Тральщик класса Фугас
![]() Судно проекта 53-У Т-206 «Верп»
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Класс Фугас (Проект 3) |
Операторы | |
Преемник | Тральщик класса Т43 |
Построен | 1933–1946 |
В комиссии | 1936–1961 |
Завершенный | 44 |
Потерянный | 19 |
Ушедший на пенсию | 25 |
Общие характеристики | |
Смещение | 490–535 тонн |
Длина | 62 метра |
Луч | 7,41 метра |
Черновик | 2,5 метра |
Установленная мощность | 2x1400 л.с. (1000 кВт) |
Движение | дизельные двигатели с приводом от двух винтов |
Скорость | 17,5 узлов (32 км/ч) |
Диапазон | 7200 миль (13300 км) на скорости 12 узлов (22 км/ч) |
Дополнить | 52–61 |
Вооружение |
|
Класс Fugas (названный в честь Fougasse ) представлял собой группу тральщиков, построенных для Советского ВМФ в 1930-х и 1940-х годах. Советские обозначения: Проект 3, Проект 53, Проект 53-У и Проект 58.
Дизайн
[ редактировать ]Техническое задание на проект было выпущено в 1930 году, а проект утвержден в 1931 году. Номера проектов (3, 53, 53-У или 58) были применены задним числом в 1939 году.
Корабли строились со стальными корпусами смешанной сварки и клепаной конструкции. Отделение экипажа было дополнительно покрыто ламинатом для теплоизоляции. Внутреннее пространство судна было разделено на девять водонепроницаемых отсеков. Суда должны были быть очень пригодными для проживания в дальних плаваниях, иметь центральное отопление, сауну и даже киноаппаратуру.
Минно-тральное оборудование состояло из трех буксируемых трасов. Различные попытки соответствовать ведущим тропам не увенчались успехом. Кроме того, с 1944 года были установлены магнитные трассы, а вскоре и акустические трассы. Живучесть против магнитных мин обеспечивали 3-секционные катушки размагничивания .
Эксплуатация военного времени привела к нескольким полевым модификациям, из которых характерно увеличение зенитного вооружения, как правило, за счет количества переносимых мин и артиллерийских снарядов – из-за ограниченной остойчивости корабля. Угол максимального восстанавливающего усилия при повороте составил всего 38 градусов при стандартной нагрузке.
Экипаж также был обеспечен стрелковым оружием (один пулемет Дегтярева и 15 винтовок) для огневой поддержки на берегу. Наконец, тральщики были способны нести до десяти 45-мм противотанковых орудий и до 600 человек пехоты с легким вооружением. [ 1 ]
Конструкция была признана в целом удовлетворительной, недостатки конструкции, приводившие к снижению мореходности, живучести и недостаточной остойчивости, постепенно устранялись в более поздних подтипах. Однако внутренние проблемы относительно плохой маневренности и слишком глубокой для тральщика осадки (что приводило к частым разрушениям судов на минных полях) решить было невозможно.
Было выпущено несколько версий:
- Проект 3 (1930 г.) – 8 судов, экипаж 52 человека.
- Пр.53 (1933 г.) – 10 судов, жесткий балласт, усовершенствование рулевого устройства, дверей и люков.
- Пр.53-У (1937 г.) – 17 кораблей, расширенный корпус, усиленное зенитное вооружение, экипаж 66 человек.
- Проект 58 (1937 г.) - 7 судов, улучшенная отсекаемость и остойчивость, улучшенные дизельные двигатели мощностью 1600 л.с. (1200 кВт) каждый.
Корабли
[ редактировать ]Всего было построено 44 корабля, хотя два последних корабля так и не были доведены до технических характеристик тральщиков. Суда с однозначными обозначениями (Т-1 до Т-8) были приписаны к Тихоокеанскому флоту, от Т-201 до Т-221 – к Балтийскому флоту, от Т-401 до Т-415 – к Черноморскому флоту. . [ 2 ]
Имя | Подкласс | ?Запущен | Введен в эксплуатацию | Судьба | Комментарии |
---|---|---|---|---|---|
T-1 Strela | Проект 53 | 10/5/1935 | 13/8/1938 | ушедший на пенсию | |
Т-2 Трос | Проект 53 | 22/5/1935 | 25/9/1938 | ушедший на пенсию | переведен в Северную Корею |
T-3 Podsekatel | Проект 53 | 16/9/1935 | 14/11/1938 | ушедший на пенсию | |
T-4 Provodnik | Проект 53 | 30/6/1935 | 4/12/1938 | ушедший на пенсию | |
Т-5 Параван | Проект 58 | 15/3/1937 | 30/12/1938 | ушедший на пенсию | |
Т-6 Капсюль | Проект 58 | 21/3/1937 | 30/1/1939 | ушедший на пенсию | |
Автомобиль Т-7 | Проект 53 | 30/12/1936 | 8/9/1938 | затонул | затонул во время шторма в 1949 году. |
Т-8 Проверка | Проект 53 | 27/12/1936 | 2/11/1938 | ушедший на пенсию | передан Северной Корее в декабре 1953 г. |
T-201 Zaryad | Проект 3 | 12/10/1933 | 26/12/1936 | затонул | Транспорт ВТ-509 был поврежден той же миной, на которой потонул «Заряд» [ 3 ] |
Т-202 Буй | Проект 3 | 12/12/1933 | 11/8/1938 | затонул | потоплен немецкой электронной лодкой [ 4 ] |
Т-203 Патрон | Проект 3 | 28/12/1933 | 4/7/1938 | затонул | |
Т-204 Утечки | Проект 3 | 5/1/1934 | 10/12/1936 | затонул | мина, заложенная Фугасом, потопила немецкий истребитель подводных лодок Uj-113 Nordmark [ 5 ] [ 6 ] |
Т-205 Молоток | Проект 53-У | 11/10/1937 | 21/7/1939 | ушедший на пенсию | серьезно поврежден во время Gauntlet в Финском заливе |
Пакет Т-206 | Проект 53-У | 12/10/1937 | 17/6/1939 | затонул | |
T-207 Shpil | Проект 53-У | 17/11/1937 | 23/9/1939 | ушедший на пенсию | |
T-208 Shkiv | Проект 53-У | 18/11/1937 | 12/10/1939 | затонул | потоплен немецкими электролодками С-35 и С-60. |
Т-209 Кнехт | Проект 53-У | 16/6/1938 | 3/6/1940 | затонул | |
Т-210 Нет | Проект 53-У | 8/8/1938 | 14/11/1939 | ушедший на пенсию | затоплен и поднят в 1944 г. |
Т-211 Рим | Проект 53-У | 21/9/1938 | 25/6/1940 | ушедший на пенсию | |
Т-212 Штаг | Проект 53-У | 6/6/1938 | 26/7/1940 | затонул | |
Т-213 Крамболь | Проект 53-У | 26/8/1938 | 30/11/1939 | затонул | |
Т-214 Бюгель | Проект 53-У | 26/8/1938 | 29/6/1940 | затонул | потоплен 28 августа 1941 года на мине вместе с 34 другими судами в Гаунтлете в Финском заливе. |
Т-215 | Проект 53-У | 23/4/1939 | 30/9/1940 | ушедший на пенсию | в 1961 г. переоборудован в плавучую казарму ПКЗ-33. |
Т-216 | Проект 53-У | 17/9/1939 | 24/12/1940 | затонул | потоплен 28 августа 1941 года на мине вместе с 34 другими судами в Гаунтлете в Финском заливе. |
T-217 Kontr-admiral Yurkovsyu | Проект 53-У | 21/9/1939 | 5/8/1941 | ушедший на пенсию | списан в 1961 году |
Т-218 | Проект 53-У | 20/3/1939 | 23/12/1940 | ушедший на пенсию | в 1957 г. переоборудован в опытное судно ОС-9. |
T-219 Kontr-admiral Horoshhin | Проект 53-У | 27/4/1941 | 25/9/1944 | ушедший на пенсию | переоборудован в экспериментальное судно в 1956 г. |
Т-220 Трал | Проект 53-У | 10/4/1941 | 16/10/1946 | ушедший на пенсию | |
Т-221 | Проект 53-У | 10/4/1941 | 6/6/1946 | ушедший на пенсию | после завершения переименован в «Дмитрий Лысов». |
Т-401 Трал | Проект 3 | 5/11/1933 | 23/12/1936 | затонул | затонул как цель в 1955 году |
Т-402 Минреп | Проект 3 | 5/11/1933 | 28/1/1937 | затонул | |
T-403 Gruz | Проект 3 | 20/3/1934 | 25/7/1937 | затонул | |
T-404 Sshit | Проект 3 | 17/1/1934 | 25/7/1937 | ушедший на пенсию | мины Сшита и Якора потопили 1 немецкий заградитель и 2 тральщика |
T-405 Vzryvatel | Проект 53 | 11/8/1936 | 27/4/1938 | затонул | сильно поврежден артиллерией и затонул во время шторма. |
T-406 Iskatel | Проект 53 | 19/9/1936 | 29/4/1938 | ушедший на пенсию | переоборудован в экспериментальное судно в 1954 году и просуществовал до 1990 года. |
Т-407 Мина | Проект 53 | 22/12/1936 | 19/8/1938 | ушедший на пенсию | переоборудован в учебное судно в 1956 г., списан в 1992 г. |
T-408 Yakor | Проект 58 | 28/3/1937 | 15/2/1939 | ушедший на пенсию | мины Сшита и Якора потопили 1 немецкий заградитель и 2 тральщика |
Т-409 Гарпун | Проект 58 | 27/4/1937 | 20/2/1939 | ушедший на пенсию | списан в 1960 году |
T-410 Vzryv | Проект 58 | 29/4/1937 | 9/3/1939 | затонул | Потопление «Взрыва» немецкой U-19 стало предлогом для захвата Советским Союзом румынского флота в сентябре 1944 года. |
Т-411 Зашитник | Проект 53 | 10/8/1936 | 31/7/1938 | затонул | |
T-412 Arseniy Raskin | Проект 58 | 13/4/1939 | 3/3/1941 | ушедший на пенсию | списан в 1957 году |
Т-413 | Проект 58 | 29/4/1939 | 21/4/1941 | затонул | поднят и списан в 1947 г. |
Т-414 | уникальный | 3/1/1941 | 17/9/1945 | ушедший на пенсию | был назначен на запрос на восстановление/ремонт автопарка, но так и не был завершен |
Т-415 | уникальный | 20/3/1941 | 5/11/1947 | ушедший на пенсию | построен как учебное судно УТС-255 после попытки сноса в 1942 году. [ 7 ] |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Платонов А. В. Энциклопедия советских надводных кораблей, 1941–1945 / А. В. Платонов. — СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2002. — 640 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-89173-178-9 .
- ^ Ровер и Монаков, с. 137
- ^ Д. А. Бертке, Д. Кинделл, Г. Смит, «ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА МОРСКАЯ ВОЙНА ТОМ 4 ГЕРМАНИЯ ОТПРАВЛЯЕТ РОССИЮ СОЮЗНИКАМ. Повседневные военно-морские действия с июня 1941 года по ноябрь 1941 года», с. 175
- ^ Д. А. Бертке, Д. Кинделл, Г. Смит, «ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА МОРСКАЯ ВОЙНА ТОМ 4 ГЕРМАНИЯ ОТПРАВЛЯЕТ РОССИЮ СОЮЗНИКАМ. Повседневные военно-морские действия с июня 1941 года по ноябрь 1941 года», с. 176
- ^ Diving club Divesport, Корабль Nr2 (UJ – 113, Nordmark)
- ^ Д. А. Бертке, Д. Кинделл, Г. Смит, «ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА МОРСКАЯ ВОЙНА ТОМ 4 ГЕРМАНИЯ ОТПРАВЛЯЕТ РОССИЮ СОЮЗНИКАМ. Повседневные военно-морские действия с июня 1941 года по ноябрь 1941 года», с. 114
- ^ Тип "Фугас". Т-415
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ровер, Юрген и Монаков, Михаил С. (2001). Океанский флот Сталина: советская военно-морская стратегия и программы кораблестроения 1935–1953 гг . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-4895-7 .
- Якубов, Владимир и Ворт, Ричард (2016). «Советские тральщики типа Фугас ». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2016 года . Лондон: Конвей. стр. 99–110. ISBN 978-1-84486-326-6 .