Ягдгешвадер 5
Ягдгешвадер 5 | |
---|---|
Активный | 1942–45 |
Страна | Нацистская Германия |
Ветвь | ‹См. Тфд › ВВС |
Тип | Истребитель |
Роль | Превосходство в воздухе |
Размер | Крыло ВВС |
Псевдоним(а) | Ледяное озеро |
Командиры | |
Примечательный командиры | Генрих Эрлер (май 1944 г. - февраль 1945 г.) |
Jagdgeschwader 5 (JG 5) — немецкий Люфтваффе истребительный авиаполк во время Второй мировой войны . Он был создан для работы на крайнем севере Европы, а именно в Норвегии , Скандинавии и северных частях Финляндии , расположенных ближе всего к Северному Ледовитому океану , с Luftflotte 5 , созданным специально для базирования в оккупированной Норвегии и ответственным за большую часть северной Норвегии.
Формирование
[ редактировать ]В 1942 году Люфтваффе реорганизовало свои истребительные части, базировавшиеся в Норвегии и Финляндии. В связи с этим было создано новое истребительное авиаполк Jagdgeschwader 5 (JG 5—5th Fighter Wing), позднее получившее название « Eismeergeschwader » (Arctic Sea Fighter Wing). Создание JG 5 происходило в три этапа: в январе, марте и июле 1942 года. 10 января штаб (штаб) ягдфлигерфюрера Норвегии был выделен и сформирован гешвадерштаб JG 5. В то же время новый штаб ягдфлигерфюрера Норвегии. была создана и передана под командование оберста (полковника) Карла-Альфреда Шумахера . Майор Готхард Хэндрик получил командную должность Geschwaderkommodore (командир крыла) JG 5. Однако Хэндрик принял на себя командование JG 5 в конце апреля 1942 года. До этого от его имени действовал Шумахер. [ 1 ]
I. Группа
[ редактировать ]3 января 1942 года I. Gruppe (1-я группа) Jagdgeschwader 77 (JG 77–77-й истребительный авиаполк), уже дислоцированная в Норвегии, была переименована в I. Gruppe и приписана к JG 5. [ 2 ] Группенштаб остался без изменений , и им командовал майор Иоахим Зегерт. 1. Staffel (1-я эскадрилья) JG 77 был переименован в 1. Staffel JG 5, 2./JG 77 в 2./JG 5 и 3./JG 77 в 3./JG 5. [ 3 ]
II группа
[ редактировать ]В 1941 году Luftflotte 5 (5-й воздушный флот) создал Jagdgruppe zbV (JGr zbV — zur besonderen Verwendung ), истребительную группу специального назначения под командованием майора Хеннинга Штрюмпеля. 3 января 1942 года JGr zbV стал ядром II. Группа JG 5. 13. Staffel JG 77 была переименована в 4./JG 5. 5. Staffel была официально создана на базе 15. Staffel JG 77, эскадрильи, которая только что была создана. Создание 6. Staffel было отложено до середины марта 1942 года. 21 марта 1./JG 5 был переименован и стал 6./JG 5. [ 3 ] Вскоре на базе 10. 1 ( Staffel Jagdgeschwader JG 1–1-го истребительного авиаполка) была создана новая 1./JG 5. [ 4 ]
III. группа
[ редактировать ]В январе 1942 года различные оставшиеся Ergänzungsjagdgruppen , дополнительные истребительные группы из нескольких истребительных крыльев, были объединены в Ванне , Франция, и сформировали IV. Группа (4-я группа) JG 1 с тремя эскадрильями, названными 10., 11. и 12. Staffel . IV. группы Первой крупной задачей была операция «Доннеркейль» — операция по установлению превосходства в воздухе для поддержки Кригсмарине ) (ВМС Германии операции «Цербер» . Целью этого задания было обеспечить истребительную защиту немецких линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также тяжелого крейсера «Принц Ойген» при прорыве из Бреста в Германию. Конец февраля – начало марта 1942 г. IV. Группа начала перебазирование на север, в Тронхейм . 21 марта IV./JG 1 был переименован в III. Группа JG 5 под командованием гауптмана (капитана) Гюнтера Шольца . [ 5 ]
7. Staffel (7-я эскадрилья) JG 5 была создана на базе дополнительной охотничьей группы 3-й Jagdgeschwader 3 (JG 3 — 3-й истребительный авиаполк). 31 декабря 1941 года 3-я дополнительная охотничья группа была выделена из JG 3 и подчинена как автономная эскадрилья ягдфлигерфюреру Норвегии . [ 6 ] 24 апреля 1942 года 7. Штаффель прибыл в Печенгу , также известную как Петсамо, где находился в подчинении III. Группа . [ 7 ] 8. Staffel берет свое начало в Ergänzungsjagdgruppe Jagdgeschwader Тронхейм 26 (JG 26–26-й истребительный авиаполк), который был создан 22 июня 1941 года. 27 января 1941 года Staffel стал 11./JG 1 и был переведен в -Ладе . 6 марта. Там его переименовали в 8./JG 5. [ 8 ]
1942
[ редактировать ]Другие элементы прибыли с Jagdgeschwader 1 в мае. На подразделение входило истребительное прикрытие оккупированных территорий, входивших в состав Luftflotte 5 , а также истребительная поддержка частей немецкой армии , ведущих войну на арктическом фронте в районе Мурманска .
В начале полярного лета 1942 года Luftflotte 5 была усилена и к июлю 1942 года имела в общей сложности 250 исправных самолетов. Благодаря превосходству в воздухе, установленному II. и III./JG 5. В начале года Luftflotte 5 имела численное и значительное качественное превосходство, а советское сопротивление насчитывало всего 170 исправных боевых самолетов. Командование также воспользовалось радиолокационной сетью раннего предупреждения «Фрейя» .
Летом советские ВВС перебросили новые части, в том числе 20 ИАП, оснащенные новыми Як-1 , эффективными противовесами Bf 109F. Luftflotte 5 зафиксировала 26 боевых потерь в июле 1942 года, в то время как ВВС потеряли 32 собственных самолета сбитыми или пропавшими без вести, в основном JG 5. 21 августа 6./JG 5 заявила о сбитых 14 советских истребителях. По советским данным, над Ваенгой были сбиты 2 ЛаГГ-3 и 2 И-16 , а два самолета совершили вынужденную посадку. JG 5 потерял два Bf 109, один пропал без вести. JG 5 одержал около 72 побед в августе, но советские записи показывают, что 24 советских самолета были потеряны, еще 7 повреждены, 13 самолетов пропали без вести, а еще 4 были сбиты огнем с земли. До конца 1942 года элементы подразделения дислоцировались в Тронхейме и Киркенесе , откуда предпринимали атаки на арктические конвои .
1943
[ редактировать ]К январю 1943 года части авиаполка дислоцировались на юге Норвегии и Финляндии и были оснащены самолетами Focke-Wulf Fw 190 . В середине 1943 года JG 5 достигла максимальной численности, состоящей из 14 штаффелей ; 12 регулярных одномоторных истребителей Staffeln, оснащенных Bf 109 и Fw 190 , оснащенный Bf 110 , один Zerstörerstaffel , и подразделение Jabo , 14.(J)/JG 5 с Fw 190A под командованием гауптмана Фридриха-Вильгельма Стракеляна . 1943 год также стал последним годом, когда четыре группы JG 5 действовали как единое целое. Я и II. Группа покинула Норвегию и Финляндию в конце 1943 года, чтобы сражаться до конца войны вдали от своего родительского гешвадера .
В середине 1943 года половина из 70–80 истребителей JG 5, входивших в I группу , базировалась за Полярным кругом, защищая поставки снабжения. [ 9 ]
1 сентября 1943 года майор Гюнтер Шольц сменил подполковника Готхарда Хандрика на посту гешвадеркоммодора (командира звена) JG 5. [ 10 ]
В ноябре 1943 года I./JG 5 был переброшен в Румынию для защиты нефтеперерабатывающих заводов в Плоешти . Он был передан под командование Luftflotte 1 , а затем переименован в III./JG 6 ; его не заменили. IV./JG 5 дислоцировался на Арктическом фронте, а затем в Южной Норвегии. До конца войны это подразделение формировало противовоздушную оборону против налетов союзников на базы подводных лодок в Тронхейме и Бергене в Норвегии.
1944
[ редактировать ]1 августа 1944 года Генрих Эрлер был назначен гешвадеркоммодором JG 5, заменив подполковника Шольца, который получил должность ягдфлигерфюрера Норвегии . [ 11 ]
12 ноября 1944 года бомбардировщики «Авро Ланкастер» из 9-й и 617-й эскадрилий британских ВВС атаковали «Тирпиц» во фьорде Тромсё. Эрлер, командир JG 5, поднял строй на перехват, но немецкие истребители опоздали. « Тирпиц» затонул, потеряв тысячу моряков. Эрлер предстал перед военным трибуналом; он приговорен к трем годам заключения и лишен командования. Позже Эрлер был восстановлен в должности; он погиб, летая на JG 7 , 4 апреля 1945 года. Карл Дёниц был движущей силой приговора. Только опыт Эрлера как летчика-истребителя спас его от казни. [ 12 ]
1945
[ редактировать ]В начале января 1945 года, после осуждения Эрлера Военным трибуналом Рейха , подполковник Шольц, помимо своих обязанностей в качестве ягдфлигерфюрера Норвегии в Ставангере-Форусе, снова принял на себя командование JG 5. [ 13 ]
Акт о капитуляции Германии в Люнебургской пустоши подписан 4 мая 1945 года. Все немецкие вооруженные силы в Нидерландах, на северо-западе Германии, включая Фризские острова , Гельголанд и все другие острова, а также войска в земле Шлезвиг-Гольштейн и в Дании складывают свои войска. оружие и безоговорочно капитулировать. В эту капитуляцию входят последние немецкие солдаты в Норвегии, а также JG 5. [ 14 ] Всего за время Второй мировой войны пилоты JG 5 одержали около 3200 воздушных побед. По итогам боевых действий потери составили 435 человек убитыми или взятыми в плен . [ 15 ]
Командиры
[ редактировать ]Коммодор эскадрильи
[ редактировать ]• Оберст Карл-Альфред Шумахер | 10 января 1942 г. | – | Март 1942 г. [ 16 ] |
• Оберст-лейтенант Готард Хэндрик | Март 1942 г. | – | 31 августа 1943 г. [ 16 ] |
• Оберст-лейтенант Гюнтер Шольц | 1 сентября 1943 г. | – | 26 июля 1944 г. [ 16 ] |
• Майор Генрих Эрлер | 1 августа 1944 г. | – | декабрь 1944 г. [ 16 ] |
• Подполковник Гюнтер Шольц | Январь 1945 г. | – | 8 мая 1945 г. [ 16 ] |
командиры групп
командиры групп
[ редактировать ]I. Группа JG 5
[ редактировать ]Ранее I. Gruppe JG 77, переименованная в II. Группа Jagdgeschwader 6 .: 15 октября 1944 г [ 16 ]
• Капитан Уолтер Громс | 1 февраля 1941 г. | – | 19 июня 1941 г. [ 16 ] |
• Майор Йоахим Зегерт | 28 июня 1941 г. | – | 20 марта 1942 г. [ 16 ] |
• Капитан Герхард фон Верен | Март 1942 г. | – | 31 марта 1943 г. [ 16 ] |
• Гауптман Герхард Венгель | 1 апреля 1943 г. | – | 10 января 1944 г. [ 16 ] |
• Майор Эрих Герлиц | 25 января 1944 г. | – | 16 марта 1944 г. [ 16 ] |
• Старший лейтенант Роберт Мюллер (исполняющий обязанности) | 17 марта 1944 г. | – | 15 апреля 1944 г. [ 16 ] |
• Майор Хорст Карганико | 16 апреля 1944 г. | – | 27 мая 1944 г. † [ 16 ] |
• Гауптман Теодор Вайсенбергер | 4 июня 1944 г. | – | 14 октября 1944 г. [ 16 ] |
III. Группа JG 5
[ редактировать ]Ранее IV. Группа JG 1: [ 17 ]
• Капитан Гюнтер Шольц | 21 марта 1942 г. | – | 31 августа 1943 г. [ 17 ] |
• Майор Генрих Эрлер | 1 сентября 1943 г. | – | 31 июля 1944 г. [ 16 ] |
• Капитан Франц Дорр | 1 августа 1944 г. | – | 8 мая 1945 г. [ 16 ] |
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Момбек 2003 , с. 97.
- ^ Хафстен 1991 , с. 145.
- ^ Jump up to: а б Момбек 2003 , с. 98.
- ^ Момбек 2003 , с. 105.
- ^ Момбек 2003 , стр. 98–99.
- ^ Момбек 2003 , с. 101.
- ^ Момбек 2003 , с. 161.
- ^ Момбек 2003 , с. 103.
- ^ Клаасен 2001 , с. 325.
- ^ Момбек 2010 , с. 62.
- ^ Момбек 2011 , с. 89.
- ^ Клаасен 2001 , с. 239.
- ^ Момбек 2011 , с. 141.
- ^ Момбек 2011 , с. 203.
- ^ Момбек 2011 , с. 208.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Момбек 2011 , с. 295.
- ^ Jump up to: а б Момбек 2011 , с. 296.
Библиография
[ редактировать ]- Клаасен, ARA (2001). Северная война Гитлера: злополучная кампания Люфтваффе, 1940–1945 гг . Лоуренс: Университетское издательство Канзаса . ISBN 0-7006-1050-2 .
- Хафстен, Бьёрн; и др. (1991). Flyalarm - Воздушная война над Норвегией 1939–1945 гг. (на норвежском языке). Осло: Сем и Стенерсен. ISBN 82-7046-058-3 .
- Момбик, Эрик (2003). Eismeerjäger — Zur Geschichte des Jagdgeschwaders 5 — Том 2 [ Истребители в Арктическом море — История 5-го истребительного авиаполка — Том 2 ]. Линкебек, Бельгия: ASBL, Ла Порт-д'Ув. ISBN 978-2-9600236-4-0 .
- Момбик, Эрик (2010). Eismeerjäger — Zur Geschichte des Jagdgeschwaders 5 — Том 3 [ Истребители в Арктическом море — История 5-го истребительного авиаполка — Том 3 ]. Линкебек, Бельгия: ASBL, Ла Порт-д'Ув. ISBN 978-2-930546-02-5 .
- Момбик, Эрик (2011). Eismeerjäger — Zur Geschichte des Jagdgeschwaders 5 — Том 4 [ Истребители в Арктическом море — История 5-го истребительного авиаполка — Том 4 ]. Линкебек, Бельгия: ASBL, Ла Порт-д'Ув. ISBN 978-2-930546-05-6 .