Jump to content

Русский крейсер Громобой

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Громобой в 1901 году посетил Австралию.
Обзор класса
Имя Молнии
Операторы  Императорский Российский Флот
Предшественник Россия
Преемник После занятий
Построен 1897–1900
В комиссии 1900–1922
Завершенный 1
Списано 1
История
Российская Империя
Имя Gromoboi ( Russian : Громобой )
Строитель Балтийский завод , Санкт-Петербург
Заложен 14 июня 1897 г. [ Примечание 1 ]
Запущен 8 мая 1899 г.
Введен в эксплуатацию ноябрь 1899 г.
Судьба Продан на металлолом , 1 июля 1922 г.
Общие характеристики
Тип Броненосный крейсер
Смещение 12 455 длинных тонн (12 655 т)
Длина 481 футов (146,6 м)
Луч 68,6 футов (20,9 м)
Черновик 26 футов (7,9 м)
Установленная мощность 14 500 л.с. (10 800 кВт)
Движение 3 вала, 3 вертикальные паровые машины тройного расширения , 32 водотрубных котла Бельвиля.
Скорость 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час)
Диапазон 8100 морских миль (15000 км; 9320 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час)
Дополнить 874 офицера и члена экипажа
Вооружение
Броня

Громобой ( русски по - «Громобой» , что означает «Громовержец») — броненосный крейсер, построенный для Российского императорского флота в конце 1890-х годов. дальнего действия Он был спроектирован как торговый рейдер и служил таковым во время русско-японской войны 1904–05 годов. Когда началась война, он базировался во Владивостоке и в первые месяцы конфликта совершил несколько вылетов в поисках японских судов, но без особого успеха.

Громобой вместе с другими броненосными крейсерами Владивостокской крейсерской эскадры предпринял попытку встречи в Цусимском проливе с основной частью Русского Тихоокеанского флота, отплывшей из Порт-Артура в августе 1904 года. Флот задержался, и эскадра вернулась в порт одна. . На обратном пути эскадра столкнулась с японской эскадрой из четырех броненосных крейсеров, преграждавшей им проход на базу. Японцы потопили старейший русский корабль « Рюрик » и повредили «Громобоя» и «Россию» во время последующего сражения у Ульсана . Оба российских корабля были отремонтированы в течение двух месяцев. Громобой сел на мель сразу после завершения ремонта и выбыл из строя на четыре месяца. Через три месяца после того, как ущерб, нанесенный инцидентом на мель, был устранен, он подорвался на мине, но успешно вернулся в порт. Во время ремонта ее вооружение было усилено, но дальнейших действий во время войны она не принимала.

Громобой был переведен в состав Балтийского флота России после окончания войны и начал длительный ремонт, который завершился в 1911 году. Во время Первой мировой войны он в основном бездействовал , но во время войны его вооружение и защита были модернизированы. В 1918 году он был выведен в резерв и в 1922 году продан немецкой компании на слом. Он сел на мель недалеко от Лиепаи во время шторма по пути в Германию и был сдан на слом.

Дизайн и описание

[ редактировать ]

Изначально «Громобои» задумывался как повтор « России» , но модификация конструкции с более толстой броней и улучшенными двигателями сделала это невозможным. Использование дизайна корпуса «России » означало, что корабли выглядели одинаково. [ 1 ]

длина Громобоя составляла 481 фут (146,6 м) Общая . Она имела максимальную ширину 68,6 футов (20,9 м) и осадку 26 футов (7,9 м). Водоизмещение корабля составило 12 455 длинных тонн (12 655 т), что всего на 95 длинных тонн (97 т) больше проектного. Она была обшита деревом и медью, чтобы уменьшить биообрастание . [ 2 ] По завершении Громобои плохо балансировала носовой частью, что снизило ее скорость и сделало ее очень мокрой вперед. Груз пришлось переместить на корму и добавить балласт в кормовую часть корабля, чтобы исправить дифферент, но впоследствии он считался хорошим морским судном с легким, хотя и быстрым креном. [ 3 ]

Движение

[ редактировать ]

Громобой отказался от крейсерского двигателя «России » на центральном валу. три одинаково мощные вертикальные паровые машины тройного расширения Использовались с проектной общей мощностью 14 500 лошадиных сил (10 813 кВт), но на испытаниях они развивали 15 496 л.с. (11 555 кВт) и развили корабль до максимальной скорости 20,1 узла (37,2 км / ч). ; 23,1 миль в час). Тридцать два водотрубных котла Бельвиля обеспечивали паром двигатели. Он мог перевозить максимум 2400 длинных тонн (2439 т) угля. Это дало ей радиус действия 8100 морских миль (15000 км; 9320 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 2 ]

Вооружение

[ редактировать ]

Громобоя орудий Основное вооружение состояло из четырех 8-дюймовых (203-мм) года ; 45-го калибра образца 1892 передняя пара устанавливалась в казематах над казематом передней 6-дюймовой (152-мм) пушки главной палубы. Две кормовые пушки располагались в спонсонах в ряд с бизань-мачтой , защищенные орудийными щитами . [ 4 ] Орудия могли опускаться до −5° и подниматься до 18°. Они выпустили снаряды массой 193,5 фунта (87,8 кг) с начальной скоростью 2950 футов в секунду (900 м / с), что давало дальность действия 12 000 ярдов (11 000 м) при угле возвышения 13 °. [ 5 ]

Ее дополнительное вооружение состояло из шестнадцати 6-дюймовых (152-мм) /45 орудий образца 1892 года. Одно орудие устанавливалось под баком, другое - в корме; ни одно орудие не могло стрелять в сторону. Большая часть оставшихся орудий была установлена ​​в казематах: передняя пара перед восьмидюймовыми орудиями на верхней палубе, а остальные - на главной палубе. Одна пара устанавливалась на верхней палубе, защищенной орудийными щитами. [ 6 ] В поворотных установках орудия могли опускаться до -6° и подниматься до +20°. снаряды образца 1907 массой 91,4 фунта (41,5 кг) Они выпустили осколочно-фугасные с начальной скоростью 2600 футов в секунду (790 м/с). Это дало дальность действия 12 600 ярдов (11 500 м) на максимальной высоте. нес 240 патронов на орудие Громобой . [ 7 ]

Защита от торпедных катеров обеспечивалась разнообразным легкокалиберным вооружением. Громобои имел 24 75-миллиметровых (3,0 дюйма) орудия Кане образца 1892 года 50 калибра, установленных в спонсонах на верхней палубе, защищенных орудийными щитами. [ 4 ] Орудие стреляло 10,8-фунтовыми (4,9 кг) снарядами на дальность около 8600 ярдов (7864 м) при максимальном угле возвышения 21° и начальной скорости 2700 футов/с (820 м/с). Скорострельность составляла от двенадцати до пятнадцати выстрелов в минуту. [ 8 ]

Корабль нес двенадцать 47-миллиметровых (1,9 дюйма) орудий Гочкиса . [ 4 ] Они выпустили снаряд массой 3,3 фунта (1,5 кг) с начальной скоростью 1476 футов / с (450 м / с) со скоростью 20 выстрелов в минуту на дальность 2020 ярдов (1850 м). [ 9 ] Корабль также нес 18 37-миллиметровых (1,5 дюйма) орудий Гочкиса. [ 4 ] Они выпустили снаряд массой 1,1 фунта (0,50 кг) с начальной скоростью 1450 футов/с (440 м/с) со скоростью 20 выстрелов в минуту на дальность 3038 ярдов (2778 м). [ 10 ]

Громобои также имел четыре подводных 15-дюймовых (381-мм) торпедных аппарата , по два на каждом борте. [ 3 ]

Морское министерство надеялось увеличить Громобоя толщину брони « » и повысить бронезащиту вооружения, но при этом использовать конструкцию корпуса «России » . Министерство также надеялось использовать новую, более стойкую броню Круппа , но российские заводы оказались не в состоянии произвести ее, когда она была заказана, и вместо нее была использована броня Харви . [ 1 ] [ Примечание 2 ] Фактически, у «Громобоя» была толщина ватерлинии уменьшена на 2 дюйма (51 мм) по сравнению со старым кораблем до шести дюймов, чтобы лучше защитить ее орудия. Ремень был укорочен на 100 футов (30,5 м) в длину до 300 футов (91,4 м). Его высота была уменьшена на 9 дюймов (229 мм) и в общей сложности до 7 футов 9 дюймов (2,4 м); он простирался на 2 фута 9 дюймов (0,8 м) над ватерлинией и на 5 футов (1,5 м) ниже ватерлинии. Пояс закрывался шестидюймовыми переборками спереди и сзади. [ 11 ]

Громобоя Казематы . крышу имели толщину 4,7 дюйма (119 мм), двухдюймовую спинку и 1-дюймовую (25 мм) Поперечная переборка толщиной в два дюйма в носовой и кормовой части защищала их от обстрела . Броневая палуба имела толщину 1,5 дюйма в плоскости и 2,5 дюйма (64 мм) там, где она наклонялась к поясу. Защитная палуба простиралась вперед и назад от бронепалубы и имела толщину 2,5–3 дюйма (64–76 мм). Изменение механизма позволило «Громобою» отказаться от России » брони « лобовой , которая была необходима для защиты верхних частей цилиндров двигателя. Боевая рубка имела стенки толщиной 12 дюймов (305 мм), изготовленные из крупповской брони. Воздухозаборники и подъемники для боеприпасов были защищены 1,5-дюймовой броней между нижней и средней палубами. [ 1 ]

Громобоя построил Балтийский завод в Санкт-Петербурге . Строительство началось 14 июня 1897 года, хотя формально он не был заложен до 7 мая 1898 года, а корабль был спущен на воду 8 мая 1899 года. 24 ноября 1899 года он был переведен в Кронштадт для завершения достройки, но был вынужден сесть на мель из-за морского льда. . Через три дня ее освободили, но ей потребовался ремонт оболочки. Он покинул Лиепаю 10 декабря 1900 года по пути на Дальний Восток и ненадолго остановился в Киле , где его проинспектировал принц Генрих Прусский , и в Плимуте , где офицеры посетили военно-морскую базу Девонпорт . [ 12 ] Она представляла Россию при даровании конституции Австралии , посетив Сидней и Мельбурн в апреле – мае 1901 года, а затем посетила Нагасаки в июле. [ 13 ] Громобои наконец достиг Порт-Артура 29 июля 1901 года. Он оставался в Тихом океане до начала русско-японской войны в 1904 году. [ 14 ] В этом плавании им командовал Карл Петрович Ессен .

Русско-японская война

[ редактировать ]
Gromoboi (left) and Rossia in Vladivostok

К этому времени Громобой был приписан к Владивостокской крейсерской эскадре под командованием контр-адмирала Карла Йессена . Другими кораблями были броненосные крейсеры «Россия» и «Рюрик», а также защищенный крейсер «Богатырь» . В начале войны эскадра совершила ряд боевых вылетов против японских кораблей. Лишь один оказался достаточно успешным: 15 июня 1904 года эскадра потопила «Хитачи Мару» , на борту которого находились восемнадцать 28-сантиметровых (11 дюймов) осадных гаубиц и более 1000 солдат, предназначенных для осады Порт-Артура . [ 15 ]

Битва при Ульсане

[ редактировать ]

Во время войны основная часть российского Тихоокеанского флота находилась в Порт-Артуре , где он был блокирован японцами. 10 августа корабли в Порт-Артуре попытались прорваться во Владивосток, но были отброшены в битве на Желтом море . Адмиралу Джессену было приказано встретиться с ними, но приказ был отложен. Его кораблям пришлось поднять пар, поэтому он не выходил в бой до вечера 13 августа. «Богатырь» получил повреждения ранее, когда приземлился и не пошёл с эскадрой. К рассвету он достиг острова Цусима в Цусимском проливе между Кореей и Японией. Он повернул обратно во Владивосток, когда не увидел ни одного корабля Порт-Артурской эскадры. В 36 милях (58 км) к северу от острова он столкнулся с японской эскадрой под командованием вице-адмирала Камимуры Хиконодзё, которой было поручено патрулировать Цусимский пролив. Японские силы располагали четырьмя современными броненосными крейсерами: «Иватэ» , «Идзумо» , «Токива» и «Адзума» . Две эскадрильи прошли ночью, не заметив друг друга, и каждая изменила курс с первыми лучами солнца. Это поставило японские корабли на российский маршрут во Владивосток. [ 16 ]

Джессен повернул на северо-восток, когда в 05:00 заметил японцев, и они последовали его примеру, хотя и немного сходящимся курсом. Обе стороны открыли огонь около 05:23 на расстоянии 8500 метров (9300 ярдов). Японские корабли сосредоточили свой огонь на «Рюрике» , заднем корабле русского соединения. Ее довольно быстро ударили, и она начала падать за кормой двух других кораблей. Джессен повернул на юго-восток, пытаясь открыть стрельбу, но это ослепило русских артиллеристов восходящим солнцем и не позволило ни одному из их бортовых орудий нацелиться на японцев. Около 06:00 «Джессен» повернул на 180° на правый борт, пытаясь достичь корейского побережья и позволить «Рюрику» воссоединиться с эскадрой. Камимура последовал его примеру примерно в 06:10, но повернул влево, что открыло расстояние между эскадрильями. Затем у Азумы возникли проблемы с двигателем, и японская эскадрилья замедлилась, чтобы соответствовать своей максимальной скорости. Стрельба возобновилась в 06:24, Рюрик получил три попадания в корму, затопив рулевое отделение; ею приходилось управлять с помощью двигателей. Ее скорость продолжала снижаться, что еще больше подвергало ее японскому огню, а около 06:40 ее рулевое управление заклинило влево. [ 17 ]

Громобоя » Правый борт « после битвы у Ульсана ; обратите внимание на дыры в корабле

Йессен сделал еще один поворот на 180°, пытаясь вставить два своих корабля между японцами и «Рюриком» , но последний корабль внезапно повернул на правый борт, увеличил скорость и прошел между кораблями Йессена и японцами. Камимура также развернулся на 180°, так что обе эскадрильи направились на юго-восток параллельными курсами, но Джессен быстро сделал еще один разворот на 180°, так что они направились противоположными курсами. Примерно в это же время Иватэ был подбит, в результате чего были выведены из строя три 6-дюймовые и одна 12-фунтовая пушка, в результате чего 32 человека погибли и 43 были ранены. Японская эскадра снова открыла дальность стрельбы, когда еще раз развернулась на 180° влево. Русские изменили курс в третий раз около 07:45 в очередной попытке поддержать Рюрика, хотя Россия сама горела; ее пожары были потушены примерно через двадцать минут. Камимура обогнул Рюрик на юге в 08:00 и позволил двум другим русским кораблям пройти к себе на север и дал им беспрепятственный путь во Владивосток. Несмотря на это, в 08:15 Джессен снова повернулся и приказал Рюрик должен вернуться во Владивосток, а затем повернуть на север на своей максимальной скорости, около 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). [ 18 ]

два старых защищенных крейсера Камимуры, «Нанива» и «Такачихо» Примерно в это же время с юга приближались . Их прибытие позволило Камимуре преследовать Джессена со всеми его броненосными крейсерами, в то время как двое вновь прибывших расправились с Рюриком . Следующие полтора часа они вели непрерывный бой с русскими; набрав в них достаточно попаданий, чтобы снизить их скорость до 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час). Азумы Двигатели снова сломались во время этой погони, и ее заменила Токива . Японцы приблизились к минимуму примерно до 5000 метров (5500 ярдов), но Камимура затем увеличил дальность до 6500 метров (7100 ярдов). [ 18 ]

Крупный план кормы Громобоя . после боя

Около 10:00 артиллерийский офицер Камимуры ошибочно сообщил ему, что Идзумо израсходовала три четверти своих боеприпасов, и он повернул назад после пятиминутного скоростного обстрела. Он не хотел оставлять Цусимский пролив без охраны и думал, что сможет употребить оставшиеся боеприпасы на Рюрика . К этому времени она была потоплена Нанивой и Такачихо, которые приблизились к Рюрику на расстоянии 3000 метров (3300 ярдов) , чтобы прикончить ее. Они сообщили Камимуре по рации, что она затонула, но он не получил сообщения. Вскоре после того, как японцы повернули назад, Громобою и России пришлось броситься на ремонт. [ 19 ]

Громобои потерял 87 человек убитыми и 170 ранеными; гораздо больше, чем России 44 погибших и 156 раненых в . Это было связано с России» политикой капитана « , который приказывал артиллерийским расчетам его скорострельных орудий на атакуемой стороне лечь, а расчётам на незадействованной стороне спуститься вниз, в отличие от « Громобоя», который всегда держал свои легкие орудия укомплектованными. . [ 20 ] «Громобой» получил пятнадцать попаданий по правому борту корпуса и семь раз по левому борту, а также другие попадания в трубы, лодки и палубы. На ней также произошел пожар, вызванный возгоранием излишков метательных зарядов. Несмотря на такое количество попаданий, она не получила серьезных повреждений, поскольку ее ватерлиний не был пробит. Ее отремонтировали за два месяца на элементарном оборудовании, имевшемся во Владивостоке. [ 21 ]

Сразу после ремонта он сел на мель возле Владивостока и не был готов к выходу в море до февраля 1905 года. 13 октября [ 22 ] Русские воспользовались этой возможностью, чтобы усилить ее вооружение еще шестью 6-дюймовыми орудиями, установленными на ее верхней палубе, защищенной легкобронированными казематами. Ее вооружение также было перекомпоновано: передние шестидюймовые орудия были перенесены из казематов в бак , а самые задние шестидюймовые орудия - вперед. Место для этих изменений было освобождено за счет удаления многих из ее более легких орудий; она сохранила только девятнадцать 75-мм и две 37-мм пушки. она также получила несколько Барра и Страуда . дальномеров В это время [ 3 ] 24 мая во время испытаний своего нового Telefunken радиооборудования она подорвалась на мине возле своей носовой котельной. Она смогла вернуться во Владивосток на ремонт, но в войне дальнейшего участия не принимала. [ 22 ]

Межвоенный период

[ редактировать ]
Громобой в том виде, в котором она появилась после ремонта 1911 года.

Громобой вернулся на Балтийский флот после войны. Там он прошел длительный ремонт, который завершился в 1911 году. Ее двигатели и котлы были отремонтированы, а задние торпедные аппараты сняты. Передние 15-дюймовые торпедные аппараты были заменены 18-дюймовыми (460 мм) аппаратами. Ее фок-мачта была снята и заменена бизань-мачтой ; ее грот-мачту перенесли на корму вместо бизань-мачты, а прожекторы на каждой мачте установили . Вокруг кормовых восьмидюймовых орудий был построен каземат с 3-дюймовыми бортами и 1-дюймовой крышей, а задние шестидюймовые орудия были перенесены на корму и защищены казематом с двухдюймовыми бортами и 0,75-дюймовыми (19 мм) крыша. Толщина казематов верхней палубы была увеличена до двух дюймов. Для ее дальномеров были построены бронебашни в носовой и кормовой части. Ее легкое вооружение было сокращено до четырех 75-мм и четырех 47-мм орудий. Испытания двигателей были проведены в конце 1910 года и оказались неудовлетворительными, поскольку они перегревались, выдавая при этом всего 9 979 лошадиных сил (7 441 кВт). Испытания были проведены снова 27 июля 1911 года и оказались более удовлетворительными, поскольку они развили заявленную мощность 13 337 лошадиных сил (9 945 кВт), в то время как Громобои достиг скорости 18,5 узлов (34,3 км/ч; 21,3 миль в час). [ 3 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]
Громобой сел на мель недалеко от Лиепаи

Громобой служил во 2-й бригаде крейсеров Балтийского флота во время Первой мировой войны . Он был модифицирован для использования в качестве быстрого минного заградителя с боекомплектом в двести мин . [ 3 ]

10 августа 1915 года она вступила в бой с немецким линейным крейсером СМС « Фон дер Танн» у входа в Финский залив.

Ее вооружение было изменено в 1916–1917 гг. [ 23 ] также; она заменила шестидюймовые орудия на носу и корме на восьмидюймовые. Эти дополнения увеличили ее залп до четырех восьмидюймовых и одиннадцати шестидюймовых орудий. Все оставшиеся у нее легкие орудия были сняты, и она получила две 2,5-дюймовые и две 47-мм зенитные пушки . Все эти дополнения увеличили ее водоизмещение примерно до 13 200 длинных тонн (13 412 т). [ 3 ]

Громобои перешел под контроль Советского Красного Флота в сентябре 1917 года. Брест-Литовский договор требовал, чтобы Советы эвакуировали свою базу в Хельсинки в марте 1918 года или интернировали их новой независимой Финляндией , хотя Финский залив все еще был заморожен. Громобой отплыла в Кронштадт в так называемом «Ледяном путешествии» и вскоре после прибытия была переведена в резерв. [ 24 ]

После Первой мировой войны

[ редактировать ]

В конце октября 1920 года Громобоя и взяла под свой команда подняла мятеж контроль корабль у Кронштадта. убили Громобоя офицеров комиссаров . и Они и затопили корабль [ 25 ] «Громобой» был снят с мели и 1 июля 1922 года продан немецкой компании на слом; 30 октября она села на мель во время шторма недалеко от Лиепаи , когда ее буксировали в Германию, и была списана на металлолом. [ 24 ] [ 26 ] [ 27 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по новому стилю.
  2. ^ Источники различаются по типу фактически используемой брони. Брук, Гардинер, Грей и Уоттс заявляют, что использовалась цементированная броня Круппа.
  1. ^ Jump up to: а б с Маклафлин, с. 55
  2. ^ Jump up to: а б Маклафлин, стр. 55, 74.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Маклафлин, с. 60
  4. ^ Jump up to: а б с д Уоттс, с. 93
  5. ^ "Русская 8"/45 (20,3 см) Образец 1892 г. 203 мм/45 (8") Образец 1892 г. . navweaps.com. 11 сентября 2006 года . Проверено 30 апреля 2010 г.
  6. ^ Брук, с. 38
  7. ^ "Русская 6"/45 (15,2 см) Образец 1892 г. 152 мм/45 (6") Образец 1892 г. . navweaps.com. 12 января 2009 года . Проверено 1 мая 2010 г.
  8. ^ «Русский 75 мм/50 (2,95 дюйма) образца 1892 года --- Французский 7,5 см/50 (2,95 дюйма) Кане образца 1891 года» . Navweps.com. 17 июля 2007 года . Проверено 11 февраля 2020 г.
  9. ^ «Россия 47 мм/5 (1,85 дюйма) пушка Гочкиса 47 мм/1 (1,85 дюйма) пушка Гочкиса [3-фунтовые (1,4 кг) пушки Гочкиса]» . 1 декабря 2006 года . Проверено 22 декабря 2009 г.
  10. ^ «Россия 37 мм/5 (1,5 дюйма) Пушка Гочкиса 37 мм/1 (1,5 дюйма) Пушка Гочкиса [1-фунтовая (0,45 кг) Пушка Гочкиса]» . 1 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 4 мая 2012 г. Проверено 22 декабря 2009 г.
  11. ^ Кэмпбелл, с. 190
  12. ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36336. Лондон. 27 декабря 1900 г. с. 4.
  13. ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36517. Лондон. 26 июля 1901 г. с. 8.
  14. ^ Маклафлин, с. 77
  15. ^ Брук, с. 34
  16. ^ Брук, стр. 34, 37.
  17. ^ Брук, стр. 39, 43.
  18. ^ Jump up to: а б Брук, с. 43
  19. ^ Брук, стр. 43, 45.
  20. ^ Брук, с. 45
  21. ^ Брук, стр. 45–47.
  22. ^ Jump up to: а б Маклафлин, стр. 77–78.
  23. ^ Будзбон, с. 295
  24. ^ Jump up to: а б Маклафлин, с. 78
  25. ^ «Имперские и зарубежные новости». Таймс . № 42551. Лондон. 26 октября 1920 г. полковник Ф, с. 9.
  26. ^ Associated Press, «Крейсеры Русс, потерянные во время шторма», The San Bernardino Daily Sun , Сан-Бернардино, Калифорния, понедельник, 23 октября 1922 года, том L, номер 237, страница 3.
  27. ^ Chernyshev, Alexander Alekseevich (2012). Погибли без боя. Катастрофы русских кораблей XVIII–XX вв [ They died without a fight. Catastrophes of Russian ships of the XVIII-XX centuries ] (in Russian). Veche. Archived from the original on 2022-08-19 . Retrieved 2021-11-18 .
  • Брук, Питер (2000). «Броненосный крейсер против броненосного крейсера: Ульсан, 14 августа 1904 года». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 2000–2001 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  0-85177-791-0 .
  • Будзбон, Пшемыслав (1985). "Россия". В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 291–325. ISBN  0-85177-245-5 .
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Россия". В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 170–217. ISBN  0-8317-0302-4 .
  • Фрэмптон, Виктор; Руководитель, Майкл; Маклафлин, Стивен и Сперджен, HL (2003). «Российские военные корабли у Токийского залива». Военный корабль Интернешнл . XL (2): 119–125. ISSN   0043-0374 .
  • Маклафлин, Стивен (1999). «От Рюрика до Рюрика: броненосные крейсера России». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 1999–2000 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  0-85177-724-4 .
  • Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский Российский Флот . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN  0-85368-912-1 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c942be0bc4c058b15ef740ffda273145__1701529800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/45/c942be0bc4c058b15ef740ffda273145.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Russian cruiser Gromoboi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)