Блэкберн Беверли
Беверли | |
---|---|
![]() | |
Блэкберн Беверли XB287 [ а ] сфотографировано в 1964 году | |
Роль | Военно-транспортный самолет |
Производитель | Блэкберн Эйркрафт |
Дизайнерская группа | Общие самолеты |
Первый полет | 20 июня 1950 г. |
Введение | 1955 |
Ушедший на пенсию | 1967 |
Основной пользователь | Королевские ВВС |
Произведено | 1950–1958 |
Количество построенных | 49 |
Blackburn B-101 Beverley — тяжелый транспортный самолет производства британской авиастроительной компании Blackburn Aircraft . Примечательно, что это был единственный транспортный самолет наземного базирования, построенный компанией Blackburn, которая в остальном специализировалась на производстве военно-морских истребителей.
Первоначально Beverley был разработан компанией General Aircraft как универсальное грузовое судно GAL.60 , что отражало его предполагаемое использование как военными, так и гражданскими эксплуатантами. Процесс проектирования начался во время Второй мировой войны и основывался на планере General Aircraft Hamilcar . Крупное проектное исследование было проведено в 1945 году, до того, как Спецификацию C.3/46 опубликовало Министерство авиации . Предложение компании было принято, и Минавиа разместила заказ на один прототип. В конце 1940-х годов компания General Aircraft была поглощена компанией Blackburn, которая продолжила проект. 20 июня 1950 года первый прототип совершил свой первый полет с завода компании в Бро ; на момент полета это был второй по величине сухопутный самолет Великобритании.
Министерство снабжения потребовало внесения изменений в спецификации во время программы летных испытаний, что потребовало создания второго прототипа с измененной конструкцией. 1 октября 1952 года от имени Королевских ВВС (RAF) был размещен первоначальный заказ на 20 самолетов. 12 марта 1956 года первый серийный Beverley C.1 был доставлен в 47-ю эскадрилью , дислоцированную на авиабазе Королевских ВВС в Абингдоне . В период с 1956 по 1967 год на «Беверли» летали шесть эскадрилий Королевских ВВС Транспортного командования . Вместе с ВВС Великобритании Beverley будет развернут в различных уголках земного шара, включая Кению , Бахрейн и Вьетнам . Несмотря на амбиции по привлечению коммерческих клиентов для этого типа, Блэкберн не смог получить заказы, помимо тех, которые были размещены Королевскими ВВС. Последний боевой Beverley был выведен из состава ВВС Великобритании в августе 1967 года.
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Истоки Beverley можно проследить до британской авиационной компании General Aircraft ; их главный конструктор Ф. Ф. Крокомб работал над этой концепцией еще в 1939 году. [ 1 ] Предполагалось, что в свете напряженных требований Второй мировой войны большие самолеты, предназначенные специально для перевозки громоздких грузов, сразу же привлекут внимание военных планировщиков. Более того, предполагалось, что у такого самолета будет будущее и на гражданском рынке. [ 1 ] Он должен был быть способен действовать как стратегический транспорт , перемещая материалы и личный состав между театрами военных действий, а также как тактический транспорт , направляясь прямо к линии фронта. Лучшее понимание требований к тактической транспортировке было достигнуто благодаря опыту военного времени, особенно при производстве самолетов общего назначения Hamilcar ; этот опыт лег в основу исследования конструкции, которое было завершено в 1945 году. [ 1 ]
Ранняя конфигурация транспортника представляла собой двухкилевой, четырехмоторный самолет с фиксированным шасси , гондолой и съемным отсеком. [ 1 ] Этот отсек, сильно напоминавший фюзеляж «Гамилькара», предназначался для сбрасывания во время полета самолета на очень малой высоте (десять футов над уровнем земли) для приземления на собственное гусеничное шасси. В 1945 году было предложено оснастить самолет четырьмя двигателями Rolls-Royce Merlin , способными нести полезную нагрузку 20 000 фунтов и иметь полную массу 75 000 фунтов. [ 1 ] Были изучены несколько других конфигураций, включая как двухмоторные, так и четырехмоторные схемы. [ 1 ] альтернативная компоновка силовой установки из четырех Bristol Hercules радиальных двигателей Также рассматривалась . Присутствовали и стационарные грузовые отсеки. Была произведена увеличенная конструкция, оснащенная четырьмя двигателями Bristol Centaurus , несущей полезную нагрузку 38 000 фунтов и полной массой 126 000 фунтов; это был самый близкий предмет исследования дизайна к тому, что впоследствии стало Beverley. [ 1 ]
В конце 1940-х годов министерство авиации выпустило спецификацию C.3/46 , в которой требовался тактический транспортный самолет средней дальности, который, среди других критериев, имел бы грузоподъемность 25 000 фунтов, практический потолок 18 000 футов и был бы пригоден для для таких задач, как десантирование парашютистов , эвакуация раненых , буксировка планеров и десантирование тяжелых грузов. [ 2 ] Проект был поддержан соглашением Bristol Airplane Company о разработке версии двигателя Centaurus с двухскоростным нагнетателем , способным развивать мощность до 1950 фунтов. General Aircraft получили заказ на прототип от Министерства авиации, компания стала называть проект GAL.60 Universal Freighter, чтобы отразить его предполагаемое использование как военными, так и гражданскими эксплуатантами. [ 2 ]
В полет
[ редактировать ]Строительство первого прототипа велось на заводе General Aircraft в Фелтэме, Миддлсекс . После слияния компании с Blackburn Aircraft было решено, что строительство продолжится в Фелтэме, но из-за непригодности соседнего аэродрома Ханворт оно будет разобрано и перевезено по дороге на предприятие Блэкберна в Бро , Йоркшир , где оно и будет храниться. снова собран. [ 3 ] 20 июня 1950 года первый прототип совершил свой первый полет , пилотируемый главным летчиком-испытателем Гарольдом Тимом Вудом; Сообщается, что полет прошел без проблем. На момент полета это был второй по величине сухопутный самолет Великобритании (самым крупным из них был прототип «Бристоль Брабазон »). [ 4 ]
В течение четырех недель после первого полета первый прототип совершил 21 полет и завершил все предварительные испытания на эксплуатацию, характеристики и нагрузку. [ 4 ] В сентябре 1950 года он был впервые представлен публике на авиашоу в Фарнборо , где было объявлено о заказе второго прототипа. После этого его доставили в Королевские ВВС Боскомб Даун для оценки Экспериментальным институтом самолетов и вооружения ; испытания по обращению были успешно завершены за относительно короткий период в три недели. [ 4 ] Прототип участвовал в конкурентных испытаниях против американского Fairchild C-82 Packet . Он также продемонстрировал свою способность перевозить тяжелые грузы, в том числе 30-местный автобус и десятитонный экскаватор . [ 4 ]
За первым прототипом сразу же последовал второй, получивший обозначение GAL.65 , что означало изменения, внесенные в первоначальную конструкцию. Эти изменения были во многом необходимы из-за пересмотра спецификаций Министерством снабжения , которое стремилось увеличить полную массу до 127 000 фунтов и способность перевозить полезную нагрузку до 50 000 фунтов на короткие расстояния. [ 4 ] Среди конструктивных изменений была замена комбинации двери и рампы, присутствующей в задней части самолета, на раскладные двери , а стрела хвостового оперения получила места для 36 пассажиров. Радиальные двигатели Bristol Hercules первого прототипа были заменены более новыми двигателями Bristol Centaurus, оснащенными воздушными винтами реверсивного шага ; такое расположение привело к тому, что самолет имел относительно небольшую посадочную дистанцию, а также возможность двигаться задним ходом своим ходом. Взлетно-посадочные дистанции с максимальной нагрузкой составляли 790 и 310 ярдов (720 и 280 м). [ 5 ]
14 июня 1953 года второй прототип совершил свой первый полет. [ 6 ] Он участвовал в различных испытаниях, в том числе в демонстрационном десантировании над армейской зоной высадки в Эймсбери . После завершения испытаний его вернули в Бро для переоборудования в серийный самолет. [ 6 ]
В производство
[ редактировать ]1 октября 1952 года от имени Королевских ВВС (RAF) был размещен первоначальный заказ на 20 самолетов, которые обозначили его как Beverley C.1 (Beverley, Cargo Mark 1). [ 7 ] Название «Беверли» было официально присвоено самолету в декабре 1952 года. Для ускорения производства компания «Блэкберн» заказала несколько узлов самолета, включая отсеки для аксессуаров, системы ходовой части и раскладные двери, изготовленные на заводе в Дамбартоне . [ 8 ] Впоследствии компания Blackburn получила дополнительные заказы, в том числе на девять самолетов 30 июля 1954 года, еще восемь 2 января 1956 года и еще десять самолетов были заказаны 24 сентября 1956 года, всего было заказано 47 самолетов. Все серийные Beverley будут производиться на заводе в Блэкберне в Бро .
Несколько серийных самолетов участвовали в программах оценок и испытаний. [ 9 ] Среди них были тропические испытания, проведенные в Северной Африке летом 1955 года, и зимние испытания, проведенные в Канаде в конце 1955 - начале 1956 года. [ 10 ] В декабре 1956 года первый серийный самолет Beverley выполнил взлет с помощью ракеты (RATOG) во время испытаний на короткий взлет. 23 апреля 1953 года «Беверли» получил сертификат летной годности . [ 11 ]
Всего было произведено 49 самолетов, последний из которых был построен в 1958 году. Блэкберн изучал различные предложения по усовершенствованным или реконфигурированным вариантам самолета, но никаких других клиентов для Beverly так и не было. Одним из конкретных клиентов, которых Блэкберн преследовал в гражданском секторе, была компания Silver City Airways . Предполагалось, что самолет будет эксплуатироваться как автомобильный паром через Ла- Манш , способный перевозить до шести автомобилей и пяти мотоциклов вместе с 42 пассажирами. [ 7 ] Другие инициативы были ориентированы на операторов гражданских грузовых судов, при этом особые усилия были предприняты на Ближнем Востоке , включая демонстрации, связанные с доставкой по воздуху материалов для нефтедобывающей промышленности. [ 12 ]
Дизайн
[ редактировать ]Blackburn Beverley был большим транспортным самолетом, предназначенным для перевозки больших и громоздких грузов и приземления на неровных или несовершенных взлетно-посадочных полосах или грунтовых полосах. По базовой конфигурации это представлял собой свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом и неубирающимся шасси . Двигатели и сопутствующее оборудование устанавливались в легкозаменяемых отсеках на нижней поверхности крыла. [ 13 ] Двухлонжеронное крыло состояло из двух отдельных секций , крепившихся к фюзеляжу болтами. Простота и ремонтопригодность были ключевыми моментами его конструкции, поэтому в Beverley намеренно отсутствовали ни пневматика , ни герметизация кабины . [ 2 ] Фюзеляж был разделен на четыре основных отсека. Внешняя поверхность самолета в основном состояла из клепаной обшивки Alclad . [ 2 ] низкого давления Dunlop На одноколесную ходовую часть были установлены относительно большие шины , которые, как сообщается, обеспечивали такую же нагрузку на колеса, как и у гораздо меньшего Douglas DC-3 . [ 14 ]
Фюзеляж напрямую прикреплен к хвостовой балке и большому прямоугольному двухкилевому стабилизатору. Свободнонесущее хвостовое оперение было цельнометаллическим и имело двугранную форму, защищающую его от встречного потока внутреннего двигателя . [ 15 ] Хвостовая балка обеспечивала доступ к задней части фюзеляжа через съемные раскладывающиеся двери. Устройство под названием « Слоновья нога» можно было установить под центром фюзеляжа прямо перед раскладывающимися дверями при загрузке тяжелых предметов, чтобы предотвратить опрокидывание самолета назад. [ 16 ] Кабина экипажа располагалась относительно высоко, и доступ к ней осуществлялся по лестнице в носовой части трюма. [ 15 ] В нем размещались два пилота, сидевшие бок о бок, имевшие хороший обзор вниз благодаря форме носовой части; за ними сидели штурман и радист, спиной к спине на скамейке. Все органы управления полетом были усилены гидравлически , чтобы снизить утомляемость пилота, хотя реверс был возможен и вручную. [ 15 ]
Прямоугольное основное пространство фюзеляжа площадью 36 футов (11 м) было дополнено пассажирскими помещениями в хвостовой балке. Основной грузовой трюм имел объем около 6000 футов. 3 (170 м 3 ), на котором могли разместиться 94 военнослужащих, еще 36 — в хвостовой балке. [ 14 ] Пол, изготовленный из легкого сплава, был гофрированным и рассчитан на распределенную нагрузку в 325 фунтов на квадратный фут. Можно было перевозить различную полезную нагрузку, в том числе многочисленные транспортные средства. В одной конфигурации можно было перевозить максимум девять дорожных транспортных средств типа Jeep один полностью заправленный топливом бульдозер . , а также мог перевозиться [ 14 ] Десантники в верхнем пассажирском отсеке прыгнули через люк в основании стрелы прямо перед передней кромкой хвостового оперения; десантники также смогли выйти из грузового отсека через боковые двери. «Беверли» был оборудован туалетами, которые располагались в хвостовой части за люком для десантников, расположенным в полу хвостовой балки. После фатального инцидента, когда военнослужащий упал на землю на двадцать футов при выходе из туалета, не зная, что люк для десантника был открыт, были внесены изменения, предотвращающие открытие дверей туалета, пока люк для десантника был открыт. [ 16 ]
Операционная история
[ редактировать ]
29 января 1955 года первый серийный самолет Beverley из первоначального заказа на 20 самолетов совершил свой первый полет. Этот же самолет был доставлен в 47-ю эскадрилью , дислоцированную в Королевских ВВС в Абингдоне , 12 марта 1956 года. Этот тип был быстро использован для организации регулярных грузовых перевозок в Королевские ВВС Вильденрат в Германии. [ 17 ] На момент ввода в эксплуатацию это был самый большой самолет, эксплуатируемый ВВС Великобритании. описал его Он стал широко известен как «неуклюжий, но очень эффективный», а главный маршал авиации сэр Роберт Фрир как «что-то из Ковчега, но это был превосходный способ доставки припасов». [ 18 ]
В начале 1957 года 53-я эскадрилья, которая также базировалась на базе ВВС Великобритании в Абингдоне, получила свои первые «Беверли»; он был включен в состав 47-й эскадрильи в июне 1963 года. Его введение позволило вывести из эксплуатации Хэндли Пейдж Гастингс . [ 19 ] В феврале 1966 года 30-я эскадрилья приступила к выполнению своего самого дальнего задания по использованию этого типа — доставке гуманитарной помощи и других грузов в Дананг , Вьетнам . [ 20 ] Эскадрилья продолжала эксплуатировать «Беверли» до октября 1967 года, после чего эскадрилья была расформирована.
В апреле 1957 года 30-я эскадрилья получила свои «Беверли», первоначально базировавшаяся на авиабазе Королевских ВВС Дишфорт . В июне 1958 года он участвовал в воздушных перебросках в Ирак в ответ на государственный переворот . [ 21 ] Эскадрилья и ее «Беверли» впоследствии будут развернуты в ВВС Великобритании Истли , Кения , и ВВС Мухаррак , Бахрейн . В предыдущем развертывании он помогал в борьбе с восстанием Мау-Мау и поддерживал операцию Vantage . [ 21 ] 30-я эскадрилья была расформирована в сентябре 1967 года. Первоначально самолеты были в целом серебристыми, но позже самолеты, эксплуатируемые в эскадрильях, базирующихся на Ближнем Востоке, получили общий песочный камуфляж.
Дольше всего эксплуатировались самолеты Beverley из 47-й эскадрильи Великобритании, действовавшей с 1956 по 1967 год. В октябре 1960 года 34-я эскадрилья получила свои самолеты; Базируясь на авиабазе RAF Seletar , он будет летать на Beverley до конца 1967 года. [ 22 ] За это время 34-я эскадрилья проводила работы по ликвидации последствий наводнения в Южном Вьетнаме . До этого, с июня по июль 1959 года, первые четыре самолета «Беверли», отправившиеся на Дальний Восток, сформировали отряд «Беверли», 48-ю эскадрилью, базирующуюся на авиабазе Королевских ВВС Чанги .
В 1958 году 84-я эскадрилья стала шестой эскадрильей, летавшей на «Беверли». Базируясь в ВВС Великобритании в Хормаксаре , Аден , этот тип был активен во время чрезвычайной ситуации в Адене , обеспечивая воздушные перевозки и доставку грузов британским и саудовским силам, дислоцированным в регионе. [ 21 ] Как 84-я эскадрилья, так и «Беверли» оказали решающую логистическую поддержку во время восстания в Брунее 1962 года. Сообщается, что к июлю 1963 года «Беверли» эскадрильи пролетели почти два миллиона миль, перевезя более 20 000 тонн грузов и 60 000 пассажиров. [ 21 ] В августе 1967 года 84-я эскадрилья обменяла оставшиеся «Беверли» на более новые, но меньшие по размеру «Хокеры Сиддели Андовер» . [ 23 ]
Варианты
[ редактировать ]- GAL 60 Универсальный грузовой корабль Mk.1
- General Aircraft Ltd Обозначение первого прототипа самолета.
- GAL 65 Универсальный грузовой корабль Mk.2
- Обозначение второго прототипа самолета. Название компании Блэкберн B-100 .
- Беверли С Мк 1
- Тактический транспортный самолет средней дальности для ВВС Великобритании. Название компании Blackburn B-101 , построено 47 штук.
- Блэкберн Б-107
- Планируемая разработка второго этапа самолета B-101 Beverley, спроектированного в 1956 году, который сохранил крылья и хвостовое оперение Beverley; и добавили совершенно новый закругленный фюзеляж с большим свободным грузовым отсеком. Предполагаемая силовая установка должна была представлять собой четыре турбовинтовых двигателя Rolls-Royce Tyne . Конструкция позволяла перевозить 75 десантников или 108 военнослужащих. Дизайн-проект так и не вышел за рамки стадии планирования. [ 24 ]
- Блэкберн Б-107А
- Проектируемая стадия 3 разработки B-101 Beverley, спроектированного в 1959 году. B-107A был похож на B-107, но имел основные погрузочные двери в носовой части и задние двери только для десантирования с парашютом, а также переставленную кабину экипажа. . Как и B-107, этот проект так и не вышел за рамки планирования. [ 24 ]
Операторы
[ редактировать ]Единица | От | К |
---|---|---|
№ 30-я эскадрилья | апрель 1957 г. | сентябрь 1967 г. |
№ 34-я эскадрилья | Октябрь 1960 г. | декабрь 1967 г. |
№ 47-я эскадрилья | Март 1956 г. | Октябрь 1967 г. |
№ 48-я эскадрилья | Июнь 1959 г. | Октябрь 1960 г. |
№ 53-я эскадрилья | Январь 1957 г. | Июнь 1963 г. |
№ 84-я эскадрилья | Май 1958 г. | август 1967 г. |
№ 242 Блок оперативного переоборудования | 1957 | Март 1967 г. |
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Девять самолетов были потеряны на вооружении Королевских ВВС, в том числе один в авиакатастрофе в Саттон-Уике . Два списаны после повреждения взрывными устройствами (одна мина, одна бомба).
Выживший самолет
[ редактировать ]
Сохранился только один Beverley: первый серийный самолет XB259 выставлялся в Форт-Полле , к востоку от Халла , в Англии, но был продан на аукционе в сентябре 2020 года, а затем частично разобран для предполагаемого переезда в расположенный неподалеку бывший британский ВВС Рикколл. . [ 26 ] В конце января 2024 года Музей авиации Солуэя приобрел самолет и обратился с призывом о пожертвованиях в размере 60 000 фунтов стерлингов для покрытия расходов на дальнейшие работы по демонтажу, а затем транспортировку самолета в Карлайл для реставрации и постоянной экспозиции там. [ 27 ]
Три других самолета просуществовали (два выставлены на всеобщее обозрение) до 1977 года, но впоследствии все были списаны:
- XH124 выставлялся в Музее Королевских ВВС в Лондоне , Хендон. Находившийся снаружи самолет пришел в негодность и был списан в 1989 году.
- XL149 был списан в ВВС Великобритании в Финнингли весной 1977 года, но кабина сохранилась в Музее авиации Южного Йоркшира в Донкастере.
- XB261 выставлялся в Историческом музее авиации Саутенда в 1971 году. Когда музей закрылся, он годами простоял снаружи, обветшалый и подвергшийся вандализму. Он был списан в 1989 году; однако часть его кабины сохранилась в Ньюаркском музее авиации в Ноттингемшире.
Технические характеристики (Б-101)
[ редактировать ]

Данные Blackburn Aircraft с 1909 года. [ 28 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4 человека (два пилота, радист и штурман) [ 29 ]
- Емкость: [ 29 ]
- 94 военнослужащих или
- 70 десантников
- Длина: 99 футов 5 дюймов (30,30 м)
- Размах крыльев: 162 фута 0 дюймов (49,38 м)
- Высота: 38 футов 9 дюймов (11,81 м)
- Площадь крыла: 2916 кв. футов (270,9 м ). 2 )
- Соотношение сторон : 9:1 [ 29 ]
- Профиль крыла : RAF 34 (модифицированный). [ 29 ]
- Пустой вес: 79 230 фунтов (35 938 кг)
- Максимальный взлетный вес: 135 000 фунтов (61 235 кг)
- Запас топлива: 6880 имп галлонов (8260 галлонов США; 31300 л) [ 29 ]
- Силовая установка: 4 × Bristol Centaurus 173, 18-цилиндровые, с воздушным охлаждением, Рукавно-клапанные , радиальные двигатели , мощностью 2850 л.с. (2130 кВт) каждый.
- Гребные винты: 4-лопастные гребные винты De Havilland с реверсивным шагом, диаметром 16 футов 6 дюймов (5,03 м). [ 29 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 238 миль в час (383 км/ч, 207 узлов)
- Крейсерская скорость: 173 миль в час (278 км/ч, 150 узлов) (рекомендуемый крейсерский режим)
- Дальность: 1300 миль (2100 км, 1100 миль) на высоте 8000 футов (2400 м) с полезной нагрузкой 29 000 фунтов (13 000 кг); 160 миль (140 миль; 260 км) с полезной нагрузкой 50 000 фунтов (23 000 кг)
- Перегоночная дальность: 3960 миль (6370 км, 3440 морских миль) при 8000 фунтов (3600 кг) (с полезной нагрузкой 1000 фунтов (450 кг))
- Практический потолок: 16 000 футов (4 900 м)
- Скорость набора высоты: 760 футов/мин (3,9 м/с)
- Взлетная дистанция до 50 футов (15 м): 1340 футов (408 м)
- Посадочная дистанция с высоты 50 футов (15 м): 910 футов (277 м)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Армстронг Уитворт AW.660 Аргози
- Авиационные Трейдеры ATL-98 Carvair
- Breguet Deux-Ponts/Сахара
- Боинг C-97 Стратофрахтер
- Дуглас C-124 Глоубмастер II
- Дуглас C-133 Каргомастер
- Проект Hispano-Aviacion HA-400, 1958 года, основанный на W Messerchmitt 1953 P1203, с четырьмя турбовинтовыми двигателями RR Dart мощностью 1950 л.с., так и не вышел из чертежной доски.
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ в маркировке 47-й эскадрильи.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Джексон 1968 , с. 463
- ^ Перейти обратно: а б с д Джексон 1968 , с. 464
- ^ Джексон 1968 , с. 464-467
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джексон 1968 , с. 467
- ^ «Беверли строится» . Полет. Февраль 1955 г. с. 148.
- ^ Перейти обратно: а б Джексон 1968 , с. 469
- ^ Перейти обратно: а б Джексон 1968 , с. 468
- ^ Джексон 1968 , с. 468-469
- ^ Джексон 1968 , с. 469-470
- ^ Джексон 1968 , с. 470
- ^ Джексон 1968 , с. 471-472
- ^ Джексон 1968 , с. 472
- ^ Джексон 1968 , с. 464-465
- ^ Перейти обратно: а б с Джексон 1968 , с. 466
- ^ Перейти обратно: а б с Джексон 1968 , с. 465
- ^ Перейти обратно: а б «Ассоциация Блэкберна Беверли - Тур по Беверли XB259: Внешний вид». Ассоциация Блэкберна Беверли. Нп и Интернет. 11 июля 2010 г. < http://www.beverley-association.org.uk/html/259/exterior.htm >.
- ^ Джексон 1968 , с. 473
- ^ «Главный маршал авиации сэр Роберт Фрир» . Дейли Телеграф. 1 февраля 2012 года . Проверено 2 февраля 2012 г.
- ^ Джексон 1968 , с. 471
- ^ Джексон 1968 , с. 474
- ^ Перейти обратно: а б с д Джексон 1968 , с. 475
- ^ Джексон 1968 , с. 476
- ^ Джеффорд 2001 , с. 53.
- ^ Перейти обратно: а б Блэкберн Беверли. Аэрофлайт. 24 мая 2010 г. URL: http://www.aeroflight.co.uk/aircraft/types/blackburn-beverley.htm . Доступ: 24 мая 2010 г. (Архивировано WebCite)
- ^ Джеффорд 2001 , стр. 38, 40, 44, 45 и 172.
- ^ «Последний выживший Блэкберн Беверли разобран в Форт-Полле перед переездом в новый дом в Восточном Йоркшире» . www.yorkshirepost.co.uk . Проверено 28 августа 2021 г.
- ^ «Блэкберн Беверли: последний в мире выживший Биг Бев эвакуирован из Форт-Полла» . Йоркшир Пост. 11 июля 2024 г. Проверено 11 июля 2024 г.
- ^ Джексон 1968 , с. 477
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бриджмен 1958 , стр. 61–62.
Библиография
[ редактировать ]- « Билдинг Беверли ». Рейс , 4 февраля 1955 г., стр. 145–148.
- Бриджмен, Леонард (1958). Самолеты всего мира Джейн, 1958–59 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон и компания.
- Гладстон, Джефф. Блэкберн Беверли . Ньюкасл-апон-Тайн, Великобритания: Scoval Publishing, 2010. ISBN 978-1-902236-12-4
- Хобсон, Крис. Blackburn Beverley C.Mk 1 (Мини-монография Warpaint) . Алан В. Холл (Публикации), 1988. ОСЛК 13665622
- Джексон, Эй Джей (1968). Blackburn Aircraft с 1909 года . Лондон: Патнэм. ISBN 0-370-00053-6 .
- Джексон, А. Дж. Блэкберн Самолеты с 1909 года . Лондон: Книги по аэронавтике Патнэма, 1989. ISBN 0-85177-830-5
- Джеффорд, командир звена CG (2001) [1988]. Эскадрильи Королевских ВВС, полный отчет о движении и оборудовании всех эскадрилий Королевских ВВС и их предшественников с 1912 года (2-е изд.). Шрусбери, Шропшир, Великобритания: Airlife. ISBN 1-85310-053-6 .
- Овертон, Билл. Блэкберн Беверли . Хинкли, Лестер, Великобритания: округа Мидленд, 1990. ISBN 0-904597-62-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Ассоциация Блэкберна Беверли
- "Universal Transport" - статья 1948 года летная об универсальном грузовом судне GAL (позже переименованном в Beverly).
- "Universal Freighter", 1950 года. о полете статья