Jump to content

Японский крейсер Азума

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Азума на якоре, Портсмут , 1900 год.
Обзор класса
Операторы  Императорский флот Японии
Предшественник Якумо
Преемник С пользой класса
История
Имя Азума
Тезка Гора Азума
Заказал 12 октября 1897 г.
Строитель Мастерские и Chantiers de la Loire , Сен-Назер , Франция
Заложен 1 февраля 1898 г.
Запущен 24 июня 1899 г.
Завершенный 28 июля 1900 г.
реклассифицирован 1-го класса Корабль береговой обороны , 1 сентября 1921 г.
пораженный 1941
Судьба Списан , 1946 год.
Общие характеристики
Тип Броненосный крейсер
Смещение 9 278 т (9 131 длинная тонна)
Длина 137,9 м (452 ​​футов 5 дюймов) ( о/а )
Луч 17,74 м (58 футов 2 дюйма)
Черновик 7,18 м (23 фута 7 дюймов)
Установленная мощность
Движение
Скорость 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час)
Диапазон 7000 миль (13000 км; 8100 миль) при 10 узлах (19 км/ч; 12 миль в час)
Дополнить 670
Вооружение
Броня

Адзума ( 吾妻 ) (иногда транслитерируемый (архаично) как Адзума ) — броненосный крейсер ( Sōkō jun’yōkan ), построенный для Императорского флота Японии (IJN) в конце 1890-х годов. Поскольку у Японии не было промышленных мощностей для строительства таких военных кораблей, корабль был построен во Франции. Участвовал в большинстве морских сражений Русско -японской войны 1904–05, был легко поврежден в ходе Ульсанского сражения и Цусимского сражения . Азума начал первый из пяти учебных круизов в 1912 году и не участвовал в боевых действиях во время Первой мировой войны. Официально он так и не был реклассифицирован в учебный корабль, хотя служил исключительно в этой роли с 1921 года, пока не был разоружен и разрушен в 1941 году. Азума был сильно поврежден. во время рейда американского авианосца в 1945 году и впоследствии списан в 1946 году.

Предыстория и дизайн

[ редактировать ]

План расширения военно-морского флота 1896 года был составлен после Первой китайско-японской войны и включал четыре броненосных крейсера в дополнение к еще четырем линкорам, все из которых пришлось заказывать на зарубежных верфях, поскольку у Японии не было возможности построить их самостоятельно. Дальнейшее рассмотрение российской программы строительства заставило IJN поверить в то, что заказанных по первоначальному плану линкоров будет недостаточно для противодействия Императорскому флоту России . Бюджетные ограничения не позволили заказать больше линкоров, и IJN решил расширить количество заказываемых более доступных броненосных крейсеров с четырех до шести кораблей, полагая, что недавнее внедрение более прочной цементированной брони Круппа позволит им стоять на линии боя . Пересмотренный план широко известен как «Флот шести-шести» . Первые четыре корабля были построены Армстронгом Уитвортом в Великобритании, а последние два корабля были построены в Германии и Франции. Чтобы обеспечить совместимость боеприпасов , IJN потребовал от своих создателей использовать те же британские орудия, что и на четырех других кораблях. [ 1 ] В целом IJN предоставил только эскизный проект и спецификации, которым должен был соответствовать каждый строитель; в противном случае каждый строитель мог свободно строить корабли по своему усмотрению. В отличие от большинства своих современников, которые были созданы для торговых набегов или защиты колоний и торговых путей, Азума и ее сводные сестры предназначались для разведки флота и использования на передовой . [ 2 ]

Описание

[ редактировать ]
Левый фасад и план Азумы с боевых кораблей Джейн , 1904 год.

Корабль имел общую 131,56 метра (431 фут 8 дюймов) длину 137,9 метра (452 ​​фута 5 дюймов) и длину между перпендикулярами . У нее была ширина 17,74 метра (58 футов 2 дюйма) и средняя осадка 7,18 метра (23 фута 7 дюймов). Azuma Водоизмещение составляет 9 278 метрических тонн (9 131 длинная тонна) при нормальной нагрузке и 9 953 метрических тонны (9 796 длинных тонн) при глубокой загрузке . Корабль имел метацентрическую высоту 0,85 метра (2 фута 9 дюймов). У него было двойное дно , а корпус был разделен на 213 водонепроницаемых отсеков . [ 3 ] Ее экипаж состоял из 670 офицеров и рядовых. [ 4 ]

Азума имел две 4-цилиндровые паровые машины тройного расширения , каждая из которых приводила в движение один гребной вал . [ 5 ] Пар для двигателей обеспечивался 24 котлами Бельвиля , а общая мощность двигателей составляла 18 000 лошадиных сил (13 000 кВт ). Корабль имел расчетную скорость 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час). Он перевозил до 1200 метрических тонн (1200 длинных тонн; 1300 коротких тонн) угля и мог преодолевать 7000 морских миль (13000 км; 8100 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [ 6 ]

Вооружение

[ редактировать ]

Основным вооружением всех броненосных крейсеров «Шести-Шести Флита» были четыре 45-го калибра восьмидюймовые орудия постройки Армстронга Уитворта в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части надстройки . Башни с электроприводом могли поворачиваться на 130 ° влево и вправо, а орудия могли подниматься до +30 ° и опускаться до -5 °. Башня вмещала 65 снарядов корабля , но перезаряжаться можно было только через двери в полу башни и на палубе , что позволяло электрической лебедке в башне поднимать снаряды из снарядного отделения глубоко в корпусе. [ 7 ] Орудия заряжались вручную и имели скорострельность около 1,2 выстрела в минуту. 203-миллиметровая пушка стреляла бронебойными (AP) снарядами весом 113,5 кг (250 фунтов) с начальной скоростью 760 метров в секунду (2500 футов / с) на дальность 18 000 метров (20 000 ярдов). [ 8 ]

Вспомогательное вооружение состояло из дюжины Elswick Ordnance Company «Pattern Z» скорострельных (QF) 6-дюймовых орудий . Все эти орудия, кроме четырех, устанавливались в бронированных казематах на главной и верхней палубах, а их установки на верхней палубе были защищены орудийными щитами . Их бронебойные снаряды массой 45,4 кг (100 фунтов) стреляли с начальной скоростью 700 метров в секунду (2300 футов/с). [ 9 ] Азума также был оснащен дюжиной 12-фунтовых орудий QF 40 калибра мощностью 12 центнеров. [ Примечание 1 ] и восемь 2,5-фунтовых орудий QF Ямаути для защиты на ближней дистанции от торпедных катеров . [ 8 ] Бывшее орудие стреляло снарядами калибра 76 миллиметров (3 дюйма) и массой 5,7 килограмма (12,5 фунта) с начальной скоростью 719 метров в секунду (2359 футов/с). [ 10 ]

«Азума» был оснащен пятью 457-мм (18,0 дюйма) торпедными аппаратами , одним надводным в носовой части и четырьмя подводными аппаратами, по два на каждом борту . Торпеда Тип 30 имела 100-килограммовую (220 фунтов) боеголовку и три режима дальности/скорости: 800 метров (870 ярдов) при 27 узлах (50 км/ч; 31 миль в час), 1000 метров (1100 ярдов) при 23,6 узлах ( 43,7 км/ч; 27,2 миль в час) или 3000 метров (3300 ярдов) при скорости 14,2 узла (26,3 км/ч; 16,3 миль в час). [ 11 ]

Все броненосные крейсеры «Шести-Шести Флота» использовали одну и ту же схему бронирования с некоторыми незначительными отличиями, одно из которых заключалось в том, что все четыре более поздних корабля использовали цементированную броню Круппа. Пояс ватерлинии проходил по всей длине корабля, а его толщина варьировалась от 178 миллиметров (7,0 дюйма) на миделе корабля до 89 миллиметров (3,5 дюйма) на носу и корме. Его высота составляла 2,13 метра (7 футов 0 дюймов), из которых 1,50 метра (4 фута 11 дюймов) обычно находились под водой. Верхняя полоса поясной брони имела толщину 127 миллиметров (5,0 дюйма) и простиралась от верхнего края ватерлинии до главной палубы. Он простирался на 61,49 метра (201 фут 9 дюймов) от передней до задней части барбета . Азума имел только одну поперечную 76-мм бронепереборку , закрывавшую переднюю часть центральной броневой цитадели. [ 12 ]

Барбеты, орудийные башни и передняя часть казематов имели толщину 152 миллиметра, а боковые и задняя части казематов были защищены бронёй толщиной 51 миллиметр (2,0 дюйма). Палуба имела толщину 63 миллиметра (2,5 дюйма), а толщина брони, защищающей боевую рубку, составляла 356 миллиметров (14,0 дюйма). [ 13 ]

Строительство и карьера

[ редактировать ]

Контракт на Азуму , названный в честь региона Канто , [ 14 ] был подписан 12 октября 1897 года с Ateliers et Chantiers de la Loire , а корабль был заложен на их верфи в Сен-Назере 1 февраля 1898 года. Он был спущен на воду 24 июня 1898 года и завершен 29 июля 1900 года. Адзума уехал в Японию. на следующий день и прибыл в Йокосуку 29 октября. [ 15 ] Капитан Фудзи Коити принял командование перед началом русско-японской войны в феврале 1904 года, пока не был освобожден от должности в январе 1905 года. [ 16 ] Капитан Мураками Какуичи . [ 17 ]

Русско-японская война

[ редактировать ]

В начале русско-японской войны Адзума был прикомандирован ко 2-й дивизии 2-го флота . [ 18 ] Она участвовала в битве при Порт-Артуре 9 февраля 1904 года, когда вице-адмирал Того Хейхачиро возглавил Объединенный флот в атаке на русские корабли Тихоокеанской эскадры, стоявшие на якоре недалеко от Порт-Артура . Того ожидал, что внезапная ночная атака его эсминцев окажется гораздо более успешной, чем она была на самом деле, ожидая, что русские будут сильно дезорганизованы и ослаблены, но они оправились от неожиданности и были готовы к его атаке. Японские корабли были замечены защищенным крейсером «Боярин» , который патрулировал шельф и предупредил русских. Того решил атаковать российскую береговую оборону своим основным вооружением и поразить корабли своими дополнительными орудиями. Разделение огня оказалось плохим решением, поскольку японские восьми- и шестидюймовые орудия нанесли небольшой урон русским кораблям, которые с некоторым эффектом сосредоточили весь свой огонь на японских кораблях. [ 19 ] Хотя многие корабли с обеих сторон были повреждены, потери русских составили около 150 человек, а японцы потеряли около 90 человек убитыми и ранеными, прежде чем Того вышел из боя. [ 20 ]

В начале марта вице-адмиралу Камимуре Хиконодзё было поручено отвести усиленную 2-ю дивизию на север и совершить диверсию у Владивостока . Разыскивая русские корабли в этом районе, японские крейсеры 6 марта обстреляли гавань и оборону Владивостока, но без особого эффекта. По возвращении в Японию через несколько дней 2-й дивизии было приказано сопровождать транспорты, переправлявшие дивизию Имперской гвардии в Корею, а затем присоединиться к кораблям, блокирующим Порт-Артур. В середине апреля Камимура получил приказ на север, чтобы прикрыть Японское море и защитить Корейский пролив от любых попыток Владивостокской отдельной крейсерской эскадры под командованием контр-адмирала Карла Джессена прорваться и соединиться с Тихоокеанской эскадрой. Два подразделения едва не разошлись друг с другом 24-го числа в сильном тумане, и японцы двинулись во Владивосток, где заложили несколько минных полей, прежде чем вернуться в Вонсан 30-го числа. [ 21 ]

Дивизии не удалось перехватить российскую эскадру, которая атаковала несколько транспортов к югу от острова Окиносима 15 июня из-за сильного дождя и тумана. Русские снова совершили вылет 30 июня, и Камимура наконец смог перехватить их на следующий день возле Окиносимы. Когда их заметили, свет тускнел, и русские смогли отойти в темноте. Корабли Джессена снова вышли в поход 17 июля, направляясь к восточному побережью Японии, чтобы отвлечь внимание и вывести японские войска из Японского и Желтого морей . Через два дня российские корабли прошли пролив Цугару и начали захват судов, направлявшихся в Японию. Прибытие русских к Токийскому заливу 24-го числа заставило Генеральный штаб ВМФ отдать приказ Камимуре отплыть к мысу Той Мисаки, Кюсю , опасаясь, что Джессен обогнёт Японию, чтобы достичь Порт-Артура. Двумя днями позже ему было приказано идти на север, к проливу Кии , а затем 28-го числа в Токийский залив. Генеральный штаб наконец приказал ему вернуться на остров Цусима. 30-го числа; позже в тот же день он получил известие, что корабли Йессена рано утром прошли через пролив Цугару и достигли Владивостока 1 августа. [ 22 ]

Битва при Ульсане

[ редактировать ]

10 августа корабли в Порт-Артуре предприняли попытку прорыва во Владивосток, но были отброшены в битве на Желтом море . Джессену было приказано встретиться с ними, но приказ был отложен. Трем его броненосным крейсерам, «России» , «Громобою » и «Рюрику» , пришлось поднять пар, поэтому он не выходил в бой до вечера 13 августа. К рассвету он достиг Цусимы, но повернул назад, так как не увидел ни одного корабля Порт-Артурской эскадры. В 36 милях (58 км) к северу от острова он столкнулся с эскадрой Камимуры, состоявшей из четырёх современных броненосных крейсеров: «Иватэ» , «Идзумо» , «Токива» и «Адзума» . Две эскадрильи прошли ночью, не заметив друг друга, и каждая изменила курс с первыми лучами солнца. Это поставило японские корабли на российский маршрут во Владивосток. [ 23 ]

Джессен приказал своим кораблям повернуть на северо-восток, когда в 05:00 он заметил японцев, и они последовали его примеру, хотя и немного сходящимся курсом. Обе стороны открыли огонь около 05:23 на расстоянии 8500 метров (9300 ярдов). Японские корабли сосредоточили свой огонь на «Рюрике» , заднем корабле русского соединения. Ее довольно быстро ударили, и она начала падать за кормой двух других кораблей. Джессен повернул на юго-восток, пытаясь открыть стрельбу, но это ослепило русских артиллеристов восходящим солнцем и не позволило ни одному из их бортовых орудий нацелиться на японцев. Около 06:00 «Джессен» повернул на 180° на правый борт, пытаясь достичь корейского побережья и позволить «Рюрику» воссоединиться с эскадрой. Камимура последовал его примеру примерно в 06:10, но повернул влево, что открыло расстояние между эскадрильями. Затем у Азумы возникли проблемы с двигателем, и японская эскадрилья замедлилась, чтобы соответствовать своей максимальной скорости. Стрельба возобновилась в 06:24, Рюрик получил три попадания в корму, затопив рулевое отделение; ею приходилось управлять с помощью двигателей. Ее скорость продолжала снижаться, что еще больше подвергало ее японскому огню, а около 06:40 ее рулевое управление заклинило влево. [ 24 ]

Йессен сделал еще один поворот на 180°, пытаясь вставить два своих корабля между японцами и «Рюриком» , но последний корабль внезапно повернул на правый борт, увеличил скорость и прошел между кораблями Йессена и японцами. Камимура также развернулся на 180°, так что обе эскадрильи направились на юго-восток параллельными курсами, но Джессен быстро сделал еще один разворот на 180°, так что они направились противоположными курсами. Русские изменили курс в третий раз около 07:45 в очередной попытке поддержать Рюрика, хотя Россия сама горела; ее пожары были потушены примерно через двадцать минут. Камимура обогнул «Рюрик» на юге в 08:00, затем позволил двум другим русским кораблям пройти к себе на север и открыл им беспрепятственный путь во Владивосток. Несмотря на это, Йессен снова повернул обратно в 08:15 и приказал Рюрику вернуться во Владивосток, прежде чем повернуть на север на своей максимальной скорости, около 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час). [ 25 ]

два старых защищенных крейсера Камимуры, «Нанива» и «Такачихо» Примерно в это же время с юга приближались . Их прибытие позволило Камимуре преследовать Джессена со всеми его броненосными крейсерами, в то время как двое вновь прибывших расправились с Рюриком . Следующие полтора часа они вели непрерывный бой с русскими; набрав в них достаточно попаданий, чтобы снизить их скорость до 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час). Азумы Двигатели снова сломались во время этой погони, и ее заменила Токива . Японцы приблизились к минимуму примерно до 5000 метров (5500 ярдов), но Камимура затем увеличил дальность до 6500 метров (7100 ярдов). [ 25 ]

Около 10:00 артиллерийский офицер Камимуры ошибочно сообщил ему, что Идзумо израсходовала три четверти своих боеприпасов, и он повернул назад после пятиминутного скоростного обстрела. Он не хотел оставлять Цусимский пролив без охраны и думал, что сможет употребить оставшиеся боеприпасы на Рюрика . К этому времени он был потоплен Нанивой и Такачихо , которые приблизились к Рюрику на расстояние 3000 метров (3300 ярдов), чтобы прикончить его. Они сообщили Камимуре по рации, что она затонула, но он не получил сообщения. Вскоре после того, как японцы повернули назад, Громобою и России пришлось броситься на ремонт. Ни один из японских кораблей не получил серьезных повреждений, а у Адзума во время боя было ранено только восемь человек. [ 26 ]

30 декабря Азуме и броненосному крейсеру «Асама» было приказано патрулировать пролив Цугару, чтобы не допустить проникновения прорывателей блокады во Владивосток. В середине февраля Адзуму сменил Ивате , чтобы его можно было переоборудовать. [ 27 ]

Цусимская битва

[ редактировать ]
Открытка с изображением Азумы на якоре, около 1905 года.

русских Когда 27 мая 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры подошли к Японии, выйдя из Балтийского моря , Якумо был прикомандирован ко 2-й дивизии Камимуры 2-го флота. Рано утром русские были замечены патрулирующими японскими кораблями, но видимость была ограничена, а радиоприем плохим. 2-я дивизия заметила российские корабли под командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского Предварительных сообщений было достаточно, чтобы Того приказал своим кораблям выйти в море, и около 11:30 . Камимура приблизился на расстояние примерно 8000 метров (8700 ярдов), прежде чем уйти под огнем и присоединиться к линкорам Того. [ 28 ] Адзума был вторым из шести, когда Того открыл огонь по 2-й Тихоокеанской эскадре в 14:10 и, в отличие от большинства кораблей дивизии, первоначально вступил в бой с линкором «Князь Суворов» . мм) снаряд подбил Азумы В 14:50 12-дюймовый (305 - кормовую правую 8-дюймовую пушку . К 15:00 русский строй был в беспорядке, и в 15:35 из тумана внезапно появился князь Суворов на расстоянии около 2000 метров (6600 футов). Все корабли Камимуры атаковали ее в течение примерно пяти минут, при этом Адзума и броненосный крейсер Якумо также безрезультатно выпустили торпеды по российскому кораблю. [ 29 ]

После 17:30 Камимура повел свою дивизию в безрезультатное преследование некоторых русских крейсеров, предоставив линкоры Того самим себе. Он прекратил погоню около 18:03 и повернул на север, чтобы присоединиться к Того. Его корабли заметили тыл русской боевой линии около 18:30 и открыли огонь, когда дальность приблизилась к 8 000–9 000 метров (8 700–9 800 ярдов). Ничего не известно о каком-либо воздействии на русских, и они прекратили огонь к 19:30 и присоединились к Того в 20:08, когда наступала ночь. [ 30 ] Уцелевшие российские корабли были замечены на следующее утро, и около 10:30 японские корабли открыли огонь, оставаясь за пределами дальности, на которой российские корабли могли эффективно ответить. Поэтому контр-адмирал Николай Небогатов решил сдать свои корабли, поскольку он не мог ни открыть ответный огонь, ни сократить дистанцию. [ 31 ] За весь бой Азуму поразило семь крупных снарядов, преимущественно 12-дюймовых, четыре 6- и около четырех 75-миллиметровых снарядов. Они нанесли лишь незначительный ущерб, не считая уничтожения одной 6-дюймовой и одной 12-фунтовой артустановок. [ 32 ]

14 июня «Адзума» (вместе с «Якумо» , броненосными крейсерами «Ниссин» и «Касуга» ) был назначен в состав 3-го флота под командованием вице-адмирала Катаока Ситиро для захвата Сахалина в июле. [ 33 ]

Последующая карьера

[ редактировать ]
Азума на якоре в Австралии, 1910-е годы.

20 апреля 1912 года Адзума была направлена ​​в Учебную эскадрилью, где она проводила дальнюю океанскую навигацию и офицерскую подготовку курсантов Императорской военно-морской академии Японии . С 5 декабря 1912 года по 21 апреля 1913 года корабль сопровождал бывший российский защищенный крейсер «Соя» в тренировочном круизе в Австралию и Юго-Восточную Азию, первом из пяти заграничных тренировочных круизов, которые он совершил. Азума была ненадолго освобождена от своего назначения с 1 мая по 1 декабря, прежде чем отправиться в новый тренировочный круиз в Северную Америку и на Гавайи вместе с Асамой 20 апреля – 11 августа 1914 года. Корабль снова был освобожден от своего назначения в Учебной эскадрилье 18. августа, и не была переведена до 1 сентября 1915 года в рамках подготовки к своему следующему тренировочному круизу, который длился с 20 апреля по 22 августа 1916 года и снова посетила Австралию и Юго-Восточную Азию. В следующем месяце он был освобожден от своего назначения и затем стал флагманом 2-й эскадрильи эсминцев ( Suiraisentai ) с 1 декабря 1916 года по 28 марта 1917 года, а затем снова с 4 августа по 24 января 1918 года. [ 34 ] В начале 1917 года Адзума был отправлен с дипломатической миссией, чтобы вернуть в Соединенные Штаты тело Джорджа Гатри , посла в Японии, который умер при исполнении служебных обязанностей. [ 35 ] Корабль снова присоединился к Учебной эскадре 10 августа 1918 года вместе с Токивой и совершил два последних тренировочных рейса в течение следующих двух лет. С 1 марта по 26 июля 1919 года крейсеры посетили Австралию и Юго-Восточную Азию, а затем Средиземноморье с 24 ноября по 20 мая 1920 года. Адзума покинул учебную эскадру 6 июня. [ 36 ]

Последние годы

[ редактировать ]

1 сентября 1921 года корабль был переименован в корабль береговой обороны 1-го класса . она стала учебным кораблем для военно-морского корпуса Майдзуру . К этому времени ее двигатели были в плохом состоянии, и через неделю [ 37 ] В 1924 году четыре Азумы 12-фунтовых орудия были сняты, как и все ее 2,5-фунтовые орудия QF, и калибра 8 см/40 3-го года выпуска ​​одна зенитная установка была добавлена . Кроме того, с нее были сняты три торпедных аппарата. [ 38 ] 1 октября 1927 года он стал стационарным учебным кораблем инженерной школы Майдзуру. [ 37 ] Азума снова был переоборудован в 1930 году; это включало замену ее котлов, в результате чего ее мощность снизилась до 9 400 л.с. (7 000 кВт), а скорость - до 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час). Во время ремонта были сняты по четыре 6-дюймовых и 12-фунтовых орудия каждого вида. [ 38 ]

Адзума была исключена из списка военно-морского флота , разрушена и разоружена в 1941 году. 18 июля 1945 года она была сильно повреждена самолетами ВМС США, TF-38 когда они атаковали Йокосуку . Корабль сдан на слом в 1946 году. [ 4 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Cwt» — аббревиатура от центнера , 12 центнеров относится к весу ружья.
  1. ^ Эванс и Питти, стр. 57–62.
  2. ^ Миланович, с. 72
  3. ^ Миланович, стр. 74, 80.
  4. ^ Перейти обратно: а б Йентшура, Юнг и Микель, с. 73
  5. ^ Миланович, с. 81
  6. ^ Йентшура, Юнг и Микель, стр. 73–74.
  7. ^ Миланович, стр. 76–77.
  8. ^ Перейти обратно: а б Миланович, с. 78
  9. ^ Фридман, с. 276; Миланович, с. 78
  10. ^ Фридман, с. 114
  11. ^ Миланович, с. 80
  12. ^ Миланович, стр. 80–81.
  13. ^ Шено и Колесник, с. 225
  14. ^ Сильверстоун, с. 326
  15. ^ Миланович, с. 73
  16. ^ Каунер, с. 125
  17. ^ Корбетт, II, с. 153
  18. ^ Каунер, с. 465
  19. ^ Форчик, стр. 42–43
  20. ^ Корбетт, I, с. 105
  21. ^ Корбетт, I, стр. 138–39, 142–45, 160, 177, 188–89, 191–96.
  22. ^ Корбетт, I, стр. 283–89, 319–25, 337–51.
  23. ^ Брук, стр. 34, 37.
  24. ^ Брук, стр. 39, 43.
  25. ^ Перейти обратно: а б Брук, с. 43
  26. ^ Брук, стр. 43, 45.
  27. ^ Корбетт, II, стр. 153, 162.
  28. ^ Корбетт, II, стр. 232, 235.
  29. ^ Кэмпбелл, Часть 2, стр. 128–32.
  30. ^ Кэмпбелл, Часть 3, стр. 186–87.
  31. ^ Корбетт, II, стр. 319–20.
  32. ^ Кэмпбелл, Часть 4, с. 263
  33. ^ Корбетт, II, с. 357
  34. ^ Лакруа и Уэллс, стр. 552, 656–59.
  35. ^ Уэллс, с. 49
  36. ^ Лакруа и Уэллс, стр. 657, 659.
  37. ^ Перейти обратно: а б Лакруа и Уэллс, с. 659
  38. ^ Перейти обратно: а б Шено, с. 174
  • Брук, Питер (2000). «Броненосный крейсер против броненосного крейсера: Ульсан, 14 августа 1904 года». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 2000–2001 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  0-85177-791-0 .
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). «Битва при Цу-Симе, части 2, 3 и 4». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль . Том. II. Лондон: Conway Maritime Press. стр. 127–35, 186–192, 258–65. ISBN  0-87021-976-6 .
  • Шено, Роджер, изд. (1980). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN  0-85177-146-7 .
  • Шено, Роджер и Колесник, Юджин М., ред. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN  0-8317-0302-4 .
  • Корбетт, Джулиан Стаффорд (1994). Морские операции в Русско-японской войне 1904–1905 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-129-7 .
  • Эванс, Дэвид и Питти, Марк Р. (1997). Кайгун: стратегия, тактика и технологии Императорского флота Японии, 1887–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-192-7 .
  • Форчик, Роберт (2009). Русский линкор против японского линкора, Желтое море, 1904–05 . Ботли, Великобритания: Оспри. ISBN  978-1-84603-330-8 .
  • Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Сифорт. ISBN  978-1-84832-100-7 .
  • Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Военные корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN  0-87021-893-Х .
  • Каунер, Ротем (2006). Исторический словарь Русско-японской войны . Исторические словари войны, революции и гражданских беспорядков. Том. 29. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN  978-0-81084-927-3 .
  • Лакруа, Эрик и Уэллс, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-311-3 .
  • Миланович, Катрин (2014). «Броненосные крейсеры Императорского флота Японии». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2014 года . Лондон: Конвей. ISBN  978-1-84486-236-8 .
  • Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN  0-88254-979-0 .
  • Уэллс, Бенджамин (1997). Самнер Уэллс: глобальный стратег Рузвельта: биография . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  0-312-17440-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 23d60e7e7f3928fd4d9a436f3aca135b__1675249080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/5b/23d60e7e7f3928fd4d9a436f3aca135b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Japanese cruiser Azuma - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)