Светлана Крейсер класса
![]() Krasny Krym at anchor in 1943
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Светлана класс |
Строители | |
Операторы | ![]() |
Предшественник | Муравьева Амурского. класс |
Преемник | Admiral Nakhimov class |
Расходы | 8 300 000 рублей |
Построен | 1913–28 |
В комиссии | 1928–58 |
Планируется | 4 |
Завершенный | 3 (1 завершен как крейсер) |
Отменено | 1 |
Потерянный | 1 |
Списано | 2 |
Общие характеристики (согласно проекту) | |
Тип | Легкий крейсер |
Смещение | 6860 т (6750 длинных тонн ) ( стандарт ) |
Длина | 158,4 м (519 футов 8 дюймов) |
Луч | 15,3 м (50 футов 2 дюйма) |
Черновик | 5,56 м (18 футов 3 дюйма) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 × вала; с прямым приводом 4 × паровые турбины |
Скорость | 29,5 узлов (54,6 км/ч; 33,9 миль в час) |
Дополнить | 630 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Крейсер «Светлана» типа был первым классом построенных лёгких крейсеров, для Императорского российского флота (ИРН) в 1910-е годы. Строительство было прервано Первой мировой войной , русской революцией и Гражданской войной в России . Лишь «Светлана» из квартета была достроена Советским Союзом как крейсер , два были переоборудованы в нефтяные танкеры , а оставшийся корабль был сдан на слом , не достроенный.
«Светлана» , теперь переименованная в «Профинтерн» была передана Черноморскому флоту , вступила в полную боевую готовность в 1928 году и в следующем году . Корабль был переименован в «Красный Крым» в 1939 году и поддерживал советские войска во время Черноморских походов во время Второй мировой войны . После войны он стал учебным кораблем , пока в 1958 году корабль не был списан и разобран два года спустя.
Предыстория и дизайн
[ редактировать ]Госдума , но у ранее одобрила строительство современных линкоров-дредноутов ИРН не хватало современных крейсеров и эсминцев . Через несколько лет после того, как были заказаны первые «Гангут» линкоры типа , военно-морской флот наконец получил одобрение на постройку четырех легких крейсеров в рамках программы судостроения 1912–1916 годов для разведки крупных кораблей и руководства флотилиями эсминцев . Работы по проектированию кораблей начались еще в 1907 году, но IRN потребовалось несколько итераций между чередующимися спецификациями и проектами, чтобы решить, что из этого осуществимо. В начале 1912 года он провел конкурс на проект корабля водоизмещением 4100–5100 метрических тонн (4000–5000 длинных тонн ), вооруженного дюжиной 55- калиберных 130-миллиметровых (5,1 дюйма) орудий образца 1913 года, способных развивать скорость 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час), защищен боковой броней. Другими важными требованиями были сильное сходство со строившимися дредноутами и способность ставить мины . Ни одно из предложений не оказалось полностью удовлетворительным, и верфям было предложено разработать новые, более крупные конструкции. Военно-морской флот объединил материалы от Русско-Балтийский и Путиловский заводы на проект водоизмещением 6700 тонн (6600 длинных тонн) в ноябре. В феврале 1913 года ИРН потребовалось отобрать часть денег с крейсеров для оплаты «Бородино» типа линейных крейсеров , и верфи согласились снизить цену с 9 660 000 рублей , без учета орудий и брони, до 8 300 000 рублей в обмен на снижение скорости до 29,5. узлы (54,6 км/ч; 33,9 миль в час); Затем 13 февраля военно-морской флот заказал по два корабля с каждой верфи. Поздние изменения в конструкции, включая добавление стабилизаторов поперечной устойчивости баков Frahm и приспособления для гидросамолета , увеличили водоизмещение на несколько сотен дополнительных тонн . [ 1 ]
Корабли класса «Светлана» имели общую длину 158,4 метра (519 футов 8 дюймов), ширину 15,3 метра (50 футов 2 дюйма), [ 2 ] и осадка 5,56 метра (18 футов 3 дюйма). Водоизмещение кораблей составляет 6860 метрических тонн (6750 длинных тонн) при нормальной нагрузке. Они были оснащены четырьмя Curtis- AEG - Vulkan паровыми турбинами с прямым приводом . [ 3 ] каждый приводит в движение один гребной вал , используя пар, вырабатываемый 13 котлами Ярроу . Турбины были рассчитаны на мощность 50 000 лошадиных сил на валу (37 000 кВт ), что позволяло кораблю двигаться со скоростью 29,5 узлов; те, что для Светланы и Адмирала Грейга, были заказаны у AG Vulcan Stettin в Германии ( Admiral Greig заключил субподряд с Blohm + Voss ). Они не были доставлены из-за начала Первой мировой войны , а те, что предназначались для «Светланы», использовались для двигателей немецких крейсеров типа «Бруммер» . В результате новые двигатели пришлось заказывать в Великобритании; это задержало «Светлану» и, вероятно, помешало завершению строительства «Грейга» в качестве крейсера. [ 4 ] Суда перевезли 1167 длинных тонн (1186 т) мазута . Их экипаж состоял примерно из 630 офицеров и членов экипажа. [ 2 ]
Увеличение габаритов « Светлан » в ходе проектирования позволило увеличить их основное вооружение с 12 до 15 орудий образца 1913 года в одиночных установках. Шесть из десяти орудий главной палубы располагались в казематах , и все они были затруднительны для работы в плохую погоду. [ 5 ] Орудия имели дальность стрельбы 15 364 метра (16 802 ярда) на высоте +20 ° и стреляли снарядами массой 36,86 кг (81,3 фунта) с начальной скоростью 823 м / с (2700 футов / с). [ 6 ] Максимальная скорострельность составляла восемь выстрелов в минуту. [ 7 ] Корабли также были вооружены четырьмя зенитными (зенитными) орудиями калибра 38 калибра 63,3 мм (2,5 дюйма) , хотя их максимальная высота была ограничена +75°. [ 8 ] диаметром 450 мм (17,7 дюйма) два подводных торпедных аппарата и могли нести 100 мин. Во время постройки зенитные орудия « Светланы » 30 калибра 76,2 мм (3,00 дюйма) Лендера были заменены на зенитные орудия , а остальные корабли предназначались для установки зенитных орудий калибра 102 мм (4,0 дюйма). [ 2 ]
Толщина ватерлинии составляла кораблей класса «Светлана» 76 миллиметров. Он простирался по всей длине корпуса и занимал территорию от нижней палубы до 0,91 метра (3 фута) ниже ватерлинии. Над ним находился 25-миллиметровый (0,98 дюйма) пояс брони, закрывавший пространство между нижней и главной палубами. Каждая из этих палуб имела толщину 20 миллиметров (0,79 дюйма), а воздухозаборники воронки были защищены 25-миллиметровой броней. Стенки боевой рубки имели толщину 76 миллиметров, а орудийные щиты, защищающие 130-миллиметровые орудия, — 25 миллиметров. [ 2 ]
Корабли
[ редактировать ]Имя | Русский | Строитель [ 9 ] | Заложен [ 9 ] | Запущен [ 9 ] | Введен в эксплуатацию [ 9 ] | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
Krasny Krym (экс- Светлана , экс- Профинтерн ) |
Красный Крым, Светлана, Профинтерн | Русско-Балтийский завод , Ревель (ныне Таллинн ), Эстония | 7 декабря 1913 г. | 27 ноября 1915 г. | 1 июля 1928 г. | Списан, июль 1959 г. |
СС Азнефть (бывший адмирал Грейг ) |
Адмирал Грейг | 7 ноября 1913 г. | 9 декабря 1916 г. | 24 декабря 1926 г. | ||
Адмирал Бутаков | Адмирал Бутаков | Путиловский завод , Санкт-Петербург. | 29 ноября 1913 г. | 5 августа 1916 г. | Списан неполным | |
СС Грознефть (экс- адмирал Спиридов ) |
Адмирал Спиридов | 9 сентября 1916 г. | 24 декабря 1926 г. |
Услуга
[ редактировать ]«Светлана» и ее однотипные корабли были эвакуированы в Петроград , когда немцы подошли к Ревелю в конце 1917 года, и были незавершены во время русской революции . В 1922 году Советы переименовали Светлану в Профинтерн . [ 10 ] и сняла оригинальные торпедные аппараты в обмен на пару тройных 533-миллиметровых (21 дюйм) торпедных аппаратов на главной палубе. [ 11 ] Корабль был построен в 1925 году, хотя для полной готовности ему потребовалось еще несколько лет работы. Первоначально приписанный к Балтийскому флоту , «Профинтерн» был передан Черноморскому флоту в 1929 году. В конце 1930-х годов он прошел капитальный ремонт , и его зенитное вооружение было значительно усилено. Корабль был переименован в «Красный Крым» после завершения капитального ремонта в 1939 году. [ 12 ] Во время Великой Отечественной войны поддерживала советские войска во время блокады Одессы , блокады Севастополя и Керченско-Феодосийской операции зимой 1941–1942 годов. Корабль был переклассифицирован в учебный корабль в 1945 году, выведен из эксплуатации в 1958 году и отправлен на слом в 1960 году. [ 13 ]
«Адмирал Спиридов» и «Адмирал Грейг» были переоборудованы в дизельные нефтяные танкеры в 1920-х годах и переименованы в «Грознефть» и «Азнефть» соответственно. Впоследствии они были переброшены в Черное море , где последний корабль оторвался от швартовки во время шторма в Туапсе 23 декабря 1938 года. Его нанесло ветром на мол и перевернуло . «Грознефть» была переименована в «Грозный» в 1935 году и была захвачена немцами 8 октября 1941 года. Корабль был затоплен в Мариуполе 20 сентября 1943 года и был снят с мели после войны . Грозный был переведен обратно на Балтику в 1946 году. [ 14 ] В 1928 году «Адмирал Бутаков» был переименован в «Ворошилов» , и было составлено несколько планов его достройки, в том числе как учебный корабль, вооруженный четырьмя башнями Б-2ЛМ (проект 78), но ни один из них не был реализован. [ 15 ] [ 10 ] Ее корпус использовался в качестве волнолома в устье реки Невы в Санкт-Петербурге, а затем был разобран в 1952 году. [ 14 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Вествуд, стр. 89–91.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гардинер и Грей, с. 305
- ^ Додсон и Ноттельманн, с. 190
- ^ Додсон и Ноттельманн, с. 190–91
- ^ Мастер, стр. 34–35.
- ^ Фридман, с. 262
- ^ Кэмпбелл, с. 361
- ^ Фридман, стр. 264.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уоттс, с. 103
- ^ Перейти обратно: а б Будбон 1985, с. 306
- ^ Брейер, стр. 117, 165.
- ^ Брейер, с. 165
- ^ Будзбон 1980, с. 326
- ^ Перейти обратно: а б Мастер, с. 31
- ^ Kuznetsov, L.A. (2011). "Once again about the cruiser 'Admiral Butakov' ". Gangut (in Russian). 64 . Гангут (издательство) : 38–74.
Ссылки
[ редактировать ]- Брейер, Зигфрид (1992). Развитие советских военных кораблей: Том 1: 1917–1937 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-604-3 .
- Будзбон, Пшемыслав (1985). "Россия". В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 291–325. ISBN 0-85177-245-5 .
- Будзбон, Пшемыслав (1980). "Советский Союз". В Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. стр. 318–346. ISBN 0-85177-146-7 .
- Будзбон, Пшемыслав; Радземский, Ян и Твардовский, Марек (2022). Боевые корабли советских флотов 1939–1945 гг . Том. Я: Основные бойцы. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-877-6 .
- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4 .
- Додсон, Эйдан и Ноттельманн, Дирк (2021). Крейсеры Кайзера 1871–1918 гг . Барнсли/Аннаполис: Seaforth Publishing/Naval Institute Press. ISBN 978-1-68247-745-8 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций; Иллюстрированный справочник . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Хилл, Александр (2024). Советские крейсеры 1917-1945 годов: от Октябрьской революции до Второй мировой войны . Новый Авангард. Том. 326. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 9781472859334 .
- Мейстер, Юрг (1979). Советские военные корабли Второй мировой войны . Лондон: Макдональд и Джейн. OCLC 462208059 .
- «Военный корабль – торговое судно № 1: российские «Светлана» крейсеры класса , «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Грейг ». Приложение морских новостей . 75 (2: Военный корабль (201)). Лондон: Всемирное судоходное общество: 115–118. Февраль 2021 г. ISSN 0966-6958 .
- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский Российский Флот . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 0-85368-912-1 .
- Вествуд, Дж. Н. (1994). Русское военно-морское строительство, 1905–45 . Бейзингсток, Великобритания: Макмиллан. ISBN 978-1-349-12460-2 .