№ 500-я эскадрилья RAF
№ 500 (графство Кент) эскадрилья RAuxAF | |
---|---|
Активный | 16 марта 1931 г. - 11 июля 1944 г. 1 августа 1944 г. - 23 октября 1945 г. 10 мая 1946 г. - 10 марта 1957 г. |
Страна | ![]() |
Ветвь | ![]() |
Роль | Различный |
Часть | Королевские вспомогательные военно-воздушные силы |
Псевдоним(а) | Графство Кент |
Девиз (ы) | Латынь : Куда зовет судьба. (Перевод: «Куда судьба позовет») [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] |
Боевые почести | Ла-Манш и Северное море, 1939–41 гг. Дюнкерк Бискайские порты, 1941 год. Атлантика, 1941–42 гг. Северная Африка, 1942–43 гг. Средиземноморье, 1942–44 гг. Италия, 1944–45. [ 5 ] Все эти награды изображены на штандарте эскадрильи. |
Командиры | |
Почетные коммодоры авиации | Герцог Кентский [ 6 ] Энтони Иден [ 7 ] |
Примечательный командиры | Денис Спотсвуд |
Знаки отличия | |
Геральдика значка эскадрильи | Лошадиная сила [ 4 ] Белая лошадь Кента была принята в ознаменование связи эскадрильи с этой страной. [ 2 ] [ 3 ] |
Коды эскадрилий | SQ (апрель 1939 г. - сентябрь 1939 г.) [ 8 ] [ 9 ] МК (сентябрь 1939 г. - апрель 1944 г.) [ 10 ] [ 11 ] РАА (май 1946-1950 гг.) [ 12 ] [ 13 ] С7 (1950–1951) [ 14 ] [ 15 ] |
Опознавательный знак эскадрильи после 1950 г. | ![]() |
500-я эскадрилья AAF (графство Кент) была летной эскадрильей Королевских ВВС . Первоначально он был сформирован в 1931 году как специальная резервная эскадрилья, а в 1936 году стал частью Вспомогательных ВВС , в это время базировавшихся в Манстоне и Детлинге .
Во время Второй мировой войны эскадрилья служила как в Береговом командовании , так и в Бомбардировочном командовании . Выполняя прибрежную роль, эскадрилья проводила операции над Ла-Маншем в 1940–1941 годах, а затем перебралась в Северную Африку в конце 1942 года. Она проводила противолодочные операции в поддержку операции «Факел» , а затем продолжила операции в Средиземном море, используя различные типы самолетов. в этот период. В июле 1944 года эскадрилья была расформирована, а в августе была преобразована в бомбардировочную эскадрилью в Алжире , а затем действовала в Италии в последние годы войны.
После войны в октябре 1945 года эскадрилья была расформирована. В мае 1946 года она была преобразована в вспомогательную эскадрилью в составе истребительного командования . Первоначально он действовал в качестве ночного истребителя, а затем как дневное истребительное подразделение, оснащенное реактивными самолетами, прежде чем было расформировано в 1957 году.
История
[ редактировать ]Становление и ранние годы
[ редактировать ]Эскадрилья была сформирована в ВВС Великобритании в Манстоне 16 марта 1931 года как первая [ 16 ] Специальная резервная эскадрилья ночных бомбардировщиков с Vickers Virginia Mk.X. самолетами 25 мая 1936 года роль изменилась на дневные бомбардировки, и эскадрилья вошла в состав Вспомогательных ВВС на самолетах Hawker Harts , позже замененных на Hawker Hinds . [ 2 ] [ 4 ]
Береговому командованию
[ редактировать ]7 ноября 1938 года роль эскадрильи еще раз изменилась: она была передана прибрежному командованию Королевских ВВС и стала общей разведывательной эскадрильей в составе 16-й группы . Он был перевооружен на Avro Anson Mk. I двухмоторные монопланы с марта 1939 года. [ 3 ] С началом Второй мировой войны в сентябре 1939 года эскадрилья была задействована для патрулирования и сопровождения конвоев у побережья Эссекса и Восточной Англии , а в январе 1940 года перешла к операциям над Ла-Маншем . [ 17 ] В битве за Францию самолеты 500-й дивизии участвовали во все более тяжелых боях, прикрывая эвакуацию британских и французских войск из Дюнкерка и атакуя гавани, удерживаемые немцами. [ 3 ] [ 18 ] В ночь с 30 на 31 мая 500-я эскадрилья «Ансон» совершила аварийную посадку на базе эскадрильи в британских ВВС Детлинг , возвращаясь из рейда на порты Ла-Манша. Самолет загорелся, а капрал Дафна Пирсон , член WAAF, была награждена Георгиевским крестом за спасение пилота из горящего самолета до того, как он взорвался. [ 19 ] 1 июня три «Ансона» эскадрильи патрулировали район Дюнкерка, когда подверглись атаке девяти немецких истребителей Messerschmitt Bf 109 . «Ансоны» были модифицированы для улучшения своего вооружения за счет добавления двух лучевых пулеметов, и один из «Ансонов» заявил, что сбиты два Bf 109. [ 20 ] Хотя в августе эскадрилья дополнительно модифицировала вооружение некоторых своих «Ансонов» для использования против немецких электронных катеров , добавив 20-мм пушку, стреляющую через пол, ее все чаще использовали для сопровождения конвоев. [ 21 ] [ 22 ]
В апреле 1941 года «Ансоны» были заменены « Бристольскими Бленхеймами» , которые использовались для противокорабельных и спасательных операций «воздух-море», а также для ночных операций по вторжению в оккупированную немцами Европу. [ 21 ] В мае того же года эскадрилья была переведена из Детлинга в RAF Bircham Newton и преобразована в Lockheed Hudsons в ноябре 1941 года. [ 21 ] [ 23 ] В марте 1942 года эскадрилья перебралась в Королевские ВВС Сторновей в Шотландии с подразделениями в Лимавади в Северной Ирландии для противолодочного патрулирования западных подходов . [ 21 ] В конце августа он снова прибыл в Королевские ВВС Сент-Эваль в Корнуолле, но это была лишь короткая остановка перед переездом в Гибралтар 5 ноября 1942 года в рамках подготовки к вторжению союзников во французскую Северо-Западную Африку . [ 21 ] [ 23 ]
Средиземноморские операции
[ редактировать ]При высадке союзников 500-я эскадрилья была очень сильно развернута для защиты кораблей вторжения, совершая множество атак на немецкие подводные лодки, пытавшиеся помешать высадке. [ 21 ] 8 ноября половина наземного экипажа 500-й эскадрильи высадилась на пляжах Алжира, Орана и Арзеу после того, как ее отправили на реку Клайд для абордажа на SS Strathallan . « Стратхаллан» совершил второй рейс, также на борту находилось 500 членов эскадрильи, но был потоплен подводной лодкой у побережья Орана. Тем временем, также в первый день высадки, эскадрилья вылетела в патруль в своих недавно окрашенных цветах пустыни «Гудзон». [ 24 ] [ нужна проверка ] В основном они находились над пляжами вторжения в Оране , причем один из его «Хадсонов» был слегка поврежден обстрелом немецкого бомбардировщика Heinkel He 111 . [ 25 ] 11 сентября эскадрилья разместила передовую базу в Тафрауи недалеко от Орана , Алжир . [ 21 ] и в тот же день один из «Хадсонов» эскадрильи заявил, что транспортный Юнкерс Ju 52 сбит возле острова Альборан . [ 26 ] [ а ] 13 ноября 500-я эскадрилья «Хадсон» атаковала немецкую подводную лодку U-458 глубинными бомбами и пулеметным огнем, серьезно повредив ее и вынудив вернуться на базу. [ 28 ] На следующий день шесть «Хадсонов» 500-й эскадрильи атаковали немецкую подводную лодку U-595 , которая ранее в тот же день была повреждена самолетами 608-й эскадрильи к северу от Орана и не смогла погрузиться. U-595 выжила, четыре «Хадсона» были подбиты зенитным огнём подлодки, но в результате повреждений командир U-595 умышленно посадил подлодку на мель. [ 29 ] В тот же день U-411 была потоплена одним из «Хадсонов» эскадры к западу от Гибралтара. [ 30 ] 15 ноября один из самолетов эскадрильи, пилотируемый Миком Энсором , разбомбил и потопил U-259 . Взрыв серьезно повредил «Хадсон», вынудив его броситься на воду, спаслись только Энсор и задний стрелок. [ 31 ] [ 32 ] В тот день были атакованы еще две подводные лодки. [ 33 ] и еще один 16 ноября. [ 34 ] 17 ноября атака трёх 500-й эскадрильи «Хадсон» серьёзно повредила U-331 , что стало сигналом о капитуляции, но подводная лодка была потоплена торпедоносцем Fleet Air Arm Albacore , который не знал о U-331 . капитуляции [ 31 ] 17 декабря один из «Хадсонов» эскадрильи безрезультатно атаковал итальянскую подводную лодку, а другой сбил итальянский бомбардировщик Cant Z.1007 . [ 35 ] 27 декабря один из «Хадсонов» эскадры атаковал немецкую подводную лодку U-73 , но был сильно поврежден зенитным огнем подводной лодки и был вынужден броситься на воду. [ 36 ]
Самолеты эскадрильи продолжали противолодочное патрулирование над Средиземным морем, потопив U-83 4 марта 1943 года. [ 37 ] В ночь с 23 на 24 апреля «Хадсон» был сильно поврежден при атаке U-453 , пилот погиб. Радист доставил самолет обратно на базу, где выживший экипаж спасся. [ 38 ] 26 мая 1943 года 500-я эскадрилья «Гудзон» заметила U-755 к северу от острова Альборан . Несмотря на попадание при первом проходе, «Хадсон» совершил еще две атаки, серьезно повредив подводную лодку, которая была вынуждена прервать патрулирование. [ 39 ] U-755 была потоплена 28 мая в результате ракетной атаки корабля «Хадсон» 608-й эскадрильи, не дойдя до порта. [ 40 ] В конце сентября 1943 года, в тесном сотрудничестве с Управлением специальных операций (SOE), которое также дислоцировалось в Ла-Сении и занималось разработкой подкрыльевых ракет и радаров для «Гудзонов», «Хадсон» и экипаж из 500-й эскадрильи были выбраны для полета на оккупированную Корсику на вокзале Гизоначча. аэродром с приказом «установить права скваттеров» под командованием полковника Маккензи из 458-й эскадрильи. [ 41 ] [ нужна проверка ] Позже, с декабря 1943 года, «Хадсоны» в составе эскадрильи стали заменять на Lockheed Venturas . Этот процесс продолжался до тех пор, пока в апреле 1944 года ими не была полностью укомплектована эскадрилья. [ 21 ] Эскадрилья действовала с ряда баз в Западном Средиземноморье, включая базы на Сицилии, материковой Италии и Корсике . [ 21 ] [ 23 ] 17 мая 1944 года немецкая подводная лодка U-960 предприняла неудачную торпедную атаку на американский эсминец USS Ellyson у берегов Мерс-эль-Кебира , в результате чего была проведена крупномасштабная воздушная и морская операция по охоте на подводную лодку с участием пяти американских эсминцев и насыщенное воздушное прикрытие со стороны «Веллингтонов» 36- й эскадрильи и «Вентурас» 500-й эскадрильи. Рано утром 19 мая подводная лодка была замечена кораблем «Веллингтон», который руководил эсминцами USS Ludlow и USS Niblack , когда они выполнили непрерывную серию атак глубинными бомбами, в результате чего подводная лодка всплыла на поверхность. Затем подводная лодка подверглась бомбардировке 500-й эскадрильи Ventura и обстрелу двумя эсминцами, прежде чем была потоплена Niblack . [ 42 ] [ 43 ] Эскадрилья расформировалась 11 июля 1944 года, передав свои Venturas 27-й эскадрилье SAAF . [ 2 ] [ 44 ]
Снова в бомбардировочном командовании
[ редактировать ]Эскадрилья была реформирована 1 августа 1944 года в Ла-Сении в бомбардировочную эскадрилью, в которой использовалась большая часть личного состава предыдущей эскадрильи. Он эксплуатировал легкие бомбардировщики Martin Baltimore в составе ВВС пустыни , летая с баз в Италии днем, а затем ночью до конца войны в Европе. В сентябре 1945 года 500-я эскадрилья покинула Италию и направилась в Кению была изменена нумерация , а по прибытии 23 октября 1945 года в RAF Eastleigh на 249-ю эскадрилью RAF . [ 2 ] [ 45 ] [ 46 ] Во время Великой Отечественной войны члены эскадрильи были награждены 1 GC , [ 47 ] 2 DSO , 21 DFC , 1 бар DFC, 9 DFM и один CGM . Кроме того, эскадра упоминалась в донесениях 25 раз. [ 5 ]

Истребительному командованию
[ редактировать ]Эскадрилья была снова реформирована 10 мая 1946 года в RAF West Malling , оснащенная самолетами Mosquito NF.19 , а затем и NF.30, в качестве эскадрильи ночных истребителей Королевских вспомогательных военно-воздушных сил . Позже, после решения Министерства авиации преобразовать все подразделения RAuxAF в дневные истребители, эскадрилья была оснащена самолетами Meteor F.3 . [ 48 ] Эскадрилья окончательно расформировалась 10 марта 1957 года вместе со всеми другими летными эскадрильями RAuxAF. [ 4 ] [ 49 ] [ 50 ]
Известные члены эскадрильи
[ редактировать ]Самолет эксплуатировался
[ редактировать ]От | К | Самолет | Версия |
---|---|---|---|
Март 1931 г. | Январь 1936 г. | Викерс Вирджиния | Мк.Х |
Январь 1936 г. | Май 1937 г. | Хокер Харт | |
февраль 1937 г. | Март 1939 г. | Хокер Хинд | |
Март 1939 г. | апрель 1941 г. | Avro Anson | Mk.I. |
апрель 1941 г. | ноябрь 1941 г. | Бристоль Бленхейм | Мк. IV |
ноябрь 1941 г. | апрель 1944 г. | Локхид Хадсон | Mks.III, V. |
декабрь 1943 г. | июль 1944 г. | Локхид Вентура | Mk.V |
сентябрь 1944 г. | февраль 1945 г. | Мартин Балтимор | Мк. IV |
сентябрь 1944 г. | Октябрь 1945 г. | Мартин Балтимор | Mk.V |
февраль 1947 г. | август 1947 г. | де Хэвилленд Москито | НФ.19 |
апрель 1947 г. | Октябрь 1948 г. | де Хэвилленд Москито | НФ.30 |
Май 1948 г. | Октябрь 1948 г. | Супермарин Спитфайр | Ф.22 |
июль 1948 г. | Октябрь 1951 г. | Глостер Метеор | Ф.3 |
июль 1951 г. | февраль 1952 г. | Глостер Метеор | Ф.4 |
ноябрь 1951 г. | Март 1957 г. | Глостер Метеор | Ф.8 |
Базы эскадрилий
[ редактировать ]От | К | База |
---|---|---|
16 марта 1931 г. | 28 сентября 1938 г. | Королевские ВВС Манстон , Кент |
28 сентября 1938 г. | 30 июля 1939 г. | Королевские ВВС Детлинг , Кент |
30 июля 1939 г. | 13 августа 1939 г. | Королевские ВВС Уормвелл , Дорсет |
13 августа 1939 г. | 30 мая 1941 г. | Королевские ВВС Детлинг, Кент |
30 мая 1941 г. | 2 апреля 1942 г. | Королевские ВВС Бирчем Ньютон , Норфолк |
2 апреля 1942 г. | 31 августа 1942 г. | RAF Stornoway , Западные острова , Шотландия |
31 августа 1942 г. | 5 ноября 1942 г. | Королевские ВВС Сент-Эвал , Корнуолл |
5 ноября 1942 г. | 11 ноября 1942 г. | Королевские ВВС Гибралтара |
11 ноября 1942 г. | 19 ноября 1942 г. | Королевские ВВС Тафарауи , Алжир |
19 ноября 1942 г. | 3 мая 1943 г. | RAF Блида , Алжир |
3 мая 1943 г. | 6 января 1944 г. | RAF Тафарауи, Алжир |
28 сентября 1943 г. | Январь 1944 г. | ВВС Великобритании Гизоначча, Корсика |
6 января 1944 г. | 11 июля 1944 г. | RAF Ла Сения , Алжир |
1 августа 1944 г. | 24 августа 1944 г. | РАФ Ла Сения |
24 августа 1944 г. | 14 сентября 1944 г. | по пути в Италию |
14 сентября 1944 г. | 15 октября 1944 г. | Пескара , Италия |
15 октября 1944 г. | 9 декабря 1944 г. | Перуджа , Италия |
9 декабря 1944 г. | 10 мая 1945 г. | Чезенатико , Италия |
10 мая 1945 г. | 28 сентября 1945 г. | Королевские ВВС Истли , Кения |
10 мая 1946 г. | 10 марта 1957 г. | RAF West Malling , Кент |
Командиры
[ редактировать ]От | К | Имя |
---|---|---|
Март 1931 г. | июль 1931 г. | С/Лдр. С.Р. Уоткинс, АФК |
июль 1931 г. | июль 1933 г. | W / командир. LF Форбс, MC |
июль 1933 г. | Май 1935 г. | W / командир. Р. Хэлли, DFC , AFC |
Май 1935 г. | апрель 1936 г. | С/Лдр. ГМ Лоусон, MC |
апрель 1936 г. | Октябрь 1936 г. | Ф/лейтенант. РГ Вулиамс |
Октябрь 1936 г. | Октябрь 1939 г. | С/Лдр. ГК Холер, Aux.AF |
Октябрь 1939 г. | июнь 1940 г. | С/Лдр. В. ЛеМэй, Aux.AF |
июнь 1940 г. | Март 1941 г. | W / командир. Г.Х. Тернер |
Март 1941 г. | июль 1941 г. | W / командир. MQ Кэндлер |
июль 1941 г. | апрель 1942 г. | W / командир. GT Гилберт |
апрель 1942 г. | апрель 1943 г. | W / командир. ДФ Спотсвуд , ДСО , ДФК |
апрель 1943 г. | апрель 1944 г. | W / командир. Д.Г. Кедди |
апрель 1944 г. | июнь 1944 г. | W / командир. СК Боннер |
июнь 1944 г. | июль 1944 г. | W / командир. СЕА Гартон |
июль 1944 г. | август 1945 г. | W / командир. Х. Н. Гарбетт |
август 1945 г. | Октябрь 1945 г. | W / командир. Мэтсон |
август 1946 г. | февраль 1949 г. | С/Лдр. П. Грин, ОБЕ , AFC, R.Aux.AF |
февраль 1949 г. | Март 1952 г. | С/Лдр. MC Кеннард, DFC, R.Aux.AF |
Март 1952 г. | август 1954 г. | С/Лдр. Д. де Вилье, R.Aux.AF |
август 1954 г. | Октябрь 1954 г. | С/Лдр. Пункт DM |
Октябрь 1954 г. | Март 1957 г. | С/Лдр. ДХМ Чендлер |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Учитывая расположение вдали от немецких маршрутов снабжения, вполне возможно, что это был нейтральный испанский самолет, следовавший между материковой Испанией и испанским Марокко . [ 27 ]
- ^ Хант 1972 , с. 327.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мойес 1976 , с. 262.
- ^ Перейти обратно: а б с д Роулингс 1982 , с. 225
- ^ Перейти обратно: а б с д Галлей 1988 , с. 388.
- ^ Перейти обратно: а б Брукс 1982 , с. 156
- ^ Хант 1972 , с. 314.
- ^ Брукс 1982 , с. 138
- ^ Бойер и Роулингс 1979 , с. 14
- ^ Флинтэм и Томас 2003 , стр. 51.
- ^ Бойер и Роулингс 1979 , с. 72
- ^ Флинтэм и Томас 2003 , стр. 90.
- ^ Бойер и Роулингс 1979 , с. 138.
- ^ Флинтэм и Томас 2003 , стр. 184.
- ^ Бойер и Роулингс 1979 , с. 95.
- ^ Флинтэм и Томас 2003 , стр. 156.
- ^ Хант 1972 , с. 313.
- ^ Роулингс 1982 , стр. 225–226.
- ^ Брукс 2019 , стр. 49–50.
- ^ Брукс 2019 , стр. 50–51.
- ^ Брукс 2019 , стр. 51–52.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Роулингс 1982 , с. 226
- ^ Брукс 2019 , с. 226
- ^ Перейти обратно: а б с Галлей 1980 , с. 302
- ^ Р.Брукс «Собственность Кента» / Squadron Records / Бортжурнал Ф.Беннета, 500-я эскадрилья
- ^ Шорс и др. 2016 , стр. 65–66
- ^ Шорс и др. 2016 , стр. 98, 100
- ^ Шорс и др. 2016 , с. 98
- ^ Блэр 2000 , с. 99
- ^ Блэр 2000 , с. 100
- ^ Блэр 2000 , с. 113
- ^ Перейти обратно: а б Блэр 2000 , с. 101
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Патруль подводной лодки U-259 с 5 ноября 1942 по 15 ноября 1942 года» . uboat.net . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ Шорс и др. 2016 , с. 117
- ^ Шорс и др. 2016 , с. 121
- ^ Шорс и др. 2016 , стр. 204–205
- ^ Шорс и др. 2016 , с. 220
- ^ Блэр 2000 , с. 213
- ^ Шорс и др. 2016 , с. 532
- ^ Шорс и др. 2018 , с. 54
- ^ Шорс и др. 2018 , с. 59
- ^ Дж.Пуллен и К. Чаппл «Поваренная книга RAF 100» / Отчеты эскадрильи / Бортжурнал Ф.Беннетта, 500-я эскадрилья
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 277
- ^ Блэр 2000 , стр. 525–526.
- ^ Галлей 1988 , стр. 388, 549.
- ^ Галлей 1988 , стр. 318, 388.
- ^ Брукс 1982 , с. 136.
- ^ Брукс 1982 , стр. 46–47, 68–69.
- ^ Бойер 1984 , с. 113.
- ^ Баррасс, МБ (2016). «Истории эскадрильи № 500–520» . Воздух власти – история организации RAF . Проверено 18 мая 2016 г.
- ^ Джеффорд 2001 , с. 96.
- ^ Мойес 1976 , стр. 262–263
- ^ Перейти обратно: а б Брукс 1982 , с. 157
- ^ Перейти обратно: а б Джеффорд 2001 , стр. 95–96.
- ^ Роулингс 1976 , стр. 454–455.
- ^ Роулингс 1976 , с. 454.
- ^ Брукс 1982 , с. 155.
Библиография
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (2000). Гитлеровская подводная война: Преследуемые, 1942–1945 гг . Нью-Йорк: Современная библиотека. ISBN 0-679-64033-9 .
- Бойер, Чаз (1984). Москитные эскадрильи Королевских ВВС . Шеппертон, Суррей, Великобритания: ISBN Ian Allan Ltd. 0-7110-1425-6 .
- Бойер, Майкл Дж. Ф.; Роулингс, Джон Д.Р. (1979). Кодексы эскадрильи, 1937–56 гг . Патрика Стивенса Лтд. Кембридж, Великобритания: ISBN 0-85059-364-6 .
- Брукс, Робин (январь 2019 г.). «Энни, возьми пистолет». Самолет . Том. 47, нет. 1. С. 48–52. ISSN 0143-7240 .
- Брукс, Робин Дж. (1982). Собственный Кент: История 500-й эскадрильи Королевских вспомогательных ВВС (графство Кент) . Рейнхэм, Кент, Великобритания: Книги Мересборо. ISBN 0-905270-54-1 .
- Флинтэм, Вик; Томас, Эндрю (2003). Боевые коды: полное объяснение и список кодов подразделений ВВС Великобритании, Содружества и союзников с 1938 года . Airlife Publishing Ltd. Шрусбери, Великобритания: ISBN 1-84037-281-8 .
- Халли, Джеймс Дж. (1980). Эскадрильи Королевских ВВС . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air Britain (Историки). ISBN 0-85130-083-9 .
- Халли, Джеймс Дж. (1988). Эскадрильи Королевских ВВС и Содружества, 1918–1988 гг . Тонбридж, Кент, Великобритания: ISBN Air-Britain (Historians) Ltd. 0-85130-164-9 .
- Хант, Лесли (1972). Двадцать одна эскадрилья: история Королевских вспомогательных военно-воздушных сил, 1925–57 . Лондон: Гарнстон Пресс. ISBN 0-85511-110-0 .
- Джеффорд, CG (2001). Эскадрильи Королевских ВВС, всеобъемлющий отчет о движении и оборудовании всех эскадрилий Королевских ВВС и их предшественников с 1912 года . Шрусбери, Великобритания: Издательство Airlife. ISBN 1-84037-141-2 .
- Мойес, Филип-младший (1976). Бомбардировочные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Macdonald and Jane's (Publishers) Ltd. ISBN 0-354-01027-1 .
- Роулингс, Джон Д.Р. (1982). Береговые, вспомогательные и специальные эскадрильи Королевских ВВС и их авиация . Jane's Publishing Company Ltd. Лондон: ISBN 0-7106-0187-5 .
- Роулингс, Джон Д.Р. (1976). Истребительные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Macdonald and Jane's (Publishers) Ltd. ISBN 0-354-01028-Х .
- Ровер, Юрген ; Хюммельхен, Герхард (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN 1-85367-117-7 .
- Шорс, Кристофер; Массимелло, Джованни; Гость, Рассел; Олиник, Фрэнк; Бок, Винфрид (2016). История воздушной войны в Средиземноморье 1940–1945 годов: Том третий: Тунис и конец Африки: ноябрь 1942 года - май 1943 года . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-910690-00-0 .
- Шорс, Кристофер; Массимелло, Джованни; Гость, Рассел; Олиник, Фрэнк; Бок, Винфрид; Томас, Энди (2018). История воздушной войны в Средиземном море 1940–1945 гг.: Том четвертый: Сицилия и Италия до падения Рима: 14 мая 1943 г. - 5 июня 1944 г. Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-911621-10-2 .