Митсубиси Ки-46
Ки-46 | |
---|---|
![]() | |
Mitsubishi Ki-46-II «Дина» армейской летной школы Симошизу в полете. | |
Роль | Двухмоторный самолет-разведчик |
Производитель | Авиационная компания Мицубиси |
Первый полет | ноябрь 1939 г. |
Введение | июль 1941 г. |
Ушедший на пенсию | сентябрь 1945 г. |
Основной пользователь | ВВС Императорской армии Японии |
Количество построенных | 1,742 |
Mitsubishi Ki-46 — двухмоторный самолёт-разведчик , использовавшийся Императорской армией Японии во Второй мировой войне . Его армейское обозначение Сики было «Командный разведывательный самолет Тип 100» ( 一〇〇式司令部偵察機 ); союзников сокращенное кодовое имя было « Дина ».
Разработка и дизайн
[ редактировать ]12 декабря 1937 года ВВС Императорской армии Японии спецификацию выдали компании Mitsubishi на стратегический самолет-разведчик дальнего действия, призванный заменить Mitsubishi Ki-15 . Спецификация требовала автономности в шесть часов и достаточной скорости, чтобы избежать перехвата любым существующим или разрабатываемым истребителем, но в остальном не ограничивала разработку командой под руководством Томио Кубо и Джоджо Хаттори. [ 1 ]
В результате получился двухмоторный низкоплан с убирающимся хвостовым колесом . Он имел овальный фюзеляж небольшого диаметра, вмещавший экипаж из двух человек, причем пилот и наблюдатель располагались в отдельных кабинах, разделенных большим топливным баком. Дополнительные топливные баки располагались в тонких крыльях как внутри, так и снаружи двигателей, что давало общий запас топлива 1490 л (328 британских галлонов). Двигатели, два Mitsubishi Ha-26 , были размещены в плотно прилегающих капотах, разработанных Научно-исследовательским институтом аэронавтики Токийского императорского университета для уменьшения лобового сопротивления и улучшения обзора пилота. [ 1 ] [ 2 ]

Первый прототип самолета, получивший обозначение Ki-46, поднялся в воздух в ноябре 1939 года с завода Mitsubishi в Какамигахаре, Гифу , к северу от Нагои . [ 3 ] Испытания показали, что Ки-46 был недостаточно мощным и медленным, чем требовалось, достигнув лишь 540 км/ч (336 миль в час), а не заданных 600 км/ч (373 миль в час). В остальном испытания самолета прошли успешно. Поскольку этот тип все еще был быстрее, чем новейший армейский истребитель Nakajima Ki-43 , а также новый военно-морской самолет A6M2 , первая производственная партия была заказана как армейский командный разведывательный самолет Type 100 Model 1 (Ki-41-I). [ 2 ]
Чтобы решить проблемы с производительностью, компания Mitsubishi установила двигатели Ha-102 , которые представляли собой Ha-26 с двухскоростным нагнетателем , при этом увеличив запас топлива и уменьшив пустую массу. Эта версия, получившая обозначение Ki-46-II, впервые совершила полет в марте 1941 года. Она отвечала требованиям к скорости, указанным в исходной спецификации, и была заказана в серийное производство, поставки которого начались в июле. [ 4 ] [ 5 ]
Хотя поначалу Ki-46 оказался почти невосприимчивым к перехвату, ВВС Императорской армии Японии осознали, что улучшенные истребители союзников , такие как Supermarine Spitfire и P-38 Lightning, могут бросить вызов этому превосходству, и в июле 1942 года они поручили Mitsubishi произвести дальнейшая улучшенная версия Ki-46-III. [ 6 ] Он имел более мощные инжекторные двигатели Mitsubishi Ha-112 , измененную носовую часть с топливным баком перед пилотом и новый фонарь, плавно сходящий с крайней носовой части самолета, исключающий «ступеньку» предыдущего самолета . версии. Единственный оборонительный пулемет более раннего самолета вскоре был исключен из серийного производства. Новая версия впервые совершила полет в декабре 1942 года, продемонстрировав значительно более высокую скорость - 630 км/ч (391 миль в час) на высоте 6000 м (19700 футов). [ 7 ] Летно-технические характеристики Ki-46-III даже оказались лучше, чем у самолета, предназначенного для его замены ( Tachikawa Ki-70 ), который в результате не был запущен в производство. [ 8 ] В ходе эксплуатационных испытаний в марте 1944 года было обнаружено, что замена единого кольца выпускного коллектора двигателей на отдельные трубы обеспечила дополнительную тягу и увеличение максимальной скорости до 642 км/ч (399 миль в час). [ 9 ]
В попытке еще больше улучшить высотные характеристики Ки-46 два прототипа были оснащены с турбонаддувом двигателями Ха-112-II -Ru . Эта версия впервые совершила полет в феврале 1944 года, но было построено всего два прототипа. [ 10 ]
За 1941–44 годы заводы Mitsubishi изготовили 1742 экземпляра всех модификаций (34 ед. Ки-46-I, 1093 ед. Ки-46-II, 613 ед. Ки-46-III, 4 ед. Ки-46-IV). [ 11 ]
Операционная история
[ редактировать ]

Этот самолет впервые использовался японской армией в Маньчжоу-Го и Китае , где им было оснащено семь единиц, а также временами Императорским флотом Японии в некоторых разведывательных миссиях над северными побережьями Австралии и Новой Гвинеи .
Японская армия использовала этот самолет для миссий того же типа (которые не были санкционированы) над современной Малайзией в течение нескольких месяцев до войны на Тихом океане . Позже его использовали для высотной разведки над Бирмой , Индокитаем , Таиландом и Индийским океаном . Британские ВВС в Бирме считали Ки-46 самолетом, которому трудно противостоять, и лишь изредка им удалось успешно перехватить. 25 сентября 1944 года летный офицер Виттридж сбил Ki-46, используя лично модифицированный Spitfire Mk VIII . Виттридж снял два пулемета и броню сидений, а также отполировал передние кромки крыла, чтобы получить дополнительную скорость. [ 12 ] Ведущему американскому летчику-истребителю Ричарду Бонгу , летавшему на P-38 Lightning , удалось сбить Ki-46 над побережьем Папуа-Новой Гвинеи в конце 1942 года.

В 1944–45, в последние дни войны, он был модифицирован в высотный перехватчик с двумя 20-мм пушками в носовой части и одной 37-мм (1,46 дюйма) пушкой в положении «вверх-вперед». – почти как Люфтваффе артиллерийские Schräge Musik ночных истребителей огневые точки USAAF – для борьбы с суперкрепостями B-29 над японскими островами-метрополиями. Ему не хватало устойчивости для продолжительной стрельбы из 37-мм (1,46 дюйма) орудия, он имел лишь тонкий слой брони , не имел самоуплотняющихся топливных баков и медленно набирал высоту.
Ki-46 также использовался в составе двух полных сэнтай (крыльев/групп), а также отдельных чутайчо (младших оперативных командиров) в Воздушной службе Императорской армии Японии во время войны на Тихом океане .
оценки . Во время конфликта союзники захватили несколько экземпляров, которые затем были отремонтированы и отправлены в полет для Ki-46 III был единственным японским самолетом, отправленным в НИИ ВВС СССР для испытаний в 1946–1947 годах. [ 13 ]
Варианты
[ редактировать ](примечание: обозначения Сики необходимо использовать полностью, как указано ниже, поскольку номер типа относится только к году создания конструкции.)
- Армейский командно-разведывательный самолет Тип 100
- Обозначение Сики командно-разведывательного самолета Ki-46.
- Армейский истребитель ПВО Тип 100
- Обозначение Сики истребителя-перехватчика Ки-46.
- Армейский штурмовой самолет Тип 100
- Обозначение Сики . штурмового самолета Ки-46
- Ки-46
- Прототип.
- Ки-46 И
- Разведывательный вариант Ки-46.
- Ки-46 II
- Первая действующая модель серии.
- Ки-46 II КАИ
- Трехместный учебный вариант Ки-46. Используется для обучения радио- и навигации, с модернизированной кабиной , удлиненной спинной частью . Конверсии Ки-46 II.
- Ки-46 III
- «Традиционное» ступенчатое лобовое стекло заменено гладкой изогнутой застекленной панелью, выступающей над сиденьем пилота, что придает носовой части более аэродинамический профиль. Мощность двигателя увеличена до 1500 л.с. (На-112-II), в носовой части установлен дополнительный топливный бак.
- Ки-46 III- МОРЕ
- Вариант Ки-46 — оборонительный перехватчик/ночной истребитель. Оснащен двумя 20-мм пушками в носовой части и одной 37-мм (1,46 дюйма) пушкой в стиле « Schräge Musik » с направленной вверх спинной лобовой позицией.
- Ки-46 III
- Сухопутная ударная версия Ки-46 без 37-мм (1,46 дюйма) пушечного вооружения.
- Ки-46 IIIб
- Штурмовой вариант.
- Ки-46 IIIc
- Незастроенный дизайн-проект.
- Ки-46 IV
- Прототип, оснащенный двумя двигателями Mitsubishi Ha-112-IIru с турбонаддувом мощностью 1119 кВт (1500 л.с.) и увеличенным запасом топлива.
- Ки-46 IVa/b
- Серийные модели самолетов-разведчиков/истребителей, незавершенные конструкторские проекты
Операторы
[ редактировать ]- Французские ВВС – Захваченный самолет.
- Два коммунистических ВВС Китая, захваченные Ки-46, находившиеся в руках коммунистов Китая, служили штурмовиком и учебно-тренировочным самолетом соответственно, а последний Ки-46 сошел с вооружения в начале 1950-х годов.
Выживший самолет
[ редактировать ]
Единственным известным выжившим является экземпляр Ki-46-III Army Type 100, который является частью коллекции Музея Королевских ВВС в Соединенном Королевстве. Построенный примерно в 1943 году, он входил в состав 81-го сентая, 3-го чутайского IJAAF. Отряды этого подразделения были развернуты в юго-западной части Тихого океана. [ 14 ]
В конце 1945 года капитулировавшим японцам на аэродроме Куруан в Британской Малайе было приказано восстановить два Ки-46 на базе до летного состояния для подразделения технической воздушной разведки союзников . Им удалось это сделать с помощью одного самолета, и в начале 1946 года японский пилот доставил его в Селетар , Сингапур. Он совершил ряд полетов с японскими пилотами и был выбран для сохранения в музее. Он был отправлен в Соединенное Королевство в середине 1946 года. [ 14 ]
Он стал частью коллекции исторических самолетов ВВС Великобритании в Сент-Атане , а затем в 1989 году переехал в Музей Королевских ВВС в Косфорде . Право собственности было передано от Министерства обороны Музею Королевских ВВС в 1998 году. [ 14 ] и самолет оставался на выставке в Косфорде до 2022 года, когда его перевезли в музей Королевских ВВС в Хендоне . [ 15 ]
Технические характеристики (Ки-46-II)
[ редактировать ]
Данные японских самолетов Тихоокеанской войны [ 16 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 11 м (36 футов 1 дюйм)
- Размах крыльев: 14,7 м (48 футов 3 дюйма)
- Высота: 3,88 м (12 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 32 м 2 (340 кв. футов)
- Вес пустого: 3263 кг (7194 фунта)
- Полная масса: 5050 кг (11133 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 5800 кг (12787 фунтов)
- Силовая установка: 2 × Mitsubishi Ha-102 (Армейский Тип 100, 1050 л.с. с радиальным воздушным охлаждением) 14-цилиндровые радиально-поршневые двигатели воздушного охлаждения мощностью 810 кВт (1080 л.с.) каждый на взлете.
- 787 кВт (1055 л.с.) на высоте 2800 м (9200 футов)
- Гребные винты: 3-лопастные металлические гребные винты с постоянной скоростью вращения.
Производительность
- Максимальная скорость: 604 км/ч (375 миль в час, 326 узлов) на высоте 5800 м (19 000 футов).
- Крейсерская скорость: 400 км/ч (250 миль в час, 220 узлов) на высоте 4000 м (13000 футов).
- Дальность: 2474 км (1537 миль, 1336 миль)
- Практический потолок: 10720 м (35170 футов)
- Время набора высоты: 8000 м (26 000 футов) за 17 минут 58 секунд.
Вооружение
- Орудия: калибра 7,7 мм (0,303 дюйма), 1 пулемет Тип 89 гибко установленный в задней кабине (устанавливается не на все модели).
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Nakajima C6N Saiun , одномоторный аналог IJN , самый быстрый японский палубный самолет времен войны.
- де Хэвилленд Москито
- Дуглас P-70/F-3 Хэвок
- Юнкерс Ю 88
- Кавасаки Ки-45
- Локхид П-38
- Мессершмитт Ме 410 Хорнисс
- Накадзима J1N Гекко
- Petlyakov Pe-3
- Татикава Ки-70
- Tupolev Tu-2
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Air International , ноябрь 1980 г. , с. 227.
- ^ Jump up to: а б Франсильон 1979 , стр. 169–170.
- ^ Франсильон 1979 , с. 170.
- ^ Air International , ноябрь 1980 г. , стр. 230.
- ^ Франсильон 1979 , стр. 170–171.
- ^ Франсильон 1979 , с. 172.
- ^ Air International , ноябрь 1980 г. , стр. 231–232.
- ^ Франсильон 1970 , с. 257.
- ^ Феркл 2005 , с. 7.
- ^ Air International , ноябрь 1980 г. , стр. 232.
- ^ Франсильон 1979 , с. 176.
- ^ Томас, Эндрю Making the Best Better , статья , журнал Fly Past, февраль 2006 г., стр. 92-4.
- ↑ Котельников, Статья В. «Пленники Сталина» в журнале «Мимолет», февраль 2017 г., стр.106 с наземной фотографией.
- ^ Jump up to: а б с Эндрю Симпсон (2012 г.), Mitsubishi Ki-46-III «Дина» BAPC. 84/8484M Музейный инвентарный номер 1989/0307/AF (PDF) , Музей Королевских ВВС , получено 22 ноября 2013 г.
- ^ «Редкие японские типы времен Второй мировой войны переехали в Лондон» . www.key.aero . 31 октября 2022 г. Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ Франсильон 1979 , стр. 176–177.
Библиография
[ редактировать ]- Феркл, Мартин (2005), Mitsubishi Ki-46 Dinah , Острава-Поруба, Чехия: Revi Publications, ISBN 9-788085-957112 , нет. II-4002
- Франсильон, Рене Дж. (1966), Mitsubishi Ki-46 (2-е изд.), Leatherhead: профильные публикации
- Франсильон, Рене Дж. (1970), Японские самолеты Тихоокеанской войны , Лондон: Патнэм, ISBN 0-370-00033-1
- Франсильон, Рене Дж. (1979), Японские самолеты Тихоокеанской войны (2-е изд.), Лондон: Putnam & Company, ISBN 0-370-30251-6 .
- Грин, Уильям (1961), Боевые самолеты Второй мировой войны, Том третий: Истребители , Лондон: Macdonald & Co. (Издатели), ISBN 0-356-01447-9 .
- Ганстон, Билл (1978), Иллюстрированная энциклопедия боевых самолетов Второй мировой войны , Лондон: Salamander Books, ISBN 0-89673-000-Х
- Милло, Бернар (февраль 1977 г.). «Mitsubishi Type 100 Ki.46 Shin Shitei «Дина» (1)». Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (87): 22–27. ISSN 0757-4169 .
- «Mitsubishi Ki. 46...эстетичный азиат». Эйр Интернешнл . Том. 19, нет. 6. Ноябрь 1980 г., стр. 227–233. ISSN 0306-5634 .
- Сумиль, Жан-Клод (сентябрь 1999 г.). «Японские самолеты во французских цветах». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (78): 6–17. ISSN 1243-8650 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]