Доминион
Из серии «Политика». |
Основные формы правления |
---|
Список стран по системе правления |
Политический портал |
Доминионом самоуправляющихся была любая из нескольких в значительной степени стран Британской империи . По мере развития колоний степень их колониального самоуправления увеличивалась неравномерно с конца 19 века по 1930-е годы. Пережитки империи сохранялись в некоторых владениях вплоть до конца 20 века. С развитием Британской империи в Содружество Наций , завершившимся в 1949 году, доминионы стали независимыми государствами, либо как республики Содружества , либо как королевства Содружества .
В 1925 году британское правительство создало Управление Доминиона из Управления по делам колоний , хотя в течение следующих пяти лет у них был один и тот же секретарь, отвечающий за оба офиса. «Статус доминиона» был впервые предоставлен Канаде, Австралии, Новой Зеландии , Ньюфаундленду , Южной Африке и Ирландскому свободному государству на Имперской конференции 1926 года посредством Декларации Бальфура 1926 года , признавшей Великобританию и доминионы как «автономные сообщества в составе Британской империи». Империи, равные по статусу, никоим образом не подчиняющие друг друга ни в каком аспекте своих внутренних или внешних дел, хотя и объединенные общей преданностью Короне и свободно ассоциированные в качестве членов Британского Содружества Наций». [1] Их полная законодательная независимость была впоследствии подтверждена в Вестминстерском статуте 1931 года . В 1920-х и 1930-х годах они начали представлять себя в международных органах, при заключении договоров и в иностранных столицах. Позже доминионами на короткие периоды стали также Индия , Пакистан и Цейлон (ныне Шри-Ланка).
С переходом Британской империи в Содружество Наций после Второй мировой войны было решено, что термин « страна Содружества» должен формально заменить доминион для официального использования Содружества. [2] Это решение было принято во время конференции премьер-министров Содружества в 1949 году , когда Индия намеревалась стать республикой, чтобы оба типа правительств могли стать и оставаться полноправными членами Содружества, и, следовательно, этот термин относится к автономным доминионам и республикам.
После этого термин «доминион» , без его юридического измерения, использовался еще тридцать лет для тех стран Содружества, главой государства которых была корона. Постепенно, особенно после 1953 года, этот термин был заменен термином « царство » как равные владения короны Содружества.
Определение
[ редактировать ]Термин «доминион» означает «то, чем управляют или управляют». Его использовали британцы для описания своих колоний или территориальных владений. [3]
Использование слова «доминион» для обозначения определенной территории в пределах Британской империи восходит к 16 веку и иногда использовалось для описания Уэльса с 1535 по 1800 год: например, Закон о законах Уэльса 1535 года применяется к «доминиону, княжеству и стране». Уэльса». [4] Доминион , как официальный титул, был присвоен Колонии Вирджиния около 1660 года и Доминиону Новой Англии в 1686 году.
В соответствии с Законом о Британской Северной Америке 1867 года частично самоуправляющиеся колонии Британской Северной Америки были объединены в Доминион Канада. Новые федеральное правительство и правительства провинций разделили значительные местные полномочия, но Великобритания сохранила общее законодательное превосходство. [5] На Имперской конференции 1907 года самоуправляющиеся государства Канады и Австралийского Содружества были названы доминионами . впервые [6] Две другие самоуправляющиеся колонии — Новая Зеландия и Ньюфаундленд — в том же году получили статус Доминиона. За ними последовал Южно-Африканский Союз в 1910 году. Постановление Совета об аннексии острова Кипр в 1914 году провозгласило, что с 5 ноября 1914 года остров «будет присоединен и станет частью владений Его Величества». [7] [8]
Статус доминиона был официально предоставлен Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Ньюфаундленду, Южной Африке и Ирландскому свободному государству на Имперской конференции 1926 года для обозначения «автономных сообществ внутри Британской империи, равных по статусу и никоим образом не подчиняющихся друг другу в любой аспект их внутренних или внешних дел, хотя они объединены общей преданностью Короне и свободно являются членами Британского Содружества Наций». [9]
Британское правительство Ллойд Джорджа подчеркнуло использование заглавной буквы «D» при упоминании Ирландского свободного государства в англо-ирландском договоре, чтобы гарантировать ему тот же конституционный статус, чтобы избежать путаницы с более широким термином «доминионы Его Величества». , который относился к Британской империи в целом. [10] Во время основания Лиги Наций в 1924 году Пакт Лиги предусматривал принятие любого «полностью самоуправляющегося государства, доминиона или колонии». [11] подразумевалось, что «статус доминиона был чем-то средним между статусом колонии и государства». [12]
С принятием Вестминстерского статута 1931 года Великобритания и доминионы (кроме Ньюфаундленда) образовали Британское Содружество Наций . [13] Доминионы утверждали полную законодательную независимость с прямым доступом к монарху как главе государства, который ранее был доступен только британским правительствам. Он также признал автономию во внешних делах, включая участие в качестве автономных стран в Лиге Наций с полной властью назначать послов в других странах. [9]
После Второй мировой войны изменения в конституционных отношениях между странами, которые продолжали иметь общий суверенитет с Соединенным Королевством, привели к тому, что термин «доминион» в верхнем регистре вышел из употребления. [14] В 1947 году Управление доминионов было официально преобразовано в Управление по связям с Содружеством .
«Владения Его/Ее Величества»
[ редактировать ]Статус «Доминиона», установленный Вестминстерским статутом 1931 года, был написан с заглавной буквы, чтобы отличить его от более общего значения «внутри владений короны». [10]
Фраза «доминионы короны» или «доминионы Его/Ее Величества» — это юридическая и конституционная фраза, которая относится ко всем владениям и территориям британского суверена, независимо от того, независимы они или нет. Эти территории включают Соединенное Королевство и его колонии, в том числе те, которые стали доминионами. Зависимые территории, которые никогда не были аннексированы и не были колониями Короны , формально были чужой территорией, а не «в пределах владений короны». [15] [ нужна страница ] Когда эти территории, включая протектораты и охраняемые государства (статус с более широкими полномочиями самоуправления), а также мандаты Лиги Наций , которые затем стали подопечными территориями Организации Объединенных Наций , получили независимость и в то же время признали британского монарха. Будучи главой государства, акт Соединенного Королевства о предоставлении независимости провозгласил, что такая-то территория «должна составлять часть владений Ее Величества» и, таким образом, стать частью территории, на которой Королева осуществляет суверенитет , а не просто сюзеренитет .
Согласно британскому закону о гражданстве , статус «Доминиона» прекратил свое существование 1 января 1949 года, когда было решено, что каждый Доминион будет принимать законы, касающиеся его собственного гражданства. [16] Однако сам по себе «статус доминиона» никогда не переставал существовать в более широкой сфере британского законодательства, поскольку акты, относящиеся к «статусу доминиона», такие как Вестминстерский статут 1931 года, не были отменены как в Соединенном Королевстве, так и в исторических доминионах, таких как Канада. Термин «внутри доминионов короны» продолжает применяться в британском законодательстве к тем территориям, на которых британский монарх остается главой государства, а термин «самоуправляющийся доминион» используется в некоторых законодательных актах. [15] [ нужна страница ] Когда территория перестает признавать монарха главой государства, этот статус изменяется законом. Так, например, Закон о Британской Ирландии 1949 года признал, что Ирландская Республика «перестала быть частью владений Его Величества».
Историческое развитие
[ редактировать ]Ответственное правительство: предшественник статуса Доминиона
[ редактировать ]Основание статуса «Доминиона» последовало за достижением внутреннего самоуправления в британских колониях в особой форме полностью ответственного правительства (в отличие от « представительного правительства »). Колониальное ответственное правительство начало формироваться в середине 19 века. Законодательные органы колоний с ответственным правительством могли принимать законы по всем вопросам, кроме иностранных дел, обороны и международной торговли, причем эти полномочия оставались за парламентом Соединенного Королевства .
Новая Шотландия , за которой вскоре последовала провинция Канады (которая включала современный южный Онтарио и южный Квебек ), была первыми колониями, добившимися ответственного управления в 1848 году. За ней последовали Остров Принца Эдуарда в 1851 году, а также Нью-Брансуик и Ньюфаундленд в 1855 году. Все, кроме Ньюфаундленда и Остров Принца Эдуарда согласились сформировать новую федерацию под названием Канада с 1867 года. Это было учреждено британским парламентом в соответствии с Законом о Британской Северной Америке 1867 года . (См. также: Канадская Конфедерация ). В разделе 3 Закона новое образование именуется «Доминионом», первым таким образованием, которое будет создано. С 1870 года в состав Доминиона входили две обширные соседние британские территории, не имевшие какой-либо формы самоуправления: Земля Руперта и Северо-Западная территория , части которых позже стали провинциями Манитоба , Саскачеван , Альберта , а также отдельные территории, Северо-Западные территории , Юкон и Нунавут . В 1871 году Королевская колония Британская Колумбия стала канадской провинцией, к которой в 1873 году присоединился Остров Принца Эдуарда. Ньюфаундленд , ставший доминионом в 1907 году, был восстановлен под прямым британским правлением в 1934 году и окончательно присоединился к Канаде в 1949 году после референдумов .
Условия, при которых четыре отдельные австралийские колонии — Новый Южный Уэльс , Тасмания , Западная Австралия , Южная Австралия — и Новая Зеландия могли получить полное ответственное правительство, были изложены британским правительством в Законе о конституциях Австралии 1850 года . [17] Закон также отделил колонию Виктория (в 1851 году) от Нового Южного Уэльса. В 1856 году ответственное правительство было достигнуто в Новом Южном Уэльсе. [18] Виктория, [19] Южная Австралия, [20] и Тасмания, [21] и Новая Зеландия. Оставшаяся часть Нового Южного Уэльса была разделена на три части в 1859 году, и это изменение установило большую часть нынешних границ Нового Южного Уэльса; Колония Квинсленд со своим ответственным самоуправлением, [22] и Северная территория (которой не было предоставлено самоуправление до федерации австралийских колоний). [23] Западная Австралия не получила самоуправления до 1891 года, главным образом из-за ее продолжающейся финансовой зависимости от правительства Великобритании. [24] После длительных переговоров (первоначально включавших Новую Зеландию) шесть австралийских колоний с ответственным правительством (и их зависимые территории) согласились объединиться в федерацию по канадскому образцу, став в 1901 году Австралийским Содружеством.
В Южной Африке Капская колония стала первой британской самоуправляющейся колонией в 1872 году. (До 1893 года Капская колония также контролировала отдельную колонию Натал .) После Второй англо-бурской войны (1899–1902) Британская империя взяла на себя прямой контроль над бурскими республиками , но передал ограниченное самоуправление Трансваалю в 1906 году и колонии Оранжевой реки в 1907 году.
Австралийское Содружество было признано Доминионом в 1901 году, а Доминион Новой Зеландии и Доминион Ньюфаундленд получили официальный статус Доминиона в 1907 году, а в 1910 году последовал Южно-Африканский Союз .
Канадская Конфедерация и эволюция термина Доминион
[ редактировать ]В связи с предложениями по будущему правительству Британской Северной Америки использование термина «Доминион» было предложено Сэмюэлем Леонардом Тилли на Лондонской конференции 1866 года, обсуждавшей конфедерацию провинций Канады (впоследствии ставших провинциями Онтарио и Квебек ). , Новая Шотландия и Нью-Брансуик в «Единый доминион под названием Канада», первую федерацию внутри Британской империи. [25] Предложение Тилли было взято из восьмого стиха 72-го псалма : «Он будет владычествовать от моря до моря и от реки до концов земли», что отражено в национальном девизе « A Mari Usque Ad Mare ». . [26] Новое правительство Канады в соответствии с Законом о Британской Северной Америке 1867 года начало использовать фразу «Доминион Канады» для обозначения новой, более крупной страны. Однако ни Конфедерация, ни принятие названия «Доминион» не предоставили дополнительную автономию или новые полномочия этому новому федеральному уровню власти. [27] [28] Сенатор Юджин Форси писал, что полномочия, приобретенные с 1840-х годов и установившие систему ответственного правительства в Канаде, будут просто переданы новому правительству Доминиона:
Ко времени создания Конфедерации в 1867 году эта система действовала на большей части территории нынешней центральной и восточной Канады уже почти 20 лет. Отцы Конфедерации просто продолжили систему, которую они знали, систему, которая уже работала, и работала хорошо. [28]
Исследователь-конституционист Эндрю Херд утверждает, что Конфедерация не изменила юридически колониальный статус Канады ни на что, приближающееся к ее более позднему статусу Доминиона.
С момента своего создания в 1867 году колониальный статус Канады был отмечен политическим и правовым подчинением превосходству Британской империи во всех аспектах управления — законодательном, судебном и исполнительном. Имперский парламент в Вестминстере мог принимать законы по любому вопросу, касающемуся Канады, и мог отменять любое местное законодательство, последняя апелляционная инстанция по канадским судебным процессам принадлежала Судебному комитету Тайного совета в Лондоне, генерал-губернатор играл существенную роль в качестве представитель британского правительства, а высшая исполнительная власть принадлежала британскому монарху , которому при ее осуществлении давали советы только британские министры. Независимость Канады возникла после того, как каждое из этих подчинений в конечном итоге было удалено. [27]
Когда в 1867 году был создан Доминион Канада, ему были предоставлены полномочия самоуправления для решения всех внутренних вопросов, но Великобритания по-прежнему сохраняла общее законодательное превосходство. Это имперское превосходство могло быть реализовано посредством нескольких законодательных мер. Во-первых, Закон о Британской Северной Америке 1867 года предусматривал в статье 55, что генерал-губернатор может оставить за собой право любого законодательства, принятого двумя палатами парламента, «в знак согласия Ее Величества», что определяется в соответствии со статьей 57 Британский монарх в Совете. Во-вторых, статья 56 предусматривает, что генерал-губернатор должен направить «одному из главных государственных секретарей Ее Величества» в Лондоне копию любого федерального закона, который был одобрен. Затем, в течение двух лет после получения этой копии, (британский) монарх в совете мог отклонить закон. В-третьих, по крайней мере четыре имперских закона ограничивали канадские законодательные органы. Закон о действительности колониальных законов 1865 года. при условии, что ни один колониальный закон не может законным образом противоречить, изменять или отменять имперское законодательство, которое прямо или необходимо косвенно применялось непосредственно к этой колонии. Закон о торговом мореплавании 1894 года, а также Закон о колониальных адмиралтейских судах 1890 года требовали резервирования законодательства Доминиона по этим вопросам для утверждения британским правительством. Кроме того, Закон о колониальных акциях 1900 года предусматривал отмену любого законодательства Доминиона, которое, по мнению британского правительства, могло бы нанести вред британским акционерам доверительных ценных бумаг Доминиона. Однако наиболее важно то, что британский парламент мог воспользоваться своим законным правом верховенства над общим правом и принимать любые законы по любому вопросу, затрагивающему колонии. [27]
На протяжении десятилетий доминионы не имели собственных посольств и консульств в зарубежных странах. Международные поездки и торговля осуществлялись через британские посольства и консульства. Например, вопросы, касающиеся виз , а также утерянных или украденных паспортов граждан Доминиона, решались в британских дипломатических представительствах. В конце 1930-х и начале 1940-х годов правительства Доминионов открыли свои собственные посольства, первые два из которых были открыты Австралией и Канадой в Вашингтоне, округ Колумбия , в Соединенных Штатах.
До 1948 года любой житель британской колонии или доминиона имел статус британского подданного . В 1935 году Закон об ирландском гражданстве и гражданстве создал отдельный статус ирландского гражданина , но не позволил создать полное гражданство. Канада была первой страной, которая создала свое собственное гражданство на основании Закона о канадском гражданстве 1946 года , после чего Закон о британском гражданстве 1948 года создал гражданство Содружества , а доминионы впоследствии создали свои собственные гражданства.
Как позже объяснил Херд, британское правительство редко применяло свои полномочия в отношении канадского законодательства. Британские законодательные полномочия в отношении внутренней политики Канады были в основном теоретическими, и их осуществление становилось все более неприемлемым в 1870-х и 1880-х годах. Получение статуса доминиона, а затем и полной независимости Канады и других владений Британской империи произошло не в результате предоставления титулов или аналогичного признания со стороны британского парламента, а в результате инициатив, предпринятых новыми правительствами некоторых бывших британских зависимых территорий по отстаивать свою независимость и создавать конституционные прецеденты.
Что примечательно во всем этом процессе, так это то, что он был достигнут с минимумом законодательных поправок. Большая часть независимости Канады возникла в результате развития новых политических механизмов, многие из которых были включены в судебные решения, интерпретирующие конституцию - с явным признанием или без него. Переход Канады от неотъемлемой части Британской империи к статусу независимого члена Содружества наглядно иллюстрирует путь, по которому фундаментальные конституционные нормы развивались посредством взаимодействия конституционных конвенций, международного права, а также муниципальных статутов и прецедентного права. [27]
Что было важным в создании канадской и австралийской федераций, так это не то, что Имперский центр мгновенно предоставил им широкие новые полномочия во время их создания; но они, из-за своего большего размера и престижа, были способны лучше осуществлять свои существующие полномочия и лоббировать новые, чем различные колонии, которые они объединили, могли бы делать это по отдельности. Они предоставили новую модель, на которую политики Новой Зеландии, Ньюфаундленда, Южной Африки, Ирландии, Индии и Малайзии могли бы опираться в своих отношениях с Великобританией. В конечном итоге «примеру [Канады] мирного обретения независимости с Вестминстерской системой правления последовали 50 стран с общим населением более 2 миллиардов человек». [29]
Императорская конференция 1907 года
[ редактировать ]Вопросы колониального самоуправления выплеснулись на внешнюю политику во время Второй англо-бурской войны (1899–1902). Самоуправляющиеся колонии внесли значительный вклад в усилия Великобритании по сдерживанию восстания, но обеспечили создание условий для участия в этих войнах. Колониальные правительства неоднократно принимали меры для того, чтобы они определяли степень своего участия в имперских войнах в ходе подготовки к Первой мировой войне .
Настойчивость самоуправляющихся стран была признана на Имперской конференции 1907 года, которая по предложению премьер-министров Канады и Австралии представила идею доминионов как самоуправляющихся стран, назвав Канаду и Австралию доминионами. Он также отказался от названия «Колониальная конференция» и обязал регулярно проводить встречи для консультирования доминионов по вопросам ведения иностранных дел империи.
Колония Новой Зеландии , которая предпочла не принимать участие в австралийской федерации, стала Доминионом Новой Зеландии 26 сентября 1907 года; В тот же день Ньюфаундленд стал Доминионом. назывался Южно-Африканский Союз Доминионом после его создания в 1910 году.
Первая мировая война и Версальский договор
[ редактировать ]Инициативы и вклад британских колоний в британские военные усилия в Первой мировой войне были признаны Великобританией с созданием в 1917 году Имперского военного кабинета , который дал им право голоса в ведении войны. Статус доминионов как самоуправляющихся государств, в отличие от символических титулов, предоставленных различным британским колониям, сохранялся до 1919 года, когда самоуправляющиеся доминионы подписали Версальский договор независимо от британского правительства и стали отдельными членами Лиги Наций. Это положило конец чисто колониальному статусу доминионов. [30]
Ирландское свободное государство
[ редактировать ]Ирландское свободное государство , созданное в 1922 году после англо-ирландской войны , было третьим доминионом, назначившим генерал-губернатором не британского происхождения и не аристократического происхождения при Тимоти Майкле Хили , после пребывания в Канаде сэра Гордона Драммонда и Сэр Уолтер Эдвард Дэвидсон и сэр Уильям Эллардайс из Ньюфаундленда заняли эту позицию в 1922 году. Статус доминиона никогда не был популярен в Ирландском свободном государстве, где люди рассматривали его как меру по спасению лица для британского правительства, неспособного поддержать республику в том, что ранее существовало. было Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии . Сменявшие друг друга ирландские правительства подорвали конституционные связи с Соединенным Королевством. В 1937 году Ирландия, как она себя переименовала, приняла новую республиканскую конституцию , которая включала полномочия президента Ирландии. В то же время закон , делегирующий функции королю не как королю Ирландии, а как символу сотрудничества между странами Содружества, с которыми Ирландия ассоциировала себя, продолжал применяться во внешних отношениях. Последними установленными законом функциями короля в отношении Ирландии были упразднен в 1949 году .
Декларация Бальфура 1926 года и Вестминстерский статут
[ редактировать ]Декларация Бальфура 1926 года и последующий Вестминстерский статут 1931 года ограничили способность Великобритании принимать или влиять на законы за пределами ее собственной юрисдикции.
До 1931 года Ньюфаундленд назывался колонией Соединенного Королевства, как, например, в обращении 1927 года к Судебному комитету Тайного совета по определению границы Квебека и Лабрадора. [31] Полная автономия была предоставлена парламентом Соединенного Королевства Вестминстерским статутом в декабре 1931 года. Однако правительство Ньюфаундленда «просило Соединенное Королевство не применять к нему автоматически[—] разделы 2–6, подтверждающие статус доминиона[—]. ,] до тех пор, пока Законодательное собрание Ньюфаундленда впервые не утвердило Статут, одобрение, которое Законодательное собрание впоследствии так и не дало». [ нужна ссылка ]
По просьбе Австралии и Новой Зеландии Вестминстерский статут не применялся автоматически к этим двум доминионам до тех пор, пока его собственные парламенты не подтвердили его. Будучи экономически близкими к Британии и зависимыми от нее в вопросах обороны, они не делали этого до 1942 года в Австралии и в 1947 году в Новой Зеландии .
В 1934 году, после экономического краха Ньюфаундленда, и с одобрения своего собственного законодательного органа, Великобритания приостановила самоуправление Ньюфаундленда и учредила « Правительственную комиссию », которая действовала до тех пор, пока Ньюфаундленд не стал провинцией Канады в 1949 году.
Белые Доминионы
[ редактировать ]Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Ирландское свободное государство, Ньюфаундленд и Южную Африку (до того, как они стали республикой и покинули Содружество в 1961 году) с их большим населением европейского происхождения иногда коллективно называли « Белыми доминионами ». [32] [ нужна страница ]
Доминионы
[ редактировать ]Список доминионов
[ редактировать ]Страна | От | К [‡ 1] | Статус |
---|---|---|---|
Канада | 1867 | Продолжается как царство Содружества. Доминион был присвоен как титул страны в конституции 1867 года вместо титула «королевство». [25] [33] [3] [34] | |
Австралия | 1901 | Продолжается как царство Содружества. | |
Новая Зеландия | 1907 | Продолжается как царство Содружества. | |
Ньюфаундленд | 1907 | 1949 | Колония Ньюфаундленд пользовалась ответственным правительством с 1855 по 1907 год, когда она стала Доминионом. [35] Следуя рекомендациям Королевской комиссии и по требованию Законодательного собрания и Законодательного совета Ньюфаундленда, парламентское правительство было приостановлено в 1934 году из-за серьезных финансовых трудностей, возникших в результате депрессии и серии беспорядков против правительства Ньюфаундленда в 1932 году. [36] В 1934 году Ньюфаундленд вернулся под прямое британское правление, которым управляла неизбираемая комиссия, назначенная британским правительством. [37] В 1949 году она присоединилась к Канаде, и законодательный орган был восстановлен после 16 лет прямого правления Великобритании. [38] |
Южно-Африканский Союз | 1910 | 1961 | Продолжала существовать как монархия, пока не стала республикой в 1961 году в соответствии с Законом о Конституции Южно-Африканской Республики 1961 года, принятым Парламентом Южно-Африканской Республики, с длинным названием «Создать Южно-Африканскую Республику и решать вопросы, связанные с ней», согласился с 24 апреля 1961 г., вступил в строй 31 мая 1961 г. [39] |
Ирландское свободное государство (1922–1937) Ирландия (1937–1949) [‡ 2] | 1922 | 1949 | Связь с монархией прекратилась с принятием Закона об Ирландской Республике 1948 года , который вступил в силу 18 апреля 1949 года и провозгласил государство республикой. |
Индия | 1947 | 1950 | Союз Индии (с присоединением Сиккима в 1975 году) стал федеративной республикой после его конституции вступления в силу 26 января 1950 года. |
Пакистан (включая Бангладеш и исключая Гвадар ) | 1947 | 1956 | Просуществовала как монархия до 1956 года, когда она стала республикой под названием «Исламская Республика Пакистан»: Конституция 1956 года. [40] |
Цейлон | 1948 | 1972 | Просуществовала как монархия до 1972 года, когда она стала республикой под названием Шри-Ланка. |
- ^ Не было ни одного конституционного или законодательного изменения, отменяющего статус «доминионов». В прокламации о присоединении 1952 года упоминались «королевства», а в Законе о королевском стиле и титулах 1953 года ссылки на «доминионы» в титулах монарха в различных доминионах были изменены на «царства», после чего термин «доминион» вообще вышел из употребления, и страны, разделяющие одного и того же монарха, что и Соединенное Королевство, стали называться королевствами (за возможным исключением Канады ; см. Также «Название Канады» ).
- ^ Ирландское свободное государство было переименовано в Эйре по -ирландски или в Ирландию по-английски в 1937 году. В 1937–1949 годах британское правительство называло Доминион «Эйре». См. также Названия ирландского государства .
Австралия
[ редактировать ]Четыре колонии Австралии пользовались ответственным правительством с 1856 года: Новый Южный Уэльс, Виктория, Тасмания и Южная Австралия. [41] В Квинсленде появилось ответственное правительство вскоре после его основания в 1859 году. [42] Из-за продолжающейся финансовой зависимости от Великобритании Западная Австралия стала последней австралийской колонией, получившей самоуправление в 1890 году. [43] В 1890-х годах колонии проголосовали за объединение, и в 1901 году они были объединены в федерацию под британской короной как Австралийское Содружество на основании Конституционного закона Австралийского Содружества . Конституция Австралии была разработана в Австралии и одобрена народным согласием. Таким образом, Австралия является одной из немногих стран, созданных всенародным голосованием. [44] В соответствии с Декларацией Бальфура 1926 года федеральное правительство рассматривалось как равное (а не подчиненное) правительству Великобритании и других доминионов, и это получило формальное юридическое признание в 1942 году (когда Вестминстерский статут был принят задним числом с момента начала действия Декларации Бальфура 1926 года). Вторая мировая война в 1939 году). В 1930 году премьер-министр Австралии Джеймс Скаллин укрепил право заокеанских доминионов назначать генерал-губернаторов из числа коренных жителей, когда он посоветовал королю Георгу V назначить сэра Исаака Айзекса своим представителем в Австралии, вопреки желанию оппозиции. и официальные лица в Лондоне. Правительства штатов (колоний до 1901 года) оставались в составе Содружества, но сохраняли связи с Великобританией до принятия Акта об Австралии 1986 года .
Канада
[ редактировать ]Термин «Доминион» используется в Конституционном акте 1867 года (первоначально Закон о Британской Северной Америке 1867 года ) и описывает возникший в результате политический союз. В частности, в преамбуле закона говорится: «Принимая во внимание, что провинции Канада, Новая Шотландия и Нью-Брансуик выразили желание быть объединенными на федеральном уровне в один доминион под короной Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, с конституцией, аналогичной в принципе аналогично Соединенному Королевству ...» Кроме того, в разделах 3 и 4 указывается, что провинции «должны образовывать и быть одним доминионом под названием Канада, и в этот день и после этого дня эти три провинции должны сформировать и быть одним доминионом; под этим именем соответственно».
Согласно Канадской энциклопедии (1999 г.), «это слово стало применяться к федеральному правительству и парламенту, и в соответствии с Конституционным актом 1982 года слово «Доминион» остается официальным названием Канады». [45]
Использование фразы «Доминион Канады» использовалось в качестве названия страны после 1867 года, до общего использования термина «Доминион» применительно к другим автономным регионам Британской империи после 1907 года. Фраза «Доминион Канады» не фигурирует в законе 1867 года. ни в Конституционном акте 1982 года , но появляется в Конституционном акте 1871 года , других текстах того времени и последующих законопроектах. Ссылки на Доминион Канады в более поздних актах, таких как Вестминстерский статут , не проясняют суть дела, поскольку все существительные формально писались с заглавной буквы в британском законодательном стиле. Действительно, в первоначальном тексте Конституционного акта 1867 года «Один» и «Имя» также были написаны с заглавной буквы.
Фрэнк Скотт предположил, что статус Канады как доминиона закончился, когда канадский парламент объявил войну Германии 9 сентября 1939 года, отдельно и отдельно от объявления войны Соединенным Королевством шестью днями ранее. [46] К 1950-м годам термин «Доминион Канада» больше не использовался Соединенным Королевством, которое считало Канаду «Королевством Содружества». [47] Правительство Луи Сен-Лорана прекратило практику использования Доминиона в статутах Канады в 1951 году. [48] [49] Это положило начало постепенному отказу от использования слова «Доминион» , которое использовалось в основном как синоним слов «федеральный» или «национальный», например, «здание Доминиона» для почтового отделения, «отношения Доминион-провинция» и так далее. Последним крупным изменением было переименование национального праздника с Дня Доминиона на День Канады в 1982 году. Официальные законы о двуязычии также способствовали отказу от использования Доминиона , поскольку у него нет приемлемого эквивалента на французском языке.
Хотя этот термин можно встретить в более старых официальных документах, а Карильонёр Доминиона по-прежнему звонит на Парламентском холме , сейчас он вряд ли используется для того, чтобы отличить федеральное правительство от провинций или (исторически) Канады до и после 1867 года. Тем не менее, федеральное правительство продолжает выпускать публикации и образовательные материалы, в которых указывается актуальность этих официальных названий. [34] [50] [51] В Законе о Конституции 1982 года это название не упоминается и не отменяется, поэтому для его изменения может потребоваться поправка к конституции. [33]
Слово «Доминион» использовалось с другими агентствами, законами и ролями:
- День Доминиона (1867–1982): праздник, посвященный национальному дню Канады; теперь называется Днем Канады
- Полиция Доминиона (1867–1920): объединилась в Королевскую канадскую конную полицию (RCMP).
- Закон о землях доминиона (1872 г.): закон о федеральных землях; отменен в 1930 году
- Обсерватория Доминион (1905–1970): метеорологическая обсерватория в Оттаве ; сейчас используется как Управление энергоэффективности Отделения энергетики Министерства природных ресурсов Канады.
- Карильонёр Доминиона: чиновник, ответственный за игру на колоколах в Башне Мира с 1916 года.
- Статистическое бюро Доминиона (1918–1971): заменено Статистическим управлением Канады.
- Астрофизическая обсерватория Доминиона (1918 – настоящее время); теперь входит в состав Национального исследовательского совета Института астрофизики Герцберга.
- Радиоастрофизическая обсерватория Доминиона (1960 – настоящее время); теперь входит в состав Национального исследовательского совета Института астрофизики Герцберга.
Известные канадские корпорации и организации (не связанные с правительством), которые использовали Dominion как часть своего названия, включают:
- Стрелковая ассоциация Доминиона Канады, основанная в 1868 году и зарегистрированная парламентским актом 1890 года.
- Банк Доминион , открытый в 1871 году.
- Банк Торонто-Доминион , его преемник после слияния с Банком Торонто в 1955 году ; по состоянию на 2016 год один из крупнейших банков страны
- Компания общего страхования Доминиона Канады , основанная в 1887 году; выкуплен Путешественниками в 2013 году.
- Dominion Atlantic Railway в Новой Шотландии, образованная в результате слияния двух железных дорог в 1894 году; контролируется Канадско-Тихоокеанской железной дорогой после 1911 года, закрыта в 1994 году.
- Dominion Stores , сеть супермаркетов, основанная в 1927 году; после серии приобретений последние магазины Dominion были переименованы в магазины Metro в 2008 году.
- Институт Доминиона, созданный в 1997 году для повышения осведомленности о канадской истории и национальной идентичности.
- Институт Historica-Dominion, его преемник после слияния с Historica Foundation в 2009 году; переименован в Historica Canada в 2013 году.
Цейлон
[ редактировать ]Цейлон , которому как колонии Короны первоначально был обещан «полностью ответственный статус в Британском Содружестве Наций», официально получил независимость как Доминион в 1948 году. В 1972 году он принял республиканскую конституцию, чтобы стать Свободной, Суверенной и Независимой Республикой. Шри -Ланки . По новой конституции 1978 года она стала Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка.
Индия и Пакистан
[ редактировать ]Британская Индия приобрела частично представительное правительство в 1909 году , а первый парламент был введен в действие Законом о правительстве Индии 1919 года . [52] Дискуссии о дальнейшей передаче власти и предоставлении статуса доминиона продолжались в течение 1920-х годов, когда был принят законопроект о Содружестве Индии 1925 года. [53] [54] Комиссия Саймона 1927–1930 гг. и Отчет Неру 1928 г. часто цитируются как предложения. Дальнейшие полномочия были в конечном итоге переданы, после конференций за круглым столом 1930–1932 годов , избранным на местном уровне законодательным органам на основании Закона о правительстве Индии 1935 года . Миссия Криппса 1942 года предложила дальнейшую передачу полномочий в рамках статуса Доминиона политическому руководству Британской Индии. План Криппса был отклонен, и требовалась полная независимость. [55] Пакистан с мусульманским большинством, (включая Восточную Бенгалию образующую Восточный Пакистан ) отделился от Индии в момент обретения Индией независимости с принятием Закона о независимости Индии 1947 года и последующим разделом , в результате которого образовались два доминиона. [56] Для Индии статус доминиона был временным, пока ее новая республиканская конституция не была разработана и обнародована в 1950 году. [57] Пакистан оставался доминионом, пока не стал исламской республикой в соответствии с конституцией 1956 года . [58] Восточный Пакистан получил независимость от Пакистана в результате Освободительной войны , как и Бангладеш , в 1971 году.
Ирландское свободное государство / Ирландия
[ редактировать ]Ирландское государство доминионом в период с 1922 по 1949 год свободное Ирландия с 1937 года) было британским . ( Канадой в рамках Британского Содружества Наций, включавшего всю Ирландию. Однако в Законе было предусмотрено положение, позволяющее Парламенту Северной Ирландии отказаться от включения в состав Ирландского Свободного Государства, что – как широко ожидалось в то время – он должным образом сделал через день после создания нового государства, 7 декабря 1922 г. [59]
После плебисцита народа Свободного государства, состоявшегося 1 июля 1937 года, новая конституция 29 декабря того же года вступила в силу , учредившая государство-преемник под названием «Ирландия», которое прекратило участвовать в конференциях и мероприятиях Содружества. Тем не менее, Соединенное Королевство и другие государства-члены Содружества продолжали рассматривать Ирландию как доминион из-за необычной роли, отведенной британскому монарху в соответствии с Законом о внешних связях Ирландии 1936 года. Однако в конечном итоге ирландский парламент принял Закон об Ирландской Республике. 1948 года , который вступил в силу 18 апреля 1949 года и однозначно положил конец связям Ирландии с Британским монархом и Содружеством. Этот закон был признан Соединенным Королевством в Законе об Ирландии 1949 года .
Ньюфаундленд
[ редактировать ]В 1934 году, после ряда финансовых трудностей (отчасти из-за железнодорожного долга Ньюфаундленда 1890-х годов и его долга во время Первой мировой войны , оба из которых были усугублены обвалом цен на рыбу во время Великой депрессии ) и бунта против После избранного правительства Ньюфаундленд добровольно отказался от избранного парламента и автономии, став зависимой территорией Британской империи до 1949 года. В течение этих 15 лет Ньюфаундлендом управляла Правительственная комиссия Ньюфаундленда — неизбираемый орган государственных служащих, которые подчинялись непосредственно британское правительство в Лондоне , в соответствии с британским статутом, Законом о Ньюфаундленде 1933 года. [60] Несмотря на приостановку деятельности законодательного органа и де-факто потерю статуса доминиона, Ньюфаундленд в течение этих 15 лет продолжал рассматриваться как доминион де-юре. [61] когда Намерение правительственной комиссии не только заниматься делами Ньюфаундленда и тяжелой экономической ситуацией, но и подготовить население к тому дню, законодательный орган будет вновь созван, и таким образом будет восстановлена государственность. [62] После двух референдумов в 1948 году жители Ньюфаундленда отвергли как продолжение деятельности Правительственной комиссии Ньюфаундленда, так и возвращение к ответственному правительству, вместо этого проголосовав за присоединение к Канаде в качестве ее 10-й провинции. Это было достигнуто в соответствии с Законом о Британской Северной Америке 1949 года (ныне известным как Закон о Ньюфаундленде ), который был принят Парламентом Соединенного Королевства 23 марта 1949 года. [63] до Лондонской декларации от 28 апреля 1949 г.
Новая Зеландия
[ редактировать ]Закон о Конституции Новой Зеландии 1852 года предоставил Новой Зеландии собственный парламент (Генеральную ассамблею) и самоуправление в 1852 году. [64] В 1907 году Новая Зеландия была провозглашена Доминионом Новой Зеландии . [65] Новая Зеландия, Канада и Ньюфаундленд использовали слово «Доминион» в официальном названии государства, тогда как Австралия использовала Содружество Австралии и Южно-Африканский Союз Южной Африки . Новая Зеландия приняла Вестминстерский статут в 1947 году. [65] и в том же году закон, принятый в Лондоне, предоставил Новой Зеландии полное право вносить поправки в собственную конституцию. В 1986 году парламент Новой Зеландии принял Конституционный акт 1986 года , который отменил Конституционный акт 1852 года и последние конституционные связи с Соединенным Королевством, формально положив конец ее статусу доминиона. [66]
ЮАР
[ редактировать ]был Южно-Африканский Союз образован в 1910 году из четырёх самоуправляющихся колоний — Капской колонии , Натала , Трансвааля и Колонии Оранжевой реки (последние две были бывшими бурскими республиками). [67] Закон о Южной Африке 1909 года предусматривал создание парламента, состоящего из Сената и Палаты собрания . Провинции имели свои собственные законодательные органы. В 1961 году Южно-Африканский Союз принял новую конституцию, стал республикой, вышел из Содружества (и воссоединился после окончания правления апартеида в 1994 году) и стал современной Южно-Африканской Республикой . [68]
Южная Родезия
[ редактировать ]Южная Родезия (переименованная в Зимбабве в 1980 году) представляла собой особый случай в Британской империи . Хотя он никогда не был Доминионом де-юре, во многих отношениях к нему относились как к Доминиону, и он стал рассматриваться как Доминион де-факто. [69] Южная Родезия была образована в 1923 году на территории Британской Южно-Африканской компании и стала самоуправляющейся колонией со значительной автономией по образцу доминионов. Имперские власти в Лондоне сохранили прямые полномочия в отношении иностранных дел, внесения изменений в конституцию, местной администрации и законопроектов, касающихся доходов от горнодобывающей промышленности, железных дорог и зарплаты губернатора. [70]
Южная Родезия не была одной из территорий, которые были упомянуты в Вестминстерском статуте 1931 года , хотя отношения с Южной Родезией регулировались в Лондоне через Управление Доминиона , а не Колониальное Управление . Когда в 1952 году Лондон впервые рассматривал доминионы как иностранные государства в целях дипломатического иммунитета, Южная Родезия была включена в список соответствующих территорий. Этот статус полудоминиона сохранялся в Южной Родезии в период с 1953 по 1963 год, когда она присоединилась к Северной Родезии и Ньясаленду в составе Центральноафриканской Федерации , причем две последние территории продолжали оставаться британскими протекторатами. Когда Северная Родезия получила независимость в 1964 году, она приняла новое название Замбия , что побудило Южную Родезию сократить свое название до Родезии , но Великобритания не признала это последнее изменение. [70]
Родезия в одностороннем порядке провозгласила независимость от Великобритании в 1965 году в результате того, что британское правительство настаивало на отсутствии независимости до правления большинства (NIBMAR). Лондон счел это заявление незаконным, применил санкции и исключил Родезию из стерлинговой зоны . [71] Родезия продолжала придерживаться своей конституции в стиле Доминиона до 1970 года и продолжала выдавать своим гражданам британские паспорта. Правительство Родезии продолжало заявлять о своей лояльности Суверену, несмотря на то, что находилось в состоянии восстания против правительства Ее Величества в Лондоне, до 1970 года, когда оно приняло республиканскую конституцию после референдума в прошлом году. [72] Это продолжалось до тех пор, пока в 1979 году государство не было преобразовано в Зимбабве-Родезия в соответствии с условиями внутреннего урегулирования ; это продолжалось до Соглашения Ланкастер-хауса от декабря 1979 года, которое поставило его под временное британское правление на время проведения новых выборов. Страна обрела независимость, которую международное сообщество считало законной, в апреле 1980 года, когда Великобритания предоставила независимость под названием Зимбабве. [73]
От Доминионов к королевствам Содружества
[ редактировать ]Первоначально доминионы проводили собственную торговую политику, некоторые ограничивали внешние связи и имели автономные вооруженные силы , хотя британское правительство претендовало и осуществляло исключительное право объявлять войны. Однако после принятия Вестминстерского статута язык зависимости от Короны Соединенного Королевства прекратился, и сама Корона больше не называлась Короной какого-либо конкретного места, а просто «Короной». Артур Берридейл Кейт в своей книге «Речи и документы о британских доминионах 1918–1931 годов» заявил, что «доминионы являются суверенными международными государствами в том смысле, что король в отношении каждого из своих доминионов (за исключением Ньюфаундленда) является таким государством в глазах международное право». [74] После этого те страны, которые ранее назывались «доминионами», стали королевствами Содружества , где суверен правит больше не как британский монарх, а как монарх каждой страны в отдельности и считается равным Великобритании и друг другу. [14]
Вторая мировая война , которая фатально подорвала и без того ослабленное коммерческое и финансовое лидерство Британии, еще больше ослабила политические связи между Британией и доминионами. Беспрецедентные действия премьер-министра Австралии Джона Кертина (февраль 1942 г.) по успешной отмене приказа премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля о переброске австралийских войск для защиты удерживаемой британцами Бирмы ( 7-я дивизия в то время направлялась с Ближнего Востока в Австралию, чтобы защита от ожидаемого японского вторжения ) продемонстрировало, что правительства Доминионов больше не могут подчинять свои национальные интересы британским стратегическим перспективам. Чтобы гарантировать, что Австралия имела полное право действовать независимо, особенно в отношении иностранных дел, оборонной промышленности и военных операций, а также подтвердить свои прошлые независимые действия в этих областях, Австралия официально приняла Вестминстерский статут в октябре 1942 года. [75] и датировал принятие задним числом к началу войны в сентябре 1939 года.
независимости в августе 1947 года Управление доминионов объединилось с Управлением Индии и стало Управлением по связям с Содружеством После обретения Индией и Пакистаном . [76] Последней страной, официально ставшей Доминионом, был Цейлон в 1948 году. [77]
Когда 1 января 1949 года вступил в силу Закон о британском гражданстве 1948 года , бывшие доминионы стали полностью независимыми и приняли собственное законодательство, регулирующее гражданство. В британском законе о гражданстве доминионы тогда назывались «независимыми странами Содружества»; другие бывшие британские зависимости, присоединившиеся к Содружеству, были добавлены в список «независимых стран Содружества» после обретения независимости. [16]
Ирландия перестала быть членом Содружества 18 апреля 1949 года, после вступления в силу Закона об Ирландской Республике 1948 года . Это формально означало конец общей конституционной связи бывших зависимостей с британской короной. Индия также приняла республиканскую конституцию в январе 1950 года. В отличие от многих зависимых стран, которые стали республиками, Ирландия так и не присоединилась вновь к Содружеству, которое согласилось признать британского монарха главой этого объединения независимых государств (хотя большинство отдельных стран стали республиками). ).
Независимость отдельных королевств была подчеркнута после воцарения королевы Елизаветы II в 1952 году, когда она была провозглашена не просто королевой Соединенного Королевства , но и королевой Канады , королевой Австралии , королевой Новой Зеландии , королевой Южной Африки. и всех других ее «царств и территорий» и т. д. Это также отражало переход от Доминиона к царству ; при провозглашении новых титулов королевы Елизаветы II в 1953 году фраза «других ее королевств и территорий» заменила «Доминион» другим средневековым французским словом с тем же значением — «королевство» (от royaume ). [78] Таким образом, недавно, когда речь идет об одной из пятнадцати стран Содружества Наций, которые имеют одного и того же монарха, фраза « царство Содружества» вошла в обиход вместо «Доминион» , чтобы различать страны Содружества, которые продолжают разделять монарха в качестве главы государства. (Австралия, Канада, Новая Зеландия, Ямайка и т. д.) от тех, у кого этого нет (Индия, Пакистан, Южная Африка и т. д.). [79] Термин «Доминион» до сих пор встречается в конституции Канады , где он встречается много раз, но во многом это пережиток прошлого, поскольку канадское правительство не использует его активно ( см. «Канада» раздел ). Термин «королевство» не встречается в конституции Канады.
Практика назначения дипломатического представителя по имени « Верховный комиссар » (вместо «посла») для связи между правительством доминиона и британским правительством в Лондоне продолжается в отношении членов Содружества, в том числе тех, которые никогда не были доминионами, и тех, кто которые стали республиками.
Новые независимые территории, иногда называемые доминионами.
[ редактировать ]Термин «Доминион» оставался в неофициальном использовании в течение нескольких лет применительно к новым независимым территориям и иногда использовался для обозначения статуса бывших британских территорий в период сразу после обретения независимости, когда британский монарх оставался главой государства, а форма Правительство представляет собой парламентскую демократию Вестминстерского типа. Правовой статус Доминиона в британском законе о гражданстве прекратил свое существование 1 января 1949 года. Однако лидеры движений за независимость иногда призывали к статусу Доминиона как к одному из этапов переговоров о независимости (например, Кваме Нкрума из Ганы ). [14] Более того, хотя эти независимые государства сохраняли британского монарха в качестве главы государства, они оставались «в пределах владений Короны» по британскому законодательству, что приводило к путанице в терминологии. [15] [ нужна страница ] Эти конституции обычно заменялись республиканскими конституциями в течение нескольких лет.
После Второй мировой войны Великобритания попыталась повторить модель Доминиона в деколонизации Карибского бассейна. ... Хотя несколько колоний, таких как Гайана и Тринидад и Тобаго , сохранили формальную верность британскому монарху, вскоре они пересмотрели свой статус и стали республиками. Великобритания также попыталась внедрить модель Доминиона в деколонизации Африки, но это тоже не увенчалось успехом. ... Гана , первая бывшая колония, провозгласившая доминион в 1957 году, вскоре потребовала признания в качестве республики. Другие африканские страны следовали аналогичной схеме на протяжении 1960-х годов: Нигерия , Танганьика , Уганда , Кения и Малави. Фактически только Гамбия , Сьерра-Леоне и Маврикий сохраняли статус доминиона более трёх лет. [80]
Как показывает приведенная выше цитата, термин «Доминион» иногда применялся в Африке к Гане (ранее Золотой Берег ) в период с 1957 по 1960 год, когда она стала Республикой Гана ; Нигерия с 1960 по 1963 год, когда она стала Федеративной Республикой Нигерия ; [81] Уганда с 1962 по 1963 год; [82] Кения , с 1963 по 1964 год; [83] Танганьика с 1961 по 1962 год, после чего стала республикой, а затем объединилась с бывшим британским протекторатом Занзибар и стала Танзанией ; [84] [85] Гамбия с 1965 по 1970 год; [86] Сьерра-Леоне с 1961 по 1971 год; [87] и Маврикий с 1968 по 1992 год. [88] Мальта также сохранила за собой королеву в качестве главы государства с 1964 по 1974 год под названием Мальтийское государство . [89] Этот термин также применялся к Фиджи после обретения независимости. Подобные случайные упоминания Барбадоса (где королева оставалась главой государства с 1966 по 2021 год) как «доминиона» можно найти в публикациях даже 1970-х годов. [90] [91]
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ «Декларация Бальфура, пункт II» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 16 июля 2005 г. Проверено 25 июня 2022 г.
- ^ Парсонс, TH (2014). Вторая Британская империя: в горниле двадцатого века . Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд. п. 128. ИСБН 978-1-4422-3529-8 . ОСЛК 870098208 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Форси, Э.А.; Хейдей, М. «Доминион Канада» . Канадская энциклопедия . Архивировано из оригинала 8 апреля 2022 года . Проверено 18 мая 2023 г.
- ^ «Парламентские вопросы» . Парламентские дебаты (Хансард) . 5 ноября 1934 года. Архивировано из оригинала 13 июля 2009 года . Проверено 11 июня 2010 г.
- ^ Херд, Эндрю (1990). «Независимость Канады» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2009 года . Проверено 12 февраля 2021 г.
Когда в 1867 году был создан Доминион Канада, ему были предоставлены полномочия самоуправления для решения всех внутренних вопросов, но Великобритания по-прежнему сохраняла общее законодательное превосходство.
- ^ Робертс, Дж. М. (1995). Мировая история пингвинов (3-е изд.). Лондон: Книги Пингвина. п. 777. ИСБН 978-0-14-015495-5 . OCLC 33134439 . ОЛ 18674652М .
- ^ Приказ Совета Кипра (аннексия) 1914 г. от 5 ноября 1914 г.
- ^ Приказ, цитируемый в Американском журнале международного права , «Аннексия Кипра Великобританией» [1]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Доминион» . Британская энциклопедия. 7 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 26 января 2021 г. Проверено 13 февраля 2021 г.
Хотя формального определения статуса доминиона не существовало, в заявлении Имперской конференции 1926 года Великобритания и доминионы описывались как «автономные сообщества внутри Британской империи, равные по статусу, никоим образом не подчиняющиеся друг другу ни в каком аспекте своей внутренней жизни». или внешние дела, хотя они объединены общей преданностью Короне и свободно являются членами Британского Содружества Наций».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мор, Т. (2013). «Вестминстерский статут 1931 года: ирландская перспектива». Обзор права и истории . 31 (4): 749–791 [сноска 2]. дои : 10.1017/S073824801300045X . hdl : 10197/7515 . ISSN 0738-2480 . S2CID 145071117 .
- ^ «Пакт Лиги Наций» . Проект «Авалон» в Йельской юридической школе . 1924. Статья 1. Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 20 апреля 2009 г.
- ^ Кроуфорд, Дж. (1979). Создание государств в международном праве . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 243. ИСБН 978-0-19-825347-1 . ОСЛК 4593287 . ОЛ 4739437М .
- ^ «Ассоциация государств Содружества» . Британская энциклопедия. 11 августа 2020 года. Архивировано из оригинала 7 ноября 2020 года . Проверено 13 февраля 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Макинтайр, WD (1999). «Странная смерть статуса доминиона». Журнал истории Империи и Содружества . 27 (2): 193–212. дои : 10.1080/03086539908583064 . ISSN 0308-6534 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Франсман, Л. (2011). Закон Франсмана о британском гражданстве (3-е изд.). Хейуордс-Хит: профессионал Блумсбери. ISBN 978-1-84592-095-1 . OCLC 731354182 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2022 года . Проверено 14 апреля 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Историко-справочные сведения о национальности (национальное руководство)» . GOV.UK. 22 мая 2023 года. Архивировано из оригинала 14 апреля 2022 года . Проверено 14 апреля 2022 г.
- ^ Ссылка на Закон о конституциях Австралии 1850 года на веб-сайте Национального архива Австралии: www.foundingdocs.gov.au. Архивировано 3 декабря 2007 года в Wayback Machine.
- ↑ Ссылка на Закон о Конституции Нового Южного Уэльса 1855 года на веб-сайте Национального архива Австралии : www.foundingdocs.gov.au. Архивировано 3 декабря 2007 года в Wayback Machine.
- ↑ Ссылка на Закон о Конституции Виктории 1855 года на веб-сайте Национального архива Австралии: www.foundingdocs.gov.au. Архивировано 3 декабря 2007 года в Wayback Machine.
- ^ Ссылка на Закон о Конституции 1855 г. (SA) на веб-сайте Национального архива Австралии: www.foundingdocs.gov.au. Архивировано 3 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Ссылка на Закон о Конституции № 185 (Тасмания) на веб-сайте Национального архива Австралии: www.foundingdocs.gov.au. Архивировано 3 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Ссылка на Приказ Совета от 6 июня 1859 года, которым была основана колония Квинсленд, на веб-сайте Национального архива Австралии. «Документирование демократии» . Архивировано из оригинала 1 января 2009 года . Проверено 1 февраля 2009 г.
- ^ «Северная территория Нового Южного Уэльса» была физически отделена от основной части Нового Южного Уэльса. В 1863 году основная его часть была передана Южной Австралии, за исключением небольшой территории, вошедшей в состав Квинсленда. См.: Патентные письма о присоединении Северной территории к Южной Австралии, 1863 г. Архивировано 1 июня 2011 г. в Wayback Machine . В 1911 году Австралийское Содружество согласилось взять на себя ответственность за управление Северной территорией, что рассматривалось правительством Южной Австралии как финансовое бремя. www.foundingdocs.gov.au. Архивировано 31 августа 2006 г. в Wayback Machine . NT не получал ответственного правительства до 1978 года.
- ^ Ссылка на Конституционный акт 1890 года , который установил самоуправление в Западной Австралии: www.foundingdocs.gov.au [ постоянная мертвая ссылка ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рейберн, А. (2001). Именование Канады: рассказы о канадских географических названиях (пересмотренное и расширенное издание). Университет Торонто Пресс. стр. 17–21. ISBN 978-0-8020-4725-0 . OCLC 44943692 . ОЛ 3966721М .
- ^ «Лондонская конференция, декабрь 1866 г. - март 1867 г.» . www.collectionscanada.gc.ca. Архивировано из оригинала 22 ноября 2006 года . Проверено 11 июня 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Херд, Эндрю (1990). «Независимость Канады» . Архивировано из оригинала 6 мая 2009 года . Проверено 5 февраля 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Форси 2005 , с. 3.
- ^ Бакли, FH (15 мая 2014 г.). «Ф. Х. Бакли: Как создание Канады изменило мир» . Национальная почта . Постмедиа Сеть Инк . Архивировано из оригинала 15 мая 2014 года.
- ^ Ф. Р. Скотт (январь 1944 г.). «Конец статуса доминиона». Американский журнал международного права . 38 (1). Американское общество международного права: 34–49. дои : 10.2307/2192530 . JSTOR 2192530 . S2CID 147122057 .
- ^ По вопросу о границе между доминионом Канады и колонией Ньюфаундленд на полуострове Лабрадор , [1927] UKPC 25 (PC).
- ^ Мерриман, Дж.; Уинтер, Дж., ред. (2006). «Британская империя». Европа с 1914 года: Энциклопедия эпохи войны и реконструкции . Том. 1. Детройт: Сыновья Чарльза Скрибнера. ISBN 978-0-684-31366-5 . OCLC 68221208 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ходжеттс, Дж. Э. (2004). «Доминион» . В Хэллоуэлле, Г. (ред.). Оксфордский справочник по истории Канады . Дон Миллс, Онтарио: Издательство Оксфордского университета. п. 183. ИСБН 978-0-19-541559-9 . OCLC 54971866 . Архивировано из оригинала 17 марта 2015 года.
По иронии судьбы, защитники титульного доминиона , которые видят в таких изменениях признаки ползущего республиканизма, могут утешаться, зная, что Конституционный акт 1982 года сохраняет титул и требует внесения поправки в конституцию для его изменения.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «День государственного флага Канады: как дела?» . Департамент канадского наследия правительства Канады. Архивировано из оригинала 13 июля 2007 года . Проверено 7 февраля 2008 г.
Вопрос о юридическом титуле нашей страны был одним из немногих вопросов, по которым наша конституция не является полностью самодельной. Отцы Конфедерации хотели назвать страну «Королевством Канада». Однако британское правительство, опасаясь обидеть американцев, настояло на том, чтобы отцы нашли другой титул. Термин «Доминион» был взят из 72-го Псалма . В сфере политической терминологии термин «доминион» можно напрямую отнести к Отцам Конфедерации, и это один из очень немногих, чисто канадских вкладов в этой области. Это остается официальным титулом нашей страны.
- ^ Ежегодник государственного деятеля, с. 302
- ^ Ежегодник государственного деятеля, с. 303
- ^ Закон о Ньюфаундленде, 1933 г. , 24 Geo. 5 (Великобритания), гр. 2.
- ^ Ежегодник государственного деятеля
- ^ «Конституционный закон Южно-Африканской Республики» . Устав Южно-Африканского Союза 1961 года . Претория: Правительственная типография. стр. 346–424. Архивировано из оригинала 25 марта 2023 года . Проверено 18 мая 2023 г.
- ^ «Архивы» . Республика Руми . Архивировано из оригинала 14 июня 2013 года . Проверено 12 июля 2013 г.
- ^ Хантер, Б., изд. (1996). Ежегодник государственного деятеля: статистический, политический и экономический отчет государств мира (1996–1997, 133-е изд.). Лондон: Macmillan Press. стр. 130–156. ISBN 978-0-333-65573-3 . OCLC 60311041 . ОЛ 32144166М .
- ^ «Приказ о создании представительного правительства в Квинсленде 6 июня 1859 года (Великобритания)» . Документирование демократии: история Австралии . Канберра: Национальный архив Австралии. Архивировано из оригинала 22 июля 2008 года.
- ^ Закон о Конституции 1890 года (Великобритания), который вступил в силу как Конституция Западной Австралии после провозглашения в Западной Австралии 21 октября 1890 года и с этой даты установил ответственное правительство в Западной Австралии; Веб-сайт правительства Австралии «Документирование демократии»: www.foundingdocs.gov.au. Архивировано 22 июля 2008 г. на Wayback Machine.
- ^ Смит, Д. (2005). Глава государства: генерал-губернатор, монархия, республика и отставка . Паддингтон, Новый Южный Уэльс: Macley Press. п. 18. ISBN 978-1-876492-15-1 . OCLC 64449961 .
- ^ Форси, Э.А. (1999). «Доминион» . Ин Марш, Дж. Х. (ред.). Канадская энциклопедия (изд. 2000 г.). Торонто: Макклелланд и Стюарт. п. 680. ИСБН 978-0-7710-2099-5 . OCLC 44803114 .
- ^ Скотт, Франция (январь 1944 г.). «Конец статуса доминиона». Американский журнал международного права . 38 (1): 34–49. дои : 10.2307/2192530 . JSTOR 2192530 . S2CID 147122057 .
- ^ Морра, Ирен (2016). Новая елизаветинская эпоха: культура, общество и национальная идентичность после Второй мировой войны . ИБТаурис. п. 49. ИСБН 978-0-85772-867-8 .
- ^ «8 ноября 1951 года (21-й парламент, 5-я сессия)» . Канадский набор данных Hansard . Архивировано из оригинала 9 марта 2021 года . Проверено 9 апреля 2019 г.
- ^ Боуден, JWJ (2015). « Доминион: Плач» . Дорчестерское обозрение . 5 (2): 58–64.
- ^ «Королевский визит принца Уэльского в 2001 году: 25–30 апреля; проверьте свои королевские навыки» . Департамент канадского наследия. 2001. Архивировано из оригинала 11 июля 2006 года . Проверено 7 февраля 2008 г.
В соответствии с Законом о Британской Северной Америке 1867 года название — Доминион Канады. Этот термин является уникальным канадским и подразумевает независимость, а не колониальный статус, и был разработан как дань уважения монархическому принципу во времена Конфедерации.
- ^ Форси 2005 , с. 8: «Два небольших пункта, по которым наша конституция не является полностью самодельной, - это, во-первых, юридическое название нашей страны, «Доминион», и, во-вторых, положения, позволяющие выйти из тупика между Сенатом и Палатой общин».
- ^ Кульке, Герман; Ротермунд, Дитмар (2004), История Индии (Четвертое изд.), Routledge, стр. 279–281, ISBN 9780415329194
- ^ «Законопроект о Содружестве Индии 1925 года» . Дебаты в Учредительном собрании и Индия . Архивировано из оригинала 19 июля 2018 года . Проверено 30 мая 2018 г.
- ^ Трипати, Суреш Мани (2016). Основные права и директивные принципы в Индии . Якорное академическое издательство. стр. 39–40. ISBN 9783960670032 . Проверено 30 мая 2018 г.
- ^ Уильям Роджер Луи (2006). Конец британского империализма: борьба за империю, Суэц и деколонизация . ИБТаурис. стр. 387–400. ISBN 9781845113476 .
- ^ Закон о независимости Индии 1947 года, «Закон, предусматривающий создание в Индии двух независимых доминионов, заменяющий другими положениями некоторые положения Закона о правительстве Индии 1935 года, которые применяются за пределами этих доминионов, а также предусматривающий другие вопросы». является следствием или связано с созданием этих доминионов», принятый парламентом Великобритании 18 июля 1947 года. «Акт о независимости Индии 1947 года» . Архивировано из оригинала 30 июня 2012 года . Проверено 17 июля 2012 г.
- ^ Ежегодник государственного деятеля, с. 635
- ^ Ежегодник государственного деятеля, с. 1002
- ↑ 7 декабря 1922 года (на следующий день после создания Ирландского свободного государства) парламент постановил обратиться к королю со следующим обращением , чтобы отказаться от участия в Ирландском свободном государстве: «САМЫЙ МИЛОСТНЫЙ ГОВЕРЕН, Мы, наиболее послушный Ваше Величество и лояльных подданных, сенаторы и общины Северной Ирландии собрались в парламенте, узнав о принятии Закона о Конституции Ирландского свободного государства 1922 года, который представлял собой парламентский акт о ратификации статей соглашения о договоре между Великобританией и Ирландия, этим скромным обращением молите Ваше Величество, чтобы полномочия Парламента и Правительства Ирландского Свободного Государства больше не распространялись на Северную Ирландию». Источник: Отчет парламента Северной Ирландии, 7 декабря 1922 г. Архивировано 19 марта 2009 г. в Wayback Machine и Англо-ирландском договоре, разделы 11, 12. Архивировано 8 ноября 2017 г. в Wayback Machine .
- ^ Закон о Ньюфаундленде, 1933 г. , 24 и 25 Geo. В (Великобритания), гр. 2.
- ^ «Правительственная комиссия, 1934-1949» . www.heritage.nf.ca . Архивировано из оригинала 23 октября 2022 года . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ «Правительственная комиссия, 1934-1949» . www.heritage.nf.ca . Архивировано из оригинала 23 октября 2022 года . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ « Закон о Британской Северной Америке, 1949 г. » (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 17 июня 2022 года . Проверено 14 октября 2022 г.
- ^ «История, конституционная власть - Законодательная власть парламента Новой Зеландии - Энциклопедия Новой Зеландии 1966 года» . www.teara.govt.nz. 22 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 28 апреля 2009 г. . Проверено 11 июня 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Статус доминиона» . НЖИстория. Архивировано из оригинала 3 июня 2010 года . Проверено 11 июня 2010 г.
- ^ «Конституционный закон 1986 года» . Законодательство Новой Зеландии . Веллингтон: Парламентский совет правительства Новой Зеландии. Архивировано из оригинала 18 мая 2023 года . Проверено 18 мая 2023 г.
- ^ Ежегодник государственного деятеля с. 1156
- ^ Wikisource: Закон о Южной Африке 1909 г.
- ^ Руарон, Вирджиния (2013). «Вызов Содружеству? Деколонизация Родезии» (PDF) . Церкл . № 28. с. 171.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Роуленд, Дж. Рид (апрель 1978 г.). «Конституционная история Родезии: Очерк». Тихий человек: Биография достопочтенного. Ян Дуглас Смит . Берлин, Филиппа. Солсбери: М.О. Коллинз. стр. 245–251. OCLC 4282978 .
- ^ Вуд, JRT (2008). Вопрос недель, а не месяцев: Тупик между Гарольдом Вильсоном и Яном Смитом: санкции, прерванные урегулирования и война 1965–1969 гг . Виктория, Британская Колумбия: Trafford Publishing. п. 5. ISBN 978-1-42514-807-2 . OCLC 234239848 .
- ^ Харрис, П.Б. (сентябрь 1969 г.). «Родезийский референдум: 20 июня 1969 г.». Парламентские дела . 23 (сентябрь 1969 г.). Издательство Оксфордского университета : 72–80. дои : 10.1093/parlij/23.1969сен.72 .
- ^ Гоулланд-Деббас, В. (1990). Коллективные ответы на незаконные действия в международном праве: действия Организации Объединенных Наций по вопросу Южной Родезии . Дордрехт: Издательство Мартинуса Нийхоффа. п. 73. hdl : 2027/mdp.39015034328206 . ISBN 978-0-7923-0811-9 . ОСЛК 21600467 .
- ^ Артур Берридейл Кейт, изд. (1948). Речи и документы о британских доминионах, 1918-1931 годы: от самоуправления к национальному суверенитету . Издательство Оксфордского университета. OCLC 1006211868 .
- ^ Вестминстерский статут Закона об усыновлении 1942 года (Закон № 56 от 1942 года). Длинное название закона гласило: «Устранить сомнения относительно действительности некоторых законов Содружества, избежать задержек, возникающих при их принятии, и достичь определенных связанных с этим целей путем принятия определенных разделов Вестминстерского статута 1931 года, начиная с Начало войны между Его Величеством королем и Германией». Ссылка: www.foundingdocs.gov.au. Архивировано 16 июля 2005 г. в Wayback Machine .
- ^ Коуэн, З. (1967). «Введение во второе издание». Король и губернаторы его доминионов: исследование резервных полномочий короны в Великобритании и доминионах . Эватт, Х.В. (2-е изд.). Лондон: Фрэнк Касс и компания. п. XVIII. OCLC 955739 . ОЛ 5575065М .
- ^ Роберт Д. Кинг; Робин В. Килсон, ред. (1999). Управление государством британского империализма: очерки в честь Wm. Роджер Луис . Тейлор и Фрэнсис. стр. 199–. ISBN 978-0-7146-4378-6 .
- ^ Ирен Морра; Роб Госседж, ред. (30 сентября 2016 г.). Новая елизаветинская эпоха: культура, общество и национальная идентичность после Второй мировой войны . Издательство Блумсбери. стр. 53–. ISBN 978-0-85772-834-0 . OCLC 1058198728 .
- ^ Соединенные Штаты. Государственный департамент. Офис географа (1968). Содружество Наций, Том 2 . Типография правительства США. стр. 3–. ОСЛК 11366 .
- ^ Джерниган, Б. (2008). «Британская империя» . В Хуанге, РМ; Морриссетт, Н. (ред.). Африка и Америка: культура, политика и история . Том. 1. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 204. ИСБН 978-1-85109-441-7 . OCLC 168716701 . ОЛ 11949316М .
- ^ "Первые три года своей независимости Нигерия была доминионом. В результате ее главой государства стала Елизавета II ..." Хилл, JNC (2012). Нигерия после обретения независимости: навсегда хрупкая? . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. п. 146, примечание 22. ISBN. 978-1-349-33471-1 .
- ^ Да Граса, Джон В. (2000). Главы государств и правительств (2-е изд.). Лондон и Оксфорд: Макмиллан. п. 937. ИСБН 978-0-333-78615-4 .
- ^ Г-н К. Н. Гичоя, внося 11 июня 1964 года в Палату представителей Кении предложение о превращении Кении в республику: «Я должен ясно дать понять тем, кто должен знать наш статус сегодня, мы на самом деле являемся доминионом Соединенного Королевства. точно так же, как... Канада, Австралия и Новая Зеландия». Официальный отчет Национальной ассамблеи Кении (Hansard) , 1-й парламент, 2-я сессия, Том. 3 (Часть 1), графа 135.
- ^ Да Граса, Джон В. (2000). Главы государств и правительств (2-е изд.). Лондон и Оксфорд: Макмиллан. п. 917. ИСБН 978-0-333-78615-4 .
- ^ Энгель, Ульф; и др., ред. (2000). Еще раз о Танзании: политическая стабильность, зависимость от помощи и ограничения развития . Гамбург: Институт по делам Африки. п. 115. ИСБН 3-928049-69-0 .
- ^ Да Граса, Джон В. (2000). Главы государств и правительств (2-е изд.). Лондон и Оксфорд: Макмиллан. п. 355. ИСБН 978-0-333-78615-4 .
- ^ «В 1971 году Сиака Стивенс начала процесс преобразования Сьерра-Леоне из доминиона в республику». Берева, Соломон Э. (2011). Новый взгляд на управление, лидерство, конфликты и государственное строительство в Сьерра-Леоне . Блумингтон, Индиана: AuthorHouse. п. 66. ИСБН 978-1-4678-8886-8 .
- ^ «Премьер-министр Джагнот предложил внести поправки в конституцию, чтобы превратить Маврикий из доминиона в республику. Это было принято единогласно, и 12 марта 1992 года Маврикий присоединился к республиканскому государству». НгЧонг-Лум, Розелин (2009). Культурный шок! Маврикий: Путеводитель по обычаям и этикету по выживанию . Тэрритаун, Нью-Йорк: Маршалл Кавендиш. п. 37. ИСБН 978-07614-5668-1 .
- ^ Да Граса, Джон В. (2000). Главы государств и правительств (2-е изд.). Лондон и Оксфорд: Макмиллан. п. 565. ИСБН 978-0-333-78615-4 .
- ^ Ежегодник Манорама . Том. 10. Индия. 1975. с. 181.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Барбадос становится республикой и расстается с королевой» . Новости Би-би-си . 30 ноября 2020 года. Архивировано из оригинала 30 ноября 2021 года . Проверено 11 мая 2022 г.
- Бакли, FH (2014). Король прошлого и будущего: рост королевского правительства в Америке . Нью-Йорк: Книги встреч. ISBN 978-1-59403-719-1 . OCLC 855580605 .
- Чоудри, Суджит. 2001 (?). «Конституционные акты» (по материалам Хогга, Питера В. ). Конституционные ключевые слова . Университет Альберты , Центр конституционных исследований: Эдмонтон.
- Голландия, РФ (1981). Великобритания и Альянс Содружества 1918–1939 гг . Лондон: Макмиллан. ISBN 978-0-333-27295-4 . OCLC 7677808 . ОЛ 10495276М .
- Форси, Э.А. (2005). Как канадцы управляют собой (PDF) (6-е изд.). Оттава: Ее Величество Королева в праве Канады. ISBN 978-0-662-39689-5 . OCLC 61498226 . Архивировано (PDF) из оригинала 6 января 2018 года . Проверено 13 мая 2023 г.
- Мартин, Р. (ноябрь 1994 г.). «Плач по Британской Северной Америке» . Обзор Махрея . № 5. Общество молитвенников Канады. Архивировано из оригинала 17 октября 2005 года.