Японский крейсер Кисо
![]() Японский крейсер Кисо в арктическом камуфляже во время Алеутской кампании, 1942 год.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | поцелуй |
Тезка | Река Кисо |
Заказал | 1917 финансовый год |
Строитель | Mitsubishi Heavy Industries, Нагасаки |
Расходы | 6 915 078 иен |
Заложен | 10 августа 1918 г. |
Запущен | 14 декабря 1920 г. |
Введен в эксплуатацию | 4 мая 1921 г. |
пораженный | 20 декабря 1944 г. |
Судьба | Потоплен 13 ноября 1944 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | И -классный крейсер |
Смещение | Стандартная грузоподъемность 5100 длинных тонн (5182 т) |
Длина | 152,4 м (500 футов 0 дюймов) в год |
Луч | 14,2 м (46 футов 7 дюймов) |
Черновик | 4,8 м (15 футов 9 дюймов) |
Движение |
|
Скорость | 36 узлов (41 миль в час; 67 км / ч) |
Диапазон | 5000 морских миль (9300 км) при скорости 14 узлов (26 км/ч) |
Дополнить | 450 |
Вооружение |
|
Броня | |
Самолет перевезен | 1 гидросамолет , 1 катапульта |
«Кисо» ( 木曾 ) был пятым и последним из пяти «Кума» класса лёгких крейсеров , служивших в составе Императорского флота Японии во время Второй мировой войны . Она была названа в честь реки Кисо в центральной части Хонсю , Япония .
Фон
[ редактировать ]После постройки «Тэнрю» крейсеров типа недостатки концепции малого крейсера стали очевидны. В конце 1917 года планы строительства дополнительных шести кораблей класса Тенрю новой конструкции водоизмещением 7200 тонн , а также трех разведывательных крейсеров были отложены вместо корабля промежуточного класса водоизмещением 5500 тонн, который можно было использовать как в качестве дальнего судна, так и в качестве дальнего корабля. , быстроходный разведывательный корабль, а также в качестве корабля управления флотилией эсминцев или подводных лодок . «Кума» был головным из пяти судов этого класса, построенных в 1918–1921 годах. [ 1 ]
Дизайн
[ редактировать ]Корабли класса «Кума» представляли собой увеличенные версии крейсеров класса «Тэнрю» с большей скоростью, дальностью полета и вооружением. [ 1 ]
Благодаря усовершенствованиям в технологии газотурбинных двигателей суда класса Kuma стали способны развивать высокую скорость 36 узлов (67 км/ч) и дальность полета 9 000 морских миль (17 000 км) на скорости 10 узлов (12 миль в час; 19 км/ч). ч) . [ 1 ] Количество 14-см/50 корабельных орудий типа «3-й год» было увеличено с трех на классе «Тенрю» до семи на классе «Кума» , а также было предусмотрено наличие 48 морских мин . Однако две тройные торпедные установки класса «Тенрю» были сокращены до двух сдвоенных пусковых установок, а класс «Кума» оставался крайне несовершенным в противовоздушной защите, имея только две военно- морские пушки калибра 8 см/40 типа 3-го года . [ 1 ]
Кисо был уникален в своем классе тем, что изначально он был построен с ангаром для самолетов в передней части мостика, что делало его мостик выше, чем у ее однотипных кораблей. Кисо также получили защитные колпачки на двух передних стойках, что придало ей уникальный внешний вид. [ 2 ]
Служебная карьера
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]Kiso был завершен 4 мая 1921 года на верфях Mitsubishi Heavy Industries в Нагасаки . Вскоре после завершения строительства Kiso был оснащен передней и задней плоской надстройкой, а также вращающейся взлетной платформой гидросамолета, расположенной в кормовой части для экспериментальных и испытательных целей. [ 3 ]
Затем Кисо было поручено прикрывать высадку японских войск в Сибири во время японской сибирской интервенции против Красной Армии . Впоследствии она базировалась в Порт-Артуре и патрулировала побережье Китая между арендованной территорией Квантун и Циндао .
К февралю 1929 года Кисо вместе с военными кораблями других стран был размещен в Чжифу , чтобы предотвратить вспышку погромов против иностранцев во время восстания военачальников на северо-востоке Шаньдуна . [ 4 ]
17 апреля 1939 года Кисо дал салют из 21 орудия , когда крейсер USS Astoria прибыл в Иокогаму с останками Хироши Сайто , посла Японии в США , который погиб во время выполнения задания в Вашингтоне.
Действия в северных водах
[ редактировать ]10 ноября 1941 года Кисо был назначен в 21-ю CruDiv 5-го флота IJN под командованием вице-адмирала Боширо Хосогая и был окрашен в арктический камуфляж для операций в северных водах. Во время атаки на Перл-Харбор « Кисо» патрулировал Курильские острова и, получив повреждение корпуса из-за суровых погодных условий, был вынужден вернуться в Военно-морской арсенал Йокосука для ремонта. к концу года [ 3 ] С января по конец апреля 1942 года «Кисо» возобновил патрулирование в северных водах в сопровождении своего однотипного корабля » «Тама .
В апреле, после рейда Дулитла , «Кисо» был одним из многих кораблей, отправленных в безуспешное преследование ВМС США 16-й оперативной группы с авианосцами USS Hornet и Enterprise . Снаряды Кисо главных батарей затопили сторожевые катера № 26 «Наншин Мару» и № 1 «Иватэ Мару» после того, как эти суда были повреждены самолетами « Энтерпрайза» во время рейда Дулитла. [ 5 ]
В мае 1942 года Кисо сопровождал переоборудованный тендер-гидросамолет «Кимикава Мару» в разведывательную миссию в Киску и Адак на Алеутских островах . Миссия Адак прошла успешно, но Киска была скрыта из-за погоды. 28 мая 1942 года Кисо участвовал в битве за Алеутские острова в рамках «операции АЛ» (захват Атту и Киски). Силы вторжения высадили десант на Киске 7 июня 1942 года под прикрытием Кисо . 10 июня 1942 года прибрежные Киска, Кисо , несколько других кораблей и несколько эсминцев были атакованы группой из шести бомбардировщиков USAAF B-24 Liberator . Кисо не пострадал. Точно так же 14 июня 1942 года Кисо подвергся нападению летающих лодок PBY Catalina , при этом несколько раз промахнулся. Кисо благополучно вернулся в залив Муцу 24 июня 1942 года.
28 июня 1942 года Кисо и Тама участвовали во втором конвое с подкреплением в Киску, затем патрулировали юго-запад Киски в ожидании американской контратаки и вернулись в военно-морской округ Йокосука 16 июля 1942 года. С 16 июля по 2 августа 1942 года, после переоборудование в Йокосуке, Кисо вернулся на север, чтобы патрулировать окрестности Киски и прикрыть переброску гарнизона Атту в Киска 20 августа 1942 года и вернулся в гвардейский округ Оминато 18 сентября 1942 года. Кисо продолжил серию миссий по патрулированию и пополнению запасов на Курилах и Алеутских островах с октября по конец марта 1943 года. [ 3 ]
28 марта 1943 года вице-адмирал Сиро Кавасе принял командование 5-м флотом IJN. Кисо был отправлен в сухой док 4 апреля 1943 года для капитального ремонта, в ходе которого его прожекторы диаметром 900 мм (35 дюймов) были заменены тремя прожекторами Тип 96 диаметром 1100 мм (43 дюйма). Два спаренных 25-мм зенитных орудия Тип 96 были установлены слева и справа над кормовыми торпедными аппаратами. воздушного поиска Тип 21 Он также был оснащен радаром .
11 мая 1943 года Кисо был отправлен вместе с эсминцами «Хацусимо» и «Вакаба» для сопровождения Кимикавы Мару, перевозившего восемь наблюдательных гидросамолетов Mitsubishi F1M2 («Пит») Тип 0 и два гидросамолета-истребителя Nakajima A6M2-N («Руфе») из 452-го полка Кокутай в Атту. . Однако в тот же день американцы вторглись в Атту и отбили его, и миссия была отменена. Вместо этого 21 мая 1943 года был отправлен Кисо для оказания помощи в эвакуации японских войск из Киски. После нескольких попыток из-за плохой погоды Кисо удалось 29 июля 1943 года эвакуировать 1189 военнослужащих из Киски. Корабль продолжал патрулировать этот район до конца августа. [ 3 ]
Операции в южных водах
[ редактировать ]15 сентября 1943 года Кисо был переведен на юг и переправил войска из Понапе , Каролинские острова , на Трук , прибыл 23 сентября 1943 года и вернулся в военно-морской округ Куре 4 октября 1943 года.
Точно так же 12 октября 1943 года Кисо и Тама погрузили войска в Шанхай . Кисо чудом спасся от подводной лодки USS Grayback , находясь в Восточно-Китайском море , но благополучно прибыл в Трук 18 октября 1943 года. Из Трука Кисо было поручено переправить войска дальше, в Рабаул , Новая Британия . 21 октября 1943 года в 53 милях (85 км) от мыса Святого Георгия крейсеры были атакованы бомбардировщиками RAAF Bristol Beaufort с Гуадалканала . Кисо получил прямое попадание бомбы массой 250 фунтов (113 кг). Повреждения были достаточно серьезными, чтобы вынудить его вернуться в Военно-морской арсенал Майдзуру для ремонта. После прибытия в Майдзуру 10 ноября 1943 года «Кисо» также была модифицирована: две 140-мм артустановки были сняты и заменены двойной 127-мм артустановкой HA. Также были установлены три тройных и шесть одиночных 25-мм зенитных орудий Тип 96, в результате чего их общее количество достигло 19 (3х3, 2х2, 6х1).
После завершения модификаций 3 марта 1944 года Кисо вернулся в северные воды для патрулирования в течение следующих трех месяцев. Однако 30 июня 1944 года Кисо и Тама были отправлены из Йокосуки с Императорской японской армии подкреплениями на острова Огасавара и вернулись 3 июля 1944 года. Затем Кисо содержался во Внутреннем море Сето с 10 августа 1944 года для обучения и охраны. [ 3 ]
После вторжения в Лейте , начавшегося 20 октября 1944 года, Кисо получил приказ на юг, но все еще находился в Куре, занимаясь пополнением запасов боеприпасов для флота вице-адмирала Куриты во время битвы у Самара 25 октября 1944 года. После вылета из Сасебо на самолете авианосец Дзюнъё из DesDiv 30 и Узуки , Юзуки и Акикадзе , Кисо был замечен В 160 милях (260 км) к западу от мыса Болинао , Лусон , Филиппины, подводной лодкой USS Pintado . Пинтадо сопровождали другие подводные лодки «Джаллао» и «Атуле» и работали в тесном сотрудничестве с «Хэддоком» , «Палтусом» и «Туном» . «Пинтадо» выпустил все шесть носовых торпед, но один из японских эсминцев оказался между авианосцем и крейсерами, пожертвовав собой. [ 3 ]
Боекомплект адмирала Куриты был выгружен к 8 ноября 1944 года, после чего Кисо вместе с Дзюнъё , крейсерами Тоне , Хагуро и Асигара DesDiv 30 , Узуки и Юзуки вслед за линкорами Ямато , Конго и Нагато , лёгким крейсером Яхаги Нагато DesDiv 17 с Хамакадзе , Исокадзэ и Юкикадзе вернулись в Японию. Вместо этого Кисо , Дзюнъё , Tone и DesDiv 30 были отправлены в Манилу. Кисо стал флагманом Пятого флота, Абукума. заменив [ 6 ]
13 ноября 1944 года, из-за угрозы ударов американских авианосцев по Лусону , Кисо было приказано в тот же вечер вернуться в Бруней с вице-адмиралом Киёхидэ Симой . Прежде чем она смогла отправиться в Бруней, 13 ноября во время полета в Манильском заливе она была атакована более чем 350 самолетами-носителями авианосных оперативных групп 38.1 « Хорнет » , «Монтерей» и «Коупенс» , TG 38.3 «Эссекс » , «Тикондерога » и «Каупенс». Лэнгли » TG 38.4 и «Энтерпрайз и Сан-Хасинто . Три бомбы попали в Кисо по правому борту — одна в носовой части, одна возле котельных и одна возле кормовых артиллерийских установок . Кисо затонул на мелководье в 13 км (7,0 морских миль; 8,1 миль) к западу от Кавите в 14 ° 35' с.ш., 120 ° 50' в.д. / 14,583 ° с.ш., 120,833 ° в.д. . Капитан Рёносуке Имамура и 103 члена ее команды выжили, но вместе с кораблем затонули 175 членов экипажа. [ 2 ]
Кисо была исключена из списка ВМФ 20 марта 1945 года. После войны ее затонувший корабль был поднят 15 декабря 1955 года компанией Nippon Salvage Company и снят с мели в гавани Манилы для разрушения.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Гарднер, «Все боевые корабли мира Конвея, 1906–1921» ; стр. 238
- ^ Jump up to: а б Стилле, Легкие крейсеры Императорского флота Японии 1941–45 , стр. 14–19;
- ^ Jump up to: а б с д и ж [1] CombinedFleet.com: Кисо ; Табличный отчет о движении
- ^ «Китайцы мародерствуют» . Ежедневная хроника Централии . Чжифу , Вашингтон, округ Колумбия, 25 февраля 1929 года . Проверено 17 октября 2018 г.
- ^ Крессман, Официальная хронология ВМС США во Второй мировой войне ; стр. 89
- ^ Уиллмотт, Битва при заливе Лейте ; стр. 223
Книги
[ редактировать ]- Браун, Дэвид (1990). Потери кораблей во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-914-Х .
- Бойд, Дэвид (2002). Японские подводные силы и Вторая мировая война . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-015-0 .
- Д'Альбас, Андрие (1965). Гибель военно-морского флота: военно-морские действия Японии во Второй мировой войне . Паб Девин-Адаир. ISBN 0-8159-5302-Х .
- Тупой, Пол С. (1978). Боевая история Императорского флота Японии, 1941-1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-097-1 .
- Гарднер, Роберт (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Конвей Марин Пресс. ISBN 0-85177-245-5 .
- Гудспид, М. Хилл (2003). ВМС США – полная история . iUniverse. ISBN 978-0883636183 .
- Енцура, Хансгеорг (1976). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869-1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-893-Х .
- Лакруа, Эрик и Уэллс II, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
- Моррисон, Сэмюэл (2002). Новая Гвинея и Марианские острова: март 1944 г. - август 1944 г. (История военно-морских операций США во Второй мировой войне, том 8) . Университет Иллинойса. ISBN 0-252-07038-0 .
- Стилле, Марк (2012). Легкие крейсеры Императорского флота Японии 1941-45 гг . Скопа. ISBN 978-1-84908-562-5 .
- Тамура, Тошио (2004). «Исправление рекорда: новые сведения о японских эсминцах и крейсерах Второй мировой войны». Военный корабль Интернешнл . XLI (3): 269–285. ISSN 0043-0374 .
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-141-6 .
- Уиллмотт, HP (2005). Битва при заливе Лейте: последние действия флота . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-34528-6 .
- Крессман, Роберт (2005). Официальная хронология ВМС США во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-149-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Паршалл, Джон; Боб Хэкетт; Сандер Кингсепп; Эллин Невитт. «Страница Императорского флота Японии (Combinedfleet.com)» . CombinedFleet.com: Класс Кума .
- Паршалл, Джон; Боб Хэкетт; Сандер Кингсепп; Эллин Невитт. «Страница Императорского флота Японии (Combinedfleet.com)» . CombinedFleet.com: Табличный отчет о движении Кисо .
- Нисида, Хироши. «Материалы IJN» . Императорский флот Японии . Архивировано из оригинала 5 декабря 2012 года.
- Крейсера типа Кума
- Корабли постройки Mitsubishi Heavy Industries
- корабли 1920 года
- Крейсера Японии времен Второй мировой войны
- Кампания Корабли Алеутских островов
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Южно-Китайском море
- Морские инциденты в ноябре 1944 г.
- Крейсеры, потопленные авиацией
- Корабли, потопленные авиацией США