Jump to content

Локхид F-117 Найтхок

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

F-117 Найтхок
Вид сверху на угловатый крен самолета влево во время полета над горным хребтом
F-117 пролетает над горами в Неваде в 2002 году.
Роль Стелс -штурмовик [1]
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Корпорация Локхид
Первый полет 18 июня 1981 г .; 43 года назад ( 1981-06-18 )
Введение октябрь 1983 года ; 40 лет назад ( 1983-10 ) [2]
Статус Используется как учебный самолет с 2024 г.
Основной пользователь ВВС США
Количество построенных 64 (5 YF-117A, 59 F-117A)
Разработано на основе Локхид Хейв Блю

Lockheed F-117 Nighthawk — американский одноместный дозвуковой двухмоторный разработанный штурмовик-невидимка, секретным Lockheed подразделением Skunk Works и эксплуатируемый ВВС США (USAF). Это был первый действующий самолет, спроектированный с применением технологии малозаметности .

Работа над тем, что впоследствии стало F-117, была начата в 1970-х годах как средство противодействия все более совершенным советским ракетам класса «земля-воздух» (ЗРК). В 1976 году Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA) заключило с Lockheed контракт на производство демонстратора технологии Have Blue , данные испытаний которого подтвердили концепцию. 1 ноября 1978 года было решено продолжить программу разработки F-117. Всего будет произведено пять прототипов; первый из которых совершил свой первый полет в 1981 году в Грум-Лейк, штат Невада . Первый серийный F-117 был поставлен в 1982 году, а его начальная эксплуатационная готовность была достигнута в октябре 1983 года. Все самолеты первоначально базировались на испытательном полигоне в аэропорту Тонопа , штат Невада.

форма самолета Граненая (составленная из двумерных плоских поверхностей) в значительной степени способствует его относительно малому радиолокационному сечению - около 0,001 м. 2 (0,0108 кв. футов). Чтобы свести к минимуму инфракрасную сигнатуру , он имеет некруглую выхлопную трубу , которая смешивает горячие выхлопы с прохладным окружающим воздухом, и не имеет форсажных камер ; он также ограничен дозвуковыми скоростями, поскольку преодоление звукового барьера приведет к очевидному звуковому удару , который увеличит как акустический, так и инфракрасный следы. Хотя его характеристики маневрирования в воздушном бою были хуже, чем у большинства современных истребителей, это был строго штурмовик, несмотря на то, что его обычно называли «истребителем-невидимкой». По этой причине он оснащен интегрированными сложными цифровыми системами навигации и нападения, при этом наведение на цель осуществляется с помощью тепловизионной инфракрасной системы и лазерного дальномера / лазерного целеуказателя . Он аэродинамически нестабилен во всех трех главных осях самолета и, следовательно, требует постоянной коррекции полета с помощью электродистанционной системы полета (FBW) для поддержания управляемого полета.

Даже спустя годы после поступления на вооружение F-117 оставался «черным» проектом , существование которого отрицалось официальными лицами ВВС США. 10 ноября 1988 года F-117 был впервые публично признан. Его первый боевой вылет был выполнен во время вторжения США в Панаму в 1989 году. Последний из 59 серийных F-117 был доставлен 3 июля 1990 года. F-117 получил широкую огласку благодаря своей роли в войне в Персидском заливе 1991 года, совершив полет совершил около 1300 боевых вылетов и поразил 1600 важных целей в Ираке. F-117 также участвовали в конфликте в Югославии , во время которого один из них был сбит ракетой класса «земля-воздух » (ЗРК) в 1999 году. Он также принимал активное участие во время операции «Несокрушимая свобода» в 2001 году и операции «Свобода Ирака» в 2003 году. ВВС США сняли с производства F-117 в 2008 году, в первую очередь из-за появления на вооружении F-22 Raptor . [3] Несмотря на официальное списание этого типа, часть авиапарка поддерживается в летном состоянии, а полеты F-117 наблюдались с тех пор, как они были выведены из боя. [4]

Разработка

[ редактировать ]

Фон и синий цвет

[ редактировать ]

В 1936 году Роберт Уотсон Уотт , британский инженер, изобретший радар объекта , заметил, что меры по уменьшению радиолокационного сечения (ЭПР) могут быть использованы для уклонения от обнаружения радаром. [5] В 1962 году Пётр Уфимцев математик советский опубликовал в журнале Московского радиотехнического института основополагающую статью под названием «Метод краевых волн в физической теории дифракции» , в которой показал, что сила радиолокационного отражения от объекта связано с конфигурацией его краев, а не с его размером. [6] Уфимцев развивал теоретические работы, опубликованные немецким физиком Арнольдом Зоммерфельдом . [7] [6] : xiii [8] Уфимцев продемонстрировал, что может рассчитать ЭПР по поверхности крыла и вдоль его кромки. Очевидным и логичным выводом было то, что даже большой самолет мог бы уменьшить свою радиолокационную заметность, воспользовавшись этим принципом. Однако полученная конструкция сделала бы самолет аэродинамически нестабильным , а состояние компьютерных технологий в начале 1960-х годов не могло обеспечить такие типы бортовых компьютеров, которые позже позволили бы таким самолетам, как F-117 и B-2 Spirit , оставаться в воздухе. К 1970-м годам, когда аналитик Lockheed Денис Оверхолсер обнаружил статью Уфимцева, компьютеры и программное обеспечение значительно продвинулись вперед, и была подготовлена ​​почва для разработки самолета-невидимки. [9] [10]

Самолет припаркован в открытом ангаре
F-117A окрашен в экспериментальный камуфляж «Серый дракон».

F-117 появился на свет после войны во Вьетнаме , когда все более совершенные советские ракеты класса «земля-воздух » (ЗРК) сбивали тяжелые бомбардировщики. [11] Тяжелые потери, нанесенные ЗРК советского производства израильским ВВС в войне Судного дня 1973 года, также способствовали оценке Совета по оборонным наукам 1974 года , согласно которой в случае конфликта в Центральной Европе средства ПВО, скорее всего, предотвратят воздушные удары НАТО по целям в Центральной Европе. Восточная Европа. [12]

Это был черный проект , остававшийся сверхсекретной программой на протяжении большей части своей жизни. [13] [14] [10] Проект начался в 1975 году с модели под названием «Безнадежный бриллиант». [15] [16] [17] (игра слов об Алмазе Надежды из-за его внешнего вида). В следующем году Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны (DARPA) заключило с Lockheed Skunk Works контракт на постройку и испытания двух истребителей-невидимок под кодовым названием Have Blue . [18] [19] Эти субмасштабные самолеты включали реактивные двигатели Northrop T-38A , электродистанционные системы F-16 , шасси A-10 и экологические системы C -130 . [18] Объединив существующие технологии и компоненты, Lockheed построила два демонстратора в рамках бюджета, стоимостью 35 миллионов долларов за оба самолета, и в рекордно короткие сроки. [18] Заместитель министра обороны по исследованиям и разработкам Уильям Дж. Перри сыграл важную роль в руководстве проектом. [20]

Первый бегство демонстрантов произошло 1 декабря 1977 года. [21] [22] Хотя оба самолета разбились во время демонстрационной программы, собранные данные испытаний оказались положительными. [23] [24] Успех Have Blue побудил правительство увеличить финансирование стелс-технологий . Большая часть этого увеличения была направлена ​​на производство оперативного самолета-невидимки Lockheed F-117 под кодовым названием программы Senior Trend . [25] [26]

Старший тренд

[ редактировать ]

Решение о производстве F-117 было принято 1 ноября 1978 года, и контракт был заключен с компанией Lockheed Advanced Development Projects, широко известной как Skunk Works, в Бербанке, Калифорния . [27] [28] Программу возглавил Бен Рич , а менеджером проекта был Алан Браун. [29] [30] Рич призвал Билла Шредера, математика из компании Lockheed, и Оверхолсера, математика и специалиста по радиолокации, использовать работу Уфимцева. Эти трое разработали компьютерную программу под названием «Эхо», которая позволила спроектировать самолет с плоскими панелями, называемыми фасетами, которые были расположены так, чтобы рассеивать более 99% энергии сигнала радара, «окрашивая» самолет. [9] [31] [29]

Первый YF-117A, серийный номер 79-10780 , совершил свой первый полет из Грум-Лейк (« Зона 51 »), штат Невада, 18 июня 1981 года. [32] [33] всего через 31 месяц после принятия решения о полномасштабном развитии. Первый серийный F-117A был поставлен в 1982 году, а боевая готовность была достигнута в октябре 1983 года. [7] [34] 4450- й тактической группе, дислоцированной на базе ВВС Неллис , штат Невада , было поручено доводку первых F-117, и в период с 1981 (до прибытия первых моделей) по 1989 год они использовали LTV A-7 Corsair II для обучение, чтобы привести всех пилотов к общей базовой летной подготовке, а затем в качестве самолетов-преследователей для испытаний F-117A. [35]

F-117 79-7084 на дозаправке от стратотанкера Boeing KC-135 4450-й тактической группы в 1983 году.

F-117 был секретным на протяжении большей части 1980-х годов. Во многих новостных статьях обсуждался так называемый истребитель-невидимка F-19 , а корпорация Testor представила очень неточную масштабную модель . Когда в июле 1986 года F-117 разбился в национальном лесу Секвойя , в результате чего погиб пилот и возник пожар, ВВС США установили ограниченное воздушное пространство . Вооруженная охрана, включая пожарных, запретила вход, а боевой вертолет кружил над местом происшествия. Все обломки F-117 были заменены останками разбившегося F-101A Voodoo, хранившимися в Зоне 51. Когда в октябре 1987 года внутри Неллиса произошла еще одна фатальная катастрофа, военные снова предоставили прессе мало информации. [36]

ВВС США отрицали существование этого самолета до 10 ноября 1988 года, когда помощник министра обороны Дж. Дэниел Ховард продемонстрировал зернистую фотографию на пресс-конференции Пентагона, опровергнув множество неверных слухов о форме «F-19». [37] После объявления пилоты могли летать на F-117 в дневное время, и им больше не нужно было связываться с А-7, вместо этого они летали на сверхзвуковом учебно-тренировочном самолете Т-38 для путешествий и тренировок. [38] В апреле 1990 года два F-117 прилетели в Неллис, прибыли днем ​​и публично продемонстрировали толпе из десятков тысяч человек. [39] [40]

Duration: 4 minutes and 9 seconds.
Демонстрация полета F-117

Было построено пять самолетов полномасштабной разработки (FSD), получивших обозначение YF-117A. [41] Последний из 59 серийных F-117 был поставлен 3 июля 1990 года. [34] [42] Как заявили ВВС США: «Оптимизированное управление Центра авиационных систем на авиабазе Райт-Паттерсон , штат Огайо , объединило революционную технологию малозаметности с одновременной разработкой и производством для быстрого внедрения самолета... Программа F-117A демонстрирует, что самолет-невидимка может быть создан для надежности и ремонтопригодности». [2]

Обозначение

[ редактировать ]

Действующий самолет получил официальное обозначение F-117A. [43] [5] Большинство современных военных самолетов США используют обозначения после 1962 года , в которых обозначение «F» обычно обозначает истребитель класса «воздух-воздух» , «В» обычно обозначает бомбардировщик , «А» обычно обозначает штурмовик и т. д. (Примеры к ним относятся Ф-15 ,В-2 и А-6 .) F-117 это в первую очередь штурмовик, [1] поэтому его обозначение «F» не соответствует системе Министерства обороны . Это несоответствие, которое с конца 1950-х годов неоднократно применялось ВВС США при использовании нескольких своих штурмовиков, включая Republic F-105 Thunderchief и General Dynamics F-111 Aardvark . В телевизионном документальном фильме цитируется руководитель проекта Алан Браун, который сказал, что Роберт Дж. Диксон , четырехзвездный генерал ВВС США, который был главой тактического авиационного командования , чувствовал, что первоклассных пилотов-истребителей ВВС США, необходимых для управления новым самолетом, легче привлечь. к самолету с обозначением «F» для истребителя, в отличие от бомбардировщика («B») или штурмовика («A»). [44] [45]

Обозначение «F-117», по-видимому, указывает на то, что ему было присвоено официальное обозначение до принятия в 1962 году системы обозначения трехслужебных самолетов США, и его можно было считать численно частью более ранней серии Century Series истребителей . До того, как самолет был представлен публике, предполагалось, что он, скорее всего, получит обозначение F-19, поскольку этот номер не использовался. Однако других самолетов, получивших серийный номер «100» вслед за F-111, не было. Советские истребители, полученные США различными способами по Constant Peg . программе [46] им были присвоены номера серии F для оценки пилотами США, а с появлением истребителей подростковой серии - чаще всего обозначения серии Century. [47]

Как и в случае с другими экзотическими типами военных самолетов, летающими в районе южной Невады, такими как захваченные истребители, был назначен произвольный радиовызов «117». Этот же радиовызов использовался загадочной 4477-й испытательно-оценочной эскадрильей , также известной как «Красные шляпы» или «Красные орлы», которая часто летала на истребителях МиГ в этом районе , но это не имело никакого отношения к этому вызову. и официальное обозначение F-19 тогда рассматривалось в ВВС США. Судя по всему, использование радиовызова «117» стало обычным явлением, и когда компания Lockheed выпустила свое первое руководство по летной эксплуатации (т. е. руководство ВВС США «тире один» для самолета), на обложке было напечатано обозначение F-117A. [48]

Крупный план носовой части черного самолета, подчеркивающий множество наклонных поверхностей.
Вид спереди F-117

Когда ВВС США впервые обратились к компании Lockheed с концепцией малозаметности, директор Skunk Works Келли Джонсон предложила закругленную конструкцию. Он считал, что плавно перетекающие формы обеспечивают лучшее сочетание скорости и скрытности. Однако его помощник Бен Рич показал, что поверхности с гранеными углами обеспечат значительное снижение радиолокационной заметности, а необходимый аэродинамический контроль можно обеспечить с помощью компьютерных блоков. В отчете Skunk Works за май 1975 года «Отчет о ходе работы № 2, Концептуальные исследования высокой скрытности» была показана округлая концепция, которая была отвергнута в пользу плоского подхода. [49] [50] [51] Получившаяся необычная конструкция удивила и озадачила опытных пилотов; Пилот Королевских ВВС (RAF), летавший на нем в качестве офицера по обмену, заявил, что, когда он впервые увидел фотографию до сих пор секретного F-117, он «быстро захихикал и подумал [про себя]: «Этот явно не может летать ». ". [52]

Одноместный F-117 оснащен двумя турбовентиляторными двигателями General Electric F404 без дожигания . Они были значительно модифицированы, чтобы соответствовать малозаметным самолетам, например, чтобы иметь более низкую рабочую температуру, и вместо этого чем-то напоминали турбореактивный двигатель . [53] Двигатель был перепроектирован, чтобы обеспечить минимальную массовую тягу, что облегчило задачу проектирования подходящего впускного отверстия и сопла. Чтобы скрыть двигатель от радаров противника, на впуске была установлена ​​проводящая металлическая решетка, а выхлопные газы намеренно смешивались с холодным воздухом, чтобы снизить тепловую сигнатуру. [54]

Самолет дозаправляется в воздухе и имеет V-образное хвостовое оперение . Максимальная скорость составляет 623 миль в час (1003 км / ч; 541 узел) на большой высоте, максимальная скороподъемность - 2820 футов (860 м) в минуту, а практический потолок - от 43 000 до 45 000 футов (от 13 000 до 14 000 м). [55] [56] Кабина была довольно просторной, с эргономичными дисплеями и органами управления, но поле обзора несколько ограничивалось большой слепой зоной сзади. [57]

Авионика

[ редактировать ]

Ранние самолеты-невидимки были разработаны с упором на минимальное радиолокационное сечение (ЭПР), а не на аэродинамические характеристики; из-за этого F-117 аэродинамически нестабилен во всех трех главных осях самолета и требует постоянной коррекции полета от электродистанционной системы полета (FBW) для поддержания управляемого полета. [58] [59] Он оснащен четырехкратным резервированием электродистанционного управления полетом. Для снижения затрат на разработку авионика, электродистанционные системы, а также другие системы и детали были заимствованы у самолетов General Dynamics F-16 Fighting Falcon , Boeing B-52 Stratofortress , McDonnell Douglas F/A-18 Hornet и McDonnell Douglas. F-15E Страйк Игл . [60] Для поддержания высокого уровня секретности компоненты часто перенаправлялись из других программ самолетов, заказывались с использованием фальсифицированных адресов и других данных, а оборудование на сумму 3 миллиона долларов было изъято со складов ВВС США без раскрытия его назначения. [61]

Кабина Lockheed YF-117A в Национальном музее ВВС США, Дейтон, Огайо, США
Кабина YF-117A

Самолет оснащен сложными системами навигации и нападения, интегрированными в комплекс цифровой авионики. Он ориентируется в основном с помощью GPS и высокоточной инерциальной навигации . [62] Миссии координируются автоматизированной системой планирования, которая может автоматически выполнять все аспекты атакующей миссии, включая выпуск оружия. [63] Обнаружение целей осуществляется тепловизионной инфракрасной системой в паре с лазерным дальномером / лазерным целеуказателем , определяющим дальность и обозначающим цели для бомб с лазерным наведением . Разделенный внутренний отсек F-117 может нести 5000 фунтов (2300 кг) боеприпасов. Типичным вооружением являются пара GBU-10 , GBU-12 или GBU-27 бомб с лазерным наведением , две проникающие бомбы BLU-109 или, после 2006 года, два боеприпаса Joint Direct Attack Munitions (JDAM) с GPS/INS-наведением. бомбы. [64] [65]

Скрытность

[ редактировать ]

F-117 имеет радиолокационное сечение (ЭПР) около 0,001 м. 2 (0,0108 кв. футов). [66] Среди штрафов за малозаметность - дозвуковые скорости для предотвращения нагрева корпуса, нагрев на входе и выходе двигателя, препятствующий определенным маневрам тяги, очень малое удлинение крыла и большой угол стреловидности (50°), необходимый для отклонения входящих радиолокационных волн в сторону цели. стороны. [12] [67] [68] Учитывая эти конструктивные соображения и отсутствие форсажной камеры , F-117 ограничен дозвуковыми скоростями. Кроме того, для сохранения низкой заметности F-117 не был оборудован радаром; Мало того, что активный радар можно будет обнаружить по его излучениям, но неактивная антенна радара также будет действовать как отражатель энергии радара. [69] По состоянию на 2008 год было засекречено, имеет ли он какое-либо оборудование радиолокационного обнаружения. [12]

Его граненая форма (составленная из двумерных плоских поверхностей) возникла из-за ограничений компьютерной технологии 1970-х годов, использовавшейся для расчета его RCS. Более поздние суперкомпьютеры позволили последующим самолетам, таким как бомбардировщик B-2, использовать изогнутые поверхности, сохраняя при этом скрытность, за счет использования гораздо большего количества вычислительных ресурсов для выполнения дополнительных вычислений. [70] Плоские радиопоглощающие листы, покрывающие F-117, весили почти одну тонну и удерживались на месте с помощью клея, а зазоры между листами заполнялись чем-то вроде замазки , называемой «масло». [12] [71]

Шлейф выхлопных газов создает значительную инфракрасную сигнатуру . F-117 уменьшает ИК-сигнацию за счет некруглой выхлопной трубы (формы щели), чтобы минимизировать поперечное сечение выхлопных газов и максимизировать смешивание горячих выхлопных газов с холодным окружающим воздухом. [72] У F-117 отсутствуют форсажные камеры, потому что горячий выхлоп увеличит инфракрасную сигнатуру, преодоление звукового барьера приведет к очевидному звуковому удару , а нагрев поверхности обшивки самолета также увеличит инфракрасный след. В результате его характеристики маневрирования в воздушном бою, необходимые в воздушном бою, никогда не будут соответствовать характеристикам специального истребителя; в случае с F-117 это было неважно, поскольку это был специализированный штурмовик. [44]

Пассивный (мультистатический) радар , бистатический радар и особенно мультистатические радиолокационные системы обнаруживают некоторые самолеты-невидимки лучше, чем обычные моностатические радары передатчика , поскольку стелс-технологии первого поколения (такие как F-117) отражают энергию за пределами прямой видимости , эффективно увеличивая дальность действия. радиолокационная эффективность (ЭПР) в других направлениях, которые контролируют пассивные радары. [73]

Операционная история

[ редактировать ]

Ранняя деятельность

[ редактировать ]
F-117 проводит боевые учения по бомбометанию с использованием GBU-27. бомб с лазерным наведением

В первые годы реализации программы, с 1984 по середину 1992 года, парк F-117 базировался на испытательном полигоне Тонопа в штате Невада, где служил в составе 4450-й тактической группы ; Воздушного боевого командования . Единственное подразделение F-117A [74] Штаб подразделения располагался на базе ВВС Неллис . А-7 Corsair II Для обучения использовались самолеты . Большая часть персонала и их семьи жили в Лас-Вегасе. Для этого требовались коммерческие авиаперевозки и грузовые перевозки для перевозки персонала между Лас-Вегасом и Тонопой каждую неделю. [75] 4450-й был поглощен 37-м тактическим истребительным авиаполком в 1989 году. В 1992 году весь флот был переведен на базу ВВС Холломан , штат Нью-Мексико , под командование 49-го истребительного авиаполка . [74]

F-117 достиг первоначального статуса боеспособности в 1983 году. [2] [74] Пилоты «Ночного ястреба» называли себя «Бандитами». Каждый из 558 пилотов ВВС, летавших на F-117, имеет бандитский номер, например «Бандит 52», который указывает последовательность их первого полета на F-117. [76] Пилоты рассказали друзьям и семьям, что они летали на Northrop F-5 в составе эскадрилий агрессоров против тактического воздушного командования. [36]

F-117 несколько раз использовался в войне. Его первая миссия состоялась во время вторжения США в Панаму в 1989 году. [77] [78] Во время этого вторжения как минимум два F-117 сбросили бомбы на аэродром Рио-Хато. [79] [80]

Самолет секретно эксплуатировался из Тонопы в течение почти десяти лет, после войны в Персидском заливе все самолеты были переведены в Холломан в 1992 году, однако его интеграция с нестелсными «железными самолетами» ВВС США происходила медленно. Как позже сказал один старший пилот F-117: «Из-за сохраняющейся секретности другие продолжали считать этот самолет «не своим делом, а автономной системой». [12] F-117, а также мужчины и женщины 49-го истребительного авиаполка неоднократно отправлялись в Юго-Западную Азию. Во время своего первого развертывания с помощью дозаправки в воздухе пилоты совершили беспосадочный перелет из Холломана в Кувейт, полет длился примерно 18,5 часов. [81]

Югославия

[ редактировать ]
Купол сбитого в Сербии в марте 1999 года F-117 в Музее авиации в Белграде.

Один F-117 (серийный номер ВВС 82-0806) был потерян в результате действий противника. Он был сбит во время операции Allied Force против армии Югославии 27 марта 1999 года. [82] Самолет был обнаружен радаром управления огнем на расстоянии 8,1 мили (13 км) и высоте 26 000 футов (8 км). Затем SA-3 были запущены югославской версией советского Исаева С-125 «Нева» (название НАТО SA-3 «Гоа»). зенитно-ракетного комплекса [82] [83] [84] Пусковая установка находилась в ведении 3-го батальона 250-й ракетной бригады ПВО под командованием полковника Золтана Дани . [85] После взрыва самолет стал неуправляемым, что заставило пилота катапультироваться. Пилот был обнаружен шесть часов спустя параспасательной командой ВВС США . [82] [86] Сообщается, что Россия изучила технологию малозаметности сбитого F-117. [87] и, возможно, Китай. [88] США не пытались уничтожить обломки; Высокопоставленные представители Пентагона заявили, что его технология уже устарела и ее больше не нужно защищать. [36]

Американские источники утверждают, что второй F-117 был атакован и поврежден во время кампании, предположительно 30 апреля 1999 года. [89] [90] Самолет вернулся на авиабазу Шпангдалем . [90] но он якобы больше никогда не летал. [91] [92] ВВС США продолжали использовать F-117 во время операции Allied Force. [93]

Ирак и Афганистан

[ редактировать ]
Пара F-117

Во время войны в Персидском заливе в 1991 году F-117 совершил около 1300 боевых вылетов и нанес прямые удары по 1600 важным целям в Ираке. [2] более 6905 летных часов. [94] Листовки, сброшенные на иракские силы, изображали уничтожение F-117 наземных целей и предупреждали: «Бегайте сейчас и спасайтесь». [38] Только 229 тактических самолетов Коалиции могли сбросить и обозначить бомбы с лазерным наведением, из которых 36 F-117 составляли 15,7%, и только у ВВС США были бомбы I-2000, предназначенные для защищенных целей. Таким образом, F-117 представляли 32% всех самолетов коалиции, способных доставить такие бомбы. [95] : 73–74  Примечательно, что F-117 участвовали во взрыве убежища Амирии , в результате чего погибло по меньшей мере 408 мирных жителей. [96]

Большое внимание средств массовой информации было уделено бомбардировкам телекоммуникационной, водной и транспортной инфраструктуры в Багдаде. Бомбардировщики-невидимки использовались из-за того, что периметр Багдада был хорошо защищен зенитным вооружением. Взрывы быстро стали частью пропагандистской битвы, в которой средства массовой информации подчеркивали убийства мирных жителей, а американцы утверждали, что скрытые бомбардировки очень эффективны для уничтожения военных целей. [97] Послевоенные записи показывают, что у F-117 было в 18 раз больше целей на один самолет, чем у их нескрытных собратьев. [98]

За пределами Багдада бомбардировки F-117 в основном использовались для разрушения аэродромов и применялись в сочетании с другими авиационными боеприпасами. Всего в ходе «Бури в пустыне» 42 F-117 сбросили 2077 бомб. На это приходится около трети управляемых бомбардировок ВВС США. [97]

Ранние заявления об эффективности F-117 позже оказались завышенными. [99] Первоначальные сообщения о том, что F-117 поразили 80% целей, позже были сокращены до «41–60%». [95] : 132  В первую ночь им не удалось поразить 40% назначенных им целей ПВО, в том числе Оперативный центр ПВО в Багдаде, при этом 8 таких целей из 10, которые можно было оценить, оставались работоспособными. [95] : 136–137  В своем официальном документе «Буря в пустыне» ВВС США заявили, что «F-117 был единственным самолетом, которым планировщики осмелились рискнуть пролететь над центром Багдада» и что этот район особенно хорошо защищен. (Десятки F-16 регулярно получали задание атаковать Багдад в первые несколько дней войны.) [95] : 137–138  Фактически, большая часть средств ПВО располагалась на окраинах города, и многие другие самолеты поражали цели в центре города с минимальными потерями, когда они атаковали ночью, как F-117; [95] они избегали зенитных пушек с оптическим наведением и инфракрасных ЗРК , которые представляли наибольшую угрозу для самолетов Коалиции. [95] : 105 

F-117 использовался во время операции «Несокрушимая свобода» в 2001 году. [100] [101] Талибану не хватало современных ВВС. После первой кампании бомбардировок в октябре цели, оправдывающие использование F-117, были ограничены, как и использование F-117. [102]

Первые бомбы, сброшенные в ходе операции «Свобода Ирака» в 2003 году , были сброшены с двух F-117 на фермах Дора при попытке убить Саддама Хусейна . F-117 был выбран для доставки полезной нагрузки для уничтожения бункеров, поскольку близлежащий Багдад был сильно укреплен зенитным вооружением, а разведка США указала, что бункер Саддама Хусейна слишком укреплен для ракет. Уничтожитель бункеров EGBU-27 Advanced Paveway III представляет собой необычную для F-117 полезную нагрузку. Постфактум разведка показала, что Саддам Хусейн находился на фермах Дора, но ушел за несколько часов до взрыва. [103] [104] За это время ВВС оценили эксплуатационные расходы в 35 000 долларов за одну бомбу типа JDAM, доставленную F-117. [105]

Закрытие программы

[ редактировать ]

Поражение в Сербии заставило ВВС США создать подразделение существующей школы вооружения для улучшения тактики. Была проведена дополнительная подготовка с другими подразделениями, и F-117 начали участвовать в учениях Red Flag . Несмотря на то, что планер F-117 был передовым для своего времени, его малозаметный граненый корпус требовал большого объема обслуживания и в конечном итоге был вытеснен обтекаемыми формами, созданными с помощью компьютерного проектирования . Роль F-117 начали брать на себя другие системы вооружения, например, F-22 Raptor получил возможность сбрасывать управляемые бомбы. [3] К 2005 году самолет использовался только для определенных задач, например, если пилоту нужно было проверить, была ли поражена правильная цель, или когда минимальный сопутствующий ущерб был жизненно важен. [12] [8]

ВВС США когда-то планировали вывести F-117 из эксплуатации в 2011 году, но в решении по программному бюджету 720 (PBD 720) от 28 декабря 2005 года предлагалось вывести его из эксплуатации к октябрю 2008 года, чтобы высвободить примерно 1,07 миллиарда долларов. [106] купить больше F-22. [76] PBD 720 призвал вывести из эксплуатации 10 F-117 в 2007 финансовом году, а оставшиеся 42 — в 2008 финансовом году, заявив, что другие самолеты и ракеты ВВС США могут скрытно доставлять высокоточные боеприпасы, включая B-2 Spirit , F-22 и JASSM . [107] Запланированное внедрение многоцелевого F-35 Lightning II также способствовало решению о выводе из эксплуатации. [108]

В конце 2006 года ВВС США закрыли официальное учебное подразделение F-117 (FTU). [109] и объявил о снятии с вооружения F-117. [110] Первые шесть самолетов, выведенных из эксплуатации, совершили свой последний полет 12 марта 2007 года после церемонии на авиабазе Холломан, посвященной карьере самолета. Бригадный генерал Дэвид Л. Голдфейн , командующий 49-м истребительным авиаполком , сказал на церемонии: «С запуском сегодня этих великих самолетов круг подходит к концу — их служба обороне нашей страны выполнена, их миссия выполнена, и работа завершена». молодцы. Сегодня мы отправляем их к месту их последнего пристанища — дому, с которым они хорошо знакомы — их первому и единственному дому за пределами Холломана». [111]

Пара специально окрашенных F-117 с изображением флага США на животе улетают после последней дозаправки в штата Огайо. Национальной гвардии 121-м воздушном дозаправочном крыле

В отличие от большинства других самолетов ВВС США, которые списаны на авиабазу Дэвис-Монтан для сдачи на слом или отправки в музеи, большая часть F-117 была помещена на хранение «Тип 1000». [112] в своих первоначальных ангарах в аэропорту испытательного полигона Тонопа . [113] В Тонопе их крылья сняли, и самолеты хранятся в своих первоначальных ангарах с климат-контролем. [111] Вывод из эксплуатации происходил в восемь этапов: действующие самолеты выводились в Тонопа семью волнами с 13 марта 2007 года до прибытия последней волны 22 апреля 2008 года. [114] [113] Четыре самолета после апреля продолжали летать 410-й летно-испытательной эскадрильей в Палмдейле для летных испытаний. К августу осталось двое. Последний F-117 (серийный номер AF 86-0831) покинул Палмдейл и направился в Тонопа 11 августа 2008 года. [115] [116] После списания последнего самолета 410-й был выведен из эксплуатации на церемонии 1 августа 2008 года. [117]

Пять самолетов были помещены в музеи, в том числе первые четыре YF-117A и некоторые останки F-117, сбитого над Сербией. До 2009 года один F-117 был списан; Серийный номер AF 79-0784 был списан на испытательном полигоне в Палмдейле 26 апреля 2008 года. Это был последний F-117 в Палмдейле, и он был списан для проверки эффективного метода уничтожения этих самолетов. [118]

Конгресс распорядился, чтобы все F-117, законсервированные с 30 сентября 2006 года, содержались «в состоянии, позволяющем отозвать этот самолет для дальнейшей эксплуатации» в рамках Закона о полномочиях национальной обороны 2007 года . Начиная с 2022 года ВВС США планируют демилитаризовать три F-117 каждый год до 2034 года, когда все они должны быть демилитаризованы. [119] [120]

Служба после выхода на пенсию

[ редактировать ]

Служба использует самолеты для обучения эскадрильи агрессоров и крылатых ракет , а также для исследований и разработок. ВВС США также замедлили вывод из эксплуатации текущего парка из примерно 45 F-117 до двух-трех единиц в год. Этот план должен продлить срок действия программы F-117 до 2034 года. [120] [119] В марте 2019 года сообщалось, что четыре F-117 были тайно переброшены на Ближний Восток в 2016 году и что один из них был вынужден совершить вынужденную посадку в Али-эль-Салеме (ОКАС) в Кувейте где-то в конце того же года. [121]

F-117 Nighthawk во время North Edge 23-1 на совместной базе Элмендорф-Ричардсон, Аляска, май 2023 г.

13 сентября 2021 года пара F-117 приземлилась в международном аэропорту Фресно Йосемити в Калифорнии. они должны были пройти подготовку с истребителями Национальной гвардии Калифорнии F-15 C/D Eagles из 144-го истребительного авиаполка . В течение следующих нескольких дней [122] У одного самолета на хвосте были красные буквы, а у другого — белые. Было замечено, что один из двух не был оснащен радиолокационными отражателями. [123] В том же году ВВС США опубликовали фотографии на DVIDS , что стало первым подтверждением того, что самолет продолжал летать после официального вывода из эксплуатации. [120]

F-117 следуют за KC-135, октябрь 2023 г.

В январе 2022 года два F-117 были замечены в полете в военной оперативной зоне Салин . Части внешней поверхности одного из них были покрыты «зеркальным покрытием», которое, как полагают, было экспериментальной обработкой для уменьшения инфракрасной сигнатуры самолета. [124]

В мае 2023 года F-117 участвовал в учениях Savannah Sentry в Центре господства в воздухе в Саванне, штат Джорджия. Это были совместные учения с действующими подразделениями ВВС США и Национальной гвардии . В видеозаписи учений член экипажа за кадром заявил, что на вооружении ВВС США имеется около 48 летающих F-117. Они заявили, что F-117 иногда используется в учебных целях типа агрессора и был доставлен в Savannah Sentry для участия в «несекретных целях». [125] 1 февраля 2024 года два F-117 были замечены на полигоне R-2508 в пустыне Мохаве. [126]

Варианты

[ редактировать ]

F-117Н «Сихок»

[ редактировать ]

ВМС США испытали F-117 в 1984 году, но пришли к выводу, что он непригоден для использования на авианосце . [38] В начале 1990-х годов компания Lockheed предложила ВМФ модернизированный авианосный вариант F-117, получивший название «Сихок», в качестве альтернативы отмененной программе A/FX. Незапрошенное предложение было плохо воспринято Министерством обороны, которое не проявило интереса к предлагаемым возможностям одиночной миссии, особенно потому, что оно отняло бы деньги у программы Joint Advanced Strike Technology, которая превратилась в Joint Strike Fighter . F-117N отличался бы от наземного F-117 по нескольким параметрам, например, использованием «лифтов высоты, пузырькового фонаря, менее остро стреловидного крыла и измененной конфигурации хвостового оперения». [127] [128] Он также будет оснащен турбовентиляторными двигателями General Electric F414 вместо General Electric F404 . Самолет будет опционально оснащаться узлами подвески, позволяющими разместить дополнительную полезную нагрузку массой 8000 фунтов (3600 кг), а также новым радаром наземного нападения с возможностью работы в режиме «воздух-воздух». В этой роли F-117N может нести AIM-120 AMRAAM . ракеты класса «воздух-воздух» [127] [129]

Получив отказ со стороны ВМС, компания Lockheed представила обновленное предложение, которое включало возможность форсажного сгорания и больший упор на F-117N как на многоцелевой самолет, а не просто на штурмовик. [129] Чтобы повысить интерес, Lockheed также предложила вариант наземного базирования F-117B , который разделял большую часть возможностей F-117N. Этот вариант был предложен ВВС США и Королевских ВВС. [130] Два пилота британских ВВС официально оценили этот самолет в 1986 году как награду за помощь Великобритании в американской бомбардировке Ливии в том же году. Офицеры обмена Королевских ВВС начали летать на F-117 в 1987 году. [38] но британцы отклонили предложение администрации Рейгана о покупке самолета. [131] Это обновленное предложение F-117N было также известно как A/F-117X . [132] Ни F-117N, ни F-117B заказаны не были.

Операторы

[ редактировать ]
22 F-117 из 37-го тактического истребительного авиаполка на авиабазе Лэнгли , штат Вирджиния, перед отправкой в ​​Саудовскую Аравию для операции «Щит пустыни».
Соединенные Штаты

Источник: f117sfa.org [133]

Самолет на выставке

[ редактировать ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
79-10781 Скорпион 2 в Национальном музее ВВС США.

ЯФ-117А
Ф-117А
Ф-117А

Прозвища

[ редактировать ]

Официальное название самолета — «Ночной ястреб». [152] также используется альтернативная форма «Ночной ястреб».

Поскольку скрытность была важнее аэродинамики, он получил прозвище «Воблин Гоблин» из-за предполагаемой нестабильности на низких скоростях. Однако пилоты F-117 заявили, что это прозвище незаслуженно. [153] «Wobblin' (или Wobbly) Goblin», вероятно, является пережитком ранних Have Blue / Senior Trend дней проекта (FSD), когда нестабильность была проблемой. В ВВС США прозвище «Гоблин» (без шаткости) сохранилось из-за внешнего вида самолета. Во время операции «Буря в пустыне » саудовцы окрестили самолет «Шаба», что в переводе с арабского означает «Призрак». [154] [155] Некоторые пилоты также называли самолет «Вонючкой». [156]

Во время бомбардировок Югославии НАТО в 1999 году он получил прозвище «Невидимый» (сербская кириллица «Невидљиви», латынь «Невидливи»). Название стало ироничным после того, как он был сбит над воздушным пространством Сербии недалеко от Буджановцев, что привело к фразе: «Мы не знали, что он невидим». [157]

Технические характеристики (F-117A)

[ редактировать ]
Принципиальная схема и сравнение размеров Lockheed F-117A

Данные Национального музея ВВС США по F-117A . [2] Реактивные бомбардировщики [158]

Общие характеристики

Производительность

  • Максимальная скорость: 594 узла (684 миль в час, 1100 км/ч)
  • Максимальная скорость: 0,92 Маха.
  • Диапазон: 930 миль (1070 миль, 1720 км) [149]
  • Практический потолок: 45 000 футов (14 000 м)
  • Нагрузка на крыло: 67,3 фунта/кв. футов (329 кг/м). 2 ) рассчитано по [159]
  • Тяга/вес : 0,40

Вооружение

Заметные выступления в СМИ

[ редактировать ]

Профессиональная команда по американскому футболу « Омаха Найтхокс» использовала в качестве логотипа F-117 Nighthawk. [162]

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Jump up to: а б Иден 2004 , с. 240.
  2. ^ Jump up to: а б с д и «Локхид F-117А Найтхок» . Национальный музей ВВС США . Проверено 16 октября 2016 г.
  3. ^ Jump up to: а б Миллер 1990, с. 44.
  4. ^ «Редкий истребитель-невидимка F-117A пролетает над каньоном «Звездных войн»» . Популярная механика . 19 марта 2020 г.
  5. ^ Jump up to: а б Ганстон и Гилкрист 1993, с. 277.
  6. ^ Jump up to: а б Уфимцев, П.Я. «Метод краевых волн в физической теории дифракции» . oai.dtic.mil. Архивировано из оригинала 9 октября 2012 года . Проверено 6 июня 2024 г.
  7. ^ Jump up to: а б Дэй, Дуэйн А. (2003). «Стелс-технологии» . Столетие полета. Архивировано из оригинала 18 января 2009 года . Проверено 13 ноября 2010 г.
  8. ^ Jump up to: а б Иретон, Колин Т. (осень 2006 г.). «Заполнение пробелов в скрытности» . Журнал «Воздушная и космическая энергетика» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2015 года.
  9. ^ Jump up to: а б Хотт, Варфоломей; Поллок, Джордж Э. «Пришествие, эволюция и новые горизонты самолетов-невидимок США» . ics.purdue.edu . Архивировано из оригинала 16 февраля 2003 года . Проверено 12 июня 2010 г.
  10. ^ Jump up to: а б Крикмор и Крикмор 2003, с. 14.
  11. ^ Крикмор и Крикмор 2003, с. 9.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж Свитман, Билл (январь 2008 г.). «Нетрадиционное оружие» . Журнал «Авиация и космос» . Проверено 22 ноября 2020 г.
  13. ^ Каннингем, Джим (осень 1991 г.). «Трещины в черной дамбе, секретность, СМИ и F-117A» . Журнал Air & Space Power . ВВС США. Архивировано из оригинала 6 марта 2008 года . Проверено 19 марта 2008 г.
  14. ^ «Лучший стрелок — истребитель-невидимка F-117» . Новости Би-би-си . 16 февраля 1999 года . Проверено 10 мая 2011 г.
  15. ^ Рич 1994 , стр. 26–27.
  16. ^ «История F-117» . Ассоциация истребителей-невидимок F-117. Архивировано из оригинала 27 января 2012 года . Проверено 20 января 2007 г.
  17. ^ Крикмор и Крикмор 2003, с. 12.
  18. ^ Jump up to: а б с Гудолл 1992 , с. 19
  19. ^ Крикмор и Крикмор 2003, стр. 13-14.
  20. ^ Вагнер, Рич; Тегнелия, Джим. «Семинар по технологической стратегии: стратегия воздушно-наземных боевых действий НАТО и будущее расширенное сдерживание» . Центр стратегических и международных исследований Центр стратегических и международных исследований.
  21. ^ Иден 2004 , стр. 242–243.
  22. ^ Крикмор и Крикмор 2003, стр. 18-20.
  23. ^ Крикмор и Крикмор 2003, стр. 20-23.
  24. ^ Ганстон и Гилкрист 1993, стр. 278-279.
  25. ^ Гудолл 1992 , с. 24.
  26. ^ F-117A «Старший тренд» . f-117a.com . Проверено 12 июня 2010 г.
  27. ^ Рич 1994 , с. 71
  28. ^ Крикмор и Крикмор 2003, с. 25.
  29. ^ Jump up to: а б Крикмор и Крикмор 2003, стр. 10–11.
  30. ^ «Ютуб» . Архивировано из оригинала 13 марта 2014 года — на YouTube.
  31. ^ «Секреты скрытности» . Военный канал «Дискавери». Архивировано из оригинала 3 июня 2007 года.
  32. ^ Гудолл 1992 , с. 27
  33. ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 279.
  34. ^ Jump up to: а б Гудолл 1992 , с. 29
  35. ^ Холдер и Уоллес 2000, [ нужна страница ] .
  36. ^ Jump up to: а б с Ричелсон, Джеффри Т. (июль 2001 г.). «Когда тайны рушатся» . Журнал ВВС . Проверено 1 ноября 2019 г.
  37. ^ младший, Джон Х. Кушман; Times, специально для Нью-Йорка (11 ноября 1988 г.). «ВВС немного приподнимают занавес на секретном самолете» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 16 сентября 2023 г.
  38. ^ Jump up to: а б с д Крикмор, Пол (2003). Боевая легенда: F-117 Nighthawk . Эйрлайф. стр. 33, 48–49, 60 . ISBN  1-84037-394-6 .
  39. ^ Грегос, Дж. «Первая публичная демонстрация F-117 на авиабазе Неллис 21 апреля 1990 года» . Dreamlandresort.com . Проверено 27 апреля 2012 г.
  40. ^ Моррисси, Дэвид Х. (22 апреля 1990 г.). «Секретный боец ​​​​прокрадывается на всеобщее обозрение». Журнал Альбукерке . стр. A1 , A10 – через Newspapers.com .
  41. ^ «DOD 4120.15-L – Приложение» . Министерство обороны США. Декабрь 2007 года . Проверено 12 июня 2010 г.
  42. ^ Дональд 2003 , с. 98
  43. ^ DOD 4120.15-L: Обозначение модели военных аэрокосмических аппаратов (PDF) , Министерство обороны США, 12 мая 2004 г., стр. 38, заархивировано из оригинала (PDF) 14 ноября 2004 г. , получено 17 июля 2017 г.
  44. ^ Jump up to: а б «Стелс и не только: Воздушный стелс (сериал)» . Канал «История». 2006. Архивировано из оригинала 11 декабря 2006 года . Проверено 19 марта 2008 г.
  45. ^ Модернс (13 апреля 2017 г.). «Современные чудеса S11E62 F117» . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 года . Проверено 22 июля 2018 г. - через YouTube.
  46. ^ Гриер, Питер (апрель 2007 г.). «Постоянный пег». Журнал ВВС . Том. 90, нет. 4.
  47. ^ Мерлин 2011, с. 32.
  48. ^ Миллер 1990
  49. ^ Слэттери, Чад. «Секреты Skunk Works - «Маленький Харви, концепция Б» » . Воздух и космос/Смитсоновский институт .
  50. ^ Крикмор и Крикмор 2003, стр. 12-13.
  51. ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 278.
  52. ^ Крикмор и Крикмор 2003, стр. 85-86.
  53. ^ Ганстон и Гилкрист 1993, стр. 280-281.
  54. ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 281.
  55. ^ Дорр 2016, с. 315.
  56. ^ Ганстон и Гилкрист 1993, стр. 279-280.
  57. ^ Ниджбоер 2016, с. 210.
  58. ^ Рич и Янош 1994, стр. 30–31, 46.
  59. ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 280.
  60. ^ Крикмор и Крикмор 2003, стр. 14-15.
  61. ^ Рич и Янош 1994, с. 46.
  62. ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 282.
  63. ^ «F-117А Найтхок» . Федерация американских ученых .
  64. ^ Рич и Янош 1994, с. 26.
  65. ^ Энос, Джеймс Р. (май 2022 г.). «Применение реального возраста системы к системам Министерства обороны». Системная инженерия . 25 (3): 242–253. дои : 10.1002/sys.21614 . S2CID   246811908 .
  66. ^ Ричардсон 2001 , с. 57
  67. ^ Ричардсон 2001 , с. 36
  68. ^ Ричардсон 2001 , с. 51
  69. ^ Холлоуэй, Дон (март 1996 г.). «Секреты малозаметности F-117 Nighthawk» . Historynet.com . ИсторияНет . Проверено 19 января 2022 г.
  70. ^ Рич 1994, с. 21.
  71. ^ Крикмор и Крикмор 2003, стр. 27-28.
  72. ^ Крикмор и Крикмор 2003, стр. 15-16.
  73. ^ «Бистатические радары» . Radartutorial.eu . Проверено 16 декабря 2010 г.
  74. ^ Jump up to: а б с «F-117А — Найтхок» . База ВВС Холломан . Проверено 26 февраля 2024 г.
  75. ^ Скотт, ВБ (2023). «Первые ночные ястребы». Неделя авиации и космических технологий . 158 (25): 58–60.
  76. ^ Jump up to: а б Топольский, Джошуа (11 марта 2008 г.). «Истребители-невидимки ВВС совершают заключительные полеты» . CNN . Проверено 11 марта 2009 г.
  77. ^ Крокмор, 2006, стр. 382.
  78. ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 283.
  79. ^ Хили, Мелисса (24 декабря 1989 г.). «Первый бой за истребитель-невидимку — бомбёжка аэродрома Панамы» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 30 октября 2021 года . Проверено 26 февраля 2023 г.
  80. ^ К. Уилсон, Джордж (24 декабря 1989 г.). « Самолет-невидимка использовался в Панаме» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 8 апреля 2022 года . Проверено 26 февраля 2024 г.
  81. ^ «F-117А — Найтхок» . holloman.af.mil . Проверено 21 сентября 2023 г.
  82. ^ Jump up to: а б с Логан 2009 стр.105
  83. ^ «Воздушные атаки НАТО смещаются, направлены на насилие внутри Косово» . CNN . 27 марта 1999 г.
  84. ^ «Серб обсуждает сбитый в 1999 году самолет-невидимку» . США сегодня. 26 октября 2005 г. Проверено 1 июля 2009 г.
  85. ^ Дсоуза, Ларкинс (8 февраля 2007 г.). «Кто сбил F-117?» . Военная авиация. Архивировано из оригинала 15 апреля 2009 года . Проверено 1 августа 2011 г.
  86. ^ Уиткомб, Даррел. «Ночь, когда они спасли Вегу 31» . airforcemag.com . Ассоциация ВВС. Архивировано из оригинала 22 апреля 2013 года . Проверено 12 июля 2014 г.
  87. ^ «Русские признают, что испытания F-117 были потеряны в Югославии» (PDF) . Полет Глобал. 2001.
  88. ^ Стоянович, Душан (23 января 2011 г.). «Новый китайский истребитель-невидимка может использовать американские технологии» . Китайская цифровая газета Times .
  89. ^ «Ущерб приписывают полнолунию» . Nl.newsbank.com. 6 мая 1999 года . Проверено 19 февраля 2012 г.
  90. ^ Jump up to: а б «Да, сербские ПВО сбили еще один F-117 во время операции Allied Force в 1999 году» . Драйв . 1 декабря 2020 г.
  91. ^ Риччони, Эверест Э. (8 марта 2005 г.). «Описание нашей неэффективной системы оборонных закупок» . Проект по государственному надзору. Это событие, произошедшее во время конфликта в Косово 27 марта, стало серьёзным ударом по ВВС США. Самолет был особенным: бомбардировщик-невидимка F-117 Nighthawk, который должен был быть почти невидимым для сербской ПВО. И это, конечно, не была случайность: несколько ночей спустя сербские ракеты повредили второй F-117.
  92. ^ Никсон, Марк (январь 2002 г.). «Галантные рыцари, МиГ-29 в действии во время действий союзников». Ежемесячник ВВС .
  93. ^ Дональд 2003 , с. 119
  94. ^ «Оружие: F-117A Стелс» . Фронтлайн PBS . Проверено 12 июня 2010 г.
  95. ^ Jump up to: а б с д и ж «Оценка воздушной кампании операции «Буря в пустыне» GAO/NSIAD-97-134» (PDF) . Генеральная бухгалтерия. 12 июня 1997 г. Архивировано из оригинала (PDF) 16 октября 2012 г. . Проверено 28 января 2013 г.
  96. ^ Кларк 1992, с. 70.
  97. ^ Jump up to: а б Аркин, Уильям М. «Багдад». Журнал «Воздушная мощь» . 11 (1): 4.
  98. ^ РЕННЕР, ВВС США, майор РА (январь 2004 г.). «Асимметричное преимущество Америки: полезность авиации в новой стратегической среде». Оборонные исследования . 4 (1): 87–113. дои : 10.1080/1470243042000255281 .
  99. ^ Шмитт, Эрик (17 июня 1991 г.). «Военно-морской флот с завистью наблюдает за показом невидимости ВВС» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 апреля 2010 г.
  100. ^ ЛаБой, Ванесса (18 апреля 2003 г.). «Ночные ястребы возвращаются домой» . ВВС . ВВС США . Проверено 30 марта 2024 г.
  101. ^ «Имейте синие и стелс-технологии» . www.darpa.mil . ДАРПА . Проверено 30 марта 2024 г.
  102. ^ Хоулман, Дэниел. «Аберрации в Ираке и Афганистане» . Журнал Воздушно-космических войск . Проверено 30 марта 2024 г.
  103. ^ Мартин, Дэвид (19 марта 2013 г.). «Бывший офицер ЦРУ объявил забастовку, которая могла бы предотвратить войну в Ираке - CBS News» . www.cbsnews.com . ЦБС . Проверено 12 марта 2024 г.
  104. ^ Кинкейд, Марк (7 июля 2003 г.). «Первый выстрел». Летчик . 47 (7): 24–29.
  105. ^ Фулгам, Дэвид А. (21 декабря 2001 г.). «Расходы на бомбардировки в операциях в Афганистане растут». Неделя авиации и космических технологий . 155 (24): 38.
  106. ^ Тирон, Роксана (22 февраля 2006 г.). «База ВВС Нью-Мексико на перекрестке» . Холм . Архивировано из оригинала 1 июня 2017 года . Проверено 11 марта 2009 г.
  107. ^ «Решение 720 по программному бюджету» (PDF) . Министерство обороны. Архивировано из оригинала (PDF) 26 сентября 2007 года.
  108. ^ Ши, Кристофер (4 февраля 2007 г.). «Теперь вы это видите…» Boston Globe . Проверено 11 марта 2009 г.
  109. ^ «Школа пилотов F-117 закрывается» . Таймс ВВС . Архивировано из оригинала 17 июля 2012 года . Проверено 20 января 2007 г.
  110. ^ Бейтс, Мэтью (28 октября 2006 г.). «F-117: длинная легендарная история, которая вот-вот закончится» . ВВС США.
  111. ^ Jump up to: а б Барьер, Терри (16 марта 2007 г.). «Горько-сладкое событие выхода на пенсию F-117A» . Новости и обзоры Aerotech .
  112. ^ Согласно заявлению ВВС США, «Самолеты на хранении Типа 1000 должны храниться до тех пор, пока в случае необходимости не будут отозваны в действующую службу. Самолеты Типа 1000 называются неприкосновенными, что означает, что они имеют высокий потенциал для возвращения в летный статус и с них нельзя снимать никакие детали. Эти самолеты «переконсервируют» каждые четыре года».
  113. ^ Jump up to: а б Логан, 2009, стр. 45–188.
  114. ^ Паэ, Питер (23 апреля 2008 г.). «Истребители-невидимки уходят с радаров» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 27 апреля 2008 г.
  115. ^ Логан, 2009, стр. 154.
  116. ^ Радецкий, Алан (8 августа 2008 г.). «Последний бросок формирования F-117» . Рейс Интернешнл . Проверено 11 марта 2009 г.
  117. ^ «410-й ФЛТС «Баха Скорпионс» завершает историческую главу» . ВВС США. 5 августа 2008 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2012 г.
  118. ^ Логан, 2008, стр. 66.
  119. ^ Jump up to: а б «Архив F-117 Nighthawk» . Журнал Воздушно-космических войск . Проверено 1 апреля 2024 г.
  120. ^ Jump up to: а б с Д'Урсо, Стефано (10 января 2023 г.). «ВВС США хотят, чтобы F-117 летал до 2034 года» . Авиационист . Проверено 18 января 2023 г.
  121. ^ Леоне, Дарио (11 апреля 2019 г.). « Один из F-117, тайно переброшенных на Ближний Восток для участия в OIR, совершил вынужденную посадку в Кувейте», - сообщает журнал Scramble . Клуб любителей авиации . Проверено 13 апреля 2019 г.
  122. ^ «Взгляните на эти потрясающие кадры F-117 во время их исторического переброски во Фресно» . Драйв . 16 сентября 2021 г.
  123. ^ Рогоуэй, Тайлер (13 сентября 2021 г.). «F-117 неожиданно появились в аэропорту Фресно для тренировки против местных F-15» . Драйв . Проверено 13 сентября 2021 г.
  124. ^ Рогоуэй, Тайлер (23 января 2022 г.). «F-35 и F-117 замечены в полете с загадочной зеркальной обшивкой» . Драйв . Проверено 19 февраля 2022 г.
  125. ^ Киллиан, Майк (7 мая 2022 г.). «F-117 Nighthawk вблизи в Sentry Savannah, 2022» . Ютуб .
  126. ^ «Самые потрясающие фотографии F-117, которые мы видели с момента его вывода из эксплуатации » . Зона боевых действий. 4 февраля 2024 г.
  127. ^ Jump up to: а б «Военно-морской флот все еще не заинтересован в F-117N; план JAST должен быть представлен завтра». Аэрокосмическая газета . 167 (52): 426. 1993.
  128. ^ "Вариант самолета" . f-117a.com , 14 июля 2003 г. Проверено 7 ноября 2010 г.
  129. ^ Jump up to: а б Марокко, Джон Д. (1994). «Lockheed возвращается в состав ВМФ с новым дизайном F-117N». Неделя авиации и космических технологий . 140 (10): 26.
  130. ^ «Lockheed Martin нацелена на RAF и USN для F-117» . Рейс Интернешнл . 28 июня 1995 г.
  131. ^ Рогоуэй, Тайлер (3 января 2017 г.). «Рейган пригласил Тэтчер присоединиться к совершенно секретной программе F-117» . Драйв .
  132. ^ «Официальный представитель Skunk Works рекламирует A / F-117X как вариант-невидимку ВМФ» . Аэрокосмическая газета . Том. 171, нет. 56. 1994. с. 446.
  133. ^ «Организации F-117» . Ассоциация истребителей-невидимок F-117 . Проверено 2 июля 2024 г.
  134. ^ «Холломан восстанавливает F-117 Nighthawk» . База ВВС Холломан . Проверено 31 марта 2017 г.
  135. ^ «F-117 Найтхок/79-10781» . Национальный музей ВВС США . Проверено 19 сентября 2016 г.
  136. ^ Рогоуэй, Томас Ньюдик и Тайлер (18 июня 2021 г.). «Почему F-117 совершил свой первый полет в пастельном камуфляже 40 лет назад сегодня» . Зона боевых действий . Проверено 21 февраля 2024 г.
  137. ^ «Один из четырех существующих F-117 возвращается в Эдвардс» . База ВВС Эдвардс. 13 июня 2012 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2014 г.
  138. ^ «Серийные списки F-117A» . f-117a.com . Проверено 13 ноября 2020 г.
  139. ^ Уилсон, Алан (29 февраля 2016 г.). «Локхид F-117А Найтхок [80-0785]» . Проверено 21 февраля 2024 г.
  140. ^ Леоне, Дарио (25 мая 2023 г.). «Музей авиации получил F-117A Nighthawk «Delta Dawn» » . Клуб любителей авиации . Проверено 8 января 2024 г.
  141. ^ Jump up to: а б Хантер, Джейми (6 августа 2020 г.). «Раздетый F-117 Nighthawk прибывает в Аэрокосмический музей Хилл прямо из Тонопы» . Драйв . Проверено 10 августа 2020 г.
  142. ^ Тревитик, Джозеф; Рогоуэй, Тайлер (8 ноября 2019 г.). «Потрясающее видео и фотографии работ Skunk по подготовке F-117 для библиотеки Рейгана» . Драйв . Проверено 10 августа 2020 г.
  143. ^ «Информационные бюллетени по самолетам: Lockheed F-117» . Авиамагазин.com . Проверено 21 февраля 2024 г.
  144. ^ Янсен, Шон (29 июля 2022 г.). «Однажды сверхсекретный американский самолет-невидимка прибыл в Музей авиации Касл» . Мерсед Сан-Стар . Проверено 8 августа 2022 г.
  145. ^ Леоне, Дарио (11 октября 2023 г.). «F-117, сбросивший первую бомбу во время «Бури в пустыне», прибыл в Музей авиации и космонавтики Эвергрин» . Клуб любителей авиации . Проверено 21 февраля 2024 г.
  146. ^ «Проект: Верните Шабу (817) домой». Архивировано 8 июня 2020 года в Wayback Machine . Воздушный зоопарк Каламазу. Проверено 8 июня 2020 г.
  147. ^ «Самолеты современной эпохи [ так в оригинале ] | Воздушный зоопарк, Музей аэрокосмической и научной науки | Каламазу, Мичиган» . www.airzoo.org . Проверено 1 ноября 2023 г.
  148. ^ «Пост в Facebook без названия» . www.facebook.com . Стаффордский музей авиации и космонавтики . Проверено 13 июля 2024 г.
  149. ^ Jump up to: а б «F-117А «Ночной ястреб» » . Стратегический авиационный командный и аэрокосмический музей . Проверено 18 июня 2021 г.
  150. ^ Ченчейотти, Дэвид (11 октября 2020 г.). «Смотрите, как F-117 Stealth Jet № 833 «Черный дьявол» получает водный салют, прибывший в Музей авиации Палм-Спрингс» . Авиационист . Проверено 20 октября 2020 г.
  151. ^ Дейли, М. «Запись раскрывает скрытность нашего украинского приятеля» . Ежедневные новости . Архивировано из оригинала 4 июня 2011 года . Проверено 2 января 2008 г.
  152. ^ «DOD 4120.15-L: Обозначение модели военных аэрокосмических аппаратов» (PDF) . Министерство обороны США. 12 мая 2004 г. с. 18. Архивировано из оригинала (PDF) 30 сентября 2007 года . Проверено 20 января 2007 г.
  153. ^ Роудс, Джеффри П. (июль 1990 г.). «Чёрный Джет» . Журнал ВВС . Том. 73, нет. 7 . Проверено 20 января 2007 г.
  154. ^ Грешем, Джон Д. (21 января 2011 г.). «20-я война в Персидском заливе: выход из тени» . Defensemedianetwork.com . Проверено 1 августа 2011 г.
  155. ^ «Призрак – арабское слово» . Араб.фи.
  156. ^ «F-117A: Часто задаваемые вопросы» . Архивировано из оригинала 8 марта 2001 года.
  157. ^ Аронштейн и Пикчирильо 1997, [ нужна страница ] .
  158. ^ Ганстон и Гилкрист 1993, стр. 282-283.
  159. ^ Jump up to: а б с «Краткие факты о F-117 Nighthawk» (PDF) . Локхид Мартин. Ноябрь 2019 г. Архивировано (PDF) из оригинала 20 января 2020 г.
  160. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
  161. ^ «F-117А Найтхок» . Федерация американских ученых . Архивировано из оригинала 1 апреля 2014 года . Проверено 13 ноября 2010 г.
  162. ^ «Омаха приветствует «Ночных ястребов»» . ufl-football.com. Архивировано из оригинала 9 мая 2010 года . Проверено 21 февраля 2024 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аронштейн, Дэвид К. и Альберт К. Пиччирильо (1997). Есть у Блю и F-117A . Рестон, Вирджиния, США: AIAA . ISBN  978-1-56347-245-9 .
  • Фиск, Роберт (2005). Великая война за цивилизацию: завоевание Ближнего Востока . Нью-Йорк, США: Альфред Кнопф. ISBN  978-1-84115-007-9 .
  • Грант, Р.Г. и Джон Р. Дейли (2007). Полет: 100 лет авиации . Харлоу, Эссекс, Великобритания: DK Adult. ISBN  978-0-7566-1902-2 .
  • Дженкинс, Деннис Р.; Лэндис, Тони Р. (2008). Экспериментальные и прототипы реактивных истребителей ВВС США . Северный филиал, Миннесота, США: Specialty Press. ISBN  978-1-58007-111-6 .
  • Солнце, Андт (1990). Истребитель-невидимка F-117A . Гонконг: ISBN Concord Publications Co.  978-962-361-017-9 .
  • Винчестер, Джим, изд. (2004). «Локхид Ф-117». Современные военные самолеты (файл фактов об авиации) . Рочестер, Кент, Великобритания: Grange Books plc. ISBN  978-1-84013-640-1 .
  • Величайший в мире самолет-невидимка и разведчик . Нью-Йорк, США: Издательство Smithmark Publishing. 1991. ISBN  978-0-8317-9558-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cc662e00b30dfca5ae0ad2f8ee2cb434__1722689760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cc/34/cc662e00b30dfca5ae0ad2f8ee2cb434.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lockheed F-117 Nighthawk - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)