Jump to content

Грумман F9F Пантера

F9F Пантера
F9F Пантера в полете
Роль Авианосный истребитель-бомбардировщик
Производитель Грумман
Первый полет 21 ноября 1947 г.
Введение Май 1949 г. [ 1 ]
Ушедший на пенсию 1958 г., ВМС США.
1969, Аргентина
Основные пользователи ВМС США
Корпус морской пехоты США
Аргентинский флот
Количество построенных 1,385 [ 2 ]
Развитый в Грумман F-9 Кугар

Grumman F9F Panther — ранний палубный реактивный истребитель , разработанный и выпускаемый американской авиастроительной компанией Grumman . Это был первый истребитель с реактивным двигателем, участвовавший в боях воздух-воздух с ВМС США , а также первый реактивный истребитель Grumman.

Разработка «Пантеры» началась в последние месяцы Второй мировой войны с целью использования недавних инноваций в области реактивного двигателя. Грумман спроектировал одномоторный дневной истребитель с прямым крылом , который был вооружен четырьмя 20-мм (0,79 дюйма) пушками , а также мог нести широкий ассортимент боеприпасов класса «воздух-земля». Серийные самолеты обычно оснащались одним двигателем Allison J33 или Pratt & Whitney J48 -P-2 турбореактивным . 21 ноября 1947 года прототип совершил свой первый полет , оснащенный импортным двигателем Rolls-Royce Nene . В сентябре 1949 года F9F был допущен к полетам с авианосцев.

«Пантера» широко использовалась ВМС и Корпусом морской пехоты США в Корейской войне . 3 июля 1950 года F9F-3 одержал первую воздушную победу ВМС США в конфликте, сбив винтовой Як-9 . На корейском театре военных действий пилоты «Пантер» в общей сложности заявили о сбитии семи МиГ-15 Микояна-Гуревича . В 1956 году этот тип был выведен из боевой службы на передовой, но до 1958 года оставался на второстепенных функциях, например, для обучения, а также в составе подразделений ВВС США и ВВС США. «Пантера» также была первым реактивным самолетом, использовавшимся ВВС США. демонстрационная группа «Голубые ангелы» высшего пилотажа , летавшая в этом качестве с 1949 по конец 1954 года. Будущие астронавты Нил Армстронг и Джон Гленн активно летали на F9F во время Корейской войны.

Хотя Австралия интересовалась Panther в конце 1940-х годов, в конечном итоге страна остановила свой выбор на Gloster Meteor F.8 и CAC Sabre . Единственным экспортным покупателем самолета была Аргентина , где он стал первым реактивным самолетом, эксплуатируемым аргентинской военно-морской авиацией . Он управлялся в основном с суши, поскольку катапульты авианосца ARA Independentcia не имели достаточной мощности для быстрого запуска F9F. Несколько «Пантер» участвовали в восстании ВМС Аргентины в 1963 году , стреляя по силам аргентинской армии, посланным для подавления восстания. В 1969 году он был снят с вооружения Аргентины из-за нехватки запасных частей. Grumman разработает конструкцию F9F в ответ на интерес ВМС США, выпустив стреловидное крыло Grumman F-9 Cougar .

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Заводская модель G-75 (XF9F-1)
Прототипы XF9F-2 и XF9F-3 в 1948 году.

Истоки «Пантеры» можно проследить до исследований, проведенных Грумманом в области разработки реактивных истребителей ближе к концу Второй мировой войны . Компания стремилась извлечь выгоду из появления первых практических реактивных двигателей, интегрировав их в новую конструкцию самолета. Этот проект, получивший внутреннее обозначение G-75 , был представлен на конкурс ВМС США с реактивным двигателем , на который требовался ночной истребитель для оснащения своих авианосцев . Однако 3 апреля 1946 года было объявлено, что был выбран Douglas F3D Skyknight , конкурирующий двухместный самолет с четырьмя Westinghouse J30 турбореактивными двигателями . ВМФ 11 апреля 1946 года Бюро аэронавтики (BuAer) заключило с Grumman контракт на разработку пары прототипов G-75, получивших военно-морское обозначение XF9F-1 , на случай, если при разработке Skyknight возникнут серьезные проблемы. [ 3 ]

Вскоре после этого Грумман признал, что у G-75 нет большого потенциала ни для производительности, ни для роста; компания уже приступила к работе над совершенно другим одномоторным дневным истребителем G-79 . В ходе бюрократического маневра BuAer решила не расторгать контракт на G-75, а вместо этого изменила формулировку, включив в него три прототипа совершенно другого G-79. Именно эта конструкция стала «Пантерой». [ 4 ] [ 5 ]

В то время те немногие американские двигатели, которые были доступны для использования, такие как Allison J33 и Westinghouse J34 , не считались достаточно надежными; [ 6 ] таким образом, ВМС выбрали импортный турбореактивный двигатель Rolls-Royce Nene , который также был более мощным, с тягой 5000 фунтов (2300 кг). Серийный самолет также должен был оснащаться двигателем Nene, построенным по лицензии Pratt & Whitney как J42. [ 7 ] [ 8 ] Поскольку внутри крыльев и фюзеляжа было недостаточно места для обеспечения достаточного количества топлива для жаждущего реактивного двигателя, группа разработчиков решила добавить стационарно установленные топливные баки на законцовках крыла истребителя , что имело дополнительное преимущество в виде улучшения скорости крена . [ 9 ] [ 10 ] В крыльях было еще одно новшество в виде на передней кромке закрылков , создававших дополнительную подъемную силу при приземлении; Скоростные тормоза также присутствовали на нижней стороне фюзеляжа. [ 8 ]

Летные испытания

[ редактировать ]

21 ноября 1947 года прототип «Пантеры» совершил свой первый полет , пилотируемый летчиком-испытателем Корки Мейером. [ 11 ] [ 12 ] Всего пять дней спустя за ним последовал второй прототип. [ 10 ] Первоначально возникли проблемы с курсовой и продольной устойчивостью, но они были быстро устранены. Во время одного из первых наземных испытаний аэрофинишера съемная задняя часть самолета непреднамеренно оторвалась; были внесены корректирующие изменения во избежание повторения в будущем. [ 10 ]

В мае 1949 года начались испытания на пригодность авианосца. [ 5 ] [ 10 ] В сентябре 1949 года F9F был допущен к полетам с авианосцев. На этапе разработки компания Grumman решила изменить двигатель Panther, выбрав Pratt & Whitney J48 -P-2, лицензионную версию Rolls -Royce RB.44 Tay . Другим испытанным двигателем был Allison J33-A-16. Вооружение представляло собой квартет 20-мм орудий, причем ВМС уже перешли на этот калибр (в отличие от ВВС США/ВВС США, которые продолжали использовать орудия М2/М3 калибра .50 ). Кроме того, вскоре «Пантера» была вооружена подкрыльевыми ракетами класса «воздух-земля» и бомбами массой до 2000 фунтов (910 кг).

F9F-3 Panther с экспериментальной башней Emerson с четырьмя 12,7-мм пулеметами, 1950 год.

С 1946 года интерес к разработке самолета, использующего все более популярное стреловидное крыло, рос, и, после опасений, что «Пантера» уступает своим противникам МиГ в небе Кореи, Grumman начала работу над конверсионным проектом, известным как «Дизайн 93». В результате появилась модификация со стреловидным крылом F9F Cougar , сохранившая обозначение Panther. [ 13 ] [ 14 ] На более поздних стадиях разработки «Пантеры» продолжались, в основном сосредоточиваясь на усовершенствовании двигателя, увеличении запаса топлива и использовании альтернативных боеприпасов. [ 15 ]

рассматривало Panther В 1949 году правительство Австралии как возможную замену Mustang Mk 23 и De Havilland Vampire местного производства , которые тогда эксплуатировались Королевскими ВВС Австралии (RAAF). [ 16 ] Другими проектами, рассматриваемыми первоначально, были австралийский проект CAC CA-23 (нетрадиционный двухреактивный всепогодный истребитель ) и Hawker P.1081 . Однако к середине 1950 года «Мустанги» RAAF уже действовали в Корее и считались весьма уязвимыми для МиГ-15 . Доступная немедленно замена в виде Gloster Meteor F.8 эксплуатировалась RAAF в Корее с июля 1951 года. (После неудовлетворительных результатов против МиГов Meteor с 1954 года был заменен на CAC Sabre - Модернизированный вариант F-86 австралийского производства. [ 17 ] )

Операционная история

[ редактировать ]
VF-111 F9F-2 сбрасывает бомбы в Корее, 1951/52 г.

«Пантера» была основным реактивным истребителем и штурмовиком ВМС США и морской пехоты США во время Корейской войны . Это был самый широко использовавшийся в конфликте реактивный истребитель ВМФ, в общей сложности совершивший 78 000 боевых вылетов. F9F-2, F9F-3 и F9F-5, будучи прочными штурмовиками, могли вести боевые действия, несмотря на то, что им часто противостоял интенсивный зенитный огонь. Пилоты также оценили кабину с кондиционером, которая позволила избежать влажной среды самолетов с поршневыми двигателями. [ 18 ] [ 19 ]

3 июля 1950 года лейтенант младшего ранга Леонард Х. Плог из VF-51 на F9F-3 одержал первую в войне воздушную победу ВМС США, сбив винтовой Як-9 . [ 20 ] [ 21 ]

Несмотря на относительно низкую скорость, пилоты «Пантер» также заявили о потере семи МиГ-15 Микояна-Гуревича при потере двух F9F. Первый МиГ-15 был сбит 9 ноября 1950 года лейтенантом-командиром Уильямом (Биллом) Аменом на VF-111 F9F-2B во время атаки командования ООН на мосты Синыйджу , недалеко от устья реки Ялу. [ 3 ] Еще два МиГ-15 были сбиты 18 ноября 1950 года.

18 ноября 1952 года американский авианосец USS Oriskany и три других авианосца действовали в Японском море, нанося авиаудары по северокорейскому городу Хёрён . Группа запустила четыре F9F для боевого патрулирования вблизи границы Северной Кореи с Китаем. У лидера группы возникли механические проблемы, и он вернулся на авианосец вместе со своим ведомым. Лейтенант Ройс Уильямс из VF-781 , летевший с авианосца « Орискани», и его ведомый продолжили миссию. Затем они идентифицировали семь советских МиГов морской авиации, направлявшихся к оперативной группе с материковой части России. Поэтому военно-морское командование приказало двум F9F расположиться между МиГами и авианосной группой. [ 22 ] [ 23 ]

В ходе этого маневра четыре советских МиГ-15 открыли огонь, несмотря на то, что страны не находились в состоянии войны. Уильямс открыл огонь по хвостовому Мигу, который вышел из строя, и за ним последовал ведомый Уильямса. За этим последовал 35-минутный воздушный бой между Уильямсом и шестью МиГ-15. МиГ-15 был более боеспособным самолетом, но Уильямсу, тем не менее, удалось сбить еще три. Он объяснил это тем, что обе стороны действовали так, как их учили, но советские пилоты допускали ошибки. На обратном пути к авианосцам у Уильямса кончились патроны, но на хвосте у него все еще оставался один МиГ. Повторное появление его ведомого на хвосте Мига отпугнуло этого. К тому времени самолет Уильямса был настолько поврежден, что он уже не мог поворачивать боком. Таким образом, Орискани был выровнен по направлению к самолету, чтобы он мог приземлиться. После приземления его «Пантера» имела 263 попадания артиллерийских снарядов или осколков и не подлежала ремонту. Поэтому его выбросили за борт. [ 22 ] [ 23 ]

Об этой помолвке малоизвестно по двум причинам. США опасались, что публикация об инциденте может усилить напряженность в отношениях с Советским Союзом. [ 23 ] Другой причиной было участие Агентства национальной безопасности США (АНБ), существование которого тогда было совершенно секретным, в планировании миссии; МиГи были перехвачены в результате разведки, предоставленной АНБ. [ 22 ] Четыре сбитых МиГа пилотировали пилоты советской морской авиации : 40 лет спустя российские источники подтвердили утверждения Уильямса, заявив, что погибшими пилотами были капитаны Беляков и Вандалов, а также лейтенанты Пахомкин и Таршинов. [ 22 ]

По мере развития конфликта «Пантерам» в первую очередь стали выполнять задачи по наземным атакам. [ 24 ] Часто совершались удары по вражеской зенитной технике. [ 25 ] Это был рискованный тип миссии: многие «Пантеры» были повреждены или даже потеряны в результате огня тех же наземных батарей, которые они пытались нейтрализовать. [ 26 ] Более того, опасность, исходящая от этих систем, со временем возрастала по мере того, как северокорейским силам поставлялись более мощные зенитные аппараты. [ 27 ] «Пантеры» также регулярно выполняли воздушные разведывательные операции над Кореей. [ 28 ] Начиная с 1952 года, «Пантера» стала дополняться в театре более новой версией «Кугара». [ 29 ]

Будущий астронавт Нил Армстронг много летал на F9F во время корейского конфликта. [ 30 ] хотя он катапультировался из одного из самолетов после того, как он был сбит проволокой, натянутой через долину в 1951 году. [ 31 ] Будущий астронавт Джон Гленн и «Бостон Ред Сокс» звездный бейсболист Тед Уильямс также летали на F9F в качестве пилотов морской пехоты.

В 1956 году «Пантера» была выведена из боевой службы, будучи заменена новыми истребителями, в том числе его производной от «Кугара» со стреловидным крылом. [ 14 ] [ 32 ] Тем не менее, до 1958 года этот тип оставался активным во второстепенных целях, например, для обучения, а также в подразделениях военно-морского и воздушного резерва ВМС США. Летная демонстрационная группа «Голубые ангелы» ВМС использовала «Пантеру» в течение четырех лет, начиная с 1951 года. «Пантера» был первым самолетом «Голубых ангелов». [ 33 ] Некоторые «Пантеры» продолжали служить в небольшом количестве до 1960-х годов. [ 34 ] С сентября 1962 года уцелевшие боевые «Пантеры» получили обозначение F-9 в рамках новой объединенной системы обозначений трех служб США. [ 35 ]

Аргентинский флот

[ редактировать ]
Аргентинская Пантера атакует колонну армии во время восстания ВМС Аргентины в 1963 году.

Единственным иностранным покупателем «Пантеры» была аргентинская военно-морская авиация , которая в 1957 году приобрела 28 бывших самолетов USN F9F-2B; первые 10 прибыли в 1958 году. В эксплуатацию было принято только 24 самолета, остальные использовались в качестве запасных. Первый полет аргентинской «Пантеры» состоялся в декабре 1958 года, а последний самолет поступил на вооружение в январе 1961 года. [ 36 ]

Катапульта на тогдашнем единственном аргентинском авианосце ARA Independentcia была недостаточно мощной для запуска F9F. [ 37 ] поэтому самолеты были наземного базирования. Однако в июле 1963 года «Пантера» (серийный номер 0453/3-А-119) приземлилась на Индепенденсии в рамках испытаний, став первым самолетом, приземлившимся на аргентинский авианосец; [ 36 ] Тогда его не спускали с катапульты, а разгружали краном, когда корабль вернулся в порт.

F9F-2 Panther ВМС Аргентины участвовали в боях во время восстания ВМС Аргентины в 1963 году . Несколько самолетов, контролируемых повстанцами, совершили бомбардировку и обстрел колонны 8-го танкового полка армии, которая наступала на восставшую военно-морскую авиабазу Пунта-Индио . В результате атаки было уничтожено несколько танков M4 Sherman и один F9F Panther. [ 38 ]

Аргентинские «Пантеры» участвовали в общей мобилизации во время пограничного столкновения между Аргентиной и Чили в 1965 году , но боевых действий не произошло. Этот тип был снят с вооружения в 1969 году из-за отсутствия запасных частей, поэтому сервис решил заменить их на Douglas A-4Q Skyhawks . [ 39 ]

ВМС Аргентины также эксплуатировали учебно-тренировочный вариант F-9 Cougar. [ 36 ]

Варианты

[ редактировать ]
Два F9F-2B VF-721 над Кореей.
F9F-5 из VF-111 на авианосце USS Lake Champlain в 1953 году.
Самолет-разведчик F9F-5P
F9F и Эй Джей Сэвидж из NATC во время испытаний дозаправки в воздухе в 1953 году.
XF9F-2
Прототипы, построено два
F9F-2
Первая серийная версия с двигателем Pratt & Whitney J42 , построено 567 экземпляров.
F9F-2B
Версия оснащена подкрыльевыми стойками для бомб и ракет. Поскольку все F9F-2 были доведены до этого стандарта, обозначение B было исключено.
Ф9Ф-2П
Невооруженная фоторазведывательная версия, используемая в Корее, построено 36 штук.
XF9F-3
Прототип F9F-3, один построен.
F9F-3
Версия с двигателем Allison J33 , произведенная в качестве страховки от отказа J42, позже все они были преобразованы в J42; [ 40 ] переименован в F-9B в 1962 году, построено 54 экземпляра.
XF9F-4
Прототипов, использованных при разработке F9F-4, построено два.
F9F-4
Версия с удлиненным фюзеляжем, увеличенным запасом топлива и двигателем J33. Большинство из них модернизировано с использованием J42. [ 3 ] F9F-4 были первым самолетом, в котором успешно использовался отбираемый под давлением воздух , отбираемый из ступеней компрессора двигателя и продуваемый через поверхность щелевых закрылков , имитируя более высокую скорость полета по поверхности управления и, таким образом, достигая снижения скорости сваливания на 9%. уз (17 км/ч) при взлете и 7 узлов (13 км/ч) при заходе на посадку; переименован в F-9C в 1962 году, заказано 109 самолетов, все они завершены как F9F-5.
F9F-5
Вариант F9F-4, но с двигателем Pratt & Whitney J48 , построено 616 экземпляров. В 1962 году переименован в F-9D .
Ф9Ф-5П
Безоружный фоторазведывательный вариант с удлиненным носом; переименован в РФ-9Д в 1962 году, построено 36 штук. [ 41 ]
Ф9Ф-5К
После вывода F9F Panther из эксплуатации некоторое количество F9F-5 было переоборудовано в беспилотные самолеты-мишени; переименован в QF-9D в 1962 году.
Ф9Ф-5КД
Переоборудование радиоуправляемых дронов-директоров для дронов F9F-5K; переименован в DF-9E в 1962 году.

Операторы

[ редактировать ]
 Аргентина
 Соединенные Штаты

Выживший самолет

[ редактировать ]

Аргентина

[ редактировать ]
На дисплее
F9F-2B

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Годен к полетам
F9F-2B
F9F-2B в Летном музее Кавано
На дисплее
F9F-2
F9F-2B
F9F-4
F9F-5
Ф9Ф-5П
На реставрации или на хранении
F9F-2
F9F-5

Технические характеристики (F9F-5 Пантера)

[ редактировать ]
Чертеж F9F-5

Данные самолетов ВМС США с 1911 года. [ 65 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 38 футов 10 дюймов (11,84 м)
  • Размах крыльев: 38 футов 0 дюймов (11,58 м)
  • Высота: 12 футов 3 дюйма (3,73 м)
  • Площадь крыла: 250 кв. футов (23 м 2 )
  • Пустой вес: 10 147 фунтов (4603 кг)
  • Полная масса: 18 721 фунт (8 492 кг)
  • Силовая установка: 1 Pratt & Whitney J48 -P-6A турбореактивный двигатель , тяга 6250 фунтов силы (27,8 кН).

Производительность

  • Максимальная скорость: 503 узла (579 миль в час, 932 км/ч) на высоте 5000 футов (1500 м)
  • Крейсерская скорость: 418 узлов (481 миль в час, 774 км/ч)
  • Дальность: 1100 миль (1300 миль, 2100 км)
  • Практический потолок: 42 800 футов (13 000 м)
  • Скорость набора высоты: 5090 футов/мин (25,9 м/с).

Вооружение

  • Орудия: 4 × 20-мм (0,79 дюйма) пушки AN/M3 , всего 760 патронов. [ 66 ]
  • Узлы подвески: 8 грузоподъемностью 3465 фунтов (1572 кг). [ 67 ]

Заметные выступления в СМИ

[ редактировать ]

F9F Panther был показан в фильме 1954 года о Корейской войне « Мосты в Токо-Ри» с Уильямом Холденом , Грейс Келли , Микки Руни и Фредриком Марчем в главных ролях , а также в фильме «Люди боевой леди» в главных ролях с Ван Джонсоном , Уолтером Пидженом и Кинаном Винном .

Видеозапись F9F, пилотируемого Джорджем Чемберленом Дунканом, врезающегося в хвостовую часть авианосца Midway (CV-41) во время испытательного полета 1951 года, появляется в нескольких голливудских фильмах.

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ «F9F-2 Пантера» . Национальный музей морской авиации . Проверено 17 января 2024 г.
  2. ^ Томасон 2008, с. 61.
  3. ^ Jump up to: а б с Бойн 2002, с. 277.
  4. ^ Харди 1987, с. 79.
  5. ^ Jump up to: а б Дэвис 2022, с. 6.
  6. ^ Ноланд, Дэвид. «Пантера в море», «Воздух и космос» , июнь/июль 2013 г., стр. 29.
  7. ^ Бойн 2002, с. 203.
  8. ^ Jump up to: а б Томасон 2008, с. 58.
  9. ^ Винчестер 2004, с. 96.
  10. ^ Jump up to: а б с д Томасон 2008, с. 59.
  11. ^ Мейер 2002, [ нужна страница ] .
  12. ^ Томасон 2008, стр. 58-59.
  13. ^ Тейлор 1969, с. 506.
  14. ^ Jump up to: а б Бойн 2002, стр. 277–278.
  15. ^ Томасон 2008, стр. 59-60.
  16. ^ Музей RAAF, 2009 г., A94 CAC Sabre (14 декабря 2012 г.).
  17. ^ Музей RAAF, 2009, Сабля A94 CAC .
  18. ^ Ноланд, Дэвид, «Пантеры в море», Air & Space, июнь/июль 2013 г., стр. 30–31.
  19. ^ Дэвис 2022, с. 5.
  20. ^ Котт 2007, с. 293.
  21. ^ Дэвис 2022, с. 29.
  22. ^ Jump up to: а б с д Кливер, Томас М. «Четверо вниз! Корейская битва, которую США пытались забыть». Flight Journal , июнь 2013 г., стр. 42–49.
  23. ^ Jump up to: а б с Лендон, Брэд. «Американский пилот сбил четыре советских МиГа за 30 минут – и хранил это в секрете 50 лет» . Проверено 21 января 2023 г.
  24. ^ Дэвис 2022, с. 63.
  25. ^ Дэвис 2022, стр. 58-62.
  26. ^ Дэвис 2022, с. 37-39, 61.
  27. ^ Дэвис 2022, с. 64.
  28. ^ Дэвис 2022, стр. 71-74.
  29. ^ Дэвис 2022, с. 77.
  30. ^ Сирс 2010, стр. 244.
  31. ^ Хансен 2012, стр. 82-94.
  32. ^ Дэвис 2022, с. 81.
  33. ^ Ноланд, Дэвид, Пантеры в море, Air & Space, июнь/июль 2013 г., стр. 35.
  34. ^ Винчестер 2004, с. 97.
  35. ^ Дэнби ​​1977, с. 57.
  36. ^ Jump up to: а б с д и ж г Чикалези, Джон Чарльз; Ривас, Джеймс. «Грумман Пантера в Аргентине» . Аэронавигационный институт. из оригинала 29 октября. Архивировано Получено 28 августа.
  37. ^ Полмар, Норман (апрель 2008 г.). «Исторические самолеты — линия фронта ВМФ в Корее» . Журнал истории военно-морского флота . Том. 22, нет. 2. Военно-морской институт США.
  38. ^ Купер, Том. «Аргентина, 1955-1965». ACIG.org. Проверено: 24 января 2013 г.
  39. ^ Мэй, Карлос. «Пантера» (на испанском языке) . Изображения и история аргентинской службы. Проверено: 19 июля 2011 г.
  40. ^ Дэвис 2022, с. 19.
  41. ^ Дэвис 2022, с. 20.
  42. ^ «Реестр ФАУ: N9525A». faa.gov Дата обращения: 27 июля 2021 г.
  43. ^ "F9F Panther/123078" Музей полетов Кавано. Проверено: 18 октября 2018 г.
  44. ^ Салливан, Коул (1 января 2024 г.). «Исторический музей полетов Аддисона объявляет о закрытии» . ВФАА . Даллас, Техас . Проверено 4 января 2024 г.
  45. ^ "F9F Пантера/123050" . Архивировано 31 октября 2018 г. в Национальном музее военно-морской авиации Wayback Machine . Проверено: 15 января 2015 г.
  46. ^ "F9F Panther/123557" aerialvisuals.ca Дата обращения: 15 января 2015 г.
  47. ^ "F9F Пантера/123612" . aerialvisuals.ca Дата обращения: 8 апреля 2015 г.
  48. ^ "F9F Пантера/123653" . Архивировано 11 октября 2017 г. в Музее авиации Wayback Machine Flying Leatherneck . Дата обращения: 15 января 2015 г.
  49. ^ "F9F Пантера/125183" . Архивировано 4 января 2015 г. в Музее авиации и космонавтики Wayback Machine Pima. Проверено: 15 января 2015 г.
  50. ^ "F9F Panther/127120" Музей Крыльев Свободы. Проверено: 15 января 2015 г.
  51. ^ "F9F Пантера/123526." Национальный музей морской пехоты. Проверено: 26 сентября 2022 г.
  52. ^ "F9F Пантера/125180" . aerialvisuals.ca Дата обращения: 1 июня 2014 г.
  53. ^ «F9F Panther/unknown». Архивировано 25 марта 2013 г. в музее Wayback Machine USS Midway. Проверено: 15 января 2015 г.
  54. ^ "F9F Пантера/125295" . Музей доблестного воздушного командования. Проверено: 15 января 2015 г.
  55. ^ "F9F Пантера/125992" . Архивировано 19 ноября 2016 г. в парке авиационного наследия Wayback Machine . Проверено: 29 декабря 2016 г.
  56. ^ "F9F Пантера/126226" . Музей боевой авиации. Проверено: 4 марта 2013 г.
  57. ^ "F9F Пантера/126275" . Мемориальный парк линкора. Проверено: 26 сентября 2022 г.
  58. ^ [1] Музей авиации Палм-Спрингс. Проверено: 4 февраля 2023 г.
  59. ^ [2] Фотографии с воздуха Получено: 4 февраля 2023 г.
  60. ^ "F9F Пантера/126277." Архивировано 23 марта 2013 г. в Музее авиации Wayback Machine Planes of Fame. Проверено: 10 ноября 2012 г.
  61. ^ "F9F Пантера/123054." Музей авиации Янки. Проверено: 26 сентября 2022 г.
  62. ^ "F9F Пантера/123092." Музей военного корабля США имени Джона Кеннеди. Проверено: 21 января 2015 г.
  63. ^ «Реестр ФАУ: N32313». faa.gov Дата обращения: 27 июля 2021 г.
  64. ^ «Реестр ФАУ: N1332F». faa.gov Дата обращения: 27 июля 2021 г.
  65. ^ Суонборо и Бауэрс 1976, с. 232.
  66. ^ «Стандартные характеристики самолетов: F9F-5, 5П «Пантера» » (PDF) . ВМС США. 1 июня 1952 года . Проверено 27 июля 2021 г. - через Alternatewars.com.
  67. ^ Франсильон 1989, с. 323.
  68. ^ «F9F Дункана» . Check-Six.com . 1 июля 2015 года . Проверено 30 июня 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]

Интернет-источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2b08f13678855febf65e82560fe90f93__1721320140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/93/2b08f13678855febf65e82560fe90f93.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Grumman F9F Panther - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)