Самолет-невидимка
Самолеты-невидимки разработаны, чтобы избежать обнаружения с использованием различных технологий, которые уменьшают отражение/излучение радаров , инфракрасных лучей , [1] видимый свет, радиочастотный (РЧ) спектр и звук — все это вместе известно как технология «стелс» . [2] F -117 Nighthawk был первым действующим самолетом, специально разработанным с использованием технологии малозаметности. Другие примеры самолетов-невидимок включают B-2 Spirit , B-21 Raider , F-22 Raptor , [3] F -35 Lightning II , [4] Чэнду J-20 , [5] и Су-57 .
Хотя ни один самолет не является полностью невидимым для радара, самолеты-невидимки затрудняют эффективное обнаружение или отслеживание самолета с помощью обычного радара, увеличивая вероятность того, что самолет избежит обнаружения радаром противника и / или избежит успешного нацеливания на оружие с радиолокационным наведением . Скрытность представляет собой комбинацию пассивных функций малозаметности (LO) и активных излучателей, таких как радары с низкой вероятностью перехвата , радиостанции и лазерные целеуказатели. самолета Обычно они сочетаются с оперативными мерами, такими как тщательное планирование маневров миссии, чтобы минимизировать радиолокационное сечение , поскольку обычные резкие повороты или открытие дверей бомбоотсека могут более чем удвоить эффективность радара самолета, который в противном случае был бы скрытен. [6] Скрытность достигается за счет использования сложной философии проектирования, позволяющей снизить способность датчиков противника обнаруживать, отслеживать или атаковать самолет-невидимку. [7] Эта философия учитывает тепло, звук и другие излучения самолета, которые также можно использовать для его обнаружения. Датчики созданы для уменьшения воздействия малозаметных технологий, и были предложены другие, такие как системы IRST (инфракрасный поиск и слежение) для обнаружения даже уменьшенного теплового излучения. [8] длинноволновые радары для противодействия формированию скрытности, а RAM ориентирован на более коротковолновые радары, [9] или радары с несколькими излучателями для противодействия формированию скрытности. [10] Однако у них есть недостатки по сравнению с традиционными радарами против нескрытных самолетов.
Полноразмерные демонстрационные боевые самолеты-невидимки летали в США (в 1977 году), России (в 2000 году) и Китае (в 2011 году). [11] По состоянию на декабрь 2020 г. [update], единственными боеспособными самолетами-невидимками на вооружении являются Northrop Grumman B-2 Spirit (1997 г.), Lockheed Martin F-22 Raptor (2005 г.), Lockheed Martin F-35 Lightning II (2015 г.), [12] [13] Чэнду J-20 (2017 г.), [14] и Су-57 (2020 г.), [15] с рядом других стран, разрабатывающих свои собственные разработки. Существуют также различные самолеты с пониженной заметностью, либо непреднамеренно, либо в качестве второстепенной особенности.
Во время бомбардировки Югославии НАТО в 1999 году Соединенные Штаты использовали два самолета-невидимки: ветеран F-117 Nighthawk и недавно представленный стратегический бомбардировщик-невидимка B-2 Spirit . F-117 выполнил свою обычную роль по высокоточному поражению ценных целей и показал себя хорошо, хотя один F-117 был сбит сербской ракетной бригадой Исаева С-125 «Нева-М» под командованием полковника Золтана Дани .
Принципы проектирования [ править ]
Помимо всех обычных требований полета, конструкция самолета-невидимки или самолета с малой заметностью направлена на уменьшение количества радиолокационного и инфракрасного (теплового) обнаружения, в том числе:
- Уменьшите тепловое инфракрасное излучение двигателя и его выхлопных газов.
- Уменьшите отражение радара от вражеского приемника, придав форму планеру.
- Уменьшите радиолокационные отражения от планера за счет использования радиопоглощающих материалов (RAM) или радиопрозрачных материалов, таких как пластик.
- Уменьшите обнаружение радаров с открытых внутренних поверхностей, таких как кабина, оружейный отсек и воздухозаборник двигателя.
- Уменьшите инфракрасное и радиолокационное обнаружение в неблагоприятных погодных условиях. [ нужны разъяснения ]
Винтокрылые самолеты создают особую проблему при проектировании не только из-за множества поверхностей крыла и шарнирных соединений, но также из-за постоянно меняющегося их соотношения с основными поверхностями планера. Boeing -Sikorsky RAH-66 Comanche был одной из первых попыток создания вертолета-невидимки.
Ограничения [ править ]
Нестабильность конструкции [ править ]
Ранние самолеты-невидимки разрабатывались с упором на минимальную радиолокационную эффективность (ЭПР), а не на аэродинамические характеристики. Самолеты с высокой степенью скрытности, такие как F-117 Nighthawk, аэродинамически нестабильны по всем трем осям и требуют постоянной коррекции полета от электродистанционной системы полета (FBW) для поддержания управляемого полета. [16] Что касается B-2 Spirit , который был основан на разработке летающего крыла [17] разработанная Джеком Нортропом в 1940 году, эта конструкция позволяла создать устойчивый самолет с достаточным контролем над рысканьем, даже без вертикальных поверхностей, таких как рули направления.
ограничения Аэродинамические
Более ранние самолеты-невидимки (такие как F-117 и B-2) не имели форсажных камер , поскольку горячие выхлопы увеличивали бы их инфракрасный след, а полет со скоростью, превышающей скорость звука, вызывал бы очевидный звуковой удар, а также нагрев поверхности самолета. обшивка самолета, которая также увеличивает инфракрасный след. В результате их маневренность в воздушном бою, необходимая в воздушном бою, никогда не будет соответствовать характеристикам специализированного истребителя. В случае с этими двумя самолетами это не имело значения, поскольку оба были спроектированы как бомбардировщики. Более современные методы проектирования позволяют создавать малозаметные конструкции, такие как F-22, без ущерба для аэродинамических характеристик. Новые самолеты-невидимки, такие как F-22, F-35 и Су-57 , имеют летно-технические характеристики, которые соответствуют характеристикам современных фронтовых реактивных истребителей или превосходят их благодаря достижениям в других технологиях, таких как системы управления полетом, двигатели, конструкция планера. и материалы. [3] [18]
излучение Электромагнитное
Часто утверждается, что высокий уровень компьютеризации и большое количество электронного оборудования внутри самолетов-невидимок делают их уязвимыми для пассивного обнаружения. Это крайне маловероятно, и, конечно, такие системы, как «Тамара» и «Кольчуга» , которые часто называют радарами противостелс-локации, не предназначены для обнаружения паразитных электромагнитных полей такого типа. Такие системы предназначены для обнаружения преднамеренных излучений более высокой мощности, таких как сигналы радара и связи. Самолеты-невидимки намеренно эксплуатируются, чтобы избежать или уменьшить такие выбросы. [ нужна ссылка ]
Современные приемники радиолокационного предупреждения отслеживают регулярные импульсы энергии от механических радаров, в то время как реактивные истребители пятого поколения используют радары с низкой вероятностью перехвата без регулярного повторения. [19]
полета Уязвимые режимы
Самолеты-невидимки по-прежнему уязвимы для обнаружения во время и сразу после применения своего вооружения. Поскольку стелс-полезная нагрузка (бомбы с уменьшенной ЭПР и крылатые ракеты ) пока еще широко не доступна, а точки установки боеприпасов создают значительную отдачу от радара, самолеты-невидимки несут все вооружение внутри. Как только двери оружейного отсека откроются, ЭПР самолета увеличится, и даже радиолокационные системы старшего поколения смогут обнаружить самолет-невидимку. Хотя самолет снова обретет скрытность, как только двери отсека закроются, у системы быстрого реагирования защитного вооружения есть короткая возможность поразить самолет.
Эта уязвимость устраняется путем снижения риска и последствий временного приобретения. Эксплуатационная высота B-2 накладывает ограничения на время полета оборонительного вооружения, что делает практически невозможным поражение самолета во время его развертывания. [ нужна ссылка ] Новые конструкции самолетов-невидимок, такие как F-22 и F-35, могут открывать отсеки, выбрасывать боеприпасы и возвращаться в режим скрытного полета менее чем за секунду. [ нужна ссылка ]
Немного оружия [ указать ] требуют, чтобы система наведения оружия захватила цель, пока оружие еще прикреплено к самолету. Это приводит к относительно расширенным операциям с открытыми дверями отсека.
Такие самолеты, как F-22 Raptor и F-35 Lightning II Joint Strike Fighter, также могут нести дополнительное вооружение и топливо на узлах подвески под крыльями. При работе в этом режиме самолеты не будут такими скрытными, поскольку точки подвески и установленное на них вооружение будут видны радиолокационным системам. Таким образом, этот вариант представляет собой компромисс между скрытностью или дальностью полета и полезной нагрузкой. Внешние хранилища позволяют этим самолетам атаковать больше целей на большем расстоянии, но не обеспечивают скрытность во время этой миссии по сравнению с миссией на меньшую дальность, летающей только на внутреннем топливе и использующей только более ограниченное пространство внутренних отсеков для вооружения.
Уменьшенная полезная нагрузка [ править ]
Полностью невидимые самолеты несут все топливо и вооружение внутри, что ограничивает полезную нагрузку. Для сравнения: F-117 несет только две бомбы с лазерным или GPS-наведением, тогда как штурмовик, не являющийся малозаметным, может нести в несколько раз больше. Это требует развертывания дополнительных самолетов для поражения целей, для которых обычно требуется один нестелсный штурмовик. Однако этот очевидный недостаток компенсируется сокращением количества самолетов поддержки, которые необходимы для обеспечения воздушного прикрытия, подавления ПВО и мер электронного противодействия, что делает самолеты-невидимки « умножителями силы ».
Чувствительная кожа [ править ]
Самолеты-невидимки часто имеют обшивку из поглощающих радиацию материалов (RAM). Некоторые из них содержат частицы технического углерода , а некоторые — крошечные железные сферы . В RAM используется множество материалов, некоторые из которых засекречены, особенно материалы, которые используются в конкретных самолетах. [20]
Стоимость операций [ править ]
Самолеты-невидимки обычно дороже разрабатывать и производить. Примером может служить B-2 Spirit , производство и обслуживание которого во много раз дороже обычных бомбардировщиков. Программа B-2 обошлась ВВС США почти в 45 миллиардов долларов. [21]
Контрмеры [ править ]
Отраженные волны [ править ]
Пассивный (мультистатический) радар , бистатический радар [22] и особенно мультистатические радиолокационные системы обнаруживают некоторые самолеты-невидимки лучше, чем обычные моностатические радары передатчика , поскольку стелс-технология первого поколения (например, F-117) отражает энергию в сторону от линии прямой видимости , эффективно увеличивая радиолокационное сечение (ЭПР) в других направления, которые отслеживают пассивные радары. Такая система обычно использует либо низкочастотные телевещательные сигналы, либо сигналы FM-радио (на этих частотах контролировать сигнатуру самолета сложнее).
Исследователи из Университета Иллинойса в Урбане-Шампейне при поддержке DARPA показали, что можно построить с синтезированной апертурой радиолокационное изображение авиационной цели с использованием пассивного мультистатического радара, возможно, достаточно подробного, чтобы обеспечить автоматическое распознавание цели . [23]
В декабре 2007 года исследователи SAAB раскрыли подробности системы под названием «Радар с ассоциативным синтезом апертуры» (AASR), в которой будет использоваться большой набор недорогих и резервных передатчиков и приемников, которые смогут обнаруживать цели, когда они напрямую проходят между приемниками / передатчиками и создают тень. [24] Первоначально система была разработана для обнаружения малозаметных крылатых ракет и должна быть столь же эффективна против низколетящих самолетов-невидимок. То, что массив может содержать большое количество недорогого оборудования, потенциально может обеспечить некоторую «защиту» от атак дорогих противорадиационных ракет (ARM).
Инфракрасный (тепло) [ править ]
Некоторые аналитики утверждают, что инфракрасные системы поиска и слежения (IRST) могут быть применены против самолетов-невидимок, поскольку любая поверхность самолета нагревается из-за трения о воздух, а с помощью двухканальных IRST возможно обнаружение CO 2 (максимум поглощения 4,3 мкм) посредством разница в сравнении между низким и высоким каналом. [25] [26] Эти аналитики указывают на возрождение таких систем в российских разработках 1980-х годов, например, на МиГ-29 и Су-27 . Последняя версия МиГ-29, МиГ-35 , оснащена новой системой оптического локатора, которая включает в себя более совершенные возможности IRST. Французский Rafale , британский/немецкий/итальянский/испанский Eurofighter и шведский Gripen также широко используют IRST.
В воздушном бою оптико-электронный комплекс позволяет:
- Обнаружение не догоревших целей на дальности 45 километров (28 миль) и более;
- Идентификация этих целей на расстоянии от 8 до 10 километров (от 5,0 до 6,2 миль); и
- По оценкам, дальность действия воздушных целей составляет до 15 километров (9,3 мили).
По наземным целям комплекс позволяет:
- Эффективная дальность обнаружения танков до 15 километров (9,3 мили), а дальность обнаружения авианосцев - от 60 до 80 километров (от 37 до 50 миль);
- Идентификация типа танка на расстоянии от 8 до 10 километров (от 5,0 до 6,2 миль) и авианосца на расстоянии от 40 до 60 километров (от 25 до 37 миль); и
- По оценкам дальность наземной цели до 20 километров (12 миль).
Радар с волны длиной большей
Радиолокационные системы УКВ имеют длины волн, сравнимые с размерами элементов самолета, и должны проявлять рассеяние в резонансной области, а не в оптической области, что позволяет обнаруживать большинство самолетов-невидимок. Это побудило Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники (ННИИРТ) разработать УКВ АФАР , такую как НЕБО СВУ, которая способна осуществлять целеуказание для батарей зенитных ракет . Несмотря на преимущества, предлагаемые радарами УКВ, их более длинные волны приводят к плохому разрешению по сравнению с X-диапазона радарной решеткой сопоставимых размеров. В результате эти системы должны быть очень большими, прежде чем они смогут иметь разрешение радара поражения . Примером наземной УКВ-РЛС с возможностью противодействия малозаметности является РЛС П-18 .
Голландская компания Thales Nederland , ранее известная как Holland Signaal , разработала военно-морской радар с фазированной антенной решеткой под названием SMART-L , который работает в L-диапазоне и обладает функцией противодействия скрытности. Все корабли Нидерландов ВМС класса De Zeven Provinciën оснащены, среди прочего, радаром SMART-L .
РЛС OTH (загоризонтный радар) [ править ]
Загоризонтный радар - это концепция, увеличивающая эффективную дальность действия радара по сравнению с обычным радаром. Австралийская оперативная радиолокационная сеть JORN Jindalee способна преодолеть определенные характеристики малозаметности. [27] Утверждается, что используемая ВЧ-частота и метод отражения радара от ионосферы преодолевают характеристики малозаметности F-117A. Другими словами, самолеты-невидимки оптимизированы для поражения гораздо более высокочастотных радаров спереди, а не низкочастотных радаров сверху.
История [ править ]
Первая и Вторая мировые войны [ править ]
Во время Первой мировой войны немцы экспериментировали с использованием целлона ( ацетата целлюлозы ), прозрачного покрывающего материала, в попытке уменьшить заметность военных самолетов . Единичные экземпляры Fokker E.III Eindecker истребителя- моноплана , Albatros CI двухместного наблюдательного биплана и Linke-Hofmann RI прототипа тяжелого бомбардировщика были покрыты Cellon . Однако это оказалось неэффективным и даже контрпродуктивным, поскольку солнечный свет, отражающийся от покрытия, делал самолет еще более заметным. Также было обнаружено, что материал быстро разлагается как под воздействием солнечного света, так и при изменении температуры в полете, поэтому попытка создать прозрачный самолет не была продолжена. [28]
В 1916 году британцы модифицировали небольшой дирижабль класса СС для ночной воздушной разведки немецких позиций на Западном фронте . Оснащенный бесшумным двигателем и черным газовым баллоном, корабль был невидим и неслышен с земли, но несколько ночных полетов над территорией, контролируемой немцами, не дали никакой полезной информации, и от этой идеи отказались. [29]
Почти три десятилетия спустя Horten Ho 229 с летающим крылом истребитель-бомбардировщик был разработан в нацистской Германии в последние годы Второй мировой войны . В 1983 году его дизайнер Реймар Хортен заявил, что планировал добавить древесный уголь в клейкие слои фанерной обшивки серийной модели, чтобы сделать ее невидимой для радаров. [30] Это утверждение было расследовано, поскольку отсутствие у Ho 229 вертикальных поверхностей, присущее всем самолетам с летающим крылом, также является ключевой характеристикой всех самолетов-невидимок. Испытания были проведены в 2008 году корпорацией Northrop-Grumman , чтобы установить, позволила бы форма самолета избежать обнаружения бы первичными сигналами британского радара раннего предупреждения в верхнем КВ-диапазоне 20–30 МГц , если самолет двигался на большой высоте. скорость (около 550 миль в час (890 км/ч)) на предельно малой высоте - 50–100 футов (15–30 м). [31] Испытания не обнаружили никаких доказательств использования древесного угля и подтвердили, что в случае его использования он был бы плохим поглотителем, и был сделан вывод, что Ho 229 не обладал характеристиками малозаметности и никогда не предназначался для использования в качестве самолета-невидимки. [32]
происхождение Современное
Современные самолеты-невидимки впервые стали возможны, когда Денис Оверхолсер, математик, работавший в Lockheed Aircraft в 1970-х годах, применил математическую модель, разработанную советским ученым Петром Уфимцевым , для разработки компьютерной программы под названием Echo 1. «Эхо» позволило предсказать работу радара. подпись самолета, сделанная из плоских панелей, называемых гранями. В 1975 году инженеры Lockheed Skunk Works обнаружили, что самолет с гранеными поверхностями может иметь очень низкую радиолокационную заметность, поскольку поверхности будут излучать почти всю радиолокационную энергию в сторону от приемника. По контракту с DARPA от 1977 года компания Lockheed построила испытательный самолет-демонстратор концепции Lockheed Have Blue , получивший прозвище «Безнадежный бриллиант», отсылка к знаменитому « Алмазу надежды » , форме конструкции и предсказанной нестабильности. Поскольку для управления полетом самолета, который был разработан для малозаметности, но аэродинамически нестабильен, такого как Have Blue, были доступны современные компьютеры, конструкторы впервые поняли, что можно создать самолет, практически невидимый для радаров. [33] [34] Вскоре компания Lockheed превратила Have Blue в F-117. [33]
Уменьшенная радиолокационная эффективность — лишь один из пяти факторов, которые конструкторы использовали для создания по-настоящему малозаметной конструкции, такой как F-22. F-22 также был разработан для маскировки своего инфракрасного излучения, чтобы его было труднее обнаружить с помощью ракет инфракрасного самонаведения («теплового поиска») класса «земля-воздух» или «воздух-воздух». Конструкторы также постарались сделать самолет менее заметным невооруженным глазом, управлять радиопередачей и снизить шум. [3]
Современные операции [ править ]
Первое боевое применение специально разработанных самолетов-невидимок произошло в декабре 1989 года во время операции «Правое дело» в Панаме . 20 декабря 1989 года два F-117 ВВС США бомбили казармы Панамских сил обороны в Рио-Хато, Панама. В 1991 году F-117 было поручено атаковать наиболее сильно укрепленные цели в Ираке на начальном этапе операции «Буря в пустыне», и они были единственными самолетами, которым было разрешено действовать в пределах города Багдад. [35]
США, Великобритания и Израиль — единственные страны, которые использовали в бою самолеты-невидимки. [36] [37] Эти развертывания включают вторжение Соединенных Штатов в Панаму , первую войну в Персидском заливе , конфликт в Косово , войну в Афганистане , войну в Ираке и военную интервенцию 2011 года в Ливию . Первое использование самолетов-невидимок произошло во время вторжения США в Панаму, где F-117 Nighthawk использовались для сброса бомб на аэродромы и позиции противника, уклоняясь при этом от радаров противника. штурмовики-невидимки [38]
В 1990 году F-117 Nighthawk использовался в Первой войне в Персидском заливе, где F-117 совершили 1300 боевых вылетов и поразили 1600 ценных целей в Ираке. [39] при этом налет 6905 часов. [40] Лишь 2,5% американских самолетов в Ираке составляли F-117, однако они поразили 40% стратегических целей, сбросив 2000 тонн высокоточных боеприпасов и поразив свои цели с вероятностью успеха 80%. [40] [41]
Во время бомбардировки Югославии НАТО в 1999 году Соединенные Штаты использовали два самолета-невидимки: ветеран F-117 Nighthawk и недавно представленный стратегический бомбардировщик-невидимка B-2 Spirit . F-117 выполнил свою обычную роль по высокоточному поражению ценных целей и показал себя хорошо, хотя один F-117 был сбит сербской ракетой Исаева С-125 «Нева-М» под командованием полковника Золтана Дани . Новый на тот момент B-2 Spirit оказался весьма успешным, уничтожив 33% выбранных сербских целей бомбардировок за первые восемь недель участия США в войне. Во время этой войны B-2 без пересадок летали в Косово со своей базы в Миссури и обратно. [42]
Во время вторжения в Ирак в 2003 году использовались F-117 Nighthawks и B-2 Spirits, и это был последний раз, когда F-117 участвовал в боевых действиях. F-117 с большим успехом сбросили ударные боеприпасы со спутниковым наведением по выбранным целям. B-2 Spirits совершили 49 боевых вылетов во время вторжения, выпустив 1,5 миллиона фунтов боеприпасов. [42]
в мае 2011 года Во время операции по уничтожению Усамы бен Ладена один из вертолетов, использовавшихся для тайной переброски американских войск в Пакистан, разбился на территории комплекса бен Ладена. Из обломков выяснилось, что этот вертолет обладал характеристиками малозаметности, что сделало это первым публично известным оперативным применением вертолета -невидимки . [ нужна ссылка ]
Самолеты-невидимки использовались во время военной интервенции в Ливию в 2011 году , когда B-2 Spirits сбросили 40 бомб на ливийский аэродром с сосредоточенной системой ПВО в поддержку бесполетной зоны ООН. [43]
Самолеты-невидимки продолжат играть ценную роль в воздушных боях с Соединенными Штатами, используя F-22 Raptor , B-2 Spirit и F-35 Lightning II для выполнения различных операций. F-22 дебютировал в боевых действиях над Сирией в сентябре 2014 года в составе возглавляемой США коалиции по разгрому ИГИЛ .
В феврале 2018 года Су-57 выполнили первый международный полет, зафиксировав их приземление на российской авиабазе Хмеймим в Сирии. Эти Су-57 были задействованы вместе с четырьмя истребителями Су-35, четырьмя Су-25 и одним самолетом Бериева А-50 ДРЛОиУ. [44] Предполагается, что в Сирии дислоцированы как минимум 4 Су-57. [45] и что они, вероятно, были вооружены в бою крылатыми ракетами. [46]
В 2018 году появился отчет, в котором отмечалось, что израильские истребители-невидимки F-35I выполнили ряд вылетов в Сирии и даже незамеченными проникли в воздушное пространство Ирана. [36] В мае 2018 года генерал-майор ВВС США Амикам Норкин сообщил, что истребители-невидимки F-35I ВВС Израиля нанесли первый в истории удар F-35 в бою над Сирией. [37]
начала Китайская Народная Республика летные испытания своего многоцелевого истребителя-невидимки Chengdu J-20 примерно в 2011 году и впервые появилась публично на авиашоу Airshow China 2016. Самолет поступил на вооружение ВВС Народно-освободительной армии (НОАК) в марте 2017 года. [47] [48] [49] Еще один китайский многоцелевой истребитель-невидимка пятого поколения, Shenyang FC-31, также проходит летные испытания. [50]
Список самолетов-невидимок [ править ]
Тип | Страна | Сорт | Роль | Дата | Статус | Нет. | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Аэробус Вингман | Германия | БПЛА | боец | 2024 | Проект | 0 | [51] |
Аэробус ЛУТ | Германия | БПЛА | Экспериментальный | 2019 | Проект | 0 | Испытательный стенд малозаметных БПЛА [52] |
Аэробус Стрела | Германия | БПЛА | Экспериментальный | 2017 | Прототип | 1 | |
BAE Systems Коракс | Великобритания | БПЛА | Экспериментальный | 2004 | Прототип | ||
Реплика BAE Systems | Великобритания | 1999 | Проект | ||||
BAE Systems Таранис | Великобритания | БПЛА | Атака | 2013 | Прототип | ||
BAE Systems Буря | Великобритания | сверхзвуковой | боец | Проект | Вклад Великобритании в Глобальную программу боевой авиации (см.). | ||
Байкар Байрактар Кызылельма | Турция | БПЛА | 2022 | Прототип | 2 | ||
Белл 360 Инвинсибл | НАС | Винтокрылая машина | Экспериментальный | 2019 | Прототип | ||
Боинг Хищная птица | НАС | Дозвуковой | Экспериментальный | 1996 | Прототип | ||
Боинг Модель 853-21 Тихая птица | НАС | Дозвуковой | Разведка | Проект | Разработан на основе модели 853. | ||
Боинг MQ-25 Стингрей | НАС | БПЛА | Экспериментальный | 2019 | Прототип | ||
Боинг MQ-28 Призрачная летучая мышь | Австралия | БПЛА | Верный ведомый | Прототип | |||
Боинг Х-32 | НАС | сверхзвуковой | боец | 2000 | Прототип | 2 | |
Боинг Х-45 | НАС | БПЛА | Экспериментальный | 2002 | Прототип | ||
Боинг – Сикорский RAH-66 Команч | НАС | Винтокрылая машина | Атака | 1996 | Прототип | 2 | |
Чэнду J-20 | Китай | сверхзвуковой | боец | 2011 | Производство | 210+ | |
Чэнду WZ-10 | Китай | БПЛА | 2014 | Производство | |||
Dassault nEUROn | Международный | БПЛА | Атака | 2012 | Прототип | Франция, Греция, Италия, Испания, Швеция, Швейцария | |
ДРДО Гатак | Индия | БПЛА | Проект | ||||
ДРДО СВИФТ | Индия | БПЛА | Экспериментальный | 2022 | Прототип | ||
EADS Мако/HEAT | Международный | сверхзвуковой | Атака | Проект | |||
Еврокоптер EC-665 Тигре | Международный | Винтокрылая машина | Атака | 2003 | Производство | 180 | Франция, Германия |
FCAS (Истребитель нового поколения) | Международный | сверхзвуковой | боец | Проект | Франция, Германия и Испания (в рамках FCAS) | ||
Система полетов 2020 | Швеция | сверхзвуковой | боец | Проект | |||
Глобальная программа боевой авиации | Международный | сверхзвуковой | боец | Проект | Слияние Великобритании ( BAE Systems Tempest ), Японии ( Mitsubishi FX ) и Италии | ||
дядя Хэл | Индия | сверхзвуковой | боец | Проект | |||
Хэл Прачанд | Индия | Винтокрылая машина | Атака | 2022 | Производство | 171 | |
Хунду GJ-11 | Китай | БПЛА | |||||
КАЙ KF-21 Борамае | Международный | сверхзвуковой | боец | 2022 | Прототип | Южная Корея и Индонезия | |
Кратос XQ-58 Валькирия | НАС | БПЛА | Экспериментальный | ||||
Локхид F-117 Найтхок | НАС | Дозвуковой | Атака | 1981 | Производство | 64 | |
Локхид Хейв Блю | НАС | Дозвуковой | Экспериментальный | Прототип | |||
Локхид SR-71 | НАС | сверхзвуковой | Разведка | 1964 | Производство | 32 | |
Локхид Мартин F-22 Раптор | НАС | сверхзвуковой | боец | 1996 | Производство | 195 | |
Локхид Мартин F-35 Лайтнинг II | НАС | сверхзвуковой | боец | 2006 | Производство | 1000+ | A-variant CTOL , B-variant V/STOL , C-variant CATOBAR |
Локхид Мартин RQ-170 Сентинел | НАС | БПЛА | Производство | 20-30 | |||
Локхид Мартин Х-35 | НАС | сверхзвуковой | боец | 2000 | Прототип | 2 | |
Локхид Мартин Х-44 МАНТА | НАС | Джет | боец | 2000 | Проект | ||
MBB Lampyridae MRMF | Германия | Джет | боец | 1987 | Проект | ||
Макдоннелл Дуглас Х-36 | НАС | Дозвуковой | Экспериментальный | 1997 | Прототип | 1 | Нет вертикального хвоста. |
Макдоннелл Дуглас А-12 Мститель II | НАС | Дозвуковой | Бомбардировщик | Проект | |||
MH-X Стелсхок | НАС | Винтокрылая машина | Утилита | Совершенно секретно | [53] | ||
Mikoyan Skat | Россия | БПЛА | Атака | Проект | |||
Микоян Проект 1.44 | Россия | сверхзвуковой | боец | 2000 | Прототип | 1 | Первоначально разрабатывался для проекта MFI . |
Микоян ЛМФС | Россия | сверхзвуковой | боец | Отменено | |||
Mikoyan PAK DP | Россия | сверхзвуковой | боец | Проект | |||
Митсубиси Х-2 Шиншин | Япония | сверхзвуковой | Экспериментальный | 2016 | Прототип | 1 | |
НГАД (F/A-XX) | НАС | сверхзвуковой | боец | Проект | Программа ВМФ NGAD . На замену F/A-18E/F Super Hornets ВМФ . | ||
NGAD (Проникающая противовоздушная борьба (PCA)) | НАС | сверхзвуковой | боец | Проект | На замену ВВС США F-22 Raptors . | ||
Нортроп Тацит Блю | НАС | Дозвуковой | Экспериментальный | 1982 | Прототип | 1 | |
Нортроп YF-23 | НАС | сверхзвуковой | боец | 1990 | Прототип | 2 | |
Нортроп Грумман B-2 Спирит | НАС | Дозвуковой | Бомбардировщик | 1989 | Производство | 21 | |
Нортроп Грумман B-21 Рейдер | НАС | Дозвуковой | Бомбардировщик | 2023 | Производство | 1 | |
Нортроп Грумман RQ-180 | НАС | БПЛА | Производство | ||||
Нортроп Грумман X-47A Пегас | НАС | БПЛА | Экспериментальный | 2003 | Прототип | ||
Нортроп Грумман X-47B | НАС | БПЛА | Экспериментальный | 2003 | Прототип | 2 | |
Райан AQM-91 Светлячок | НАС | БПЛА | Экспериментальный | ||||
Может ли КФС | Швеция | сверхзвуковой | боец | 2023 | Прототип | Концепция будущей боевой авиации [54] | |
БПЛА | боец | ||||||
Шэньян ФК-31 | Китай | сверхзвуковой | боец | 2012 | Прототип | ||
Sukhoi Okhotnik | Россия | БПЛА | Прототип | ||||
Сухой Су-57 | Россия | сверхзвуковой | боец | 2010 | Производство | 21+ | |
Сухой Су-75 Мат | Россия | сверхзвуковой | Многоцелевой истребитель-невидимка | 2024 | Проект | ||
ИЛИ Анка-3 | Турция | БПЛА | 2023 | Прототип | 1 | ||
ИЛИ Каан | Турция | сверхзвуковой | боец | 2024 | Прототип | 1 | |
Туполев ПАК ДА | Россия | Дозвуковой | Бомбардировщик | Проект | |||
Виндекер YE-5 | НАС | Трактор | Экспериментальный | 1973 | Прототип | 1 | Скрытые исследования, но не полностью скрытные. |
Сиань H-20 | Китай | Дозвуковой | Бомбардировщик | Проект | |||
Yakovlev Yak-201 | Россия | сверхзвуковой | боец | Проект | СВВП |
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Махуликар, С.П., Сонаване, Х.Р., и Рао, Г.А.: (2007) «Исследования инфракрасных сигнатур аэрокосмических аппаратов», Progress in Aerospace Sciences , v. 43 (7–8): 218–245.
- ^ Рао, Г.А., и Махуликар, С.П.: (2002) «Комплексный обзор технологии малозаметности и ее роли в авиации», Aeronautical Journal , v. 106 (1066): 629–641.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джон Пайк (21 января 2008 г.). «Global Security.org F-22» . Globalsecurity.org . Проверено 16 декабря 2010 г.
- ^ Global Security.org F-35 .
- ^ «Соперничает ли китайский J-20 с другими истребителями-невидимками?» . 15 февраля 2017 г.
- ^ Радар против малозаметности: пассивный радар и будущее военной мощи США. Архивировано 20 сентября 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ «ФАС.орг» . ФАС.орг. Архивировано из оригинала 13 февраля 2008 года . Проверено 16 декабря 2010 г.
- ^ Рогоуэй, Тайлер (26 марта 2015 г.). «Инфракрасные системы поиска и слежения и будущее истребительных сил США» . Фокстрот Альфа . Проверено 7 марта 2019 г.
- ^ Акс, Дэвид (12 июля 2016 г.). «Новый российский радар только что сделал устаревшими смертоносные истребители-невидимки Америки?» . Национальный интерес . Проверено 7 марта 2019 г.
- ^ Тао Юэ (30 ноября 2001 г.). «Разведка для наблюдения: обнаружение бомбардировщика-невидимки B-2 и краткая история «незаметности» » . Тех . Архивировано из оригинала 10 июня 2009 года . Проверено 7 марта 2019 г.
- ^ Робинсон, Тим. «Не такой уж и скрытый дракон – оценка китайского J-20» . Архивировано 11 февраля 2011 года в Wayback Machine Aerospace Insight , 14 января 2011 года.
- ^ «Истребители 5-го поколения» . Локхид Мартин. Архивировано из оригинала 9 января 2010 года . Проверено 15 апреля 2009 г.
- ^ «Морские пехотинцы заявляют, что F-35B боеспособен, но действительно ли он готов к бою?» . Фокстрот Альфа . Архивировано из оригинала 4 марта 2018 года . Проверено 4 марта 2018 г.
- ^ «После того, как истребитель-невидимка J20 находится на вооружении, Китай вырывается вперед в гонке вооружений в Азии» . Австралийские новости . 20 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 26 февраля 2018 года . Проверено 4 марта 2018 г.
- ^ "Первый серийный истребитель Су-57 поступил в авиаполк Южного военного округа" .
- ^ Рич и Янош, Skunk Works, стр. 30–31, 46.
- ^ Форд, Дэниел (июль 2019 г.). «Джек Нортроп: Развитие самолетов типа «летающее крыло» . Форум Warbird . Сокращенная версия 35-й лекции памяти Уилбура Райта, которую Джек Нортроп прочитал Королевскому аэронавтическому обществу 29 мая 1947 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Джон Пайк (26 октября 2001 г.). «Global Security.org F-35» . Globalsecurity.org . Проверено 16 декабря 2010 г.
- ^ «Раптор… или Турция?» . Defensetech.org. 14 августа 2006 года . Проверено 16 декабря 2010 г.
- ^ Вайнер, Тим (23 августа 1997 г.). «Бомбардировщик-невидимка стоимостью 2 миллиарда долларов не может выйти под дождь» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 декабря 2007 г.
- ^ Бомбардировщик B-2 Главного бухгалтерского управления США (GAO): стоимость и эксплуатационные проблемы (письменный отчет, 14.08.97, GAO/NSIAD-97-181). Архивировано 8 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ «Бистатические радары» . Radartutorial.eu . Проверено 16 декабря 2010 г.
- ^ АТР . ДАРПА
- ^ «Радикальный и дешевый анти-стелс-радар» . 7 декабря 2007 г.
- ^ «Отчет РЭНД, стр. 37» . Рейс Интернешнл . Проверено 16 декабря 2010 г.
- ^ «VI – Самолеты-невидимки: Орлы среди воробьев?» . Федерация американских ученых. Архивировано из оригинала 13 февраля 2008 года . Проверено 21 февраля 2008 г.
- ^ «Лучший источник информации об аэрокосмической отрасли. Этот сайт продается!» . Defense-data.com. Архивировано из оригинала 26 июля 2010 года . Проверено 16 декабря 2010 г.
- ^ Хэддоу, Джорджия; Питер М. Гросс (1988). Немецкие гиганты - Немецкие R-самолеты 1914–1918 (3-е изд.). Лондон: Патнэм. ISBN 0-85177-812-7 .
- ^ Эбботт, Патрик (1989). Британский дирижабль на войне, 1914–1918 гг . Теренс Далтон. стр. 31–33. ISBN 0861380738 .
- ^ «Это скрытно? | Национальный музей авиации и космонавтики» . airandspace.si.edu . 19 июля 2016 года . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ Мира, Дэвид (июль 2009 г.). «Нортроп испытывает гитлеровский истребитель-невидимку». История авиации . 19 (6): 11.
- ^ «Техническое исследование корабля с крылом летучей мыши (Horten Ho 229 V3) | ResearchGate» . www.researchgate.net . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Столетие полета» . Centennialofflight.net . Проверено 16 декабря 2010 г.
- ^ См. Рич и Янош, Skunk Works; Little Brown & Co., 1994, прохождение глав 1 и 2.
- ^ Джон Пайк. «Global Security.org F-117» . Globalsecurity.org . Проверено 16 декабря 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Репортаж: израильские истребители-невидимки пролетают над Ираном» . «Джерузалем Пост» . Проверено 24 июля 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Израиль нанес первый в мире воздушный удар с использованием истребителей-невидимок F-35, заявил глава ВВС» . Гаарец . 24 мая 2018 года . Проверено 24 июля 2019 г.
- ^ Крокер 2006, с. 382.
- ^ «Локхид F-117А Найтхок» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Оружие — F-117a Стелс» . Линия фронта . ВГБХ.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Информационные бюллетени: B-2 Spirit. Архивировано 21 июля 2012 г. на archive.today.
- ^ «Кризис в Ливии: США бомбят аэродромы Каддафи» . Новости CBS . 19 марта 2011 г.
- ^ «Предполагаемое ФОТО и ВИДЕО российского самолета пятого поколения Су-57 в Сирии опубликовано в Твиттере» . Спутник (информационное агентство). 22 февраля 2018 г.
- ^ «Репортаж: Россия разработала прототип гиперзвуковой ракеты класса «воздух-земля» для Су-57» .
- ^ «Тревога 5 » Су-57 запустил крылатую ракету во время дислокации в Сирии». Новости военной авиации . alert5.com.
- ^ «Заместитель командующего ВВС Китая при первом знакомстве: первый полет отечественного истребителя четвертого поколения» [Заместитель командующего ВВС Китая при первом знакомстве: первый полет отечественного истребителя четвертого поколения Phoenix Television News (на китайском языке). Архивировано из оригинала 12 ноября 2009 года.
- ^ [Лицом к лицу] Хэ Вейжун: Небесный мечник [ [Лицом к лицу] Хэ Вейжун: Небесный мечник ] (на китайском языке, CCTV). Архивировано из оригинала 26 января 2010 года.
- ^ «№ 78272: Второй J-20 с пятизначным номером был обнаружен и развернут в Цанчжоу ». news.ifeng.com, 12 декабря 2016 г.
- ^ Лин, Джеффри; Сингер, PW (3 февраля 2016 г.). «Китай остается впереди в азиатской гонке скрытности» . Популярная наука . Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ «Беспилотное сопровождение пилотируемых истребителей: Airbus представляет новую концепцию Wingman на выставке ILA в Берлине | Airbus» . www.airbus.com . 2 июня 2024 г. Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Шварц, Карл (5 ноября 2019 г.). «Национальная немецкая разработка: Airbus демонстрирует тестовую модель-невидимку LOUT» . www.flugrevue.de (на немецком языке) . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Ченчиотти, Дэвид (2 мая 2021 г.). «День, когда мы узнали о самолете-невидимке Black Hawk, использованном в рейде OBL» . Авиационист . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Хойл24.05.2024T15:29:00+01:00, Крейг. «Saab демонстрирует ранний прогресс в исследованиях концепции будущего истребителя» . Полет Глобал . Проверено 11 июня 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
Библиография [ править ]
- Клэнси, Том (1996). Истребительное крыло . Лондон: HarperCollins, 1995. ISBN. 0-00-255527-1 .