И -классный крейсер
![]() У берегов Циндао, 1930 год.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | И класс |
Строители | |
Операторы | ![]() |
Предшественник | Тенрю Класс |
Преемник | Нагара класс |
Построен | 1917–1921 |
В комиссии | 1920–1946 |
Планируется | 5 |
Завершенный | 5 |
Потерянный | 4 |
Общие характеристики | |
Тип | Легкий крейсер |
Смещение |
|
Длина | |
Луч | 14,2 м (46 футов 7 дюймов) |
Черновик | 4,8 м (15 футов 9 дюймов) |
Установленная мощность | 154кВт 110В электрический [ 1 ] |
Движение |
|
Скорость | 36 узлов (41 миль в час; 67 км / ч) |
Диапазон | 9000 миль (17000 км) на скорости 10 узлов (12 миль в час; 19 км/ч) |
Дополнить | 450 |
Вооружение |
|
Броня |

Легкие «Кума» крейсеры класса ( 球磨型軽巡洋艦 , Kuma-gata keijun'yōkan ) — класс из пяти легких крейсеров, построенных и эксплуатируемых Императорским флотом Японии (IJN). Крейсеры типа «Кума» зарекомендовали себя в боевых действиях от Алеутских островов до Индийского океана на протяжении всей Второй мировой войны .
За классом Кума последовал очень похожий Нагара класс .
Фон
[ редактировать ]Несмотря на успех Тенрю проекта высокоскоростного легкого крейсера класса , Императорский флот Японии осознал, что их будет превосходить по вооружению более крупный ВМС США «Омаха» класс и голландские легкие крейсеры класса «Ява», которые тогда находились в стадии разработки. Кроме того, корабли класса Tenryū с максимальной скоростью 33 узла (61 км/ч; 38 миль в час) были не в состоянии идти в ногу с более новыми японскими эсминцами , такими как Minekaze класс , имевший расчетную скорость 39 узлы (72 км/ч; 45 миль в час). [ 2 ] В конце 1917 года планы строительства дополнительных шести кораблей класса Тенрю новой конструкции водоизмещением 7200 тонн , а также трех разведывательных крейсеров были отложены вместо корабля промежуточного класса водоизмещением 5500 тонн, который можно было использовать как дальнобойный корабль. , быстроходный разведывательный корабль, а также в качестве корабля управления флотилией эсминцев или подводных лодок . [ 3 ]
С разработкой дальнобойных кислородных торпед Тип 93 «Long Lance» в 1930-х годах Генеральный штаб Императорского флота Японии разработал план создания специального «Ночного боевого отряда» из торпедных крейсеров . Идея была основана на успехе Японии в морской битве при Порт-Артуре в русско-японской войне . Поскольку новые торпеды Тип 93 имели дальность действия большую, чем у линкоров современных главной батареи , [ сомнительно – обсудить ] Идея заключалась в том, чтобы высокоскоростная ударная группа атаковала вражеский флот ночью мощным и подавляющим торпедным огнем. На рассвете основные надводные бойцы прибудут следом, чтобы прикончить раненого врага.
Впоследствии «Ои» и «Китаками» были модифицированы десятью счетверенными торпедными аппаратами (всего 40 аппаратов), расположенными в два бортовых ряда по пять, то есть по 20 на каждый борт. Корабли были приписаны к 9-й CruDiv 1-го флота IJN . Однако бурное развитие морской авиации и подводной войны в 1930-е годы быстро сделало этот план устаревшим. В январе 1942 года начальник штаба контр-адмирал Матоме Угаки выразил резкое неодобрение недавно модернизированным торпедным крейсерам и призвал пересмотреть тактику ВМФ. [ 4 ] Пока в Генеральном штабе Императорского флота Японии обсуждался этот вопрос, Ои и Китаками были переоборудованы в высокоскоростные транспортные средства с класса Дайхацу десантными кораблями , а Китаками впоследствии был переоборудован в носитель для торпед-самоубийц кайтэн .
Дизайн
[ редактировать ]Конструкция корпуса класса «Кума» основывалась на номинальном водоизмещении 5500 тонн , с высоким надводным бортом и легкой конструкцией мостика, за которым располагалась тренога-мачта с площадкой управления огнем и двумя прожекторами. Конструкция оказалась настолько универсальной, что стала стандартом, на котором будут основываться все будущие легкие крейсеры японского флота. [ 2 ]
Силовая установка класса «Кума» была основана на четырех осевых тормозных турбинах с 12 котлами, обеспечивающих мощность 90 000 л.с. (67 000 кВт). Десять котлов были предназначены для сжигания мазута , а остальные два сжигали смесь угля и нефти. Благодаря усовершенствованиям в технологии газотурбинных двигателей суда класса Kuma стали способны развивать высокую скорость 36 узлов (67 км/ч) и дальность полета 9 000 морских миль (17 000 км) на скорости 10 узлов (12 миль в час; 19 км/ч). час). [ 3 ] Силуэт класса «Кума» можно было различить по трем дымовым трубам, которые вспыхивали в форме трубы.
Количество 14-см/50 корабельных орудий типа «3-й год» было увеличено с четырех на классе «Тенрю» до семи на классе «Кума» , установленных по центральной линии в отдельных орудийных башнях (две носовые, три кормовые и по одной с каждой стороны мостика). Такое расположение означало, что только шесть орудий могли быть использованы для бортового залпа. [ 3 ] Как и в случае с классом Тенрю , класс Кума оставался крайне несовершенным в зенитной защите: у него было всего две корабельные пушки калибра 8 см/40 типа 3-го года и два пулемета калибра 6,5 мм. Предусматривалось приобретение 48 морских мин . Две тройные торпедные установки класса Тенрю были заменены на четыре сдвоенные пусковые установки, расположенные попарно, так что с каждой стороны можно было выпускать по четыре торпеды. Также было предусмотрено восемь перезарядок. [ 2 ]
Кисо был уникален тем, что имел как переднюю, так и заднюю надстройку с плоской поверхностью, а также вращающуюся взлетную платформу гидросамолета, расположенную в кормовой части. Платформа, похоже, никогда не использовалась и была демонтирована в 1922 году, но ее надстройка сохранила форму ангара.
В сервисных модификациях
[ редактировать ]В 1931-1932 годах была предусмотрена катапульта для запуска одного гидросамолета (обычно гидросамолета Kawanishi E7K1 «Альф» ) для разведывательных целей на Куме и Таме . Катапульта располагалась в корме, между башнями №5 и №6. [ 2 ]
В 1933-1934 годах корабли были отремонтированы с измененной надстройкой, заменив парусиновые борта мостика стальными пластинами, а за мостиком построили дальномерную башню длиной 11,5 футов (3,5 м) или 13 футов (4,0 м). м) дальномер. Кисо также получили защитные колпачки на двух передних стойках, что придало ей уникальный внешний вид. [ 2 ]
К 1941 году 8-см пушки Тип 3 были заменены спаренными 25-мм зенитными пушками Тип 96 , а 6,5-мм пулеметы были модернизированы до 13,2-мм. [ 3 ] Все корабли класса «Кума» постепенно модернизировались во время войны на Тихом океане . Модификации различались от судна к судну, но заключались в удалении авиационной катапульты и по крайней мере одной из основных 140-мм башен и замене на спаренные или тройные 25-мм зенитные орудия Тип 96. В 1943–1944 годах «Кисо» и «Тама» получили двухместную башню с корабельными орудиями калибра 12,7 см/40 Тип 89 . Кисо , Тама и Китаками были единственными в классе, у которых был радар . [ 2 ]
В августе 1941 года Ои , Китаками и Кисо должны были быть переоборудованы в торпедные крейсера , чтобы сформировать специальную торпедную ударную эскадрилью, но счетверенных торпедных установок Тип 92 было недостаточно, поэтому были переоборудованы только первые две. [ 5 ] На обоих кораблях три кормовые башни были заменены десятью счетверенными торпедными установками, по пять на борт, всего 40 торпед. В августе 1942 года их переоборудовали в быстроходные транспортники, со снятыми всеми торпедными аппаратами и замененными десантными кораблями класса Daihatsu со стойками для глубинных бомб и двумя тройными зенитными орудиями Тип 96. [ 2 ]
После того, как Китаками был поврежден в 1944 году, он был переоборудован в кайтэн -носитель со снятым всем вооружением и заменен двумя одноорудийными башнями Тип 89 (в носовой и кормовой части), всего 67 зенитных орудий Тип 96 (12 тройных , 31 одиночный), две стойки глубинных бомб и восемь «Кайтен» модели 1. Удаление кормовых газотурбинных двигателей снизило скорость корабля до 23 узлов. [ 2 ]
Корабли в классе
[ редактировать ]были построены Пять судов класса «Кума» . Только один ( Китаками ) пережил Тихоокеанскую войну.
- Кума ( шаровая мельница )
- Заказанный в 1917 году на военно-морскую верфь Сасебо , спущенный на воду 14 июля 1919 года и завершенный 31 августа 1920 года, «Кума» активно участвовал в прикрытии высадки японских войск на Филиппинах в первые месяцы Второй мировой войны и оставался там для местной обороны. Позже назначенный в состав Юго-Западного флота в Нидерландской Ост-Индии , он проходил ремонт в Сингапуре он был торпедирован подводной лодкой HMS Tally-Ho у западного побережья Малайи . с октября по ноябрь 1943 года. 10 марта 1944 года [ 6 ]
- Tama (多摩Тама
- Заказанный в 1917 году компании Mitsubishi в Нагасаки , спущенный на воду 10 февраля 1920 года и завершенный 29 января 1921 года. Замаскированный в арктические цвета, Тама участвовал в кампании на Алеутских островах и в битве за Командорские острова и провел большую часть начала Второй мировой войны в северные воды. Позже он использовался в качестве быстрого транспорта и совершил множество вылетов в Рабаул и другие места на Соломоновых островах . После ремонта в Японии в конце 1943 года он оставался в родных водах Японии до тех пор, пока в октябре 1944 года его не перевели в состав окончательной обороны Филиппин Императорским флотом Японии. Он участвовал в битве при заливе Лейте , где был поврежден самолетами USN и был торпедирован авианосцем USS Jallao к северо-востоку от Филиппин 25 октября 1944 года при попытке вернуться на Окинаву . [ 7 ]
- Китаками ( на севере )
- Заказанный в 1917 году Военно-морскому арсеналу Сасебо , спущенный на воду 3 июля 1920 года и завершенный 15 апреля 1921 года, Китаками был переоборудован в торпедный крейсер в рамках недолговечной программы Императорского флота Японии, от которой отказались накануне Второй мировой войны. Впоследствии она участвовала в битве за Мидуэй в составе Алеутского присмотрового отряда. Позже он использовался в качестве быстрого транспорта и совершил множество вылетов в Рабаул и другие места на Соломоновых островах и в Новой Гвинее . С марта 1943 года он был направлен в состав Юго-Западного флота для сопровождения и транспортировки. Получив серьезные повреждения в результате торпедной атаки подводной лодки HMS Templar 27 января 1944 года, он вернулся в Японию для переоборудования в носитель человеческих торпед «Кайтэн» , но так и не служил в этом качестве из-за нехватки топлива. Он пережил конец войны и после войны использовался в качестве тендера для репатриационных судов. Списан с 10 августа 1946 г. по 31 марта 1947 г. [ 8 ]
- Ōi (大井Ой
- Заказанный в 1917 году компании Kawasaki Heavy Industries в Кобе , спущенный на воду 15 июля 1920 года и завершенный 3 ноября 1921 года, Ōi был переоборудован в торпедный крейсер в рамках недолговечной программы Императорского флота Японии, от которой отказались накануне Второй мировой войны. Впоследствии она участвовала в битве за Мидуэй в составе Алеутского прикрывающего отряда. Позже он использовался в качестве быстрого транспорта и совершил множество вылетов в Рабаул и другие места на Соломоновых островах и Новой Гвинее. С марта 1943 года он был направлен в состав Юго-Западного флота для сопровождения и транспортировки. он был торпедирован подводной лодкой USS Flasher к западу от Манилы . 10 сентября 1944 года [ 9 ]
- Kiso (木曾Кисо
- Заказанный в 1917 году компании Mitsubishi Heavy Industries в Нагасаки , спущенный на воду 14 декабря 1920 года и завершенный 4 мая 1921 года, «Кисо» участвовал в битве за Алеутские острова и провел большую часть начала Второй мировой войны в северных водах. Позже ее использовали в качестве скоростного транспорта. После ремонта в Японии в конце 1943 года он оставался в родных водах Японии до тех пор, пока в октябре 1944 года его не переназначили на окончательную оборону Филиппин Императорским флотом Японии. Он пережил битву в заливе Лейте и был назначен на охрану на Филиппинах. Он был потоплен палубной авиацией ВМС США к западу от Манилы 13 ноября 1944 года. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Лакруа/Уэллс с. 37
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Стилле, Легкие крейсеры Императорского флота Японии 1941–45 , страницы 14–18;
- ^ Перейти обратно: а б с д Гарднер, «Все боевые корабли мира Конвея, 1906–1921» ; стр. 238
- ^ Угаки, Угасающая победа ; стр. 74
- ^ Стилле, Легкие крейсеры Императорского флота Японии 1941-45 гг. , Страница 16;
- ^ [1] CombinedFleet.com: Кумы ; Табличный отчет о движении
- ^ [2] CombinedFleet.com: Тама ; Табличный отчет о движении
- ^ [3] CombinedFleet.com: Китаками ; Табличный отчет о движении
- ^ [4] CombinedFleet.com: Табличные записи о движении;
- ^ [5] CombinedFleet.com: Кисо ; Табличный отчет о движении
Книги
[ редактировать ]- Браун, Дэвид (1990). Потери кораблей во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-914-Х .
- Тупой, Пол С. (1978). Боевая история Императорского флота Японии, 1941-1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-097-1 .
- Эванс, Дэвид (1979). Кайгун: стратегия, тактика и технологии Императорского флота Японии, 1887-1941 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-192-7 .
- Гарднер, Роберт (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Конвей Марин Пресс. ISBN 0-85177-245-5 .
- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Военные корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 978-0-87021-893-4 .
- Лакруа, Эрик и Уэллс II, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
- Роско, Теодор (1949). Действия подводных лодок США во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-731-3 .
- Стилле, Марк (2012). Легкие крейсеры Императорского флота Японии 1941-45 гг . Скопа. ISBN 978-1-84908-562-5 .
- Угаки, Матоме (1991). Угасающая победа: Дневник адмирала Матоме Угаки, 1941–1945 гг . Издательство Питтсбургского университета. ISBN 0-8229-3665-8 .
- Тамура, Тосио (2004). «Исправление рекорда: новые сведения о японских эсминцах и крейсерах Второй мировой войны». Военный корабль Интернешнл . XLI (3): 269–285. ISSN 0043-0374 .
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-141-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Паршалл, Джон; Боб Хэкетт; Сандер Кингсепп; Эллин Невитт. «Страница Императорского флота Японии (Combinedfleet.com)» .