Локхид F-117 Найтхок
F-117 Найтхок | |
---|---|
F-117 пролетает над горами в Неваде в 2002 году. | |
Роль | Стелс -штурмовик [1] |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Корпорация Локхид |
Первый полет | 18 июня 1981 г |
Введение | октябрь 1983 года [2] |
Статус | Используется как учебный самолет с 2024 г. |
Основной пользователь | ВВС США |
Количество построенных | 64 (5 YF-117A, 59 F-117A) |
Разработано на основе | Локхид Хейв Блю |
Lockheed F-117 Nighthawk — американский одноместный дозвуковой двухмоторный разработанный штурмовик-невидимка, секретным Lockheed подразделением Skunk Works и эксплуатируемый ВВС США (USAF). Это был первый действующий самолет, спроектированный с применением технологии малозаметности .
Работа над тем, что впоследствии стало F-117, была начата в 1970-х годах как средство противодействия все более совершенным советским ракетам класса «земля-воздух» (ЗРК). В 1976 году Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA) заключило с Lockheed контракт на производство демонстратора технологии Have Blue , данные испытаний которого подтвердили концепцию. 1 ноября 1978 года было решено продолжить программу разработки F-117. Всего будет произведено пять прототипов; первый из которых совершил свой первый полет в 1981 году в Грум-Лейк, штат Невада . Первый серийный F-117 был поставлен в 1982 году, а его начальная эксплуатационная готовность была достигнута в октябре 1983 года. Все самолеты первоначально базировались на испытательном полигоне в аэропорту Тонопа , штат Невада.
форма самолета Граненая (составленная из двумерных плоских поверхностей) в значительной степени способствует его относительно малому радиолокационному сечению - около 0,001 м. 2 (0,0108 кв. футов). Чтобы свести к минимуму инфракрасную сигнатуру , он имеет некруглую выхлопную трубу , которая смешивает горячие выхлопы с прохладным окружающим воздухом, и не имеет форсажных камер ; он также ограничен дозвуковыми скоростями, поскольку преодоление звукового барьера приведет к очевидному звуковому удару , который увеличит как акустический, так и инфракрасный следы. Хотя его характеристики маневрирования в воздушном бою были хуже, чем у большинства современных истребителей, это был строго штурмовик, несмотря на то, что его обычно называли «истребителем-невидимкой». По этой причине он оснащен интегрированными сложными цифровыми системами навигации и нападения, при этом наведение на цель осуществляется с помощью тепловизионной инфракрасной системы и лазерного дальномера / лазерного целеуказателя . Он аэродинамически нестабилен во всех трех главных осях самолета и, следовательно, требует постоянной коррекции полета с помощью электродистанционной системы полета (FBW) для поддержания управляемого полета.
Даже спустя годы после поступления на вооружение F-117 оставался «черным» проектом , существование которого отрицалось официальными лицами ВВС США. 10 ноября 1988 года F-117 был впервые публично признан. Его первый боевой вылет был выполнен во время вторжения США в Панаму в 1989 году. Последний из 59 серийных F-117 был доставлен 3 июля 1990 года. F-117 получил широкую огласку благодаря своей роли в войне в Персидском заливе 1991 года, совершив полет совершил около 1300 боевых вылетов и поразил 1600 важных целей в Ираке. F-117 также участвовали в конфликте в Югославии , во время которого один из них был сбит ракетой класса «земля-воздух » (ЗРК) в 1999 году. Он также принимал активное участие во время операции «Несокрушимая свобода» в 2001 году и операции «Свобода Ирака» в 2003 году. ВВС США сняли с производства F-117 в 2008 году, в первую очередь из-за появления на вооружении F-22 Raptor . [3] Несмотря на официальное списание этого типа, часть авиапарка поддерживается в летном состоянии, а полеты F-117 наблюдались с тех пор, как они были выведены из боя. [4]
Разработка
[ редактировать ]Фон и синий цвет
[ редактировать ]В 1936 году Роберт Уотсон Уотт , британский инженер, изобретший радар объекта , заметил, что меры по уменьшению радиолокационного сечения (ЭПР) могут быть использованы для уклонения от обнаружения радаром. [5] В 1962 году Пётр Уфимцев математик советский опубликовал в журнале Московского радиотехнического института основополагающую статью под названием «Метод краевых волн в физической теории дифракции» , в которой показал, что сила радиолокационного отражения от объекта связано с конфигурацией его краев, а не с его размером. [6] Уфимцев развивал теоретические работы, опубликованные немецким физиком Арнольдом Зоммерфельдом . [7] [6] : xiii [8] Уфимцев продемонстрировал, что может рассчитать ЭПР по поверхности крыла и вдоль его кромки. Очевидным и логичным выводом было то, что даже большой самолет мог бы уменьшить свою радиолокационную заметность, воспользовавшись этим принципом. Однако полученная конструкция сделала бы самолет аэродинамически нестабильным , а состояние компьютерных технологий в начале 1960-х годов не могло обеспечить такие типы бортовых компьютеров, которые позже позволили бы таким самолетам, как F-117 и B-2 Spirit , оставаться в воздухе. К 1970-м годам, когда аналитик Lockheed Денис Оверхолсер обнаружил статью Уфимцева, компьютеры и программное обеспечение значительно продвинулись вперед, и была подготовлена почва для разработки самолета-невидимки. [9] [10]
F-117 появился на свет после войны во Вьетнаме , когда все более совершенные советские ракеты класса «земля-воздух » (ЗРК) сбивали тяжелые бомбардировщики. [11] Тяжелые потери, нанесенные ЗРК советского производства израильским ВВС в войне Судного дня 1973 года, также способствовали оценке Совета по оборонным наукам 1974 года , согласно которой в случае конфликта в Центральной Европе средства ПВО, скорее всего, предотвратят воздушные удары НАТО по целям в Центральной Европе. Восточная Европа. [12]
Это был черный проект , остававшийся сверхсекретной программой на протяжении большей части своей жизни. [13] [14] [10] Проект начался в 1975 году с модели под названием «Безнадежный бриллиант». [15] [16] [17] (игра слов об Алмазе Надежды из-за его внешнего вида). В следующем году Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны (DARPA) заключило с Lockheed Skunk Works контракт на постройку и испытания двух истребителей-невидимок под кодовым названием Have Blue . [18] [19] Эти субмасштабные самолеты включали реактивные двигатели Northrop T-38A , электродистанционные системы F-16 , шасси A-10 и экологические системы C -130 . [18] Объединив существующие технологии и компоненты, Lockheed построила два демонстратора в рамках бюджета, стоимостью 35 миллионов долларов за оба самолета, и в рекордно короткие сроки. [18] Заместитель министра обороны по исследованиям и разработкам Уильям Дж. Перри сыграл важную роль в руководстве проектом. [20]
Первый бегство демонстрантов произошло 1 декабря 1977 года. [21] [22] Хотя оба самолета разбились во время демонстрационной программы, собранные данные испытаний оказались положительными. [23] [24] Успех Have Blue побудил правительство увеличить финансирование стелс-технологий . Большая часть этого увеличения была направлена на производство оперативного самолета-невидимки Lockheed F-117 под кодовым названием программы Senior Trend . [25] [26]
Старший тренд
[ редактировать ]Решение о производстве F-117 было принято 1 ноября 1978 года, и контракт был заключен с компанией Lockheed Advanced Development Projects, широко известной как Skunk Works, в Бербанке, Калифорния . [27] [28] Программу возглавил Бен Рич , а менеджером проекта был Алан Браун. [29] [30] Рич призвал Билла Шредера, математика из компании Lockheed, и Оверхолсера, математика и специалиста по радиолокации, использовать работу Уфимцева. Эти трое разработали компьютерную программу под названием «Эхо», которая позволила спроектировать самолет с плоскими панелями, называемыми фасетами, которые были расположены так, чтобы рассеивать более 99% энергии сигнала радара, «окрашивая» самолет. [9] [31] [29]
Первый YF-117A, серийный номер 79-10780 , совершил свой первый полет из Грум-Лейк (« Зона 51 »), штат Невада, 18 июня 1981 года. [32] [33] всего через 31 месяц после принятия решения о полномасштабном развитии. Первый серийный F-117A был поставлен в 1982 году, а боевая готовность была достигнута в октябре 1983 года. [7] [34] 4450- й тактической группе, дислоцированной на базе ВВС Неллис , штат Невада , было поручено доводку первых F-117, и в период с 1981 (до прибытия первых моделей) по 1989 год они использовали LTV A-7 Corsair II для обучение, чтобы привести всех пилотов к общей базовой летной подготовке, а затем в качестве самолетов-преследователей для испытаний F-117A. [35]
F-117 был секретным на протяжении большей части 1980-х годов. Во многих новостных статьях обсуждался так называемый истребитель-невидимка F-19 , а корпорация Testor представила очень неточную масштабную модель . Когда в июле 1986 года F-117 разбился в национальном лесу Секвойя , в результате чего погиб пилот и возник пожар, ВВС США установили ограниченное воздушное пространство . Вооруженная охрана, включая пожарных, запретила вход, а боевой вертолет кружил над местом происшествия. Все обломки F-117 были заменены останками разбившегося F-101A Voodoo, хранившимися в Зоне 51. Когда в октябре 1987 года внутри Неллиса произошла еще одна фатальная катастрофа, военные снова предоставили прессе мало информации. [36]
ВВС США отрицали существование этого самолета до 10 ноября 1988 года, когда помощник министра обороны Дж. Дэниел Ховард продемонстрировал зернистую фотографию на пресс-конференции Пентагона, опровергнув множество неверных слухов о форме «F-19». [37] После объявления пилоты могли летать на F-117 в дневное время, и им больше не нужно было связываться с А-7, вместо этого они летали на сверхзвуковом учебно-тренировочном самолете Т-38 для путешествий и тренировок. [38] В апреле 1990 года два F-117 прилетели в Неллис, прибыли днем и публично продемонстрировали толпе из десятков тысяч человек. [39] [40]
Было построено пять самолетов полномасштабной разработки (FSD), получивших обозначение YF-117A. [41] Последний из 59 серийных F-117 был поставлен 3 июля 1990 года. [34] [42] Как заявили ВВС США: «Оптимизированное управление Центра авиационных систем на авиабазе Райт-Паттерсон , штат Огайо , объединило революционную технологию малозаметности с одновременной разработкой и производством для быстрого внедрения самолета... Программа F-117A демонстрирует, что самолет-невидимка может быть создан для надежности и ремонтопригодности». [2]
Обозначение
[ редактировать ]Действующий самолет получил официальное обозначение F-117A. [43] [5] Большинство современных военных самолетов США используют обозначения после 1962 года , в которых обозначение «F» обычно обозначает истребитель класса «воздух-воздух» , «В» обычно обозначает бомбардировщик , «А» обычно обозначает штурмовик и т. д. (Примеры к ним относятся Ф-15 ,В-2 и А-6 .) F-117 это в первую очередь штурмовик, [1] поэтому его обозначение «F» не соответствует системе Министерства обороны . Это несоответствие, которое с конца 1950-х годов неоднократно применялось ВВС США при использовании нескольких своих штурмовиков, включая Republic F-105 Thunderchief и General Dynamics F-111 Aardvark . В телевизионном документальном фильме цитируется руководитель проекта Алан Браун, который сказал, что Роберт Дж. Диксон , четырехзвездный генерал ВВС США, который был главой тактического авиационного командования , чувствовал, что первоклассных пилотов-истребителей ВВС США, необходимых для управления новым самолетом, легче привлечь. к самолету с обозначением «F» для истребителя, в отличие от бомбардировщика («B») или штурмовика («A»). [44] [45]
Обозначение «F-117», по-видимому, указывает на то, что ему было присвоено официальное обозначение до принятия в 1962 году системы обозначения трехслужебных самолетов США, и его можно было считать численно частью более ранней серии Century Series истребителей . До того, как самолет был представлен публике, предполагалось, что он, скорее всего, получит обозначение F-19, поскольку этот номер не использовался. Однако других самолетов, получивших серийный номер «100» вслед за F-111, не было. Советские истребители, полученные США различными способами по Constant Peg . программе [46] им были присвоены номера серии F для оценки пилотами США, а с появлением истребителей подростковой серии - чаще всего обозначения серии Century. [47]
Как и в случае с другими экзотическими типами военных самолетов, летающими в районе южной Невады, такими как захваченные истребители, был назначен произвольный радиовызов «117». Этот же радиовызов использовался загадочной 4477-й испытательно-оценочной эскадрильей , также известной как «Красные шляпы» или «Красные орлы», которая часто летала на истребителях МиГ в этом районе , но это не имело никакого отношения к этому вызову. и официальное обозначение F-19 тогда рассматривалось в ВВС США. Судя по всему, использование радиовызова «117» стало обычным явлением, и когда компания Lockheed выпустила свое первое руководство по летной эксплуатации (т. е. руководство ВВС США «тире один» для самолета), на обложке было напечатано обозначение F-117A. [48]
Дизайн
[ редактировать ]Когда ВВС США впервые обратились к компании Lockheed с концепцией малозаметности, директор Skunk Works Келли Джонсон предложила закругленную конструкцию. Он считал, что плавно перетекающие формы обеспечивают лучшее сочетание скорости и скрытности. Однако его помощник Бен Рич показал, что поверхности с гранеными углами обеспечат значительное снижение радиолокационной заметности, а необходимый аэродинамический контроль можно обеспечить с помощью компьютерных блоков. В отчете Skunk Works за май 1975 года «Отчет о ходе работы № 2, Концептуальные исследования высокой скрытности» была показана округлая концепция, которая была отвергнута в пользу плоского подхода. [49] [50] [51] Получившаяся необычная конструкция удивила и озадачила опытных пилотов; Пилот Королевских ВВС (RAF), летавший на нем в качестве офицера по обмену, заявил, что, когда он впервые увидел фотографию до сих пор секретного F-117, он «быстро захихикал и подумал [про себя]: «Этот явно не может летать ». ". [52]
Одноместный F-117 оснащен двумя турбовентиляторными двигателями General Electric F404 без дожигания . Они были значительно модифицированы, чтобы соответствовать малозаметным самолетам, например, чтобы иметь более низкую рабочую температуру, и вместо этого чем-то напоминали турбореактивный двигатель . [53] Двигатель был перепроектирован, чтобы обеспечить минимальную массовую тягу, что облегчило задачу проектирования подходящего впускного отверстия и сопла. Чтобы скрыть двигатель от радаров противника, на впуске была установлена проводящая металлическая решетка, а выхлопные газы намеренно смешивались с холодным воздухом, чтобы снизить тепловую сигнатуру. [54]
Самолет дозаправляется в воздухе и имеет V-образное хвостовое оперение . Максимальная скорость составляет 623 миль в час (1003 км / ч; 541 узел) на большой высоте, максимальная скороподъемность - 2820 футов (860 м) в минуту, а практический потолок - от 43 000 до 45 000 футов (от 13 000 до 14 000 м). [55] [56] Кабина была довольно просторной, с эргономичными дисплеями и органами управления, но поле обзора несколько ограничивалось большой слепой зоной сзади. [57]
Авионика
[ редактировать ]Ранние самолеты-невидимки были разработаны с упором на минимальное радиолокационное сечение (ЭПР), а не на аэродинамические характеристики; из-за этого F-117 аэродинамически нестабилен во всех трех главных осях самолета и требует постоянной коррекции полета от электродистанционной системы полета (FBW) для поддержания управляемого полета. [58] [59] Он оснащен четырехкратным резервированием электродистанционного управления полетом. Для снижения затрат на разработку авионика, электродистанционные системы, а также другие системы и детали были заимствованы у самолетов General Dynamics F-16 Fighting Falcon , Boeing B-52 Stratofortress , McDonnell Douglas F/A-18 Hornet и McDonnell Douglas. F-15E Страйк Игл . [60] Для поддержания высокого уровня секретности компоненты часто перенаправлялись из других программ самолетов, заказывались с использованием фальсифицированных адресов и других данных, а оборудование на сумму 3 миллиона долларов было изъято со складов ВВС США без раскрытия его назначения. [61]
Самолет оснащен сложными системами навигации и нападения, интегрированными в комплекс цифровой авионики. Он ориентируется в основном с помощью GPS и высокоточной инерциальной навигации . [62] Миссии координируются автоматизированной системой планирования, которая может автоматически выполнять все аспекты атакующей миссии, включая выпуск оружия. [63] Обнаружение целей осуществляется тепловизионной инфракрасной системой в паре с лазерным дальномером / лазерным целеуказателем , определяющим дальность и обозначающим цели для бомб с лазерным наведением . Разделенный внутренний отсек F-117 может нести 5000 фунтов (2300 кг) боеприпасов. Типичным вооружением являются пара GBU-10 , GBU-12 или GBU-27 бомб с лазерным наведением , две проникающие бомбы BLU-109 или, после 2006 года, два боеприпаса Joint Direct Attack Munitions (JDAM) с GPS/INS-наведением. бомбы. [64] [65]
Скрытность
[ редактировать ]F-117 имеет радиолокационное сечение (ЭПР) около 0,001 м. 2 (0,0108 кв. футов). [66] Среди штрафов за малозаметность - дозвуковые скорости для предотвращения нагрева корпуса, нагрев на входе и выходе двигателя, препятствующий определенным маневрам тяги, очень малое удлинение крыла и большой угол стреловидности (50°), необходимый для отклонения входящих радиолокационных волн в сторону цели. стороны. [12] [67] [68] Учитывая эти конструктивные соображения и отсутствие форсажной камеры , F-117 ограничен дозвуковыми скоростями. Кроме того, для сохранения низкой заметности F-117 не был оборудован радаром; Мало того, что активный радар можно будет обнаружить по его излучениям, но неактивная антенна радара также будет действовать как отражатель энергии радара. [69] По состоянию на 2008 год было засекречено, имеет ли он какое-либо оборудование радиолокационного обнаружения. [12]
Его граненая форма (составленная из двумерных плоских поверхностей) возникла из-за ограничений компьютерной технологии 1970-х годов, использовавшейся для расчета его RCS. Более поздние суперкомпьютеры позволили последующим самолетам, таким как бомбардировщик B-2, использовать изогнутые поверхности, сохраняя при этом скрытность, за счет использования гораздо большего количества вычислительных ресурсов для выполнения дополнительных вычислений. [70] Плоские радиопоглощающие листы, покрывающие F-117, весили почти одну тонну и удерживались на месте с помощью клея, а зазоры между листами заполнялись чем-то вроде замазки , называемой «масло». [12] [71]
Шлейф выхлопных газов создает значительную инфракрасную сигнатуру . F-117 уменьшает ИК-сигнацию за счет некруглой выхлопной трубы (формы щели), чтобы минимизировать поперечное сечение выхлопных газов и максимизировать смешивание горячих выхлопных газов с холодным окружающим воздухом. [72] У F-117 отсутствуют форсажные камеры, потому что горячий выхлоп увеличит инфракрасную сигнатуру, преодоление звукового барьера приведет к очевидному звуковому удару , а нагрев поверхности обшивки самолета также увеличит инфракрасный след. В результате его характеристики маневрирования в воздушном бою, необходимые в воздушном бою, никогда не будут соответствовать характеристикам специального истребителя; в случае с F-117 это было неважно, поскольку это был специализированный штурмовик. [44]
Пассивный (мультистатический) радар , бистатический радар и особенно мультистатические радиолокационные системы обнаруживают некоторые самолеты-невидимки лучше, чем обычные моностатические радары передатчика , поскольку стелс-технологии первого поколения (такие как F-117) отражают энергию за пределами прямой видимости , эффективно увеличивая дальность действия. радиолокационная эффективность (ЭПР) в других направлениях, которые контролируют пассивные радары. [73]
Операционная история
[ редактировать ]Ранняя деятельность
[ редактировать ]В первые годы реализации программы, с 1984 по середину 1992 года, парк F-117 базировался на испытательном полигоне Тонопа в штате Невада, где служил в составе 4450-й тактической группы ; Воздушного боевого командования . Единственное подразделение F-117A [74] Штаб подразделения располагался на базе ВВС Неллис . А-7 Corsair II Для обучения использовались самолеты . Большая часть персонала и их семьи жили в Лас-Вегасе. Для этого требовались коммерческие авиаперевозки и грузовые перевозки для перевозки персонала между Лас-Вегасом и Тонопой каждую неделю. [75] 4450-й был поглощен 37-м тактическим истребительным авиаполком в 1989 году. В 1992 году весь флот был переведен на базу ВВС Холломан , штат Нью-Мексико , под командование 49-го истребительного авиаполка . [74]
F-117 достиг первоначального статуса боеспособности в 1983 году. [2] [74] Пилоты «Ночного ястреба» называли себя «Бандитами». Каждый из 558 пилотов ВВС, летавших на F-117, имеет бандитский номер, например «Бандит 52», который указывает последовательность их первого полета на F-117. [76] Пилоты рассказали друзьям и семьям, что они летали на Northrop F-5 в составе эскадрилий агрессоров против тактического воздушного командования. [36]
F-117 несколько раз использовался в войне. Его первая миссия состоялась во время вторжения США в Панаму в 1989 году. [77] [78] Во время этого вторжения как минимум два F-117 сбросили бомбы на аэродром Рио-Хато. [79] [80]
Самолет секретно эксплуатировался из Тонопы в течение почти десяти лет, после войны в Персидском заливе все самолеты были переведены в Холломан в 1992 году, однако его интеграция с нестелсными «железными самолетами» ВВС США происходила медленно. Как позже сказал один старший пилот F-117: «Из-за сохраняющейся секретности другие продолжали считать этот самолет «не своим делом, а автономной системой». [12] F-117, а также мужчины и женщины 49-го истребительного авиаполка неоднократно отправлялись в Юго-Западную Азию. Во время своего первого развертывания с помощью дозаправки в воздухе пилоты совершили беспосадочный перелет из Холломана в Кувейт, полет длился примерно 18,5 часов. [81]
Югославия
[ редактировать ]Один F-117 (серийный номер ВВС 82-0806) был потерян в результате действий противника. Он был сбит во время операции Allied Force против армии Югославии 27 марта 1999 года. [82] Самолет был обнаружен радаром управления огнем на расстоянии 8,1 мили (13 км) и высоте 26 000 футов (8 км). Затем SA-3 были запущены югославской версией советского Исаева С-125 «Нева» (название НАТО SA-3 «Гоа»). зенитно-ракетного комплекса [82] [83] [84] Пусковая установка находилась в ведении 3-го батальона 250-й ракетной бригады ПВО под командованием полковника Золтана Дани . [85] После взрыва самолет стал неуправляемым, что заставило пилота катапультироваться. Пилот был обнаружен шесть часов спустя параспасательной командой ВВС США . [82] [86] Сообщается, что Россия изучила технологию малозаметности сбитого F-117. [87] и, возможно, Китай. [88] США не пытались уничтожить обломки; Высокопоставленные представители Пентагона заявили, что его технология уже устарела и ее больше не нужно защищать. [36]
Американские источники утверждают, что второй F-117 был атакован и поврежден во время кампании, предположительно 30 апреля 1999 года. [89] [90] Самолет вернулся на авиабазу Шпангдалем . [90] но он якобы больше никогда не летал. [91] [92] ВВС США продолжали использовать F-117 во время операции Allied Force. [93]
Ирак и Афганистан
[ редактировать ]Во время войны в Персидском заливе в 1991 году F-117 совершил около 1300 боевых вылетов и нанес прямые удары по 1600 важным целям в Ираке. [2] более 6905 летных часов. [94] Листовки, сброшенные на иракские силы, изображали уничтожение F-117 наземных целей и предупреждали: «Бегайте сейчас и спасайтесь». [38] Только 229 тактических самолетов Коалиции могли сбросить и обозначить бомбы с лазерным наведением, из которых 36 F-117 составляли 15,7%, и только у ВВС США были бомбы I-2000, предназначенные для защищенных целей. Таким образом, F-117 представляли 32% всех самолетов коалиции, способных доставить такие бомбы. [95] : 73–74 Примечательно, что F-117 участвовали во взрыве убежища Амирии , в результате чего погибло по меньшей мере 408 мирных жителей. [96]
Большое внимание средств массовой информации было уделено бомбардировкам телекоммуникационной, водной и транспортной инфраструктуры в Багдаде. Бомбардировщики-невидимки использовались из-за того, что периметр Багдада был хорошо защищен зенитным вооружением. Взрывы быстро стали частью пропагандистской битвы, в которой средства массовой информации подчеркивали убийства мирных жителей, а американцы утверждали, что скрытые бомбардировки очень эффективны для уничтожения военных целей. [97] Послевоенные записи показывают, что у F-117 было в 18 раз больше целей на один самолет, чем у их нескрытных собратьев. [98]
За пределами Багдада бомбардировки F-117 в основном использовались для разрушения аэродромов и применялись в сочетании с другими авиационными боеприпасами. Всего в ходе «Бури в пустыне» 42 F-117 сбросили 2077 бомб. На это приходится около трети управляемых бомбардировок ВВС США. [97]
Ранние заявления об эффективности F-117 позже оказались завышенными. [99] Первоначальные сообщения о том, что F-117 поразили 80% целей, позже были сокращены до «41–60%». [95] : 132 В первую ночь им не удалось поразить 40% назначенных им целей ПВО, в том числе Оперативный центр ПВО в Багдаде, при этом 8 таких целей из 10, которые можно было оценить, оставались работоспособными. [95] : 136–137 В своем официальном документе «Буря в пустыне» ВВС США заявили, что «F-117 был единственным самолетом, которым планировщики осмелились рискнуть пролететь над центром Багдада» и что этот район особенно хорошо защищен. (Десятки F-16 регулярно получали задание атаковать Багдад в первые несколько дней войны.) [95] : 137–138 Фактически, большая часть средств ПВО располагалась на окраинах города, и многие другие самолеты поражали цели в центре города с минимальными потерями, когда они атаковали ночью, как F-117; [95] они избегали зенитных пушек с оптическим наведением и инфракрасных ЗРК , которые представляли наибольшую угрозу для самолетов Коалиции. [95] : 105
F-117 использовался во время операции «Несокрушимая свобода» в 2001 году. [100] [101] Талибану не хватало современных ВВС. После первой кампании бомбардировок в октябре цели, оправдывающие использование F-117, были ограничены, как и использование F-117. [102]
Первые бомбы, сброшенные в ходе операции «Свобода Ирака» в 2003 году , были сброшены с двух F-117 на фермах Дора при попытке убить Саддама Хусейна . F-117 был выбран для доставки полезной нагрузки для уничтожения бункеров, поскольку близлежащий Багдад был сильно укреплен зенитным вооружением, а разведка США указала, что бункер Саддама Хусейна слишком укреплен для ракет. Уничтожитель бункеров EGBU-27 Advanced Paveway III представляет собой необычную для F-117 полезную нагрузку. Постфактум разведка показала, что Саддам Хусейн находился на фермах Дора, но ушел за несколько часов до взрыва. [103] [104] За это время ВВС оценили эксплуатационные расходы в 35 000 долларов за одну бомбу типа JDAM, доставленную F-117. [105]
Закрытие программы
[ редактировать ]Поражение в Сербии заставило ВВС США создать подразделение существующей школы вооружения для улучшения тактики. Была проведена дополнительная подготовка с другими подразделениями, и F-117 начали участвовать в учениях Red Flag . Несмотря на то, что планер F-117 был передовым для своего времени, его малозаметный граненый корпус требовал большого объема обслуживания и в конечном итоге был вытеснен обтекаемыми формами, созданными с помощью компьютерного проектирования . Роль F-117 начали брать на себя другие системы вооружения, например, F-22 Raptor получил возможность сбрасывать управляемые бомбы. [3] К 2005 году самолет использовался только для определенных задач, например, если пилоту нужно было проверить, была ли поражена правильная цель, или когда минимальный сопутствующий ущерб был жизненно важен. [12] [8]
ВВС США когда-то планировали вывести F-117 из эксплуатации в 2011 году, но в решении по программному бюджету 720 (PBD 720) от 28 декабря 2005 года предлагалось вывести его из эксплуатации к октябрю 2008 года, чтобы высвободить примерно 1,07 миллиарда долларов. [106] купить больше F-22. [76] PBD 720 призвал вывести из эксплуатации 10 F-117 в 2007 финансовом году, а оставшиеся 42 — в 2008 финансовом году, заявив, что другие самолеты и ракеты ВВС США могут скрытно доставлять высокоточные боеприпасы, включая B-2 Spirit , F-22 и JASSM . [107] Запланированное внедрение многоцелевого F-35 Lightning II также способствовало решению о выводе из эксплуатации. [108]
В конце 2006 года ВВС США закрыли официальное учебное подразделение F-117 (FTU). [109] и объявил о снятии с вооружения F-117. [110] Первые шесть самолетов, выведенных из эксплуатации, совершили свой последний полет 12 марта 2007 года после церемонии на авиабазе Холломан, посвященной карьере самолета. Бригадный генерал Дэвид Л. Голдфейн , командующий 49-м истребительным авиаполком , сказал на церемонии: «С запуском сегодня этих великих самолетов круг подходит к концу — их служба обороне нашей страны выполнена, их миссия выполнена, и работа завершена». молодцы. Сегодня мы отправляем их к месту их последнего пристанища — дому, с которым они хорошо знакомы — их первому и единственному дому за пределами Холломана». [111]
В отличие от большинства других самолетов ВВС США, которые списаны на авиабазу Дэвис-Монтан для сдачи на слом или отправки в музеи, большая часть F-117 была помещена на хранение «Тип 1000». [112] в своих первоначальных ангарах в аэропорту испытательного полигона Тонопа . [113] В Тонопе их крылья сняли, и самолеты хранятся в своих первоначальных ангарах с климат-контролем. [111] Вывод из эксплуатации происходил в восемь этапов: действующие самолеты выводились в Тонопа семью волнами с 13 марта 2007 года до прибытия последней волны 22 апреля 2008 года. [114] [113] Четыре самолета после апреля продолжали летать 410-й летно-испытательной эскадрильей в Палмдейле для летных испытаний. К августу осталось двое. Последний F-117 (серийный номер AF 86-0831) покинул Палмдейл и направился в Тонопа 11 августа 2008 года. [115] [116] После списания последнего самолета 410-й был выведен из эксплуатации на церемонии 1 августа 2008 года. [117]
Пять самолетов были помещены в музеи, в том числе первые четыре YF-117A и некоторые останки F-117, сбитого над Сербией. До 2009 года один F-117 был списан; Серийный номер AF 79-0784 был списан на испытательном полигоне в Палмдейле 26 апреля 2008 года. Это был последний F-117 в Палмдейле, и он был списан для проверки эффективного метода уничтожения этих самолетов. [118]
Конгресс распорядился, чтобы все F-117, законсервированные с 30 сентября 2006 года, содержались «в состоянии, позволяющем отозвать этот самолет для дальнейшей эксплуатации» в рамках Закона о полномочиях национальной обороны 2007 года . Начиная с 2022 года ВВС США планируют демилитаризовать три F-117 каждый год до 2034 года, когда все они должны быть демилитаризованы. [119] [120]
Служба после выхода на пенсию
[ редактировать ]Служба использует самолеты для обучения эскадрильи агрессоров и крылатых ракет , а также для исследований и разработок. ВВС США также замедлили вывод из эксплуатации текущего парка из примерно 45 F-117 до двух-трех единиц в год. Этот план должен продлить срок действия программы F-117 до 2034 года. [120] [119] В марте 2019 года сообщалось, что четыре F-117 были тайно переброшены на Ближний Восток в 2016 году и что один из них был вынужден совершить вынужденную посадку в Али-эль-Салеме (ОКАС) в Кувейте где-то в конце того же года. [121]
13 сентября 2021 года пара F-117 приземлилась в международном аэропорту Фресно Йосемити в Калифорнии. они должны были пройти подготовку с истребителями Национальной гвардии Калифорнии F-15 C/D Eagles из 144-го истребительного авиаполка . В течение следующих нескольких дней [122] У одного самолета на хвосте были красные буквы, а у другого — белые. Было замечено, что один из двух не был оснащен радиолокационными отражателями. [123] В том же году ВВС США опубликовали фотографии на DVIDS , что стало первым подтверждением того, что самолет продолжал летать после официального вывода из эксплуатации. [120]
В январе 2022 года два F-117 были замечены в полете в военной оперативной зоне Салин . Части внешней поверхности одного из них были покрыты «зеркальным покрытием», которое, как полагают, было экспериментальной обработкой для уменьшения инфракрасной сигнатуры самолета. [124]
В мае 2023 года F-117 участвовал в учениях Savannah Sentry в Центре господства в воздухе в Саванне, штат Джорджия. Это были совместные учения с действующими подразделениями ВВС США и Национальной гвардии . В видеозаписи учений член экипажа за кадром заявил, что на вооружении ВВС США имеется около 48 летающих F-117. Они заявили, что F-117 иногда используется в учебных целях типа агрессора и был доставлен в Savannah Sentry для участия в «несекретных целях». [125] 1 февраля 2024 года два F-117 были замечены на полигоне R-2508 в пустыне Мохаве. [126]
Варианты
[ редактировать ]F-117Н «Сихок»
[ редактировать ]ВМС США испытали F-117 в 1984 году, но пришли к выводу, что он непригоден для использования на авианосце . [38] В начале 1990-х годов компания Lockheed предложила ВМФ модернизированный авианосный вариант F-117, получивший название «Сихок», в качестве альтернативы отмененной программе A/FX. Незапрошенное предложение было плохо воспринято Министерством обороны, которое не проявило интереса к предлагаемым возможностям одиночной миссии, особенно потому, что оно отняло бы деньги у программы Joint Advanced Strike Technology, которая превратилась в Joint Strike Fighter . F-117N отличался бы от наземного F-117 по нескольким параметрам, например, использованием «лифтов высоты, пузырькового фонаря, менее остро стреловидного крыла и измененной конфигурации хвостового оперения». [127] [128] Он также будет оснащен турбовентиляторными двигателями General Electric F414 вместо General Electric F404 . Самолет будет опционально оснащаться узлами подвески, позволяющими разместить дополнительную полезную нагрузку массой 8000 фунтов (3600 кг), а также новым радаром наземного нападения с возможностью работы в режиме «воздух-воздух». В этой роли F-117N может нести AIM-120 AMRAAM . ракеты класса «воздух-воздух» [127] [129]
Ф-117Б
[ редактировать ]Получив отказ со стороны ВМС, компания Lockheed представила обновленное предложение, которое включало возможность форсажного сгорания и больший упор на F-117N как на многоцелевой самолет, а не просто на штурмовик. [129] Чтобы повысить интерес, Lockheed также предложила вариант наземного базирования F-117B , который разделял большую часть возможностей F-117N. Этот вариант был предложен ВВС США и Королевских ВВС. [130] Два пилота британских ВВС официально оценили этот самолет в 1986 году как награду за помощь Великобритании в американской бомбардировке Ливии в том же году. Офицеры обмена Королевских ВВС начали летать на F-117 в 1987 году. [38] но британцы отклонили предложение администрации Рейгана о покупке самолета. [131] Это обновленное предложение F-117N было также известно как A/F-117X . [132] Ни F-117N, ни F-117B заказаны не были.
Операторы
[ редактировать ]- Соединенные Штаты
- ВВС США
- 4450-я тактическая группа — испытательный полигон Тонопа , Невада
- 4450-я тактическая эскадрилья (1981–1989)
- 4451-я тактическая эскадрилья (1981–1989)
- 4453-я испытательно-оценочная эскадрилья (1985–1989)
- 37-й тактический истребительный авиаполк / истребительный авиаполк - испытательный полигон Тонопа
- 415-я тактическая истребительная эскадрилья (1989–1992)
- 416-я тактическая истребительная эскадрилья (1989–1992)
- 417-я учебная тактическая истребительная эскадрилья (1989–1992)
- 49-й истребительный авиаполк — авиабаза Холломан , Нью-Мексико
- 7-я истребительная эскадрилья (1992–2006 гг.)
- 8-я истребительная эскадрилья (1992–2008 гг.)
- 9-я истребительная эскадрилья (1993–2008 гг.)
- 412-е испытательное крыло — авиабаза Эдвардс , Калифорния
- 410-я летно-испытательная эскадрилья (1993–2008 гг.)
- 4450-я тактическая группа — испытательный полигон Тонопа , Невада
Источник: f117sfa.org [133]
Самолет на выставке
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]- ЯФ-117А
- 79-10780 Скорпион 1 — на постаменте на бульваре Неллис, у входа на базу ВВС Неллис , Невада ( 36 ° 13'38,00 "с.ш. 115 ° 3'33,28" з.д. / 36,2272222 ° с.ш. 115,0592444 ° з.д. ). Он был установлен 16 мая 1992 года и стал первым F-117, который стал стражем ворот . [134]
- 79-10781 «Скорпион-2» — Национальный музей ВВС США на базе ВВС Райт-Паттерсон недалеко от Дейтона, штат Огайо . Он был доставлен в музей 17 июля 1991 года. [135]
- 79-10782 Скорпион 3 — база ВВС Холломан , Нью-Мексико . Его перекрасили, чтобы он напоминал первый F-117A, использовавшийся для сброса оружия в бою. Этот самолет использовался для испытаний акустики и навигационной системы. Несмотря на нарисованный на нижней поверхности флаг, этот самолет сообщил о существовании этого типа высокопоставленным чиновникам в Грум-Лейк 14 декабря 1983 года, что стало первым полупубличным открытием самолета. Он был выставлен на обозрение на авиабазе Холломан 5 апреля 2008 года. [136]
- 79-10783 Скорпион 4 — ранее он выставлялся в музее авиапарка Блэкберд на заводе ВВС 42 , Палмдейл, Калифорния . В июне 2012 года Скорпион 4 был перевезен из аэропорта Блэкберд на авиабазу Эдвардс для восстановительных работ; Планируется, что самолет будет выставлен в Музее летно-испытательных испытаний ВВС . [137]
- Ф-117А
- 80-0785 - Установлен на столбе возле завода Skunk Works на заводе № 42 ВВС США в Палмдейле, Калифорния. Гибридный планер, состоящий из обломков самолета 80–0785, первого серийного F-117A и изделий для статических испытаний 778 и 779. [138] Он закреплен на постаменте и служит памятником. [139]
- 81-0794 Delta Dawn – Музей авиации (Warner Robins) ; самолет прибыл в музей 18 мая 2023 года; его предстоит частично отреставрировать и выставить на обозрение. [140]
- 82-0799 Midnight Rider – Аэрокосмический музей Хилла ; Самолет прибыл в музей 5 августа 2020 года; его нужно подготовить и раскрасить для показа. [141]
- 82-0803 Нежданный гость – выставлен возле Президентской библиотеки Рональда Рейгана в Сими-Вэлли, Калифорния . [142] Он был закреплен на постаменте и стал памятником.
- 84-0810 Темный ангел - 13 ноября 2022 года в социальных сетях сообщалось, что планер доставляется с испытательного полигона Тонопа в Музей авиации и космонавтики Пима . [143]
- 85-0813 «Токсичный мститель» — доставлен в музей Castle Air в Этуотере, Калифорния, 29 июля 2022 года для реставрации, а затем экспонирования. Ожидается, что восстановление займет около года и будет стоить около 75 000 долларов. [144]
- 85-0816 Lone Wolf – Музей авиации и космонавтики Эвергрин , МакМиннвилл, Орегон , на реставрации. Это был первый F-117, сбросивший бомбу во время операции «Буря в пустыне». [145]
- 85-0817 Латунь [146] - Прибыл в воздушный зоопарк Каламазу 11 декабря 2020 года. Реставрация завершена и выставлена на обозрение в июле 2022 года. [147]
- 85-0819 Raven Beauty – прибыл в Стаффордский музей авиации и космонавтики 11 июля 2024 года для консервации. Он будет доступен для всеобщего обозрения 24 июля 2024 года. [148]
- 84-0827 - Разобранный фюзеляж в начале 2020 года указан как «лом» на правительственном веб-сайте, посвященном излишкам. Судьба неизвестна. [141]
- 85-0831 - Находится в Музее стратегического авиационного командования и аэрокосмической авиации в Эшленде, штат Небраска , где его планируется отреставрировать и выставить напоказ. С 1987 по 2008 год он служил испытательным самолетом на 42-м заводе ВВС в Палмдейле, Калифорния. [149]
- 85-0833 Black Devil - представлен в Музее авиации Палм-Спрингс 3 октября 2020 года. Сейчас выставлен на обозрение после периода реставрации. [150]
Сербия
[ редактировать ]- Ф-117А
- 82-0806 Something Wicked – сбит над Сербией; останки выставлены в Музее авиации в Белграде недалеко от белградского аэропорта Никола Тесла . [151]
Прозвища
[ редактировать ]Официальное название самолета — «Ночной ястреб». [152] также используется альтернативная форма «Ночной ястреб».
Поскольку скрытность была важнее аэродинамики, он получил прозвище «Воблин Гоблин» из-за предполагаемой нестабильности на низких скоростях. Однако пилоты F-117 заявили, что это прозвище незаслуженно. [153] «Wobblin' (или Wobbly) Goblin», вероятно, является пережитком ранних Have Blue / Senior Trend дней проекта (FSD), когда нестабильность была проблемой. В ВВС США прозвище «Гоблин» (без шаткости) сохранилось из-за внешнего вида самолета. Во время операции «Буря в пустыне » саудовцы окрестили самолет «Шаба», что в переводе с арабского означает «Призрак». [154] [155] Некоторые пилоты также называли самолет «Вонючкой». [156]
Во время бомбардировок Югославии НАТО в 1999 году он получил прозвище «Невидимый» (сербская кириллица «Невидљиви», латынь «Невидливи»). Название стало ироничным после того, как он был сбит над воздушным пространством Сербии недалеко от Буджановцев, что привело к фразе: «Мы не знали, что он невидим». [157]
Технические характеристики (F-117A)
[ редактировать ]Данные Национального музея ВВС США по F-117A . [2] Реактивные бомбардировщики [158]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 65 футов 11 дюймов (20,09 м)
- Размах крыльев: 43 фута 4 дюйма (13,21 м)
- Высота: 12 футов 5 дюймов (3,78 м)
- Площадь крыла: 780 кв. футов (72 м 2 ) [159]
- Профиль : ромбовидный, три лыски вверху, две лыски внизу. [160]
- Пустой вес: 29 500 фунтов (13 381 кг) [159]
- Максимальный взлетный вес: 52 500 фунтов (23 814 кг)
- Силовая установка: 2 General Electric F404-F1D2 с тягой 9040 фунтов силы (40,2 кН) каждый. турбовентиляторных двигателя
Производительность
- Максимальная скорость: 594 узла (684 миль в час, 1100 км/ч)
- Максимальная скорость: 0,92 Маха.
- Диапазон: 930 миль (1070 миль, 1720 км) [149]
- Практический потолок: 45 000 футов (14 000 м)
- Нагрузка на крыло: 67,3 фунта/кв. футов (329 кг/м). 2 ) рассчитано по [159]
- Тяга/вес : 0,40
Вооружение
- 2 внутренних оружейных отсека с одной точкой подвески каждый (всего два оружия), оборудованных для перевозки:
- Бомбы:
- GBU-10 Paveway II Бомба с лазерным наведением Mk84 с фугасно -осколочной массой массой 2000 фунтов (910 кг) или боевая часть BLU-109 или BLU-116 Penetrator.
- GBU-12 Paveway II Бомба Mk82 массой 500 фунтов (230 кг) с лазерным наведением и осколочно-фугасной боевой частью
- Бомба с лазерным наведением GBU-27 Paveway III с осколочно-фугасной боевой частью Mk84 массой 2000 фунтов (910 кг) или боеголовкой BLU-109 или BLU-116 Penetrator.
- GBU-31 JDAM INS / GPS управляемый боеприпас с осколочно-фугасной боевой частью Mk84 массой 2000 фунтов (910 кг) или боеголовкой BLU-109 Penetrator.
- Ядерная бомба B61 [161]
- Бомбы:
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]Профессиональная команда по американскому футболу « Омаха Найтхокс» использовала в качестве логотипа F-117 Nighthawk. [162]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Иден 2004 , с. 240.
- ^ Jump up to: а б с д и «Локхид F-117А Найтхок» . Национальный музей ВВС США . Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Миллер 1990, с. 44.
- ^ «Редкий истребитель-невидимка F-117A пролетает над каньоном «Звездных войн»» . Популярная механика . 19 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Ганстон и Гилкрист 1993, с. 277.
- ^ Jump up to: а б Уфимцев, П.Я. «Метод краевых волн в физической теории дифракции» . oai.dtic.mil. Архивировано из оригинала 9 октября 2012 года . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Дэй, Дуэйн А. (2003). «Стелс-технологии» . Столетие полета. Архивировано из оригинала 18 января 2009 года . Проверено 13 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Иретон, Колин Т. (осень 2006 г.). «Заполнение пробелов в скрытности» . Журнал «Воздушная и космическая энергетика» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2015 года.
- ^ Jump up to: а б Хотт, Варфоломей; Поллок, Джордж Э. «Пришествие, эволюция и новые горизонты самолетов-невидимок США» . ics.purdue.edu . Архивировано из оригинала 16 февраля 2003 года . Проверено 12 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Крикмор и Крикмор 2003, с. 14.
- ^ Крикмор и Крикмор 2003, с. 9.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Свитман, Билл (январь 2008 г.). «Нетрадиционное оружие» . Журнал «Авиация и космос» . Проверено 22 ноября 2020 г.
- ^ Каннингем, Джим (осень 1991 г.). «Трещины в черной дамбе, секретность, СМИ и F-117A» . Журнал Air & Space Power . ВВС США. Архивировано из оригинала 6 марта 2008 года . Проверено 19 марта 2008 г.
- ^ «Лучший стрелок — истребитель-невидимка F-117» . Новости Би-би-си . 16 февраля 1999 года . Проверено 10 мая 2011 г.
- ^ Рич 1994 , стр. 26–27.
- ^ «История F-117» . Ассоциация истребителей-невидимок F-117. Архивировано из оригинала 27 января 2012 года . Проверено 20 января 2007 г.
- ^ Крикмор и Крикмор 2003, с. 12.
- ^ Jump up to: а б с Гудолл 1992 , с. 19
- ^ Крикмор и Крикмор 2003, стр. 13-14.
- ^ Вагнер, Рич; Тегнелия, Джим. «Семинар по технологической стратегии: стратегия воздушно-наземных боевых действий НАТО и будущее расширенное сдерживание» . Центр стратегических и международных исследований Центр стратегических и международных исследований.
- ^ Иден 2004 , стр. 242–243.
- ^ Крикмор и Крикмор 2003, стр. 18-20.
- ^ Крикмор и Крикмор 2003, стр. 20-23.
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, стр. 278-279.
- ^ Гудолл 1992 , с. 24.
- ^ F-117A «Старший тренд» . f-117a.com . Проверено 12 июня 2010 г.
- ^ Рич 1994 , с. 71
- ^ Крикмор и Крикмор 2003, с. 25.
- ^ Jump up to: а б Крикмор и Крикмор 2003, стр. 10–11.
- ^ «Ютуб» . Архивировано из оригинала 13 марта 2014 года — на YouTube.
- ^ «Секреты скрытности» . Военный канал «Дискавери». Архивировано из оригинала 3 июня 2007 года.
- ^ Гудолл 1992 , с. 27
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 279.
- ^ Jump up to: а б Гудолл 1992 , с. 29
- ^ Холдер и Уоллес 2000, [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б с Ричелсон, Джеффри Т. (июль 2001 г.). «Когда тайны рушатся» . Журнал ВВС . Проверено 1 ноября 2019 г.
- ^ младший, Джон Х. Кушман; Times, специально для Нью-Йорка (11 ноября 1988 г.). «ВВС немного приподнимают занавес на секретном самолете» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Крикмор, Пол (2003). Боевая легенда: F-117 Nighthawk . Эйрлайф. стр. 33, 48–49, 60 . ISBN 1-84037-394-6 .
- ^ Грегос, Дж. «Первая публичная демонстрация F-117 на авиабазе Неллис 21 апреля 1990 года» . Dreamlandresort.com . Проверено 27 апреля 2012 г.
- ^ Моррисси, Дэвид Х. (22 апреля 1990 г.). «Секретный боец прокрадывается на всеобщее обозрение». Журнал Альбукерке . стр. A1 , A10 – через Newspapers.com .
- ^ «DOD 4120.15-L – Приложение» . Министерство обороны США. Декабрь 2007 года . Проверено 12 июня 2010 г.
- ^ Дональд 2003 , с. 98
- ^ DOD 4120.15-L: Обозначение модели военных аэрокосмических аппаратов (PDF) , Министерство обороны США, 12 мая 2004 г., стр. 38, заархивировано из оригинала (PDF) 14 ноября 2004 г. , получено 17 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Стелс и не только: Воздушный стелс (сериал)» . Канал «История». 2006. Архивировано из оригинала 11 декабря 2006 года . Проверено 19 марта 2008 г.
- ^ Модернс (13 апреля 2017 г.). «Современные чудеса S11E62 F117» . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 года . Проверено 22 июля 2018 г. - через YouTube.
- ^ Гриер, Питер (апрель 2007 г.). «Постоянный пег». Журнал ВВС . Том. 90, нет. 4.
- ^ Мерлин 2011, с. 32.
- ^ Миллер 1990
- ^ Слэттери, Чад. «Секреты Skunk Works - «Маленький Харви, концепция Б» » . Воздух и космос/Смитсоновский институт .
- ^ Крикмор и Крикмор 2003, стр. 12-13.
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 278.
- ^ Крикмор и Крикмор 2003, стр. 85-86.
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, стр. 280-281.
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 281.
- ^ Дорр 2016, с. 315.
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, стр. 279-280.
- ^ Ниджбоер 2016, с. 210.
- ^ Рич и Янош 1994, стр. 30–31, 46.
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 280.
- ^ Крикмор и Крикмор 2003, стр. 14-15.
- ^ Рич и Янош 1994, с. 46.
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 282.
- ^ «F-117А Найтхок» . Федерация американских ученых .
- ^ Рич и Янош 1994, с. 26.
- ^ Энос, Джеймс Р. (май 2022 г.). «Применение реального возраста системы к системам Министерства обороны». Системная инженерия . 25 (3): 242–253. дои : 10.1002/sys.21614 . S2CID 246811908 .
- ^ Ричардсон 2001 , с. 57
- ^ Ричардсон 2001 , с. 36
- ^ Ричардсон 2001 , с. 51
- ^ Холлоуэй, Дон (март 1996 г.). «Секреты малозаметности F-117 Nighthawk» . Historynet.com . ИсторияНет . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ Рич 1994, с. 21.
- ^ Крикмор и Крикмор 2003, стр. 27-28.
- ^ Крикмор и Крикмор 2003, стр. 15-16.
- ^ «Бистатические радары» . Radartutorial.eu . Проверено 16 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с «F-117А — Найтхок» . База ВВС Холломан . Проверено 26 февраля 2024 г.
- ^ Скотт, ВБ (2023). «Первые ночные ястребы». Неделя авиации и космических технологий . 158 (25): 58–60.
- ^ Jump up to: а б Топольский, Джошуа (11 марта 2008 г.). «Истребители-невидимки ВВС совершают заключительные полеты» . CNN . Проверено 11 марта 2009 г.
- ^ Крокмор, 2006, стр. 382.
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 283.
- ^ Хили, Мелисса (24 декабря 1989 г.). «Первый бой за истребитель-невидимку — бомбёжка аэродрома Панамы» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 30 октября 2021 года . Проверено 26 февраля 2023 г.
- ^ К. Уилсон, Джордж (24 декабря 1989 г.). « Самолет-невидимка использовался в Панаме» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 8 апреля 2022 года . Проверено 26 февраля 2024 г.
- ^ «F-117А — Найтхок» . holloman.af.mil . Проверено 21 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Логан 2009 стр.105
- ^ «Воздушные атаки НАТО смещаются, направлены на насилие внутри Косово» . CNN . 27 марта 1999 г.
- ^ «Серб обсуждает сбитый в 1999 году самолет-невидимку» . США сегодня. 26 октября 2005 г. Проверено 1 июля 2009 г.
- ^ Дсоуза, Ларкинс (8 февраля 2007 г.). «Кто сбил F-117?» . Военная авиация. Архивировано из оригинала 15 апреля 2009 года . Проверено 1 августа 2011 г.
- ^ Уиткомб, Даррел. «Ночь, когда они спасли Вегу 31» . airforcemag.com . Ассоциация ВВС. Архивировано из оригинала 22 апреля 2013 года . Проверено 12 июля 2014 г.
- ^ «Русские признают, что испытания F-117 были потеряны в Югославии» (PDF) . Полет Глобал. 2001.
- ^ Стоянович, Душан (23 января 2011 г.). «Новый китайский истребитель-невидимка может использовать американские технологии» . Китайская цифровая газета Times .
- ^ «Ущерб приписывают полнолунию» . Nl.newsbank.com. 6 мая 1999 года . Проверено 19 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Да, сербские ПВО сбили еще один F-117 во время операции Allied Force в 1999 году» . Драйв . 1 декабря 2020 г.
- ^ Риччони, Эверест Э. (8 марта 2005 г.). «Описание нашей неэффективной системы оборонных закупок» . Проект по государственному надзору.
Это событие, произошедшее во время конфликта в Косово 27 марта, стало серьёзным ударом по ВВС США. Самолет был особенным: бомбардировщик-невидимка F-117 Nighthawk, который должен был быть почти невидимым для сербской ПВО. И это, конечно, не была случайность: несколько ночей спустя сербские ракеты повредили второй F-117.
- ^ Никсон, Марк (январь 2002 г.). «Галантные рыцари, МиГ-29 в действии во время действий союзников». Ежемесячник ВВС .
- ^ Дональд 2003 , с. 119
- ^ «Оружие: F-117A Стелс» . Фронтлайн PBS . Проверено 12 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Оценка воздушной кампании операции «Буря в пустыне» GAO/NSIAD-97-134» (PDF) . Генеральная бухгалтерия. 12 июня 1997 г. Архивировано из оригинала (PDF) 16 октября 2012 г. . Проверено 28 января 2013 г.
- ^ Кларк 1992, с. 70.
- ^ Jump up to: а б Аркин, Уильям М. «Багдад». Журнал «Воздушная мощь» . 11 (1): 4.
- ^ РЕННЕР, ВВС США, майор РА (январь 2004 г.). «Асимметричное преимущество Америки: полезность авиации в новой стратегической среде». Оборонные исследования . 4 (1): 87–113. дои : 10.1080/1470243042000255281 .
- ^ Шмитт, Эрик (17 июня 1991 г.). «Военно-морской флот с завистью наблюдает за показом невидимости ВВС» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 апреля 2010 г.
- ^ ЛаБой, Ванесса (18 апреля 2003 г.). «Ночные ястребы возвращаются домой» . ВВС . ВВС США . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ «Имейте синие и стелс-технологии» . www.darpa.mil . ДАРПА . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Хоулман, Дэниел. «Аберрации в Ираке и Афганистане» . Журнал Воздушно-космических войск . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Мартин, Дэвид (19 марта 2013 г.). «Бывший офицер ЦРУ объявил забастовку, которая могла бы предотвратить войну в Ираке - CBS News» . www.cbsnews.com . ЦБС . Проверено 12 марта 2024 г.
- ^ Кинкейд, Марк (7 июля 2003 г.). «Первый выстрел». Летчик . 47 (7): 24–29.
- ^ Фулгам, Дэвид А. (21 декабря 2001 г.). «Расходы на бомбардировки в операциях в Афганистане растут». Неделя авиации и космических технологий . 155 (24): 38.
- ^ Тирон, Роксана (22 февраля 2006 г.). «База ВВС Нью-Мексико на перекрестке» . Холм . Архивировано из оригинала 1 июня 2017 года . Проверено 11 марта 2009 г.
- ^ «Решение 720 по программному бюджету» (PDF) . Министерство обороны. Архивировано из оригинала (PDF) 26 сентября 2007 года.
- ^ Ши, Кристофер (4 февраля 2007 г.). «Теперь вы это видите…» Boston Globe . Проверено 11 марта 2009 г.
- ^ «Школа пилотов F-117 закрывается» . Таймс ВВС . Архивировано из оригинала 17 июля 2012 года . Проверено 20 января 2007 г.
- ^ Бейтс, Мэтью (28 октября 2006 г.). «F-117: длинная легендарная история, которая вот-вот закончится» . ВВС США.
- ^ Jump up to: а б Барьер, Терри (16 марта 2007 г.). «Горько-сладкое событие выхода на пенсию F-117A» . Новости и обзоры Aerotech .
- ^ Согласно заявлению ВВС США, «Самолеты на хранении Типа 1000 должны храниться до тех пор, пока в случае необходимости не будут отозваны в действующую службу. Самолеты Типа 1000 называются неприкосновенными, что означает, что они имеют высокий потенциал для возвращения в летный статус и с них нельзя снимать никакие детали. Эти самолеты «переконсервируют» каждые четыре года».
- ^ Jump up to: а б Логан, 2009, стр. 45–188.
- ^ Паэ, Питер (23 апреля 2008 г.). «Истребители-невидимки уходят с радаров» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 27 апреля 2008 г.
- ^ Логан, 2009, стр. 154.
- ^ Радецкий, Алан (8 августа 2008 г.). «Последний бросок формирования F-117» . Рейс Интернешнл . Проверено 11 марта 2009 г.
- ^ «410-й ФЛТС «Баха Скорпионс» завершает историческую главу» . ВВС США. 5 августа 2008 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2012 г.
- ^ Логан, 2008, стр. 66.
- ^ Jump up to: а б «Архив F-117 Nighthawk» . Журнал Воздушно-космических войск . Проверено 1 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Д'Урсо, Стефано (10 января 2023 г.). «ВВС США хотят, чтобы F-117 летал до 2034 года» . Авиационист . Проверено 18 января 2023 г.
- ^ Леоне, Дарио (11 апреля 2019 г.). « Один из F-117, тайно переброшенных на Ближний Восток для участия в OIR, совершил вынужденную посадку в Кувейте», - сообщает журнал Scramble . Клуб любителей авиации . Проверено 13 апреля 2019 г.
- ^ «Взгляните на эти потрясающие кадры F-117 во время их исторического переброски во Фресно» . Драйв . 16 сентября 2021 г.
- ^ Рогоуэй, Тайлер (13 сентября 2021 г.). «F-117 неожиданно появились в аэропорту Фресно для тренировки против местных F-15» . Драйв . Проверено 13 сентября 2021 г.
- ^ Рогоуэй, Тайлер (23 января 2022 г.). «F-35 и F-117 замечены в полете с загадочной зеркальной обшивкой» . Драйв . Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ Киллиан, Майк (7 мая 2022 г.). «F-117 Nighthawk вблизи в Sentry Savannah, 2022» . Ютуб .
- ^ «Самые потрясающие фотографии F-117, которые мы видели с момента его вывода из эксплуатации » . Зона боевых действий. 4 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Военно-морской флот все еще не заинтересован в F-117N; план JAST должен быть представлен завтра». Аэрокосмическая газета . 167 (52): 426. 1993.
- ^ "Вариант самолета" . f-117a.com , 14 июля 2003 г. Проверено 7 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Марокко, Джон Д. (1994). «Lockheed возвращается в состав ВМФ с новым дизайном F-117N». Неделя авиации и космических технологий . 140 (10): 26.
- ^ «Lockheed Martin нацелена на RAF и USN для F-117» . Рейс Интернешнл . 28 июня 1995 г.
- ^ Рогоуэй, Тайлер (3 января 2017 г.). «Рейган пригласил Тэтчер присоединиться к совершенно секретной программе F-117» . Драйв .
- ^ «Официальный представитель Skunk Works рекламирует A / F-117X как вариант-невидимку ВМФ» . Аэрокосмическая газета . Том. 171, нет. 56. 1994. с. 446.
- ^ «Организации F-117» . Ассоциация истребителей-невидимок F-117 . Проверено 2 июля 2024 г.
- ^ «Холломан восстанавливает F-117 Nighthawk» . База ВВС Холломан . Проверено 31 марта 2017 г.
- ^ «F-117 Найтхок/79-10781» . Национальный музей ВВС США . Проверено 19 сентября 2016 г.
- ^ Рогоуэй, Томас Ньюдик и Тайлер (18 июня 2021 г.). «Почему F-117 совершил свой первый полет в пастельном камуфляже 40 лет назад сегодня» . Зона боевых действий . Проверено 21 февраля 2024 г.
- ^ «Один из четырех существующих F-117 возвращается в Эдвардс» . База ВВС Эдвардс. 13 июня 2012 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2014 г.
- ^ «Серийные списки F-117A» . f-117a.com . Проверено 13 ноября 2020 г.
- ^ Уилсон, Алан (29 февраля 2016 г.). «Локхид F-117А Найтхок [80-0785]» . Проверено 21 февраля 2024 г.
- ^ Леоне, Дарио (25 мая 2023 г.). «Музей авиации получил F-117A Nighthawk «Delta Dawn» » . Клуб любителей авиации . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Хантер, Джейми (6 августа 2020 г.). «Раздетый F-117 Nighthawk прибывает в Аэрокосмический музей Хилл прямо из Тонопы» . Драйв . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ Тревитик, Джозеф; Рогоуэй, Тайлер (8 ноября 2019 г.). «Потрясающее видео и фотографии работ Skunk по подготовке F-117 для библиотеки Рейгана» . Драйв . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ «Информационные бюллетени по самолетам: Lockheed F-117» . Авиамагазин.com . Проверено 21 февраля 2024 г.
- ^ Янсен, Шон (29 июля 2022 г.). «Однажды сверхсекретный американский самолет-невидимка прибыл в Музей авиации Касл» . Мерсед Сан-Стар . Проверено 8 августа 2022 г.
- ^ Леоне, Дарио (11 октября 2023 г.). «F-117, сбросивший первую бомбу во время «Бури в пустыне», прибыл в Музей авиации и космонавтики Эвергрин» . Клуб любителей авиации . Проверено 21 февраля 2024 г.
- ^ «Проект: Верните Шабу (817) домой». Архивировано 8 июня 2020 года в Wayback Machine . Воздушный зоопарк Каламазу. Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ «Самолеты современной эпохи [ так в оригинале ] | Воздушный зоопарк, Музей аэрокосмической и научной науки | Каламазу, Мичиган» . www.airzoo.org . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ «Пост в Facebook без названия» . www.facebook.com . Стаффордский музей авиации и космонавтики . Проверено 13 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «F-117А «Ночной ястреб» » . Стратегический авиационный командный и аэрокосмический музей . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ Ченчейотти, Дэвид (11 октября 2020 г.). «Смотрите, как F-117 Stealth Jet № 833 «Черный дьявол» получает водный салют, прибывший в Музей авиации Палм-Спрингс» . Авиационист . Проверено 20 октября 2020 г.
- ^ Дейли, М. «Запись раскрывает скрытность нашего украинского приятеля» . Ежедневные новости . Архивировано из оригинала 4 июня 2011 года . Проверено 2 января 2008 г.
- ^ «DOD 4120.15-L: Обозначение модели военных аэрокосмических аппаратов» (PDF) . Министерство обороны США. 12 мая 2004 г. с. 18. Архивировано из оригинала (PDF) 30 сентября 2007 года . Проверено 20 января 2007 г.
- ^ Роудс, Джеффри П. (июль 1990 г.). «Чёрный Джет» . Журнал ВВС . Том. 73, нет. 7 . Проверено 20 января 2007 г.
- ^ Грешем, Джон Д. (21 января 2011 г.). «20-я война в Персидском заливе: выход из тени» . Defensemedianetwork.com . Проверено 1 августа 2011 г.
- ^ «Призрак – арабское слово» . Араб.фи.
- ^ «F-117A: Часто задаваемые вопросы» . Архивировано из оригинала 8 марта 2001 года.
- ^ Аронштейн и Пикчирильо 1997, [ нужна страница ] .
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, стр. 282-283.
- ^ Jump up to: а б с «Краткие факты о F-117 Nighthawk» (PDF) . Локхид Мартин. Ноябрь 2019 г. Архивировано (PDF) из оригинала 20 января 2020 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ «F-117А Найтхок» . Федерация американских ученых . Архивировано из оригинала 1 апреля 2014 года . Проверено 13 ноября 2010 г.
- ^ «Омаха приветствует «Ночных ястребов»» . ufl-football.com. Архивировано из оригинала 9 мая 2010 года . Проверено 21 февраля 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аронштейн, Дэвид К.; Пиччирилло, Альберт К. (1997). Хэв Блю и F-117A: эволюция «истребителя-невидимки» . АААА. ISBN 978-1-56347-245-9 .
- Кларк, Рэмси (1992). На этот раз огонь: военные преступления США в Персидском заливе . Нью-Йорк, США: Thunder's Mouth Press. ISBN 1-56025-047-Х . ОСЛК 26097107 .
- Крикмор, Пол; Крикмор, Элисон Дж. (2003) [1999]. Истребитель-невидимка Nighthawk F-117 . Зенит Отпечаток. ISBN 978-1-61060-737-7 .
- Крокер, HW III (2006). Не наступай на меня . Нью-Йорк, США: Форум Короны. ISBN 978-1-4000-5363-6 .
- Дональд, Дэвид, изд. (2003). Черные самолеты: разработка и эксплуатация самых секретных боевых самолетов Америки . Норуолк, Коннектикут, США: ISBN AIRtime Publishing Inc. 978-1-880588-67-3 .
- Дорр, Роберт Ф. (2016). Воздушный бой: история летчиков-истребителей . Беркли. ISBN 978-0-425-21170-0 .
- Иден, Пол, изд. (2004). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон, Великобритания: Янтарные книги. ISBN 978-1-904687-84-9 .
- Ганстон, Билл; Гилкрист, Питер (1993). Реактивные бомбардировщики: от Мессершмитта Me 262 до Стелса B-2 . Скопа. ISBN 1-85532-258-7 .
- Гудолл, Джеймс К. (1992). «Истребитель-невидимка Lockheed F-117A». Американские истребители и бомбардировщики-невидимки: B-2, F-117, YF-22 и YF-23 . Сент-Пол, Миннесота, США: Motorbooks International. ISBN 978-0-87938-609-2 .
- Холдер, Билл; Уоллес, Майк (2000). Lockheed F-117 Nighthawk: иллюстрированная история истребителя-невидимки . Атглен, Пенсильвания, США: Schiffer Publishing, Ltd. ISBN 978-0-7643-0067-7 .
- Логан, Дон (2009). Lockheed F-117 Nighthawks: перекличка истребителей-невидимок . Атглен, Пенсильвания, США: Schiffer Publishing. ISBN 978-0-7643-3242-5 .
- Мерлин, Питер В. (2011). Изображения авиации: Зона 51 . Бостон, Массачусетс, США: Издательство Arcadia. ISBN 978-0-7385-7620-6 .
- Миллер, Джей (1990). Локхид F-117 Истребитель-невидимка . Арлингтон, Техас, США: Aerofax Extra. ISBN 978-0-942548-48-8 .
- Ниджбоер, Дональд (2016). Боевые кабины: в кресле пилота великих военных самолетов от Первой мировой войны до наших дней . Зенит Пресс. ISBN 978-0-7603-4956-4 .
- Рич, Бен (1994). Скунс работает . Нью-Йорк, США: Книги Бэк-Бэй. ISBN 978-0-316-74330-3 .
- Ричардсон, Дуг (2001). Боевые самолеты-невидимки . Нью-Йорк, США: ISBN Salamander Books Ltd. 978-0-7603-1051-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аронштейн, Дэвид К. и Альберт К. Пиччирильо (1997). Есть у Блю и F-117A . Рестон, Вирджиния, США: AIAA . ISBN 978-1-56347-245-9 .
- Фиск, Роберт (2005). Великая война за цивилизацию: завоевание Ближнего Востока . Нью-Йорк, США: Альфред Кнопф. ISBN 978-1-84115-007-9 .
- Грант, Р.Г. и Джон Р. Дейли (2007). Полет: 100 лет авиации . Харлоу, Эссекс, Великобритания: DK Adult. ISBN 978-0-7566-1902-2 .
- Дженкинс, Деннис Р.; Лэндис, Тони Р. (2008). Экспериментальные и прототипы реактивных истребителей ВВС США . Северный филиал, Миннесота, США: Specialty Press. ISBN 978-1-58007-111-6 .
- Солнце, Андт (1990). Истребитель-невидимка F-117A . Гонконг: ISBN Concord Publications Co. 978-962-361-017-9 .
- Винчестер, Джим, изд. (2004). «Локхид Ф-117». Современные военные самолеты (файл фактов об авиации) . Рочестер, Кент, Великобритания: Grange Books plc. ISBN 978-1-84013-640-1 .
- Величайший в мире самолет-невидимка и разведчик . Нью-Йорк, США: Издательство Smithmark Publishing. 1991. ISBN 978-0-8317-9558-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Локхид F-117А «Найтхок» . Национальный музей ВВС США
- 49-й истребительный авиаполк на базе ВВС Холломан
- F-117A.com - Веб-сайт Black Jet (полный сайт)
- Статья о F-117 и статья о стелсе на веб-сайте Centennial of Flight
- Страница F-117A Nighthawk на AirAttack.com
- Страница F-117A Nighthawk на FAS.org. Архивировано 1 апреля 2014 г. на Wayback Machine.
- Появление, эволюция и новые горизонты самолетов-невидимок США
- «Секреты скрытности» на военном канале Discovery
- Каталог Google Maps всех уцелевших F-117, выставленных на всеобщее обозрение
- (на немецком языке) Австрийская статья о перехвате F-117