№ 30-я эскадрилья RAF
№ 30-я эскадрилья RAF | |
---|---|
![]() | |
Активный | 24 марта 1915 — 1 апреля 1918 ( RFC ) 1 апреля 1918 - 1 апреля 1946 ( RAF ) 1 ноября 1947 г. - 6 сентября 1967 г. 10 июня 1968 г. - 8 декабря 2016 г. [1] 28 сентября 2021 г. – настоящее время |
Страна | ![]() |
Ветвь | ![]() |
Тип | Летающая эскадрилья |
Роль | Тактический воздушный транспорт |
Часть | № 2 Группа |
Домашняя станция | Королевские ВВС Брайз Нортон |
Девиз (ы) | Живот на земле ( по-французски «Все изо всех сил») [2] |
Знаки отличия | |
Геральдика эскадрильи | Финиковая пальма , символизирующая долгую службу эскадрильи на Ближнем Востоке . Утвержден королем Георгом VI в мае 1938 года. |
Номер 30-й эскадрильи Королевских ВВС эксплуатирует транспортные самолеты Airbus A400M Atlas и базируется на авиабазе RAF Брайз-Нортон , Оксфордшир .
Эскадрилья была впервые сформирована как подразделение Королевского летного корпуса в 1915 году и до конца Первой мировой войны служила в Египте и Месопотамии , выполняя как разведку, бомбардировку, так и боевые действия в воздухе. После окончания войны эскадрилья продолжала служить в Ираке, атакуя повстанцев, выступающих против британского правления в Ираке , а затем и повстанцев, выступающих против иракского правительства.
История
[ редактировать ]Первая мировая война
[ редактировать ]В ноябре 1914 года британский Королевский летный корпус направил группу самолетов из Великобритании в Египет для защиты Суэцкого канала , поскольку вероятность войны с Турецкой империей становилась все более вероятной. Первоначальное оборудование состояло из бипланов Farman Longhorn и Shorthorn , которые вскоре были дополнены самолетами Royal Aircraft Factory BE2 и Farman HF.20, присланными из Индии. [3] [4] Полет, базировавшийся на аэродроме Исмаилия , 24 марта 1915 года был переименован в 30-ю эскадрилью. [5] [6]
24 августа 1915 года Месопотамский полуотряд , подразделение австралийского летного корпуса, дислоцированное в Месопотамии (ныне Ирак ), было официально присоединено к 30-й эскадрилье. В течение нескольких месяцев Полуполет под командованием капитана Генри Петре и оснащенный смесью самолетов Farman Shorthorn, Farman Longhorns и Caudron G.3 выполнял летные операции в поддержку индийской армии против турецких сухопутных войск во время месопотамской кампании . [7] [8] [9]
26 августа 1915 года второй отряд, оснащенный скаутами Мартинсайдов , прибыл в Басру, чтобы присоединиться к силам 30-й эскадрильи, действовавшей в Месопотамии. Martinsydes страдали от плохой надежности двигателя в жарких и пыльных условиях. [10] [11] Несмотря на это, передовой отряд эскадрильи поддерживал продвижение армии вдоль реки Тигр , а разведка самолетов эскадрильи помогла британским и индийским войскам выиграть битву при Эс-Синне и захватить Кут-эль-Имару в сентябре 1915 года. [12] [13] В октябре 1915 года остальная часть эскадрильи двинулась в Месопотамию, где ее сменила в Египте 14-я эскадрилья . [14] 7 ноября эскадрилья была реорганизована: штаб и отряд B располагались в Басре , а отряд A был развернут вперед в Азизае. [15]
Эскадрилья продолжала поддерживать британские войска в их продвижении к Багдаду , пока наступление не было остановлено битвой при Ктесифоне 22–25 ноября 1915 года. [16] Воздушная разведка накануне боя, проведенная майором Х. Л. Рейли из эскадрильи, обнаружила, что турецкие позиции перед Ктесифоном были сильно усилены, но его самолет был сбит наземным огнем, а Рейли взят в плен. В «Официальной истории воздушной войны и кампании в Месопотамии» высказывалось предположение, что если бы Рейли успешно вернулся со своими разведданными на британские позиции, генерал-майор Тауншенд , командующий британскими войсками, прервал бы атаку. [17] [18] После Ктесифона британская колонна отступила к Кут-эль-Имаре, преследуемая турецкой армией, и Кут был осажден с 7 декабря 1915 года. Те самолеты, которые смогли эвакуироваться, покинули Кут ранее в тот же день, но большая часть личного состава передового отряда развернула А и Полеты «Б» эскадрильи вместе с тремя вышедшими из строя самолетами оказались в ловушке в осажденном городе. [19]
Хотя боевая численность сократилась до одного BE2, эскадрилья обеспечивала разведывательную поддержку силам, отправленным на помощь войскам, оказавшимся в ловушке в Куте. [20] В феврале 1916 года эскадрилья была усилена еще четырьмя BE2. [21] Колонне помощи не удалось прорваться к Куту, и в апреле 1916 года эскадрилья в составе восьми BE2 вместе с семью самолетами RNAS выполнила одну из первых задач по воздушному снабжению, сбросив с воздуха продовольствие и другие припасы в осажденный гарнизон. . Хотя в период с 15 по 29 апреля было сброшено 19 000 фунтов (8 600 кг) продовольствия, этого было недостаточно, чтобы накормить попавшие в ловушку войска и гражданское население города, и 29 апреля генерал-майор Таунсенд сдался. [22] [5] За лето эскадрилья нарастила свою численность и к августу имела 13 BE2, которые в сентябре 1916 года были дополнены шестью разведчиками Martinsyde Elephant . [23] Эскадра поддержала возобновившееся британское наступление, начавшееся в декабре 1916 года. [24] В результате 11 марта 1917 года британцы захватили Багдад , а позже в тот же день эскадрилья перебралась на багдадский аэродром. [25] В апреле 1917 года противовоздушная оборона Османской империи была усилена прибытием истребителей Хальберштадт из Германии, которые превосходили 30 эскадрилий BE2. В ответ к эскадрилье присоединились два истребителя Bristol Scout с обещанием, что более мощные Spad VII . за ними последуют [26] [27] [28]
В августе того же года 63-я эскадрилья прибыла в Месопотамию, так что 30-я эскадрилья больше не была единственным источником воздушной поддержки британских войск. [29] В сентябре обещанные Spads прибыли на замену Bristol Scouts 30-й эскадрильи, а с октября прибыли RE8 Королевского авиационного завода, чтобы заменить устаревшие BE.2, производство которых было прекращено к февралю 1918 года. [4] В декабре 1917 — январе 1918 года эскадрилья получила два бомбардировщика Airco DH.4 , но оба были потеряны к концу января 1918 года. [30]
1920-е и 1930-е годы
[ редактировать ]
В 1919 году эскадрилья была отправлена в Иран в составе Норперфорса . [31] В апреле 1919 года эскадрилья была сокращена до кадрового состава в Багдаде, но не расформирована, а в феврале 1920 года она вернулась в полную численность в Багдаде в качестве армейской эскадрильи сотрудничества, оснащенной RE.8, которые постепенно заменялись Airco. Легкие бомбардировщики DH.9A , [32] [33] переоборудование завершится к началу 1921 года. [34] С июня 1920 года эскадрилья вместе с остальными силами Королевских ВВС в Ираке [а] был задействован против иракского восстания против британского правления . [36] В мае – июне 1921 года самолеты DH.9A 30-й и 47-й эскадрилий поддерживали создание постоянного наземного маршрута Каир -Багдад, обеспечивая воздушное сопровождение автоколонн, создавая видимую дорогу через пустыню, а с 21 июня того же года два эскадрильи начали авиапочту по маршруту Каир-Багдад. [37]
В начале 1924 года самолеты из состава эскадрильи были переброшены в Киркук для операций против восстания, возглавляемого курдским лидером шейхом Махмудом Барзанджи . Город Сулеймания , база операций Махмуда, подвергся бомбардировке, и Махмуд отступил в горы. [38] Эскадрилья снова участвовала в боевых действиях летом 1925 и 1926 годов, когда возобновилось восстание Махмуда, напав на деревни, удерживаемые повстанцами. [39] В конце февраля 1938 года группа из 30-й эскадрильи присоединилась к «Акфорс», авиационному отряду, созданному для того, чтобы остановить Ихван кочевые рейдеры из Саудовской Аравии, атакующие Ирак и Кувейт . Эти операции продолжались до июня. [40]
В 1929 году эскадрилья заменила свои DH.9A на Westland Wapitis . [32] [34] В сентябре 1930 года Махмуд снова поднял восстание против британцев и иракцев, и 30-я эскадрилья поддержала операции иракской армии против повстанцев. Кампания против Махмуда продолжалась до мая 1931 года, когда Махмуд сдался. Вапитис из 30-й эскадрильи налетал 2204 часа с октября 1930 года по май 1931 года в операциях против Махмуда. [41] В марте 1932 года иракская армия начала наступление на восстание сторонников Ахмеда Барзани в Южном Курдистане. 30-я эскадрилья первоначально обеспечивала разведывательную поддержку колоннам иракской армии, но после того, как одна колонна подверглась сильной атаке и была вынуждена отступить, ВВС Великобритании предприняли серию воздушных атак против сил Барзани, пока Барзани не пересек границу с Турцией. [42] В апреле – августе 1935 года эскадрилья получила Hawker Hardys (тропическая версия легкого бомбардировщика Hawker Hart общего назначения ), став первой эскадрильей, получившей Hardy. [34] [43] В 1936 году эскадрилья перебралась на новую базу Королевских ВВС в Ираке, RAF Habbaniya . [44] он был перевооружен современными Blenheim I. бомбардировщиками- монопланами В 1938 году [45]
Вторая мировая война
[ редактировать ]
В августе 1939 года, когда надвигалась война, эскадрилья вернулась в ВВС Исмаилии в Египте, выполняла задачи по сопровождению в Западной пустыне и обеспечивала истребительную защиту Александрии. [46] [47] [б] В ноябре 1940 года он был отправлен в Грецию для эксплуатации своих «Бленхеймов» как в роли бомбардировщика, так и в роли истребителя, причем первый из его «Бленхеймов» прибыл на аэродром Элевсин недалеко от Афин 3 ноября. [48] с передовым развертыванием бомбардировщиков на аэродром в Парамифии , в то время как истребители эскадрильи «Бленхеймс» остались в Элевсине для защиты Афин. [49] В марте 1941 года эскадрилья была переименована в истребительную часть. [50] 5 апреля пять «Бленхеймов» были отправлены на Крит , и им было поручено вести морскую разведку, сопровождение конвоев и ночные бои. [51] остальные «Бленхеймы» эскадрильи были отправлены в Малеме на Крите. 17 апреля [52] К середине мая атаки немецкой авиации на Крит сделали действия эскадрильи с острова несостоятельными, и 15 мая оставшиеся три годных к полетам эскадрильи «Бленхейм» были эвакуированы в Египет. [53] [54] Несмотря на это, 229 офицеров и солдат из 30-й и 33-й эскадрилий остались в Малеме, когда 20 мая немцы начали атаку воздушно-десантных войск на аэродром . [55] Многие из этих летчиков, несмотря на плохое вооружение, приняли участие в защите Малеме до того, как выжившие попытались эвакуироваться через Сфакию . Потери были тяжелыми. [56] После потерь во время падения Греции и битвы за Крит эскадрилья была перестроена в истребительную часть, оснащенную Hawker Hurricanes и использовавшуюся для ночной защиты Александрии и патрулирования охраны кораблей, прежде чем перейти к операциям в Западной пустыне. [57] [58]
Когда ситуация на Дальнем Востоке ухудшилась, эскадрилье было приказано усилить силы союзников на Яве , но к моменту выхода эскадры из Египта Ява уже пала, и эскадрилья была переправлена авианосцем HMS Indomitable на Цейлон, прибывшим 6 числа. Март 1942 года, как раз вовремя, чтобы помочь отразить удар японских авианосцев по острову. [59] Этот налет состоялся 5 апреля 1942 года, когда 21 самолет был запущен с базы британских ВВС Ратмалана под сильным огнем японской авиации. Семь «Харрикейнов» эскадрильи были потеряны, а пятеро ее пилотов погибли или умерли позже от ран, полученных во время боя. Он заявил, что 14 японских самолетов сбиты, шесть, вероятно, уничтожены и пять повреждены, из общей суммы претензий на всю оборону острова: 24 сбитых, 7 вероятных и 9 поврежденных. Фактически японцы потеряли семь самолетов, еще 15 получили повреждения. [60] [61]
28 января 1944 года эскадрилья покинула Цейлон и направилась на фронт в Бирме, выполняя миссии по сопровождению Дакоты и транспортов C-46 над долиной Каладан . [62] В марте к своим обязанностям по сопровождению он добавил ночные штурмовые вылеты против речных судов. [53] и переехал в Комиллу 10 апреля 1944 года. [63] 25 мая 1944 года эскадрилья была выведена с линии фронта обратно в Елаханку недалеко от Бангалора для перевооружения на американские республиканские P-47 Thunderbolts . [64] Он вернулся в строй в октябре. [65] осуществление бомбардировочного и транспортного сопровождения, [66] и наземные атаки с применением оружия, бомб и напалма . [67] [68] Он действовал при поддержке 15-го корпуса до конца марта. [69] Действуя из Акьяба , эскадрилья поддерживала операцию «Дракула» — высадку англо-индийского десанта в Рангуне 1 мая. [70] После захвата Рангуна, когда в боевых действиях было затишье, эскадрилья была выведена с линии фронта для подготовки к операции «Зиппер» — запланированному британскому вторжению в Малайю. [71] но капитуляция японцев 15 августа означала, что эскадра не понадобилась для поддержки высадки. [72]
Послевоенный
[ редактировать ]
После капитуляции Японии эскадрилья осталась в Индии, а ее «Тандерболты» были заменены на Hawker Tempest F Mk 2 в марте 1946 года. 30-я эскадрилья потеряла свои самолеты 1 декабря 1946 года, а затем была расформирована 1 апреля 1947 года в Агре . [73]
24 ноября 1947 года эскадрилья была реформирована в Королевских ВВС в Окингтоне , Кембриджшир, в транспортную роль и действовала как подразделение Транспортного командования Королевских ВВС. Он летал на Дакоте во многих рейсах с гуманитарной помощью во время Берлинской воздушной перевозки . Переоборудование на Vickers Valetta произошло в декабре 1950 года. Более тяжелый четырехмоторный Blackburn Beverley летал с апреля 1957 года по сентябрь 1967 года. С ноября 1959 года 30-я эскадрилья действовала на базе Королевских ВВС Истли в Кении , а затем в октябре 1964 года перешла в Королевские ВВС Мухаррак . [74]
Геркулес и Атлас (1968-настоящее время)
[ редактировать ]Эскадрилья временно расформировалась в сентябре 1967 года, но быстро реформировалась в ВВС Великобритании в Фэрфорде в июне 1968 года, оснащенная транспортными самолетами Lockheed Hercules с турбовинтовыми двигателями , сохранив транспортную роль подразделения. эскадрилья перешла в RAF Lyneham в сентябре 1971 года. [8]

В 2008 году рейс «А» базировался на авиабазе ВВС Аль-Удейд на самолете Hercules C.4. [75]
Свой последний полет на «Геркулесе» эскадрилья совершила 8 декабря 2016 года. [1] Затем она взяла на себя административную роль, а затем 28 сентября 2021 года была реформирована и стала второй передовой эскадрильей, эксплуатирующей Airbus A400M Atlas . [76]
Самолет эксплуатировался
[ редактировать ]- Фарман Лонгхорн 1915 г.
- Фарман Шортхорн 1915–1916 гг.
- Я мог бы LAS 1915–1916 гг.
- Генри Фарман F27 1915 г.
- Кодрон Г.3 1915 г.
- Королевский авиационный завод BE2 1915–1917 гг.
- Королевский авиационный завод RE8 1917–1919 гг.
- Кондиционер DH9 1921–1929 гг.
- Вестленд Вапити 1929–1935 гг.
- Хокер Харди 1935–1938 гг.
- Бристоль Бленхейм 1938–1941 гг.
- Хокер Харрикейн 1941–1944 гг.
- Республика P-47 Thunderbolt 1944–1946 гг.
- Хоукер Темпест F2 1946 г.
- Дуглас Дакота 1947–1950 гг.
- Викерс Валетта 1950–1957 гг.
- Блэкберн Беверли 1957–1967
- Lockheed C-130 Hercules 1968–2016 гг.
- Airbus A400M Atlas 2021 – настоящее время
Мемориалы
[ редактировать ]-
Мемориал членам 30-й и 33-й эскадрилий Королевских ВВС, погибшим в бою за Крит
-
Передняя панель 30-й эскадрильи RAF в Национальном мемориальном дендрарии
-
Задняя панель 30-й эскадрильи RAF
На Крите есть мемориал Королевских ВВС (RAF) летчикам 30-й и 33-й эскадрилий, погибшим во время битвы за Крит . Мемориал находится ( 35°31′31″N 23°49′43″E / 35.525363°N 23.828619°E) behind the roadside hedge between Maleme and Tavronitis overlooking the (35 ° 31'36 "N 23 ° 49'32" E / 35,526625 ° N 23,825604 ° E ) Железный мост через реку Тавронитис и конец взлетно-посадочной полосы аэропорта Малеме .
Еще один мемориал был открыт в Национальном мемориальном дендрарии в Стаффордшире в сентябре 2008 года. [77] [78]
Боевые почести
[ редактировать ]Из Эшворта, если не указано иное. [79] Награды, отмеченные звездочкой, могут быть изображены на штандарте эскадрильи.
- Египет (1915 г.)*
- Месопотамия (1915–1918)*
- Ирак (1919–1920)
- Северо-Западная Персия (1920)
- Курдистан (1922–1924)
- Ирак (1923–1925)
- Ирак (1928–1929)
- Курдистан (1930–1931)
- Северный Курдистан (1932)
- Египет и Ливия (1940–1942)*
- Греция (1940–1941)*
- Средиземноморье (1940–1941)*
- Цейлон (апрель 1942 г.)*
- Аракан (1944)*
- Бирма (1944–1945)*
- Южная Атлантика (1982) [80]
- Залив (1991) [80]
- Афганистан (2001–2014 гг.) [81]
- Ирак (2003–2011 гг.) [82]
- Ливия (2011) [83]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ К 6-й эскадрилье присоединилась 84-я эскадрилья в августе 1920 года и 55-я эскадрилья в сентябре того же года. [35]
- ↑ Некоторые из его Blenheims были преобразованы в конфигурацию дальнего истребителя Blenheim If с артиллерийской установкой под фюзеляжем. [47]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «30-я эскадрилья» . Воздух власти . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ Пайн, LG (1983). Словарь девизов (1-е изд.). Лондон: Рутледж и Кеган Пол. п. 247 . ISBN 0-7100-9339-Х .
- ^ Джонс 1935 , стр. 160–161.
- ^ Перейти обратно: а б Галлей 1988 , с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б Галлей 1988 , с. 75.
- ^ Джонс 1935 , с. 166.
- ^ Уорнер, Гай (2010). «Только второстепенный вид? RFC и RAF в Месопотамии 1914-1918» (PDF) . Историческое общество Королевских ВВС (48). Хай Уиком: Королевские ВВС: 9–10. ISSN 1361-4231 . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Галлей 1985 , с. 61.
- ^ Джонс 1935 , с. 256.
- ^ Джонс 1935 , с. 257.
- ^ Брюс 1982 , стр. 274–276.
- ^ Джонс 1935 , стр. 258–261.
- ^ Брюс 1982 , стр. 275–276.
- ^ Джонс 1935 , стр. 165–166, 257.
- ^ Джеффорд 1988 , с. 34.
- ^ Джонс 1935 , стр. 261–264.
- ^ Джонс 1935 , стр. 262–264.
- ^ Моберли 1924 , стр. 58–59.
- ^ Джонс 1935 , стр. 264–265.
- ^ Джонс 1935 , стр. 266–267.
- ^ Джонс 1935 , стр. 268–269.
- ^ Джонс 1935 , стр. 278–281.
- ^ Джонс 1935 , стр. 283, 286.
- ^ Джонс 1935 , стр. 286–287.
- ^ Джонс 1935 , с. 299.
- ^ Джонс 1935 , с. 305.
- ^ Николь 1998 , с. 73.
- ^ де Норманн 1996 , стр. 3.
- ^ Джонс 1935 , с. 312.
- ^ Джонс 1935 , с. 321.
- ^ Сесил Джон Эдмондс (2009), Восток и Запад Загроса , Brill Academic Publishers, OCLC 593346009 , OL 25432016M
- ^ Перейти обратно: а б Галлей 1988 , стр. 75–76.
- ^ Мойес 1964 , с. 46.
- ^ Перейти обратно: а б с Эшворт 1989 , с. 96.
- ^ Бойер 1988 , стр. 67, 71.
- ^ Бойер 1988 , стр. 65–71.
- ^ Бойер 1988 , с. 72.
- ^ Бойер 1988 , с. 90.
- ^ Бойер 1988 , стр. 93–94.
- ^ Бойер 1988 , стр. 98–100.
- ^ Бойер 1988 , стр. 104–111.
- ^ Бойер 1988 , стр. 114–117.
- ^ Бойер 1988 , стр. 116, 119.
- ^ Бойер 1988 , с. 118.
- ^ Джеффорд 1988 , с. 35.
- ^ Галлей 1985 , стр. 60–61.
- ^ Перейти обратно: а б Шорс, Массимелло и Гость, 2012 , с. 16.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , стр. 30–31.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , стр. 81, 84, 108.
- ^ Эшворт 1989 , с. 101.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 145.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 259.
- ^ Перейти обратно: а б Роулингс 1969 , с. 86.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 325.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 341.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , стр. 349, 352–353, 386.
- ^ Эшворт 1989 , стр. 96–101.
- ^ Шорс, Массимелло и Гость 2012 , с. 310.
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993 , стр. 385–387.
- ^ «Раннее движение 502 — 30-я эскадрилья RAF И битва за Цейлон» . Парламент Великобритании . Проверено 20 июля 2017 г.
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993 , стр. 395–397, 401–404.
- ^ Шорс 2005 , стр. 146, 160.
- ^ Шорс 2005 , с. 203.
- ^ Шорс 2005 , с. 234.
- ^ Шорс 2005 , с. 272.
- ^ Шорс 2005 , стр. 279–280, 283.
- ^ Шорс 2005 , стр. 291, 292.
- ^ Роулингс 1969 , стр. 86–87.
- ^ Роулингс 1969 , с. 87.
- ^ Шорс 2005 , с. 358.
- ^ Шорс 2005 , стр. 363, 373.
- ^ Шорс 2005 , с. 378.
- ^ Озеро 1999 , с. 202.
- ^ Fairbarn 1991 , стр. 55–56.
- ^ Коттер 2008 , с. 34.
- ^ «Королевский гость помогает 30-й эскадрилье отметить ее реформирование» . Сеть Сил . 28 сентября 2021 г. Проверено 28 сентября 2021 г.
- ^ «Мемориальный список | Национальный мемориальный дендрарий» . www.thenma.org.uk . Архивировано из оригинала 4 апреля 2016 года . Проверено 20 июля 2017 г.
- ^ «Мемориалы 30-й эскадрильи Королевских ВВС о прошлых кампаниях и инцидентах» . 30squadronassociation.com . Архивировано из оригинала 25 октября 2017 года . Проверено 20 июля 2017 г.
- ^ Эшворт 1989 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б «Боевые награды Королевских ВВС» . Геральдический фонд РАФ . Проверено 17 декабря 2021 г.
- ^ «Эскадрильи Королевских ВВС получили боевые награды от Ее Величества Королевы» . Королевские ВВС . 24 марта 2020 г. Проверено 17 декабря 2021 г.
- ^ «Эскадрильи Королевских ВВС отмечены за храбрость» . Королевские ВВС . 10 октября 2017 г. Проверено 17 декабря 2021 г.
- ^ Ланкастер, Марк (10 октября 2017 г.). «Заявление UIN HCWS148: Боевые почести Королевских ВВС» . Парламент Великобритании . Проверено 17 декабря 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Эшворт, Крис (1989). Энциклопедия современных эскадрилий Королевских ВВС . Веллингборо: Патрик Стивенс. ISBN 1-85260-013-6 .
- Бойер, Чаз (1988). Операции Королевских ВВС 1918–1938 гг . Уильяма Кимбера и компании Лондон: ISBN 0-7183-0671-6 .
- Брюс, Дж. М. (1982). Самолеты Королевского летного корпуса (военного крыла) . Лондон: Патнэм. ISBN 0-370-30084-Х .
- Коттер, Джаррод (2008). Королевские ВВС празднуют 90-летие . Стэмфорд Key Publishing Ltd. , Великобритания: ISBN 978-0-946219-11-7 .
- Фэйрбарн, Тони (1991). Оперативные станции за рубежом . Йовил: Патрик Стивенс. ISBN 1-85260-319-4 .
- Халли, Джеймс Дж (1985). Эскадрильи Королевских ВВС (2-е изд.). Тонбридж: Эйр-Британия. ISBN 0-85130-083-9 .
- Халли, Джеймс Дж (1988). Эскадрильи Королевских ВВС и Содружества 1918–1988 гг . Тонбридж, Великобритания: ISBN Air-Britain (Historians) Ltd. 0-85130-164-9 .
- Джеффорд, CG (1988). Эскадрильи Королевских ВВС, всеобъемлющий отчет о движении и оборудовании всех эскадрилий Королевских ВВС и их предшественников с 1912 года . Шрусбери, Великобритания: Издательство Airlife. ISBN 1-85310-053-6 .
- Джонс, ХА (1935). Война в воздухе: история роли Королевских ВВС в Великой войне: Том. В. История Великой войны. Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Озеро, Алан (1999). Летающие части Королевских ВВС . Шрусбери: Эйрлайф. ISBN 1-84037-086-6 .
- Моберли, Ф.Дж. (1924). Кампания в Месопотамии 1914–1918: Том II . История Великой войны. Лондон: Канцелярия Его Величества.
- Мойес, Филип (1964). Бомбардировочные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Макдональд.
- Николь, Дэвид (май – июнь 1998 г.). «Молодые турки: Османские турецкие бойцы 1915–1918, Часть вторая». Любитель воздуха . № 75. С. 68–73. ISSN 0143-5450 .
- де Норманн, Родерик (ноябрь – декабрь 1996 г.). «Эскадрилья Меспот: 30-я эскадрилья в Меспотамии 1916–1917». Любитель воздуха . № 66. Стэмфорд, Линкс, Великобритания: Key Publishing. ISSN 0143-5450 .
- Роулингс, Джон Д.Р. (1969). Истребительные эскадрильи РА,Ф. и их самолеты . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd.
- Шорс, Кристофер (2005). Воздушная война за Бирму: ВВС союзников отбиваются в Юго-Восточной Азии, 1942–1945 гг . Лондон: Груб-стрит. ISBN 1-904010-95-4 .
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан; Идзава, Ясухо (1993). Кровавые руины: Том второй: Защита Суматры до падения Бирмы . Лондон: Груб-стрит. ISBN 0-948817-67-4 .
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан; Малиция, Никола (1987). Воздушная война за Югославию, Грецию и Крит, 1940–41 . Лондон: Груб-стрит. ISBN 0-948817-07-0 .
- Шорс, Кристофер; Массимелло, Джованни; Гость, Рассел (2012). История воздушной войны в Средиземноморье 1940–1945 годов: Том первый: Северная Африка: июнь 1940 года - январь 1942 года . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-908117-07-6 .
- «Истории эскадрильи 26–30» . Воздух власти – история организации RAF . rafweb.org. Архивировано из оригинала 18 марта 2012 года.
- Теннант, подполковник Дж. Э. В облаках над Багдадом. Лондон: Сесил Палмер, 1920.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эверидж, Дж. (1920). История 30-й эскадрильи . Финсбери-парк, Лондон: Macaire, Mold & Co для эскадрильи.
- Хэмлин, Джон Ф. (2002). Flatout — История 30-й эскадрильи Королевских ВВС . Air-Britain (Historians) Ltd. Танбридж-Уэллс, Кент, Великобритания: ISBN 0-85130-308-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]