Продвинутый тактический истребитель
Усовершенствованный тактический истребитель (ATF) | |
---|---|
![]() YF-22 (на переднем плане) и YF-23 (на заднем плане) | |
Общая информация | |
Проект для | Истребитель завоевания превосходства в воздухе |
Выдан | ВВС США |
Предложения | предложения от Boeing , General Dynamics , Grumman , Lockheed , Northrop , McDonnell Douglas и Rockwell. [ 1 ] |
Прототипы | Локхид YF-22 , Нортроп YF-23 |
Требование | Заявление об оперативной необходимости усовершенствованного тактического истребителя (ноябрь 1984 г.), Документ с эксплуатационными требованиями к системе (декабрь 1987 г.) |
История | |
Инициировано | Май 1981 г. | (RFI), сентябрь 1985 г. (RFP)
Завершено | Август 1991 г. |
Исход | Команда YF-22 выбрана для полномасштабной разработки F-22 для производства и обслуживания |
Вариации | JAFE/ATFE, NATF, Have Dash II |
Advanced Tactical Fighter ( ATF ) — это программа, предпринятая ВВС США для разработки истребителя следующего поколения для завоевания превосходства в воздухе с скачком в характеристиках и возможностях по сравнению с F-15 Eagle для противодействия возникающим мировым угрозам в 1980-х годах, включая советскую угрозу. Су-27 и Микоян МиГ-29 Разрабатываемые истребители , бортовая система предупреждения и управления (АВАКС) Бериева А-50 и все более совершенные зенитно-ракетные системы. ATF будет использовать преимущества новых технологий, в том числе передовую авионику и системы управления полетом, более мощные двигательные установки и технологии малозаметности. [ 2 ]
В 1986 году компании Lockheed и Northrop были выбраны соответственно для разработки самолетов-демонстраторов технологий YF-22 и YF-23 и соответствующих прототипов авионики для этапа демонстрации и проверки (Dem/Val) программы. Эти самолеты прошли летные испытания в 1990 году; после оценок в 1991 году команда Lockheed была выбрана для полномасштабной разработки ATF, или разработки и производства (EMD). Затем команда Lockheed разработала F-22 Raptor , который впервые поднялся в воздух в 1997 году, для производства и эксплуатации.
Фон
[ редактировать ]Хотя термин «Усовершенствованный тактический истребитель» (ATF) появился в обиходе ВВС США (USAF) еще в 1971 году для описания потенциального будущего тактического самолета, программа, которая в конечном итоге привела к созданию F-22, началась в 1981 году. [ 3 ] Это было мотивировано сообщениями разведки о многочисленных возникающих во всем мире угрозах, исходящих из Советского Союза . В 1978 году спутниковые фотографии прототипов истребителей « Рам-К » и « Рам-Л » на авиабазе Раменское в Жуковском, позднее идентифицированных как Су-27 «Фланкер» и МиГ-29 «Фулкрам» соответственно, показали, что Новое поколение советских истребителей, сравнимое с недавно представленными F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon, вскоре должно было поступить на вооружение. [ 4 ] Также беспокойство вызвали советские сообщения о возможности « смотреть/сбивать » на усовершенствованной модификации МиГ-25 , позже выяснилось, что это МиГ-31 «Фоксхаунд» , а также появление самолета Ил-76. на базе самолет бортовой системы предупреждения и управления (ДРЛОиУ) под названием А-50 «Оплот» ; эти системы значительно снижали эффективность и живучесть маловысотного проникновения . Более того, опыт и данные войны во Вьетнаме и недавней арабо-израильской войны 1973 года продемонстрировали возрастающую смертоносность и совершенство советских ракетных систем класса «земля-воздух». [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
История программы
[ редактировать ]Разработка концепции
[ редактировать ]
В 1981 году ВВС США начали формировать требования к ATF, первоначально носившему кодовое название Senior Sky . В мае запрос на информацию ВВС США (ASD) опубликовал Отдел авиационных систем (RFI) , а в июне последовал еще один запрос на двигательные установки ATF. Концепции проекта были предоставлены оборонными подрядчиками и проанализированы ASD, которое опубликовало свой окончательный отчет в декабре 1982 года. [ 8 ] За это время в октябре 1982 года ASD также создало внутреннюю группу по разработке концепции ATF для управления исследованиями по разработке концепции. Несмотря на большое разнообразие ответов, поскольку ATF еще на ранней стадии определения своих требований, включая вопрос о том, должен ли самолет быть ориентирован на полеты «воздух-воздух» или «воздух-поверхность», общими областями среди концепций были снижение заметности, или малозаметность (хотя и не в степени окончательных требований), короткий взлет и посадка ( КВП ) и устойчивый сверхзвуковой крейсерский режим без форсажных камер, или суперкрейсерский режим . [ 9 ] [ 10 ] Предполагалось, что ATF будет включать в себя новейшие технологии, включая передовые сплавы и композитные материалы , передовую авионику и электродистанционные системы управления полетом, силовые установки более высокой мощности, а также малозаметные или малозаметные технологии. [ 11 ] [ 12 ]

К октябрю 1983 года группа разработки концепции ATF превратилась в Управление системных программ (SPO) под руководством полковника Альберта Пиччирилло на базе ВВС Райт-Паттерсон . [ 13 ] После обсуждений с Тактическим авиационным командованием (TAC) SPO решило, что ATF следует сосредоточиться на миссиях воздух-воздух; миссии «воздух-поверхность» будут выполняться F-111 , предстоящим двухцелевым истребителем (DRF) (в результате которого появится F-15E Strike Eagle ), а также классифицированным тогда F-117 Nighthawk , в то время как угроза воздух-воздух со стороны новых советских истребителей и систем АВАКС сохранялась. [ 14 ] [ 15 ] Таким образом, ATF должен был стать новым истребителем завоевания превосходства в воздухе с выдающимися аэродинамическими характеристиками, призванным заменить F -15 Eagle , а в потенциальном сценарии вторжения Советского Союза и стран Варшавского договора в Центральную Европу предполагалось, что ATF будет выполнять наступательные действия. и оборонительные противовоздушные задачи против советских угроз класса «воздух-воздух», которые позволили бы ДРФ и другим ударным самолетам поражать наземные формирования. [ 15 ]
Поскольку миссия ATF теперь сосредоточена на полетах воздух-воздух, в отрасль был отправлен еще один раунд запросов на исследование концепции, а контракты на исследование были заключены с семью производителями планеров для дальнейшего определения их конструкций. [ 13 ] Запрос предложений (RFP) на двигатель истребителя, получивший название Joint Advanced Fighter Engine (JAFE), был опубликован в мае 1983 года. В сентябре 1983 года Pratt & Whitney и General Electric получили контракты на 202 миллиона долларов каждая на разработку и производство прототипов двигателей. . [ 16 ] [ 17 ] запросы на современные компоненты авионики, такие как интегрированная система радиоэлектронной борьбы . В ноябре того же года были разосланы [ 18 ]
В это время SPO проявляло растущий интерес к малозаметности в результате секретных программ « черного мира », таких как Have Blue / F-117 , Tacit Blue и программа Advanced Technology Bomber (ATB) (которая привела к созданию B). -2 Spirit ) обещал значительно уменьшить радиолокационную эффективность (ЭПР), которая была на порядки меньше, чем у существующих самолетов. [ 13 ] [ 11 ] Требования ATF будут уделять все больше внимания малозаметности для повышения живучести в ходе исследования концепции, но при этом по-прежнему будут требовать скорости и маневренности, сравнимой с истребительной. В результате стелс-технологии детали конструкции стали «черными», хотя ATF была общепризнанной программой. К концу 1984 года SPO определило требования ATF и опубликовало Заявление об оперативной необходимости (SON), в котором предусматривался истребитель с взлетной полной массой 50 000 фунтов (23 000 кг) и радиусом действия 800 миль (1300 км) . ), суперкрейсерская скорость 1,4–1,5 Маха, возможность использовать взлетно-посадочную полосу длиной 2000 футов (610 м) и снижение заметности, особенно в лобовом секторе. [ 14 ] [ 19 ]
Запрос предложений
[ редактировать ]Запрос предложений (RFP) для демонстрации и проверки (Dem/Val) был выпущен в сентябре 1985 года, причем первоначально предложения должны были быть представлены в декабре того же года. [ 12 ] [ 20 ] Четыре лучших предложения, позже сокращенные до двух, продолжат работу над Дем/Вал. В запросе предложений не только содержались строгие технические требования ATF, но также придавалось большое значение системному проектированию , планам развития технологий и снижению рисков; на самом деле, эти области считались более важными, чем сами конструкции самолетов, как подрядчики позже обнаружили в своих отчетах после выбора Дем/Вал. [ 21 ] Это произошло потому, что SPO ожидало, что ATF потребуется использовать новые технологии, выходящие даже за рамки современного уровня техники, и не хотело, чтобы конкретный проект самолета был заморожен на уровне готовности зрелых технологий; Таким образом, SPO необходимо было оценить свою уверенность в способности подрядчика эффективно и недорого разрабатывать новые технологии. [ 22 ]
В то время SPO предполагало закупить 750 ATF по цене 35 миллионов долларов за штуку в 1985 финансовом году (FY) с окончательным выбором конструкции в 1989 году и вводом в эксплуатацию в 1995 году, хотя даже на этом этапе дата поступления была под угрозу скатывается к концу 1990-х годов из-за возможных корректировок запроса предложений и бюджетных ограничений. [ 22 ] Вскоре после этого ВМС США под давлением Конгресса присоединились к программе ATF первоначально в качестве наблюдателя, чтобы изучить возможность использования военно-морской модификации, получившей название Navy Advanced Tactical Fighter (NATF), для замены F -14 Tomcat ; В конечном итоге ВМФ объявил, что закупит 546 самолетов по программе НАТФ. [ 23 ] [ 24 ]
В запрос предложений по Дем/Вал действительно войдут некоторые изменения после его первого выпуска, в результате которого срок выполнения был перенесен на июль 1986 года; В декабре 1985 года, после обсуждений с Lockheed и Northrop, двумя командами подрядчиков, имеющими опыт работы в области малозаметности с самолетов Have Blue /F-117 и ATB/B-2 соответственно, требования к малозаметности были резко увеличены. Более того, Комиссия Паккарда опубликовала свой отчет в феврале 1986 года, и одной из ее рекомендаций была стратегия конкурентных закупок «на лету перед покупкой», которая поощряла создание прототипов. На ATF SPO было оказано давление, чтобы оно последовало рекомендациям Комиссии Паккарда, и в мае 1986 года запрос предложений был изменен, и окончательный отбор включал летающие прототипы. [ 25 ] Из-за этого позднего добавления из-за политического давления прототипы летательных аппаратов должны были представлять собой машины «наилучшего качества», предназначенные не для выполнения соревновательного взлета или представления серийного самолета, отвечающего всем требованиям, а для демонстрации жизнеспособности своей концепции и смягчения последствий. риск. [ № 1 ] [ 22 ] [ 26 ]

В июле 1986 года предложения предоставили компании Boeing , General Dynamics , Grumman , Lockheed , Northrop , McDonnell Douglas и Rockwell ; Вскоре после этого Грумман и Роквелл ушли. [ 1 ] Поскольку ожидалось, что подрядчики сделают огромные собственные инвестиции — вероятно, приближающиеся к сумме, присуждаемой по самим контрактам в совокупности — для разработки необходимой технологии, отвечающей амбициозным требованиям, SPO поощряло объединение команд. После подачи предложений Lockheed (через свое подразделение Skunk Works ), Boeing и General Dynamics сформировали команду для разработки любого из предложенных ими проектов, если таковой был выбран. Нортроп и Макдоннелл Дуглас сформировали команду по аналогичному соглашению. [ 27 ] [ 28 ]

31 октября 1986 года компании Lockheed и Northrop, два лидера отрасли в области самолетов-невидимок , заняли первое и второе места соответственно и стали финалистами. Обращает на себя внимание расхождение в подходах предложений двух финалистов. В предложении Northrop был использован ее значительный опыт в области малозаметности для создания усовершенствованной и хорошо изученной конструкции самолета, которая была очень похожа на будущий летающий прототип. [ 29 ] [ 30 ] Хотя у Lockheed также был обширный опыт работы в области малозаметности, их фактическая конструкция самолета была довольно незрелой и существовала лишь в виде грубой концепции; вместо этого в своем предложении Lockheed в первую очередь сосредоточилась на системном проектировании и торговых исследованиях , что позволило ей опередить компанию Northrop и занять высшую позицию. [ 25 ] [ 21 ] Две команды, Lockheed/Boeing/General Dynamics и Northrop/McDonnell Douglas, получили контракты на сумму 691 миллион долларов с твердой фиксированной ценой в долларах 1985 финансового года и должны были провести 50-месячную фазу Dem/Val, кульминацией которой станут летные испытания двух демонстраторов технологий. прототипы YF-22 и YF-23 ; Pratt & Whitney и General Electric также получат по 341 миллион долларов каждый на разработку и прототипирование двигателей, а двигательная установка JAFE позже будет переименована в ATF Engine (ATFE) и будет напрямую управляться ATF SPO. [ 31 ] [ 32 ]
Демонстрация и проверка
[ редактировать ]Этап Dem/Val был предназначен для разработки и совершенствования технологий ATF, которые облегчили бы возможную полномасштабную разработку и производство истребителя, и был сосредоточен на трех основных направлениях: системные требования и разработка спецификаций, наземные прототипы авионики и летающие лаборатории, а также прототипы летательных аппаратов. . [ 33 ] Во время Dem/Val руководителем программы ATF SPO был полковник Джеймс А. Фейн, а техническим директором (или главным инженером) - Эрик «Рик» Абелл. Директором по требованиям ATF был полковник Дэвид Дж. МакКлауд из TAC, а проект документа системных эксплуатационных требований (SORD), основанный на SON 1984 года, был выпущен в декабре 1987 года. [ 34 ] Помимо государственных контрактов, инвестиции компании в ходе Dem/Val составят 675 миллионов долларов и 650 миллионов долларов для команд Lockheed и Northrop соответственно, не считая дополнительных инвестиций на предыдущих этапах или со стороны субподрядчиков. [ 32 ]
В отличие от многих предыдущих программ ВВС США, ATF SPO установила технические требования без указания «как», что дало командам подрядчиков гибкость в разработке необходимых технологий и предложении конкурирующих методов. [ 33 ] Более того, SPO также была открыта для корректировки требований в случае необходимости. Обе группы подрядчиков провели исследования производительности и затрат и представили их в обзорах системных требований (SRR) SPO. Это позволило SPO скорректировать требования ATF и исключить те, которые оказывали существенное влияние на вес и стоимость, но при этом имели предельную эксплуатационную ценность. Например, количество внутренних ракет (представленных AIM-120A ) было уменьшено с восьми до шести для снижения веса и стоимости. [ Н 2 ] [ 21 ] Из-за увеличения веса сопел управления вектором тяги/реверса и связанных с ними систем на исследовательском самолете F-15 S/MTD SPO изменило требования к длине взлетно-посадочной полосы до 3000 футов (910 м) и отменило требование о реверсоре тяги в конце 1987 года. [ 35 ] [ 36 ] Требования к катапультному креслу были понижены со свежей конструкции до существующего McDonnell Douglas ACES II . Однако обе команды подрядчиков по-прежнему сочли целевую взлетную полную массу в 50 000 фунтов недостижимой, поэтому она была увеличена до 60 000 фунтов (27 200 кг), в результате чего требования к тяге двигателя увеличились с 30 000 фунтов силы (133 кН) до 35 000 фунтов силы (156 кН). . Кроме того, Dem/Val будет продлеваться несколько раз, чтобы улучшить зрелость технологий и сократить краткосрочные бюджеты. [ 37 ]

Помимо достижений в области летательных аппаратов и технологий двигательной установки, ATF совершит скачок в характеристиках авионики, создав полностью интегрированный комплект авионики, который объединяет информацию датчиков в общую тактическую картину, тем самым улучшая ситуационную осведомленность пилота и снижая рабочую нагрузку; Система авионики должна была использовать архитектуру системы PAVE PILLAR и технологию из программы сверхвысокоскоростных интегральных схем . [ 38 ] Этап Dem/Val разработки авионики был отмечен демонстрацией аппаратного и программного обеспечения с использованием наземных прототипов авионики (AGP) для оценки производительности и надежности. SPO дало командам возможность выбирать собственных поставщиков для некоторых подсистем; например, инфракрасный датчик поиска и слежения (IRST) для команды Lockheed был поставлен General Electric, а для команды Northrop — от Martin Marietta ; Обе команды выбрали (AESA) Westinghouse / Texas Instruments радар с активной решеткой с электронным сканированием . [ Н 3 ] Комплексная электронная система борьбы и интегрированная авионика связи, навигации и опознавания были выбраны SPO. [ 39 ] Хотя это и не обязательно, обе команды также будут использовать летающие лаборатории авионики: команда Lockheed будет использовать модифицированный Boeing 757 , а команда Northrop — модифицированный BAC One-Eleven . [ 40 ] Требования к авионике также были предметом SRR и корректировок; поскольку авионика была значительным источником затрат, радары бокового обзора были удалены, а статус специальной системы IRST был понижен с уровня требования до цели, а затем и до уровня резерва для будущего добавления. В 1989 году SPO установило ограничение на стоимость авионики в размере 9 миллионов долларов на самолет в долларах 1985 финансового года, чтобы сдержать рост требований. [ 21 ] [ 41 ]
Наконец, для Dem/Val было построено и использовано по два экземпляра каждого прототипа летательного аппарата: один с двигателями General Electric YF120 , другой с двигателями Pratt & Whitney YF119 . [ 12 ] [ 42 ] Команды подрядчиков широко использовали аналитические и эмпирические методы при проектировании своих летательных аппаратов, включая в аэродинамической трубе испытания , испытания опор RCS, а также программное обеспечение для вычислительной гидродинамики , расчетов RCS и компьютерного проектирования . [ Н 4 ] [ 43 ] В соответствии с желанием SPO предоставить командам подрядчиков гибкость в определении того, как достичь требований ATF, планы летных испытаний создавались и выполнялись самими командами, и прототипы летательных аппаратов не летали друг против друга для прямого сравнения; ни YF-22, ни YF-23 не будут иметь одни и те же контрольные точки, которые были установлены их собственными командами для демонстрации жизнеспособности концепции и проверки инженерных прогнозов. [ Н 5 ] [ 44 ] Примечательно, что летом 1987 года команда Lockheed полностью изменила форму и конфигурацию YF-22 из-за проблем с весом. [ 21 ] [ 45 ] в то время как YF-23 представлял собой постоянное усовершенствование концепции Northrop до подачи предложения Dem/Val. Точные изображения прототипов, которые были строго засекречены из-за скрытности конструкции, были впервые официально выпущены в 1989 году перед их публичным представлением в 1990 году; Вышеупомянутые расширения Dem/Val также перенесли летные испытания с 1989 на 1990 год. [ 46 ] [ 30 ]

Первый YF-23 совершил свой первый полет 27 августа 1990 года, а первый YF-22 совершил первый полет 29 сентября 1990 года. [ 47 ] Летные испытания начались впоследствии на базе ВВС Эдвардс , и в конце октября 1990 года к каждому участнику добавились по второму самолету. [ 48 ] Первый YF-23 с двигателями P&W достиг скорости 1,43 Маха 18 сентября 1990 года, а второй YF-23 с двигателями GE достиг скорости 1,72 Маха 29 ноября 1990 года. [ Н 6 ] [ 48 ] [ 49 ] Первый YF-22 с двигателями GE достиг скорости 1,58 Маха в суперкрейсерском режиме, а второй YF-22 с двигателями P&W также достиг 1,43 Маха. Максимальная скорость обоих прототипов на форсаже превышала 2,0 Маха. [ Н 7 ] [ 50 ] Летные испытания продолжались до декабря 1990 года: YF-22 налетали 91,6 часа в 74 самолето-вылетах, а YF-23 - 65,2 часа в 50 самолето-вылетах. В то время как проекты прототипов летательных аппаратов были заморожены в 1988 году, чтобы их построить и начать летные испытания в 1990 году, обе команды продолжали совершенствовать свои конструкции F-22 и F-23, или предпочтительные концепции системы, для полномасштабной разработки ATF; После летных испытаний группы подрядчиков представили предложения 31 декабря 1990 года. [ Н 8 ] [ 48 ]
Подбор и полномасштабная разработка
[ редактировать ]После рассмотрения результатов летных испытаний и предложений ВВС США объявили команду Lockheed и Pratt & Whitney победителем конкурса на полномасштабную разработку, или Engineering and Manufacturing Development (EMD), 23 апреля 1991 года; к этому времени в результате обзора основных самолетов 1990 года, проведенного министром обороны Диком Чейни, запланированный общий объем закупок ATF сократился до 650 самолетов. [ 51 ] Обе конструкции летательных аппаратов соответствовали всем требованиям к характеристикам или превосходили их; YF-23 был более скрытным и быстрым, но YF-22 был более маневренным. [ 52 ] В 1986 году ВМС США начали рассматривать версию ATF под названием Navy Advanced Tactical Fighter (NATF). [ 53 ] В авиационной прессе высказывались предположения, что YF-22 также считался более приспособленным для NATF. [ Н 9 ] [ 54 ] Однако к концу 1990 - началу 1991 года ВМС начали выходить из NATF из-за растущих затрат и полностью отказались от NATF к 1992 финансовому году. [ 24 ] [ 55 ]
Авиационные наблюдатели предположили, что решение об отборе было обусловлено не только техническими достоинствами конструкции самолета, но и производственными факторами и восприятием управления программой. [ 56 ] [ 57 ] В то время компания Northrop считалась более рискованной, поскольку у нее были проблемы с программами B-2 и AGM-137 TSSAM по стоимости, графику и прогнозируемой малозаметности. [ 29 ] Напротив, руководство программой Lockheed по F-117 получило высокую оценку за соответствие характеристикам и выполнение работ в соответствии с графиком и в рамках бюджета, при этом самолет добился успеха в эксплуатации над Панамой и во время войны в Персидском заливе . [ 21 ] Хотя летательный аппарат YF-23 находился на более высоком уровне зрелости и усовершенствования по сравнению с YF-22 из-за поздней модификации конструкции последнего и отчасти в результате имел лучшие летные характеристики, команда Lockheed выполнила более агрессивный план летных испытаний с более высокими количество боевых вылетов и налет часов; кроме того, Lockheed решила провести испытания с высокой видимостью, такие как запуск ракет и маневры под большим углом атаки , которые, хотя и не были обязательными, улучшили ее восприятие ВВС США в управлении рисками систем вооружения. [ 58 ] Поскольку в целом окончательные проекты F-22 и F-23 конкурентоспособны друг с другом по техническим характеристикам и отвечают всем требованиям, решение ВВС США затем приняло во внимание нетехнические аспекты, такие как уверенность в управлении программой, при определении победителя. [ 59 ] [ 60 ] [ 26 ]

В августе 1991 года команда Lockheed и компания Pratt & Whitney получили контракты EMD на полную разработку и постройку усовершенствованного тактического истребителя первоначальной стоимостью 9,55 миллиардов долларов и 1,375 миллиардов долларов соответственно, на общую сумму около 11 миллиардов долларов в виде контрактов с оплатой затрат (которые в конечном итоге выросли). значительно). Конструкция YF-22 была развита и значительно усовершенствована, чтобы стать серийной версией EMD F-22 Raptor . [ № 10 ] который впервые поднялся в воздух в сентябре 1997 года. Однако с распадом Советского Союза в 1991 году и последующим сокращением расходов на оборону разработка F-22 будет «поэтапной», то есть затягиваться и продлеваться несколько раз, и хотя ВВС США скорректировали цель закупок до 381 самолета, количество профинансированных в программе записи продолжало снижаться, упав до 339 к моменту первого полета EMD/серийного самолета. [ 61 ] Оба проекта F-22 и F-23 позже рассматривались для модификации в качестве сверхзвукового регионального бомбардировщика средней дальности ( FB-22 и FB-23 соответственно). [ 51 ] но предложения не были реализованы. [ № 11 ] [ 62 ] После летных и эксплуатационных испытаний F-22 поступил на вооружение в декабре 2005 года, но, поскольку явной угрозы воздух-воздух не существовало, а Министерство обороны в то время сосредоточило свое внимание на борьбе с повстанцами , производство F-22 достигло только 195 самолетов и закончилось в 2011. [ 63 ] [ 64 ]
См. также
[ редактировать ]- Имейте тире
- Программа совместных ударных истребителей
- Господство в воздухе следующего поколения
- Программа F/A-XX
Примечания
[ редактировать ]- ^ Программа JAFE, позже переименованная в программу ATF Engine (ATFE), также была изменена примерно в это же время, чтобы обеспечить летные образцы для прототипов, и в феврале 1987 года SPO взяло на себя управление проектом двигателя ATF.
- ↑ Вариант AMRAAM с обрезанным оперением, AIM-120C, в конечном итоге был разработан для увеличения внутренней ракетной нагрузки F-22 обратно до восьми.
- ^ Конструкция радара Westinghouse/Texas Instruments превзошла конструкцию Hughes/General Electric и стала AN/APG-77 .
- ^ Например, команда Lockheed провела 18 000 часов испытаний в аэродинамической трубе во время Дем/Вала.
- ^ Команды подрядчиков должны были предоставить SPO прогнозы летных характеристик в «запечатанном конверте», по которым их самолеты будут оцениваться, а не друг против друга.
- ↑ По сообщениям авиационной прессы, максимальная сверхкрейсерская скорость YF-23 с двигателями GE достигала 1,8 Маха. [ 29 ]
- ^ YF119 еще не включал в себя конструктивные изменения для увеличения тяги и по-прежнему представлял собой двигатели с тягой 30 000 фунтов-силы, тогда как YF120 имел и был двигателями с тягой 35 000 фунтов-силы; в результате оба прототипа ATF достигли лучших характеристик с двигателями GE.
- ^ Предложения команд Lockheed и Northrop NATF, часто называемые « NATF-22 » и « NATF-23 » (они никогда не имели официального обозначения), также были представлены в их полномасштабных предложениях по разработке.
- ^ И НАТФ-22, и НАТФ-23 значительно отличались бы от своих аналогов в ВВС: НАТФ-22 имел крылья изменяемой стреловидности, а НАТФ-23 был укорочен, но имел утки и более традиционное вертикальное расположение оперения.
- ^ F-22 имеет аэродинамическую схему, аналогичную YF-22, но с заметными различиями в общей внешней геометрии, таких как положение и конструкция кабины, хвостового оперения и крыльев, а также во внутренней компоновке.
- ^ Также конкуренцией этим региональным бомбардировщикам был B-1R ; Планы создания регионального бомбардировщика были отменены в четырехлетнем обзоре обороны 2006 года , в котором вместо этого отдавалось предпочтение более крупному стратегическому бомбардировщику с гораздо большей дальностью полета.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Миллер 2005, стр. 14, 19.
- ^ Свитман 1991, с. 10-11, 21.
- ^ Аронштейн и Хиршберг 1998, с. 5
- ^ Аронштейн и Хиршберг 1998, стр. 17-18.
- ^ Аронштейн и Хиршберг 1998, с. 12
- ^ Мец 2017, стр. 8-10.
- ^ Миллер 2005, стр. 10-11.
- ^ Аронштейн и Хиршберг 1998, стр. 30-33.
- ^ Свитман 1991, стр. 12–13.
- ^ Аронштейн и Хиршберг 1998, стр. 42-45.
- ^ Jump up to: а б Хехс 1998, Часть 1
- ^ Jump up to: а б с Информационный бюллетень YF-22. Архивировано 19 января 2012 года в Wayback Machine . Национальный музей.
- ^ Jump up to: а б с Аронштейн и Хиршберг 1998, стр. 56-57.
- ^ Jump up to: а б Миллер 2005, с. 13.
- ^ Jump up to: а б Аронштейн и Хиршберг 1998, стр. 45-54.
- ^ Свитман 1991, с. 13.
- ^ Аронштейн и Хиршберг 1998, стр. 207-208.
- ^ Аронштейн и Хиршберг 1998, с. 61
- ^ Аронштейн и Хиршберг, стр. 105-106.
- ^ Свитман 1991, с. 14.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хехс 1998, Часть 2
- ^ Jump up to: а б с Аронштейн и Хиршберг 1998, стр. 82-89.
- ^ Миллер 2005, с. 14.
- ^ Jump up to: а б Аронштейн и Хиршберг 1998, стр. 235-239.
- ^ Jump up to: а б Маллин 2012, стр. 18-21.
- ^ Jump up to: а б Абелл, Эрик «Рик» (1 февраля 2021 г.). «Интервью с Эриком «Риком» Абеллом — бывшим главным инженером программы ATF» (Интервью). Беседовал CW Lemoine.
- ^ Гудолл 1992, с. 94
- ^ Аронштейн и Хиршберг 1998, с. 164
- ^ Jump up to: а б с Чонг 2016, стр. 237-238.
- ^ Jump up to: а б Мец 2017, стр. 25-27.
- ^ Миллер 2005, стр. 19–20.
- ^ Jump up to: а б Аронштейн и Хиршберг 1998, с. 164
- ^ Jump up to: а б Аронштейн и Хиршберг 1998, с. 104
- ^ Аронштейн и Хиршберг 1998, с. 106
- ^ Свитман 1991, с. 23.
- ^ Миллер 2005, с. 23.
- ^ Аронштейн и Хиршберг 1998, стр. 105–108.
- ^ Аронштейн и Хиршберг 1998, с. 61
- ^ Аронштейн и Хиршберг 1998, с. 181
- ^ Аронштейн и Хиршберг 1998, стр. 113-115.
- ^ Маллин 2012, с. 36
- ↑ Информационный бюллетень YF-23. Архивировано 16 июля 2011 года в Wayback Machine . Национальный музей.
- ^ Аронштейн и Хиршберг 1998, стр. 121-125.
- ^ Аронштейн и Хиршберг 1998, с. 137
- ^ Маллин 2012, стр. 29-30.
- ^ Аронштейн и Хиршберг 1998, с. 119
- ^ Гудолл 1992, с. 99.
- ^ Jump up to: а б с Миллер 2005, стр. 38–39.
- ^ Пол Мец, Джим Сэндберг (27 августа 2015 г.). Презентация YF-23 DEM/VAL летчиков-испытателей Пола Метца и Джима Сэндберга . Западный музей авиации: Производство Peninsula Seniors.
- ^ Гудолл 1992, стр. 102–103.
- ^ Jump up to: а б Миллер 2005, с. 38.
- ^ Гудолл 1992, с. 110.
- ^ Пейс 1999, стр. 19–22.
- ↑ Lockheed Martin F/A-22 Raptor . Архивировано 6 января 2009 года в Wayback Machine . Vectorsite.net, 1 февраля 2007 г.
- ^ Миллер 2005, с. 76.
- ^ Лэндис, Тони (1 февраля 2022 г.). Воспоминание: Northrop YF-23 Black Widow II (отчет). Управление истории управления боевой техникой ВВС.
- ^ Джуппи, Мэтью (30 апреля 2024 г.). «Чему программа NGAD ВВС США может научиться у усовершенствованного тактического истребителя» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ Аронштейн и Хиршберг 1998, стр. 159-160.
- ^ Мец 2017, с. 73
- ^ Аронштейн и Хиршберг 1998, стр. 288-289.
- ^ Миллер 2005, стр. 38, 42–46.
- ^ Хеберт, Адам Дж. «Бомбардировщик 2018 года и его друзья» . Журнал ВВС, октябрь 2006 г.
- ^ «F-22A Raptor вступает в строй» . ВВС США . 15 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 23 июля 2012 г. Проверено 24 июня 2011 г.
- ^ Парсонс, Гэри. «Последняя доставка F-22». Архивировано 13 марта 2016 года в журнале Wayback Machine Combat Aircraft Monthly , 3 мая 2012 года. Проверено 10 апреля 2014 года.
Библиография
[ редактировать ]- Аронштейн, Дэвид К.; Хиршберг, Майкл Дж.; Пиччирильо, Альберт К. От усовершенствованного тактического истребителя до F-22 Raptor: истоки истребителя господства в воздухе 21 века. Арлингтон, Вирджиния: AIAA (Американский институт аэронавтики и астронавтики), 1998. ISBN 978-1-56347-282-4 .
- Чонг, Тони (2016). Летающие крылья и радикальные вещи, секретные аэрокосмические проекты и концепции Northrop, 1939–1994 гг . Форест-Лейк, Миннесота: Specialty Press. ISBN 978-1-58007-229-8 .
- Гудолл, Джеймс К. «Усовершенствованные тактические истребители Lockheed YF-22 и Northrop YF-23». Американские истребители-невидимки и бомбардировщики B-2, F-117, YF-22 и YF-23 . Сент-Пол, Миннесота: Издательская компания MBI, 1992. ISBN 0-87938-609-6 .
- Хехс, Эрик (16 октября 1998 г.). «Эволюция конструкции F-22, части 1 и 2» . Код Один . Локхид Мартин.
- Дженкинс, Деннис Р. и Тони Р. Лэндис. Экспериментальные и прототипы реактивных истребителей ВВС США. Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 2008. ISBN 978-1-58007-111-6 .
- Мец, Альфред «Пол». Легенды ВВС, номер 220. Northrop YF-23 ATF . Форест-Лейк, Миннесота: Specialty Press, 2017. ISBN 0989258378
- Миллер, Джей. Lockheed Martin F/A-22 Raptor, истребитель-невидимка . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing, 2005. ISBN 1-85780-158-X .
- Миллер, Джей (1995). Skunk Works компании Lockheed Martin: официальная история.. . Лестер, Великобритания: Midland Publishing. ISBN 1-85780-037-0 .
- Маллин, Шерман Н. (август 1992 г.). «Эволюция усовершенствованного тактического истребителя F-22» . Американский институт аэронавтики и астронавтики . дои : 10.2514/6.1992-4188 .
- Маллин, Шерман Н. (июнь 2012 г.). «Победа в АТФ» (PDF) . Институт исследований авиации Митчелла .
- Пейс, Стив. Ф-22 Раптор . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл, 1999. ISBN 0-07-134271-0 .
- Свитмен, Билл. Усовершенствованные тактические истребители YF-22 и YF-23 . Сент-Пол, Миннесота: Международное издательство Motorbooks, 1991. ISBN 0-87938-505-7 .