Jump to content

Митсубиси FX

Форекс
Концепт-дизайн истребителя FX
Роль Стелс- истребитель завоевания превосходства в воздухе
Национальное происхождение Япония
Производитель Мицубиси Хэви Индастриз
Первый полет 2028 г. (планируется) [ 1 ]
Введение 2035 г. (планируется) [ 1 ]
Статус Объединение с Глобальной программой боевой авиации [ 2 ]
Основной пользователь Силы воздушной самообороны Японии (планируется)
Произведено 2024 г. (запланировано производство первого прототипа) [ 1 ]

2031 г. (запланировано полномасштабное производство) [ 1 ]

Разработано на основе i3 истребитель
Митсубиси Х-2 Шиншин

Mitsubishi FX (неофициальное название F-3 ) — шестого поколения истребитель-невидимка , разрабатываемый для Сил воздушной самообороны Японии (JASDF). Это первый японский истребитель-невидимка отечественной разработки, который заменит Mitsubishi F-2 к середине 2030-х годов. [ 1 ] Его разработка также призвана поддержать национальную оборонную промышленность и потенциально выйти на международный рынок вооружений на фоне изменения оборонной позиции Японии. [ 3 ] В октябре 2020 года компания Mitsubishi Heavy Industries . головным разработчиком была выбрана [ 4 ]

9 декабря 2022 года правительства Японии, Великобритании и Италии совместно объявили, что они разработают и развернут общий истребитель в рамках проекта под названием Global Combat Air Program (GCAP); последних двух стран объединение разработки BAE Systems Tempest с FX. [ 5 ] В Японии Mitsubishi Heavy Industries будет генеральным подрядчиком, IHI Corporation будет заниматься двигателями, а Mitsubishi Electric - электроникой. В Великобритании BAE Systems самолетами будет заниматься Rolls-Royce , двигателями — Leonardo , Elt Elettronica Group и Avio Aero , а электроникой — Leonardo UK. В разработке от Италии примут участие MBDA , в разработке ракеты также примет участие .

Примерно к 2024 году будут уточнены детали разработки и распределение затрат для каждой компании, а производство начнется примерно в 2030 году, а первый самолет будет развернут в 2035 году. Кроме того, в 2023 финансовом году начнется совместная разработка с Соединенными Штатами беспилотного самолета. самолет, сопровождающий F-3. [ 6 ]

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]
я 3 Истребители и сопровождающие их БПЛА демонстрируют стрельбу по облакам

Программа FX началась, когда Соединенные Штаты запретили экспорт Lockheed Martin F-22 Raptor в рамках поправки Obey 1997 года, чтобы защитить свои технологии. [ 7 ] Поскольку Япония больше не могла приобретать F-22, вместо нее был выбран истребитель отечественной разработки для замены стареющего японского парка истребителей. В период с декабря 2009 года по август 2010 года Министерство обороны (МО) провело исследование по разработке будущего истребителя для замены F-2. [ 8 ] Проведенное исследование потребовало создания нового истребителя, который будет на поколение опережать современные истребители пятого поколения. [ 9 ] Концепт-истребитель получил название i. 3 Боец ( информированный , умный , мгновенный ). Некоторые технологии и возможности, которыми должен обладать концептуальный истребитель, включают передовые радиолокационные системы для противодействия технологиям малозаметности других истребителей, получение информации о целях от других платформ (дронов, истребителей и / или самолетов дальнего обнаружения и управления ), использование оптики полета. (очень похоже на Kawasaki P-1 ) для более быстрой обработки информации, технологию малозаметности, полупроводники на основе нитрида галлия для улучшения характеристик радара и новый, более мощный двигатель. [ 9 ]

Демонстратор Митсубиси Х-2

[ редактировать ]

Большая часть развития программы FX связана с разработкой Mitsubishi X-2 Shinshin. Разработка демонстратора X-2 позволит Японии получить новую информацию и разработать новые технологии, связанные с их истребителем следующего поколения. X-2 совершил свой первый полет 22 апреля 2016 года. Испытания X-2 завершились в марте 2018 года. [ 10 ]

Стратегия дальнейшего развития и закупок

[ редактировать ]

Компоненты самолета

[ редактировать ]

Одновременно с разработкой и тестированием X-2 проводились оценки различных исследований, связанных с FX. Эти исследования и испытания продолжаются, поскольку Япония стремится к международному сотрудничеству в области FX.

Список оценок, связанных с валютой
Период оценки Название оценки Срок разработки Общая стоимость Цель
октябрь 2009 г. Исследование усовершенствованной интегрированной сенсорной системы [ 11 ] Прототип: 2010 - 2014 гг.
Тестирование: 2014 - 2016 гг.
500 миллионов йен Обнаруживайте самолеты-невидимки с помощью различных датчиков, работающих в тандеме друг с другом.
Исследования аэродинамических технологий для интернализации оружия [ 12 ] Прототип: 2010 - 2013 гг.
Тестирование: 2013 - 2014 гг.
1,3 миллиарда йен Моделирование отделения внутреннего вооружения от оружейного отсека для изучения аэродинамического явления, действующего на установленный объект на околозвуковой и сверхзвуковой скорости.
Исследование основных компонентов двигателя нового поколения [ 13 ] Прототип: 2010 - 2014 гг.
Тестирование: 2014 - 2015 гг.
100 миллионов йен Достичь высокой удельной тяги для двигателя следующего поколения за счет разработки высокотемпературной камеры сгорания, турбины высокой температуры/высокого давления и легкого компрессора.
июль 2011 г. - август 2011 г. Исследование технологии комплексного управления огнем истребителей [ 14 ] Прототип: 2012 - 2016 гг.
Тестирование: 2015 - 2017 гг.
9,1 миллиарда йен Разработайте сетевое боевое пространство , которое подключается к различным ресурсам для численно уступающих самолетов-невидимок.
июль 2012 г. - сентябрь 2012 г. Исследование элементов двигателей для истребителей [ 15 ] Прототип: 2013 - 2017 гг.
Тестирование: 2015 - 2017 гг.
172 миллиарда йен Спроектируйте мощный двигатель, который должен быть тонким и обладать высокой тягой.
Исследование высвобождения оружия /скрытности [ 16 ] Прототип: 2013 - 2017 гг.
Тестирование: 2016 - 2017 гг.
3,8 миллиарда йен Разработать внутренний оружейный отсек для уменьшения ЭПР и сопротивления.
Исследования по расширенному моделированию радиочастотной самообороны [ 17 ] Прототип: 2013 - 2016 гг.
Тестирование: 2015 - 2018 гг.
1,6 миллиарда йен Разработка средств радиоэлектронной борьбы для противодействия самолетам и ракетам.
июль 2013 г. - август 2013 г. Исследование по микроволновой технологии высокой мощности [ 18 ] Прототип: 2014 - 2017 гг.
Тестирование: 2016 - 2018 гг.
1,8 миллиарда йен Разработать мощную микроволновую технологию для нейтрализации приближающейся ракеты.
Исследование технологии инфракрасного изображения высокого разрешения [ 19 ] Прототип: 2014 - 2017 гг.
Тестирование: 2016 - 2019 гг.
3,8 миллиарда йен Повышение разрешения технологии инфракрасного изображения для различных платформ, например истребителей.
Исследование технологии снижения веса конструкции планера [ 20 ] Прототип: 2014 - 2017 гг.
Тестирование: 2017 - 2018 гг.
5,7 миллиарда йен Используйте технологию высокоточного анализа напряжений для снижения веса планера будущего истребителя и анализа риска прочности, связанного со снижением веса.
июль 2014 г. - август 2014 г. Исследование технической осуществимости будущих истребителей [ 21 ] Прототип: 2015 - 2017 гг.
Тестирование: 2016 - 2017 гг.
5,4 миллиарда йен Разработайте дизайн виртуального автомобиля, чтобы решить, стоит ли разрабатывать преемника F-2.
Исследование системы двигателя истребителя [ 22 ] Прототип: 2015 - 2018 гг.
Тестирование: 2017 - 2019 гг.
14,2 миллиарда йен Разработка и испытание двигателя XF9
Исследование электропривода технологии [ 23 ] Прототип: 2015 - 2017 гг.
Тестирование: 2018 г.
2,3 миллиарда йен Разработка электрических приводов для замены традиционной гидравлической системы.
Исследование обтекателя невидимки истребителя- [ 24 ] Прототип: 2015 - 2019 гг.
Тестирование: 2018 - 2020 гг.
5,4 миллиарда йен Спроектируйте обтекатель для защиты радара и максимизируйте аэродинамические, малозаметные и радиолокационные характеристики.
Исследование будущей HMD системы [ 25 ] Прототип: 2015 - 2018 гг.
Тестирование: 2018 - 2019 гг.
3,5 миллиарда йен Разработать будущую систему HMD с широким полем зрения и бинокулярным многоцветным дисплеем.
июль 2015 г. - август 2015 г. Исследование сопла отклонения тяги [ 26 ] Прототип: 2016 - 2019 гг.
Тестирование: 2017–2020 гг.
2,3 миллиарда йен Разработать сопло отклонения тяги для достижения высокой маневренности, уменьшения площади рулевого управления и повышения скрытности.
Исследование малой системы теплопередачи для будущих истребителей [ 27 ] Прототип: 2016 - 2019 гг.
Тестирование: 2018 - 2020 гг.
1,9 миллиарда йен Разработать систему охлаждения на основе парового цикла.

В середине сентября 2019 года были проведены летные испытания встроенных датчиков, которые будут использоваться в FX. Датчики были протестированы на борту истребителя F-2, и результаты оказались хорошими. [ 28 ]

Валютная программа и международное сотрудничество

[ редактировать ]

В марте 2017 года Япония и Великобритания подписали соглашение об изучении возможности совместной разработки будущего истребителя. [ 29 ] [ 30 ] К марту 2018 года представитель Минобороны заявил, что правительство Японии решает, разрабатывать ли FX внутри страны, путем совместных разработок, или разрабатывать его на основе существующей конструкции истребителя. Тогда японское правительство разослало предложения США и Великобритании, добиваясь их участия в проекте. [ 31 ] Boeing , Lockheed Martin , BAE Systems и Northrop Grumman На предложение откликнулись . Сообщается, что компания Boeing предложила модернизированный истребитель на базе своего F-15 , а BAE Systems аналогичным образом предложила свой Eurofighter Typhoon . [ 32 ] Компания Lockheed Martin предложила гибридный истребитель F-22 / 35 , одновременно предложив Японии большую часть работ по разработке и производству истребителя. [ 33 ] [ 34 ] Northrop Grumman выразила заинтересованность в присоединении к проекту; [ 35 ] с предположениями, что модернизированный YF-23 может быть предложен Японии. [ 36 ] Япония и Великобритания также дополнительно изучили возможность сотрудничества проекта FX с проектом Tempest в определенной степени. [ 37 ]

К октябрю 2018 года Минобороны начало исключать возможность разработки истребителя на базе существующих образцов. Сообщается, что F-15 компании Boeing и Eurofighter Typhoon компании BAE Systems не соответствуют требованиям министерства. [ 32 ] Гибридный истребитель-невидимка компании Lockheed Martin также вызвал сомнения из-за его высокой цены, а также неуверенности в том, что США разрешат продажу, учитывая запрет на экспорт F-22. [ 32 ] В одном отчете указывалось, что стоимость гибридного истребителя может достигать 177 миллионов долларов за самолет. [ 38 ]

В начале февраля 2019 года министерство обороны объявило, что будет запущена программа Future Fighter под руководством Японии, при этом сотрудничество с иностранными оборонными подрядчиками по-прежнему остается вариантом. Это заявление также подтверждает, что планы по разработке или местному производству существующих истребителей иностранного производства исключены. Кроме того, программа будет уделять приоритетное внимание отечественной промышленности по разработке и производству истребителя-невидимки. Программа будет реализована в период с 2019 по 2023 год в соответствии со Среднесрочной программой обороны Министерства обороны и займет 15 лет; примерно в то время, когда F-2 начнут выходить на пенсию. [ 39 ] [ 40 ] Министерство обороны выделило пять ключевых аспектов разработки программы: [ 41 ]

  • Способность к будущему превосходству в воздухе
  • Потенциал расширения возможностей за счет внедрения технологий следующего поколения.
  • Возможность модифицировать и модернизировать новую платформу
  • Участие японской промышленности
  • Доступная стоимость

21 августа 2019 года Минобороны объявило, что разработка истребителя-невидимки начнется в апреле – декабре 2020 года в соответствии с оборонным бюджетом на 2020 финансовый год. Финансирование, которое получит министерство обороны, будет использовано для запуска программы истребителей. [ 42 ] К декабрю 2019 года министерство обороны выделило 11,1 миллиарда йен в оборонный бюджет на 2020 финансовый год для запуска программы. [ 43 ] В общей сложности 28 миллиардов йен будет использовано для финансирования развития валютного рынка в 2020 финансовом году. Из общего бюджета 16,9 миллиардов йен (60%) используется для исследовательских проектов, а оставшиеся 11,1 миллиардов йен (40%) используются для запуска программы. и приступить к концептуальному проектированию. Именно в рамках оборонного бюджета на 2020 финансовый год был раскрыт новый концептуальный образ истребителя-невидимки, а название программы было официально изменено с «Future Fighter» на «FX». [ 44 ] [ 45 ]

27 марта 2020 года Япония отклонила проекты, предложенные Lockheed Martin, Boeing и BAE Systems. Проекты, представленные всеми тремя оборонными подрядчиками, включают в себя: гибридный истребитель F-22/35, проект, основанный на Boeing F/A-18E/F Super Hornet , и еще один проект, основанный на Eurofighter Typhoon соответственно. По словам представителя Агентства по закупкам, технологиям и логистике (ATLA), конструкции не соответствовали их требованиям, и решение по конструкции планера еще не принято. Это решение ставит Mitsubishi Heavy Industries в авангарде разработки истребителя-невидимки. Однако это решение не исключало возможности международного сотрудничества; поскольку Lockheed Martin, Boeing, Northrop Grumman и BAE Systems по-прежнему числятся потенциальными партнерами. [ 46 ] Это решение было дополнительно подтверждено Jane's. Представитель ATLA заявил, что «вариант «разработки производных существующих истребителей» не может быть кандидатом с точки зрения разработки под руководством Японии, и министерство обороны пришло к выводу, что мы будем разрабатывать новую модель». Представитель далее уточнил, что Минобороны разработало достаточно технологий для возможной разработки FX внутри страны, но возможность международного сотрудничества все еще существует. [ 47 ] 1 апреля 2020 года ATLA создала специальную команду для разработки FX. Группу возглавляет генерал-майор Воздушных сил самообороны Японии (JASDF) и состоит из 30 офицеров JASDF, технических специалистов и других специалистов. [ 48 ] Корпорация Subaru также объявила, что создаст Центр развития технологий для поддержки развития FX. [ 49 ]

По состоянию на июль 2020 г. Министерство обороны ожидает, что производство первого прототипа истребителя начнется в 2024 году, а летные испытания начнутся в 2028 году. Ожидается, что полномасштабное производство начнется к 2031 году. [ 1 ]

В июне 2021 года Япония заявила, что ведет переговоры с британскими официальными лицами о сотрудничестве с Rolls-Royce в разработке двигателей. [ 50 ]

9 декабря 2022 года правительства Японии, Великобритании и Италии совместно объявили, что они разработают и развернут общий истребитель, объединив свои ранее отдельные проекты шестого поколения в: Глобальную программу боевой авиации . Слияние Японии с этим многонациональным предприятием фактически положило конец отдельной программе истребителей Japan FX.

FX — двухмоторный истребитель-невидимка, созданный для достижения превосходства в воздухе . По собственной терминологии японского министерства обороны, технологии и возможности, которыми обладает FX, позволяют классифицировать его как истребитель шестого поколения. [ 8 ]

Говорят, что FX больше, чем F-22, за что Брэдли Перретт на Aviation Week дал ему прозвище «Годзилла» . Большой размер указывает на то, что Минобороны желает, чтобы самолет обладал очень большой дальностью полета и большой грузоподъемностью. Технологии, испытанные на демонстраторе технологий X-2, скорее всего, будут использованы в истребителе FX. [ 51 ] Министр обороны Таро Коно заявил, что FX будет обладать мощными сетевыми возможностями и будет нести больше ракет, чем F-35. [ 52 ]

В процессе проектирования создаются концептуальные проекты FX, которые затем проходят через систему цифрового трехмерного макета . Конструкции основаны на предполагаемых функциях и характеристиках FX, а затем устанавливаются в исследовательский летно-боевой симулятор, разработанный Отделом технических исследований . Данные о авионике, малозаметности и характеристиках двигателя вводятся в симулятор, а затем проверяются пилотами JASDF. Посредством моделирования боя воздух-воздух оценивается эффективность и улучшения конструкции макета. [ 53 ]

По сравнению со своим предшественником, FX заменяет использование традиционных гидравлических систем электрическими приводами. По оценке Минобороны, причиной выбора электроприводов вместо гидравлических систем является сложность проектирования салона истребителя-невидимки. При проектировании малозаметного облика самолета необходимо учитывать внутренний отсек вооружения и воздухозаборники. Однако при установке трубопроводов гидравлической системы возникают проблемы из-за конструктивных соображений, таких как жесткость и длина. Использование электрических приводов устраняет эти ограничения, поскольку они подключаются только через электрическую проводку. Это приводит к упрощению установки и уменьшению ограничений, что обеспечивает большую гибкость при проектировании корпуса самолета. [ 23 ] Другие преимущества включают снижение веса и повышение мобильности самолета. [ 54 ] Электроприводы используются в системах управления полетом истребителя и системах торможения шасси и колес. [ 55 ]

Чтобы добиться облегченной конструкции кузова, в FX реализовано несколько технологий и методов производства/проектирования. Один из методов предполагает сокращение или отказ от использования крепежных изделий путем склеивания композитных материалов посредством формования клея. Этот метод получил название технологии «интегрированной/бескрепёжной конструкции». теплового экрана Вокруг двигателей используется технология алюминиевые сплавы и полимер, армированный углеродным волокном (CFRP), , позволяющая применять для снижения веса. Высокоэффективные и высокоточные методы структурного анализа, используемые для FX, включают создание метода конечных элементов (FEM) моделей с использованием системы автоматизированного проектирования (CAD) для изучения и создания стандартов анализа напряжений для FX. Предшественник FX, F-2, использовал интегрированный формовочный материал и углепластик для уменьшения его общего веса, но эта технология формования применялась только на нижних пластинах крыльев; требуется установка креплений через верхние пластины основного крыла и других участков с использованием креплений на обеих пластинах. Для сравнения, FX расширяет возможности применения углепластика и клеевого формования на всю территорию. фюзеляж . Исследования Минобороны показали, что применение новых методов проектирования может снизить конструктивную массу планера FX на 11,6% и – для части средней части фюзеляжа – сократить трудозатраты на 66% по сравнению с традиционными подходами. [ 56 ] [ 57 ]

Чтобы справиться с теплом, выделяемым бортовыми системами, в FX установлена ​​небольшая специальная система теплопередачи, помогающая его воздушному циклу и системе жидкостного охлаждения. Система теплопередачи смоделирована на основе парокомпрессионного холодильного цикла. [ 58 ]

Авионика

[ редактировать ]

Для улучшения обнаружения самолетов-невидимок в FX используются встроенные датчики. Датчики включают в себя: радар с активной решеткой с электронным сканированием (AESA) , пассивный радиочастотный (RF) датчик и инфракрасную камеру. И радар AESA, и радиочастотный датчик используют нитрид галлия (GaN) для улучшения своих характеристик. [ 28 ] Радар AESA основан на радаре J/APG-2 , используемом на истребителе F-2, и аналогичен радару AN/APG-81, используемому на F-35. [ нужна ссылка ]

FX обладают радиочастотной системой «самозащиты» для противодействия угрозам самолетов, ракет «воздух-воздух» и «земля-воздух». Система выполняет как ESM, так и ECM, предупреждая об угрозе и мгновенно и глобально прерывая свои радиоволны. Встроенные корпусные антенны ЕСМ расположены вдоль крыла и хвостового закрылка истребителя. [ 17 ] [ 59 ] [ 60 ]

Установленный на шлеме дисплей имеет широкое поле зрения, бинокулярный, многоцветный дисплей, распознавание голоса и трехмерный звук . [ 25 ] [ 61 ]

Скрытность

[ редактировать ]

Чтобы минимизировать радиолокационное сечение, физическая конструкция FX включает змеевидные воздуховоды и внутренний отсек для вооружения. [ 62 ] В воздуховодах и двигателях установлены поглотители электромагнитных волн для уменьшения отражения радаров. Говорят, что поглотитель изготовлен из материала на основе углерода. Согласно результатам проведенных испытаний, снижение ЭПР за счет поглотителей дает эквивалентный эффект уменьшения дальности обнаружения радиолокационных угроз примерно вдвое. [ 63 ] Метаматериалы также используются для отражения радиоволн. Метаматериалы состоят из различных материалов, включая небольшие кусочки металлов и диэлектриков. [ 64 ] Метаматериалы применяются в импульсной доплеровской системе как часть технологии контроля отражения радиоволн на борту FX. [ 65 ]

Чтобы избежать обнаружения излучений радара, FX максимально использует пассивное обнаружение. Его сенсорные программы также управляют излучением радара таким образом, чтобы снизить вероятность встречного обнаружения во время излучения радара. [ 28 ]

FX использует технологию плазменной стелс-антенны для отклонения радиоволн. Антенна работает, создавая временную плазму, используя характеристики плазмы, которые могут изменять физические свойства посредством электрического управления. В активном состоянии антенна также способна передавать и принимать сообщения. [ 66 ]

Двигатель

[ редактировать ]
XF9-1 на тестовом запуске

На ранних этапах разработки FX должен был оснащаться двумя двигателями XF9. В 2018 году официально опубликованный уровень тяги прототипа двигателя составлял «11 тонн (107 кН / 24 000 фунтов-силы) или более» для военной тяги и «15 тонн (147 кН / 33 000 фунтов-силы) или более» с форсажной камерой. [ 67 ] XF9 спроектирован так, чтобы его можно было адаптировать к широкому диапазону уровней тяги, выше или ниже, в зависимости от требований; [ 68 ] а программа будущих двигателей для истребителей реализуется с учетом целевой максимальной тяги в 20 тонн (196 кН / 44 000 фунтов силы), которая была представлена ​​на технологическом симпозиуме ATLA 2018. XF9 обладает высокой температурой сгорания - 1800 °C. Примечательным в XF9 является его небольшой размер по сравнению с его мощностью. Например, воздухозаборник двигателя XF9 на 30% меньше, чем у General Electric F110, используемого на F-2. [ 62 ] Тонкая конструкция необходима для размещения внутри вооружения и сохранения малозаметности самолета. XF9 имеет большую выходную электрическую мощность — 180 кВт, что позволяет обеспечить мощность обоих двигателей в сумме 360 кВт. Большая генерация энергии необходима для питания мощной авионики и оборудования истребителя. [ 69 ] Двигатели оснащены соплами с трехмерным вектором тяги, что позволяет самолету достичь высокой маневренности и улучшить скрытность. Сопло вектора тяги двигателя может отклонять тягу до 20 градусов во всех направлениях окружности. [ 70 ]

В декабре 2021 года между Японией и Великобританией был подписан меморандум о сотрудничестве в создании совместной конструкции-демонстратора авиационного двигателя шестого поколения с участием производителей двигателей Rolls Royce и IHI, некоторое время велось совместное исследование жизнеспособности. Министерство обороны Японии заявило, что усилия начнутся в следующем финансовом году, который начался 1 апреля 2022 года. [ 71 ] Позже к разработке двигателя присоединился итальянский производитель Avio Aero. [ 72 ]

Вооружение

[ редактировать ]
АСМ-3 Противокорабельная ракета

ASM -3 был разработан для использования FX после прекращения производства F-2. [ 73 ] FX будет вооружен микроволновым оружием, способным сбивать приближающиеся ракеты. [ 18 ] Микроволновое оружие активируется от радара истребителя-невидимки с АФАР за счет использования усилителей на электронных лампах, обладающих высокой эффективностью и миниатюризацией. [ 74 ]

Управление дроном

[ редактировать ]

Япония планирует представить беспилотные боевые летательные аппараты , которые могут работать вместе с FX, под названием «Беспилотные самолеты боевой поддержки». Программа дронов аналогична проекту Kratos XQ-58 Valkyrie или Boeing Airpower Teaming System , в котором дрон действует как « верный ведомый » управляющего самолета. Существует две версии дрона: одна является носителем датчиков и разведывает цели, а другая стреляет боеприпасами и направляет приближающиеся ракеты в сторону от базового самолета. Обе версии имеют одинаковый дизайн. Ожидается, что дроны будут полностью разработаны к 2030-м годам. [ 75 ] [ 76 ]

Значение и проблемы

[ редактировать ]

Отечественная промышленность

[ редактировать ]

Внутри Японии разработка X-2 и FX рассматривается как шанс для Японии оживить свою оборонную/аэрокосмическую промышленность и закрепиться на международном рынке вооружений. [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ] После Второй мировой войны оборонный и аэрокосмический сектор Японии был разгромлен, что вынудило страну вступить в длительный период восстановления. В результате Япония в основном производила самолеты американского производства по лицензии для поддержания своей промышленности, в то время как исторически она изо всех сил пыталась производить свои собственные самолеты отечественной разработки, как гражданские, так и военные. [ 77 ] [ 78 ] [ 80 ] В частности, в Японии широко обсуждался истребитель F-2. Первоначально задуманный как «чистый» японский истребитель, F-2 должен был вобрать в себя новейшие технологии, которые могла предложить Япония, и стать своего рода духовным преемником знаменитого Mitsubishi A6M Zero . Однако решение о совместной разработке самолета с США было позже принято из-за сочетания политического давления США и тяжелых обязательств по производству истребителя внутри страны. В сочетании с задержками, отсутствием прибыли и роста отечественной промышленности F-2 стал дорогим и вызывающим споры истребителем. [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ] Таким образом, с появлением FX японские законодатели и представители министерства обороны твердо намерены избегать повторения спорной разработки F-2.

Группы оборонной промышленности и законодатели, как правило, больше всего отдают предпочтение отечественным разработкам, но ожидаемая высокая стоимость и неопытность разработки отечественного истребителя являются одними из самых больших проблем, с которыми сталкиваются отечественные разработки. Международное сотрудничество рассматривается как еще один вариант, позволяющий облегчить финансовое бремя, но может привести к трудностям в координации с партнерами проекта. Более того, японские законодатели непреклонны в том, что отечественные компании должны возглавить проект, чтобы обеспечить прибыль и сохранить оборонную промышленность. [ 32 ] [ 81 ] Маршал авиации Б.К. Панди, бывший офицер авиации, командующий учебным командованием ВВС Индии , отметил, что FX, вероятно, столкнется с технологическими проблемами, поскольку технологии, используемые в истребителях, с годами стали более сложными. [ 80 ]

Зарубежное сотрудничество

[ редактировать ]

По словам Грегга Рубинштейна из Фонда Карнеги за международный мир , у США и Японии разные подходы и приоритеты в совместной разработке истребителя-невидимки. Представители Министерства обороны США подчеркнули, что оперативные концепции и требования к возможностям должны стать основой для приобретения истребителей. Напротив, японские чиновники отдают приоритет развитию технологий и заинтересованности в промышленной базе. Кроме того, горькое наследие F-2 бросает тень на дискуссии между двумя странами. [ 82 ] В свете F-2 существуют опасения, что Япония не сможет контролировать свое партнерство с США. [ 83 ]

В то же время военное сотрудничество между Великобританией и Японией с годами расширилось. Дискуссии о совместном развитии между обеими странами были описаны как «открытые и гибкие». [ нужна ссылка ] Грегг Рубинштейн также отметил, что обе страны проявили интерес друг к другу; отметив, что после Брексита Великобритания будет искать партнеров за пределами ЕС , а Япония будет стремиться получить некоторую независимость от США для своей внутренней промышленности. [ нужна ссылка ] Однако это расширение сотрудничества вызвало некоторую реакцию со стороны США. [ 82 ] В середине апреля 2019 года в нескольких сообщениях указывалось, что США готовы раскрыть часть программного обеспечения F-35 Японии в обмен на совместную разработку истребителя FX. В этих сообщениях говорилось, что это предложение было сделано в ответ на то, чтобы превзойти «соперницу» Британию в заключении сделки с Японией. [ 84 ] [ 85 ] [ 86 ] По данным Financial Times , среди американских чиновников были опасения, что Япония выберет BAE Systems в качестве своего международного партнера, а не американских оборонных подрядчиков. В результате администрация Трампа , как сообщается, оказала политическое давление на Японию, чтобы она начала совместное развитие валютного рынка с США. Были опасения, что выбор британского истребителя увеличит трудности взаимодействия между ним и американскими военными и самолетами американского производства в Японии, что усложнит совместные операции. Другой вариант заключался в том, что выбор Великобритании вызвал бы гнев тогдашнего президента Трампа на фоне спора о распределении расходов по размещению американских войск в Японии. [ 87 ] В 2020 году Nikkei Asian Review отметил, что, выбрав в качестве партнера Великобританию или США, Великобритания предложит Японии большую гибкость в развитии валютного рынка, в то время как Япония по-прежнему придает большое значение своему союзу с США. [ 88 ] В начале марта 2020 года в отчете Nikkei Asian Review указывалось, что Япония планирует выбрать США для сотрудничества. [ 89 ] несмотря на продолжающиеся дискуссии между Японией, США и Великобританией на момент написания отчета. [ 90 ] В ответ ATLA заявила, что переговоры между США и Великобританией все еще продолжаются, в отчете говорится, что США по-прежнему имеют сильное влияние на Японию из-за их альянса. [ 91 ] 25 августа 2020 года министр обороны Японии заявил, что «[Япония] в настоящее время обменивается информацией с США и Великобританией, чтобы углубить наше рассмотрение международного сотрудничества в этом проекте развития». [ 92 ]

Геополитический

[ редактировать ]

Разработка FX позволяет Японии догонять российские и китайские истребители-невидимки и противостоять им. [ 79 ] В Восточной Азии FX позволяет Японии не отставать от Китая и Южной Кореи в поисках истребителей-невидимок. [ 80 ]

FX также был разработан в первую очередь в ответ на опасения по поводу военных угроз Китая, Северной Кореи и России. Министерство обороны Японии считает быстрое наращивание военной мощи Китая и споры в Восточном и Южно-Китайском морях основной проблемой безопасности; наряду с программой Северной Кореи по созданию ядерного оружия и активизацией военной деятельности России. [ 93 ] Что касается Китая, то FX, скорее всего, будет использоваться для противодействия передовым китайским истребителям: Shenyang J-11 , Chengdu J-20 и Shenyang FC-31 . [ 80 ] Эксперты полагают, что самолет-невидимка, скорее всего, расстроит Китай растущей милитаризацией Японии. [ 94 ] [ 95 ]

Развитие Японией FX, а также программы истребителей-невидимок Китая, Индии и Южной Кореи отмечаются как растущая тенденция азиатской аэрокосмической промышленности, бросающая вызов доминированию Запада и России в мировой индустрии истребителей. По состоянию на 2018 год 90% боевых самолетов всех ВВС мира приходится на США, СССР/Россию, Великобританию, Францию ​​и Швецию. Если FX (наряду с другими истребителями) будет успешно спроектирован, то фокус индустрии истребителей может сместиться с Северной Атлантики ближе к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Если его экспортировать, он потенциально может стать серьезным вызовом доминированию Запада в истребительной промышленности. [ 77 ] [ 78 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Йео, Майк (9 июля 2020 г.). «Япония обнародовала график развития собственной программы истребителей» . Новости обороны . Проверено 10 июля 2020 г.
  2. ^ Келли, Тим. Сэндл, Пол. и Кубо, Нобухиро. (9 декабря 2022 г.). «Япония, Великобритания и Италия будут вместе строить реактивный истребитель» . Рейтер . Проверено 11 января 2023 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  3. ^ «Истребитель следующего поколения Mitsubishi F-3 Stealth Future Fighter» . Глобальная безопасность . Проверено 30 мая 2020 г.
  4. Япония выбирает Mitsubishi Heavy для разработки нового истребителя-невидимки Nasdaq.
  5. ^ «Почему Япония выбрала Великобританию и Италию для своей программы истребителей FX» . Дипломат. 9 декабря 2022 г.
  6. ^ Япония, Великобритания и Италия договорились о совместной разработке истребителя следующего поколения, развертывание которого начнется в 2035 году. . Рейтер (на японском языке). 9 декабря 2022 года. Архивировано из оригинала 9 декабря 2022 года . Проверено 9 декабря 2022 г.
  7. ^ «H.Amdt.295–HR2266» . Конгресс.gov .
  8. ^ Jump up to: а б «О «Видении исследований и разработок истребителей будущего» » . Министерство обороны Японии . 25 августа 2010 года . Проверено 28 марта 2019 г.
  9. ^ Jump up to: а б «Видение исследований и разработок будущих истребителей» (PDF) . Министерство обороны Японии , 25 августа 2010 г. Проверено 28 марта 2019 г. .
  10. ^ Уолдрон, Грег (29 ноября 2017 г.). «Токио завершит программу X-2 в марте 2018 года» . Полет Глобал . Проверено 10 мая 2020 г.
  11. ^ «Исследование передовых интегрированных сенсорных систем (текст)» (PDF) Министерство обороны (Япония) , дата обращения 26 мая 2020 г ..
  12. ^ «Исследование внутренней аэродинамической технологии оружия (текст)» PDF) . ( 2020 Проверено 26 мая г. .
  13. ^ «Исследование основных компонентов двигателей следующего поколения (текст)» (PDF) . Министерство обороны (Япония) , дата обращения 26 мая 2020 г. .
  14. ^ «Исследование технологии интегрированного управления огнем для истребителей (текст)» PDF) . ( 2020 Проверено 26 мая г. .
  15. ^ «Исследование элементов реактивного двигателя истребителя (текст)» PDF) . ( 2020 Проверено 25 мая г. .
  16. ^ «Исследование выпуска оружия и скрытности (текст)» (PDF) . Министерство обороны (Япония) , дата обращения 25 мая 2020 г ..
  17. ^ Jump up to: а б «Исследование передового моделирования самообороны РФ (текст)» PDF) . ( 2020 Проверено 25 мая г. .
  18. ^ Jump up to: а б «Исследование мощных микроволновых технологий (текст)» PDF) . ( 2020 Проверено 25 мая г. .
  19. ^ «Исследование технологии получения инфракрасных изображений высокого разрешения (текст)» PDF) . ( г. Проверено 25 мая 2020 .
  20. ^ «Исследование технологии снижения веса конструкции планера (текст)» PDF) . ( 2020 Проверено 25 мая г. .
  21. ^ «Исследование технической осуществимости будущих истребителей (текст)» (PDF) Министерство обороны (Япония) , дата обращения 27 мая 2020 г ..
  22. ^ «Исследование систем реактивных двигателей истребителей (текст)» PDF) . ( 2020 Проверено 25 мая г. .
  23. ^ Jump up to: а б «Исследование технологии электрического привода (текст)» PDF) . ( 2020 Проверено 25 мая г. .
  24. ^ «Исследование обтекателей истребителей-невидимок (текст)» PDF) . ( г. Проверено 25 мая 2020 .
  25. ^ Jump up to: а б «Исследование будущих систем HMD (текст)» (PDF) . Дата 2020 обращения 25 мая г. .
  26. ^ «Исследование сопел с вектором тяги (текст)» PDF) . ( 2020 Проверено 24 мая г. .
  27. ^ «Исследование малой системы теплопередачи для будущих истребителей (текст)» (PDF) Министерство обороны (Япония) , дата обращения 24 мая 2020 г. .
  28. ^ Jump up to: а б с Перретт, Брэдли (22 сентября 2019 г.). истребителей будущего поднимаются в воздух» . « Датчики Проверено 23 мая 2020 г. .
  29. ^ «Заключение соглашения о совместном исследовании с Великобританией в отношении будущих истребителей» (PDF) Министерство обороны (Япония) 16 марта 2017 г. Проверено 9 мая 2020 г. .
  30. ^ Гади, Франц-Стефан (28 марта 2017 г.). «Япония и Великобритания будут сотрудничать в создании усовершенствованного истребителя-невидимки» . Дипломат . Проверено 9 мая 2020 г.
  31. ^ Тим Келли, Нобухиро Кубо (7 марта 2018 г.). «Эксклюзив: новый перспективный японский истребитель может быть основан на существующей зарубежной разработке – источники» . Рейтер . Проверено 27 февраля 2019 г.
  32. ^ Jump up to: а б с д Акияма, Шиничи (4 октября 2018 г.). «Министерство обороны разработает собственный истребитель, который придет на смену F-2, и может обратиться к международному проекту» . Майнити Дейли Ньюс . Проверено 1 марта 2019 г.
  33. ^ Тим Келли, Нобухиро Кубо (20 апреля 2018 г.). «Эксклюзив: Lockheed Martin предложит для Японии малозаметный гибрид F-22 и F-35 – источники» . Рейтер . Проверено 1 марта 2019 г.
  34. ^ Тадзима, Юкио (22 августа 2018 г.). «Lockheed предлагает Японии большую часть работ по планированию нового истребителя» . Азиатский обзор Nikkei . Проверено 1 марта 2019 г.
  35. ^ Тим Келли, Нобухиро Кубо (6 июля 2018 г.). «Эксклюзив: Northrop Grumman рассматривает возможность участия в японской программе истребителей-невидимок – источники» . Рейтер . Проверено 1 марта 2019 г.
  36. ^ Мизоками, Кайл (9 июля 2018 г.). «Теперь Northrop Grumman хочет построить новый японский истребитель» . Популярная механика . Проверено 1 марта 2019 г.
  37. ^ Гади, Франц-Стефан (2 августа 2018 г.). «Будут ли Япония и Великобритания сотрудничать в создании истребителей будущего шестого поколения Tempest?» . Дипломат . Проверено 9 мая 2020 г.
  38. ^ Леоне, Дарио (21 июля 2018 г.). «Гибрид F-22 и F-35 компании Lockheed Martin для Японии будет стоить 177 миллионов долларов вместо 133 миллионов долларов за самолет» . Клуб любителей авиации . Проверено 2 марта 2019 г.
  39. ^ Гади, Франц-Стефан (5 февраля 2019 г.). «Япония будет реализовывать местный проект следующего поколения «Истребитель будущего»» . Дипломат . Первоначально отчет поступил от Jane's 4 февраля 2019 года . Проверено 9 мая 2020 г.
  40. ^ «Япония заменит истребитель F-2 перспективными истребителями местной разработки» . Азиатско-Тихоокеанский оборонный журнал . Первоначально отчет поступил от Jane's 4 февраля 2019 года. 6 февраля 2019 года . Проверено 9 мая 2020 г. {{cite news}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  41. ^ «Япония заменит истребитель F-2 перспективными истребителями местной разработки» . Азиатско-Тихоокеанский оборонный журнал . Первоначально отчет поступил от Jane's 4 февраля 2019 года. 6 февраля 2019 года . Проверено 23 мая 2020 г. {{cite news}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  42. ^ «Япония начнет разработку преемника истребителя F-2 в 2020 финансовом году» . Ниппон.com . Авторские права принадлежат The Jiji Press, Ltd., 21 августа 2019 г. Проверено 9 мая 2020 г. {{cite news}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  43. ^ Такахаси, Косукэ (17 декабря 2019 г.). «Минобороны Японии выделило 11,1 миллиарда иен на разработку ключевых деталей для истребителей следующего поколения» . Джейн . Проверено 9 мая 2020 г.
  44. ^ Греватт, Джон (30 января 2020 г.). «Япония готовит рамки валютного партнерства» . Джейн . Проверено 9 мая 2020 г.
  45. ^ «Обзор оборонных программ и бюджета Японии по бюджету на 2020 японский финансовый год» (PDF) . Министерство обороны (Япония) . Август 2019. с. 14 . Проверено 9 мая 2020 г.
  46. ^ Келли, Тим (27 марта 2020 г.). «Эксклюзив: Япония отдает предпочтение отечественной разработке истребителя следующего поколения после отказа от иностранных планов: источники» . Рейтер . Проверено 9 мая 2020 г.
  47. ^ Такахаси, Косукэ (1 апреля 2020 г.). «Обновление: Япония отвергает иностранные планы по созданию истребителя следующего поколения» . Джейн . Проверено 9 мая 2020 г.
  48. ^ «Япония создаст группу по разработке нового истребителя» . Джапан Таймс . 1 апреля 2020 г. Проверено 9 мая 2020 г.
  49. ^ Греватт, Джон (7 апреля 2020 г.). «Японская Subaru создает подразделение по технологиям FX» . Блогспот.com . Первоначально отчет поступил от Jane's 5 апреля 2020 года . Проверено 9 мая 2020 г.
  50. ^ «Япония выбирает Rolls-Royce для помощи в разработке двигателей для FX» . АВИАЦИОНЛАЙН . 5 июля 2021 г.
  51. ^ «Минобороны Японии раскрывает новую концепцию истребителя следующего поколения FX «Годзилла»» . Военная утечка . 23 февраля 2020 г. Проверено 20 мая 2020 г.
  52. ^ Леоне, Дарио (4 апреля 2020 г.). « СЛЕДУЮЩИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ JASDF НЕСЕТ БОЛЬШЕ РАКЕТ, ЧЕМ F-35», - ЗАЯВИЛ МИНИСТР ОБОРОНЫ ЯПОНИИ» . Клуб любителей авиации . Проверено 19 мая 2020 г.
  53. ^ Мива, Хидеаки; Сакамото, Дайсуке; Хаяси, Кеничи (29 октября 2013 г.) Проверено PDF) . ( . 28 мая 2020 г.
  54. ^ Иде, Масасиро; Ино, Кадзунари; Нисимура, Ёситака, Го; Удагава, Наохико (29 октября 2013 г. ) . .Министерство обороны (Япония) .
  55. ^ Моримото, Масаюки; Мичики, Синдзи; Нисидзава, Кей (21 августа 2017 г.) Отчет о внешней оценке «Исследование технологии электрического привода» (PDF) . « Проверено 30 мая 2020 г. .
  56. ^ Умэдзава; Тошимицу Хаяси (2017). будущих истребителей» PDF) . « ( Куроташи Цудзи; Кейсуке для самолета Исследование конструкции легкого
  57. ^ Хирамото, Такаси; Ивахори, Ютака; Кобаяси, Нориси (16 декабря 2016 г.). Отчет о внешней оценке «Исследование технологии облегчения конструкции планера»» (PDF) . « Проверено 30 мая 2020 г. .
  58. ^ Кагава, Суми; Итая, Хасимото, Кадзунори; Фукуяма, Ёситака (21 января 2019 г.). внешней оценке «Исследование малой системы теплопередачи для будущих истребителей»» (PDF) . « Отчет о 30 мая 2020 г.
  59. ^ Такэда, Хитоши; Ито, Нобухиро (2015). «Исследование передового моделирования радиочастотной самообороны» (PDF) Министерство обороны (Япония) . Проверено 29 мая 2020 г. .
  60. ^ «Исследование передового моделирования самообороны РФ (ссылка)» (PDF) . Министерство обороны (Япония) , 2012 г. Проверено 29 мая 2020 г. .
  61. ^ Ино, Казунари; Юаса, Накадзима, Го; Удагава, Наохико; Иде, 2013 Масасиро ( ) . 29 мая 2020 г.
  62. ^ Jump up to: а б «Научно-исследовательский центр воздушных систем» . Министерство обороны (Япония) . Проверено 30 мая 2020 г.
  63. ^ Такахаги, Кадзухиро; Китагава, Харасаки, Акико (29 октября 2013 г.) радиолокационного сечения во впускных каналах и двигателях» PDF) Министерство обороны (Япония) . ( Уменьшение «
  64. ^ «Метаматериалы, способствующие снижению RCS» (PDF) . Министерство обороны (Япония) , 2011 г. Проверено 28 мая 2020 г. .
  65. ^ Такахаги, Кадзухиро; Хирано, Макото (2015). контроля отражения радиоволн» (PDF) . «Технология активного Проверено 29 мая 2020 г. .
  66. ^ Ёситака Ёсидзуми; Кадзухиро Такахаги; Сюндзи Нисиока (2018). «Исследование технологии плазменных стелс-антенн» (PDF) . г. Проверено 20 мая 2020 .
  67. ^ систем истребительных двигателей (прототип двигателя)» «Доставка исследовательских прототипов (PDF) (на японском языке, Агентство по закупкам, технологиям и логистике). Проверено 31 августа 2019 г. .
  68. ^ ""5.4.3.2.1...разгоняться!" В день испытания максимальной тяги произошло чудо - Интервью с разработчиком истребительного реактивного двигателя отечественного производства "XF9-1" [Часть 2]" [5.4.3.2 .1...разгоняться! В день испытания максимальной тяги произошло чудо — Japan’s Military Technology, Интервью с разработчиком (Часть 2/2)] 31 . Проверено августа 2019 г.
  69. ^ «Наконец завершен выпуск отечественного истребительного двигателя XF9-1 — интервью с японским разработчиком военных технологий [Часть 1]» стр . . 2. Проверено 30 мая 2020 г.
  70. ^ Нимура, Нао; Фудзи, Хидеми; Харада, Ямамото, Макото (18 января 2019 г.). оценке «Исследование сопла отклонения тяги» (PDF) . «Отчет о внешней Проверено 30 мая 2020 г. .
  71. ^ Чутер, Эндрю (22 декабря 2021 г.). «Британия и Япония объединяют усилия для разработки истребителя следующего поколения» . Новости обороны . Проверено 24 августа 2023 г.
  72. ^ «Программа глобальной боевой авиации занимает центральное место на выставке DSEI Japan» . GOV.UK. ​Проверено 24 августа 2023 г.
  73. ^ «Пресс-конференция министра обороны: 19 марта 2019 года (09:39-10:05)» . Министерство обороны (Япония) . 19 марта 2019 года . Проверено 28 мая 2020 г.
  74. ^ г.) «О мощной микроволновой технологии» (PDF) . Дайки Танигучи; Хирано, Макото ( 2015 Проверено 29 мая 2020 г. .
  75. ^ Беннетт, Джей (5 октября 2016 г.). «Японии нужны боевые дроны, которые могут летать в строю вместе с ее истребителями» . Популярная механика . Проверено 20 мая 2020 г.
  76. ^ .wombatman1 (10 октября 2016 г.). «Беспилотные ведомые для японских спортсменов-истребителей» . Война – это скучно . Проверено 20 мая 2020 г. {{cite news}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  77. ^ Jump up to: а б с д Битцингер, Ричард А. (2 февраля 2016 г.). «Первый японский истребитель-невидимка» . Институт Лоуи . Проверено 16 мая 2020 г.
  78. ^ Jump up to: а б с д Битцингер, Ричард А. (21 ноября 2018 г.). «CO18193 | Японская программа истребителей X-2: постоянные вызовы» . РСИС | Школа международных исследований С.Раджаратнама . Проверено 16 мая 2020 г.
  79. ^ Jump up to: а б с Цуёси, Масуда (26 января 2020 г.). «Сложная история планов Японии по созданию истребителя отечественного производства» . NKH World-Япония . Проверено 16 мая 2020 г.
  80. ^ Jump up to: а б с д Панди, БК (август 2016 г.). «ЯПОНСКИЙ СТЕЛС-истребитель» . Авиация СП . Проверено 16 мая 2020 г.
  81. ^ «ЛДП и Министерство обороны спорят по поводу плана нового истребителя (отрывок)» . Defense-Aerospace.com . Статья взята из The Asahi Shimbun. 7 ноября 2018 года . Проверено 14 мая 2020 г. {{cite news}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  82. ^ Jump up to: а б Рубинштейн, Грегг (22 мая 2019 г.). «Японская истребительная программа будущего и американо-японский альянс: сотрудничество или столкновение?» . Фонд Карнеги за международный мир . Проверено 16 мая 2020 г.
  83. ^ «Япония сталкивается с проблемами в разработке истребителя следующего поколения» . Джапан Таймс . От Jiji Press Ltd., 10 мая 2020 г. Проверено 18 мая 2020 г. {{cite news}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  84. ^ «США предлагают Японии секретную информацию для разработки самолета-преемника F-2: отчет» . Military.com . Статья взята из The Japan News, Tokyo/Asia News Network. 19 апреля 2019 года . Проверено 9 мая 2020 г. {{cite news}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  85. ^ Уолдрон, Грег (22 апреля 2019 г.). «Вашингтон и Токио углубляются в вопросе передачи технологий F-3: отчет» . FlightGlobal . Проверено 9 мая 2020 г.
  86. ^ Тревитик, Джозеф; Рогоуэй, Тайлер (23 апреля 2019 г.). «Lockheed предлагает Японии доступ к коду F-35 в рамках предложения истребителя-невидимки: отчет» . Драйв . Проверено 9 мая 2020 г.
  87. ^ Севастопуло, Деметрий; Хардинг, Робин (10 декабря 2019 г.). «Дональд Трамп оказывает давление на Токио, чтобы тот предпочел американский истребитель конкуренту BAE» . Файнэншл Таймс . Если вас заблокировали постом по подписке. Скопируйте заголовок и вставьте его в поиск Google, затем выберите веб-сайт . Проверено 16 мая 2020 г.
  88. ^ Мики, Риеко (29 января 2020 г.). «США или Великобритания? Япония близка к решению о партнере по созданию истребителя следующего поколения» . Азиатский обзор Nikkei . Проверено 18 мая 2020 г.
  89. ^ Мики, Риеко (6 марта 2020 г.). «Японский истребитель следующего поколения будет строиться в США, а не в Великобритании» . Азиатский обзор Nikkei . Проверено 18 мая 2020 г.
  90. ^ Дарлинг, Дэниел (12 марта 2020 г.). «Япония оставляет дверь открытой для партнерства Великобритании в своей программе FX Fighter» . Монитор обороны и безопасности . Проверено 18 мая 2020 г.
  91. ^ Уолдрон, Грег (12 марта 2020 г.). «Великобритания по-прежнему участвует в партнерстве с японскими истребителями» . Полет Глобал . Проверено 18 мая 2020 г.
  92. ^ «Япония расширяет иностранный доступ к проекту истребителя FX» .
  93. ^ «ОБОРОНА ЯПОНИИ 2019: Раздел 2 Военные тенденции в соседних с Японией странах» (PDF) . Министерство обороны (Япония) . 2019 . Проверено 16 мая 2020 г.
  94. ^ Гролл, Элиас (29 января 2016 г.). «Это новый японский самолет-невидимка» . Внешняя политика . Проверено 16 мая 2020 г.
  95. ^ Миэ, Аяко (21 марта 2016 г.). «Япония поддерживает отечественный самолет-невидимку в возрождении аэрокосмической промышленности» . Джапан Таймс . Проверено 16 мая 2020 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 01f75a8d0a3b73313eddbff81f04de6d__1717853760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/6d/01f75a8d0a3b73313eddbff81f04de6d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mitsubishi F-X - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)