Бристоль Бофорт
Тип 152 Бофорт | |
---|---|
![]() | |
Цветное фото двух самолетов Beaufort Mk.I из 217-й эскадрильи. | |
Роль | Торпедоносец |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Бристольская авиастроительная компания |
Первый полет | 15 октября 1938 г. |
Введение | 1939 |
Ушедший на пенсию | 1944 |
Основные пользователи | Королевские ВВС Австралии Береговое командование Королевских ВВС Авиация флота |
Количество построенных | 1121 (+700 в Австралии) [1] |
Разработано на основе | Бристоль Бленхейм |
Варианты | Бристоль Бофайтер |
Bristol Beaufort (заводское обозначение Type 152 ) — британский двухмоторный бомбардировщик-торпедоносец, разработанный компанией Bristol Airplane Company и разработанный на основе опыта, полученного при проектировании и строительстве более раннего Blenheim легкого бомбардировщика . [2] По крайней мере, 1180 Beauforts были построены Bristol и другими британскими производителями.
Бофорты сначала служили в Королевских ВВС прибрежном командовании , а затем с 1940 года в Королевского военно-морского ВВС флота . До 1942 года они использовались в качестве торпедоносцев, обычных бомбардировщиков и минных заградителей. [3] когда они были сняты с вооружения и затем использовались в качестве учебно-тренировочных самолетов, пока в 1945 году не были объявлены устаревшими. [4] Бофортс также участвовал в значительных боевых действиях в Средиземноморье ; Эскадрильи Бофорта, базировавшиеся в Египте и на Мальте, помогли пресечь корабли стран Оси, снабжавшие Роммеля Немецкий африканский корпус в Северной Африке .
Хотя «Бофорт» проектировался как торпедоносец, он чаще использовался как средний дневной бомбардировщик. Бофорт также налетал больше часов на тренировках, чем на боевых вылетах, и больше было потеряно в результате аварий и механических неисправностей, чем от огня противника. [5] Beaufort был адаптирован как вариант тяжелого истребителя дальнего действия под названием Beaufighter , который оказался очень успешным, и многие подразделения Beaufort в конечном итоге были преобразованы в Beaufighter. [6]
(DAP) правительства Австралии Департамент авиационного производства также производил варианты Beaufort. Их часто называют DAP Beaufort . [7] Более 700 самолетов Beauforts австралийской постройки служили в составе Королевских ВВС Австралии на театре военных действий в юго-западной части Тихого океана , где они использовались до конца войны.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Бофорт был разработан по представлению Бристоля и соответствовал спецификациям Министерства авиации M.I5/35 и G.24/35 для наземного двухмоторного бомбардировщика-торпедоносца и самолета-разведчика общего назначения. В соответствии с производственным заказом в соответствии со спецификацией 10/36, Bristol Type 152 получил имя Beaufort в честь герцога Бофорта , чей родовой дом находился неподалеку в Глостершире . [8] [9] [10] Конкурирующий бомбардировщик-торпедоносец из Блэкберна также был заказан как Blackburn Botha ; Оба проекта были заказаны прямо с чертежной доски, что является беспрецедентным шагом, что свидетельствует о том, насколько срочно ВВС Великобритании нужен новый бомбардировщик-торпедоносец. [8] [Н 1] Было заказано 320 Бофортов. Первоначально, из-за своих обязательств по Бленхейму, Бристоль должен был построить 78 самолетов на своем заводе в Филтоне , а остальные 242 - на Блэкберне. Эти распределения будут изменены позже. [8]
Хотя конструкция была похожа на Blenheim, она была несколько крупнее, с увеличенным размахом крыльев на 18 дюймов (46 см). Фюзеляж был длиннее в носовой части и выше , чтобы вместить четвертого члена экипажа, а самолет был значительно тяжелее. Больший бомбовый отсек предназначался для размещения полуутопленной торпеды или увеличенной бомбовой нагрузки. Из-за увеличенного веса двигатели Bristol Mercury на Blenheim должны были быть заменены более мощными золотниковыми двигателями Bristol Perseus . Вскоре было решено, что даже с Perseus Beaufort будет медленнее, чем Blenheim, поэтому был переключен на более крупный двигатель Bristol Taurus , другую конструкцию золотникового клапана. [8] Для этих двигателей главный конструктор Рой Федден с низким лобовым сопротивлением разработал специальные капоты NACA , которые отводили воздух через вертикальные щели по бокам гондол под крыльями. Поток воздуха регулировался регулируемыми заслонками. [8]

из высокопрочных легких сплавов Базовая конструкция, хотя и похожа на Бленхейм, содержала такие усовершенствования, как использование поковок и профилей вместо высокопрочных стальных пластин и уголков; в результате конструкция оказалась легче, чем у Бленхейма. [11] [Н 3] Центроплан крыла был вставлен в центроплан фюзеляжа, а конструкция гондолы представляла собой неотъемлемую часть нервюр, к которым основное шасси крепилось . На фюзеляже и крыльях использовались транспортные соединения: это позволило субподрядчикам производить Beaufort легко транспортируемыми секциями и было важно, когда производство в Австралии началось. [11] Основные агрегаты ходовой части Vickers были аналогичны, но больше, чем у Blenheim, и использовали гидравлический втягивание с картриджной системой аварийного опускания. [Н 4]
Первый прототип выкатился из Филтона в середине 1938 года. Сразу возникли проблемы с постоянным перегревом двигателей Taurus во время наземных испытаний. Пришлось спроектировать и установить новые, более традиционные капоты двигателей с кольцевыми решетками охлаждения, что задержало первый полет, который состоялся 15 октября 1938 года. В ходе летных испытаний было обнаружено, что большие двери шасси фартукового типа, аналогичные тем, кто находился на «Бленхейме», заставляли самолет отклоняться от курса при приземлении. Для последующих полетов эти двери сняли. На втором прототипе и на всех серийных самолетах использовались более традиционные раздвижные двери, которые при убирании оставляли открытой небольшую часть шин. [12]
Результаты испытаний бомбардировки с большой высоты, проведенных в Боскомб-Дауне на высоте 10 000 футов (3 000 м) и скорости полета 238 миль в час (383 км/ч), показали, что Бофорт, по словам летчика-испытателя, был « исключительно плохая бомбардировочная платформа, подвергавшаяся чрезмерному и непрерывному крену, что особенно затрудняло определение сноса». [13] После 1941 года британские Beauforts были оснащены полукруглыми пластинами на задних кромках верхнего крыла за мотогондолами для сглаживания воздушного потока и улучшения курсовой устойчивости. [14]
Поскольку производство Blenheim имело приоритетное значение, а проблемы с перегревом двигателя продолжались, производство было отложено; Бомбардировщик впервые поднялся в воздух в октябре 1938 года и должен был быть доступен почти сразу. Серьезное производство началось только в ноябре 1939 года. Некоторые из первых серийных Beauforts были задействованы в отладочных испытаниях, и окончательный ввод в эксплуатацию начался в январе 1940 года в составе 22-й эскадрильи ВВС берегового командования Королевских . [15]
Британский Бофортс
[ редактировать ]
Всего было произведено 1013 Mark Is с двигателем Taurus, и в линейку был внесен ряд изменений. Оригинальные изогнутые носовые панели наводчиков бомб из плексигласа были заменены плоскими, неискажающимися панелями от 10-го серийного самолета. Были установлены последующие марки двигателя Bristol Taurus: начиная с Taurus III, по возможности использовались более надежные Taurus II. Первоначально модели Beaufort с двигателями Taurus II имели обозначение Beaufort Mk.II, тогда как модели с другими моделями Taurus Marks продолжали называться Beaufort Mk.Is. Наконец, все Beaufort с двигателем Taurus стали Mk.I с появлением Beaufort Mk.II с двигателем Pratt & Whitney Twin-Wasp. Taurus Mk.II были модифицированы в Mk.IIa, который позже стал Taurus Mk.VI. Все эти версии производили 860–900 л.с. (640–670 кВт). Последними марками используемых двигателей Taurus были более мощные XII и XVI мощностью 1130 л.с. (840 кВт). Двигатели Taurus приводили в движение гребные винты de Havilland Type DH5/19 с постоянной скоростью . [16]
Когда подразделения Бофорта поступили на вооружение, выяснилось, что защитное вооружение недостаточно, и Vickers GO были установлены дополнительные пулеметы калибра 0,303 дюйма (7,7 мм); два на карданной установке в носовой части и по одному на шарнирах на каждой балке. Был установлен дистанционно управляемый пулемет Браунинг калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) , стрелявший назад, под нос. Размещенные в прозрачной прозрачной упаковке, они оказались бесполезными, и большинство оперативных подразделений вскоре отказались от них. [17]
пикирующие тормоза Fairey -Youngman Пневматические были установлены на задних кромках крыльев нескольких самолетов Beaufort II. После негативных сообщений пилотов они были заперты. Было обнаружено, что изогнутые удлинители из сплава на задней кромке улучшают летные характеристики, и подобные панели устанавливались на все более поздние модели Beauforts. [18]
Когда стало очевидно, что у двигателей Taurus возникли проблемы, началось планирование переоснащения самолета радиальными двигателями Pratt & Whitney R-1830 Twin-Wasp мощностью 1200 л.с. (890 кВт), которые имели аналогичный диаметр и немного легче, с использованием Hamilton Standard. кронштейна - воздушные винты изменяемого шага . Гарантированных поставок Twin Wasp не было, и производство вернулось к Mark Is с двигателем Taurus после того, как было построено 165 Beaufort Mark II, начиная с AW244 , который впервые поднялся в воздух в сентябре 1941 года. Характеристики Twin-Wasp были незначительно улучшены: максимум скорость увеличилась с 271 до 277 миль в час (с 436 до 446 км/ч), а практический потолок увеличился с 16 500 до 18 000 футов (с 5 000 до 5 500 м). Нормальная дальность полета была уменьшена с 1600 до 1450 миль (с 2570 до 2330 км). [19] [Н 5]
Другие модификации, представленные на Mk II, использовавшиеся на поздних версиях Mk Is, включали замену удлиненной пеленгаторной антенны на рамочную антенну, заключенную в прозрачный каплевидный обтекатель наверху кабины. ASV Mk III был дополнен антеннами «яги» под носом и крыльями, а также была установлена башня Bristol B1.Mk.V с двумя пулеметами Browning калибра 0,303 дюйма (7,7 мм). [20] Последней версией Beaufort, построенной в Великобритании, был T.Mk.II с двигателем Pratt & Whitney, всего 250 экземпляров было произведено с августа 1943 года. В этой версии башня была снята и заменена обтекателем. Последним Beaufort был T.Mk.II, который покинул завод в Бристоле в Банвелле 25 ноября 1944 года. [7]
Бофорты австралийского производства
[ редактировать ]

Когда проект Beaufort начал созревать, австралийское правительство пригласило британскую воздушную миссию для обсуждения оборонных потребностей Австралии и Сингапура. Это также был шаг к расширению австралийской авиационной промышленности. Бофорт был выбран как лучший из имеющихся самолетов общей разведки (GR), и 1 июля 1939 года были размещены заказы на 180 планеров и запасные части для специально сформированного подразделения Бофорта Департамента авиационного производства Содружества (DAP). [7]
Австралийские Beauforts должны были быть построены на существующем заводе DAP в Фишерманс-Бенд , Мельбурн , и на новом заводе в Маскоте, Новый Южный Уэльс ; Для ускорения разработки технологических чертежей компания «Бристоль» поставила приспособления, инструменты и комплектные детали для шести планеров. В большей части построенных в Австралии Beauforts использовались местные материалы. [7]
Одним из решающих факторов при выборе Beaufort стала возможность производить его секциями. Из-за этого ключевыми субподрядчиками выступили железнодорожные мастерские :
- Железнодорожные мастерские Чуллоры , Новый Южный Уэльс: передняя часть фюзеляжа, ходовая часть, кормовые шпангоуты, гондолы.
- Newport Workshops Victoria: Задняя часть фюзеляжа, хвостовое оперение .
- Железнодорожные мастерские Ислингтона , Южная Австралия : Основные самолеты, центроплан. [21]
Двигатели Taurus, компоненты самолета и сопутствующее оборудование были отправлены для объединения в октябре 1939 года восьмым серийным Beaufort L4448 . С началом войны возможность того, что поставки двигателей Taurus могут быть нарушены или прекращены, рассматривалась еще до того, как британское правительство ввело эмбарго на экспорт военных материалов во время блицкрига во Францию , Нидерланды и Бельгию в мае 1940 года. предложил заменить силовую установку на Pratt & Whitney Twin Wasp , которая уже использовалась на самолетах Королевских ВВС Австралии Lockheed Hudson . [7] Были размещены заказы на двигатель, и в Лидкомбе был открыт завод под управлением General Motors Holden . Двигатели местного производства имели код S3C4-G , а импортированные из Америки — S1C3-4 . [22] Трехлопастные гребные винты Curtiss-Electric устанавливались на Beaufort Mks V, VI, VIII и IX, тогда как Beaufort Mks VA и VIII использовали гребные винты Hamilton Standard . [22] В начале 1941 года L4448 был переоборудован в испытательный самолет, и эта комбинация была признана успешной. [23] [N 6] Первый самолет Beaufort A9-1 австралийской сборки поднялся в воздух 5 мая 1941 года, а первый самолет A9-7 австралийской постройки сошел с конвейера в августе. [24] Всего было выпущено 700 австралийских Beauforts в шести сериях (см. варианты). [25]
Отличительной особенностью австралийских Beauforts был более крупный киль, который использовался начиная с Mk VI. Вооружение отличалось от британских самолетов: можно было нести британские или американские торпеды, а последние 140 Mk VIII были оснащены башней Mk VE местного производства с пулеметами калибра .50. На крыше кабины вместо рамочной антенны была установлена характерная ромбовидная пеленгаторная антенна. [26] Другие австралийские усовершенствования включали полностью закрытое шасси и Browning M2 пулеметы 0,5 дюйма (13 мм) в крыльях. Некоторые из них также были оснащены радиолокационными антенными решетками ASV по обе стороны задней части фюзеляжа. [27]
Mk.XI представлял собой транспортную модификацию, лишенную вооружения, оперативного оборудования и брони и переоборудованную с измененной центральной частью фюзеляжа. Максимальная скорость составляла 300 миль в час (480 км/ч), а полезная нагрузка составляла 4600 фунтов (2100 кг). Производство австралийского Beaufort закончилось в августе 1944 года, когда производство перешло на Beaufighter. [28]
Операционная история
[ редактировать ]Европа
[ редактировать ]

Хотя он действительно использовался в качестве бомбардировщика-торпедоносца, в том числе для атак на линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» во время стоянки в порту Бреста , «Бофорт» чаще использовал бомбы на вооружении Европы. [13]
В начале 1940 года 22-я эскадрилья, оснащенная Vildebeests , начала получать Бофорты. «Бофорт» был гораздо более быстрым и тяжелым самолетом, чем биплан, и экипажам требовалась серьезная подготовка по сбросу торпед с использованием новых методов, необходимых для «Бофорта». [29] Более легкий и медленный Vildebeest смог нырнуть, а затем выровняться перед запуском торпеды; «Бофортс» после пикирования набрал слишком большую скорость, поэтому требовался более длинный и ровный подход к падению торпеды. [29] Из-за этого, а также из-за нехватки торпед, первые операции эскадрильи заключались в установке магнитных мин («Садоводство» на языке Королевских ВВС) и сбросе обычных бомб. В качестве альтернативы торпеде «Бофорт» мог нести бомбу массой 2000 фунтов (910 кг) на специально построенном носителе. Во время одного из своих первых бомбардировочных вылетов, 7 мая 1940 года, «Бофорт» сбросил первую британскую бомбу массой 2000 фунтов (910 кг) на немецкий крейсер , стоявший на якоре у Нордернея . [13]
Первая операция Бофорта состоялась в ночь с 15 на 16 апреля, когда девять Бофортов заложили мины на Шиллигских дорогах (к северу от Вильгельмсхафена ). Один Бофорт не вернулся. [13] Второе подразделение, 42-я эскадрилья , начиная с апреля начало перевооружаться на Бофорты. У Beaufort все еще были проблемы с прорезыванием зубов, и после того, как некоторые Beauforts были потеряны при загадочных обстоятельствах, Следственный суд в июне 1940 года пришел к выводу, что двигатели Taurus все еще ненадежны, и обе действующие эскадрильи были остановлены до тех пор, пока двигатели не будут модифицированы. [30]
Первая торпедная атака Королевских ВВС в войне произошла 11 сентября 1940 года, когда пять самолетов 22-й эскадрильи атаковали конвой из трех торговых судов у Остенде (Остенде в Бельгии). Одна торпеда попала в корабль водоизмещением 6000 тонн (6100 т). Четыре дня спустя был смонтирован первый «Ровер»; Ровер представлял собой вооруженную разведывательную миссию, выполняемую против кораблей противника небольшим количеством самолетов, действующих независимо. В течение следующих 18 месяцев «Роверс» стали основной частью операций Бофорта. [Н 7] За этим последовали и другие, более опасные операции: один пилот Бофорта был посмертно награжден венчурным капиталом .
Единственные другие подразделения, базирующиеся в Великобритании, которые были оснащены и летали на Бофорте, - 86-я и 217-я эскадрильи - были в боевой готовности к середине 1941 года. [32] Бофорты также оснастили некоторые Содружества, эскадрильи согласно Статье XV служившие в составе Королевских ВВС, но из-за нехватки поставок были заменены другими типами самолетов до того, как подразделения вступили в строй. [33]
Падение торпеды
[ редактировать ]
Для успешного сброса торпеды требовалось, чтобы подход к цели был прямым, со скоростью и высотой, при которых торпеда могла бы плавно войти в воду: слишком высоко или слишком низко, и торпеда могла бы «прыгнуть» (проскочить через воду), нырнуть или даже разбиться. Высоту над водой приходилось определять без помощи радиовысотомера , и ошибиться было легко, особенно в штиль. [34] Для «Бофортов», использовавших 18-дюймовую (450-мм) воздушную торпеду Mk XII , средняя высота падения составляла 68 футов (21 м), а средняя дальность выброса — 670 ярдов (610 м). [35] Во время обкатки самолет был уязвим для заградительного зенитного огня, и требовалось мужество, чтобы пролететь сквозь него, не имея возможности совершить маневр уклонения. Оптимальная скорость сброса торпед «Бофорта» была намного выше, чем у «Бофортов», которых он заменил, и требовалась практика, чтобы оценить дальность и скорость целевого корабля. Корабль размером и скоростью с Шарнхорст выглядел бы огромным, заполняя лобовое стекло на расстоянии более 1,6 км, и было легко недооценить дальность полета. [36] В бою торпеды часто выпускались слишком далеко от цели, хотя был зарегистрирован один случай, когда торпеда была выпущена слишком близко. [37] По соображениям безопасности боеголовки торпед располагались на заданном расстоянии (обычно около 300 ярдов (270 м) от точки сброса до того, как они были вооружены. Торпеде также требовалось некоторое расстояние, чтобы установиться на рабочую глубину. [34] После сброса торпеды, если было место, был возможен резкий поворот в сторону от противника: чаще всего самолету приходилось летать вокруг корабля или над ним, обычно на полном газу и ниже высоты мачты. Резкий подъем мог оказаться фатальным, поскольку большая часть самолета подвергалась обстрелу зенитными орудиями. [38]
Атаки на крупные корабли
[ редактировать ]
Некоторые действия «Бофорта» представляли собой нападения на военные корабли немецкой Кригсмарине . Первая атака произошла 21 июня 1940 года, когда девять Бофортов из 42-й эскадрильи атаковали « Шарнхорст» у норвежского побережья. не было торпед На авиабазе RAF Wick , и бомбардировка с пикирования была проведена с использованием двух 500-фунтовых (230 кг) бомб. Бофорты столкнулись с Мессершмиттами Bf 109, защищавшими линкор, и только четверо вернулись; вскоре после этого компания Beauforts была остановлена из-за модификации двигателей Taurus. [39]
В начале апреля 1941 года, после налета бомбардировочной авиации на « Брест , Гнейзенау » был вынужден покинуть сухой док из-за неразорвавшейся бомбы. Фоторазведка показала, что корабль находился во внутренней гавани. Приблизительно 1000 зенитных орудий всех калибров защищали базу, и опасность усугублялась тем, что Гнейзенау находился всего в 500 ярдах (460 м) от мола в гавани , что требовало чрезвычайно точного сброса торпед. [40] Во время побега самолету придется совершить крутой разворот, чтобы избежать подъема земли вокруг гавани. [41] Несмотря на эти опасности, 22-я эскадрилья , базировавшаяся на авиабазе Королевских ВВС Сент-Эваль , получила приказ провести торпедную атаку, запланированную сразу после рассвета 6 апреля 1941 года. Планировалось атаковать торпедные сети, которые, как предполагалось, защищали корабль, используя три «Бофорта», вооруженные бомбами; затем еще три Бофорта атакуют корабль торпедами. После сильного дождя, заливавшего аэродром, самолет-бомбоносец застрял. Из-за морского тумана остальные три Бофорта прибыли в Брест самостоятельно; одному, пилотируемому вторым пилотом Кеннетом Кэмпбеллом , удалось проникнуть в гавань и торпедировать Гнейзенау, но сразу же после этого он был сбит. Кэмпбелл был награжден ВК , а его наблюдатель, сержант Дж. П. Скотт из Канады, медалью «За выдающиеся летные заслуги» . Двумя другими членами экипажа были сержанты Р.В. Хиллман и У. Маллис; все потерялись. [42]
В ночь с 12 на 13 июня 1941 года 13 «Бофортов» 42-й эскадрильи, базировавшихся на авиабазе RAF Leuchars , и отряд из пяти «Бофортов» 22-й эскадрильи из Уика были отправлены на поиски тяжелого крейсера «Лютцов» и эскорта из четырех эсминцев , имевших был замечен недалеко от Норвегии. В полночь сигнал Бленхейма из 114-й эскадрильи подтвердил положение кораблей, но большая часть «Бофортов» не смогла их обнаружить. [43] Один самолет 42-й эскадрильи, пилотируемый сержантом Рэем Ловиттом (который отделился от основных сил), застал Лютцова врасплох. Ловитт не стал атаковать сразу, а остался поблизости, имитируя немецкий самолет сопровождения. Копируя сигналы опознания, которыми обменивались с немецкими кораблями другие Junkers Ju 88 и Messerschmitt Bf 110 , Ловитт смогла атаковать без оборонительного выстрела, торпеда Ловиетта попала в нее по левому борту. Корабль сильно накренился и потерял скорость. Удар также активировал ее генератор дымовой завесы, и еще один Бофорт, атакующий Лютцова, промахнулся из-за дымовой завесы. Затем самолет был сбит «Мессершмиттом» Bf 109 ; Лютцов находился в ремонте шесть месяцев. [44] [45]
Во время знаменитой операции «Цербер» , «Рывок через Ла-Манш» Шарнхорста и Гнейзенау и тяжелого крейсера «Принц Ойген» , проходившей с 12 февраля 1942 года, в наличии были три подразделения Бофорта с 33 исправными самолетами: 22-я эскадрилья получила приказ перебраться в Сингапур. . 42-я эскадрилья, базирующаяся в Лейчарсе в Шотландии, должна была перебраться в Мэнстон, но была задержана из-за снега. Только 86-я и 217-я эскадрильи были в состоянии атаковать немецкие корабли. Из 33 «Бофортов» 28 в итоге отправились в атаку на немецкие корабли: 13 не смогли их обнаружить, три были сбиты и на одном торпеда не вышла. Только 11 «Бофортов» заметили линкоры и выпустили торпеды, ни одна из которых не поразила цель. [46] Один из выводов, к которым пришла более поздняя следственная комиссия, заключался в том, что необходим более быстрый и дальний торпедоносец, чем «Бофорт». [47] Бристоль уже работал над торпедоносной конверсией Beaufighter ( развитие планера Beaufort), а позже должен был разработать Brigand . [48] [49]
Последней крупной операцией с участием «Бофортов» перед их переводом на другие театры военных действий стала атака на тяжелый крейсер «Принц Ойген» . 16 мая 1942 года Береговому командованию поступило сообщение о том, что этот корабль в сопровождении двух эсминцев находился у Тронхейма и на большой скорости двигался на юго-запад. [Н 8] Ударная группа была сформирована из 12 «Бофортов» из 42-й эскадрильи, шести «Бленхеймов» из 404-й эскадрильи (RCAF) и четырех истребителей зенитного подавления «Бофайтеров», по два из 235-й и 248-й эскадрилий . Принц Ойген был замечен с четырьмя эсминцами. «Бофайтеры» шли первыми, обстреливая корабли артиллерийским огнем, а «Бленхеймы» совершали фиктивные торпедные запуски. Появилось несколько Bf 109 (скорее всего, из I./JG 5 ), и «Бленхеймы» попытались отбиться от них, когда «Бофорты» начали атаку. Три «Бофорта» были сбиты оборонительным огнем кораблей до того, как они успели запустить торпеды, а девять выпущенных торпед не поразили цель. Один «Бофорт», уже поврежденный зенитным огнем, затем был атакован тремя Bf 109: несмотря на дальнейшие серьезные повреждения, пилот совершил успешную аварийную посадку на базе. Тем временем еще одна ударная группа из 15 самолетов «Бофорт» из 86-й эскадрильи была отправлена слишком далеко на север из-за ошибки в сообщении. Они тоже подверглись атаке Bf 109: четыре «Бофорта» были сбиты (в ответ экипажи заявили, что сбили пять истребителей), а из 11 оставшихся «Бофортов» семь были вынуждены сбросить торпеды. [51]
Несмотря на провал, эта операция стала образцом для операций Берегового командования: истребители «Бофайтеры» впервые использовались для подавления зенитной артиллерии и сопровождения, а также использовалась отвлекающая тактика, чтобы попытаться отвлечь внимание от атакующих самолетов-торпедоносцев. Это также ознаменовало конец операций Бофорта из Великобритании. [52]
Оставшиеся эскадрильи Бофорта начали движение на восток:
- 42-я эскадрилья покинула Шотландию в июне 1942 года, направляясь на Цейлон, но до декабря действовала в Северной Африке.
- 86-я эскадрилья перебралась в Средиземное море в июле, и часть была сокращена до кадрового состава: в октябре она была перевооружена на Consolidated Liberator Mk.III . Один из звеньев бывшей 86-й эскадрильи Бофорта, а также один из 217-й эскадрильи присоединились к звену 39-й эскадрильи на Мальте , позже став частью воссозданной 39-й эскадрильи.
- Сухопутный эшелон 217-й эскадрильи вылетел на Цейлон в мае 1942 года, а «Бофорты» вылетели через Мальту. В августе 217-я эскадрилья, за исключением звена Бофорта, перебралась на Цейлон для перевооружения на «Хадсоны». 22-я эскадрилья в разное время эксплуатировала «Бофорты» из Вавунии и Ратмаланы на Цейлоне. [53]
Средиземноморье и Мальта
[ редактировать ]Первым подразделением Beaufort в Средиземном море была 39-я эскадрилья , которая была реформирована в Египте в январе 1941 года. Первоначально оснащенная Bristol Blenheims и Martin Marylands , в августе следующего года подразделение начало перевооружение на Beaufort Mk.Is. [54] Первой операцией, в которой принял участие Бофортс, была атака на итальянский Т-18 28 января 1942 года. Три Бофорта из 39-й эскадрильи, включенные в большую ударную группу, сумели вывести из строя » водоизмещением 13 098 брт транспорт «Виктория , перевозивший 1400 военнослужащих. Затем корабль был потоплен четырьмя «Альбакорами» из 820-й морской авиационной эскадрильи . Корабли сопровождения спасли 1046 военнослужащих. [55] [56]
В ходе другой операции, ранним утром 15 июня 1942 года, девять «Бофортов» из 217-й эскадрильи, только что прилетевших из Англии, вылетели из Королевских ВВС Лука , Мальта, чтобы перехватить корабли Regia Marina , вышедшие из Таранто . Лишь немногие из экипажей Бофорта имели опыт ночных полетов: четыре самолета не смогли найти место встречи и отправились в путь самостоятельно. Один из них, которым управлял летный офицер Артур Олдридж, обнаружил итальянский флот примерно в 200 милях (320 км) к востоку от Мальты. Как и атака Ловиетта на Луцов , его Бофорт был принят итальянскими наблюдателями за дружественный самолет. Олдридж торпедировал и повредил тяжелый крейсер «Тренто» , зенитный огонь которого начался только после ухода «Бофорта». [57] Затем основной отряд Бофортов пошел в атаку, направляемый артиллерийским огнем. В суматохе и дымовой завесе, поставленной итальянскими военными кораблями, 217-я эскадрилья заявила о нескольких попаданиях торпед, что привело к потере одного «Бофорта», который приземлился на брюхо в Луке. Несмотря на утверждения, ни один из других кораблей не пострадал. Позже Тренто был потоплен двумя торпедами, выпущенными подводной лодкой HMS Umbra , ставшей свидетелем воздушной атаки. [58]
К июлю 1942 года 86-я эскадрилья Бофортов и их экипажи прибыли на Мальту и вскоре были включены в воссозданную 39-ю эскадрилью, которая перешла под командование вдохновляющего командира эскадрильи Патрика Гиббса , который вскоре был повышен до командира звена ; 217-я эскадрилья двинулась дальше на Цейлон. [59] [60] [N 9]
В течение следующих 11 месяцев силы Бофорта, теперь обычно сопровождаемые истребителями Бофорта, сыграли важную роль в нарушении линий снабжения конвоев, которые были жизненно важны для Роммеля Африканского корпуса . Ночью торпедоносцы «Виккерс Веллингтоны» . 38-й эскадрильи [62] также сыграли важную роль в нападении на конвои. Некоторые важные корабли были уничтожены или серьезно повреждены:
- MV (моторное судно) Reichenfels , 7744 брт: торпедировано 217-й эскадрильей Beaufort, 21 июня. [63] [64]
- MV Rosalino Pilo , водоизмещение 8326 брт: торпедирован двумя самолетами 39-й эскадрильи, торпедирован и потоплен подводной лодкой HMS United , 17 августа. [65] [66]
- Танкер Pozarica , 7800 тонн (7925 тонн): торпедирован и сильно поврежден тремя самолетами 39-й эскадрильи, позже выброшен на берег 21 августа. [67] [N 10]
- Пароход Dielpi , 1500 тонн (1360 тонн): торпедирован и потоплен тремя самолетами 217-й эскадрильи 27 августа. [68]
- Танкер Сан-Андреа , 5077 тонн (4606 тонн): торпедирован и потоплен двумя самолетами 39-й эскадрильи, 30 августа. (Последняя операция Гиббса.) [69]
- Танкер «Прозерпина» , 4869 брт: уничтожен совместным ударом «Бофортов» 47-й эскадрильи и «Бисли» 15-й эскадрильи СААФ , 27 октября. [70]
- Танкер Thorsheimer , 9955 тонн (9031 тонна): торпедирован четырьмя самолетами Beauforts 39-й эскадрильи, 21 февраля 1943 года. [71]
В июне 1943 года 39-я эскадрилья, последнее действующее подразделение Бофорта, была преобразована в истребители Бофорта. [71]
Тихий океан
[ редактировать ]
В первые годы Второй мировой войны австралийское правительство оказалось не в состоянии закупить двухмоторные бомбардировщики для использования в Австралии. Было решено, что Австралийский департамент авиастроения (DAP) будет строить Beauforts по лицензии для Королевских ВВС Австралии (RAAF).
К концу 1941 года британские власти также заказали 180 самолетов Beauforts австралийской постройки для Дальневосточного командования Королевских ВВС для использования в Восточной Азии. В частности, DAP Beauforts должны были заменить крайне устаревшие (1928 г.) Vickers Vildebeests, находящиеся на вооружении 100-й эскадрильи RAF в Сингапуре. Q Flight, отряд 100-й эскадрильи, базировался в Австралии для целей оперативного переоборудования.
Когда Япония вступила в войну и вторглась в Малайю 8 декабря 1941 года, около 20 самолетов DAP Beauforts были построены и доставлены Q Flight в Австралии. Только шесть самолетов Beauforts, построенных в Австралии, достигли Сингапура сразу после начала боевых действий. Над Малайей и Сингапуром 100-я эскадрилья продолжала проводить операции с антилопами. [72] неся тяжелые потери. Один Beaufort, прикрепленный к штаб-квартире авиации в Сингапуре в качестве самолета-разведчика, во время своего первого вылета был атакован японскими истребителями, серьезно поврежден и списан. В ВВС Великобритании решили, что Бофорту не хватает характеристик и вооружения, чтобы защитить себя от истребителей последних моделей, а экипажам 100-й эскадрильи не хватает достаточной подготовки и опыта работы с этим типом. Когда японские войска приблизились к Сингапуру в начале 1942 года, базы Королевских ВВС там были заброшены; оставшиеся «Бофорты» и 100 человек личного состава эскадрильи были эвакуированы в Австралию. [24] Все Beauforts австралийской постройки, ранее предназначенные для британских эскадрилий, впоследствии были доставлены в RAAF.
Первым подразделением Бофорта, сформированным в Австралии 25 февраля 1942 года, была 100-я эскадрилья RAAF , названная так потому, что она была сформирована частично из членов своего аналога RAF. В свете проблем, с которыми столкнулись первые Бофорты, базировавшиеся в Сингапуре, подразделение было тщательно обучено и постепенно доведено до боевого состояния. Его первые боевые вылеты были совершены 25 июня, когда японский корабль, направлявшийся в Лаэ , Новая Гвинея, был атакован пятью «Бофортами», действовавшими из Порт-Морсби , в результате чего три «Бофорта» попали в корабль бомбами, а один «Бофорт» был поврежден зенитной артиллерией. огонь. Из двух «Бофортов», совершивших отвлекающую атаку на Лаэ, один не вернулся. [72]
Производство DAP продолжало расти, достигнув почти одного самолета в день в 1943 году. Бофорт служил в составе 19 эскадрилий RAAF и играл важную роль в юго-западной части Тихого океана в качестве морского патрульного / ударного самолета и бомбардировщика. Историк авиации Уильям Грин писал, что «роль Бофорта в разгроме японских войск в юго-западной части Тихого океана, вероятно, имела большее значение, чем участие любого другого типа самолета». [73]
В битве в море Бисмарка 3 марта 1943 года восемь «Бофортов» из 100-й эскадрильи RAAF вылетели из залива Милн, чтобы атаковать конвой японских войск торпедами, хотя попаданий не было. Позже в ходе боя 13 истребителей «Бофайтер» из 30-й эскадрильи RAAF приблизились к конвою на малой высоте, чтобы создать впечатление, что это «Боффорты», совершающие торпедную атаку. [74] Корабли повернулись к ним лицом - стандартная процедура, позволяющая представить меньшую цель для торпедоносцев, что позволило истребителям Beaufighter максимизировать ущерб, который они нанесли зенитным орудиям кораблей, мостикам и экипажам при обстреле из своих автопушек и пулеметов. [75]
![]() | Этот раздел нуждается в расширении : содержанием о службе в 1943–44 годах и выходе на пенсию/замене. Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2010 г. ) |
Замена
[ редактировать ]В марте 1942 года Bristol Beaufighter успешно прошел испытания в качестве торпедоносца, а с 1943 года ряд эскадрилий, базирующихся на Ближнем Востоке, заменили Beaufort на так называемые «Torbeau» (Beaufighter TF Mk X). Последний самолет Королевских ВВС был списан в 1946 году. [76]
Варианты
[ редактировать ]Британский
[ редактировать ]- Бофорт Мк.I
- построено 1013 штук. Торпедоносец, разведывательная версия для Королевских ВВС , оснащенный двумя Bristol Taurus звездообразными двигателями II, III, VI, XII или XVI. Первая британская производственная версия. [77]
- Бофорт Мк.II
- 167 построено. Бомбардировщик-торпедоносец, разведывательная версия для ВВС Великобритании, с двумя радиальными двигателями Pratt & Whitney R-1830- S3C4-G Twin Wasp. [77]
- Бофорт Т Мк. II
- 249 преобразований из Mk II. Учебно-тренировочный самолет с задним обтекателем турели; выделено в учебные части «Торпедо» и ОТУ. [78]
- Бофорт Мк.III
- Только проект. Предполагается, что он будет оснащен двумя рядными поршневыми двигателями Rolls-Royce Merlin XX. [77]
- Бофорт Мк.IV
- Только один прототип; оснащен двумя радиально-поршневыми двигателями Bristol Taurus XX. [77]
- Общий объем производства = 1180
австралийский
[ редактировать ]- Beaufort Mk.V
- построено 50. Первая австралийская версия, оснащенная двумя радиально-поршневыми двигателями Pratt & Whitney R-1830 -S3C4-G Twin Wasp и гребными винтами Curtiss Electric. [79]
- Бофорт Мк.Ва
- 30 построено. Pratt & Whitney S3C4-G с гребными винтами Hamilton Standard. Похож на Beaufort Mk V, но с хвостовым оперением большего размера. [79]
- Бофорт Мк.VI
- построено 40. Радиально-поршневые двигатели Pratt & Whitney-S1C3 Twin Wasp с гребными винтами Curtiss Electric. [79]
- Бофорт Мк.VII
- построено 60. Pratt & Whitney S1C3-G с гребными винтами Hamilton Standard. [79]
- Бофорт Mk.VIII
- построено 520 штук. Pratt & Whitney S3C4-G с гребными винтами Curtiss Electric. Усовершенствованная версия, оснащенная радаром ASV, могла нести американские или британские мины или торпеды. [79]
- Общий объем производства = 700
- Beaufort Mk.IX, также известный как Beaufreighters.
- 46 самолетов Beaufort различных марок были переоборудованы в легкие транспортные самолеты для RAAF и использовали Pratt & Whitney S3C4-G с винтами Curtiss Electric. [79]
Операторы
[ редактировать ]Выживший самолет
[ редактировать ]
Экспозиция музея
[ редактировать ]- Beaufort Mk.VII A9-150 - «только кабина», выставленная в Австралийском национальном музее авиации , Мураббин, Виктория (возможно, будет включена в реконструкцию A9-13 ) [80] (примечание: ранее ошибочно идентифицировался как A9-152)
- Бофорт Мк. VII A9-164 - «только кабина» на реставрации в Музее вооруженных сил Гиппсленда. [81]
- Beaufort Mk.VIII A9-210/QH-D - «только кабина», выставленная в Австралийском национальном музее авиации , Мураббин, Виктория (первоначально включена в реконструкцию A9-13 ) [82]
- Beaufort Mk.VIII A9-501 - «только кабина» на реставрации The Beaufort Restoration Group, Кабулчер, Квинсленд, для возврата и демонстрации на Северной территории Гоув. [83]
- Beaufort Mk.VIII A9-557/QH-L - на выставке в Австралийском военном мемориале в Канберре. [84]
- Beaufort Mk.IX A9-703 - «только кабина», выставленная в Камденском музее авиации.
- Beaufort Mk.VIII A9-559 - комбинация нескольких самолетов RAAF, выставленных как Mk.IIA DD931/L в Музее Королевских ВВС в Лондоне. [85]
На реставрации/хранится
[ редактировать ]- Beaufort Mk.V A9-13/T9552 - на стадии статического восстановления в Австралийском национальном музее авиации , Мураббин, Виктория. [86] [87]
- Beaufort Mk.VII A9-141/KT-W - восстанавливается до летной годности как VH-KTW группой восстановления Beaufort, Кабулчер , Квинсленд. Включает заднюю часть фюзеляжа А9-485. [88]
- Beaufort Mk.VIII A9-555 - на реставрации в рамках коллекции The Bristol Heritage Collection, Hessel Field, Клифтон, Теннесси; имеет хвост А9-182 [89]
- хранились у покойного Дэвида Талличета в Чино, Калифорния. Останки четырех других опознанных корпусов RAAF Beaufort были обнаружены у Таджи в PNG и, как известно, в течение нескольких лет [90] Один из них был использован для создания Бофорта в Музее Королевских ВВС для демонстрации. Большая часть оставшихся корпусов была куплена австралийскими коллекционерами для участия в реставрации в Австралии. [91]
Технические характеристики (Бофорт I)
[ редактировать ]Данные Beaufort Special, [77] Боевой самолет Джейн времен Второй мировой войны. [92]
Общие характеристики
- Экипаж: 4
- Длина: 44 фута 2 дюйма (13,46 м)
- Размах крыльев: 57 футов 10 дюймов (17,63 м)
- Высота: 14 футов 3 дюйма (4,34 м)
- Площадь крыла: 503 кв. футов (46,7 м 2 )
- Профиль профиля : корневой: РАФ-28 (18%); совет: РАФ-28 (10%) [93]
- Вес пустого: 13 107 фунтов (5 945 кг)
- Полная масса: 21 228 фунтов (9 629 кг)
- Силовая установка: 2 Bristol Taurus II , Taurus III, Taurus VI, Taurus XII или Taurus XVI с воздушным охлаждением, мощностью 1130 л.с. (840 кВт) каждый. 14-цилиндровых радиально-поршневых двигателя
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты de Havilland Hydromatic с постоянной скоростью вращения.
Производительность
- Максимальная скорость: 271,5 миль в час (436,9 км/ч, 235,9 узлов) на высоте 6500 футов (2000 м) [N 11]
- 225 миль в час (196 узлов; 362 км / ч) на уровне моря
- Крейсерская скорость: 255 миль в час (410 км/ч, 222 узла) на высоте 6500 футов (2000 м). [N 12]
- Диапазон: 1600 миль (2600 км, 1400 миль)
- Практический потолок: 16 500 футов (5 000 м)
- Скорость набора высоты: 1150 футов/мин (5,8 м/с).
- Нагрузка на крыло: 42,2 фунта/кв. футов (206 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,106 л.с./фунт (0,174 кВт/кг)
Вооружение
- Орудия: калибра 3,303 дюйма (7,7 мм) ** пулеметы Vickers GO (два в спинной башне Bristol Mk IV, один в левом крыле) или;
- 6 пулеметов Vickers GO калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) (два фиксированных в носовой части, два в башне, один в левом крыле и один, стреляющий сбоку из входного люка.) Позднее производство. [17]
- 1,303 дюйма (7,7 мм) Пулемет Браунинг в волдыре на подбородке, стреляющем сзади
- Бомбы: 1605 фунтов (728 кг) ** Одна торпеда Mk XII массой 18 калибра или .
- Бомба массой 2000 фунтов (907 кг) или торпеда под фюзеляжем, бомба массой 1000 фунтов (454 кг) в бомбовом отсеке и бомба массой 500 фунтов (227 кг) под крыльями или мины.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В 1930-х годах ВВС Великобритании в основном полагались на устаревший биплан Vickers Vildebeest . [8]
- ^ L4441 имел отделку из натурального металла, имел капоты двигателя серийного типа и гондолы новой конструкции без дверей ходовой части, которые использовались на всех более поздних Beauforts. [11]
- ↑ Увеличение веса «Бофорта» было связано с дополнительным оборудованием и помещениями для экипажа, а также с более тяжелыми двигателями.
- ^ Многие компоненты Beaufort, включая методы строительства и агрегаты ходовой части, должны были использоваться в более позднем Bristol Beaufighter . [6]
- ^ Показатели производительности Mark I относятся к поздним производственным версиям с более мощным Taurus Mks. XII/XVI. Те, у кого были более ранние версии, были медленнее. [16]
- ↑ Решение об установке Twin-Wasps в британских Beauforts было принято почти одновременно. Испытательным самолетом был N1110 . [3]
- ↑ Во время марсохода 11 декабря 1940 года самолет Beaufort, которым управлял Flt. Лейтенант Оливер Филпот был сбит. Позже Филпоту пришлось принять участие в драматическом побеге из лагеря для военнопленных, прославившемся в фильме «Деревянная лошадь» . [31]
- ↑ Ранее в этом году Prinz Eugen был торпедирован подводной лодкой HMS Trident , в результате чего ее корма была разрушена. Она возвращалась в Германию после временного ремонта в Тронхейме. [50]
- ^ RPM Gibbs DSO DFC и Bar был исключен из состава RAF в 1944 году. Он должен был написать книгу «Лидер торпедо» о своем опыте. [61]
- ^ Роуэр 2005, с. 188, имеет 1891 брт для Позарицы, потоплен подводной лодкой P43/Unison 19 августа.
- ↑ С торпедой Mk XII «Бофорт» достиг скорости 263 миль в час (228 узлов, 423 км/ч).
- ↑ С заряженной торпедой Mk XII «Бофорт» двигался со скоростью 225 миль в час (196 узлов; 362 км/ч).
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Анджелуччи, Энцо (1988). Боевой самолет Второй мировой войны . п. 32. ISBN 0-517-64179-8 .
- ^ Барнс 1988, с. 283.
- ^ Перейти обратно: а б Робертсон 1976, с. 30.
- ^ Робертсон 1976, стр. 52–55.
- ^ Робертсон 1976 с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Барнс 1988, с. 290.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Робертсон 1976, с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Робертсон 1976, с. 4.
- ^ "Бристоль Бофорт". Британские самолеты времен Второй мировой войны. Проверено: 26 августа 2010 г.
- ^ Уонсбро-Уайт 1995, с. 115.
- ^ Перейти обратно: а б с Барнс 1988, с. 284.
- ^ Робертсон 1976, с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б с д Робертсон 1976, с. 8.
- ^ Баттлер 2000 стр. 6.
- ^ Робертсон 1976, стр. 6–7.
- ^ Перейти обратно: а б Робертсон 1976, с. 79.
- ^ Перейти обратно: а б Барнс 1988, с. 285.
- ^ Барнс 1988, с. 286.
- ^ Робертсон, 1976, стр = 30–31, 79.
- ^ Робертсон 1976, с. 31.
- ^ Робертсон, 1976, стр = 56–58.
- ^ Перейти обратно: а б Робертсон 1976, с. 64.
- ^ Робертсон 1976, стр. 56, 79.
- ^ Перейти обратно: а б Робертсон 1976, с. 58.
- ^ Робертсон 1976, с. 72.
- ^ Робертсон 1976, стр. 64, 70, 77.
- ^ Баттлер 2000, стр. 22–23.
- ^ Робертсон 1976, с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б Баркер 1957, стр. 33–34.
- ^ Баркер 1957, стр. 34–35.
- ^ Баркер 1957, с. 19.
- ^ Робертсон 1976, стр. 19–20.
- ^ Робертсон 1976, стр. 20, 50–51.
- ^ Перейти обратно: а б Баркер 1957, с. 75.
- ^ Робертсон 1976, с. 14.
- ^ Баркер 1957, стр. 75–76.
- ^ Баркер 1957, с. 76.
- ^ Баркер 1957, с. 31.
- ^ Баркер 1957, стр. 9–12.
- ^ Баркер 1957, стр. 60–61.
- ^ Баркер 1957, с. 62.
- ^ Баркер 1957, стр. 62–67.
- ^ Робертсон 1976, с. 18.
- ^ Прагер 1983, стр. 250-256.
- ^ Баркер 1957, стр. 38-31.
- ^ Робертсон 1976, стр. 26–28.
- ^ Робертсон 1976, с. 78.
- ^ Барнс 1988, стр. 299–300.
- ^ Баттлер 2004, стр. 163–164.
- ^ Баркер 1957, с. 140.
- ^ Робертсон 1976, стр. 34–35.
- ^ Баркер 1957, с. 164.
- ^ Робертсон 1976, стр. 36–37.
- ^ Delve 1995, стр. 50–51.
- ^ Шорс и др. 1991, стр. 53–54.
- ^ Ровер 2005, с. 128
- ^ Баркер 1957, стр. 179–180.
- ^ Шорс и др. 1991, с. 353.
- ^ Баркер 1957, с. 175.
- ^ Шорс и др. 1991, стр. 356, 518.
- ^ Баркер 1957, с. 231.
- ^ "38-я эскадрилья". Архивировано 10 февраля 2008 года на сайте Wayback Machine Virgin.net. Проверено: 26 августа 2010 г.
- ^ Шорс и др. 1991, стр. 363–364.
- ^ Ровер 2005, с. 174.
- ^ Шорс и др. 1991, с. 520.
- ^ Ровер 2005, с. 188.
- ^ Шорс и др. 1991, с. 524.
- ^ Шорс и др. 1991, с. 540.
- ^ Шорс и др. 1991, с. 544.
- ^ Ровер 2005, с. 204.
- ^ Перейти обратно: а б Робертсон 1976, стр.46.
- ^ Перейти обратно: а б Робертсон 1976, с. 60.
- ^ Грин 1967, с. 25.
- ^ «Битва на море Бисмарка» . Ассоциация «Битва за Австралию» . Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ Гиллисон 1962 , стр. 692–693.
- ^ Тетфорд 1976, с. 138
- ^ Перейти обратно: а б с д и Робертсон 1976, стр. 78–79.
- ^ Робертсон 1976, стр. 52 = 55, 78.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Робертсон 1976, стр. 64, 79.
- ^ Скотт Роуз. «Бристоль/ДАП Бофорт А9-152» . warbirdregistry.org . Проверено 23 октября 2016 г.
- ↑ Beaufort A9-164. Архивировано 7 января 2017 г. в Wayback Machine ADF. Серийные данные получены 7 января 2017 г.
- ^ Скотт Роуз. «Бристоль/ДАП Бофорт А9-210» . warbirdregistry.org . Проверено 23 октября 2016 г.
- ^ Скотт Роуз. «Бристоль/ДАП Бофорт А9-501» . warbirdregistry.org . Проверено 23 октября 2016 г.
- ^ Скотт Роуз. «Бристоль/ДАП Бофорт А9-557» . warbirdregistry.org . Проверено 23 октября 2016 г.
- ^ Скотт Роуз. «Бристоль/ДАП Бофорт А9-559» . warbirdregistry.org . Проверено 23 октября 2016 г.
- ^ «Бофорт» . aarg.com.au. Архивировано из оригинала 3 ноября 2016 года . Проверено 23 октября 2016 г.
- ^ Скотт Роуз. «Бристоль/ДАП Бофорт Т9552» . warbirdregistry.org . Проверено 23 октября 2016 г.
- ^ Скотт Роуз. «Бристоль/ДАП Бофорт А9-141» . warbirdregistry.org . Проверено 23 октября 2016 г.
- ^ Скотт Роуз. «Бристоль/ДАП Бофорт А9-555» . warbirdregistry.org . Проверено 23 октября 2016 г.
- ^ Скотт Роуз. «Бристоль/ДАП Бофорт» . warbirdregistry.org . Проверено 23 октября 2016 г.
- ^ Джон Паркер (15 августа 2016 г.). «Кабина бомбардировщика Бофорт – восстановление HARS» . warbirdsonline.com.au . Проверено 30 октября 2020 г. .
- ^ Бриджмен, Леонард, изд. (1989). Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны (изд. 1995 г.). Нью-Йорк: Военная пресса. п. 111. ИСБН 0-517-67964-7 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- Библиография
- Баркер, Ральф. Разрушители кораблей: история торпедоносцев ВВС Великобритании . Лондон: Chatto & Windus Ltd., 1957. Нет ISBN.
- Барнс, CH Bristol Aircraft с 1910 года . Лондон: Putnam Aeronautical, 1988 (3-е исправленное издание). ISBN 0-85177-823-2 .
- Баттлер, Тони. Бристоль Бофорт (серия Warpaint № 50). Милтон Кейнс, Бакингемшир, Великобритания: Warpaint Books Ltd., 2000. ASIN B001PGMECK .
- Баттлер, Тони. Британские секретные проекты: истребители и бомбардировщики 1935–1950 гг . Хершам, Суррей, Великобритания: Мидленд, 2004. ISBN 1-85780-179-2 .
- Дельве, Кен. «Погода Бофорта: удары 39-й эскадрильи по Средиземноморью». Air Enthusiast , № 65, сентябрь/октябрь 1996 г., стр. 26–39. ISSN 0143-5450 .
- Гиббс, Патрик (командир звена, DSO, DFC и адвокатура). Лидер Торпедо . Лондон: Издательство Wrens Park, 2002. ISBN 0-905778-72-3
- Гиллисон, Дуглас (1962). Королевские ВВС Австралии 1939–1942 гг . Австралия в войне 1939–1945 годов: Серия 3 – Воздух. Том. 1. Канберра: Австралийский военный мемориал . OCLC 2000369 .
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том седьмой: Бомбардировщики и самолеты-разведчики . Нью-Йорк: Doubleday and Company, 1967. ISBN отсутствует.
- Хейворд, Роджер. Файл Бофорта . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd., 1990. ISBN 0-85130-171-1 .
- Прагер, Ханс Георг (1983). Panzerschiff Deutschland, Heavy Cruiser Lützow: судьба корабля на фоне своего времени [ Броненосный корабль Deutschland, Heavy Cruiser Lützow: Судьба корабля в обстоятельствах своего времени ] (на немецком языке). Мюнхен: Хейне. ISBN 3-453-01801-Х .
- Роба, Жан-Луи и Кони, Кристоф (сентябрь 2001 г.). «Доннеркейль: 12 февраля 1942 года» [Операция Доннеркейль: 12 февраля 1942 года]. Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (102): 46–53. ISSN 1243-8650 .
- Роба, Жан-Луи и Кони, Кристоф (октябрь 2001 г.). «Доннеркейль: 12 февраля 1942 года» [Операция Доннеркейль: 12 февраля 1942 года]. Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (103): 25–32. ISSN 1243-8650 .
- Робертсон, Брюс. Бофорт Специальный . Шеппертон, Суррей, Великобритания: Ian Allan Ltd., 1976. ISBN 0-7110-0667-9 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Шорс, Кристофер, Брайан Калл и Никола Малиция. Мальта: Год Спитфайра . Лондон: Груб-стрит, 1991. ISBN 0-948817-16-X .
- Тетфорд, Оуэн. Самолеты Королевских ВВС с 1918 года . Лондон: Патнэм, 1976. ISBN 0 370 10056 5
- Уонсбро-Уайт, Гордон. Имена с крыльями: названия и системы наименования самолетов и двигателей, использовавшихся британскими вооруженными силами в 1878–1994 гг . Шрусбери, Великобритания: Airlife, 1995. ISBN 1-85310-491-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]