Айти D3A
Д3А | |
---|---|
![]() | |
Aichi D3A1 с авианосца Акаги . | |
Роль | Палубный пикирующий бомбардировщик |
Производитель | Айти Кокуки К.К. |
Первый полет | Январь 1938 г. |
Введение | 1940 [1] |
Ушедший на пенсию | 1945 |
Основной пользователь | Воздушная служба Императорского флота Японии |
Количество построенных | 1,495 (479 Д3А1) (1016 Д3А2) |
Развитый в | Йокосука D3Y Мёдзё |







Aichi D3A (обозначение ВМФ « Тип 99 Carrier Bomber »; союзное обозначение « Вал ») [а] — времен Второй мировой войны палубный пикирующий бомбардировщик . Это был основной пикирующий бомбардировщик Императорского флота Японии (IJN) и участвовал почти во всех действиях IJN, включая атаку на Перл-Харбор .
Aichi D3A был первым японским самолетом, который бомбил американские цели во время войны, начиная с Перл-Харбора и баз США на Филиппинах , таких как база ВВС Кларк . Они потопили больше военных кораблей союзников, чем любой другой Оси . самолет [2] [3] [4]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В середине 1936 года ВМС Японии выпустили спецификацию 11-Shi на моноплан палубный пикирующий бомбардировщик- D1A для замены существующего биплана , находившегося тогда на вооружении. [1] Aichi , Nakajima и Mitsubishi представили проекты, причем первым двум впоследствии было предложено предоставить по два прототипа.
Дизайн Aichi начался с низко расположенных эллиптических крыльев, вдохновленных Heinkel He 70 Blitz . Он летел достаточно медленно, поэтому сопротивление шасси не представляло серьезной проблемы, поэтому для простоты использовалось фиксированное шасси. [5] Самолет должен был оснащаться 1 мощностью 529 кВт (709 л.с. ) Nakajima Hikari девятицилиндровым звездообразным двигателем .
Первый прототип был построен в декабре 1937 года, а через месяц начались летные испытания, после чего он получил обозначение D3A1. Первые испытания разочаровали. Самолет имел недостаточную мощность и страдал от курсовой нестабильности на широких виражах, а на более крутых виражах имел тенденцию к резкому крену . Тормоза пикирования сильно вибрировали при выдвижении на расчетной скорости 200 узлов (370 км/ч), а ВМФ уже просил более высокую скорость пикирования - 240 узлов (440 км/ч). [6] [7]
Второй самолет перед поставкой был серьезно модифицирован, чтобы попытаться решить возникшие проблемы. Мощность была увеличена за счет замены Hikari на Mitsubishi Kinsei 3 мощностью 626 кВт (839 л.с.) с измененным капотом , а вертикальное оперение было увеличено, чтобы уменьшить курсовую нестабильность. Крылья были немного больше по размаху, внешние части передних кромок имели размыв для борьбы с резкими кренами, были установлены усиленные тормоза пикирования. Эти изменения устранили все проблемы, кроме нестабильности направления, и этого было достаточно, чтобы D3A1 победил Nakajima D3N 1. [8] [7]
В декабре 1939 года ВМС заказали этот самолет как Navy Type 99 Carrier Bomber Model 11 ( kanjō bakugekiki , обычно сокращенно 艦爆 kanbaku) . [9] ). Серийные модели имели крылья немного меньшего размера и увеличенную мощность: Kinsei 43 мощностью 746 кВт (1000 л.с.) или Kinsei 44 мощностью 798 кВт (1070 л.с.). Проблема курсовой нестабильности была окончательно решена установкой длинного спинного плавника . который начался в середине задней части фюзеляжа, и самолет фактически стал очень маневренным. [10] [7]
В июне 1942 года улучшенная версия D3A1, оснащенная двигателем Kinsei 54 мощностью 969 кВт (1299 л.с.), была испытана и получила обозначение D3A2 или Model 12 . Дополнительная мощность уменьшила дальность полета, поэтому конструкция была дополнительно модифицирована за счет дополнительных топливных баков , чтобы довести общий объем бака до 900 л (240 галлонов США), что дало ему запас хода, необходимый для эффективного боя над Соломоновыми островами . Известная на флоте как Модель 22 , она начала заменять Модель 11 в строевых частях осенью 1942 года, а затем большая часть Модель 11 была отправлена в учебные части. Хотя некоторые модели D3A1 позднего производства были оснащены кокосом винта , для D3A2 он стал стандартом. [7]
Оборудование
[ редактировать ]Позиция пилота была оборудована оптическим прицелом Тип 95 в более ранних моделях и Тип 99 в более поздних моделях, которые использовались для наведения бомбы во время пикирования. Позиция наблюдателя / штурмана была оборудована дрейфовым прицелом Type 97 Mk1 , который представлял собой длинную вертикальную трубку, расположенную спереди слева от сиденья наблюдателя. Кроме того, позиция наблюдателя была оборудована измерителем дрейфа , который устанавливался на полу спереди справа от сиденья наблюдателя. Наблюдатель также управлял радиостанцией Type 96 Mk2 , которая была установлена перед сиденьем наблюдателя и за сиденьем пилота. Наверху радиостанции находился рефлектор компас- типа 3 для точной навигации. [11]
, стреляющих вперед Вооружение состояло из двух стационарных 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметов Тип 97 , и одного гибкого 7,7-мм (0,303 дюйма) пулемета Тип 92 в задней части кабины , которым управлял наблюдатель. Нормальная бомбовая нагрузка представляла собой одну 250-килограммовую бомбу (например, Тип 99 № 25 полу-AP или сухопутную бомбу Тип 98 № 25), размещавшуюся под фюзеляжем и при выпуске по трапеции выдвигавшуюся под винт. Две дополнительные 60-килограммовые бомбы (например, полу-AP Тип 99 № 6 или сухопутная бомба Тип 2 № 6) могли нести на стойках крыла, расположенных под каждым крылом за пределами тормозов пикирования. [7] [12]
Первоначально пикирующие бомбардировщики D3A окрашивались в серебристый цвет. Летом 1941 года окраска изменилась на светло-оливково-серую. В начале 1942 года цвет снова изменился на темно-зеленый. [7]
Операционная история
[ редактировать ]Индивидуальным пикирующим бомбардировщиком D3A командовал старший член экипажа на борту, который мог быть наблюдателем, а не пилотом. [7] В этом отличие от ВМС США , где пилотом почти всегда был командир пикирующего бомбардировщика. Например, старшина первого класса Киёто Фурута служил пилотом у лейтенанта Такэхико Чихая во время нападения на Перл-Харбор . [7] а затем лейтенанту Кейчи Ариме во время двух авианосных сражений в кампании на Соломоновых островах , [13] оба из которых были наблюдателями.
D3A1 впервые вступил в боевую эксплуатацию в ноябре 1939 года, за месяц до его официального принятия в качестве пикирующего бомбардировщика ВМФ Тип 99. Накадзима отправил несколько экземпляров 14-й авиагруппе, действующей в Хайкоу на Хайнань острове в Южном Китае . Этими D3A1 командовал лейтенант Садаму Такахаси , и они поддерживали японскую императорскую армию при захвате Наньнина , что должно было пресечь поставки, поступающие из Французского Индокитая . После захвата Наньнина они продолжали действовать в этом районе в 1940 году. В мае 1940 года 12-я авиагруппа стала вторым фронтовым подразделением, оснащенным новыми пикирующими бомбардировщиками D3A1. Сначала они участвовали в захвате Ичана и провели противосудоходные операции на реке Янцзы , к западу от Ичана , чтобы перерезать китайские поставки, идущие из Чунцина . В сентябре D3A1 из 12-й авиагруппы начал выполнять вылеты против Чунцина , который в то время был столицей Китая. После вторжения в Индокитай осенью 1940 года 14-я авиагруппа действовала на авиабазе. Ханой и совершил миссии против Куньмина и Бирма-роуд . [7]
D3A1 начал квалификационные испытания авианосца на борту авианосцев «Акаги» и «Кага» в 1940 году, в то время как небольшое количество самолетов дебютировали в боевых действиях с наземных баз над Китаем . [10] Начиная с нападения на Перл-Харбор, D3A1 принимали участие во всех крупных авианосных операциях Японии в первые 10 месяцев войны. Своего первого крупного успеха против Королевского флота они добились во время рейда в Индийском океане в апреле 1942 года. Пикирующие бомбардировщики D3A1 нанесли более 80% попаданий. [14] своими бомбами при атаках на два тяжелых крейсера и авианосец в ходе операции.
До рейда в Индийский океан общепринятой доктриной нападения на корабли было вооружение всех пикирующих бомбардировщиков D3A1 полубронебойными бомбами. 5 апреля 1942 года авианосные силы IJN атаковали Коломбо на Цейлоне половиной своего состава, в то время как другая половина была оставлена в резерве для ударов по кораблям. Поскольку второй удар по Коломбо был сочтен необходимым, пикирующие бомбардировщики резервных сил были перевооружены с полу-ББ бомб на наземные бомбы. Когда вскоре после этого были замечены британские тяжелые крейсеры, в резерв были отправлены часть пикирующих бомбардировщиков D3A1, вооруженных наземными бомбами. В ходе последующей атаки наземные бомбы непреднамеренно оказались очень эффективными в подавлении зенитного огня кораблей. В результате доктрина была изменена, чтобы намеренно оснастить первые несколько пикирующих бомбардировщиков D3A1 наземными бомбами. Этот новый метод уже был применен при атаке, в ходе которой всего четыре дня спустя был затоплен HMS Hermes , и с тех пор продолжал использоваться. [7]
В 1942 году пикирующие бомбардировочные атаки палубных бомбардировщиков D3A1 и D3A2 внесли значительный вклад в потопление трех авианосцев американского флота: «Лексингтон» в битве в Коралловом море , «Йорктаун» в битве за Мидуэй и «Хорнет» в битве у островов Санта-Крус . Кроме того, они повредили авианосец « Энтерпрайз» как в битве у Восточных Соломоновых островов, так и в битве у островов Санта-Крус . [15] [13] Помимо палубных подразделений, пикирующие бомбардировщики D3A также действовали с наземных баз во время кампании на Соломоновых островах, где они участвовали в кампании на Гуадалканале , операции I-Go , операции SE и операции RO, а также во время кампании на Новой Гвинее , где они участвовали в Битва при заливе Милн и битва при Буна-Гоне . Основным наземным подразделением, использовавшим пикирующие бомбардировщики D3A во время этих кампаний и боев, была 2-я/582-я авиагруппа . [13] [16] [17]
В ходе войны пикирующие бомбардировщики D3A часто сочетали свои атаки по военным кораблям противника с IJN Nakajima B5N Kate торпедоносцами ; следовательно, вражеские суда часто топились в результате комбинированного удара бомб и торпед. Однако были случаи, когда только D3A могли атаковать или, по крайней мере, наносить топящие удары. Не считая удара по Перл-Харбору, в ходе которого B5N также использовался для горизонтального бомбометания и торпедных атак, пикирующим бомбардировщикам D3A удалось потопить следующие военные корабли союзников (неполный список): [18] [19]
- USS Peary , американский эсминец, 19 февраля 1942 г. — Австралия ( Дарвин ). [20]
- USS Pope , американский эсминец, 1 марта 1942 г. – Яванское море.
- USS Edsall , американский эсминец, 1 марта 1942 г., Индийский океан.
- USS Pecos , американский нефтяник, 1 марта 1942 г., Индийский океан.
- HMS Cornwall , британский тяжёлый крейсер, 5 апреля 1942 г., Индийский океан.
- HMS Dorsetshire , британский тяжёлый крейсер, 5 апреля 1942 г. — Индийский океан.
- HMS Hector , британский вооруженный торговый крейсер, 5 апреля 1942 г., Индийский океан.
- HMS Tenedos , британский эсминец, 5 апреля 1942 г., Индийский океан.
- HMS Hermes , британский авианосец, 9 апреля 1942 г., Индийский океан.
- RFA Atelstone, британский грузовой корабль, 9 апреля 1942 г., Индийский океан.
- HMS Hollyhock , британский корвет, 9 апреля 1942 г., Индийский океан.
- СС Британский сержант , британский танкист, 9 апреля 1942 г., Индийский океан.
- SS Norviken, норвежский грузовой корабль, 9 апреля 1942 г., Индийский океан.
- HMAS Vampire , австралийский эсминец, 9 апреля 1942 г., Индийский океан.
- USS Sims , американский эсминец, 7 мая 1942 г. — Тихий океан.
- USS De Haven , американский эсминец, 1 февраля 1943 г. — Тихий океан ( Айронботтом-Саунд ).
- Военный корабль США Аарон Уорд , американский эсминец, 7 апреля 1943 г. — Тихий океан (Айронботтом-Саунд).
- USS Kanawha , американский нефтяник, 8 апреля 1943 г. – Тихий океан (Тулаги, Соломоновы острова).
- USS Brownson , американский эсминец, 26 декабря 1943 г. — Тихий океан. [21]
- USS Abner Read , американский эсминец, потоплен камикадзе 1 ноября 1944 года — Тихий океан. [22]
- USS William D. Porter , американский эсминец, потоплен камикадзе 10 июня 1945 года — Япония ( Окинава ).
По ходу войны были случаи, когда пикирующие бомбардировщики использовались в качестве истребителей- перехватчиков, причем их маневренность была достаточной, чтобы позволить им выжить в этой роли. [23] Когда Yokosuka D4Y Suisei стал доступен, D3A2 остались в составе наземных подразделений или действовали с меньших авианосцев, которые были слишком малы, чтобы справиться с быстро приземляющимся Suisei . Когда в 1944 году американские войска отбили Филиппины , в боях приняли участие наземные D3A2, но они были безнадежно устаревшими, а потери были тяжелыми. К тому времени многие D3A1 и D3A2 эксплуатировались учебными подразделениями в Японии, а некоторые были модифицированы с двойным управлением как Navy Type 99 Training Bomber Model 12 (D3A2-K). В последний год войны D3A2 снова были задействованы в боевых действиях для выполнения задач камикадзе . [24]
Операторы
[ редактировать ]Выживший самолет
[ редактировать ]D3A2 в настоящее время находится на реставрации в Музее самолетов славы в Чино, Калифорния . [25] [26] Два нереставрированных D3A выставлены в Национальном музее Тихоокеанской войны во Фредериксбурге, штат Техас. [27] [28] В 2022 году Музей авиации Перл-Харбора начал приобретать останки D3A из Папуа-Новой Гвинеи для возможной выставки.
Технические характеристики (D3A2, модель 22)
[ редактировать ]
Данные японских самолетов Тихоокеанской войны [29]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 10,195 м (33 фута 5 дюймов)
- Размах крыла: 14,365 м (47 футов 2 дюйма)
- Высота: 3,847 м (12 футов 7 дюймов)
- Площадь крыла: 34,9 м 2 (376 кв. футов)
- Вес пустого: 2570 кг (5666 фунтов)
- Полная масса: 3800 кг (8378 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Mitsubishi Kinsei 54 14-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 970 кВт (1300 л.с.) на взлете.
- 1200 л.с. (890 кВт) на высоте 3000 м (9800 футов)
- 1100 л.с. (820 кВт) на высоте 6200 м (20300 футов)
- Гребные винты: 3-лопастной металлический гребной винт постоянной скорости.
Производительность
- Максимальная скорость: 430 км/ч (270 миль в час, 230 узлов) на высоте 6200 м (20300 футов).
- Крейсерская скорость: 296 км/ч (184 миль в час, 160 узлов) на высоте 3000 м (9800 футов)
- Дальность: 1352 км (840 миль, 730 миль)
- Практический потолок: 10 500 м (34 400 футов)
- Время набора высоты: 3000 м (9800 футов) за 5 минут 48 секунд.
- Нагрузка на крыло: 108,9 кг/м 2 (22,3 фунта/кв. фута)
- Мощность/масса : 3,9 кг/кВт (6,4 фунта/л.с.)
Вооружение
- Орудия: 2 направленных вперед 7,7-мм (0,303 дюйма) авиационных пулемета Тип 97 в верхнем настиле носовой части фюзеляжа + 1x 7,7-мм (0,303 дюйма) пулемет Тип 92 на гибкой установке в задней кабине
- Бомбы: 1 бомба по 250 кг (550 фунтов) под фюзеляжем и 2 бомбы по 60 кг (130 фунтов) под крыльями.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- АНБО VIII
- Блэкбернский поморник
- Breda Ba.65
- Curtiss SB2C Хеллдайвер
- Дуглас SBD Бесстрашный
- Фейри Барракуда
- Юнкерс Ю 87
- Луара-Ньюпор LN.401
- будет 17
- Вулти А-31 Месть
- Йокосука D3Y
- Йокосука D4Y
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ^ Примечание. Это кодовое название было применено в середине-конце 1943 года; Союзные войска чаще называли D3A «военно-морским пикирующим бомбардировщиком Тип 99».
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Чант 1999 , с. 16.
- ^ Ангелуччи и Матрикарди 1978 , с. 142.
- ^ Стоит 2001 , с. 170.
- ^ Кейси 1977 , с. 87.
- ^ Франсильон 1979 , с. 272.
- ^ Франсильон 1979 , стр. 272–273.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Переходим в 2011 год .
- ^ Франсильон 1969 , с. 24.
- ^ Паршалл и Талли 2007 , с. 80.
- ^ Перейти обратно: а б Эйр Интернэшнл 1987 , с. 289.
- ^ Микеш 2004 .
- ^ Air International 1987 , с. 288.
- ^ Перейти обратно: а б с Лундстрем 2005б .
- ^ Франсильон 1979 , с. 274.
- ^ Лундстрем 2005a .
- ^ Эма 1991 .
- ^ Хата, Идзава и Шорс 2011 .
- ^ Браун 1990 , стр. 60–125.
- ^ Стюарт, Роберт (2006). «Леонард Бирчалл и японский набег на Коломбо» . Канадский военный журнал .
- ^ Роско 1953 , с. 96.
- ^ Паркин 1995 , с. 198.
- ^ Паркин 1995 , с. 251.
- ^ Франсильон 1969 , с. 25.
- ^ Air International 1987 , с. 209.
- ^ «Проекты реставрации» . Самолеты славы Музей авиации . Проверено 6 января 2022 г.
- ^ Тайлан, Джастин (17 сентября 2020 г.). «D3A2 Модель 22 Вал, заводской номер 3178» . Тихоокеанские затонувшие корабли . Проверено 6 января 2022 г.
- ^ Тайлан, Джастин. «D3A2 Модель 22 Вал, заводской номер 3357, хвостовое оперение 582–248» . Тихоокеанские затонувшие корабли . Пасифик Рэкс Инк . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ Тайлан, Джастин. «D3A2 Модель 22 Вал, заводской номер 3105» . Тихоокеанские затонувшие корабли . Пасифик Рэкс Инк . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ Франсильон 1979 , стр. 271–276.
Библиография
[ редактировать ]- Эма, Тамоцу (1991) Эскадрилья пикирующих бомбардировщиков: Helldivers ВМС Японии Today's Topic Company). (на японском языке ISBN 4875651384 .
- Анджелуччи, Энцо; Матрикарди, Паоло (1978). Мировые самолеты: Вторая мировая война, Том II . Низкие направляющие Sampson. Мейденхед, Великобритания: Сэмпсон Лоу. ISBN 0-562-00096-8 .
- Браун, Дэвид (1990). Потери кораблей во Второй мировой войне . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 0-85368-802-8 .
- Кейси, Луи С. (1977). Военно-морская авиация . Chartwell Books Inc. Секаукус, Нью-Джерси: ISBN 0-7026-0025-3 .
- Чант, Кристофер (1999). Самолеты Второй мировой войны – 300 величайших самолетов мира 1939–45 гг . Amber Books Ltd. Лондон: ISBN 0-7607-1261-1 .
- Иден, Пол (2007). Энциклопедия самолетов Второй мировой войны . Amber Books Ltd. Лондон: ISBN 978-1-904687-83-2 .
- Флейшер, Северин; Шеремета, Зигмунт (2001). Айти D3A Вал, Накадзима B5N Кейт (на польском языке). Варшава, Польша: Wydawnictwo Militaria. ISBN 83-7219-118-2 .
- Франсильон, Рене Ж. (1979) [1970]. Японская авиация Тихоокеанской войны (2-е изд.). Putnam & Company Ltd. Лондон: ISBN 0-370-30251-6 .
- Франсильон, Рене Ж. (1969). Японские бомбардировщики Второй мировой войны, Том первый . Виндзор, Беркшир, Великобритания: Hylton Lacy Publishers. ISBN 0-85064-022-9 .
- Хата, Икухико; Идзава, Ясухо; Шорс, Кристофер (2011). Истребительные части ВВС Японии и их асы, 1932-1945 гг . Лондон, Великобритания: Груб-стрит. ISBN 9781906502843 .
- Кинзи, Берт (2010). Нападение на Перл-Харбор: Япония пробуждает спящего гиганта . Блэксбург, Вирджиния: Архив военной авиации. ISBN 978-0-9844665-0-4 .
- Лундстрем, Джон Б. (2005a). Первая команда: Тихоокеанский военно-морской воздушный бой от Перл-Харбора до Мидуэя (новое издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-471-Х .
- Лундстрем, Джон Б. (2005b). Первая команда и кампания на Гуадалканале: бой морских истребителей с августа по ноябрь 1942 г. (новое издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-472-8 .
- Милло, Бернар (декабрь 1976 г.). «Айти D3A «Вал»… la terreur qui tombait du ciel (1)» [Айти D3A Вал… Ужас, падающий с неба, Часть 1]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (85): 25–31. ISSN 0757-4169 .
- Милло, Бернар (январь 1977 г.). «Айти D3A «Вал»... la terreur qui tombait du ciel (2)» [Айти D3A Вал... Ужас, падающий с неба, Часть 2]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (86): 28–33. ISSN 0757-4169 .
- «Тихоокеанский Хищник... Айти Тип 99». Эйр Интернешнл . 33 (6): 285–290. Декабрь 1987 г. ISSN 0306-5634 .
- Микеш, Роберт С. (2004). Японская авиационная техника: 1940-1945 гг . Издательство Шиффер. ISBN 0764320971 .
- Паркин, Роберт С. (1995). Кровь на море: американские эсминцы, потерянные во Второй мировой войне . Нью-Йорк: Издательство Сарпедон. ISBN 1-885119-17-8 .
- Паршалл, Джонатан; Талли, Энтони (2007). Расколотый меч: Нерассказанная история битвы за Мидуэй . Вашингтон, округ Колумбия: Потомакские книги. ISBN 9781574889246 .
- Ричардс, MC; Смит, Дональд С. (1974). Бомбардировщики-носители Aichi D3A («Вал») и Yokosuka D4Y («Джуди») ВВС IJNAF . Самолеты в профиле, Том 13. Виндзор, Беркшир, Великобритания: Профильные публикации. стр. 145–169. ISBN 0-85383-022-3 .
- Роско, Теодор (1953). Операции эсминцев США во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-726-7 .
- Смит, Питер К. (1999). Айти D3A1/2 Вал . Рамсбери, Великобритания: The Crowood Press. ISBN 1-86126-278-7 .
- Тагая, Осаму (2011). Айти 99 Канбаку «Вал» Отряды Второй мировой войны . Боевой самолет №63. Ботли, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1841769127 .
- Стоит, Ричард (2001). Флоты Второй мировой войны . Нью-Йорк: Да Капо Пресс. ISBN 978-0-306-81116-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]