Моторный торпедный катер класса Д3
![]() Торпедный катер типа Д-3 ТКА-12 представлен в Североморске
| |
Обзор класса | |
---|---|
Строители |
|
Операторы | |
Предшественник | класс Г-5 |
Преемник | Класс проекта 123-бис |
Подклассы | 2 |
Построен | 1939–1945 |
В комиссии | 1941–1950-е гг. |
Завершенный | 73 |
Потерянный | 28 |
Общие характеристики | |
Тип | Моторный торпедный катер |
Смещение | 31 тонна (31 длинная тонна; 34 короткие тонны) (стандарт) |
Длина | 22,4 м (73 фута 6 дюймов) в целом |
Луч | 4,04 м (13 футов 3 дюйма) |
Черновик | 1,80 м (5 футов 11 дюймов) |
Движение | Бензиновые двигатели ГАМ-34 или ГАМ-34БС или ГАМ-34ФН |
Скорость | 32–48 узлов (37–55 миль в час; 59–89 км/ч) |
Дополнить | 9 |
Вооружение |
|
Класс Д-3 , получивший обозначение «Проект П-19» , представлял собой класс советских деревянных моторных торпедных катеров (МТБ), построенных до и во время Второй мировой войны . означает Деревянный ( деревянный ) . D
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1935 году ВМФ СССР начал работу над более крупными МТБ, обладавшими большей выносливостью, чем предыдущий многочисленный класс Г-5. В 1937 году были выпущены спецификации на две конструкции: деревянную Д-2 и стальную СМ-3 . Во время испытаний SM-3 получил трещины в корпусе на высоких скоростях, а D-2 имел плохую устойчивость, поэтому ни один из них не был запущен в производство. Тем не менее оба были введены в состав Черноморского флота . [ 1 ]
D-3 был развитием D-2, прототип был построен в 1939 году, а производство было заказано до начала испытаний прототипа лодки. Первоначально они были спроектированы с тремя двигателями Mikulan GAM-34FN, приводящими в движение три вала, но их ненадежность и прекращение производства в 1940 году привели к тому, что вместо них были установлены менее мощные двигатели GAM-34BS. Это снизило его скорость с 48 узлов до 32.
Лодки были вооружены двумя крупнокалиберными пулеметами различных типов и двумя торпедными воротниками БС-7 диаметром 533 мм (21,0 дюйма). Некоторые корабли также были оснащены полученными по ленд-лизу 20-мм автопушками Oerlikon, . [ 2 ]
Производство
[ редактировать ]Лодки выпускались двумя основными сериями. Серия 1941 года с 26 построенными лодками имела заметно меньшую скорость - 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час), а серия 1943 года с 47 построенными лодками - до 47–48 узлов (87–89 км/ч; 54–55 миль в час) благодаря двигателям Packard, полученным по ленд-лизу . Нехватка двигателей в военном Ленинграде привела к тому, что некоторые лодки были оснащены только одним двигателем ГАМ-34БС, а два других вала приводились в движение гораздо более слабыми двигателями ЗИС-5. Эти лодки имели максимальную скорость около 24 узлов (44 км/ч; 28 миль в час) и были переоборудованы в патрульные катера, поскольку они были слишком медленными для использования в качестве торпедных катеров. [ 2 ]
Варианты
[ редактировать ]В 1942 году из-за отсутствия в зоне действия Кронштадта крупных кораблей противника местный завод №5 создал подводный корабль проекта П-19-О , вооруженный более мощными орудиями и 16 глубинными бомбами, но без средств обнаружения подводных лодок. Эта конструкция снова была модифицирована в проект П-19-ОК . [ 2 ]
Кроме того, в 1942 году ССЗ и ЦКБ-50 представили проекты улучшенного Д-3 — проекта П-26 с измененной внутренней компоновкой и дополнительными двигателями, а также проекта 158 — версии со стальным корпусом. Д-3. Кульминацией этих проектов стал проект 200 , который был одобрен в ноябре 1942 года с четырьмя вариантами, запланированными к производству: [ 3 ]
- ОД-200: Деревянный подбойник, запущен в производство.
- ОМ-200: Стальной подзаборник, отменен из-за отсутствия стали.
- ТД-200: Деревянный торпедный катер, прототип построен в 1946 году и производился как ТД-200бис (название по классификации НАТО: P 2-class ) с использованием советских двигателей вместо двигателей, полученных по ленд-лизу.
- ТМ-200 : Стальной торпедный катер, произведено 24 экземпляра.
Наконец, в 1943 году на базе оригинальной конструкции СМ-3 был создан еще один стальной торпедный катер — СТК ДД , получивший обозначение проекта 163 . Это был первый советский миноносец, в котором использовались торпедные аппараты и дизельные двигатели М-50, которые использовались во многих послевоенных проектах миноносцев. Однако он не смог достичь проектной скорости, и был построен только один прототип. [ 4 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Большинство судов работало в Балтийском море . Примечательно, что в октябре 1941 года ВМС Финляндии захватили лодку ТК-52 , после того как она оказалась на мели из-за шторма. Он получил название «Вазема» и до 1943 года использовался в качестве торпедного катера, а затем стал патрульным кораблем. Вернулся в состав ВМФ СССР после Московского перемирия в 1944 году. [ 2 ] Самый заметный военно-морской успех этого класса был достигнут в битве у острова Нерва , где они потопили типа «Эльбинг» большой торпедный катер Т31 .
В Черном море корабли класса Д-3 не эксплуатировались в больших количествах, действовал только первоначальный прототип Д-3 наряду со стальным прототипом СМ-3, позже дополненным лодками ТД-200 и СТК ДД. Оба судна действовали весьма активно, потопив итальянскую сверхмалую подводную лодку CB-5 и немецкую баржу F-334 в 1942 году, а SM-3 потопил еще одну баржу в 1944 году вместе с лодками G-5 во время Крымского наступления .
В Арктике катером класса Д-3 ТКА-12 успешно руководил Александр Шабалин , который впоследствии стал командиром отряда своего подразделения и дважды был удостоен звания Героя Советского Союза. Этот корабль будет выставлен как мемориал в Арктике. город Североморск .
После войны два судна в 1946 году были экспортированы в Польшу и приняты там на вооружение как ТП-1 и ТП-2.
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Будзбон, Рад Зиеми и Твардовский 2022 , стр. 339, 341–2
- ^ Jump up to: а б с д Будзбон, Рад Зиеми и Твардовский 2022 , стр. 315–323
- ^ Будзбон, Рад Зиеми и Твардовский 2022 , стр. 343–344
- ^ Будзбон, Рад Зиеми и Твардовский 2022 , стр. 340.
- Библиография
- Будзбон, Пшемыслав; Рад Земия, Ян; Твардовский, Марек (2022). Боевые корабли советских флотов 1939–1945 гг . компании Pen and Sword Ltd. ISBN 978-1-5267-5195-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- подробности двух основных серий
- краткий список каждого Д-3 (на русском языке)