Конвэйр 880
Конвэйр 880 | |
---|---|
![]() | |
Convair 880 — низкоплан с четырьмя турбореактивными двигателями под крылом. | |
Роль | Узкофюзеляжный реактивный авиалайнер |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Конвэйр |
Первый полет | 27 января 1959 г. |
Введение | Май 1960 года с Delta Air Lines. |
Ушедший на пенсию | 1998 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Транс Уорлд Эйрлайнз Дельта Эйр Лайнс Японские авиалинии Свиссэйр |
Произведено | 1959–1962 |
Количество построенных | 65 |
Варианты | Convair 990 Коронадо |
Convair 880 — бывший американский узкофюзеляжный реактивный авиалайнер, производимый подразделением Convair компании General Dynamics . Он был разработан, чтобы конкурировать с Boeing 707 и Douglas DC-8, будучи меньше, но быстрее, и эта ниша не смогла создать спрос. Когда он был впервые представлен, некоторые [ ВОЗ? ] в авиационных кругах утверждали, что при скорости 615 миль в час (990 км/ч) это был самый быстрый реактивный транспорт в мире. [1] [ нужен лучший источник ] За весь период производства с 1959 по 1962 год было произведено всего 65 самолетов Convair 880, и General Dynamics в конечном итоге ушла с рынка авиалайнеров, посчитав проект 880 провальным. Convair 990 Coronado был удлиненным и более быстрым вариантом 880.
Разработка
[ редактировать ]
Convair начала разработку коммерческого самолета средней дальности в апреле 1956 года, чтобы составить конкуренцию анонсированным продуктам Boeing и Douglas . Первоначально конструкция называлась Skylark , но позже название было изменено на Golden Arrow , затем Convair 600 и, наконец, на 880, причем оба числа относятся к его максимальной скорости 600 миль в час (970 км/ч) или 880 футов/с ( 268 м/с). Он был оснащен турбореактивными двигателями General Electric CJ-805-3 , гражданской версией J79 , который использовался на истребителях Lockheed F-104 Starfighter , McDonnell Douglas F-4 Phantom , [2] и Convair B-58 Hustler .
Первый образец Сертификата типа FAA модели 22, [3] Первоначальная серийная версия (прототип не был построен) совершила первый полет 27 января 1959 года. [2] После начала производства Федеральное управление гражданской авиации потребовало установки дополнительных приборов, которые компания Convair добавила, поместив выступ в верхней части фюзеляжа, вместо того, чтобы разрывать внутреннюю часть крыла. Окончательная сборка моделей 880 и 990 проходила на заводе Convair в Сан-Диего, Калифорния. [4]
Дизайн
[ редактировать ]
Авиалайнер так и не получил широкого распространения, а производственная линия закрылась всего через три года. Пятирядное расположение сидений в 880-м сделало его непривлекательным для авиакомпаний, в то время как Boeing смог превзойти его с Boeing 720 , который можно было продать по значительно более низкой цене, поскольку он представлял собой минимальную модификацию существующего 707-го. Электродвигатели имели более высокий удельный расход топлива, компании Boeing чем Pratt & Whitney JT3C .
General Dynamics потеряла около 185 миллионов долларов за время реализации проекта, хотя некоторые источники оценивают гораздо более высокие потери. [ нужна ссылка ] Самолеты участвовали в 17 авариях и пяти угонах.
Модифицированной версией базового 880 была версия «-M», которая включала по четыре передних предкрылка на крыло, закрылки Крюгера на передней кромке между фюзеляжем и внутренними двигателями, руль направления с усилителем, увеличенную тягу двигателя, увеличенный запас топлива. более прочное шасси, большая регулировка угла наклона сидений и более простое расположение верхнего отсека. [5]
Более серьезной модификацией 880 стал Convair 990 , производившийся параллельно с 880-M в период с 1961 по 1963 год. Swissair назвала свой самолет Коронадо в честь острова у побережья Сан-Диего, где приземлились первые 990. [5]
Операционная история
[ редактировать ]
Этот самолет поступил на вооружение авиакомпании Delta Air Lines в мае 1960 года, слегка модифицированный как 880-22M, с двигателями более новой версии 805-3B. На 880-х летали авиакомпании Cathay Pacific , Delta, Japan Airlines , Northeast Airlines , Swissair , TWA и VIASA .
Когда они покинули коммерческую эксплуатацию, многие 880-е были куплены компанией American Jet Industries для различных целей. Один экземпляр был переоборудован для использования в грузовых судах в 1974 году и летал до 1982 года с различными компаниями. Другой использовался для обучения летных экзаменаторов ФАУ, пока не был разрушен в результате небольшого взрыва в грузовом отсеке в 1995 году. Большинство оставшихся экземпляров были списаны к 2000 году.
ВМС США приобрели один 880-М в 1980 году, модифицировав его как летный танкер. Он был куплен ФАУ новым у Convair и использовался в течение 18 лет. [5] Неофициально получивший обозначение UC-880, он был приписан к Военно-морскому авиационному испытательному центру в ВМС Патаксент-Ривер , штат Мэриленд, и использовался для испытаний крылатых ракет «Томагавк» и процедур дозаправки самолетов. UC-880 был поврежден во время испытания на взрывную декомпрессию грузового отсека на авиабазе Патаксент-Ривер, штат Мэриленд, в 1995 году. [6] Было установлено, что самолетом все еще можно было управлять с помощью резервных систем, если бы декомпрессия произошла в полете. [5]
Операторы
[ редактировать ]
Гражданские операторы
[ редактировать ]- Эйр Мальта [7]
- Эйр Викинг (в аренде)
- Airtrust Сингапур (в аренде)
- Аляска Эйрлайнз
- Американская реактивная промышленность
- Багамские острова Мир [8]
- Катай Пасифик ♠
- Гражданский воздушный транспорт ♠ (CAT)
- Дельта Эйр Лайнс ♠
- Elvis Presley Enterprises (этот самолет выставлен в Грейсленде в Мемфисе )
- Федеральное управление гражданской авиации ♠ (ФАУ)\
- Компания Летучей Рыбы [9]
- Холидей Магия Финляндии [10]
- Компания Hughes Tool ♠
- Инэйр Панама (в аренде)
- Японские авиалинии ♠
- Внутренние авиалинии Японии
- Клуб путешественников Джетэуэй [11]
- Ионические авиалинии [12]
- ЛАНИКА
- Latin Carga (куплен у Delta Air Lines)
- Монарх Эйрлайнз (в аренде)
- Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства ( НАСА ) [13]
- Нортистские авиалинии
- Оникс Авиация [14]
- Пан Уэст [15]
- Профит Экспресс [16]
- Радуга Эйр [17]
- Роуэн Дриллинг Компани [18]
- Trans World Airlines ♠ (TWA)
- Торко Дриллинг Ко. [19]
- Туристический клуб Санфари [20]
- СанДжет Интернэшнл [21]
- Свиссэйр ♠
- ВИАСА ♠
- КРЫЛЬЯ [22]
(♠ = исходные операторы )
Военные операторы
[ редактировать ]
- ВМС США - один испытательный стенд Convair UC-880 / дозаправка в воздухе.
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 23 мая 1960 года рейс 1903 авиакомпании Delta Air Lines, самолет CV-880-22-1 (N8804E), разбился при взлете в муниципальном аэропорту Атланты (ныне международный аэропорт Атланты Хартсфилд-Джексон ), в результате чего погибли все четыре члена экипажа. . Этот полет должен был стать тренировочным вылетом для двух капитанов «Дельты», которые проходили типовую квалификацию на 880. При вращении самолет поднимал нос, переворачивался влево, а затем более круто назад вправо, после чего ударялся о землю. , развалился на части и сгорел. [23]
- 26 августа 1966 года самолет CV-880-22M-3 (JA8030) авиакомпании Japan Air Lines разбился при взлете из аэропорта Ханэда во время тренировочного полета, в результате чего погибли все пять членов экипажа. Когда нос поднялся, самолет по неизвестным причинам отклонился влево. Двигатель номер один ударился о взлетно-посадочную полосу, самолет покинул взлетно-посадочную полосу, а нос снова опустился. Оторвались все четыре двигателя, а также носовая и левая основные стойки, и самолет загорелся. Самолет был арендован у Japan Domestic Airlines. [24]
- 5 ноября 1967 года рейс 033 компании Cathay Pacific, самолет CV-880-22M-3 (VR-HFX), вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы при взлете из аэропорта Кай Так из-за потери управления после взрыва правого носового колеса, в результате чего погиб 1 из 127 находившихся на борту самолетов. . [25]
- 20 ноября 1967 года рейс 128 TWA разбился при подлете к международному аэропорту Цинциннати/Северный Кентукки . Семьдесят человек погибли, двенадцать выжили. [26]
- 24 июня 1969 года рейс 90 компании Japan Air Lines , самолет CV-880-22M-3 (JA8028, Kikyo ), разбился при взлете из аэропорта округа Грант , штат Вашингтон , в результате чего погибли трое из пяти членов экипажа. Полет должен был имитировать взлет с одним выключенным двигателем. Во время взлета мощность двигателя номер четыре была уменьшена, но самолет продолжал рыскать вправо, пока двигатель номер четыре не ударился о взлетно-посадочную полосу. Самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и загорелся. [27]
- взорвалась бомба , в результате чего погиб весь находившийся на борту 81 пассажир и члены экипажа. 15 июня 1972 года на борту рейса 700Z компании Cathay Pacific над Плейку, Южный Вьетнам, [28]
- 20 декабря 1972 года рейс 575 компании North Central Airlines, самолет McDonnell Douglas DC-9-31 , во время разбега столкнулся с рейсом 954 компании Delta Air Lines , самолетом Convair 880 (N8807E), когда Convair 880 выруливал через взлетно-посадочную полосу на высоте O. «Международный аэропорт Хэйр в Чикаго, Иллинойс. Всего два человека на Convair 880 получили ранения, но на борту DC-9 10 человек погибли и 15 получили ранения. [29]
- 20 августа 1977 года самолет Monarch Aviation CV-880-22-2 (N8817E) врезался в деревья и разбился вскоре после взлета из международного аэропорта Хуан Сантамария , Коста-Рика , из-за перегрузки, в результате чего погибли три члена экипажа. [30]
- 3 ноября 1980 года самолет Latin Carga CV-880-22-2 (YV-145C) разбился при взлете из международного аэропорта имени Симона Боливара в Каракасе , Венесуэла , во время тренировочного полета экипажа, в результате чего погибли четыре члена экипажа. [31]
- самолет Groth Air CV-880-22-2 (N880SR) 11 мая 1983 года в международном аэропорту Хуарес Мехико сгорел . [32]
- В октябре 1986 года самолет FAA CV-880-22M-3 (N5863) был намеренно уничтожен в ходе испытаний с использованием противозапотевающей присадки к керосину в топливе в Мохаве, Калифорния. [33]
Выживший самолет
[ редактировать ]
- 1. Кабина экипажа выставлена в Музее полетов Дельты в Атланте, Джорджия. [34]
- 3 — Передняя часть фюзеляжа выставлена в Зале авиационной славы и Музее Нью-Джерси в Тетерборо, штат Нью-Джерси . [35] [36] Он взят в аренду у Scroggins Aviation . [37]
- 23 — Передняя часть фюзеляжа на выставке в Музее авиации Тилламук в Тилламуке, штат Орегон . Он взят в аренду у Scroggins Aviation. [38] [39] [40]
- 35 – Полностью собранный самолет находится на хранении в компании Scroggins Aviation в Мохаве, Калифорния. [41]
- 38 – Лиза Мари – Выставка в Грейсленде в Мемфисе, Теннесси : [42] [43] Элвис Пресли, бывший ранее N8809E компании Delta, приобрел самолет в 1975 году и назвал его в честь своей дочери . [44] [45] В январе 2015 года он был выставлен на продажу, в конечном итоге выкуплен компанией Elvis Presley Enterprises и выставлен как часть коллекции Музея Пресли. [46]
- 58 – Переоборудован в домик в Восточном Лондоне, Южная Африка : [47] Этот планер был переоборудован в бизнес-джет в 1970-х годах (регистрационный N88CH). Он был куплен правительством Сискея в 1987 году и предназначался для использования президентом Ленноксом Себе , но оставался в аэропорту Бхишо в течение нескольких лет из-за нехватки средств для приведения его в летное состояние. В 1992 году его купил Билли Нел (ныне Восточный Кейп финансов провинции отдел ), который перевез его в свою частную резиденцию к северу от Восточного Лондона, Южная Африка . VIP-интерьер 1970-х годов с диванами, кроватями и баром остался нетронутым и используется для частных мероприятий. Один из двигателей был передан в дар Музею двигателей Штуттерхайма . [6] [48]
Технические характеристики
[ редактировать ]
Вариант | 22 | 22М |
---|---|---|
Экипаж | 3 | |
Емкость | 110 пассажиров / 24 000 фунтов (11 000 кг) | |
Длина | 129 футов 4 дюйма (39,42 м) | |
Высота | 36 футов 3,75 дюйма (11,07 м) | |
Крыло | Пролет 120 футов 0 дюймов (36,58 м), 2000 квадратных футов (190 м ) 2 ) площадь (7,2 АР ) | |
Профиль | корень: NACA 0011-64 (модифицированный); совет: NACA 0008-64 (модифицированный) | |
Пустой вес | 87 400 фунтов (39 600 кг) | 94000 фунтов (43000 кг) |
Запас топлива | 10 584 галлона США (40 060 л) | 12 538 галлонов США (47 460 л) [а] |
МВВ | 184 500 фунтов (83 700 кг) | 193 000 фунтов (88 000 кг) |
4 × турбореактивных двигателя | Дженерал Электрик CJ-805-3 | Дженерал Электрик CJ-805-3B |
Тяга агрегата | 11650 фунтов силы (51,8 кН) | |
Круиз | 470–534,5 узлов (870–990 км/ч) [б] | |
Потолок | 41000 футов (12000 м) | |
Диапазон | 2472 миль (4578 км) [с] | 2503 миль (4636 км) [д] |
Загрузка крыла | 92,25 фунтов/кв. футов (450,4 кг/м) 2 ) | 96,5 фунтов/кв. футов (471 кг/м 2 ) |
Снимать | 8750 футов (2670 м) | 7550 футов (2300 м) |
Посадка [и] | 6250 футов (1900 м) | 5350 футов (1630 м) |
- ^ с дополнительными баками центроплана
- ^ макс. крейсерский полет на высоте 22 500 футов (6 900 м) (на взлетной массе), экон. крейсерский M0.82 при высоте 35 000 футов (11 000 м) и массе 140 000 фунтов (64 000 кг)
- ^ 22 500 фунтов (10 200 кг) полезной нагрузки и 14 000 фунтов (6 400 кг) резервного топлива
- ^ Полезная нагрузка 24 000 фунтов (11 000 кг) и резервное топливо 16 000 фунтов (7 300 кг).
- ^ при 135 000 фунтов (61 000 кг)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «А вот Convair 880 – самый быстрый реактивный транспорт в мире?» . Популярная механика . Том. III, нет. 3. Журналы Hearst. Март 1959 г. с. 87 . Проверено 13 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вегг, Джон (1990). Самолеты General Dynamics и их предшественники (1-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 214–217 . ISBN 0-87021-233-8 .
- ^ ФАУ (июнь 2012 г.). «ЛИСТ СЕРТИФИКАТА ТИПА МОДЕЛИ 22 и 22М № 4A27» (PDF) . ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ .
- ^ Пурад, Ричард Ф. «Город мечты, 1940–1970» . Исторический центр Сан-Диего | Сан-Диего, Калифорния | Наш город, наша история . Проверено 9 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Проктор, Джон (1996). Convair 880 и 990 (Первое издание). Майами: Всемирная транспортная пресса. ISBN 0-9626730-4-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Локетт, Брайан. «Музей авиации и космонавтики Голета: Convair 880» . Музей авиации и космонавтики Голета . Проверено 9 мая 2019 г.
- ^ https://www.airliners.net , фото Air Malta Convair 880.
- ^ https://www.airliners.net , фото Багамского самолета World Convair 880.
- ^ https://www.airliners.net , фото Convair 880 компании Flying Fish Company.
- ^ «Праздничная магия Финляндии» . АТДБ-аэро . Проверено 10 октября 2021 г.
- ^ https://www.airliners.net , фото Jetaway Travel Club Convair 880.
- ^ https://www.airliners.net , фото Convair 880 Jonian Airlines.
- ^ https://www.airliners.net , фото NASA Convair 880.
- ^ https://www.airliners.net , фото Onyx Aviation Convair 880.
- ^ https://www.airliners.net , фото Pan West Convair 880.
- ^ https://www.airliners.net , фото Profit Express Convair 880.
- ^ https://www.airliners.net , фото Pan West Convair 880.
- ^ https://www.airliners.net , фото Rowan Drilling Convair 880.
- ^ https://www.airliners.net , фотография Torco Drilling Co. Convair 880.
- ^ https://www.airliners.net , фото Sunfari Travel Club Convair 880.
- ^ https://www.airliners.net , фото SunJet International Convair 880.
- ^ https://www.airliners.net , фото WINGS Convair 880.
- ^ Описание происшествия для N8804E в Сети авиационной безопасности . Проверено 16 декабря 2010 г.
- ^ Описание аварии JA8030 в Сети авиационной безопасности . Проверено 30 июня 2017 г.
- ^ Описание происшествия с VR-HFX в Сети авиационной безопасности . Проверено 30 июня 2017 г.
- ^ «Отчет об авиационном происшествии Trans World Airlines, Inc., Convair 880, N821TW, Констанс, Кентукки, 20 ноября 1967 г.» (PDF) . Libraryonline.erau.edu . Номер отчета Национального совета по безопасности на транспорте NTSB-AAR-69-05 . Проверено 19 мая 2010 г.
- ^ Описание аварии JA8028 в Сети авиационной безопасности . Проверено 30 июня 2017 г.
- ^ Описание уголовного преступления для VR-HFZ в Сети авиационной безопасности . Проверено 19 мая 2010 г.
- ^ Отчет о авиакатастрофе North Central Airlines, Inc., McDonnell Douglas DC-9-31, N954N и Delta Air Lines, Inc., Convair CV-880, N8807E, международный аэропорт О'Хара, Чикаго, Иллинойс, 20 декабря 1972 г.: NTSB-AAR-73-15 (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: NTSB. 5 июля 1973 года . Проверено 9 мая 2019 г.
- ^ Описание происшествия для N8817E в Сети авиационной безопасности . Проверено 30 июня 2017 г.
- ^ Описание аварии YV-145C в Сети авиационной безопасности . Проверено 30 июня 2017 г.
- ^ Описание потерь корпуса N880SR в Aviation Safety Network . Проверено 30 июня 2017 г.
- ^ Описание происшествия для N5863 в Сети авиационной безопасности . Проверено 30 июня 2017 г.
- ^ «Прототип Convair 880» . Музей полетов Дельты . Проверено 18 октября 2016 г.
- ^ «Корабль 3» . ConvairJet.com . ConvairJet.com. 21 сентября 2007 года . Проверено 20 сентября 2016 г.
- ^ «Данные о самолете N801AJ» . Аэропорт-Data.com . Аэропорт-Data.com . Проверено 20 сентября 2016 г.
- ^ Air Classics, май, Том. 54/Нет. 5, (2018) «Спасение последних лайнеров Convair - Ральф М. Петтерсен»
- ^ «Convair 880, серийный номер 23, N817TW» . ConvairJet.com . ConvairJet.com . Проверено 20 сентября 2016 г.
- ^ Белл, Дайан (28 сентября 2018 г.). «Колонка: Самолет «Призрак Конвейра» поднимается с пустынного кладбища и возвращается на всеобщее обозрение» . Сан-Диего Юнион-Трибьюн . Проверено 29 апреля 2019 г.
- ^ «CONVAIR 880 ПРИБЫТ В МУЗЕЙ АВИАЦИИ» . Прибрежный зефир . 31 августа 2018 года. Архивировано из оригинала 29 апреля 2019 года . Проверено 29 апреля 2019 г.
- ^ «Convair 880, серийный номер 35, N815AJ» . ConvairJet.com . ConvairJet.com . Проверено 20 сентября 2016 г.
- ^ «Другие музеи и выставки Грейсленда» . Грейсленд . Elvis Presley Enterprises, Inc. Архивировано из оригинала 05 октября 2016 г. Проверено 20 сентября 2016 г.
- ^ «Файл планера — Convair CV-880-22-2, регистрационный номер 22-00-38, регистрационный номер N880EP» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 20 сентября 2016 г.
- ^ Проктор, Джон (сентябрь 1996 г.). Конвайр 880 и 990 . ISBN 9780962673047 .
- ^ « Лиза Мария»: реактивный самолет Convair 880 Элвиса Пресли | Лиза Мария Пресли» . www.elvis.com.au . Проверено 9 мая 2019 г.
- ^ «BBC News – Частные самолеты Элвиса Пресли выставлены на продажу» . Би-би-си онлайн . Проверено 3 января 2015 г.
- ^ «Convair 880 N88CH в Shadow Park Lodge »16 ноября 2005 г.» . Авиационные фото . Авиационные фото. Архивировано из оригинала 29 января 2020 года . Проверено 20 сентября 2016 г.
- ^ Холландс, Барбара. «Вниз по реке с Билли Нелом, королем коллекционеров игрушек для мальчиков». Архивировано 28 февраля 2005 г. на сайте Wayback Machine выходныхpost.co.za , 29 января 2005 г. Проверено: 19 мая 2010 г.
- ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1965). Джейн «Все самолеты мира», 1965–66 . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd., стр. 232–233.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уилсон, Стюарт (1999). Авиалайнеры мира . Aerospace Publications Pty Ltd. Фишвик, Австралия: ISBN 1-875671-44-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Aerofiles - Данные и фотографии самолетов Convair.
- Музей авиации и космонавтики Голета — информация и фотографии различных самолетов Convair 880.
- ConvairJet.com — организация, занимающаяся сохранением нескольких самолетов Convair 880.
- Aviation-Safety.net — База данных об авариях Convair 880.
- Видео на YouTube о самолете Delta Airlines Convair 880
- Convair Jet Airliners 880M 990 — Маркетинговые материалы для Convair 880 Jetliner.