Jump to content

Фокке-Вульф Fw 190

FW 190
Fw 190А-3 Стаб. 7./JG2, июнь 1942 г. [а]
Роль Истребительная авиация
Национальное происхождение Германия
Производитель Фокке-Вульф
Дизайнер Курт Танк
Первый полет 1 июня 1939 г. [2]
Введение август 1941 г.
Ушедший на пенсию
  • 9 мая 1945 г. (ВВС)
  • 1945 (Венгрия)
  • 1947 (Турция)
  • 1949 (Франция)
Основные пользователи ВВС
Произведено 1941–1945 (после войны произведено 65 штук для ВВС Франции)
Количество построенных Более 20 000 [3]
Развитый в Фокке-Вульф Та 152

Фокке -Вульф Fw 190 по прозвищу Вюргер. [б] ( Шрайк ) — немецкий одноместный одномоторный истребитель, разработанный Куртом Танком в компании «Фокке-Вульф» в конце 1930-х годов и широко использовавшийся во время Второй мировой войны . Наряду со своим известным аналогом, Messerschmitt Bf 109 , Fw 190 стал основой Jagdwaffe (Истребительной Силы) Люфтваффе . Двухрядный радиальный двигатель BMW 801 , которым оснащалось большинство действующих версий, позволял Fw 190 поднимать большие грузы, чем Bf 109, что позволяло использовать его в качестве дневного истребителя , истребителя-бомбардировщика , штурмовика и, в меньшей степени, ночного истребителя. .

Fw 190A начал боевые полеты над Францией в августе 1941 года и быстро доказал, что превосходит Spitfire Mk. V , основной фронтовой истребитель Королевских ВВС (RAF), особенно на малых и средних высотах. [5] 190 сохранял свое превосходство над истребителями союзников до появления улучшенного Spitfire Mk. IX . [6] В ноябре/декабре 1942 года Fw 190 дебютировал в воздушных боях на Восточном фронте , с октября 1943 года добившись большого успеха в истребительных авиаполках и специализированных штурмовых подразделениях ( Schlachtgeschwader – Battle Wings или Strike Wings).

Характеристики серии Fw 190A снижались на больших высотах (обычно 6000 м [20 000 футов] и выше), что снижало ее эффективность в качестве высотного перехватчика. С момента создания Fw 190 предпринимались постоянные попытки решить эту проблему с помощью BMW 801 с турбонаддувом в модели B, модели C с гораздо более длинным носом, а также попыток установить турбонаддув на выбранный им Daimler-Benz DB 603 перевернутый силовой агрегат V12, а также аналогичный двигатель. длинноносая модель D с Junkers Jumo 213 . Проблемы с турбокомпрессорными установками на подтипах -B и -C означали, что в сентябре 1944 года на вооружение поступила только модель D. Эти высотные разработки в конечном итоге привели к созданию Focke-Wulf Ta 152 , который был способен развивать экстремальные скорости на средних и больших высотах. (755 км/ч [408 узлов; 469 миль в час] на высоте 13 500 м [44 300 футов]). [7] Хотя эти «длинноносые» варианты 190 и производная от Та 152 особенно давали немцам паритет с противниками-союзниками, они прибыли слишком поздно, чтобы повлиять на исход войны.

Fw 190 очень понравился пилотам. Люфтваффе, Некоторые из самых успешных асов-истребителей заявили о многих своих победах во время полетов. в том числе Отто Киттель , Вальтер Новотны и Эрих Рудорфер , Fw 190 обладал большей огневой мощью, чем Bf 109, а также превосходной маневренностью на малых и средних высотах. По мнению немецких пилотов, летавших на обоих истребителях, Он считался одним из лучших истребителей Второй мировой войны. [8]

Раннее развитие

[ редактировать ]

Между 1934 и 1935 годами Министерство авиации Германии (RLM) провело конкурс на создание современного истребителя для перевооружения Люфтваффе. с зонтичным крылом Fw 159 Курт Танк участвовал в соревновании на против Arado Ar 80 , Heinkel He 112 и Messerschmitt Bf 109. Fw 159 был безнадежно превзойден и вскоре выбыл из соревнования вместе с Ar 80. He 112 и Bf 109 в целом были похожи по конструкции, но легкая конструкция 109 давала ему преимущество в характеристиках, с которым 112 никогда не мог сравниться. 12 марта 1936 года 109-й был объявлен победителем. [ нужна ссылка ]

Еще до того, как Bf 109 поступил на вооружение эскадрильи, осенью 1937 года RLM разослало новый тендер с просьбой к различным конструкторам создать новый истребитель для боевых действий вместе с Bf 109, как это сделал Вальтер Гюнтер с продолжением неудачного He 100 и Хейнкелем. He 112. Хотя Bf 109 был чрезвычайно конкурентоспособным истребителем, министерство беспокоилось, что будущие иностранные разработки могут превзойти его, и хотело иметь в разработке новые самолеты для решения этих возможных задач. [9] Танк ответил рядом конструкций, большинство из которых оснащены рядным двигателем жидкостного охлаждения. [ нужна ссылка ]

только после того, как была представлена ​​конструкция с использованием 14-цилиндрового BMW 139 с воздушным охлаждением. радиального двигателя Однако интерес Министерства авиации проявился [10] Поскольку в этой конструкции использовался радиальный двигатель, она не могла конкурировать с Bf 109 с рядным двигателем по двигателям, когда Daimler-Benz DB 601 уже было слишком мало , чтобы их можно было использовать. [11] Это не относится к конкурирующим моделям, таким как Heinkel He 100 или двухмоторному Focke-Wulf Fw 187 , производство которых будет конкурировать с 109 и Messerschmitt Bf 110 по поставкам двигателей. После войны Танк опроверг слухи о том, что ему пришлось «вести битву» с Министерством, чтобы убедить их в достоинствах радиального двигателя. [12]

Концепции дизайна

[ редактировать ]

В то время использование радиальных двигателей в наземных истребителях было относительно редким в Европе, поскольку считалось, что их большая лобовая площадь вызовет слишком большое сопротивление чего-то такого маленького, как истребитель. [ нужна ссылка ] Танк не был в этом убежден, поскольку стал свидетелем успешного использования радиальных двигателей ВМС США и считал, что правильно оптимизированная установка устранит эту проблему. [11] [ не удалось пройти проверку ]

Что касается остальной философии дизайна, Танк хотел чего-то большего, чем самолет, построенный только для скорости. Он изложил аргументацию:

«Мессершмитт-109» [ так в оригинале ] и британский «Спитфайр», два самых быстрых истребителя в мире на тот момент, когда мы начали работу над Fw 190, можно охарактеризовать как очень большой двигатель в передней части минимально возможного планера; в каждом случае вооружение добавлялось почти второстепенно. Эти конструкции, обе из которых, по общему признанию, оказались успешными, можно сравнить со скаковыми лошадьми: при должном уходе и легком движении они могли обогнать что угодно. Но в тот момент, когда положение становилось трудным, они могли пошатнуться. Во время Первой мировой войны я служил в кавалерии и в пехоте. Я видел, в каких суровых условиях приходилось работать военной технике в военное время. Я был уверен, что в любом будущем конфликте найдется место и истребителю совершенно другого типа: истребителю, который сможет действовать с плохо подготовленных передовых аэродромов; тот, которым могли управлять и обслуживать люди, прошедшие лишь непродолжительную подготовку; и тот, который может поглотить разумное количество боевого урона и при этом вернуться. Таковы были идеи создания Focke-Wulf 190; это должна была быть не скаковая лошадь, а Служебная лошадь , кавалерийская лошадь. [13]

Двигатель

[ редактировать ]

Самыми горячими точками любого двигателя с воздушным охлаждением являются головки цилиндров, расположенные по окружности радиального двигателя. Чтобы обеспечить достаточное количество воздуха для охлаждения двигателя, поток воздуха должен был быть максимальным на этом внешнем крае. Обычно этого достигали, оставляя большую часть передней поверхности двигателя открытой воздуху, что вызывало значительное сопротивление . В конце 1920-х годов компания NACA возглавила разработку радикального усовершенствования, разместив кольцо в форме аэродинамического профиля вокруг головок цилиндров снаружи ( капот NACA ). Формирование ускорило воздух, когда он попадал в переднюю часть капота, увеличивая общий поток воздуха и позволяя уменьшить отверстие перед двигателем. [14]

Танк внес дальнейшее уточнение в эту базовую концепцию. Он предложил разместить большую часть компонентов воздушного потока на пропеллере в виде увеличенного кока винта , внешний диаметр которого был таким же, как у двигателя. Сам капот вокруг двигателя был значительно упрощен и представлял собой, по сути, базовый цилиндр. Воздух поступал через небольшое отверстие в центре вертушки и направлялся через воздуховоды в вертушке, так что он дул назад вдоль головок цилиндров. Чтобы обеспечить достаточный воздушный поток, в центре отверстия над ступицей пропеллера был помещен внутренний конус, который должен был сжимать воздушный поток и позволять использовать отверстие меньшего размера. Теоретически плотно прилегающий капот также обеспечивал некоторую тягу за счет сжатия и нагрева воздуха , проходящего через капот. [15]

Окончательный выбор 14-цилиндрового радиального BMW 801 вместо более проблемного BMW 139 также привел к появлению разработанной BMW «системы капота», в которую был интегрирован радиатор, используемый для охлаждения моторного масла. Кольцевой сердечник маслоохладителя был встроен в передний капот BMW, сразу за вентилятором. Внешняя часть сердцевины маслорадиатора соприкасалась с металлическим листом основного капота. В состав переднего капота, разработанного BMW, перед масляным радиатором входило металлическое кольцо С-образного поперечного сечения, наружная кромка которого располагалась сразу за краем капота, а внутренняя сторона - внутри. сердцевина маслоохладителя. Вместе металлическое кольцо и капот образовывали S-образный канал, между которыми находился сердечник маслоохладителя. Поток воздуха, проходящий через зазор между капотом и внешней кромкой металлического кольца, создавал эффект вакуума, который вытягивал воздух из передней части двигателя вперед через сердцевину масляного радиатора, обеспечивая охлаждение моторного масла 801-го. Скорость потока охлаждающего воздуха над активной зоной можно было контролировать, перемещая металлическое кольцо, открывая или закрывая зазор. Причин создания этой сложной системы было три. Один из них заключался в том, чтобы уменьшить любое дополнительное аэродинамическое сопротивление масляного радиатора, в данном случае в значительной степени устранив его, разместив его внутри того же капота, что и двигатель. Во-вторых, нужно было нагреть воздух перед тем, как он попадет в радиатор, чтобы помочь нагреть масло во время запуска. Наконец, размещение радиатора за вентилятором обеспечило охлаждение даже во время стоянки самолета. Недостатком этой конструкции было то, что радиатор находился в крайне уязвимом месте, а металлическое кольцо по мере развития войны становилось все более бронированным. [16]

Хвостовое оперение Fw 190F: треугольная шарнирная панель для доступа к механизму втягивания хвостового колеса внутри него.

В отличие от сложных, склонных к выходу из строя опор основных стоек, установленных на фюзеляже более раннего Fw 159, одной из основных особенностей Fw 190 было широкое гусеничное убирающееся внутрь шасси. Они были спроектированы так, чтобы выдерживать скорость погружения 4,5 метра в секунду (15 футов/с; 890 футов/мин), что вдвое превышает обычно требуемый коэффициент прочности. Применялись гидравлические тормоза колес. [17] Шасси с широкой гусеницей обеспечивало лучшие характеристики наземной управляемости, и Fw 190 перенес меньше аварий на земле, чем Bf 109. привело к внутренней слабости, множеству сбоев и замыканий на землю. [17] ) В убирающемся хвостовом оперении Fw 190 использовался трос, прикрепленный к «локтю» в средней точке поперечных рычагов втягивания правого борта, который проходил в задней части фюзеляжа к вертикальному килю для управления функцией уборки хвостового колеса. Механическая конструкция втягивания хвостового колеса имела набор шкивов для направления вышеупомянутого троса к верхней части масляной стойки хвостового колеса , тянущего его вверх по диагональной направляющей внутри киля в нижнюю часть фюзеляжа; [18] Доступ к этому механизму был через хорошо видимую шарнирную панель треугольной формы с левой стороны боковой листовой обшивки плавника. [с] [20] На некоторых версиях Fw 190 под фюзеляжем могла быть установлена ​​удлиненная олео-стойка хвостового колеса для установки более крупных грузов (таких как бомбы или даже торпеды). [21]

Системы управления

[ редактировать ]

В большинстве самолетов той эпохи для управления органами управления использовались тросы и шкивы. Тросы имели тенденцию растягиваться, что приводило к ощущениям «поддачи» и «игры», из-за чего органы управления становились менее четкими и отзывчивыми, и для их исправления требовалось постоянное обслуживание. В новой конструкции команда заменила тросы жесткими толкателями и подшипниками, чтобы устранить эту проблему. [д] Еще одним нововведением было максимальное облегчение органов управления. Максимальное сопротивление элеронов было ограничено 3,5 кг (8 фунтов), поскольку запястье среднего человека не могло оказать большую силу. Хвостовое оперение (хвостовое оперение) имело относительно небольшие и хорошо сбалансированные горизонтальные и вертикальные поверхности. [22]

Команда конструкторов также попыталась свести к минимуму изменения дифферента самолета на разных скоростях, тем самым снизив нагрузку на пилота. Они добились такого успеха в этом отношении, что обнаружили, что триммеры элеронов и руля направления, регулируемые в полете, не нужны. Небольшие фиксированные выступы были прикреплены к поверхностям управления и отрегулированы для обеспечения правильного баланса во время первых испытательных полетов. В полете нужно было регулировать только триммер руля высоты (функция, общая для всех самолетов). Это достигалось за счет наклона всего горизонтального оперения с помощью электродвигателя с углом падения от −3° до +5°. [23]

Еще одним аспектом новой конструкции было широкое использование оборудования с электрическим приводом вместо гидравлических систем, используемых большинством производителей самолетов того времени. На первых двух прототипах основные стойки шасси были гидравлическими. Начиная с третьего прототипа, ходовая часть управлялась с помощью кнопок, управляющих электродвигателями в крыльях, и удерживалась на месте с помощью электрических фиксаторов подъема и опускания. [24] Вооружение также заряжалось и стреляло электрически. Танк считал, что эксплуатация докажет, что системы с электрическим приводом более надежны и прочны, чем гидравлические, а электрические линии гораздо менее подвержены повреждениям от огня противника. [22]

Загрузка крыла и купол

[ редактировать ]

Как и Bf 109, Fw 190 отличался довольно небольшой формой крыла в плане и относительно высокой нагрузкой на крыло . Это представляет собой компромисс в производительности. Самолет с крылом меньшего размера испытывает меньшее сопротивление в большинстве условий полета и, следовательно, летит быстрее и может иметь большую дальность полета. Однако это также означает, что самолет имеет более высокую скорость сваливания, что делает его менее маневренным, а также снижает производительность в разреженном воздухе на больших высотах. Крылья имели размах 9,5 м (31 фут 2 дюйма) и площадь 15 м. 2 (160 кв. футов). Крыло было спроектировано с использованием профиля NACA 23015.3 в корне и профиля NACA 23009 на законцовке. [25]

В более ранних конструкциях самолетов обычно использовались фонари, состоящие из небольших пластин плексигласа (также известного как оргстекло) в металлическом «тепличном» каркасе, при этом верхняя часть фонаря совпадала с задней частью фюзеляжа; это относится и к IJNAS Mitsubishi A6M Zero , чей фонарь с «круговым обзором» все еще имел прочный каркас. Такая конструкция значительно ограничивала обзорность, особенно сзади. Внедрение вакуумной формовки привело к созданию « пузырчатого фонаря », который был в значительной степени самонесущим и мог устанавливаться над кабиной, обеспечивая значительно улучшенный круговой обзор. В конструкции танка для Fw 190 использовался фонарь с рамой, проходящей по периметру, с коротким осевым швом сверху, идущим назад от штуцера радиоантенны, где соприкасались трехпанельное лобовое стекло и передняя кромка фонаря. , прямо перед пилотом. [ нужна ссылка ]

Дикий Или

[ редактировать ]

С середины 1943 года Fw 190 также использовались в качестве ночных истребителей против растущего наступления бомбардировочного командования британских ВВС . В середине 1943 года одним из первых участников одномоторных экспериментов с наземным управлением в ночных боях была Nachtjagdkommando Fw 190 (Night Fighter Command Fw 190), которой управлял IV. Gruppe (4 группа), Jagdgeschwader 3 , (истребительное крыло 3 или JG 3). [26] Основные Nachtgeschwader (крылья ночных истребителей) стремились принять на вооружение новый тип истребителя, поскольку их двухмоторные истребители были слишком медленными для боя с растущим числом ночных истребителей и бомбардировщиков de Havilland Mosquito . Nachtjagdgeschwader 1 (NJG 1) и NJG 3 держали в резерве пару Fw 190 в дополнение к Messerschmitt Bf 110 и Junkers Ju 88 . Значительное преимущество Fw 190 в летных характеристиках над двумя другими типами было более чем компенсировано трудностями ведения боевых действий в ночное время. Этим эксплуатационным испытаниям можно приписать лишь немногие воздушные успехи, если таковые вообще имеются. [27]

Одним из первых подразделений, специально созданных для использования Fw 190 в этой роли, было Stab/Versuchskommando Herrmann , подразделение, специально созданное в апреле 1943 года майором Хайо Херрманном . Подразделение Херрманна использовало стандартные А-4 и А-5, позаимствованные у дневных истребительных подразделений, для перехвата бомбардировщиков над намеченным городом или вблизи него, используя прожекторы и другие визуальные средства, чтобы помочь им найти свою цель. [28] Первое использование «Окна» ВВС Великобритании во время битвы за Гамбург в июле 1943 года сделало стандартные процедуры ночного истребителя Химмельбетта бесполезными и потребовало срочной разработки техники Херрманна Wilde Sau («Дикий кабан») в ожидании разработки новых средств ночного боя. стратегии. [28] Вместо того, чтобы ограничивать Fw 190 протоколами перехвата с наземного управления, Fw 190 получили полную свободу действий для пролета над подвергшимися бомбардировкам районами, чтобы проверить, смогут ли они обнаружить бомбардировщики, используя наземный огонь внизу. Эта тактика стала неотъемлемой частью действий ночных истребителей до мая 1944 года. [29]

St/V Herrmann был расширен и стал Jagdgeschwader 300 (JG 300, или Fighter Wing 300), JG 301 и JG 302. Все три подразделения первоначально продолжали заимствовать свои самолеты у дневных истребительных частей. Дневные истребительные части начали протестовать против количества списанных ими самолетов из-за опасности ночных действий; их число резко возросло с наступлением зимы: пилотам часто приходилось катапультироваться из-за невозможности найти аэродром, на котором можно было бы безопасно приземлиться. Аварийные посадки также были частыми. В конце концов все три подразделения Wilde Sau получили собственные самолеты, которые часто модифицировались выхлопными глушителями и радиооборудованием для слепого полета. Другим подразделением была Nachtjagdgruppe 10 ( NJGr 10 ), которая использовала от Fw 190 от A-4/R11 до A-8/R11; Fw 190 модифицированы для установки FuG ( Funkgerät ) 217 ​​или FuG 218 . радиолокационного оборудования среднего диапазона УКВ [ нужна ссылка ]

Тараны

[ редактировать ]
Fw 190 A-8/R8 из IV.(Sturm)/JG 3, пилотировал капитан Вильгельм Мориц.

Появление тяжелых бомбардировщиков ВВС США создало проблемы для немецкой истребительной авиации. В частности, Boeing B-17 Flying Fortress был особенно прочным, а вооружение Bf 109 и Fw 190 было недостаточным для операций бомбардировщиков-эсминцев. Последующее развертывание B-17 в боевые коробчатые порядки обеспечило огромную массированную огневую мощь сотен или более Browning AN/M2 пулеметов калибра 0,50 (12,7 мм). Кроме того, Люфтваффе , первоначальное решение и — двухмоторные истребители-бомбардировщики Zerstörer Messerschmitt Bf 110G хотя эффективное против несопровождаемых формирований бомбардировщиков союзников, не обладало маневренностью и было уничтожено истребителями сопровождения ВВС США в конце 1943 и начале 1944 года. [ нужна ссылка ]

Для их использования были переоборудованы два бывших Wilde Sau одномоторных крыла ночных истребителей , такие как Jagdgeschwader 300 (JG 300–300-й истребительный авиаполк) и JG 301 . В состав этих подразделений входили Sturmböcke . Однако в JG 3 также была специальная группа (группа) Штурмбёке. [ нужна ссылка ]

Fw 190, спроектированный как прочный перехватчик, способный выдерживать значительные боевые повреждения и наносить мощный «удар» со своей устойчивой артиллерийской платформы, считался идеальным для противобомбардировочных операций. Компания «Фокке-Вульф» перепроектировала части конструкции крыла для размещения более крупного вооружения. Fw 190 A-6 был первым субвариантом, подвергшимся такому изменению. Его стандартное вооружение было увеличено с четырех пулеметов MG 151/20 до двух и еще четырех в двух подкрыльевых гондолах. Самолет получил обозначение A-6/R1 ( Rüstsatz ; или полевая конверсионная модель). Первый самолет был доставлен 20 ноября 1943 года. В ходе кратких испытаний спаренная пушка была заменена 30-мм автоматической пушкой МК 108 во внешнем крыле, которая затем стала А-6/R2. Пушки работали со свободным затвором, имели электровоспламенение и ленточное питание. 30-мм МК 108 была проста в изготовлении и экономична; большинство его комплектующих представляли собой только что спрессованные штамповки из листового металла. В A-6/R4 GM-1 ( закись азота для двигателя BMW 801 был добавлен наддув ) для повышения производительности на большой высоте. Для защиты к фонарю было добавлено 30 миллиметров (1,2 дюйма) бронированного стекла. А-6/Р6 оснащался спаренными крупнокалиберными установками. «Верфер-Гранат 21» Неуправляемые ракеты класса «воздух-воздух» (BR 21), запускаемые из одиночных подкрыльевых трубчатых пусковых установок (по одной на каждую панель крыла). Увеличенные модификации, в частности большая огневая мощь, сделали Fw 190 мощным истребителем бомбардировщиков. А-7 был усовершенствован в ноябре 1943 года. Два синхронных 13-мм (0,51 дюйма) MG 131 пулемета заменили сдвоенные синхронизированные пулеметы MG 17 калибра 7,92 мм (0,318 дюйма), установленные на капоте. Варианты А-7/Р могли нести две 30-мм ракеты МК 108, а также ракеты БР 21. Это увеличило его эффективность в качестве Pulk-Zerstörer (разрушителя бомбардировочного соединения). A-8/R2 был самым массовым самолетом Sturmbock : около 900 самолетов было построено компанией Fiesler в Касселе с 30-мм пушками MK 108, установленными на внешних панелях крыла. [ нужна ссылка ]

Несмотря на то, что Fw 190 был грозным истребителем бомбардировщиков, броня и мощное вооружение с огневой мощью более крупного калибра означали, что Fw 190 теперь стал громоздким для маневрирования. Будучи уязвимыми для истребителей союзников, их должны были сопровождать Bf 109. [30] Когда штурмгруппа смогла работать так, как задумано, последствия были разрушительными. Fw 190 As с тяжелобронированными двигателями и кабинами атаковали с кормы, а снимки с артиллерийской камеры показывают, что эти атаки часто осуществлялись с точностью до 100 ярдов (90 м). [ нужна ссылка ]

Вилли Унгер из 11.( Sturm )/JG 3 (11 Staffel (Squadron) Sturmgruppe (Storm group) JG 3) сделал следующие комментарии:

Преимущества; широкая ходовая часть, большой двухрядный радиальный двигатель, защищавший пилота спереди, электростартер и электрическая система триммирования. Недостатки; существовала опасность перевернуться при резком торможении на мягком или песчаном грунте. В бою с истребителями противника более неуклюж из-за тяжелой брони. Сильный на малой высоте, уступает Bf 109 на большей высоте. По моему мнению, Fw 190 в этой версии был лучшим самолетом, использовавшимся в строю против Вьермо . [31]

Ричард Франц прокомментировал:

Когда мы пошли в атаку, мы подошли немного выше, затем нырнули, открыв огонь из 13-мм и 20-мм орудий, чтобы подбить заднего стрелка, а затем, примерно на 150 метрах, мы попытались поразить 30-мм пушку МК 108, которая была грозное оружие. Он мог бы отрезать крыло B-17. На самом деле, сбить В-24, который был несколько слабее по прочности фюзеляжа и вооружению, было все же проще. Я думаю, что у нас в целом было лучшее вооружение и боеприпасы, а у них были лучшие самолеты. [32]

Число тяжелых бомбардировщиков, уничтоженных Fw 190, оценить невозможно. Однако ниже приведен список самых результативных пилотов Штурмбоков : [33]

Имя Всего заявлений о победе Заявления о тяжелом бомбардировщике Претензии B-17
Георг-Петер Эдер 78 Восток. 36 неизвестный
Антон Хакл 192 Восток. 34 Неизвестный
Конрад Бауэр 57 32 Неизвестный
Вальтер Даль 128 30 Неизвестный
Эгон Майер   102 26 21
Герман Штайгер 63 26 21
Вилли Унгер 24 21 13
Хьюго Фрей  [34] 32 25 19
Ганс Элерс   55 24 18
Элвин Допплер 29 25 16
Вернер Герт [35] 27 22 16
Фридрих-Карл Мюллер   140 23 15
Ганс Вейк 36 22 15
Уолтер Лоос 38 22 Неизвестный
Хайнц Медведь 221 21 11
Эмиль-Рудольф Шнор 32 18 15

Варианты

[ редактировать ]

Первые прототипы (BMW 139)

[ редактировать ]
Fw 190 V1 в исходном виде с обтекаемым капотом двигателя и обтекаемой обтекателем. Также можно увидеть заостренный кончик внутреннего спиннера. Пилот, вероятно, Ганс Зандер.
Fw 190 V1
(гражданская регистрация D-OPZE ), оснащенный мощностью 1550 л.с. (1530 л.с., 1140 кВт) . BMW 139 14-цилиндровым двухрядным радиальным двигателем [10] D-OPZE совершил первый полет 1 июня 1939 года. [36]
Fw 190 V2
Обозначенный Stammkennzeichen буквенным идентификационным кодом FL+OZ (позже RM+CB), V2 впервые поднялся в воздух 31 октября 1939 года и с самого начала был оснащен новым коком и охлаждающим вентилятором. Он был вооружен одним Rheinmetall-Borsig 7,92-мм (0,312 дюйма) пулеметом MG 17 компании калибра 13 мм (0,51 дюйма) и одним синхронным пулеметом MG 131 в каждой корневой части крыла. [37]
Fw 190 V3
Заброшенный
Fw 190 V4
Заброшенный

Более поздние прототипы (BMW 801)

[ редактировать ]
Fw 190 В5к. Это V5 с оригинальным маленьким крылом. Видны 12-лопастной вентилятор охлаждения, а также обновленные обтекатели ходовой части и фонаря.

Fw 190 V5
Оснащен более крупным и мощным 14-цилиндровым двухрядным радиальным двигателем BMW 801. Этот двигатель представляет собой новаторский пример системы управления двигателем под названием Kommandogerät (командное устройство), разработанной компанией BMW, которая также разработала передний капот 801 со встроенной системой масляного охлаждения: [16] Kommandogerät гребного фактически функционировал как электромеханический компьютер, который устанавливал смесь, шаг гребного винта (для винта с постоянной скоростью ), наддув и синхронизацию магнето . [38]
Фв 190 В5к
( kleine Fläche - маленькая поверхность). Первоначальный вариант с меньшим размахом получил новое обозначение после установки крыла с более длинным размахом. V5 впервые поднялся в воздух ранней весной 1940 года. Увеличение веса со всеми модификациями было существенным, около 635 кг (1400 фунтов), что привело к увеличению нагрузки на крыло и ухудшению управляемости. Планировалось создать новое крыло большей площади для решения этих проблем. [39]
Фв 190 В5г
( große Fläche – большая поверхность) В августе 1940 года в результате столкновения с наземной машиной двигатель V5 был поврежден, и его отправили обратно на завод для капитального ремонта. Это было подходящее время, чтобы перестроить его, установив новое крыло, которое было менее суженным в плане, чем первоначальная конструкция, с удлинением передней и задней кромок наружу для увеличения площади. Новое крыло имело площадь 18,30 м. 2 (197,0 квадратных футов), и теперь его площадь составляет 10,506 м (34 фута 5,6 дюйма). После переоборудования самолет получил название V5g , что означает große Fläche (большая поверхность). Хотя он был на 10 км/ч (6,2 мили в час) медленнее, чем с маленьким крылом, V5g был гораздо более маневренным и имел более высокую скорость набора высоты. [39] Эта новая платформа крыла должна была использоваться для всех основных серийных версий Fw 190. [37]
Вид сбоку Fw 190 A-0
Fw 190 А-0
Предсерийная серия Fw 190 A-0 была заказана в ноябре 1940 года, всего было построено 28 самолетов. Поскольку они были построены до того, как новая конструкция крыла была полностью испытана и одобрена, первые девять А-0 сохранили оригинальные маленькие крылья. Все они были вооружены шестью пулеметами MG 17 калибра 7,92 мм (0,312 дюйма) - четырьмя синхронизированными пулеметами, двумя в носовой части фюзеляжа и по одному в каждой корневой части крыла, дополненными свободно стреляющими пулеметами MG 17 в каждом крыле, за пределами диска винта. [37]
Fw 190 А-0 или А-1 неизвестной части во Франции
Fw 190 А-1
Fw 190 A-1 находился в производстве с июня 1941 года. Он был оснащен двигателем BMW 801 C-1 взлетной мощностью 1560 л.с. (1539 л.с., 1147 кВт). Вооружение включало два установленных на фюзеляже пулемета MG 17 калибра 7,92 мм (0,312 дюйма) и два пулемета MG 17 калибра 7,92 мм (0,312 дюйма), установленных на корне крыла (все четыре пулемета MG 17 синхронизированы для стрельбы по дуге винта), а также два подвесных 20-мм пулемета, установленных на крыле. МГ ФФ/Мс . [40]
Вид сбоку Fw 190 A-2; Самым заметным изменением по сравнению с А-0 было добавление трех вертикальных прорезей для охлаждения на капоте двигателя, прямо перед крылом.
Fw 190 А-2
Появление BMW 801 C-2 привело к появлению модели Fw 190 A-2 , впервые представленной в октябре 1941 года. [41] Вооружение крыла А-2 было обновлено: два корневых 7,92-мм (0,312 дюйма) пулемета MG 17 были заменены 20-мм пушкой MG 151/20E . [42]
Fw 190A-3 JG 1 в Нидерландах, лето 1942 года.
Fw 190 А-3
Fw 190 A-3 был оснащен двигателем BMW 801 D-2, мощность которого увеличивалась до 1700 л.с. (1700 л.с., 1300 кВт) на взлете. [41] А-3 сохранил то же вооружение, что и А-2. [43]
Fw 190 A-3/ комплект для переоборудования 1 (/U1)
(W.Nr 130 270) был первым автомобилем 190, у которого опора двигателя была удлинена на 15 см (5,9 дюйма), что будет стандартизировано для более поздней модели A-5. [44]
Fw 190 А-3/У2
А-3/U2 (W.Nr 130386) имел 73-мм (2,9 дюйма) ракетные установки RZ 65 под крыльями по три ракеты на крыло. Также было небольшое количество самолетов U7, испытанных как высотные истребители, вооруженные всего двумя 20-мм пушками MG 151, но с уменьшенной общей массой. [44]
Fw 190 А-3/У3
A-3/U3 был первым из Jabo ( Jagdbomber ), в котором использовалась центральная бомбодержатель ETC-501, способная нести до 500 кг (1100 фунтов) бомб или, с горизонтальными стабилизаторами, одну 300-литровую ( 79 галлонов США) стандартный сбрасываемый бак Люфтваффе. U3 сохранил установленные на фюзеляже 7,92-мм (0,312 дюйма) пулеметы MG 17 и установленную на крыле 20-мм пушку MG 151, при этом внешний пулемет MG FF был удален. [44]
Fw 190 А-3/У4
А-3/У4 представлял собой разведывательную версию с двумя камерами RB 12,5 в хвостовой части фюзеляжа и пушечной камерой EK 16 или миниатюрной камерой Robot II в передней кромке левого корня крыла. Однако вооружение было аналогично U3, а ETC 501 обычно оснащался стандартным подвесным баком Люфтваффе емкостью 300 л (79 галлонов США). [44]
Fw 190А-3а
(a= ausländisch – иностранный) Осенью 1942 года в Турцию было доставлено 72 новых самолета, чтобы сохранить дружбу этой страны с державами Оси . Они получили обозначение Fw 190 A-3a (обозначение экспортных моделей) и поставлялись с октября 1942 года по март 1943 года. [44]
Захваченный Fw 190A-4. Нанесённые ВВС США знаки Balkenkreuz и свастика имеют нестандартные размеры и пропорции.
Fw 190 А-4
Представленный в июле 1942 года А-4 был оснащен тем же двигателем и основным вооружением, что и А-3.
Fw 190 A-4/ Рюстзац 6 (/R6)
Некоторые А-4 были оснащены парой подкрыльевых реактивных минометов Werfer-Granate 21 (BR 21) и получили обозначение Fw 190 A-4/R6.
Fw 190 А-4/У1
На А-4/У1 под фюзеляжем была установлена ​​стойка ETC 501. Все вооружение, кроме пушки MG 151, было снято.
Fw 190 А-4/У3
A-4/U3 был очень похож на U1 и позже послужил прототипом штурмового истребителя Fw 190 F-1. [ нужна ссылка ]
Fw 190 А-4/У4
А-4/У4 представлял собой истребитель-разведчик с двумя камерами Rb 12,4 в хвостовой части фюзеляжа и пушечной камерой EK 16 или Robot II. U4 был оснащен установленными на фюзеляже 7,92-мм (0,312 дюйма) пулеметами MG 17 и 20-мм пушкой MG 151. [ нужна ссылка ]
Fw 190 А-4/У7
А-4/У7 был высотным истребителем, его легко было узнать по воздухозаборникам компрессора по обе стороны капота. Адольф Галланд летал на U7 весной 1943 года. [ нужна ссылка ]
Fw 190 А-4/У8
A-4/U8 представлял собой Jabo-Rei ( Jagdbomber Reichweite , дальний истребитель-бомбардировщик) с двумя стандартными подвесными баками Люфтваффе емкостью 300 л (79 галлонов США), по одному под каждым крылом, на стойках VTr-Ju 87 с дюралюминием. обтекатели производства Weserflug и центральная бомбодержатель. Установленная на внешнем крыле 20-мм пушка MG FF/M и установленная на капоте 7,92-мм (0,312 дюйма) MG 17 были сняты для экономии веса. A-4/U8 был предшественником Fw 190 G-1. [ нужна ссылка ]
Fw 190 А-4/R1
A-4/R1 был оснащен радиостанцией FuG 16ZY со штыревой антенной Morane, установленной под левым крылом. Эти самолеты, получившие название Leitjäger или Fighter Formation Leaders, можно было отслеживать и направлять с земли с помощью специального радиотехнического оборудования под названием Y- Verfahren (Y-Control). Начиная с А-5, это оборудование стало использоваться чаще. [45]
Захваченный Fw 190A-5 Werknummer 150 051, в цветах ВМС США.
Fw 190 А-5
А-5 был разработан после того, как было установлено, что Fw 190 может легко нести больше боеприпасов. Двигатель D-2 был сдвинут вперед еще на 15 см (5,9 дюйма), как это было опробовано ранее на испытательном самолете A-3/U1, сместив центр тяжести вперед, чтобы можно было переносить больший вес на корму. [ нужна ссылка ]
Fw 190 А-5/У2
A-5/U2 был спроектирован как ночной Jabo-Rei и имел антибликовое оснащение и пламегасители выхлопа. На центральной стойке ETC 501 обычно размещалась бомба массой 250 кг (550 фунтов), а на стойках, установленных на крыле, устанавливались сбрасываемые баки емкостью 300 л (79 галлонов США). На передней кромке крыла была установлена ​​пушечная камера ЕК16, а также посадочные фонари. U2 был вооружен всего двумя 20-мм пушками MG 151. [ нужна ссылка ]
Fw 190 А-5/У3
A-5/U3 представлял собой истребитель Jabo , оснащенный ETC 501 для сбрасываемых баков и бомб; на вооружении у него тоже было только два MG 151.
Fw 190 А-5/У4
А-5/У4 представлял собой истребитель-разведчик с двумя камерами РБ 12,5 и всем вооружением базового А-5, за исключением пушки MG FF.
Fw 190 А-5/У8
A-5/U8 был еще одним Jabo-Rei, оснащенным центральными бомбами SC-250, 300-литровыми подвесными баками под крылом и только двумя MG 151; позже он стал Fw 190 G-2.
Fw 190 А-5/У9
Тестовая установка модификации А-7.
Fw 190 А-5/U12
Для атаки бомбардировщиков был создан специальный U12, оснащенный стандартными 7,92-мм (0,312 дюйма) пулеметами MG 17 и 20-мм пулеметами MG 151, но с заменой 20-мм пушки MG-FF на внешнем крыле двумя подкрыльевыми гондолами с двумя 20-мм пулеметами MG 151/20. каждый, всего по два пулемета и шесть пушек. [ нужна ссылка ]
Fw 190 А-5/U14
Имел возможность нести торпеду (Stkz TD+SI White 871).
Fw 190 А-5/R11
A-5/R11 представлял собой переоборудованный ночной истребитель, оснащенный FuG 217 Neptun радиолокационной аппаратурой («Нептун») с решетками из трех дипольных антенных элементов, вертикально установленных в носовой и кормовой части кабины, а также над и под крыльями. Над выходами выхлопных газов были установлены пламегасящие короба. Всего с ноября 1942 по июнь 1943 года было построено 1752 А-5. [46]
Fw 180 А-6 на аэродроме Иммола, Финляндия, лето 1944 года.
Fw 190 А-6
А-6 был разработан для устранения недостатков, обнаруженных в предыдущих моделях «А» при атаке тяжелых бомбардировщиков США. Было введено структурно переработанное и более легкое крыло, а обычное вооружение было увеличено до двух фюзеляжных пулеметов MG 17 и четырех 20-мм корневых и внешних крыльевых пушек MG 151/20E с увеличенными ящиками для боеприпасов. [ нужна ссылка ]
Fw 190 А-7
А-7 поступил в производство в ноябре 1943 года, оснащенный двигателем BMW 801 D-2, снова мощностью 1700 л.с. (1700 л.с., 1300 кВт), и двумя установленными на фюзеляже 13-мм (0,51 дюйма) двигателями MG 131, пришедшими на смену MG 17. [47]
Fw 190 A-8/R2 в руках американцев. «White 11» из 5./JG 4 был захвачен во время операции «Боденплатте» после того, как его двигатель был поврежден американской легкой зенитной артиллерией .
Fw 190 А-8
А-8 поступил в производство в феврале 1944 года и оснащался стандартным BMW 801 D-2 или 801Q (также известным как 801TU). 801Q/TU, с буквой «T», обозначающей силовую установку Triebwerksanlage унифицированную , представлял собой стандартный 801D с улучшенной, более толстой броней на разработанном BMW переднем кольцевом капоте, который все еще включал масляный радиатор, разработанный BMW , увеличенный с 6 мм ( 0,24 дюйма) на более ранних моделях до 10 мм (0,39 дюйма). Изменения, внесенные в Fw 190 A-8, также включали систему аварийного наддува Erhöhte Notleistung с впрыском C3 для истребительного варианта Fw 190 A (аналогичная система с меньшей мощностью была установлена ​​на некоторых более ранних Jabo вариантах 190 A), повышение мощности до 1980 л.с. (1950 л.с., 1460 кВт) на 10 минут. 10-минутное аварийное питание можно использовать до трех раз за миссию с 10-минутным перерывом в «боевой мощи» между каждым 10-минутным использованием аварийного питания. [48]
Fw 190А-8 с подкрыльевым WGr 21 реактивным минометом . Оружие было разработано на основе пехотного орудия 21 cm Nebelwerfer 42 .
Fw 190 А-8/R2
На A-8/R2 20-мм пушка внешнего крыла была заменена на 30-мм (1,2 дюйма) пушку MK 108 .
Fw 190 А-8/R4
A-8/R4 имел наддув закиси GM1 к стандартному двигателю BMW 801 D/Q. Впрыск GM1 (закиси азота) увеличивал мощность на короткие промежутки времени, до 10 минут за раз. Обычно имелся 20-минутный запас. [ нужна ссылка ]
Fw 190 А-8/R8
A-8/R8 был похож на A-8/R2, но имел тяжелую броню, включая броню фонаря и лобового стекла толщиной 30 мм (1,2 дюйма), а также броню кабины толщиной 5 мм (0,20 дюйма). [49]
Fw 190 А-9
Впервые построенный в сентябре 1944 года, Fw 190 A-9 был оснащен новым BMW 801S мощностью 2000 л.с. (1973 л.с., 1471 кВт); более мощный 801F-1 мощностью 2400 л.с. (2400 л.с., 1800 кВт) все еще находился в стадии разработки и еще не был доступен. [50] [51]
Fw 190 А-10
дополнительную длинноствольную пушку МК 103 калибра 30 мм (1,2 дюйма). В конце войны А-10 был оснащен крыльями большего размера для лучшей маневренности на больших высотах, что могло позволить установить [52]

Всего было выпущено 13 291 самолет модели Fw 190 A. [53]

А-6, А-7 и А-8 были модифицированы для Sturmböcke операций бомбардировщиков-эсминцев .

Высотные разработки

[ редактировать ]
Прототип Fw 190C V18 с большим подфюзеляжным обтекателем для установки турбокомпрессора и вертикальным килем/рулем направления с более широкой хордой.

Танк начал искать способы решения проблемы высотных характеристик на ранних этапах программы. В 1941 году он предложил ряд версий с новыми силовыми установками и предложил использовать турбокомпрессоры вместо нагнетателей. [ нужна ссылка ] Всего было намечено три таких установки.

Fw 190 V12
(А-0) будет оснащен многими элементами, которые в конечном итоге привели к созданию серии B.
Fw 190 V13
(W.Nr. 0036) первый прототип серии C
Фв 190 V15
(W.Nr. 0036) второй прототип C-серии
Фв 190 V16
(W.Nr. 0036) третий прототип C-серии
Фв 190 V18
(W.Nr. 0036) четвертый прототип C-серии
Fw 190 Б-0
С турбированным BMW 801.
Fw 190 Б-1
Этот самолет был похож на В-0, но имел несколько иное вооружение. В первоначальной компоновке B-1 должен был быть оснащен четырьмя 7,92-мм (0,312 дюйма) MG 17 и двумя 20-мм MG-FF. Один был оснащен двумя MG 17, двумя 20-мм MG 151 и двумя 20-мм MG-FF. После завершения W.Nr. 811, дальнейшие модели Fw 190 B заказаны не были.
Ранний серийный Fw 190 D-9 на заводе в Котбусе . Обратите внимание на ранний навес и модернизированную, упрощенную центральную стойку с откидным баком на 300 л. [54]
Фв 190 С
с турбонаддувом У Daimler-Benz DB 603 хвост самолета пришлось удлинить, чтобы сохранить нужный центр тяжести . Затем последовали еще четыре прототипа на базе V18/U1: V29, V30, V32 и V33 .
Fw 190 Д
Fw 190 D (по прозвищу Дора или Длинноносая Дора ( «Лангнасен-Дора» ) задумывался как высотная версия самолетов А-серии.
Fw 190 Д-0
Первый прототип D-0 был завершен в октябре 1942 года с двигателем Junkers Jumo 213 с наддувом , включая герметизированную кабину и другие особенности, делающие их более подходящими для работы на высоте. [55]
Этот захваченный Fw 190 D-9, судя по всему, является самолетом позднего производства, построенным фирмой Физелер в Касселе . У него навес в позднем стиле; горизонтальная черная полоса с белым контуром показывает, что это II. Группа самолетов.
Fw 190 Д-1
Начальное производство
Fw 190 Д-2
Начальное производство
Fw 190 Д-9
Серия D-9 редко использовалась против налетов тяжелых бомбардировщиков, поскольку обстоятельства войны в конце 1944 года означали, что боевые действия истребителей против истребителей и штурмовые атаки имели приоритет. [56] [57] [58] Эта модель легла в основу последующего самолета Focke-Wulf Ta 152 .
Fw 190 Д-11
Оснащен модернизированным двигателем серии Jumo 213F, аналогичным Jumo 213E, используемому в серии Та-152 H, но без интеркулера. Две 30-мм (1,2 дюйма) пушки MK 108 были установлены во внешних крыльях в дополнение к 20-мм пушкам MG 151 на внутренних позициях. [59]
Fw 190 D-13/R11, Музей истребителей Чамплина , Феникс, Аризона (около 1995 г.)
Fw 190 Д-12
Похож на D-11, но имел 30-мм (1,2 дюйма) пушку MK 108 в установке Motorkanone, стреляющую через ступицу винта.
Fw 190 Д-13
Д-13 будет оснащен 20-мм моторной пушкой MG 151/20. [ нужна ссылка ]

Версии штурмовика (BMW 801)

[ редактировать ]
Фв 190 Ф
Конфигурация Fw 190F первоначально испытывалась на Fw 190 A-0/U4, начиная с мая 1942 года, с центральными и крыльевыми бомбодержателями.
Fw 190 F-1
Переименованы А-4/У3, всего построено 18.
Fw 190 F-2
Переименованы в А-5/U3, из которых 270 построено согласно производственным журналам Focke-Wulf и актам приемки Министерства авиации. [ нужна ссылка ]
Fw 190 F-3
Разработан под обозначением Fw 190 A-5/U17 и оснащался бомбодержателем ETC 501, установленным по центральной линии. Fw 190 F-3/R1 имел по два дополнительных бомбодержателя ETC 50 под каждым крылом. F-3 мог нести подвесной бак емкостью 66 имп галлонов (300 литров). Всего было построено 432 Fw 190 F-3. [60]
От Fw 190 от F-4 до F-7
обозначения, используемые для проектов.
Fw 190-F8 в 1944 году.
Восстановленный Fw 190 F-8 в конце войны, хранящийся в Национальном музее авиации и космонавтики, с "малозаметной" Balkenkreuz. маркировкой
Fw 190 F-8
Создан на основе истребителя А-8, имел слегка модифицированный инжектор компрессора, что позволило повысить производительность на малых высотах на несколько минут. Вооружение Fw 190 F-8 состояло из двух 20-мм пушек MG 151/20 в корнях крыла и двух 13-мм (0,51 дюйма) пулеметов MG 131 над двигателем. Он был оснащен бомбодержателем ETC 501 в качестве центральной установки и четырьмя бомбодержателями ETC 50 в качестве подкрыльевых. [ нужна ссылка ]
Fw 190 F-8/U1
дальнего действия Jabo , оснащенный подкрыльевыми скобами V.Mtt-Schloß для удержания двух стандартных подвесных баков Люфтваффе емкостью 300 л (79 галлонов США). Также были установлены бомбодержатели ETC 503, что позволяло Fw 190 F-8/U1 нести по одной бомбе SC 250 под каждым крылом и одну бомбу SC 250 по центральной линии.
Fw 190 F-8/U2
прототип бомбардировщика-торпедоносца, оснащенный бомбодержателем ETC 503 под каждым крылом и установленным по центральной линии ETC 504. U2 также был оснащен прицельным комплексом вооружения TSA 2A, который улучшал возможности U2 по атаке морских целей с помощью 700-кг ( 1500 фунтов) BT 700. [60]
Fw 190 F-8/U3
Тяжелый торпедоносец был оснащен ETC 502, что позволяло нести одну тяжелую торпеду БТ-1400 (1400 кг (3100 фунтов)). Из-за размеров торпеды хвостовое оперение U3 пришлось удлинить. U3 также был оснащен двигателем BMW 801S мощностью 2000 л.с. и хвостовой частью от Ta 152. [ нужна ссылка ]
Fw 190 F-8/U4
создавался как ночной бомбардировщик, оснащался пламегасителями на выхлопе и различными электрическими системами, такими как радиовысотомер FuG 101, автопилот ПКС 12, прицельный комплекс АСП 2 А. U4 имел только две пушки MG 151/20 в качестве стационарного вооружения.
Fw 190 F-8/R3
Проект с двумя подкрыльевыми 30-мм пушками МК 103.
Fw 190 F-9
на базе Fw 190 A-9, оснащен новым выпуклым фонарем, как на F-8 и A-8 последних построек, и четырьмя бомбодержателями ETC 50 или ETC 70 под крыльями. Согласно отчетам Министерства авиации, в январе 1945 года было построено 147 F-9 и, возможно, еще несколько сотен с февраля по май 1945 года. (Данные за эти месяцы отсутствуют и, вероятно, утеряны.) [ нужна ссылка ]
Fw 190 G-1 демонстрирует бомбодержатель ETC 250 с бомбой массой 250 кг (550 фунтов) и подкрыльевые 300-литровые подвесные баки на установках VTr-Ju 87.
Fw 190 G
Fw 190 G строился как дальний штурмовик ( Jagdbomber mit vergrösserter Reichweite — сокращенно JaBo Rei ). После успеха Fw 190 F в качестве Schlachtflugzeug (непосредственной поддержки или «ударного самолета») и Люфтваффе, и Фокке-Вульф начали исследовать способы увеличения дальности полета Fw 190 F. Примерно 1300 Fw 190 G всех вариантов. были построены заново. [ нужна ссылка ]
Fw 190 G-1
G-1 был переименован в A-4/U8 Jabo Rei s. Первоначальные испытания показали, что если снять все 20-мм пушки MG 151, установленные в корне крыла, кроме двух (с уменьшенным боекомплектом), Fw 190 G-1 (как его теперь называли) сможет нести 250 кг (550 фунтов) или 500 кг. (1100 фунтов) бомба по центральной линии и до 250 кг (550 фунтов) бомба под каждым крылом.
Fw 190 G-2
G-2 был переименован из самолета Fw 190 A-5/U8, аналогичного G-1; стойки подкрыльевых баков были заменены на гораздо более простые фитинги V.Mtt-Schloß , что позволило создать ряд конфигураций под крылом.
Fw 190 G-3
G-3 был основан на А-6, из которого были удалены все пушки MG 151, установленные в корне крыла, кроме двух. Новый V.Fw. Бомбардировки Trg, однако, позволяли G-3 одновременно нести топливные баки и бомбовую нагрузку.
Fw 190 G-3/R1
G-3/R1 заменил V.Fw. стойки Trg с парой Waffen-Behälter конформных гондол WB 151/20; на каждой из них установлена ​​пара автопушек Mauser MG 151/20 , что дает G-3/R1 - с существующей парой синхронизированных автопушек MG 151/20, установленных в корне крыла, - всего шесть таких артиллерийских орудий. [61]
Fw 190 G-3/R5
G-3/R5 был похож на R1, но V.Fw. Стойки Trg были удалены и добавлены по две стойки ETC 50 на крыло.
Fw 190 G-8
G-8 был основан на Fw 190 A-8, имел тот же «пузырьковый» фонарь, что и F-8, и был оснащен подкрыльевыми стойками ETC 503, на которых можно было нести либо бомбы, либо сбрасываемые баки.
Fw 190 G-8/R4
Комплект G-8/R4 представлял собой запланированную модернизацию системы наддува двигателя GM 1, но так и не был запущен в производство.
Fw 190 G-8/R5
Комплект G-8/R5 заменил стойки ETC 503 на две стойки ETC 50 или 71.

Версии трейнера

[ редактировать ]
Fw 190 A-5/U1, единственный сохранившийся двухместный самолет, ныне часть коллекции музея Королевских ВВС (фотография 1971 года). [62]
Fw 190 А-5/У1
Несколько старых Fw 190 A-5 были переоборудованы путем замены танка MW 50 на вторую кабину. Фонарь был модифицирован, заменен новым трехсекционным агрегатом, открывающимся в сторону. Задняя часть фюзеляжа закрывалась листовым металлом. [ нужна ссылка ]
Fw 190 А-8/У1
Аналогичная конверсия А-5/У1.
Fw 190 С-5
Тренажеры А-5/У1 переименованы.
Fw 190 С-8
Тренажёры А-8/У1 переименованы. По оценкам, было переоборудовано или построено 58 моделей Fw 190 S-5 и S-8. [63]

Боевая история

[ редактировать ]

Fw 190 участвовал на всех основных фронтах боевых действий, где действовали Люфтваффе после 1941 года, и делал это с успехом, выполняя самые разные задачи. Fw 190 впервые принял участие в боевых действиях на Западном фронте в августе 1941 года, где доказал свое превосходство над Mk V Spitfire. Главным преимуществом Spitfire перед Fw 190, а также Bf 109, был больший радиус разворота. Кроме того, Fw 190 превзошел Spitfire Mk. V в большинстве областей, таких как скорость крена, скорость, ускорение и характеристики пикирования. [64] Добавление Fw 190 к Jagdwaffe позволило немцам отбиваться от атак Королевских ВВС и достигать локального превосходства в воздухе над немецким небом до лета 1942 года, когда улучшенный Spitfire Mk. был представлен IX. [65] В июне 1942 года оберлейтенант Армин Фабер из JG 2 посадил свой Fw 190 A-3 на британском аэродроме, что позволило британским ВВС испытать Mk. IX против 190 и изучите тактику противодействия ему.

Производство

[ редактировать ]

Расстояние 0,40 км. 2 Завод «Фокке-Вульф» (99 акров) к востоку от Мариенбурга подвергся бомбардировке Восьмой воздушной армии 9 октября 1944 года. [66] Кроме того, одним из наиболее важных субподрядчиков Fw 190 с радиальными двигателями была компания AGO Flugzeugwerke , которая с 1941 года и до конца войны произвела достаточно Fw 190, чтобы привлечь к ней большое внимание со стороны ВВС США , завод AGO находился в Ошерслебен подвергался нападениям как минимум пять раз во время войны, начиная с 1943 года. [ нужна ссылка ]

Производство [67]
Вариант Число Даты производства
Fw 190 А-1 102 1941 июнь - октябрь 1941 г.
Fw 190 А-2/А-3 909 Октябрь 1941 г. - август 1943 г.
Fw 190 А-4 975 июнь 1942 г. - август 1943 г.
Fw 190 А-5 1,752 Ноябрь 1942 г. - август 1943 г.
Fw 190 А-6 1,052 1943 май - март 1944 года.
Fw 190 А-7 701 Ноябрь 1943 г. - март 1944 г.
Fw 190 А-8 6,655 1944 февраль - 1945 февраль.
Fw 190 А-9 930 Сентябрь 1944 г. - февраль 1945 г.
Всего (включая прототипы
и предсерийные самолеты)
13,291
Fw 190 F-1/F-2(А-4) 18 и 271 Май 1942 г. - май 1943 г.
Fw 190 F-3(А-5) 432 Май 1943 г. - апрель 1944 г.
Fw 190 F-8(А-8) 6,143 Март 1944 г. - февраль 1945 г.
Fw 190 F-9(А-9) 415 Сентябрь 1944 г. - февраль 1945 г.
Общий 7,279
Fw 190 G-1(А-4) 183 1942 август - 1942 ноябрь.
Fw 190 G-2(А-5) 235 Июль 1942 г. - май 1943 г.
Fw 190 G-3(А-6) 214 1943 июнь - 1943 декабрь.
Fw 190 G-8(А-8) 689 1943 август - 1944 февраль.
Общий ок. 1300
Fw 190 Д-9 1,805 1944 август - 1945 апрель. [и]
Fw 190 Д-11 20 1945 февраль - март 1945 г.
Fw 190 Д-13 1 Апрель 1945 г. - апрель 1945 г.
Общий 1,826
Fw 190 S-5 переоборудован из А-5 ​​или построен в. 20 конец 1944 года
Fw 190 S-8 переоборудован из А-8 или построен в. 38 конец 1944 года
Общий 58
Потенциал 152 В/ч-0. 44 Декабрь 1944 г. - январь 1945 г.
Есть 152 H-1 25 Январь 1945 г. - апрель 1945 г.
Общий 69
Итого (все варианты) 23,823

Уцелевшие самолеты и современные копии

[ редактировать ]

Около 28 оригинальных Fw 190 находятся в музеях или в руках частных коллекционеров по всему миру. [ нужна ссылка ]

В 1997 году немецкая компания Flug Werk GmbH начала производство новых моделей Fw 190 в виде репродукций. К 2012 году было произведено 20 экземпляров, большинство из них летные, некоторые в виде статических демонстрационных моделей, при этом годные к полетам экземпляры обычно оснащались Швецов АШ-82 китайского производства. двухрядными 14-цилиндровыми радиальными силовыми установками [68] которые имеют рабочий объем 41,2 литра, что близко к 41,8 литрам BMW 801, с таким же расположением цилиндров и количеством цилиндров. [ нужна ссылка ]

Музею летного наследия и боевой бронетехники Годный к полетам Fw 190A-5, WkNr, принадлежащий . 151 227, на внутреннем дисплее между рейсами.

Почти неповрежденный обломок самолета Fw 190 A-5/U3 ( Werknummer 151 227), потерпевшего крушение в болоте в лесу под Ленинградом , Советский Союз, в 1943 году, был обнаружен в 1989 году. [69] После восстановления в США Fw 190 снова поднялся в воздух (с оригинальной силовой установкой BMW 801) 1 декабря 2010 года. [70] После успешного испытательного полета самолет был доставлен на грузовике в Музей летного наследия и боевой брони в Эверетте, штат Вашингтон, где в апреле 2011 года его снова собрали и вернули в летное состояние. [71] [ нужен лучший источник ]

Люфтваффе Известно, что по крайней мере пять уцелевших самолетов с радиальными двигателями Fw 190A были приписаны к крылу JG 5 в Хердле, Норвегия. больше немецких истребителей, выставленных в музеях 21 века, Из этого подразделения поступило чем из любого другого военного авиационного подразделения держав Оси во время Второй мировой войны. [ нужна ссылка ]

В конце 1947 года турецкие ВВС сняли весь свой парк Fw 190A-3, в основном из-за нехватки запасных частей. Ходят слухи, что двусторонние американо-турецкие соглашения требовали вывода из эксплуатации и утилизации всех самолетов немецкого производства, хотя такого требования не существовало ни для одной другой страны. По данным газеты Hürriyet Daily News , все списанные Fw 190 были спасены от утилизации благодаря тому, что их обернули защитной тканью и закопали в землю возле Центра снабжения и технического обслуживания авиации в Кайсери . Все попытки найти и вернуть самолет оказались безуспешными, что позволяет предположить, что эта история, вероятно, является мистификацией или мифом. [72]

Операторы

[ редактировать ]
Fw 190F-8 Королевских ВВС Венгрии на Восточном фронте в 1944 году.
Захваченный Focke Wulf Fw 190A-3 на Королевском авиационном заводе.
Захваченный Fw 190A-5, WkNr. 150 051 в трехцветной схеме ВМС США.

Технические характеристики (Fw 190 А-8)

[ редактировать ]
Чертеж Fw 190A-8 в трех видах
Fw 190 A-8 (W-Nr:733682) в Имперском военном музее с закрытыми орудийными портами и установленной на брюхе бомбодержателем ETC-501. Этот Fw 190 использовался в качестве верхней части летающей бомбы Mistel .

Данные Fw 190 A8, [82] [83] [ нужна ссылка ]

Общие характеристики

  • Экипаж: Один
  • Длина: 8,95 м (29 футов 4 дюйма)
  • Размах крыла: 10,506 м (34 фута 6 дюймов)
  • Высота: 3,15 м (10 футов 4 дюйма)
  • Площадь крыла: 18,3 м 2 (197 кв. футов)
  • Профиль : корень: NACA 23015.3 ; совет: NACA 23009 [25]
  • Вес пустого: 3200 кг (7055 фунтов)
  • Полная масса: 4417 кг (9738 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 4900 кг (10803 фунта)
  • Запас топлива: 639 л (141 имп гал; 169 галлонов США)
  • Силовая установка: 1 × BMW 801D-2 14-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения мощностью 1700 л.с. (1677 л.с., 1250 кВт) [ф]
  • Гребные винты: 3-лопастной гребной винт постоянной скорости.

Производительность

  • Максимальная скорость: 652 км/ч (405 миль в час, 352 узла) на высоте 5920 м (19 420 футов).
  • Дальность: 900–1000 км (560–620 миль, 490–540 миль)
  • Боевая дальность: 400–500 км (250–310 миль, 220–270 миль)
  • Перегоночная дальность: 900–1000 км (560–620 миль, 490–540 миль) ~ 1800–2000 км с подвесным баком.
  • Практический потолок: 10 350 м (33 960 футов)
  • Скорость набора высоты: 15 м/с (3000 футов/мин)
  • Нагрузка на крыло: 241 кг/м 2 (49 фунтов/кв. футов)
  • Мощность/масса : 0,28–0,33 кВт/кг (0,17–0,20 л.с./фунт) Нет – полная аварийная мощность

Вооружение

  • Оружие:
  • 2 × 13-мм (0,51 дюйма) синхронных пулемета MG 131
  • 2 × 20-мм (0,79 дюйма) пушки MG 151/20 E , синхронизированные в корнях крыла.
  • 2 × 20-мм (0,79 дюйма) пушки MG 151/20 E в установках среднего крыла
  • Бомбы: 1 бомба под фюзеляжем или четыре бомбы под крыльями.

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. Этот А-3 был по ошибке посажен оберлейтенантом Армином Фабером на авиабазе Королевских ВВС Пембри 23 июня 1942 года, став первым Fw 190, захваченным и испытанным Королевскими ВВС. [1]
  2. ^ «Fw 190 следует считать одним из лучших одноместных истребителей войны. Его боевые характеристики, адаптируемость к различным боевым сценариям, а также простота в обращении и обслуживании сделали его настоящим истребителем, за что он получил звание прозвище Вюргер – Птица-Мясник». [4]
  3. ^ На всех версиях Fw 190A к средней цапфе правой стойки [основного шасси] крепился трос, ведущий к хвостовому колесу. Когда основные стойки шасси были убраны, этот трос поднимал опору хвостового колеса с пневмо-масляной системой. [19]
  4. Толкатели использовались для элеронов и рулей высоты цельнометаллического немецкого истребителя-моноплана с низкорасположенным крылом Junkers DI , который летал в конце Первой мировой войны.
  5. Впервые принят на вооружение в начале сентября 1944 г. [ нужна ссылка ]
  6. ^ до 1980 л.с. (1953 л.с., 1456 кВт) при 1,65 ата в течение до 10 минут аварийного питания [84] [48] [ нужна полная цитата ]
  1. ^ Рэмси 1990 , с. 147.
  2. ^ Мансон 1978 , с. 56.
  3. ^ Ангелуччи 1988 , с. 50.
  4. ^ Ниджбоер 2016 , с. 108.
  5. ^ Эндрюс и Морган 1987 , с. 225.
  6. ^ Delve 2007 , с. 80.
  7. ^ «Фокке-Вульф Та 152» . Воздух и космос . Смитсоновский институт. Архивировано из оригинала 27 декабря 2019 года . Проверено 27 декабря 2019 г.
  8. ^ «Фокке-Вульф FW-190 нацистской Германии: лучший истребитель Второй мировой войны?» . Национальный интерес . 11 августа 2017 г.
  9. ^ Шекледи 2005 , с. 25.
  10. ^ Jump up to: а б Смит и Крик, 2014 , стр. 33–34.
  11. ^ Jump up to: а б Грин и Суонборо, 1976 , с. 13.
  12. ^ Прайс 2009 , с. 3.
  13. ^ Прайс 2009 , с. 1.
  14. ^ Хансен 1998 .
  15. ^ Цена 2000, с. 6.
  16. ^ Jump up to: а б Шеффилд 1942 , с. 170.
  17. ^ Jump up to: а б Кэйгилл 2002 , с. 6.
  18. ^ «Хвостовое колесо Focke-Wulf 190 . www5a.biglobe.ne.jp »
  19. ^ Сенгфельдер 1993 , стр. 99, 102.
  20. ^ Мияма, Т. «Это хвостовое колесо Fw190, шедевр» Проверено ( на японском языке). 31 января 2014 г.
  21. ^ Вагнер и Новарра 1971 , с. 237.
  22. ^ Jump up to: а б Спенсер 1989 , с. 12.
  23. ^ Прайс 2009 , стр. 3–4.
  24. ^ Стивенсон и Э. Браун Райл III 2003 .
  25. ^ Jump up to: а б Холодильник .
  26. ^ Уил 1996 , с. 36.
  27. ^ Уил 1996 , с. 38.
  28. ^ Jump up to: а б Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 104.
  29. ^ Уил 1996 , стр. 38–39.
  30. ^ Уил 1996 , с. 78.
  31. ^ Форсайт 2011 , стр. 58–59.
  32. ^ Форсайт 2011 , с. 59.
  33. ^ Форсайт 2011 , с. 73.
  34. ^ Уил 1996 , с. 55.
  35. ^ Уил 1996 , с. 77.
  36. ^ Шекледи 2005 , с. 30.
  37. ^ Jump up to: а б с Страница 2002 , с. 579.
  38. ^ Спенсер 1989 , с. 56.
  39. ^ Jump up to: а б Смит и Кей, 1972 , с. 175.
  40. ^ Страница 2002 , с. 581.
  41. ^ Jump up to: а б Страница 2002 , с. 583.
  42. ^ Страница 2002 , стр. 582–583.
  43. ^ Страница 2002 , стр. 583–584.
  44. ^ Jump up to: а б с д и Страница 2002 , с. 284.
  45. ^ Страница 2002 , с. 587.
  46. ^ Янович и Пруша 2003 , стр. 34–38.
  47. ^ Янович и Пруша 2003 , стр. 40–41.
  48. ^ Jump up to: а б «Увеличение характеристик Fw 190 с 801 D за счет изменений в двигателе» (PDF) . Проверено 29 июня 2022 г.
  49. ^ Янович и Пруша 2003 , стр. 41–43.
  50. ^ Страница 2002 , с. 593.
  51. ^ Янович и Пруша 2003 , стр. 43–45.
  52. ^ Жоино и Брефор 2007 , стр. 25.
  53. ^ Янович и Пруша 2003 , стр. 66–67.
  54. ^ Арти 2010 .
  55. ^ "Фокке-Вульф Fw 190D" . Архивировано 6 января 2009 г. на Wayback csd.uwo.ca. Machine Проверено: 23 августа 2010 г.
  56. ^ Родейке 1998 , с. 381.
  57. ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 89.
  58. ^ Колдуэлл 1998 , с. 421.
  59. ^ Форсайт 1996 , стр. 200, 204–205.
  60. ^ Jump up to: а б Понедельник 2006 , с. 72.
  61. ^ «Королевский музей вооруженных сил в Брюсселе, Бельгия - фотография уцелевшей немецкой конформной артиллерийской установки WB 151/20» . Landmarkscout.com . Архивировано из оригинала 22 августа 2017 года . Проверено 26 апреля 2018 г.
  62. ^ «Уникальный двухместный Fw 190 покинул музей RAF» . ключ.аэро . 27 октября 2023 г. Проверено 7 марта 2024 г.
  63. ^ Янович и Пруша 2003 , стр. 55–56.
  64. ^ Рикард 2019 .
  65. ^ Рикард 2007 .
  66. ^ Герни 1962 , с. 219.
  67. ^ Фокке-Вульф FW 190 Том 1. 4 (Монографии 01-Монографии 06) Кшиштофа Яновича
  68. ^ "Die FW 190 aus dem Flugwerk" (на немецком языке). Архивировано 2 апреля 2016 г. на сайте Wayback Machine flugwerk.de. Проверено 9 сентября 2012 г.
  69. ^ Мартт 2011 .
  70. ^ Коэн и 16 марта 2011 г.
  71. ^ Коэн и 21 апреля 2011 г.
  72. ^ «Более 50 пропавших без вести военных самолетов найдены захороненными в центральной Турции: отчет» . Хюрриет Дейли Ньюс . 14 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2018 г. . Проверено 26 апреля 2018 г.
  73. ^ Бонхардт, Сархидай и Винклер 1992 , стр. 358.
  74. ^ Тибор 1989 , с. [ нужна страница ] .
  75. ^ Кэйгилл 2002 , с. 34.
  76. ^ Бернад 1999 , с. 45.
  77. ^ Эксуорси, Скафес и Крачуною 1995 , стр. 279.
  78. ^ Бернад 1999 , с. 29.
  79. ^ Эксуорси, Скафес и Крачуною 1995 , стр. 320.
  80. ^ Gordon and Komissarov 2008, p. 91.
  81. ^ Gordon and Komissarov 2008, p. 100.
  82. ^ «Фокке-Вульф FW 190А-8» . aeroweb.brooklyn.cuny.edu . Архивировано из оригинала 10 февраля 2006 года . Проверено 13 октября 2019 г.
  83. ^ Новарра 1993 , стр. 72–94, 264–265.
  84. ^ Изображение самолета времен Второй мировой войны

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Боуман, Мартин В. (2007). P-51 Mustang против Fw 190: Европа 1943–45 . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN  1-84603-189-3 .
  • Сказка птицы-мясника: история Фокке-Вульфа 190 (DVD). Проверено: 3 апреля 2008 г.
  • Колдуэлл, Дональд Л. (1991). JG 26: Лучшие стрелки Люфтваффе . Нью-Йорк, США: Ivy Books. ISBN  0-8041-1050-6 .
  • Крэндалл, Джерри (2000). Желтый 10: История ультраредкого Fw 190 D-13 . Гамильтон, Монтана: ISBN Eagle Edition Ltd.  0-9660706-3-1 .
  • Кудершон, Филипп и Бувье-Бельвиль, Рене (2018). От FW 190 до NC 900: Подземный и укрепленный завод во Франции [ От FW 190 до NC 900: Подземный и укрепленный завод во Франции ] (на французском языке). Ле Вижен, Франция: Éditions Lela presse. ISBN  978-2-37468-010-1 .
  • Дональд, Дэвид, изд. (1994). Боевые самолеты Люфтваффе . Лондон, Великобритания: Aerospace Publishing. ISBN  1-874023-56-5 .
  • Эсперу, Роберт (апрель 2001 г.). «Ноябрь 1945 года: последние жертвы французского «Фокке-Вульфа 190!» [Ноябрь 1945 года: 190 последних жертв «Фокке-Вульфа» были французами!]. Самолеты: весь воздухоплавание и его история (на французском языке). № 97. с. 24–27. ISSN   1243-8650 .
  • Гриль, Манфред (2008). Варианты Focke-Wulf Fw 190: Профиль самолета 45 . Стенгельхайм, Германия: UNITEC Medienvertrieb EK ASIN   B006VFEHPC . OCLC   230135362 .
  • Яцкевич, Яцек; Бок, Роберт (2009). Пойманные мясники, Том 1 . Варшава, Польша: Аякс. ISBN  978-83-924914-2-2 .
  • Джексон, Роберт (2003). Самолеты Второй мировой войны: развитие, вооружение, технические характеристики . Эдисон, Нью-Джерси: Chartwell Books. ISBN  0-7858-1696-8 .
  • Джессен, Мортен (1998). Фокке-Вульф 190: Рождение птицы-мясника 1939–1943 гг . Лондон, Великобритания: Greenhill Books. ISBN  1-85367-328-5 .
  • Косин, Рюдигер (1988). Немецкий истребитель с 1915 года — перевод «Развитие немецкой истребительной авиации» . Лондон, Великобритания: Патнэм. ISBN  0-85177-822-4 .
  • Леднисер, Дэвид А. (июнь – июль 1995 г.). «Техническое примечание: оценка CFD трех выдающихся самолетов-истребителей времен Второй мировой войны». Аэронавигационный журнал . Королевское аэронавтическое общество.
  • Леднисер, Дэвид А. (январь 1999 г.). Аэродинамика истребителя Второй мировой войны . ЕАА Спортивная авиация.
  • Лорант, Жан-Ив; Гоят, Ричард (2006). JG 300 (два тома в переводе Нила Пейджа) . Гамильтон, Монтана: Eagle Editions. ISBN  0-9761034-0-0 .
  • Лоу, Малькольм (2003). Фокке-Вульф Fw 190 . Производственная линия до линии фронта №5. Лондон, Великобритания: Оспри. ISBN  1-84176-438-8 .
  • Матрикарди, Паоло (2006). Военные самолеты: истребители и разведчики (на итальянском языке). Милан, Италия: Мондадори Электа.
  • Манро, Джон; Путц, Рон (2004). Боденплатте: Последняя надежда Люфтваффе: Атака на аэродромы союзников, Новый год 1945 года . Оттрингем, Великобритания: Hikoki Publications. ISBN  1-902109-40-6 .
  • Новарра, Хайнц Дж. (1991). Истребители, бомбардировщики, штурмовики Focke-Wulf Fw 190 . Западный Честер, Пенсильвания: Публикации Шиффера. ISBN  0-88740-354-9 .
  • Пейдж, Нил (март 2001 г.). «Штурмгруппы – истребители бомбардировщиков, 1944 год». Масштабное моделирование самолетов .
  • Райл, Э. Браун; Лэнг, Малькольм (1997). Прогулка вокруг номера 22: Focke-Wulf Fw 190A/F . Кэрроллтон, Техас: Публикации эскадрильи/сигнала. ISBN  0-89747-374-4 .
  • Спик, Майк (1997). Союзные асы-истребители Второй мировой войны . Лондон, Великобритания: Greenhill Books. ISBN  1-85367-282-3 .
  • Томпсон, Дж. Стив; Смит, Питер К. (2008). Маневры воздушного боя . Хершам, Суррей, Великобритания: Ян Аллан. ISBN  978-1-903223-98-7 .
  • Урбанке, Аксель (1998). Зеленые Сердца первыми сражаются с Дорой 9 . Гамильтон, Монтана, США: Eagle Editions. ISBN  0-9660706-1-5 .
  • Уил, Джон (1998). Focke-Wulf Fw 190 Асы Русского фронта . Самолет асов № 6. Оксфорд, Великобритания: Оспри. ISBN  1-85532-518-7 .
  • Вебер, Эберхард-Дитрих; Браун, Эрик. «Дора-9 и истребители танков». Ежеквартальный журнал для любителей авиации (1): 97–112. ISSN   0143-5450 .
  • Винчестер, Джим (2004). Focke-Wulf Fw 190: самолет Второй мировой войны . Лондон, Великобритания: Grange Books. ISBN  1-84013-639-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 64f3ea66ee7e7f4d8c495aff00bab962__1723048680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/64/62/64f3ea66ee7e7f4d8c495aff00bab962.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Focke-Wulf Fw 190 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)