«Баян» Крейсер типа
![]() Адмирал Макаров и Баян на якоре, около 1913 года.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Позади |
Операторы | |
Предшественник | Молнии |
Преемник | Рюрик |
Построен | 1899–11 |
В комиссии | 1902–20 |
Завершенный | 4 |
Потерянный | 1 |
Списано | 3 |
Общие характеристики | |
Тип | Броненосный крейсер |
Смещение | 7750–7802 длинных тонны (7874–7927 т) |
Длина | 449 футов 7 дюймов (137,0 м) |
Луч | 71 футов 6 дюймов (21,8 м) |
Черновик | 22 фута (6,7 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала, 2 вертикальные паровые машины тройного расширения. |
Скорость | 21 узел (39 км / ч; 24 мили в час) |
Диапазон | 3900 миль (7200 км; 4500 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 573 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Класс Баян» « — группа из четырех броненосных крейсеров, построенных для Императорского флота России примерно в начале 20 века. Два корабля были построены во Франции, поскольку на российских верфях не было свободных мощностей. Головной корабль » «Баян был построен на несколько лет раньше трех последующих. Корабль участвовал в нескольких первых морских сражениях Русско-японской войны 1904–05 годов и обеспечивал артиллерийскую поддержку Российской Императорской армии, пока не подорвался на мине . Баян оказался в ловушке в гавани во время последующей осады Порт-Артура и был потоплен японской артиллерией. Он был спасен и принят на вооружение Императорского флота Японии под названием «Асо» . В основном он служил учебным кораблем, прежде чем в 1920 году его переоборудовали в минный заградитель . Корабль был потоплен как цель в 1932 году.
Все три ее сестры были направлены на Балтийский флот . «Паллада» была первым кораблем, потерянным русскими во время Первой мировой войны , когда она была потоплена немецкой подводной лодкой в октябре 1914 года. Два уцелевших корабля были модифицированы для постановки мин и участвовали в битве за Аландские острова в 1915 году и немецком вторжении в Эстонские острова в 1917 году. Выведены из эксплуатации в 1918 году и проданы на металлолом в 1922 году.
Фон
[ редактировать ]
Класс «Баян» ознаменовал отход от предыдущих российских броненосных крейсеров, поскольку это были меньшие по размеру корабли, предназначенные для разведки флота, а не для коммерческих рейдеров . Проектирование, одобренное программой строительства 1896–1902 годов, было передано французской верфи Forges et Chantiers de la Méditerranée , поскольку российские верфи уже были загружены на полную мощность. Переговоры начались в марте 1897 года, а в мае 1898 года был подписан контракт на один корабль со поставкой через 36 месяцев. [ 1 ]
В ВМФ остались вполне довольны первым кораблем «Баян» и решили заказать еще один крейсер после начала Русско-японской войны в феврале 1904 года. Российские верфи все еще были недоступны, поэтому ВМФ решил просто заказать повтор с небольшими модификациями на базе на опыте войны. Это была попытка минимизировать нагрузку на Морской технический комитет ( Морской технический комитет ), но оказалось, что они требуют большего внимания, чем планировалось, и контракт был подписан только 20 апреля 1905 года. [ Примечание 1 ] В контракте оговаривалось, что все чертежи будут переданы для строительства двух одинаковых кораблей в Санкт-Петербурге с использованием новых стапелей . Эти изменения, как правило, увеличивали вес, и для компенсации толщина брони была уменьшена, хотя переход от брони Харви к более стойкой броне Круппа означал, что фактические потери в защите были незначительными. [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]Корабли класса «Баян» имели общую 443 фута (135,0 м) длину 449 футов 7 дюймов (137,0 м) и длину между перпендикулярами . Они имели максимальную ширину 57 футов 6 дюймов (17,5 м), осадку 22 фута (6,7 м) и водоизмещение 7 750–7 802 длинных тонны (7 874–7 927 т). Корабли имели экипаж из 573 офицеров и солдат. [ 3 ]
Они имели две вертикальные паровые машины тройного расширения , каждая из которых приводила в движение один гребной вал, используя пар, вырабатываемый 26 котлами Бельвиля . Разработанный на общую мощность 16 500 лошадиных сил (12 304 кВт), предназначенный для движения крейсеров со скоростью 21 узел (39 км / ч; 24 мили в час), [ 4 ] двигатели развивали 17 400–19 320 указанную мощность (12 980–14 410 кВт) Фактически во время ходовых испытаний и развили корабли до максимальной скорости 20,9–22,55 узлов (38,71–41,76 км / ч; 24,05–25,95 миль в час). Они могли перевозить максимум 1100–1200 длинных тонн (1118–1219 т) угля, что давало первому Баяну дальность действия 3900 морских миль (7200 км; 4500 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). . [ 3 ]
Вооружение
[ редактировать ]
Основное вооружение кораблей типа «Баян» состояло из двух 8-дюймовых (203-мм) 45-го калибра орудий в одноорудийных башнях в носовой и кормовой части надстройки . Орудия выпустили снаряд массой 194 фунта (87,8 кг) с начальной скоростью 2920 футов/с (891 м/с). На высоте +15° они имели дальность действия 12 208 ярдов (11 163 м). [ 5 ] Восемь корабельных калибра 45 калибра 6 дюймов (152 мм) Canet Model 1891 скорострельных орудий были установлены в казематах по бортам корпуса корабля. [ 6 ] Они стреляли снарядами весом 91 фунт (41,4 кг) с начальной скоростью 2600 футов/с (792,5 м/с). Их дальность стрельбы с высоты +20° составляла 12 602 ярда (11 523 м). [ 7 ]
на ближней дистанции имелось несколько орудий меньшего размера Для защиты от торпедных катеров . калибра 50 калибра В их число входили двадцать 75-миллиметровых (3,0 дюйма) пушек Canet Model 1891 QF . Восемь из них монтировались в казематах в борту корпуса и в надстройке. Остальные орудия располагались над казематами 6-дюймовых орудий в поворотных установках с орудийными щитками . [ 8 ] Орудие стреляло 10,8-фунтовыми (4,91 кг) снарядами на дальность около 8606 ярдов (7869 м), на высоте +20° градусов с начальной скоростью 2830 футов/с (862 м/с). [ 9 ] класса «Баян» также было установлено восемь ( «Баян» ) или четыре 47-миллиметровых (1,9 дюйма) пушек Гочкиса . На трех более поздних кораблях [ 3 ] Они выпустили снаряд массой 3,2 фунта (1,5 кг). [ 10 ] Кроме того, «Баян» был оснащен двумя 37-миллиметровыми (1,5 дюйма) пушками Гочкиса. [ 3 ] который выпустил снаряд массой 1,1 фунта (0,50 кг) с начальной скоростью 1540 футов/с (470 м/с). [ 11 ]
«Баян» был оснащен двумя подводными 15-дюймовыми (381-мм) торпедными аппаратами , по одному на каждом борте , тогда как у трех более поздних кораблей они имели размер 18 дюймов (457 мм). [ 4 ]
Защита
[ редактировать ]Ватерлиния класса « кораблей Баян» составляла 6,9–7,9 дюйма (175–200 мм). [ Примечание 2 ] густой над ее машинными помещениями. В носу и корме он уменьшился до 3,5–3,9 дюйма (90–100 мм). Верхняя броневая полоса и броня, защищающая казематы, имели толщину 2,4 дюйма (60 мм). Толщина бронепалубы составляла 2 дюйма (50 мм); над центральной батареей это была одна пластина, но в других местах она состояла из пластины толщиной 1,2 дюйма (30 мм) поверх двух пластин толщиной 0,39 дюйма (10 мм). Борта орудийной башни были защищены бронёй толщиной 5,2–5,9 дюйма (132–150 мм), а их крыша имела толщину 1,2 дюйма. Барбеты . защищались броневыми листами толщиной 6,7 дюйма (170 мм) Борта боевой рубки имели толщину 5,4–6,3 дюйма (136–160 мм). [ 2 ]
Корабли
[ редактировать ]Корабль | Строитель [ 4 ] | Заложен | Запущен | Вступил в сервис |
---|---|---|---|---|
Bayan ( Баян ) | Forges et Chantiers de la Méditerranée , Ла-Сейн-сюр-Мер , Франция | Март 1899 г. [ 12 ] | 31 мая 1900 г. [ 12 ] | декабрь 1902 г. [ 13 ] |
Admiral Makarov ( Адмирал Макаров ) | 3 апреля 1905 г. [ 14 ] | 25 апреля 1906 г. [ 13 ] | Апрель 1908 г. [ 14 ] | |
Позади | Новоадмиралтейский завод , Санкт-Петербург | 15 августа 1905 г. [ 13 ] | 2 августа 1907 г. [ 13 ] | 30 ноября 1911 г. [ 13 ] |
Паллада ( Паллада ) | август 1905 г. [ 15 ] | 28 октября 1906 г. [ 13 ] | 8 февраля 1911 г. [ 13 ] |
Услуга
[ редактировать ]
После завершения строительства Баян был приписан к Первой Тихоокеанской эскадре и базировался в Порт-Артуре с конца 1903 года. Он получил незначительные повреждения во время битвы при Порт-Артуре в начале русско-японской войны и участвовал в действиях 13 апреля 1904 года. Когда вице-адмирал Того Хэйхачиро успешно переманил часть Тихоокеанской эскадры, в том числе вице-адмирала Степана Макарова флагман , Линкор Петропавловск . Когда Макаров заметил пять японских линкоров, он повернул обратно в Порт-Артур, а «Петропавловск» подорвался на минном поле и быстро затонул после того, как мина взорвала один из ее магазинов . После бомбардировки позиций Императорской японской армии 27 июля «Баян» подорвался на мине и в течение следующего месяца находился в ремонте. Впоследствии она оказалась в ловушке в Порт-Артуре. [ 16 ] и потоплен у причала снарядами японской гаубицы 8 декабря. [ 17 ]
В следующем году корабль был снят с мели японскими инженерами; ремонт, переплавка и замена ее вооружения на японское продолжались до 1908 года. [ 17 ] Переименованный в Асо на японской службе, он первоначально служил учебным кораблем. [ 18 ] прежде чем он был переоборудован в минный заградитель в 1920 году. Асо был выведен из эксплуатации 1 апреля 1930 года и переименован в Хай Кан № 4 . [ 17 ] Он был потоплен 4 августа 1932 года двумя торпедами подводной лодки. [ 19 ]

Все три более поздних корабля после завершения строительства были переданы в состав Балтийского флота, хотя «Адмирал Макаров» несколько раз отправлялся в Средиземное море до начала Первой мировой войны в 1914 году. В течение первого месяца войны «Паллада» захватила шифровальные книги немецкого крейсера. Магдебург, севший на мель. 11 октября 1914 года она была торпедирована немецкой подводной лодкой SM U-26 и погибла полностью. [ 20 ] Ее обломки были обнаружены в 2000 году. [ 21 ]
Выжившие сестры были модифицированы для установки мин вскоре после начала войны. Они сами ставили мины во время войны и прикрывали другие корабли, ставившие минные поля . [ 22 ] Адмирал Макаров и Баян провели несколько безрезультатных боев с немецкими кораблями во время войны, в том числе битву за Аландские острова в середине 1915 года. [ 23 ] а также они защищали Мун-Саунд во время немецкого вторжения на эстонские острова в конце 1917 года, где Баян был сильно поврежден. [ 24 ] Их 75-мм орудия были сняты в 1916–1917 годах и заменены одним 8-дюймовым и четырьмя 6-дюймовыми орудиями. Также была добавлена пара зенитных орудий. [ 22 ] Адмирал Макаров находился в Гельсингфорсе , когда Финляндия провозгласила независимость в марте 1918 года, и был вынужден эвакуироваться, хотя Финский залив все еще был покрыт льдом. Она достигла Кронштадта после так называемого «Ледяного путешествия» . Сестры были списаны в 1918 году и проданы на металлолом в 1922 году. [ 25 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по старому стилю.
- ^ Если даны две цифры, более высокая цифра относится только к первому кораблю класса. [ 3 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Маклафлин, стр. 60–61, 68.
- ^ Jump up to: а б Маклафлин, с. 68
- ^ Jump up to: а б с д и Маклафлин, с. 75
- ^ Jump up to: а б с Кэмпбелл, с. 190
- ^ Фридман, стр. 258–259.
- ^ Уоттс, с. 100
- ^ Фридман, с. 260
- ^ Маклафлин, стр. 68, 75.
- ^ Фридман, с. 264
- ^ Фридман, с. 118
- ^ Фридман, с. 120
- ^ Jump up to: а б Сильверстоун, с. 373
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Маклафлин, с. 73
- ^ Jump up to: а б Сильверстоун, с. 371
- ^ Сильверстоун, с. 380
- ^ Корбетт, I, стр. 51, 105, 179–183, 357, 466; Корбетт, II, стр. 77–78, 103–104.
- ^ Jump up to: а б с Йентшура, Юнг и Микель, с. 76
- ^ Лакруа и Уэллс, стр. 656–657.
- ^ Лакруа и Уэллс, с. 109
- ^ Халперн, стр. 36–37, 184–185.
- ^ Океанографы считают открытие Паллады значительным . Helsingin Sanomat, 6 октября 2012 г. Проверено 6 октября 2012 г. . (на финском языке)
- ^ Jump up to: а б Будбон, г. 296
- ^ Халперн, стр. 194–195.
- ^ Персонал, стр. 6, 8, 67, 85, 97, 101, 108–116, 127, 139.
- ^ Маклафлин, с. 78
Ссылки
[ редактировать ]- Будзбон, Пшемыслав (1985). "Россия". В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 291–325. ISBN 0-85177-245-5 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Россия". В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 170–217. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Корбетт, Джулиан С. (1994). Морские операции в русско-японской войне . Аннаполис, Мэриленд и Ньюпорт, Род-Айленд: издательство военно-морского института и издательство военно-морского колледжа. ISBN 1-55750-129-7 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Барнсли, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Халперн, Пол С. (1994). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-352-4 .
- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .
- Лакруа, Эрик и Уэллс, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
- Маклафлин, Стивен (1999). «От Рюрика до Рюрика: броненосные крейсера России». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 1999–2000 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-724-4 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- Персонал, Гэри (2008). Битва за Балтийские острова 1917 года: Триумф императорского германского флота . Барнсли, Англия: Pen & Sword Maritime. ISBN 978-1-84415-787-7 .
- Vinogradov, Sergey & Fedechkin, Aleksey (2011). Bronenosnyi kreyser "Bayan" i yego potomki. Ot Port-Artura do Moonzunda (in Russian). Moscow: Yauza / EKSMO. ISBN 978-5-699-51559-2 .
- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский Российский Флот . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 0-85368-912-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Военно-морские операции Первой мировой войны на Балтийском театре военных действий. Архивировано 14 ноября 2016 г. в Wayback Machine.
- Сайт на английском языке с фотографиями