Jump to content

Айти D3A

Д3А
Aichi D3A1 с авианосца Акаги .
Роль Палубный пикирующий бомбардировщик
Производитель Айти Кокуки К.К.
Первый полет Январь 1938 г.
Введение 1940 [1]
Ушедший на пенсию 1945
Основной пользователь Воздушная служба Императорского флота Японии
Количество построенных 1,495
(479 Д3А1)
(1016 Д3А2)
Развитый в Йокосука D3Y Мёдзё
Пикирующие бомбардировщики Aichi D3A1 готовятся к взлету с японского авианосца утром 7 декабря 1941 года для атаки на Перл-Харбор .
Aichi D3A1 взлетает с авианосца «Акаги» во время рейда в Индийском океане .
Aichi D3A1 с авианосца Сёкаку во время битвы в Коралловом море .
Aichi D3A1 33-й авиагруппы над восточной Явой в начале лета 1942 года.
Самолеты Aichi D3A1 из Сёкаку возвращаются на свой авианосец после нападения на американский авианосец «Энтерпрайз» во время битвы за Восточные Соломоновы острова в августе 1942 года.
Aichi D3A2 во время технического обслуживания. Обратите внимание на кок пропеллера , которого нет у D3A1 на предыдущих фотографиях.
Aichi D3A2 с оптическим прицелом перед взлетом.

Aichi D3A (обозначение ВМФ « Тип 99 Carrier Bomber »; союзное обозначение « Вал ») [а] времен Второй мировой войны палубный пикирующий бомбардировщик . Это был основной пикирующий бомбардировщик Императорского флота Японии (IJN) и участвовал почти во всех действиях IJN, включая атаку на Перл-Харбор .

Aichi D3A был первым японским самолетом, который бомбил американские цели во время войны, начиная с Перл-Харбора и баз США на Филиппинах , таких как база ВВС Кларк . Они потопили больше военных кораблей союзников, чем любой другой Оси . самолет [2] [3] [4]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

В середине 1936 года ВМС Японии выпустили спецификацию 11-Shi на моноплан палубный пикирующий бомбардировщик- D1A для замены существующего биплана , находившегося тогда на вооружении. [1] Aichi , Nakajima и Mitsubishi представили проекты, причем первым двум впоследствии было предложено предоставить по два прототипа.

Дизайн Aichi начался с низко расположенных эллиптических крыльев, вдохновленных Heinkel He 70 Blitz . Он летел достаточно медленно, поэтому сопротивление шасси не представляло серьезной проблемы, поэтому для простоты использовалось фиксированное шасси. [5] Самолет должен был оснащаться 1 мощностью 529 кВт (709 л.с. ) Nakajima Hikari девятицилиндровым звездообразным двигателем .

Первый прототип был построен в декабре 1937 года, а через месяц начались летные испытания, после чего он получил обозначение D3A1. Первые испытания разочаровали. Самолет имел недостаточную мощность и страдал от курсовой нестабильности на широких виражах, а на более крутых виражах имел тенденцию к резкому крену . Тормоза пикирования сильно вибрировали при выдвижении на расчетной скорости 200 узлов (370 км/ч), а ВМФ уже просил более высокую скорость пикирования - 240 узлов (440 км/ч). [6] [7]

Второй самолет перед поставкой был серьезно модифицирован, чтобы попытаться решить возникшие проблемы. Мощность была увеличена за счет замены Hikari на Mitsubishi Kinsei 3 мощностью 626 кВт (839 л.с.) с измененным капотом , а вертикальное оперение было увеличено, чтобы уменьшить курсовую нестабильность. Крылья были немного больше по размаху, внешние части передних кромок имели размыв для борьбы с резкими кренами, были установлены усиленные тормоза пикирования. Эти изменения устранили все проблемы, кроме нестабильности направления, и этого было достаточно, чтобы D3A1 победил Nakajima D3N 1. [8] [7]

В декабре 1939 года ВМС заказали этот самолет как Navy Type 99 Carrier Bomber Model 11 ( kanjō bakugekiki , обычно сокращенно 艦爆 kanbaku) . [9] ). Серийные модели имели крылья немного меньшего размера и увеличенную мощность: Kinsei 43 мощностью 746 кВт (1000 л.с.) или Kinsei 44 мощностью 798 кВт (1070 л.с.). Проблема курсовой нестабильности была окончательно решена установкой длинного спинного плавника . который начался в середине задней части фюзеляжа, и самолет фактически стал очень маневренным. [10] [7]

В июне 1942 года улучшенная версия D3A1, оснащенная двигателем Kinsei 54 мощностью 969 кВт (1299 л.с.), была испытана и получила обозначение D3A2 или Model 12 . Дополнительная мощность уменьшила дальность полета, поэтому конструкция была дополнительно модифицирована за счет дополнительных топливных баков , чтобы довести общий объем бака до 900 л (240 галлонов США), что дало ему запас хода, необходимый для эффективного боя над Соломоновыми островами . Известная на флоте как Модель 22 , она начала заменять Модель 11 в строевых частях осенью 1942 года, а затем большая часть Модель 11 была отправлена ​​в учебные части. Хотя некоторые модели D3A1 позднего производства были оснащены кокосом винта , для D3A2 он стал стандартом. [7]

Оборудование

[ редактировать ]

Позиция пилота была оборудована оптическим прицелом Тип 95 в более ранних моделях и Тип 99 в более поздних моделях, которые использовались для наведения бомбы во время пикирования. Позиция наблюдателя / штурмана была оборудована дрейфовым прицелом Type 97 Mk1 , который представлял собой длинную вертикальную трубку, расположенную спереди слева от сиденья наблюдателя. Кроме того, позиция наблюдателя была оборудована измерителем дрейфа , который устанавливался на полу спереди справа от сиденья наблюдателя. Наблюдатель также управлял радиостанцией Type 96 Mk2 , которая была установлена ​​перед сиденьем наблюдателя и за сиденьем пилота. Наверху радиостанции находился рефлектор компас- типа 3 для точной навигации. [11]

, стреляющих вперед Вооружение состояло из двух стационарных 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметов Тип 97 , и одного гибкого 7,7-мм (0,303 дюйма) пулемета Тип 92 в задней части кабины , которым управлял наблюдатель. Нормальная бомбовая нагрузка представляла собой одну 250-килограммовую бомбу (например, Тип 99 № 25 полу-AP или сухопутную бомбу Тип 98 № 25), размещавшуюся под фюзеляжем и при выпуске по трапеции выдвигавшуюся под винт. Две дополнительные 60-килограммовые бомбы (например, полу-AP Тип 99 № 6 или сухопутная бомба Тип 2 № 6) могли нести на стойках крыла, расположенных под каждым крылом за пределами тормозов пикирования. [7] [12]

Первоначально пикирующие бомбардировщики D3A окрашивались в серебристый цвет. Летом 1941 года окраска изменилась на светло-оливково-серую. В начале 1942 года цвет снова изменился на темно-зеленый. [7]

Операционная история

[ редактировать ]

Индивидуальным пикирующим бомбардировщиком D3A командовал старший член экипажа на борту, который мог быть наблюдателем, а не пилотом. [7] В этом отличие от ВМС США , где пилотом почти всегда был командир пикирующего бомбардировщика. Например, старшина первого класса Киёто Фурута служил пилотом у лейтенанта Такэхико Чихая во время нападения на Перл-Харбор . [7] а затем лейтенанту Кейчи Ариме во время двух авианосных сражений в кампании на Соломоновых островах , [13] оба из которых были наблюдателями.

D3A1 впервые вступил в боевую эксплуатацию в ноябре 1939 года, за месяц до его официального принятия в качестве пикирующего бомбардировщика ВМФ Тип 99. Накадзима отправил несколько экземпляров 14-й авиагруппе, действующей в Хайкоу на Хайнань острове в Южном Китае . Этими D3A1 командовал лейтенант Садаму Такахаси , и они поддерживали японскую императорскую армию при захвате Наньнина , что должно было пресечь поставки, поступающие из Французского Индокитая . После захвата Наньнина они продолжали действовать в этом районе в 1940 году. В мае 1940 года 12-я авиагруппа стала вторым фронтовым подразделением, оснащенным новыми пикирующими бомбардировщиками D3A1. Сначала они участвовали в захвате Ичана и провели противосудоходные операции на реке Янцзы , к западу от Ичана , чтобы перерезать китайские поставки, идущие из Чунцина . В сентябре D3A1 из 12-й авиагруппы начал выполнять вылеты против Чунцина , который в то время был столицей Китая. После вторжения в Индокитай осенью 1940 года 14-я авиагруппа действовала на авиабазе. Ханой и совершил миссии против Куньмина и Бирма-роуд . [7]

D3A1 начал квалификационные испытания авианосца на борту авианосцев «Акаги» и «Кага» в 1940 году, в то время как небольшое количество самолетов дебютировали в боевых действиях с наземных баз над Китаем . [10] Начиная с нападения на Перл-Харбор, D3A1 принимали участие во всех крупных авианосных операциях Японии в первые 10 месяцев войны. Своего первого крупного успеха против Королевского флота они добились во время рейда в Индийском океане в апреле 1942 года. Пикирующие бомбардировщики D3A1 нанесли более 80% попаданий. [14] своими бомбами при атаках на два тяжелых крейсера и авианосец в ходе операции.

До рейда в Индийский океан общепринятой доктриной нападения на корабли было вооружение всех пикирующих бомбардировщиков D3A1 полубронебойными бомбами. 5 апреля 1942 года авианосные силы IJN атаковали Коломбо на Цейлоне половиной своего состава, в то время как другая половина была оставлена ​​в резерве для ударов по кораблям. Поскольку второй удар по Коломбо был сочтен необходимым, пикирующие бомбардировщики резервных сил были перевооружены с полу-ББ бомб на наземные бомбы. Когда вскоре после этого были замечены британские тяжелые крейсеры, в резерв были отправлены часть пикирующих бомбардировщиков D3A1, вооруженных наземными бомбами. В ходе последующей атаки наземные бомбы непреднамеренно оказались очень эффективными в подавлении зенитного огня кораблей. В результате доктрина была изменена, чтобы намеренно оснастить первые несколько пикирующих бомбардировщиков D3A1 наземными бомбами. Этот новый метод уже был применен при атаке, в ходе которой всего четыре дня спустя был затоплен HMS Hermes , и с тех пор продолжал использоваться. [7]

В 1942 году пикирующие бомбардировочные атаки палубных бомбардировщиков D3A1 и D3A2 внесли значительный вклад в потопление трех авианосцев американского флота: «Лексингтон» в битве в Коралловом море , «Йорктаун» в битве за Мидуэй и «Хорнет» в битве у островов Санта-Крус . Кроме того, они повредили авианосец « Энтерпрайз» как в битве у Восточных Соломоновых островов, так и в битве у островов Санта-Крус . [15] [13] Помимо палубных подразделений, пикирующие бомбардировщики D3A также действовали с наземных баз во время кампании на Соломоновых островах, где они участвовали в кампании на Гуадалканале , операции I-Go , операции SE и операции RO, а также во время кампании на Новой Гвинее , где они участвовали в Битва при заливе Милн и битва при Буна-Гоне . Основным наземным подразделением, использовавшим пикирующие бомбардировщики D3A во время этих кампаний и боев, была 2-я/582-я авиагруппа . [13] [16] [17]

В ходе войны пикирующие бомбардировщики D3A часто сочетали свои атаки по военным кораблям противника с IJN Nakajima B5N Kate торпедоносцами ; следовательно, вражеские суда часто топились в результате комбинированного удара бомб и торпед. Однако были случаи, когда только D3A могли атаковать или, по крайней мере, наносить топящие удары. Не считая удара по Перл-Харбору, в ходе которого B5N также использовался для горизонтального бомбометания и торпедных атак, пикирующим бомбардировщикам D3A удалось потопить следующие военные корабли союзников (неполный список): [18] [19]

  • USS Peary , американский эсминец, 19 февраля 1942 г. — Австралия ( Дарвин ). [20]
  • USS Pope , американский эсминец, 1 марта 1942 г. – Яванское море.
  • USS Edsall , американский эсминец, 1 марта 1942 г., Индийский океан.
  • USS Pecos , американский нефтяник, 1 марта 1942 г., Индийский океан.
  • HMS Cornwall , британский тяжёлый крейсер, 5 апреля 1942 г., Индийский океан.
  • HMS Dorsetshire , британский тяжёлый крейсер, 5 апреля 1942 г. — Индийский океан.
  • HMS Hector , британский вооруженный торговый крейсер, 5 апреля 1942 г., Индийский океан.
  • HMS Tenedos , британский эсминец, 5 апреля 1942 г., Индийский океан.
  • HMS Hermes , британский авианосец, 9 апреля 1942 г., Индийский океан.
  • RFA Atelstone, британский грузовой корабль, 9 апреля 1942 г., Индийский океан.
  • HMS Hollyhock , британский корвет, 9 апреля 1942 г., Индийский океан.
  • СС Британский сержант , британский танкист, 9 апреля 1942 г., Индийский океан.
  • SS Norviken, норвежский грузовой корабль, 9 апреля 1942 г., Индийский океан.
  • HMAS Vampire , австралийский эсминец, 9 апреля 1942 г., Индийский океан.
  • USS Sims , американский эсминец, 7 мая 1942 г. — Тихий океан.
  • USS De Haven , американский эсминец, 1 февраля 1943 г. — Тихий океан ( Айронботтом-Саунд ).
  • Военный корабль США Аарон Уорд , американский эсминец, 7 апреля 1943 г. — Тихий океан (Айронботтом-Саунд).
  • USS Kanawha , американский нефтяник, 8 апреля 1943 г. – Тихий океан (Тулаги, Соломоновы острова).
  • USS Brownson , американский эсминец, 26 декабря 1943 г. — Тихий океан. [21]
  • USS Abner Read , американский эсминец, потоплен камикадзе 1 ноября 1944 года — Тихий океан. [22]
  • USS William D. Porter , американский эсминец, потоплен камикадзе 10 июня 1945 года — Япония ( Окинава ).

По ходу войны были случаи, когда пикирующие бомбардировщики использовались в качестве истребителей- перехватчиков, причем их маневренность была достаточной, чтобы позволить им выжить в этой роли. [23] Когда Yokosuka D4Y Suisei стал доступен, D3A2 остались в составе наземных подразделений или действовали с меньших авианосцев, которые были слишком малы, чтобы справиться с быстро приземляющимся Suisei . Когда в 1944 году американские войска отбили Филиппины , в боях приняли участие наземные D3A2, но они были безнадежно устаревшими, а потери были тяжелыми. К тому времени многие D3A1 и D3A2 эксплуатировались учебными подразделениями в Японии, а некоторые были модифицированы с двойным управлением как Navy Type 99 Training Bomber Model 12 (D3A2-K). В последний год войны D3A2 снова были задействованы в боевых действиях для выполнения задач камикадзе . [24]

Операторы

[ редактировать ]
 Япония

Выживший самолет

[ редактировать ]

D3A2 в настоящее время находится на реставрации в Музее самолетов славы в Чино, Калифорния . [25] [26] Два нереставрированных D3A выставлены в Национальном музее Тихоокеанской войны во Фредериксбурге, штат Техас. [27] [28] В 2022 году Музей авиации Перл-Харбора начал приобретать останки D3A из Папуа-Новой Гвинеи для возможной выставки.

Технические характеристики (D3A2, модель 22)

[ редактировать ]
Чертеж Aichi D3A в 3 видах

Данные японских самолетов Тихоокеанской войны [29]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 10,195 м (33 фута 5 дюймов)
  • Размах крыла: 14,365 м (47 футов 2 дюйма)
  • Высота: 3,847 м (12 футов 7 дюймов)
  • Площадь крыла: 34,9 м 2 (376 кв. футов)
  • Вес пустого: 2570 кг (5666 фунтов)
  • Полная масса: 3800 кг (8378 фунтов)
  • Силовая установка: 1 × Mitsubishi Kinsei 54 14-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 970 кВт (1300 л.с.) на взлете.
1200 л.с. (890 кВт) на высоте 3000 м (9800 футов)
1100 л.с. (820 кВт) на высоте 6200 м (20300 футов)
  • Гребные винты: 3-лопастной металлический гребной винт постоянной скорости.

Производительность

  • Максимальная скорость: 430 км/ч (270 миль в час, 230 узлов) на высоте 6200 м (20300 футов).
  • Крейсерская скорость: 296 км/ч (184 миль в час, 160 узлов) на высоте 3000 м (9800 футов)
  • Дальность: 1352 км (840 миль, 730 миль)
  • Практический потолок: 10 500 м (34 400 футов)
  • Время набора высоты: 3000 м (9800 футов) за 5 минут 48 секунд.
  • Нагрузка на крыло: 108,9 кг/м 2 (22,3 фунта/кв. фута)
  • Мощность/масса : 3,9 кг/кВт (6,4 фунта/л.с.)

Вооружение

  • Орудия: 2 направленных вперед 7,7-мм (0,303 дюйма) авиационных пулемета Тип 97 в верхнем настиле носовой части фюзеляжа + 1x 7,7-мм (0,303 дюйма) пулемет Тип 92 на гибкой установке в задней кабине
  • Бомбы: 1 бомба по 250 кг (550 фунтов) под фюзеляжем и 2 бомбы по 60 кг (130 фунтов) под крыльями.

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Примечание. Это кодовое название было применено в середине-конце 1943 года; Союзные войска чаще называли D3A «военно-морским пикирующим бомбардировщиком Тип 99».
  1. ^ Перейти обратно: а б Чант 1999 , с. 16.
  2. ^ Ангелуччи и Матрикарди 1978 , с. 142.
  3. ^ Стоит 2001 , с. 170.
  4. ^ Кейси 1977 , с. 87.
  5. ^ Франсильон 1979 , с. 272.
  6. ^ Франсильон 1979 , стр. 272–273.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Переходим в 2011 год .
  8. ^ Франсильон 1969 , с. 24.
  9. ^ Паршалл и Талли 2007 , с. 80.
  10. ^ Перейти обратно: а б Эйр Интернэшнл 1987 , с. 289.
  11. ^ Микеш 2004 .
  12. ^ Air International 1987 , с. 288.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Лундстрем 2005б .
  14. ^ Франсильон 1979 , с. 274.
  15. ^ Лундстрем 2005a .
  16. ^ Эма 1991 .
  17. ^ Хата, Идзава и Шорс 2011 .
  18. ^ Браун 1990 , стр. 60–125.
  19. ^ Стюарт, Роберт (2006). «Леонард Бирчалл и японский набег на Коломбо» . Канадский военный журнал .
  20. ^ Роско 1953 , с. 96.
  21. ^ Паркин 1995 , с. 198.
  22. ^ Паркин 1995 , с. 251.
  23. ^ Франсильон 1969 , с. 25.
  24. ^ Air International 1987 , с. 209.
  25. ^ «Проекты реставрации» . Самолеты славы Музей авиации . Проверено 6 января 2022 г.
  26. ^ Тайлан, Джастин (17 сентября 2020 г.). «D3A2 Модель 22 Вал, заводской номер 3178» . Тихоокеанские затонувшие корабли . Проверено 6 января 2022 г.
  27. ^ Тайлан, Джастин. «D3A2 Модель 22 Вал, заводской номер 3357, хвостовое оперение 582–248» . Тихоокеанские затонувшие корабли . Пасифик Рэкс Инк . Проверено 19 августа 2016 г.
  28. ^ Тайлан, Джастин. «D3A2 Модель 22 Вал, заводской номер 3105» . Тихоокеанские затонувшие корабли . Пасифик Рэкс Инк . Проверено 19 августа 2016 г.
  29. ^ Франсильон 1979 , стр. 271–276.

Библиография

[ редактировать ]
  • Эма, Тамоцу (1991) Эскадрилья пикирующих бомбардировщиков: Helldivers ВМС Японии Today's Topic Company). (на японском языке ISBN  4875651384 .
  • Анджелуччи, Энцо; Матрикарди, Паоло (1978). Мировые самолеты: Вторая мировая война, Том II . Низкие направляющие Sampson. Мейденхед, Великобритания: Сэмпсон Лоу. ISBN  0-562-00096-8 .
  • Браун, Дэвид (1990). Потери кораблей во Второй мировой войне . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN  0-85368-802-8 .
  • Кейси, Луи С. (1977). Военно-морская авиация . Chartwell Books Inc. Секаукус, Нью-Джерси: ISBN  0-7026-0025-3 .
  • Чант, Кристофер (1999). Самолеты Второй мировой войны – 300 величайших самолетов мира 1939–45 гг . Amber Books Ltd. Лондон: ISBN  0-7607-1261-1 .
  • Иден, Пол (2007). Энциклопедия самолетов Второй мировой войны . Amber Books Ltd. Лондон: ISBN  978-1-904687-83-2 .
  • Флейшер, Северин; Шеремета, Зигмунт (2001). Айти D3A Вал, Накадзима B5N Кейт (на польском языке). Варшава, Польша: Wydawnictwo Militaria. ISBN  83-7219-118-2 .
  • Франсильон, Рене Ж. (1979) [1970]. Японская авиация Тихоокеанской войны (2-е изд.). Putnam & Company Ltd. Лондон: ISBN  0-370-30251-6 .
  • Франсильон, Рене Ж. (1969). Японские бомбардировщики Второй мировой войны, Том первый . Виндзор, Беркшир, Великобритания: Hylton Lacy Publishers. ISBN  0-85064-022-9 .
  • Хата, Икухико; Идзава, Ясухо; Шорс, Кристофер (2011). Истребительные части ВВС Японии и их асы, 1932-1945 гг . Лондон, Великобритания: Груб-стрит. ISBN  9781906502843 .
  • Кинзи, Берт (2010). Нападение на Перл-Харбор: Япония пробуждает спящего гиганта . Блэксбург, Вирджиния: Архив военной авиации. ISBN  978-0-9844665-0-4 .
  • Лундстрем, Джон Б. (2005a). Первая команда: Тихоокеанский военно-морской воздушный бой от Перл-Харбора до Мидуэя (новое издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-471-Х .
  • Лундстрем, Джон Б. (2005b). Первая команда и кампания на Гуадалканале: бой морских истребителей с августа по ноябрь 1942 г. (новое издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-472-8 .
  • Милло, Бернар (декабрь 1976 г.). «Айти D3A «Вал»… la terreur qui tombait du ciel (1)» [Айти D3A Вал… Ужас, падающий с неба, Часть 1]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (85): 25–31. ISSN   0757-4169 .
  • Милло, Бернар (январь 1977 г.). «Айти D3A «Вал»... la terreur qui tombait du ciel (2)» [Айти D3A Вал... Ужас, падающий с неба, Часть 2]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (86): 28–33. ISSN   0757-4169 .
  • «Тихоокеанский Хищник... Айти Тип 99». Эйр Интернешнл . 33 (6): 285–290. Декабрь 1987 г. ISSN   0306-5634 .
  • Микеш, Роберт С. (2004). Японская авиационная техника: 1940-1945 гг . Издательство Шиффер. ISBN  0764320971 .
  • Паркин, Роберт С. (1995). Кровь на море: американские эсминцы, потерянные во Второй мировой войне . Нью-Йорк: Издательство Сарпедон. ISBN  1-885119-17-8 .
  • Паршалл, Джонатан; Талли, Энтони (2007). Расколотый меч: Нерассказанная история битвы за Мидуэй . Вашингтон, округ Колумбия: Потомакские книги. ISBN  9781574889246 .
  • Ричардс, MC; Смит, Дональд С. (1974). Бомбардировщики-носители Aichi D3A («Вал») и Yokosuka D4Y («Джуди») ВВС IJNAF . Самолеты в профиле, Том 13. Виндзор, Беркшир, Великобритания: Профильные публикации. стр. 145–169. ISBN  0-85383-022-3 .
  • Роско, Теодор (1953). Операции эсминцев США во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN  0-87021-726-7 .
  • Смит, Питер К. (1999). Айти D3A1/2 Вал . Рамсбери, Великобритания: The Crowood Press. ISBN  1-86126-278-7 .
  • Тагая, Осаму (2011). Айти 99 Канбаку «Вал» Отряды Второй мировой войны . Боевой самолет №63. Ботли, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN  978-1841769127 .
  • Стоит, Ричард (2001). Флоты Второй мировой войны . Нью-Йорк: Да Капо Пресс. ISBN  978-0-306-81116-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a1180d3e14c1fd24ff369d3656114472__1709745840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/72/a1180d3e14c1fd24ff369d3656114472.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aichi D3A - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)