Грумман Гольфстрим I
Гольфстрим I | |
---|---|
![]() | |
USCG VC-4A Gulfstream I в полете, 1964 год. | |
Роль | Деловой самолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Грумман |
Первый полет | 14 августа 1958 г. [1] |
Произведено | 1959–1969 [2] |
Количество построенных | 200 |
Grumman Gulfstream I (фирменное обозначение G-159 ) — двухтурбовинтовой бизнес-самолет. Первый полет он совершил 14 августа 1958 года.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]После первоначального отказа от идеи развивать Grumman Widgeon как представительский транспорт, компания изучала создание представительского транспорта на базе турбинного варианта военно-морского грузового транспорта Grumman TF-1 Trader . Компания уже определила, что любой новый самолет должен быть турбовинтовым , и был выбран двигатель Rolls-Royce Dart . Дальнейшие исследования показали, что конструкция на базе Trader не будет продаваться, и им нужна была совершенно новая конструкция с низкорасположенным крылом и местом, где можно было стоять в кабине. В июне 1957 года конструкция G-159 была завершена, и компания Grumman начала продавать слоты на производственной линии по цене 10 000 долларов за каждый. Первые клиенты работали с Grumman над детальным проектированием и установкой авионики. G-159 получил название Gulfstream , и 14 августа 1958 года первый самолет, зарегистрированный N701G , вылетел из Бетпейджа, штат Нью-Йорк, в свой первый полет. 2 мая 1959 года самолет получил сертификат типа Федерального управления гражданской авиации (ФАУ).
Gulfstream I представляет собой свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом и полумонококовой конструкцией фюзеляжа из алюминиевого сплава. Самолет оснащен двумя турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce Dart с Rotol четырехлопастными винтами постоянной скорости . Gulfstream I имеет убирающееся трехопорное шасси со спаренными колесами на двух основных стойках и носовой стойке. Салон рассчитан на двадцать четыре пассажира при высокой плотности размещения или только восемь при представительской компоновке, хотя обычно было от десяти до двенадцати пассажиров. В носовой кабине самолета имеется трап с гидравлическим приводом для входа и выхода.
Одноместный Gulfstream I был доставлен Береговой охране США (USCG) в 1963 году, оборудован как представительский транспорт и получил обозначение VC-4A . Примерно в это же время ВМС США (USN) предложили приобрести Gulfstream I в качестве учебно -навигационного и многоцелевого учебно-транспортного самолета, обозначив новые варианты как T-41A и TC-4B соответственно; однако покупка была отложена. Наконец, в 1966 году ВМС США приобрели девять навигационных тренажеров под названием TC-4C Academe ; они использовались для подготовки бомбардиров/штурманов для A-6 Intrumer . [3] USCG VC-4A был передан в Центр ремонта и снабжения самолетов (ARSC) на авиабазе береговой охраны Элизабет-Сити в 1983 году, а затем до 2001 года использовался в качестве самолета логистики и дальнего управления и контроля; он был списан в 2002 году. Другой Gulfstream I был передан USCG из НАСА в 2001 году в качестве замены; этот второй VC-4A был возвращен НАСА в 2004 году. [4] [5]
Удлиненная версия G-159C на 37 пассажиров была разработана компанией Gulfstream для использования региональными авиакомпаниями. Пять были поставлены с ноября 1980 года. [6] Air North (базирующаяся в Платтсбурге, штат Нью-Йорк и впоследствии сменившая название на Brockway Air ) была одной из немногих авиакомпаний в США, использовавших эту версию до ее приобретения компанией Brockway Glass . Еще одним оператором авиакомпании Gulfstream IC была компания Chaparral Airlines, которая выполняла пассажирские перевозки под названием American Eagle по соглашению о совместном использовании кодов с American Airlines . Royale Airlines также управляла GI в регулярных пассажирских перевозках в США, действуя как Continental Connection от имени Continental Airlines ; однако его самолеты представляли собой модели G-159 стандартной длины и, следовательно, не были удлиненной версией. Также несколько других авиакомпаний в США. Авиаперевозчики в Африке, Канаде, Европе и на Ближнем Востоке также выполняли стандартные рейсы Gulfstream Is в регулярных пассажирских перевозках, включая Peregrine Air Services в Великобритании, которая выполняла рейсы авиакомпаний для British Airways .
Операционная история
[ редактировать ]
По состоянию на август 2006 года в эксплуатации оставалось 44 самолета Grumman Gulfstream I. Основным оператором является Phoenix Air в США, располагающая 13 самолетами. Около 19 других авиакомпаний также эксплуатируют этот тип. [7] Самолет GI, приобретенный Уолтом Диснеем в 1964 году и последний раз летавший 8 октября 1992 года, выставлялся в Disney's Hollywood Studios и должен быть перевезен в Музей авиации Палм-Спрингс . [8] Самолет совершил 8800 полетов и 20 000 летных часов с известными пассажирами Ричардом Никсоном , Рональдом Рейганом , Джимми Картером , Джули Эндрюс , Хью О'Брайаном и Аннет Фуничелло . [9] Совет управляющих вещания использовал Gulfstream I в качестве студии воздушного вещания Radio y Televisión Martí в международном воздушном пространстве недалеко от Кубы с 2006 по 2013 год. [10]
Варианты
[ редактировать ]- G-159 Гольфстрим I
- Двухмоторный представительский корпоративный транспортный самолет вместимостью до 14 пассажиров, оснащенный двумя Rolls-Royce Dart RDa.7/2 Mk 529-8X турбовинтовыми двигателями мощностью 2210 л.с. (1648 кВт). 200 построено.
- G-159C Гольфстрим IC
- Расширенная версия для региональных авиакомпаний. Пять самолетов GI были переоборудованы в Gulfstream I-C путем удлинения фюзеляжа на 10 футов 8 дюймов (3,25 м), чтобы вместить до 37 пассажиров.
- Т-41А
- Предсерийное обозначение ВМС США для учебно-навигационного варианта. Переименован в TC-4C. [3] [а]
- ВК-4А
- VIP-транспортная версия для Береговой охраны США. Один построен, другой передан НАСА. [3] [5]
- ТС-4Б
- Предсерийное обозначение ВМС США учебно-транспортного варианта. Покупка отменена. [3]
- TC-4C Академия
Самолет TC-4C, использовавшийся ВА-42 в Дэвис-Монтане в 2018 году. - Тренажер для бомбардиров/штурманов ВМС и морской пехоты США A-6 Intrumer , девять заказаны в 1966 году, [3] первый полет совершил в 1967 году. Самолет был оснащен носовым обтекателем А-6, имитацией кабины А-6 и четырьмя консолями бомбардира/штурмана. [ нужна ссылка ] Самолет, используемый ВА-42, последний раз видели в 2018 году на базе ВВС Дэвис-Монтан 309-й группы аэрокосмического обслуживания и регенерации (AMARG). Эмблема «Зеленая пешка» все еще видна на хвосте. [ нужна ссылка ] [ нужно обновить ]
Операторы
[ редактировать ]Большинство из 200 самолетов Gulfstream I эксплуатировались корпоративными клиентами, меньшее количество эксплуатировалось региональными или пригородными авиакомпаниями, а также правительственными учреждениями и военными. НАСА , космическое агентство США, использовало Gulfstream I в качестве пассажирского транспортного самолета и эксплуатировало семь G-I. На протяжении 1970-х и середины 80-х годов Ford Motor Company управляла G-1 для своих руководителей в Бразилии. Компания Walt Disney эксплуатировала самолет Gulfstream SN 121 с заводским бортовым номером N732G с декабря 1963 года по 4 октября 1967 года, когда он был изменен на N234MM.
Гражданские операторы
[ редактировать ]
- Ptarmigan Airways - бывший оператор регулярных пассажирских авиалиний.
- Вардэйр
- Cimber Air - бывший оператор регулярных пассажирских авиалиний.
- Новости авиации
- Air Provence - бывший оператор регулярных пассажирских авиалиний.
- Gabon Express - бывший оператор регулярных пассажирских авиалиний.
- Aeroel Airways - бывший оператор регулярных пассажирских авиалиний.
- East African Safari Air - бывший оператор регулярных пассажирских авиалиний.
- Kenya Flamingo Airways - бывший оператор регулярных пассажирских авиалиний.
- Seven Air - бывший оператор регулярных пассажирских авиалиний.
- Aberdeen Airways - бывший оператор регулярных пассажирских авиалиний.
- Birmingham European Airways - бывший оператор регулярных пассажирских авиалиний.
- Birmingham Executive Airways - бывший оператор регулярных пассажирских авиалиний.
- British Airways - бывшая регулярная фидерная служба пассажирских авиалиний, обслуживаемая по контракту с Peregrine Air Services.
- Capital Airlines - бывший оператор регулярных пассажирских авиалиний.
- Air North - бывший оператор регулярных пассажирских перевозок удлиненного самолета Gulfstream IC на 37 пассажиров. Air North, действовавшая на северо-востоке США, впоследствии сменила название на Brockway Air .
- Air US — бывший оператор регулярных пассажирских авиалиний, выполняющий несколько пригородных маршрутов из Денвера международного аэропорта Стэплтона (DEN). В состав флота входили удлиненные 37-местные самолеты Gulfstream IC.
- Bonanza Air Lines - бывший оператор регулярных пассажирских авиалиний.
- Chaparral Airlines - бывший оператор регулярных пассажирских авиалиний удлиненного самолета Gulfstream IC на 37 пассажиров. Chaparral работал как American Eagle , обеспечивая питание пассажиров для хаба American Airlines, расположенного в международном аэропорту Даллас/Форт-Уэрт (DFW).
- Coleman Air Transport - бывший оператор регулярных пассажирских авиалиний, который управлял небольшим хабом в международном аэропорту Чикаго Рокфорд (RFD) в Иллинойсе. [11]

- НАСА - бывший оператор семи самолетов GI, используемых для перевозки персонала НАСА и подрядчиков космических программ между различными центрами и объектами гражданского космического агентства в США.
- Финикс Эйр
- Royale Airlines - бывший оператор регулярных пассажирских авиалиний, некоторые рейсы которого выполнялись по соглашению о совместном использовании кодов с Continental Airlines, обеспечивающем питание пассажиров для континентального хаба, расположенного в межконтинентальном аэропорту Хьюстона (IAH).
- Scenic Air - бывший оператор регулярных пассажирских авиалиний, обслуживающий международный аэропорт Окленда (OAK).
- Southeast Airlines - бывший оператор регулярных пассажирских авиалиний.
- Susquehanna Airlines - бывший оператор регулярных пассажирских авиалиний.
Военные операторы
[ редактировать ]- ВВС Греции - один самолет доставлен в июле 1964 года, сейчас хранится на авиабазе Декелия. [12]
- Армия США . Инженерный корпус армии США эксплуатировал один самолет Gulfstream I (с гражданской цветовой схемой и регистрацией) в период с 1961 по 1981 год. Позже армия США также получила по крайней мере один самолет Gulfstream I, конфискованный у торговцев наркотиками. [13]
- Береговая охрана США
- Корпус морской пехоты США
- ВМС США
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1965–66 гг. [1]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: 10–24 пассажира / максимальная полезная нагрузка 4270 фунтов (1937 кг).
- Длина: 63 фута 9 дюймов (19,43 м)
- Размах крыльев: 78 футов 6 дюймов (23,93 м)
- Высота: 22 фута 9 дюймов (6,93 м)
- Площадь крыла: 610,3 кв. футов (56,70 м ). 2 )
- Соотношение сторон : 10
- Профиль крыла : корень: NACA 63A-214 ; совет: NACA 63A-314
- Вес пустого: 21 900 фунтов (9 934 кг) в снаряженном состоянии.
- Максимальный вес без топлива: 26 170 фунтов (11 871 кг)
- Максимальный взлетный вес: 35 100 фунтов (15 921 кг)
- Максимальный посадочный вес: 33 600 фунтов (15 241 кг)
- Запас топлива: 1550 галлонов США (1290,6 имп галлонов; 5867,4 л) во встроенных крыльевых баках.
- Силовая установка: 2 Rolls-Royce Dart Mk.529 или Mk.529-8E турбовинтовых двигателя мощностью 2190 л.с. (1630 кВт) каждый, эквивалент.
- Гребные винты: 4-лопастные гребные винты Rotol с постоянной скоростью и полным флюгированием.
Производительность
- Крейсерская скорость: максимальный крейсерский режим 348 миль в час (560 км/ч, 302 узла) на высоте 25 000 футов (7 600 м) на взлетной высоте.
- Экономичный крейсерский режим 288 миль в час (250 узлов; 463 км / ч), на высоте 25 000 футов (7600 м) на взлетной высоте.
- Скорость подхода; 128 миль в час (111 узлов; 206 км / ч)
- Дальность действия: 2540 миль (4090 км, 2210 миль) с макс. топливо, полезная нагрузка 2740 фунтов (1243 кг), удержание в течение 45 минут и отклонение на 200 миль (174 миль; 322 км).
- Практический потолок: 33 600 футов (10 200 м)
- Скорость набора высоты: 1900 футов/мин (9,7 м/с).
- Нагрузка на крыло: 57,2 фунта/кв. футов (279 кг/м). 2 )
- Разбег: 2550 футов (777 м)
- Взлетная дистанция до 50 футов (15 м): 2875 футов (876 м)
- Посадочный пробег: 1525 футов (465 м)
- Посадочная дистанция с высоты 50 футов (15 м): 2125 футов (648 м)
- Длина взлетной площадки FAA: 4350 футов (1326 м)
- Длина посадочной площадки FAA: 4000 футов (1219 м)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ↑ Обозначение Т-41А было присвоено первоначальному серийному варианту Cessna T-41 Mescalero .
- Цитаты
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор 1965, стр.238.
- ^ «Grumman G-159 Gulfstream I | Airliners.net» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2010 г. Проверено 15 января 2009 г.
- ^ «Грумман VC-4A Гольфстрим I» . Береговая охрана США. 3 мая 2022 г. Проверено 24 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Баугер, Джо (1 сентября 2023 г.). «Сериалы самолетов береговой охраны США» . joebaugher.com . Проверено 24 июня 2024 г.
- ^ Фроули, стр.132
- ↑ Flight International , 3–9 октября 2006 г.
- ^ «Самолет Уолта Диснея возвращается в Палм-Спрингс после выставки D23» . 9 сентября 2022 г.
- ^ Air Progress : 73. Март 1993 г.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Эми Томпсон (октябрь 2014 г.). «AeroMartí отказывается от самолета, который одновременно служил телестанцией». Журнал «Авиация и космос» .
- ^ http://www.departedflights.com , 15 ноября 1979 г. Официальный справочник авиакомпаний (OAG), расписания рейсов Рокфорда.
- ^ «Экспонаты Музея ВВС Греции» . Греческие ВВС.
- ^ Хардинг 1990, стр. 131–133.
- Библиография
- Фроули, Джерард (2003). Международный справочник гражданских самолетов, 2003–2004 гг . Фишвик, АКТ, Австралия: Aerospace Publications Pty Ltd., с. 132. ИСБН 1-875671-58-7 .
- Хардинг, Стивен (1990). Самолеты армии США с 1947 года . Шрусбери, Великобритания: Airlife. ISBN 1-85310-102-8 .
- Тейлор, Джон В.Р. (1965). Джейн «Все самолеты мира», 1965–66 гг . Лондон: Самсон Лоу, Марстон.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Grumman G-159 Gulfstream I на Airliners.net
- "Dart-Powered Executive", 1959 года. статья о полете Gulfstream
- «Интернет-музей Gulfstream 1» Информация о каждом произведенном G159.