в А-5 )
- АГ-22 (интернирован флотом Врангеля в 1921 году в Бизерте и в конечном итоге списан)
- АГ-23 (позже А-1 ; затоплен 26 июня 1942 г. в Севастополе. Поднят в 1945 г. и списан на слом)
- АГ-24 (позже А-2 и М-52 )
- АГ-25 (позже А-3 ; потерян по неизвестной причине после 28 октября 1943 г.)
- АГ-26 (позже А-4 )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Тип "АГ" (Американский Голланд) (in Russian) ( Translation [ постоянная мертвая ссылка ] )
- ^ Перейти обратно: а б Военные корабли союзников: подводные лодки класса А (AG)
- ^ ФЛОТОВОДЦЫ УКРАИНЫ (in Russian)
- ↑ Финские подводные лодки. Архивировано 11 марта 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «А-1 ВМФ СССР — Советская подводная лодка класса А(АГ) — Боевые корабли союзников Второй мировой войны — uboat.net» . uboat.net . Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ «А-3 ВМФ СССР — советская подводная лодка класса А(АГ)» . uboat.net . Проверено 20 августа 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- «Строительство подводных лодок для России в заливе Беррард», автор У. Кей Лэмб, опубликовано в журнале BC Studies № 71, осень 1986 г.
- Полмар, Норман и Джурриен Нут (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР, 1718-1990 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-570-1 .
- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский Российский Флот . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 0-85368-912-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]