Jump to content

Моторный торпедный катер класса Д3

Торпедный катер типа Д-3 ТКА-12 представлен в Североморске
Обзор класса
Строители
Операторы
Предшественник класс Г-5
Преемник Класс проекта 123-бис
Подклассы 2
Построен 1939–1945
В комиссии 1941–1950-е гг.
Завершенный 73
Потерянный 28
Общие характеристики
Тип Моторный торпедный катер
Смещение 31 тонна (31 длинная тонна; 34 короткие тонны) (стандарт)
Длина 22,4 м (73 фута 6 дюймов) в целом
Луч 4,04 м (13 футов 3 дюйма)
Черновик 1,80 м (5 футов 11 дюймов)
Движение Бензиновые двигатели ГАМ-34 или ГАМ-34БС или ГАМ-34ФН
Скорость 32–48 узлов (37–55 миль в час; 59–89 км/ч)
Дополнить 9
Вооружение
  • 2 12,7-мм (0,50 дюйма) пулемета позже *1 20-мм (0,79 дюйма) или *1 25-мм (0,98 дюйма) и *1 или 2 12,7-мм (0,50 дюйма) *2 торпеды 533-мм (21 дюйм)
  • 4 глубинные бомбы

Класс Д-3 , получивший обозначение «Проект П-19» , представлял собой класс советских деревянных моторных торпедных катеров (МТБ), построенных до и во время Второй мировой войны . означает Деревянный ( деревянный ) . D

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

В 1935 году ВМФ СССР начал работу над более крупными МТБ, обладавшими большей выносливостью, чем предыдущий многочисленный класс Г-5. В 1937 году были выпущены спецификации на две конструкции: деревянную Д-2 и стальную СМ-3 . Во время испытаний SM-3 получил трещины в корпусе на высоких скоростях, а D-2 имел плохую устойчивость, поэтому ни один из них не был запущен в производство. Тем не менее оба были введены в состав Черноморского флота . [ 1 ]

D-3 был развитием D-2, прототип был построен в 1939 году, а производство было заказано до начала испытаний прототипа лодки. Первоначально они были спроектированы с тремя двигателями Mikulan GAM-34FN, приводящими в движение три вала, но их ненадежность и прекращение производства в 1940 году привели к тому, что вместо них были установлены менее мощные двигатели GAM-34BS. Это снизило его скорость с 48 узлов до 32.

Лодки были вооружены двумя крупнокалиберными пулеметами различных типов и двумя торпедными воротниками БС-7 диаметром 533 мм (21,0 дюйма). Некоторые корабли также были оснащены полученными по ленд-лизу 20-мм автопушками Oerlikon, . [ 2 ]

Производство

[ редактировать ]

Лодки выпускались двумя основными сериями. Серия 1941 года с 26 построенными лодками имела заметно меньшую скорость - 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час), а серия 1943 года с 47 построенными лодками - до 47–48 узлов (87–89 км/ч; 54–55 миль в час) благодаря двигателям Packard, полученным по ленд-лизу . Нехватка двигателей в военном Ленинграде привела к тому, что некоторые лодки были оснащены только одним двигателем ГАМ-34БС, а два других вала приводились в движение гораздо более слабыми двигателями ЗИС-5. Эти лодки имели максимальную скорость около 24 узлов (44 км/ч; 28 миль в час) и были переоборудованы в патрульные катера, поскольку они были слишком медленными для использования в качестве торпедных катеров. [ 2 ]

Варианты

[ редактировать ]

В 1942 году из-за отсутствия в зоне действия Кронштадта крупных кораблей противника местный завод №5 создал подводный корабль проекта П-19-О , вооруженный более мощными орудиями и 16 глубинными бомбами, но без средств обнаружения подводных лодок. Эта конструкция снова была модифицирована в проект П-19-ОК . [ 2 ]

Кроме того, в 1942 году ССЗ и ЦКБ-50 представили проекты улучшенного Д-3 — проекта П-26 с измененной внутренней компоновкой и дополнительными двигателями, а также проекта 158 — версии со стальным корпусом. Д-3. Кульминацией этих проектов стал проект 200 , который был одобрен в ноябре 1942 года с четырьмя вариантами, запланированными к производству: [ 3 ]

  • ОД-200: Деревянный подбойник, запущен в производство.
  • ОМ-200: Стальной подзаборник, отменен из-за отсутствия стали.
  • ТД-200: Деревянный торпедный катер, прототип построен в 1946 году и производился как ТД-200бис (название по классификации НАТО: P 2-class ) с использованием советских двигателей вместо двигателей, полученных по ленд-лизу.
  • ТМ-200 : Стальной торпедный катер, произведено 24 экземпляра.

Наконец, в 1943 году на базе оригинальной конструкции СМ-3 был создан еще один стальной торпедный катер — СТК ДД , получивший обозначение проекта 163 . Это был первый советский миноносец, в котором использовались торпедные аппараты и дизельные двигатели М-50, которые использовались во многих послевоенных проектах миноносцев. Однако он не смог достичь проектной скорости, и был построен только один прототип. [ 4 ]

История обслуживания

[ редактировать ]

Большинство судов работало в Балтийском море . Примечательно, что в октябре 1941 года ВМС Финляндии захватили лодку ТК-52 , после того как она оказалась на мели из-за шторма. Он получил название «Вазема» и до 1943 года использовался в качестве торпедного катера, а затем стал патрульным кораблем. Вернулся в состав ВМФ СССР после Московского перемирия в 1944 году. [ 2 ] Самый заметный военно-морской успех этого класса был достигнут в битве у острова Нерва , где они потопили типа «Эльбинг» большой торпедный катер Т31 .

В Черном море корабли класса Д-3 не эксплуатировались в больших количествах, действовал только первоначальный прототип Д-3 наряду со стальным прототипом СМ-3, позже дополненным лодками ТД-200 и СТК ДД. Оба судна действовали весьма активно, потопив итальянскую сверхмалую подводную лодку CB-5 и немецкую баржу F-334 в 1942 году, а SM-3 потопил еще одну баржу в 1944 году вместе с лодками G-5 во время Крымского наступления .

В Арктике катером класса Д-3 ТКА-12 успешно руководил Александр Шабалин , который впоследствии стал командиром отряда своего подразделения и дважды был удостоен звания Героя Советского Союза. Этот корабль будет выставлен как мемориал в Арктике. город Североморск .

После войны два судна в 1946 году были экспортированы в Польшу и приняты там на вооружение как ТП-1 и ТП-2.

Примечания
Библиография
  • Будзбон, Пшемыслав; Рад Земия, Ян; Твардовский, Марек (2022). Боевые корабли советских флотов 1939–1945 гг . компании Pen and Sword Ltd. ISBN  978-1-5267-5195-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 588db3ff00a5f4fb3c83a4bf67bf6a9b__1711227060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/9b/588db3ff00a5f4fb3c83a4bf67bf6a9b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
D3-class motor torpedo boat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)