«Пернов» Торпедный катер типа
![]() № 142 с российскими и немецкими военно-морскими прапорщиками по случаю кайзером Вильгельмом II посещения царя Николая II в Ревеле , 1902 год.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | |
Построен | 1891–1900 |
В комиссии | 1892–1925 |
Завершенный | 25 |
Потерянный | 4 |
Ушедший на пенсию | 21 |
Общие характеристики | |
Тип | Торпедный катер |
Смещение | 120 тонн (120 длинных тонн) |
Длина | 42 м (137 футов 10 дюймов) |
Луч | 4,5 м (14 футов 9 дюймов) |
Черновик | 2,06 м (6 футов 9 дюймов) |
Движение |
|
Скорость | 26 узлов (48 км/ч) |
Диапазон | 550 миль (1020 км) на скорости 10 узлов (19 км/ч) |
Дополнить | 24 |
Вооружение |
|
Миноносец — миноносцев для императорского , типа «Пернов» класс построенных Российского флота в период с 1891 по 1900 год. Всего было построено 25 лодок, четыре из них служили в составе Сибирской флотилии . четыре на Черноморском флоте и 17 на Балтийском флоте . Большинство из них ушли в отставку еще до начала Первой мировой войны . Те, что остались, использовались во время того конфликта и Гражданской войны в России . После победы большевиков несколько из них были приняты на несколько лет в состав ВМФ СССР , а последние, оставшиеся в строю, были исключены из списков ВМФ в 1925 году.
Всего из 25 торпедных катеров типа «Пернов» четыре были потоплены в боях или в результате аварий, а остальные были выведены из эксплуатации и сданы на слом. Лодок этого класса было построено больше, чем любого другого класса крупных миноносцев в Российском императорском флоте.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]
После успешного применения торпеды в ходе русско-турецкой войны 1877-78 годов до Российский императорский флот 1880 года построил более ста малых миноносцев водоизмещением около 25 тонн. С этого года на смену им пришли миноносцы более крупных классов. . [ 1 ] [ 2 ] Класс «Пернов» был заказан Морским министерством после того, как в 1890 году принятая пятилетняя программа военно-морского вооружения разрешила строительство 50 торпедных катеров водоизмещением 120 тонн. В то время в России не было миноносцев отечественного производства, которые Морское министерство считало перспективными, а «Анакрия» миноносец типа недавно приобретенный у немецкой фирмы Schichau-Werke был воспринят как разочарование, поэтому в этом случае Министерство рассмотрело разработки французских и британских компаний. был заключен контракт на постройку одной лодки для испытательных целей. с французской компанией Normand 11 января 1891 года [ 3 ]
Получившийся торпедный катер класса «Пернов» имел водоизмещение 120 тонн (120 длинных тонн), длину 42 м (137 футов 10 дюймов), ширину 4,5 м (14 футов 9 дюймов) и осадку 2,06 м (6 футов 10 дюймов). 9 дюймов). [ 4 ] Лодка получала энергию от двух котлов Дю Темпл , которые были более надежными, чем котлы локомотива, использовавшиеся в более ранних конструкциях, и двух тройного расширения вертикальных паровых двигателей , которые обеспечивали мощность 2000 лошадиных сил (1500 кВт) на двух гребных валах . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Торпедный катер нес 16 тонн угля. [ 4 ] Это дало ему максимальную скорость 26 узлов (48 км/ч). [ 4 ] и дальность полета 550 морских миль (1020 км) при скорости 10 узлов (19 км/ч). [ 5 ] В качестве вооружения лодка имела три 381-мм (15,0 дюйма) палубных торпедных аппарата и две 37-мм (1,46 дюйма) пушки. [ 4 ] [ 5 ] Общая численность экипажа составляла 24 человека, в том числе два офицера и 22 матроса. [ 6 ]
Первая лодка, «Пернов» , была построена во Франции и прибыла в Россию в ноябре 1892 года. Морское министерство разослало ее на несколько разных верфей, чтобы ее можно было осмотреть и использовать в качестве основы для постройки большего количества лодок этого класса внутри страны. После 1895 года головной корабль использовался как учебное судно. [ 3 ] В 1893 году Крайтон-Ярд в Турку начал работу над еще двумя лодками ( «Поланген» и «Пакерорт» ). С 1894 года завод строил лодки 127–130 № , Невский завод 133–142 – Ижорский . Все это досталось Балтийскому флоту . Николаевский адмиралтейский завод построил Черноморского для флотилии флота , Адмиралтейский завод построил 208-211 Новый 270-273 для Сибирской . Последнюю группу отправили во Владивосток для сборки. [ 7 ] Всего построено 25 кораблей, и класс «Пернов» стал самым многочисленным классом больших миноносцев в ВМФ России. [ 2 ]
Корабли
[ редактировать ]лодок, все они служили на Балтийском флоте, за исключением четырех на флотилии ( № 208–211 ) Всего было построено 25 и четырех на Черноморском флоте ( № 270–273 ) Сибирской . [ 2 ] [ 7 ] В 1895 году большинству миноносцев были присвоены номера: на Балтийском флоте от 101, на Черноморском флоте от 251 и на Сибирской флотилии от 201 до 211. [ 1 ]
Первоначальное имя | Заложен | Запущен | Завершенный | Переименован | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
Январь 1891 г. |
август 1892 г. |
Ноябрь 1892 г. |
№ 103 (1895 г.) |
Продан на металлолом в 1922 году. [ 6 ] | |
июль 1893 г. |
июнь 1895 г. |
ноябрь 1895 г. |
№ 119 (1895 г.) |
Продан на металлолом в 1922 году. | |
июль 1893 г. |
июль 1894 г. |
Сентябрь 1895 г. |
№ 120 (1895 г.) |
Продан на металлолом в 1922 году. | |
1894 |
Май 1895 г. |
1898 |
– |
Поражен 8 февраля 1911 г. | |
Январь 1895 г. |
Июнь 1896 г. |
1898 |
– |
Продан на металлолом в 1922 году. | |
Июнь 1896 г. |
Июнь 1897 г. |
Октябрь 1899 г. |
– |
Продан на металлолом в 1922 году. | |
Июнь 1896 г. |
август 1897 г. |
1900 |
– |
Поражен 8 февраля 1911 г. | |
1894 |
Октябрь 1895 г. |
Сентябрь 1897 г. |
– |
Поражен 8 февраля 1911 г. | |
1894 |
Октябрь 1895 г. |
Сентябрь 1897 г. |
– |
Поражен 6 апреля 1914 г. | |
1895 |
Июнь 1896 г. |
Сентябрь 1897 г. |
– |
Поражен 8 февраля 1911 г. | |
1895 |
Июнь 1896 г. |
Октябрь 1897 г. |
– |
Затонул в Финском заливе 17 декабря 1912 г. | |
1896 |
Май 1897 г. |
Октябрь 1897 г. |
– |
Поражен 8 февраля 1911 г. | |
1896 |
июль 1897 г. |
Октябрь 1897 г. |
– |
Поражен 8 февраля 1911 г. | |
1896 |
июль 1897 г. |
Октябрь 1897 г. |
– |
Поражен 8 февраля 1911 г. | |
1896 |
июль 1897 г. |
ноябрь 1897 г. |
– |
Поражен 6 апреля 1914 г. | |
1896 |
август 1897 г. |
ноябрь 1897 г. |
– |
Поражен 8 февраля 1911 г. | |
1896 |
Сентябрь 1897 г. |
ноябрь 1897 г. |
Zashchitnik (1921) |
Затоплен в Кронштадте в мае 1923 года, затем поднят и сдан на слом. | |
декабрь 1896 г. |
Октябрь 1897 г. |
1899 |
– |
Потоплен на мине во время русско-японской войны 4 сентября 1904 г. | |
1896 |
1897 |
1899 |
– |
Поражен 8 февраля 1911 г. | |
1897 |
август 1898 г. |
1899 |
– |
Поражен 8 февраля 1911 г. | |
1897 |
1898 |
1900 |
– |
Поражен 13 января 1915 г. | |
Март 1894 г. |
Май 1895 г. |
1897 |
№ 6 , № 26 , № 276 (1915 г.); № 5 (1916) |
Списан в 1924 году. | |
Март 1894 г. |
июль 1895 г. |
1897 |
№ 7 , № 77 , № 277 (1915); № 6 (1916) |
Списан в 1924 году. | |
август 1895 г. |
июль 1896 г. |
1899 |
– |
Потоплен при столкновении с тральщиком «Успех» 28 августа 1914 г. | |
Март 1894 г. |
Сентябрь 1896 г. |
1899 |
– |
Продан на слом в декабре 1923 г. |
История обслуживания
[ редактировать ]
Большая часть лодок Балтийского флота была выведена из эксплуатации еще до Первой мировой войны начала . Один из них также погиб в результате несчастного случая. 17 декабря 1912 года № 136 налетел на шхеру и затонул в Финском заливе . [ 7 ]
Среди кораблей, участвовавших в войне, головной корабль этого класса « Пернов» использовался для обучения экипажей, прежде чем в октябре 1909 года стал отправочным судном. В 1910 году он прошел капитальный ремонт и вошел в состав 4-й тральщикной эскадры Балтийского флота. . В годы войны «Пернов» использовался для охраны конвоев, тральщиков и в качестве отправочного судна. Его экипаж поддержал Февральскую и Октябрьскую революции , войдя в состав большевистского Красного флота , и был направлен в Финляндию для оказания помощи финским коммунистам . Лодка была захвачена белыми войсками в Гельсингфорсе , Финляндия, и в 1922 году отправлена в Советский Союз, который продал ее на металлолом. [ 6 ] Похожая история была у «Пакерорта» , «Полангена» и других уцелевших лодок Балтийского флота. [ 7 ] № 142 поступил на вооружение СССР и 12 июня 1921 года был переименован в «Защитник» , но затонул в Кронштадте 1 мая 1923 года из-за протечки. Позже в том же месяце лодка была поднята и списана. [ 7 ]
Две из четырех лодок Тихоокеанского флота были списаны до Первой мировой войны, а одна - во время войны в январе 1915 года. 208 погиб во время русско-японской войны 4 сентября 1904 года, подорвавшись на мине у Скриплева , в результате чего один член экипажа погиб и пятеро получили ранения. [ 7 ]
В годы войны миноносцы типа «Пернов» на Черноморском флоте использовались в качестве диспетчерских кораблей и тральщиков. [ 5 ] 28 августа 1914 года № 272 затонул после столкновения с тральщиком «Успех» . [ 7 ] Во время Гражданской войны в России уцелевшие лодки были захвачены немцами в мае 1918 г., англо-французскими войсками в ноябре 1918 г. и белогвардейцами в июне 1919 г. Позже они были захвачены Красной Армией и сданы на слом в 1923 или 1924 г. но они были исключены из списка ВМФ СССР только 21 ноября 1925 года. [ 5 ] [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл 1979 , стр. 210–211.
- ^ Jump up to: а б с д Будбон 1986 , с. 299.
- ^ Jump up to: а б Мельников 2017 , с. 94–97.
- ^ Jump up to: а б с д и Кэмпбелл 1979 , с. 214.
- ^ Jump up to: а б с д и «Миноносец №270» [Миноносец №270]. kchf.ru (на русском языке). Портал Черноморского флота и Севастополя . Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д "Миноносец "Пернов" " [Torpedo boat "Pernov"]. navsource.narod.ru (in Russian) . Retrieved 22 May 2024 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Тарас 2000 , стр. 119–122.
Ссылки
[ редактировать ]- Будзбон, Преземислав (1986). "Россия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 295–321. ISBN 0-85177-245-5 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Россия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер; Колесник, Евгений М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 170–215. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Melnikov, Rafail (2017) [1997]. Первые русские миноносцы: основоположники новой тактики [ First Russian Torpedo Boats: Founders of New Tactics ] (in Russian). Moscow: Yauza; Eksmo . pp. 94–97. ISBN 978-5-699-96551-9 .
- Taras, Anatoly (2000). Энциклопедия: корабли Российского императорского флота, 1892-1917 гг [ Encyclopedia: Ships of the Russian Imperial Navy, 1892-1917 ] (in Russian). Minsk: Harvest. ISBN 978-985-433-888-0 .