Локхид ЛК-130
LC-130 Геркулес | |
---|---|
![]() | |
139- я воздушная эскадрилья LC-130 после взлета | |
Роль | с лыжным оснащением Военно-транспортный самолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Локхид Локхид Мартин |
Первый полет | 1956 |
Статус | Активный |
Основные пользователи | ВВС США ВМС США (ранее) |
Разработано на основе | С-130 Геркулес |
Lockheed LC-130 — это лыжами оснащенный ВВС США вариант самолета C-130 Hercules , используемый в Арктике и Антарктике . Десять из них в настоящее время находятся на вооружении 109-го авиакрыла Национальной гвардии Нью-Йорка . [1]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]LC-130 начинался как прототип модели, разработанной путем модификации C-130A с лыжами в 1956 году. [2] После испытаний в 1957 году еще 12 моделей С-130А были модифицированы лыжами и гидравликой под обозначением С-130D . [2] [3] В 1959 году были выпущены первые четыре заводских лыжных самолета Hercules под обозначением ВМФ UV-1L. Эти C-130 являются моделями C-130B ВВС США. Позже в программе обозначение было изменено с УВ-1Л на С-130БЛ. Позднее это обозначение было снова изменено на LC-130F , когда в 1962 году Министерство обороны США стандартизировало номенклатуру самолетов для всех служб. Эти четыре самолета были куплены Министерством ВМФ для поддержки антарктической экспедиции ВМФ, которая продолжалась в то время. [3] Военно-морской флот также купил одну модель LC-130R в 1968 году. Национальный научный фонд купил второй комплект самолетов в качестве замены. Отдел полярных программ Фонда взял на себя управление Антарктической программой в начале 1970-х годов. Эти самолеты получили обозначение LC-130R и были поставлены двумя партиями: первая партия из трех в 1974 году и оставшиеся две в 1976 году.
Основная задача LC-130 — поддержка научного сообщества в Антарктиде путем перевозки грузов и персонала со станции Мак-Мердо на полевые станции и лагеря, включая Южнополярную станцию Амундсена-Скотта .
Самолет оснащен убирающимися лыжами, которые позволяют самолету приземляться на снег и лед, а также на обычные взлетно-посадочные полосы. На самолете предусмотрены средства для использования ракет с управляемым взлетом ( RATO ), по четыре с каждой стороны самолета, которые устанавливаются и используются при работе LC-130 на неровных, неподготовленных снежных поверхностях, липком снегу или при необходимости более коротких разбегов. нужный. Первоначально отработанные ракетные баллоны можно было сбрасывать, но из-за нескольких аварий, произошедших при отрыве баллона от самолета во время взлета, условия крепления были изменены, чтобы баллоны нельзя было выбросить в воздух.
Операционная история
[ редактировать ]Шестая эскадрилья ВМС по освоению Антарктики (сначала получившая обозначение VX-6 , затем VXE-6 с 1969 года) первоначально эксплуатировала самолеты LC-130. Первоначально VXE-6 базировался на военно-морской авиабазе Квонсет-Пойнт , Род-Айленд, а затем на военно-морской авиабазе Пойнт-Мугу , Калифорния. Эксплуатация самолета была передана в 1999 году 109-му воздушному крылу Национальной гвардии Нью-Йорка, когда поддержка ВМС антарктической программы была прекращена. VXE-6 был выведен из эксплуатации после 44 лет научных миссий и миссий по поддержке грузов в рамках операции «Глубокая заморозка». [4]
В Антарктиде произошло две катастрофы. Первая катастрофа произошла в 1971 году на ледяной взлетно-посадочной полосе в 860 милях (1380 км) от станции Мак-Мердо в результате неправильного выброса двух бутылок JATO и удара о пропеллер самолета. Регистрационный номер этого самолета 148321. [5] [6] .Вторая катастрофа произошла, когда второй аналогичный самолет (159131) был уничтожен при доставке запасных частей для первого самолета; в результате два человека погибли и девять получили ранения. [7] Отремонтированный самолет был выкопан из снега, подвергнут временному ремонту, а затем в 1987 году доставлен на станцию Мак-Мердо стоимостью 10 миллионов долларов, а оттуда в Крайстчерч, Новая Зеландия. [8] Он снова вступил в строй и провел еще несколько сезонов, выполняя антарктические работы. Самолет был отправлен на авиабазу Дэвис-Монтан где-то после 1998 года. [9]
В настоящее время все самолеты LC-130 эксплуатируются Национальной гвардией ВВС Нью-Йорка и базируются на базе Национальной гвардии ВВС в аэропорту округа Скенектади . Есть две версии. Семь самолетов - LC-130H-2 (три из них были Navy LC-130R из VXE-6, переоборудованных в LC-130H-2). Три — модель LC-130H-3.
Самолет на выставке
[ редактировать ]- D-модель LC-130 выставлена у главного входа на авиабазу национальной гвардии Страттон, расположенную в аэропорту округа Скенектади в Скенектади, штат Нью-Йорк. [10]
- В Музее авиации и космонавтики Пима выставлен самолет C-130D с лыжным вооружением 109-й тактической воздушной группы, один из двенадцати, построенных до замены парка на модель H. [11]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- С-130 Геркулес
- C-130J Супер Геркулес
- Список аварий C-130 Hercules
- AC-130 Спектр/Жуткий
- Локхид DC-130
- Локхид EC-130
- Локхид HC-130
- Локхид МС-130
- Локхид WC-130
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джексон, Керри (22 октября 2010 г.). «Нью-Йорк LC-130 покидает Хикам для операции Deep Freeze» . Национальная гвардия . Связи с общественностью 13-й воздушной армии . Проверено 21 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Бейли, Нолан В. старший (1996). «Разработка С-130Д» . firebirds.org . Проверено 21 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Бейли, Нолан В. старший (2003). «Производственный лист C-130D Ski Herc» . Жар-птицы . Проверено 21 декабря 2018 г.
- ^ «Военно-морской самолет C-130 Hercules из VXE-6 совершает последний вылет эскадрильи из Антарктиды» . www.defense.gov . Проверено 2 сентября 2023 г.
- ^ «История 321» . Southpolestation.com . Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авария самолета ASN Lockheed LC-130F Hercules 148321 D-59 Station» . Aviation-safety.net . Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ «Трагическая катастрофа самолета на 321-й спасательной площадке» . Southpolestation.com . Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ Старк, Кришна (июль 1988 г.). Антарктическая снежная птица летит после 17-летних морозов . Нью-Йорк: Летающий журнал. п. 20.
- ^ «История 321» . Southpolestation.com . Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ Шмидт, Катарина (31 августа 2017 г.). «Летчики объединяются, чтобы улучшить статический дисплей LC-130» . 109-е авиационное крыло . Проверено 18 мая 2021 г.
- ^ «Локхид С-130D» . Пима Эйр энд Спейс . Проверено 18 мая 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]