Советская подводная лодка М-класса
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2009 г. ) |
![]() Подводная лодка XII серии М
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | |
Предшественник | Никто |
Преемник | Квебек класс |
В эксплуатации | 1933 |
В комиссии | 1933 |
Планируется | 141 |
Завершенный | 141 |
Потерянный | 33 |
Ушедший на пенсию | 108 |
Общие характеристики | |
Тип | Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч |
|
Черновик |
|
Скорость |
|
Дополнить |
|
Вооружение |
|
Подводные лодки М-класса , также «Малютка» класс ( по-русски : Малютка ; малышка построенных прибрежных ), представляли собой класс небольших однокорпусных или полуторакорпусных подводных лодок, в Советском Союзе и использовавшихся во время Второй мировой войны . Подводные лодки строились секциями, чтобы их можно было легко транспортировать по железной дороге. Производство было сосредоточено на Горьковском судостроительном заводе на Волге , после чего секции переправлялись по железной дороге в Ленинград для сборки и достройки. Это было первое применение сварки на советских подводных лодках.
История
[ редактировать ]1930-1940-е годы
[ редактировать ]Подводные лодки этого класса имели четыре серии: VI, VI-бис, XII, XV. Количество лодок VI и VI-бис серий было практически поровну. Серия XII представляла собой переработанный проект с аналогичными тактическими характеристиками. Первые серии оснащались одним дизельным двигателем и одним электродвигателем. Серия XV разрабатывалась отдельно с улучшенными характеристиками, включая главный балласт в легком корпусе и два вала . Эти суда в основном использовались Черноморским и Балтийским флотами .
Хотя конструкция была удовлетворительной, были получены лишь ограниченные результаты, а потери были тяжелыми: в период с 1941 по 1945 год было затоплено 33 подводные лодки. М-103 исчезла в Балтийском море в середине августа 1941 года. Обломки были обнаружены в конце 1990-х годов во время НАТО траления . тренировочное упражнение. [ 1 ] Семь подводных лодок были потеряны в Черном море , четыре глубинными бомбами и потоплены румынскими военными кораблями ( М-31 командира флотилии Мэрэшешти , [ 2 ] М-58 эсминца « Регина Мария» , [ 3 ] М-59 эсминца Регеле Фердинанд [ 4 ] и М-118 румынских канонерских лодок «Гикулеску» и «Стихи». [ 5 ] ) (однако и М-58 , и М-59 также сообщается о потерях на румынских минах, [ 6 ] при этом М-31 тоже была забита минами или немецким судном [ 7 ] ) и три были потоплены на минных полях, заложенных румынскими минными заградителями «Амирал Мургеску» , «Дачия» и «Регеле Карол I» . [ 8 ] К 1945 году было построено около 111 подводных лодок класса М, а в период с 1945 по 1947 год — еще 30 подводных лодок серии XV.
Холодная война
[ редактировать ]Две подводные лодки ранних серий этого класса, а также две советские подводные лодки класса С ( С-52 и С-53 ) и две «Щука» подводные лодки класса (в лизинге С-121 и С-123 ) были проданы ВМФ. Китайская Народная Республика в июне 1954 года как основа подводных сил ВМС Народно-освободительной армии . И подводные лодки класса М, и S были проданы Китаю, а еще две серии М-XV этого класса ( М-278 и М-279 ) были проданы Китаю несколько лет спустя, в 1956 году. Приобретенные Китаем были переименованы. , но двух арендованных подводных лодок класса «Щука» не было. Четыре подводные лодки класса М, купленные Китаем, были переименованы в номера National Defense № 21 , 22 , 23 (бывший М-278 ) и 24 (бывший М-279 ) соответственно. [ 9 ]
Новое время
[ редактировать ]Подводная лодка М-класса была обнаружена недалеко от Таллинна в мае 2012 года. Подводная лодка расположена в Таллиннском заливе между островами Аэгна и Найссаар , на примерной глубине от 65 до 66 метров (от 213 до 217 футов). Предполагается, что это М-216 , который был намеренно затоплен в этом районе в 1962 году в учебных целях. Водолазы подтвердили, что многие компоненты, в том числе перископ , отсутствуют. Также считается, что учения могли быть организованы в результате нескольких смертоносных аварий подводных лодок в 1950-х годах. Одна такая авария произошла под Палдиски весь экипаж М-200 . , где во время неудавшейся спасательной операции погиб [ 10 ]
В июле 2015 года еще одна подводная лодка М-класса (серия XII) была обнаружена в Черном море водолазами у румынского побережья в Костинешти , на глубине примерно 40 метров (130 футов). [ 11 ] [ 12 ] Предполагается, что это либо М-34, либо М-58 , оба потеряны на румынских минных полях. Подлодка засыпана песком до уровня палубы, а также полностью заполнена песком, что делает дальнейшую идентификацию практически невозможной. Верхняя часть корпуса имеет довольно высокий уровень повреждений – обнажаются многие ребра. Кормовой люк был частично открыт. Корпус цельный, боевая рубка и палубное орудие целы.
Версии
[ редактировать ]- Серия VI
- 30 подводных лодок, построенных в 1932–1934 годах, имели длину 37,5 м и водоизмещение 201 тонну в подводном положении (158 тонн в надводном). [ 13 ]
|
|
|
- Серия VI-бис
- 19 подводных лодок, построенных в четырех секциях в период с 1934 по 1936 год, имели длину 37,5 м и водоизмещение 202 тонны в подводном положении (161 тонна в надводном).
|
|
|
- Серия XII
- 45 подводных лодок, построенных в шести секциях в период с 1936 по 1941 год, имели длину 44,5 м и водоизмещение 258 тонн в подводном положении (206 тонн в надводном).
|
|
- Серия XV
- 4 подводные лодки, построенные в семи секциях во время Второй мировой войны, а остальные 11, построенные после нее, до 1953 года имели длину 53,0 м и водоизмещение 420 тонн в подводном положении (350 тонн в надводном).
Завершено во время Второй мировой войны:
|
Завершено после Второй мировой войны:
|
Обе серии VI и VI-бис были построены А.Н. Асафовым. XII серию создал П.И. Сердюк, XV серию — Ф.Ф. Полушкин.
-
Серия VI
-
Серия VI-бис
-
Серия XII
-
Серия XV
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Проект Baseline в Финляндии повышает осведомленность о тайнах Балтийского моря» .
- ^ Уитли 2000 , с. 224.
- ^ Бертке 2012 , с. 389.
- ^ Дональд Бертке, Гордон Смит, Дон Кинделл, Морская война Второй мировой войны, Том 5: Воздушный налет на Перл-Харбор. Это не тренировка, с. 63
- ^ Михаил Монаков, Юрген Ровер, Сталинский океанский флот: советская военно-морская стратегия и программы кораблестроения 1935-1953 гг ., с. 266
- ^ Энтони Престон, Военный корабль , Conway Maritime Press, 2001, стр. 75
- ^ Дональд А. Бертке, Гордон Смит, Дон Кинделл, Морская война Второй мировой войны, Том 8: Гуадалканал обеспечен , 2015, стр. 77
- ^ Михаил Монаков, Юрген Ровер, Океанский флот Сталина: советская военно-морская стратегия и программы кораблестроения 1935-1953 гг. , стр. 265 и 266.
- ^ Лай, Бенджамин (2016). Зубы Дракона: Народно-освободительная армия Китая – ее история, традиции и возможности в воздухе, на море и на суше в 21 веке . [Место издания не указано]. ISBN 978-1-61200-389-4 . OCLC 957636541 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ↑ На эстонском языке: Подводная лодка в Таллиннской бухте класса «Малютка» .
- ^ "затонувшие корабли: малютка [румынские затонувшие корабли на Черном море]" . www.blackseawrecks.ro .
- ^ «Подводное плавание Тенерифе» . Дайв-центр Aquarius Тенерифе .
- ^ «Класс М (Малютка) — боевые корабли союзников Второй мировой войны» . Uboat.net . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ Момбек 2001 , с. 246.
Библиография
[ редактировать ]- Баньяско, Эрминио (1977). Подводные лодки Второй мировой войны , Cassell & Co, Лондон ISBN 1-85409-532-3
- Бертке, Дональд А. (2012). Вторая мировая война, Морская война, Том 4: Германия отправляет Россию к союзникам: повседневные действия военно-морских сил с июня 1941 года по декабрь 1941 года . Дейтон, Огайо: Публикации Бертке. ISBN 978-1-937470-03-6 .
- Момбик, Эрик (2001). История 5-го истребительного авиаполка - Том 1 - Эскадрилья эсминцев и эскадрилья истребителей-бомбардировщиков ] Истребители в Арктическом море - . Линкебек, Бельгия: ASBL, Ла Порт-д'Ув. ISBN 978-2-9600236-3-3 .
- Уитли, MJ (2000). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: ISBN Cassell & Co. 1-85409-521-8 .