Jump to content

№ 30-я эскадрилья RAF

№ 30-я эскадрилья RAF
Значок эскадрильи
Активный 24 марта 1915 — 1 апреля 1918 ( RFC )
1 апреля 1918 - 1 апреля 1946 ( RAF )
1 ноября 1947 г. - 6 сентября 1967 г.
10 июня 1968 г. - 8 декабря 2016 г. [1]
28 сентября 2021 г. – настоящее время
Страна Великобритания Великобритания
Ветвь Королевские ВВС
Тип Летающая эскадрилья
Роль Тактический воздушный транспорт
Часть № 2 Группа
Домашняя станция Королевские ВВС Брайз Нортон
Девиз (ы) Живот на земле
( по-французски «Все изо всех сил») [2]
Знаки отличия
Геральдика эскадрильи Финиковая пальма , символизирующая долгую службу эскадрильи на Ближнем Востоке . Утвержден королем Георгом VI в мае 1938 года.

Номер 30-й эскадрильи Королевских ВВС эксплуатирует транспортные самолеты Airbus A400M Atlas и базируется на авиабазе RAF Брайз-Нортон , Оксфордшир .

Эскадрилья была впервые сформирована как подразделение Королевского летного корпуса в 1915 году и до конца Первой мировой войны служила в Египте и Месопотамии , выполняя как разведку, бомбардировку, так и боевые действия в воздухе. После окончания войны эскадрилья продолжала служить в Ираке, атакуя повстанцев, выступающих против британского правления в Ираке , а затем и повстанцев, выступающих против иракского правительства.

Первая мировая война

[ редактировать ]

В ноябре 1914 года британский Королевский летный корпус направил группу самолетов из Великобритании в Египет для защиты Суэцкого канала , поскольку вероятность войны с Турецкой империей становилась все более вероятной. Первоначальное оборудование состояло из бипланов Farman Longhorn и Shorthorn , которые вскоре были дополнены самолетами Royal Aircraft Factory BE2 и Farman HF.20, присланными из Индии. [3] [4] Полет, базировавшийся на аэродроме Исмаилия , 24 марта 1915 года был переименован в 30-ю эскадрилью. [5] [6]

24 августа 1915 года Месопотамский полуотряд , подразделение австралийского летного корпуса, дислоцированное в Месопотамии (ныне Ирак ), было официально присоединено к 30-й эскадрилье. В течение нескольких месяцев Полуполет под командованием капитана Генри Петре и оснащенный смесью самолетов Farman Shorthorn, Farman Longhorns и Caudron G.3 выполнял летные операции в поддержку индийской армии против турецких сухопутных войск во время месопотамской кампании . [7] [8] [9]

26 августа 1915 года второй отряд, оснащенный скаутами Мартинсайдов , прибыл в Басру, чтобы присоединиться к силам 30-й эскадрильи, действовавшей в Месопотамии. Martinsydes страдали от плохой надежности двигателя в жарких и пыльных условиях. [10] [11] Несмотря на это, передовой отряд эскадрильи поддерживал продвижение армии вдоль реки Тигр , а разведка самолетов эскадрильи помогла британским и индийским войскам выиграть битву при Эс-Синне и захватить Кут-эль-Имару в сентябре 1915 года. [12] [13] В октябре 1915 года остальная часть эскадрильи двинулась в Месопотамию, где ее сменила в Египте 14-я эскадрилья . [14] 7 ноября эскадрилья была реорганизована: штаб и отряд B располагались в Басре , а отряд A был развернут вперед в Азизае. [15]

Эскадрилья продолжала поддерживать британские войска в их продвижении к Багдаду , пока наступление не было остановлено битвой при Ктесифоне 22–25 ноября 1915 года. [16] Воздушная разведка накануне боя, проведенная майором Х. Л. Рейли из эскадрильи, обнаружила, что турецкие позиции перед Ктесифоном были сильно усилены, но его самолет был сбит наземным огнем, а Рейли взят в плен. В «Официальной истории воздушной войны и кампании в Месопотамии» высказывалось предположение, что если бы Рейли успешно вернулся со своими разведданными на британские позиции, генерал-майор Тауншенд , командующий британскими войсками, прервал бы атаку. [17] [18] После Ктесифона британская колонна отступила к Кут-эль-Имаре, преследуемая турецкой армией, и Кут был осажден с 7 декабря 1915 года. Те самолеты, которые смогли эвакуироваться, покинули Кут ранее в тот же день, но большая часть личного состава передового отряда развернула А и Полеты «Б» эскадрильи вместе с тремя вышедшими из строя самолетами оказались в ловушке в осажденном городе. [19]

Хотя боевая численность сократилась до одного BE2, эскадрилья обеспечивала разведывательную поддержку силам, отправленным на помощь войскам, оказавшимся в ловушке в Куте. [20] В феврале 1916 года эскадрилья была усилена еще четырьмя BE2. [21] Колонне помощи не удалось прорваться к Куту, и в апреле 1916 года эскадрилья в составе восьми BE2 вместе с семью самолетами RNAS выполнила одну из первых задач по воздушному снабжению, сбросив с воздуха продовольствие и другие припасы в осажденный гарнизон. . Хотя в период с 15 по 29 апреля было сброшено 19 000 фунтов (8 600 кг) продовольствия, этого было недостаточно, чтобы накормить попавшие в ловушку войска и гражданское население города, и 29 апреля генерал-майор Таунсенд сдался. [22] [5] За лето эскадрилья нарастила свою численность и к августу имела 13 BE2, которые в сентябре 1916 года были дополнены шестью разведчиками Martinsyde Elephant . [23] Эскадра поддержала возобновившееся британское наступление, начавшееся в декабре 1916 года. [24] В результате 11 марта 1917 года британцы захватили Багдад , а позже в тот же день эскадрилья перебралась на багдадский аэродром. [25] В апреле 1917 года противовоздушная оборона Османской империи была усилена прибытием истребителей Хальберштадт из Германии, которые превосходили 30 эскадрилий BE2. В ответ к эскадрилье присоединились два истребителя Bristol Scout с обещанием, что более мощные Spad VII . за ними последуют [26] [27] [28]

В августе того же года 63-я эскадрилья прибыла в Месопотамию, так что 30-я эскадрилья больше не была единственным источником воздушной поддержки британских войск. [29] В сентябре обещанные Spads прибыли на замену Bristol Scouts 30-й эскадрильи, а с октября прибыли RE8 Королевского авиационного завода, чтобы заменить устаревшие BE.2, производство которых было прекращено к февралю 1918 года. [4] В декабре 1917 — январе 1918 года эскадрилья получила два бомбардировщика Airco DH.4 , но оба были потеряны к концу января 1918 года. [30]

1920-е и 1930-е годы

[ редактировать ]
Westland Wapiti Mk.IIa J9409 №. 30-я эскадрилья пролетает над Мосулом , Ирак .

В 1919 году эскадрилья была отправлена ​​в Иран в составе Норперфорса . [31] В апреле 1919 года эскадрилья была сокращена до кадрового состава в Багдаде, но не расформирована, а в феврале 1920 года она вернулась в полную численность в Багдаде в качестве армейской эскадрильи сотрудничества, оснащенной RE.8, которые постепенно заменялись Airco. Легкие бомбардировщики DH.9A , [32] [33] переоборудование завершится к началу 1921 года. [34] С июня 1920 года эскадрилья вместе с остальными силами Королевских ВВС в Ираке [а] был задействован против иракского восстания против британского правления . [36] В мае – июне 1921 года самолеты DH.9A 30-й и 47-й эскадрилий поддерживали создание постоянного наземного маршрута Каир -Багдад, обеспечивая воздушное сопровождение автоколонн, создавая видимую дорогу через пустыню, а с 21 июня того же года два эскадрильи начали авиапочту по маршруту Каир-Багдад. [37]

В начале 1924 года самолеты из состава эскадрильи были переброшены в Киркук для операций против восстания, возглавляемого курдским лидером шейхом Махмудом Барзанджи . Город Сулеймания , база операций Махмуда, подвергся бомбардировке, и Махмуд отступил в горы. [38] Эскадрилья снова участвовала в боевых действиях летом 1925 и 1926 годов, когда возобновилось восстание Махмуда, напав на деревни, удерживаемые повстанцами. [39] В конце февраля 1938 года группа из 30-й эскадрильи присоединилась к «Акфорс», авиационному отряду, созданному для того, чтобы остановить Ихван кочевые рейдеры из Саудовской Аравии, атакующие Ирак и Кувейт . Эти операции продолжались до июня. [40]

В 1929 году эскадрилья заменила свои DH.9A на Westland Wapitis . [32] [34] В сентябре 1930 года Махмуд снова поднял восстание против британцев и иракцев, и 30-я эскадрилья поддержала операции иракской армии против повстанцев. Кампания против Махмуда продолжалась до мая 1931 года, когда Махмуд сдался. Вапитис из 30-й эскадрильи налетал 2204 часа с октября 1930 года по май 1931 года в операциях против Махмуда. [41] В марте 1932 года иракская армия начала наступление на восстание сторонников Ахмеда Барзани в Южном Курдистане. 30-я эскадрилья первоначально обеспечивала разведывательную поддержку колоннам иракской армии, но после того, как одна колонна подверглась сильной атаке и была вынуждена отступить, ВВС Великобритании предприняли серию воздушных атак против сил Барзани, пока Барзани не пересек границу с Турцией. [42] В апреле – августе 1935 года эскадрилья получила Hawker Hardys (тропическая версия легкого бомбардировщика Hawker Hart общего назначения ), став первой эскадрильей, получившей Hardy. [34] [43] В 1936 году эскадрилья перебралась на новую базу Королевских ВВС в Ираке, RAF Habbaniya . [44] он был перевооружен современными Blenheim I. бомбардировщиками- монопланами В 1938 году [45]

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Республиканский Тандерболт Mk. II HD298 из 30-й эскадрильи, взлет из Читтагонга , 1944 год.

В августе 1939 года, когда надвигалась война, эскадрилья вернулась в ВВС Исмаилии в Египте, выполняла задачи по сопровождению в Западной пустыне и обеспечивала истребительную защиту Александрии. [46] [47] [б] В ноябре 1940 года он был отправлен в Грецию для эксплуатации своих «Бленхеймов» как в роли бомбардировщика, так и в роли истребителя, причем первый из его «Бленхеймов» прибыл на аэродром Элевсин недалеко от Афин 3 ноября. [48] с передовым развертыванием бомбардировщиков на аэродром в Парамифии , в то время как истребители эскадрильи «Бленхеймс» остались в Элевсине для защиты Афин. [49] В марте 1941 года эскадрилья была переименована в истребительную часть. [50] 5 апреля пять «Бленхеймов» были отправлены на Крит , и им было поручено вести морскую разведку, сопровождение конвоев и ночные бои. [51] остальные «Бленхеймы» эскадрильи были отправлены в Малеме на Крите. 17 апреля [52] К середине мая атаки немецкой авиации на Крит сделали действия эскадрильи с острова несостоятельными, и 15 мая оставшиеся три годных к полетам эскадрильи «Бленхейм» были эвакуированы в Египет. [53] [54] Несмотря на это, 229 офицеров и солдат из 30-й и 33-й эскадрилий остались в Малеме, когда 20 мая немцы начали атаку воздушно-десантных войск на аэродром . [55] Многие из этих летчиков, несмотря на плохое вооружение, приняли участие в защите Малеме до того, как выжившие попытались эвакуироваться через Сфакию . Потери были тяжелыми. [56] После потерь во время падения Греции и битвы за Крит эскадрилья была перестроена в истребительную часть, оснащенную Hawker Hurricanes и использовавшуюся для ночной защиты Александрии и патрулирования охраны кораблей, прежде чем перейти к операциям в Западной пустыне. [57] [58]

Когда ситуация на Дальнем Востоке ухудшилась, эскадрилье было приказано усилить силы союзников на Яве , но к моменту выхода эскадры из Египта Ява уже пала, и эскадрилья была переправлена ​​авианосцем HMS Indomitable на Цейлон, прибывшим 6 числа. Март 1942 года, как раз вовремя, чтобы помочь отразить удар японских авианосцев по острову. [59] Этот налет состоялся 5 апреля 1942 года, когда 21 самолет был запущен с базы британских ВВС Ратмалана под сильным огнем японской авиации. Семь «Харрикейнов» эскадрильи были потеряны, а пятеро ее пилотов погибли или умерли позже от ран, полученных во время боя. Он заявил, что 14 японских самолетов сбиты, шесть, вероятно, уничтожены и пять повреждены, из общей суммы претензий на всю оборону острова: 24 сбитых, 7 вероятных и 9 поврежденных. Фактически японцы потеряли семь самолетов, еще 15 получили повреждения. [60] [61]

28 января 1944 года эскадрилья покинула Цейлон и направилась на фронт в Бирме, выполняя миссии по сопровождению Дакоты и транспортов C-46 над долиной Каладан . [62] В марте к своим обязанностям по сопровождению он добавил ночные штурмовые вылеты против речных судов. [53] и переехал в Комиллу 10 апреля 1944 года. [63] 25 мая 1944 года эскадрилья была выведена с линии фронта обратно в Елаханку недалеко от Бангалора для перевооружения на американские республиканские P-47 Thunderbolts . [64] Он вернулся в строй в октябре. [65] осуществление бомбардировочного и транспортного сопровождения, [66] и наземные атаки с применением оружия, бомб и напалма . [67] [68] Он действовал при поддержке 15-го корпуса до конца марта. [69] Действуя из Акьяба , эскадрилья поддерживала операцию «Дракула» — высадку англо-индийского десанта в Рангуне 1 мая. [70] После захвата Рангуна, когда в боевых действиях было затишье, эскадрилья была выведена с линии фронта для подготовки к операции «Зиппер» — запланированному британскому вторжению в Малайю. [71] но капитуляция японцев 15 августа означала, что эскадра не понадобилась для поддержки высадки. [72]

Послевоенный

[ редактировать ]
Vickers Valetta C.1 VW838 из 30-й эскадрильи в аэропорту Манчестера в 1953 году.

После капитуляции Японии эскадрилья осталась в Индии, а ее «Тандерболты» были заменены на Hawker Tempest F Mk 2 в марте 1946 года. 30-я эскадрилья потеряла свои самолеты 1 декабря 1946 года, а затем была расформирована 1 апреля 1947 года в Агре . [73]

24 ноября 1947 года эскадрилья была реформирована в Королевских ВВС в Окингтоне , Кембриджшир, в транспортную роль и действовала как подразделение Транспортного командования Королевских ВВС. Он летал на Дакоте во многих рейсах с гуманитарной помощью во время Берлинской воздушной перевозки . Переоборудование на Vickers Valetta произошло в декабре 1950 года. Более тяжелый четырехмоторный Blackburn Beverley летал с апреля 1957 года по сентябрь 1967 года. С ноября 1959 года 30-я эскадрилья действовала на базе Королевских ВВС Истли в Кении , а затем в октябре 1964 года перешла в Королевские ВВС Мухаррак . [74]

Геркулес и Атлас (1968-настоящее время)

[ редактировать ]

Эскадрилья временно расформировалась в сентябре 1967 года, но быстро реформировалась в ВВС Великобритании в Фэрфорде в июне 1968 года, оснащенная транспортными самолетами Lockheed Hercules с турбовинтовыми двигателями , сохранив транспортную роль подразделения. эскадрилья перешла в RAF Lyneham в сентябре 1971 года. [8]

Lockheed Martin Hercules C5 ZH883 из 30-й эскадрильи в полете, 2007 год.

В 2008 году рейс «А» базировался на авиабазе ВВС Аль-Удейд на самолете Hercules C.4. [75]

Свой последний полет на «Геркулесе» эскадрилья совершила 8 декабря 2016 года. [1] Затем она взяла на себя административную роль, а затем 28 сентября 2021 года была реформирована и стала второй передовой эскадрильей, эксплуатирующей Airbus A400M Atlas . [76]

Самолет эксплуатировался

[ редактировать ]

Мемориалы

[ редактировать ]

На Крите есть мемориал Королевских ВВС (RAF) летчикам 30-й и 33-й эскадрилий, погибшим во время битвы за Крит . Мемориал находится ( 35°31′31″N 23°49′43″E / 35.525363°N 23.828619°E / 35.525363; 23.828619) behind the roadside hedge between Maleme and Tavronitis overlooking the (35 ° 31'36 "N 23 ° 49'32" E  /  35,526625 ° N 23,825604 ° E  / 35,526625; 23.825604 ) Железный мост через реку Тавронитис и конец взлетно-посадочной полосы аэропорта Малеме .

Еще один мемориал был открыт в Национальном мемориальном дендрарии в Стаффордшире в сентябре 2008 года. [77] [78]

Боевые почести

[ редактировать ]

Из Эшворта, если не указано иное. [79] Награды, отмеченные звездочкой, могут быть изображены на штандарте эскадрильи.

Примечания

[ редактировать ]
  1. К 6-й эскадрилье присоединилась 84-я эскадрилья в августе 1920 года и 55-я эскадрилья в сентябре того же года. [35]
  2. Некоторые из его Blenheims были преобразованы в конфигурацию дальнего истребителя Blenheim If с артиллерийской установкой под фюзеляжем. [47]
  1. ^ Перейти обратно: а б «30-я эскадрилья» . Воздух власти . Проверено 15 мая 2020 г.
  2. ^ Пайн, LG (1983). Словарь девизов (1-е изд.). Лондон: Рутледж и Кеган Пол. п. 247 . ISBN  0-7100-9339-Х .
  3. ^ Джонс 1935 , стр. 160–161.
  4. ^ Перейти обратно: а б Галлей 1988 , с. 76.
  5. ^ Перейти обратно: а б Галлей 1988 , с. 75.
  6. ^ Джонс 1935 , с. 166.
  7. ^ Уорнер, Гай (2010). «Только второстепенный вид? RFC и RAF в Месопотамии 1914-1918» (PDF) . Историческое общество Королевских ВВС (48). Хай Уиком: Королевские ВВС: 9–10. ISSN   1361-4231 . Проверено 12 декабря 2021 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Галлей 1985 , с. 61.
  9. ^ Джонс 1935 , с. 256.
  10. ^ Джонс 1935 , с. 257.
  11. ^ Брюс 1982 , стр. 274–276.
  12. ^ Джонс 1935 , стр. 258–261.
  13. ^ Брюс 1982 , стр. 275–276.
  14. ^ Джонс 1935 , стр. 165–166, 257.
  15. ^ Джеффорд 1988 , с. 34.
  16. ^ Джонс 1935 , стр. 261–264.
  17. ^ Джонс 1935 , стр. 262–264.
  18. ^ Моберли 1924 , стр. 58–59.
  19. ^ Джонс 1935 , стр. 264–265.
  20. ^ Джонс 1935 , стр. 266–267.
  21. ^ Джонс 1935 , стр. 268–269.
  22. ^ Джонс 1935 , стр. 278–281.
  23. ^ Джонс 1935 , стр. 283, 286.
  24. ^ Джонс 1935 , стр. 286–287.
  25. ^ Джонс 1935 , с. 299.
  26. ^ Джонс 1935 , с. 305.
  27. ^ Николь 1998 , с. 73.
  28. ^ де Норманн 1996 , стр. 3.
  29. ^ Джонс 1935 , с. 312.
  30. ^ Джонс 1935 , с. 321.
  31. ^ Сесил Джон Эдмондс (2009), Восток и Запад Загроса , Brill Academic Publishers, OCLC   593346009 , OL   25432016M
  32. ^ Перейти обратно: а б Галлей 1988 , стр. 75–76.
  33. ^ Мойес 1964 , с. 46.
  34. ^ Перейти обратно: а б с Эшворт 1989 , с. 96.
  35. ^ Бойер 1988 , стр. 67, 71.
  36. ^ Бойер 1988 , стр. 65–71.
  37. ^ Бойер 1988 , с. 72.
  38. ^ Бойер 1988 , с. 90.
  39. ^ Бойер 1988 , стр. 93–94.
  40. ^ Бойер 1988 , стр. 98–100.
  41. ^ Бойер 1988 , стр. 104–111.
  42. ^ Бойер 1988 , стр. 114–117.
  43. ^ Бойер 1988 , стр. 116, 119.
  44. ^ Бойер 1988 , с. 118.
  45. ^ Джеффорд 1988 , с. 35.
  46. ^ Галлей 1985 , стр. 60–61.
  47. ^ Перейти обратно: а б Шорс, Массимелло и Гость, 2012 , с. 16.
  48. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , стр. 30–31.
  49. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , стр. 81, 84, 108.
  50. ^ Эшворт 1989 , с. 101.
  51. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 145.
  52. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 259.
  53. ^ Перейти обратно: а б Роулингс 1969 , с. 86.
  54. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 325.
  55. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 341.
  56. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , стр. 349, 352–353, 386.
  57. ^ Эшворт 1989 , стр. 96–101.
  58. ^ Шорс, Массимелло и Гость 2012 , с. 310.
  59. ^ Шорс, Калл и Идзава 1993 , стр. 385–387.
  60. ^ «Раннее движение 502 — 30-я эскадрилья RAF И битва за Цейлон» . Парламент Великобритании . Проверено 20 июля 2017 г.
  61. ^ Шорс, Калл и Идзава 1993 , стр. 395–397, 401–404.
  62. ^ Шорс 2005 , стр. 146, 160.
  63. ^ Шорс 2005 , с. 203.
  64. ^ Шорс 2005 , с. 234.
  65. ^ Шорс 2005 , с. 272.
  66. ^ Шорс 2005 , стр. 279–280, 283.
  67. ^ Шорс 2005 , стр. 291, 292.
  68. ^ Роулингс 1969 , стр. 86–87.
  69. ^ Роулингс 1969 , с. 87.
  70. ^ Шорс 2005 , с. 358.
  71. ^ Шорс 2005 , стр. 363, 373.
  72. ^ Шорс 2005 , с. 378.
  73. ^ Озеро 1999 , с. 202.
  74. ^ Fairbarn 1991 , стр. 55–56.
  75. ^ Коттер 2008 , с. 34.
  76. ^ «Королевский гость помогает 30-й эскадрилье отметить ее реформирование» . Сеть Сил . 28 сентября 2021 г. Проверено 28 сентября 2021 г.
  77. ^ «Мемориальный список | Национальный мемориальный дендрарий» . www.thenma.org.uk . Архивировано из оригинала 4 апреля 2016 года . Проверено 20 июля 2017 г.
  78. ^ «Мемориалы 30-й эскадрильи Королевских ВВС о прошлых кампаниях и инцидентах» . 30squadronassociation.com . Архивировано из оригинала 25 октября 2017 года . Проверено 20 июля 2017 г.
  79. ^ Эшворт 1989 , с. 102.
  80. ^ Перейти обратно: а б «Боевые награды Королевских ВВС» . Геральдический фонд РАФ . Проверено 17 декабря 2021 г.
  81. ^ «Эскадрильи Королевских ВВС получили боевые награды от Ее Величества Королевы» . Королевские ВВС . 24 марта 2020 г. Проверено 17 декабря 2021 г.
  82. ^ «Эскадрильи Королевских ВВС отмечены за храбрость» . Королевские ВВС . 10 октября 2017 г. Проверено 17 декабря 2021 г.
  83. ^ Ланкастер, Марк (10 октября 2017 г.). «Заявление UIN HCWS148: Боевые почести Королевских ВВС» . Парламент Великобритании . Проверено 17 декабря 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Эшворт, Крис (1989). Энциклопедия современных эскадрилий Королевских ВВС . Веллингборо: Патрик Стивенс. ISBN  1-85260-013-6 .
  • Бойер, Чаз (1988). Операции Королевских ВВС 1918–1938 гг . Уильяма Кимбера и компании Лондон: ISBN  0-7183-0671-6 .
  • Брюс, Дж. М. (1982). Самолеты Королевского летного корпуса (военного крыла) . Лондон: Патнэм. ISBN  0-370-30084-Х .
  • Коттер, Джаррод (2008). Королевские ВВС празднуют 90-летие . Стэмфорд Key Publishing Ltd. , Великобритания: ISBN  978-0-946219-11-7 .
  • Фэйрбарн, Тони (1991). Оперативные станции за рубежом . Йовил: Патрик Стивенс. ISBN  1-85260-319-4 .
  • Халли, Джеймс Дж (1985). Эскадрильи Королевских ВВС (2-е изд.). Тонбридж: Эйр-Британия. ISBN  0-85130-083-9 .
  • Халли, Джеймс Дж (1988). Эскадрильи Королевских ВВС и Содружества 1918–1988 гг . Тонбридж, Великобритания: ISBN Air-Britain (Historians) Ltd.  0-85130-164-9 .
  • Джеффорд, CG (1988). Эскадрильи Королевских ВВС, всеобъемлющий отчет о движении и оборудовании всех эскадрилий Королевских ВВС и их предшественников с 1912 года . Шрусбери, Великобритания: Издательство Airlife. ISBN  1-85310-053-6 .
  • Джонс, ХА (1935). Война в воздухе: история роли Королевских ВВС в Великой войне: Том. В. ​История Великой войны. Оксфорд: Кларендон Пресс.
  • Озеро, Алан (1999). Летающие части Королевских ВВС . Шрусбери: Эйрлайф. ISBN  1-84037-086-6 .
  • Моберли, Ф.Дж. (1924). Кампания в Месопотамии 1914–1918: Том II . История Великой войны. Лондон: Канцелярия Его Величества.
  • Мойес, Филип (1964). Бомбардировочные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Макдональд.
  • Николь, Дэвид (май – июнь 1998 г.). «Молодые турки: Османские турецкие бойцы 1915–1918, Часть вторая». Любитель воздуха . № 75. С. 68–73. ISSN   0143-5450 .
  • де Норманн, Родерик (ноябрь – декабрь 1996 г.). «Эскадрилья Меспот: 30-я эскадрилья в Меспотамии 1916–1917». Любитель воздуха . № 66. Стэмфорд, Линкс, Великобритания: Key Publishing. ISSN   0143-5450 .
  • Роулингс, Джон Д.Р. (1969). Истребительные эскадрильи РА,Ф. и их самолеты . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd.
  • Шорс, Кристофер (2005). Воздушная война за Бирму: ВВС союзников отбиваются в Юго-Восточной Азии, 1942–1945 гг . Лондон: Груб-стрит. ISBN  1-904010-95-4 .
  • Шорс, Кристофер; Калл, Брайан; Идзава, Ясухо (1993). Кровавые руины: Том второй: Защита Суматры до падения Бирмы . Лондон: Груб-стрит. ISBN  0-948817-67-4 .
  • Шорс, Кристофер; Калл, Брайан; Малиция, Никола (1987). Воздушная война за Югославию, Грецию и Крит, 1940–41 . Лондон: Груб-стрит. ISBN  0-948817-07-0 .
  • Шорс, Кристофер; Массимелло, Джованни; Гость, Рассел (2012). История воздушной войны в Средиземноморье 1940–1945 годов: Том первый: Северная Африка: июнь 1940 года - январь 1942 года . Лондон: Груб-стрит. ISBN  978-1-908117-07-6 .
  • «Истории эскадрильи 26–30» . Воздух власти – история организации RAF . rafweb.org. Архивировано из оригинала 18 марта 2012 года.
  • Теннант, подполковник Дж. Э. В облаках над Багдадом. Лондон: Сесил Палмер, 1920.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e4f384ae755b729a7f8eb79c699feb1__1713572940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/b1/5e4f384ae755b729a7f8eb79c699feb1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
No. 30 Squadron RAF - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)