№ 489-я эскадрилья РНЗАФ
№ 489 (Новая Зеландия) эскадрилья RAF | |
---|---|
![]() Бристольский истребитель 489-й эскадрильи с экипажем, апрель 1944 г. | |
Активный | Август 1941 г. – август 1945 г. |
Страна | ![]() |
Верность | ![]() |
Ветвь | ![]() |
Роль | Антидоставка |
Девиз (ы) | Маори : Делайте людей сильными (Перевод: «Поступайте как мужчины, будьте сильными») [ 1 ] [ 2 ] |
Юбилеи | 12 августа 1941 г. |
Оборудование | Бристоль Бофорт Бристоль Бленхейм Мк. ЭКО Хэндли Пейдж Хэмпден Бристоль Бофайтер Де Хэвилленд Москито |
Помолвки | Вторая мировая война |
Знаки отличия | |
Значок эскадрильи | Стоя на Торпеде, Киви [ 1 ] [ 2 ] |
Коды эскадрилий | XA (январь 1942 г. - ноябрь 1943 г.) [ 3 ] [ 4 ] P6 (ноябрь 1943 г. - август 1945 г.) [ 5 ] [ 6 ] |
№ 489 (Новая Зеландия) — эскадрилья торпедоносцев, созданная для службы во время Второй мировой войны . Это была новозеландская эскадрилья, сформированная в соответствии со статьей XV Имперского плана воздушной подготовки . Хотя ее летный состав в основном был набран из Королевских ВВС Новой Зеландии , эскадрилья служила в Европе под оперативным и административным командованием Королевских ВВС в составе Берегового командования .
Сформированная в августе 1941 года эскадрилья начала боевые действия в апреле следующего года, летая Handley Page Hampden на средних бомбардировщиках . Его основной ролью в то время была противолодочная борьба в Атлантике, но вскоре он был переключен на действия против немецких кораблей и патрулирование Северного моря вдоль норвежского побережья. В октябре 1943 года эскадрилья прекратила боевые вылеты и переоборудовалась в Bristol Beaufighter тяжелые истребители . Он возобновил работу по борьбе с судоходством в январе 1944 года, а позже в том же году сформировал ударное крыло Анзак вместе с 455-й эскадрильей . Теперь летая во Францию и Нидерланды , эскадрилья поддерживала подготовку союзников к предстоящему вторжению в Нормандию . После вторжения, во время которого оно стремилось уничтожить немецкие моторные катера , которые могли атаковать флот вторжения, оно вернулось к операциям над Северным морем в Норвегию. Он был расформирован в августе 1945 года, когда было установлено, что он больше не требуется для службы на войне.
Фон
[ редактировать ]В середине 1930-х годов Королевские ВВС (RAF) находились в процессе расширения и требовали все большего числа подходящего летного персонала. Для новозеландцев был реализован ряд схем по получению комиссий по кратковременной службе в ВВС Великобритании с намерением затем перейти в Королевские ВВС Новой Зеландии в будущем (RNZAF). Это привело к тому, что к моменту начала Второй мировой войны в ВВС Великобритании служило более 500 новозеландцев. [ 7 ]
Примерно в то же время между правительствами Великобритании, Австралии, Канады и Новой Зеландии велась дискуссия по облегчению координации подготовки летного экипажа в случае боевых действий. Это привело к внедрению Имперской схемы авиационной подготовки (ETAS) в декабре 1939 года. В соответствии с этим соглашением Новая Зеландия обязалась первоначально предоставить 880 полностью подготовленных пилотов для Королевских ВВС, а еще 520 пилотов ежегодно проходят подготовку по элементарным стандартам. Поскольку каждое из правительств Доминиона желало, чтобы его личный состав служил вместе, в ETAS был пункт, статья XV, который позволял создавать эскадрильи с персоналом из соответствующих стран. Теоретически Доминионы будут поставлять как наземный, так и летный персонал. Однако в случае Новой Зеландии наблюдалось нежелание содержать эскадрильи RNZAF в Великобритании, поэтому было принято решение разрешить формирование эскадрилий в составе RAF, обозначенных как новозеландские. Эти эскадрильи, известные как эскадрильи статьи XV. , были сформированы на основе новозеландского летного персонала, уже служившего в Королевских ВВС, но дополненного недавно обученными пилотами из RNZAF, при этом административный и наземный персонал состоял преимущественно из британцев. [ 8 ] [ 9 ]
Формирование
[ редактировать ]
489-я эскадрилья была сформирована 12 августа 1941 года на авиабазе RAF Leuchars и оснащена самолетами Bristol Beaufort для работы в качестве торпедоносцев подразделения Берегового командования . Его девизом на языке маори , коренном языке Новой Зеландии, было Whakatanagata kia kaha , что можно перевести как «Оправдайте вы, как мужчины, будьте сильными». [ 10 ] На момент формирования эскадрильи было мало новозеландцев, имевших опыт эксплуатации торпедоносцев, поэтому, несмотря на то, что это была эскадрилья по статье XV, часть личного состава была из других стран. Его возглавил командир звена Дж. Браун, который, как и его командиры звеньев, командиры эскадрилий Б. Сандеман и Д. Эванс, был англичанином. Хотя первоначально обучение проходило на Бофортах, вскоре эти самолеты потребовались для службы в Средиземноморье. На смену им пришли Bristol Blenheim Mk. IVf , а затем Хэндли Пейдж Хэмпден . [ 10 ] [ 11 ]
Операционная история
[ редактировать ]1942
[ редактировать ]Эскадрилья вступила в строй в апреле 1942 года, к этому времени в ее составе было 68 новозеландских летчиков. Эскадра перебралась на остров Торни на юге Англии, откуда осуществляла противолодочное патрулирование в Атлантике и до Бискайского залива . Вскоре после начала этих полетов один из ее самолетов был атакован истребителями Focke-Wulf Fw 190 , что стало первым столкновением с Люфтваффе для эскадрильи . Атакованный «Хэмпден» смог благополучно вернуться, но двое членов его экипажа были ранены. Его задний стрелок был награжден первым в эскадрилье Крестом летных заслуг за то, что, вероятно, сбил один из Fw 190. [ 10 ] [ 12 ]
В июле 489-я эскадрилья вернулась в Шотландию и базировалась на авиабазе RAF Skitten , где ее основной задачей было патрулирование норвежского побережья и нападение на суда. Он также обеспечивал воздушное прикрытие судов, направлявшихся к военно-морской базе в Скапа-Флоу , сопровождал конвои в российскую Арктику, а также осуществлял противолодочное патрулирование. [ 13 ] 17 сентября « Карпфангер» , корабль водоизмещением 5000 тонн, был торпедирован летным офицером А. Дж. Моттрамом , первым кораблем, потопленным эскадрой. [ 14 ]
1943
[ редактировать ]
В начале 1943 года эскадрилья перебралась на базу Королевских ВВС в Уике , расположенную на северо-восточном побережье Шотландии. К этому времени ее возглавил командир звена В. Дарлинг. [ 13 ] Он продолжил свою борьбу с судоходством вдоль норвежского побережья, совершив к середине года 18 нападений на суда. Одним из заметных успехов, произошедших во время работы с австралийской 455-й эскадрильей , стало затопление «Аренсбурга » недалеко от Ставангера в конце января. Торговое судно водоизмещением 7000 тонн было затоплено в начале апреля, а в конце месяца другое было настолько сильно повреждено, что сел на мель. Его деятельность по борьбе с судоходством была опасной; сильный зенитный огонь часто повреждал, если не уничтожал, атакующие самолеты и немецкие истребители легко могли сравниться с устаревшими Хэмпденами. В летние месяцы повышенное внимание уделялось противолодочному патрулированию и поисково-спасательным операциям. [ 15 ]
В августе командование эскадрильей принял новозеландец Джон Динсдейл. 16 сентября он провел свою последнюю крупную операцию с «Хэмпденсом», когда группа из четырех самолетов атаковала конвой из пяти судов, который он заметил во время патрулирования вдоль норвежского побережья. Им удалось потопить торговое судно. Вскоре после этого он был выведен из эксплуатации, поскольку к этому моменту года на его счету было потоплено 36 000 тонн судов. Эскадрилья вернулась в Лейчарс, чтобы начать переоборудование в Bristol Beaufighter , этот процесс занял несколько недель. [ 16 ] Поскольку для Beaufighter требовалось всего два экипажа, пилот и штурман, радисты и воздушные стрелки были лишними. Кроме того, несколько его штурманов были направлены в другие подразделения, пока пилоты учились управлять Бофайтерами. [ 17 ] [ 18 ]
1944
[ редактировать ]Эскадра вернулась к боевым действиям в январе 1944 года и вернулась к своим обязанностям по борьбе с судоходством, нацеливаясь на торговые суда, загруженные припасами для военных действий Германии и часто сопровождаемые зенитными кораблями , двигавшимися вдоль норвежского побережья. [ 16 ] [ 19 ] Во время первого вылета эскадрильи на истребителях Beaufighter она атаковала конвой кораблей у южного побережья Норвегии. Торговое судно водоизмещением около 12 000 тонн было затоплено до того, как группа истребителей Мессершмитт Bf 109 провожала нападавших. Другой корабль, замеченный ранее во время вылета, был обстрелян и серьезно поврежден. [ 20 ]
С апреля 1944 года 489-я эскадрилья входила в состав ударного крыла Анзак вместе с 455-й эскадрильей и вскоре после этого двинулась на юг, на базу в Лэнгэме , в Норфолке . Крыло действовало в поддержку подготовки союзников к предстоящему вторжению в Нормандию . Он часто совершал операции во Франции и Нидерландах , нацеливаясь на торговые суда и следя за движением по морским путям. Во время этих операций часть атакующих истребителей Beaufighter была оснащена пушками вместо торпед, их роль заключалась в нацеливании на противовоздушную оборону атакуемого корабля. Они также искали E-лодки и R-лодки , которые представляли собой моторные катера, вооруженные немецкими вооруженными силами . [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]

В день «Д» и сразу после него ударному крылу Анзака было поручено найти и уничтожить катера E- и R, которые могли угрожать судам флота вторжения союзников. На пути к Голландии и Дьеппу эскадрилья атаковала около 34 моторных катеров, многие из которых были потоплены. Крупный боевой вылет был проведен 15 июня, когда эскадрилья выполняла роль противозенитной артиллерии, в то время как несколько других эскадрилий атаковали торпедами корабль-базу электронных лодок и корабль снабжения водоизмещением 8000 тонн. В результате оба корабля были потоплены, а целых десять судов сопровождения уничтожены без потерь среди атакующих самолетов. Две недели спустя эскадра добилась еще большего успеха: два грузовых корабля были уничтожены у Фризских островов . Угроза, исходящая от немецких надводных кораблей в Ла-Манше, значительно уменьшилась, и 489-я эскадрилья вскоре смогла вернуться к своей прежней роли по борьбе с судами вдоль норвежского побережья. [ 23 ] [ 24 ]
К октябрю 489-я эскадрилья, которую теперь возглавлял командир звена Л.А. Робертсон, действовала из Королевских ВВС Даллахи в Шотландии. [ 10 ] Личному составу эскадрильи было некомфортно из-за ненастной погоды в этом районе и относительно сырого оборудования. Самолеты летали день и ночь, и когда они достигали норвежского побережья, им часто приходилось залетать вглубь фьордов в поисках немецких судов. Высокие потери, понесенные немцами, привели к тому, что больше судов двигалось по ночам, а днем укрывалось во фьордах. [ 25 ]
1945 год и расформирование
[ редактировать ]
Противокорабельная работа 489-й эскадрильи вдоль побережья Норвегии продолжалась до 1945 года, и в последние месяцы войны ею руководил командир звена Д. Хаммонд. Эскадрилья продолжала действовать в составе ударного крыла Анзак, в которое теперь входили британская эскадрилья, а также австралийское подразделение. Среди крупных боевых вылетов в течение года был один 9 февраля на Фёрде-фьорд , в ходе которого эсминец класса «Нарвик» был атакован и поврежден 30 истребителями «Бофайтер». Позже в том же месяце один из экипажей эскадры заметил и потопил « Альстерстум» , грузовое судно водоизмещением 2500 тонн, перевозившее груз мин. В следующем месяце другой экипаж торпедировал грузовое судно водоизмещением 3000 тонн. [ 25 ]
Последний боевой вылет эскадрильи с участием пары Beaufighter был выполнен 21 мая. [ 10 ] К этому времени за предыдущие пять месяцев было совершено около 1250 боевых вылетов. [ 25 ] В июне, когда война в Европе уже подошла к концу, он был переведен в RAF Banff , в Банфшире , и начал перевооружаться на De Havilland Mosquito с целью переброски в Тихий океан. Однако прежде чем переход на «Москиты» был завершен, Японская империя распалась, и война закончилась. Впоследствии 1 августа эскадрилья была расформирована. [ 2 ] [ 10 ]
Оперативное резюме
[ редактировать ]За время службы во время Второй мировой войны 489-я эскадрилья совершила 2380 боевых вылетов и наработала 9773 часа в боевых действиях. Всего во время службы в эскадрилье погибли 33 новозеландца. Награды, полученные его личным составом за службу в эскадрилье, включали два ордена за выдающиеся заслуги , 19 крестов за выдающиеся летные заслуги с одной планкой , медаль за выдающуюся доблесть и медаль за выдающиеся летные заслуги . [ 10 ] [ 19 ]
Командиры
[ редактировать ]Командирами 489-й эскадрильи служили: [ 10 ]
- Командир звена Дж. А.С. Браун (август 1941 г. – октябрь 1942 г.);
- Командир звена В. К. Дарлинг (октябрь 1942 г. – август 1943 г.);
- Командир звена Дж. С. Динсдейл (август 1943 г. – август 1944 г.);
- Командир звена Л. А. Робертсон (август 1944 г. – февраль 1945 г.);
- Командир звена Д. Х. Хаммонд (февраль – август 1945 г.).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Роулингс 1982 , с. 224.
- ^ Jump up to: а б с Галлей 1988 , с. 532.
- ^ Бойер и Роулингс 1979 , с. 113.
- ^ Флинтэм и Томас 2003 , стр. 117.
- ^ Бойер и Роулингс 1979 , с. 84.
- ^ Флинтэм и Томас 2003 , стр. 96.
- ^ МакГиббон 2000 , с. 8.
- ^ МакГиббон 2000 , стр. 156–157.
- ^ Томпсон 1953 , стр. 209–211.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Томпсон 1956 , стр. 461–462.
- ^ Митчелл 1945 , с. 178.
- ^ Митчелл 1945 , стр. 178–179.
- ^ Jump up to: а б Томпсон 1956 , стр. 124–125.
- ^ Митчелл 1945 , стр. 180–181.
- ^ Томпсон 1956 , стр. 126–128.
- ^ Jump up to: а б Томпсон 1956 , стр. 128–130.
- ^ Митчелл 1945 , с. 183.
- ^ Ламберт 2014 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2014 , с. 251.
- ^ Jump up to: а б Митчелл 1945 , стр. 183–184.
- ^ Ламберт 2014 , с. 252.
- ^ Томпсон 1956 , с. 274.
- ^ Митчелл 1945 , стр. 185–186.
- ^ Томпсон 1956 , стр. 307–308.
- ^ Jump up to: а б с Томпсон 1956 , стр. 420–423.
Ссылки
[ редактировать ]- Бойер, Майкл Дж. Ф.; Роулингс, Джон Д.Р. (1979). Кодексы эскадрильи, 1937–56 гг . Бар-Хилл, Кембридж: ISBN Патрика Стивенса Лтд. 0-85059-364-6 .
- Флинтэм, Вик; Томас, Эндрю (2003). Боевые коды: полное объяснение и список кодов подразделений ВВС Великобритании, Содружества и союзников с 1938 года . Airlife Publishing Ltd. Шрусбери, Шропшир: ISBN 1-84037-281-8 .
- Халли, Джеймс Дж. (1988). Эскадрильи Королевских ВВС и Содружества, 1918–1988 гг . Air-Britain (Historians) Ltd. Тонбридж, Кент: ISBN 0-85130-164-9 .
- Ламберт, Макс (2014). Победа: новозеландские летчики и падение Германии . Окленд: Издательство HarperCollins. ISBN 978-1-77554-043-4 .
- МакГиббон, Ян , изд. (2000). Оксфордский справочник военной истории Новой Зеландии . Окленд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-558376-0 .
- Митчелл, Алан В. (1945). Новозеландцы в воздушной войне . Лондон: Джордж Г. Харрап и компания OCLC 1079233416 .
- Роулингс, Джон Д.Р. (1982). Береговые, вспомогательные и специальные эскадрильи Королевских ВВС и их авиация . Jane's Publishing Company Ltd. Лондон: ISBN 0-7106-0187-5 .
- Томпсон, Х.Л. (1953). Новозеландцы с Королевскими ВВС . Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–45 . Том. И. Веллингтон: Отделение военной истории. ОСЛК 270919916 .
- Томпсон, Х.Л. (1956). Новозеландцы с Королевскими ВВС . Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–45 . Том. II. Веллингтон: Отделение военной истории. OCLC 300089346 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берроуз, Дэвид М., изд. (2006). 489: Неофициальная история 489-й эскадрильи торпедоносцев RNZAF, 1941–1945 гг . Нельсон : Дэвид Берроуз. ISBN 978-0-473-11888-4 .
- Танниклифф, Дональд Маккензи (1990). От кроликов до Beaufighters: автобиография Дональда Маккензи Танниклиффа, DFC, включающая историю 489-й эскадрильи RNZAF, ноябрь 1943 г. – май 1945 г. Крайстчерч : Алан Танниклифф. ISBN 0-9597830-2-4 .
- Уилки, Дон (2023). Забытые герои: голоса 489-й новозеландской торпедной эскадрильи . Напье: Издательство Kingoodie. ISBN 978-0-473-68874-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]