Северная Родезия
1911–1964 | |||||||||||||
Гимн: Боже, храни короля (1911–1952). Боже, храни королеву (1952–1964) | |||||||||||||
![]() | |||||||||||||
Статус | Территория Британской Южно-Африканской компании (1911–1924) Протекторат Соединенного Королевства (1924–1953, 1963–1964) Разделение Федерации Родезии и Ньясаленда (1953–1963) | ||||||||||||
Капитал | Ливингстон (до 1935 г.) Лусака (с 1935 г.) | ||||||||||||
Общие языки | английский (официальный) бемба , Ньянджа , Тонга и Лози. Широко распространены | ||||||||||||
Правительство | Протекторат | ||||||||||||
Монарх | |||||||||||||
• 1911–1936 | George V | ||||||||||||
• 1936 | Эдвард VIII | ||||||||||||
• 1936–1952 | Георг VI | ||||||||||||
• 1952–1964 | Елизавета II | ||||||||||||
Губернатор | |||||||||||||
• 1911–1921 (первый) | Лоуренс Обри Уоллес | ||||||||||||
• 1959–1964 (последний) | Эвелин Хон | ||||||||||||
премьер-министр | |||||||||||||
• 1964 | Кеннет Каунда | ||||||||||||
Законодательная власть | Законодательный совет | ||||||||||||
Историческая эпоха | Межвоенный период · Холодная война | ||||||||||||
1911 | |||||||||||||
• Британский протекторат | 1 апреля 1924 г. | ||||||||||||
1953–1963 | |||||||||||||
• Независимость | 24 октября 1964 г. | ||||||||||||
Область | |||||||||||||
• Общий | 751 925 км 2 (290 320 квадратных миль) | ||||||||||||
Валюта | Южнородезийский фунт | ||||||||||||
| |||||||||||||
Сегодня часть | Замбия |
Северная Родезия была британским протекторатом в Южной Африке , ныне независимой страной Замбия . Он был образован в 1911 году путем объединения двух более ранних протекторатов Бароциланд-Северо-Западная Родезия и Северо-Восточная Родезия . [1] [2] [3] [4] Первоначально им, как и двумя предыдущими протекторатами, управляла Британская южноафриканская компания (BSAC), зарегистрированная компания от имени британского правительства. С 1924 года он находился под управлением британского правительства в качестве протектората на тех же условиях, что и другие протектораты, управляемые Великобританией, а специальные положения, необходимые, когда он находился под управлением BSAC, были отменены. [4] [5]
Хотя согласно уставу BSAC он имел черты чартерной колонии , договоры BSAC с местными правителями и британское законодательство придавали ему статус протектората. Эта территория привлекла относительно небольшое количество европейских поселенцев, но с того момента, как они впервые получили политическое представительство, они агитировали за правление белого меньшинства либо как отдельного образования, либо в сочетании с Южной Родезией и, возможно, Ньясалендом . Минеральные богатства Северной Родезии сделали полное объединение привлекательным для политиков Южной Родезии, но британское правительство предпочло более свободную ассоциацию, включив в нее Ньясаленд. Это было сделано для защиты африканцев в Северной Родезии и Ньясаленде от дискриминационных законов Южной Родезии. Федерация Родезии и Ньясаленда, образованная в 1953 году, была крайне непопулярна среди подавляющего африканского большинства, и ее создание ускорило призывы к правлению большинства. В результате этого давления страна стала независимой в 1964 году как Замбия . [6]
Географический, в отличие от политического, термин « Родезия » относился к региону, обычно включающему территории, которые сегодня являются Замбией и Зимбабве . [7] С 1964 года это относилось только к бывшей Южной Родезии .
Британская южноафриканская компания
[ редактировать ]Установление правила BSAC
[ редактировать ]
Название «Родезия» произошло от имени Сесила Джона Роудса , британского капиталиста и строителя империи, который был руководящей фигурой в британской экспансии к северу от реки Лимпопо на юг и центральную Африку. Родос усилил британское влияние в регионе, получив права на добычу полезных ископаемых от местных вождей по сомнительным договорам. Заработав огромное состояние на горнодобывающей промышленности в Южной Африке, он стремился расширить Британскую империю на север, вплоть до Каира , если это возможно, хотя это было далеко за пределами возможностей любой коммерческой компании. Основное внимание Родса было сосредоточено к югу от Замбези , на Машоналенде и прибрежных районах к востоку от него, и когда ожидаемое богатство Машоналенда не материализовалось, осталось мало денег для значительного развития территории к северу от Замбези, чего он хотел. держаться как можно дешевле. [8] Хотя Родос отправил европейских поселенцев на территорию, которая стала Южной Родезией , он ограничил свое участие к северу от Замбези поощрением и финансированием британских экспедиций с целью ввести ее в британскую сферу влияния .
Британские миссионеры уже обосновались в Ньясаленде британского правительства , и в 1890 году Управление по делам колоний направило в этот район Гарри Джонстона , где он провозгласил протекторат, позже названный Британским протекторатом Центральной Африки . Устав BSAC содержал лишь расплывчатые ограничения на северную сферу деятельности компании, и Родс послал эмиссаров Джозефа Томсона и Альфреда Шарпа для заключения договоров с вождями в районе к западу от Ньясаленда. Родс также рассматривал Баротселэнд как подходящую территорию для деятельности Британской Южно-Африканской компании и ворота к медным месторождениям Катанги. [9] Леваника , король народа лози из Баротселанда, искал защиты у Европы из-за внутренних беспорядков и угрозы набегов ндебеле. С помощью Франсуа Куайяра из Парижского евангелического миссионерского общества он подготовил петицию с просьбой о британском протекторате в 1889 году, но Управление по делам колоний не предприняло немедленных действий по ней. Однако Родс отправил Фрэнка Эллиота Лохнера в Баротзеланд, чтобы получить концессию, и предложил оплатить расходы по протекторату там. Лохнер сообщил Леванике, что BSAC представляет британское правительство, и 27 июня 1890 года Леваника согласился на эксклюзивную концессию на добычу полезных ископаемых. Это (Концессия Лохнера) давало компании права на добычу полезных ископаемых на всей территории, на которой Леваника была верховным правителем, в обмен на ежегодную субсидию и обещание британской защиты, обещание, которое Лохнер не имел полномочий давать. Однако BSAC сообщил Министерству иностранных дел, что Лози приняли британскую защиту. [10] В результате было заявлено, что Баротселанд находится в британской сфере влияния в соответствии с англо-португальским договором 1891 года , хотя его граница с Анголой не была установлена до 1905 года. [11]
В 1889 году, хотя Великобритания признала права Международной ассоциации Конго на большие участки бассейна Конго, образовавшего Свободное государство Конго под личным правлением бельгийского короля Леопольда II , она не признала фактическую оккупацию Катанги. , который, как было известно, содержал медь и, как считалось, мог также содержать золото. Роудс, возможно, по инициативе Гарри Джонстона, хотел получить концессию на добычу полезных ископаемых для BSAC в Катанге. Он послал Альфреда Шарпа, чтобы получить договор от его правителя Мсири , который предоставил бы концессию и создал британский протекторат над его королевством. [12] [13] Король Леопольд II также интересовался Катангой, и Родос потерпел одну из немногих неудач, когда в апреле 1891 года бельгийская экспедиция под руководством Поля Ле Маринеля получила согласие Мсири на въезд персонала Свободного государства Конго на его территорию, что они и сделали в 1892 году. Этот договор создал аномалию Конголезской ножки . [14]
Установление границ
[ редактировать ]Двумя этапами приобретения территории в Африке после Берлинского конгресса были, во-первых, заключение договоров с местными правителями и, во-вторых, заключение двусторонних договоров с другими европейскими державами. По одной серии соглашений, заключенных между 1890 и 1910 годами, Леваника предоставил концессии, охватывающие плохо очерченную территорию Бароциланд-Северо-Западная Родезия , а вторая серия, охватывающая спорную часть Северо-Восточной Родезии, была заключена Джозефом Томсоном и Альфредом Шарпом с местными властями. вожди в 1890 и 1891 годах. [15]
Англо-португальский договор 1891 года, подписанный в Лиссабоне 11 июня 1891 года между Соединенным Королевством и Португалией, зафиксировал границу между территориями, управляемыми Британской Южно-Африканской компанией в Северо-Восточной Родезии и португальским Мозамбиком . Он заявил, что Баротселэнд находится в британской сфере влияния, и установил границу между территорией Северо-Западной Родезии (ныне в Замбии), находящейся под управлением Британской Южно-Африканской компании, и португальской Анголой, хотя ее граница с Анголой не была обозначена на землю на потом. [16] [17] Северная граница британской территории в Северо-Восточной Родезии и протекторате Британской Центральной Африки была согласована в рамках англо-германской конвенции 1890 года, которая также зафиксировала очень короткую границу между Северо-Западной Родезией и Германской Юго-Западной Африкой . теперь Намибия . Граница между Свободным государством Конго и британской территорией была установлена договором 1894 года, хотя до 1930-х годов были внесены некоторые незначительные корректировки. [18]
Границы с другими британскими территориями были установлены приказами Совета. Граница между британским протекторатом в Центральной Африке и Северо-Восточной Родезией была установлена в 1891 году на водоразделе между озером Малави и рекой Луангва . [19] и что между Северо-Западной Родезией и Южной Родезией в 1898 году стала река Замбези . [20]
Администрация БСАК
[ редактировать ]Территория того, что стало Северной Родезией, включая Баротселэнд и земли до Ньясаленда на востоке и до Катанги и озера Танганьика на севере, была передана под управление BSAC Приказом Совета от 9 мая 1891 года, но без администратора BSAC. был отправлен в Баротселанд до 1895 года, и первый администратор Форбс, оставшийся там до 1897 года, мало что сделал для создания там администрации. [21] До 1911 года Северная Родезия управлялась как две отдельные территории: Бароциланд-Северо-Западная Родезия и Северо-Восточная Родезия . Первая была признана британской территорией Советом Баротселанда и Северо-Западной Родезии 1899 года, а вторая - Советом Ордена Северо-Восточной Родезии 1900 года. Оба Ордена в Совете упорядочили положение Администраторы BSAC, первые из которых были назначены в 1895 году. Оба Совета Ордена подтвердили, что территории имеют статус протекторатов, при этом Управление по делам колоний несет полную ответственность за благополучие их коренного населения, несмотря на администрацию BSAC. [ нужна ссылка ] Управление по делам колоний сохраняло за собой полную ответственность за эту территорию, а Верховный комиссар Южной Африки имел право одобрять или отклонять все законы BSAC. [22]
Поначалу Гарри Джонстон в Ньясаленде был местным представителем Управления по делам колоний и Верховным комиссаром. Родс финансировал большую часть британского присутствия в Ньясаленде и тесно сотрудничал с Джонстоном и его преемником Альфредом Шарпом, поэтому он мог использовать их в качестве эмиссаров, а их войска Ньясаленда в качестве силовиков, особенно в Северо-Восточной Родезии. Эта территория и Северо-Западная Родезия считались Родосом и его колонизаторами «тропической зависимостью», а не северным продолжением южной Африки, контролируемой белыми поселенцами. В 1895 году Родс поручил своему американскому разведчику Фредерику Расселу Бёрнему искать полезные ископаемые и способы улучшить речное судоходство в регионе, и именно во время этого похода Бёрнем обнаружил крупные месторождения меди вдоль реки Кафуэ . [23] В 1911 году BSAC объединил две территории в «Северную Родезию». [24]

В соответствии с правилом Британской Южно-Африканской компании администратор, назначенный компанией, имел полномочия, аналогичные полномочиям губернатора британской колонии или протектората, за исключением того, что некоторые решения администратора, затрагивающие европейцев, должны были быть одобрены Верховным комиссаром Южной Африки , чтобы иметь силу. . Верховный комиссар также мог издавать, изменять или отменять постановления об отправлении правосудия, налогообложении и общественном порядке без обращения к Администратору, хотя это право никогда не использовалось. [25] В этот период Администратору не помогал ни Исполнительный совет , ни Законодательный совет , как это было принято на территориях, находящихся под британским управлением. Существовал Консультативный совет, выполнявший большую часть функций таких органов и до 1917 года полностью состоявший из высших чиновников. Компания не была обязана формировать орган для консультирования жителей, но после 1917 года были добавлены кандидаты, представляющие небольшое европейское меньшинство : Северная Родезия не имела выборного представительства, пока находилась под властью BSAC. [26] Было назначено пять членов: четверо представляли бывшую Северо-Западную Родезию и один представлял Северо-Восточную Родезию.
Налог на хижины был впервые собран в Северо-Восточной Родезии в 1901 году и постепенно распространялся на Северо-Западную Родезию в период с 1904 по 1913 год. В разных округах он взимался по разным ставкам, но должен был быть эквивалентен двухмесячной заработной плате, чтобы стимулировать или принудить местных африканцев к системе наемного труда. Его введение в целом не вызвало особых волнений, и любые протесты были быстро подавлены. До 1920 года налог на хижины обычно взимался в размере пяти шиллингов в год, но в 1920 году ставка налога на хижины была резко увеличена и часто удваивалась, чтобы обеспечить больше рабочих для шахт Южной Родезии, особенно угольных шахт Ванки . [27] В то время Компания считала, что основная экономическая выгода Северной Родезии заключается в том, что она является резервуаром для рабочей силы-мигрантов , которую можно было бы использовать в Южной Родезии.
Закон и безопасность
[ редактировать ]Британское общее право стало основой управления Южной и Северной Родезией, в отличие от римско-голландского права , которое применялось в Южной Африке. В 1889 году Британско-Южно-Африканская компания получила право создавать полицию и отправлять правосудие в Северной Родезии. В случае, если уроженцы Африки предстали перед судом, Компании было дано указание учитывать обычаи и законы их племени или нации. Приказом Совета 1900 года был создан Высокий суд Северо-Восточной Родезии, который взял под свой контроль гражданское и уголовное правосудие; только в 1906 году Северо-Западная Родезия получила то же самое. В 1911 году они были объединены в Высокий суд Северной Родезии .
Британская южноафриканская компания считала, что ее территория к северу от Замбези больше подходит для преимущественно африканской полиции, чем европейской. Однако поначалу британская полиция Южной Африки патрулировала север Замбези в Северо-Западной Родезии, хотя ее европейские войска были дорогими и подвержены заболеваниям. Эти силы и пришедшие к ним на замену были военизированными формированиями, хотя в городах присутствовали небольшие силы европейской гражданской полиции. Британскую полицию Южной Африки заменила полиция коренных народов Баротсе, которая была сформирована в 1902 году (другие источники датируют это 1899 или 1901 годом). В ней было много европейских унтер-офицеров, а также всех европейских офицеров, и в 1911 году она была объединена с гражданской полицией и образовала полицию Северной Родезии. Первоначально Гарри Джонстон в Британском протекторате в Центральной Африке отвечал за Северо-Восточную Родезию и Центральную Африку. силы, включая сикхские и африканские войска, использовались там до 1899 года. До 1903 года местные магистраты набирали собственную местную полицию, но в этом году была сформирована полиция Северо-Восточной Родезии, в которой было всего несколько белых офицеров; все его унтер-офицеры и солдаты были африканцами. В 1912 году она также была объединена с полицией Северной Родезии, которая тогда насчитывала всего 18 европейцев и 775 африканцев в шести ротах, разделенных между штаб-квартирами различных округов. [28] [29]
Железнодорожные разработки
[ редактировать ]Британская южноафриканская компания отвечала за строительство родезийской железнодорожной системы в период ее первоначального строительства, которое закончилось в 1911 году, когда главная линия через Северную Родезию пересекла границу Конго и достигла медных рудников Катанги. Первоначальным намерением Родса было построить железную дорогу, идущую через Замбези к озеру Танганьика , но когда в Машоналенде было найдено мало золота, он признал, что план достижения озера Танганьика не имеет экономического обоснования. Железные дороги, построенные частными компаниями, нуждались в перевозках, которые могли бы оплачивать высокие ставки фрахта, например, при перевозке больших объемов полезных ископаемых. [30]
Линия из Кимберли достигла Булавайо в 1897 году; в 1902 году она была продлена до пересечения водопада Виктория. Следующий участок пролегал через Ливингстон до Брокен-Хилла , до которого железная дорога достигла в 1906 году. Британская южноафриканская компания была уверена, что с ее свинцовых и цинковых рудников будет много транспорта, но это не произошло из-за технических проблем в горнодобывающей промышленности. Железная дорога не могла покрыть расходы по строительным кредитам, и единственным регионом, который мог обеспечить достаточный объем перевозок полезных ископаемых для погашения этих долгов, была Катанга. Первоначально Свободное государство Конго пришло к выводу, что медные месторождения Катанги недостаточно богаты, чтобы оправдать капитальные затраты на строительство железной дороги до побережья, но экспедиции между 1899 и 1901 годами доказали их ценность. Месторождения меди, обнаруженные в Северной Родезии перед Первой мировой войной, оказались нерентабельными для разработки. [31]
В 1906 году Union Miniere du Haut Katanga для разработки рудников Катанги был создан . Король Леопольд хотел построить железную дорогу полностью на территории Конго, связанную с рекой Конго, но в 1908 году он согласился с Британской южноафриканской компанией продолжить строительство родезийской железной дороги до Элизабетвилля и рудников. С 1912 года, когда началось полномасштабное производство меди, до 1928 года, когда была построена конголезская линия, почти вся медь Катанги отправлялась по родезийской сети. Доходы железной дороги от меди Катанги позволяли ей перевозить другие товары по низким тарифам. Крупномасштабное развитие Медного пояса началось только в конце 1920-х годов, когда мировой рынок меди рос. С транспортом не было проблем, поскольку для соединения Коппербелта с основной линией нужно было построить лишь короткие ответвления. [32]
Конец правления BSAC
[ редактировать ]Почти с самого начала европейского заселения поселенцы Северной Родезии враждебно относились к администрации BSAC и ее коммерческому положению. Компания выступила против политических устремлений поселенцев и отказала им в выборе представителей в Консультативный совет, ограничив их число несколькими назначенными членами. [33] После решения Тайного совета о том, что земля в Южной Родезии принадлежит британской короне, а не BSAC, мнение поселенцев в Южной Родезии изменилось в пользу ответственного правительства , и в 1923 году это решение было удовлетворено. Это поставило Северную Родезию в затруднительное положение, поскольку Британская Южно-Африканская компания считала, что она владеет землей на обеих территориях, и некоторые поселенцы предлагали передать право собственности в Северной Родезии в Судебный комитет Тайного совета . Однако Британская южноафриканская компания настаивала на неоспоримости своих требований и убедила правительство Соединенного Королевства вступить в прямые переговоры о будущей администрации Северной Родезии.
В результате было достигнуто соглашение, согласно которому Северная Родезия оставалась протекторатом, но перешла под британское правительство, а ее административный аппарат перешел в ведение Колониального управления , в то время как Британская южноафриканская компания сохранила за собой обширные территории собственности и права на добычу полезных ископаемых протектората. . Было также решено, что половина доходов от продажи земли в бывшей Северо-Западной Родезии пойдет Компании. 1 апреля 1924 года Герберт Стэнли был назначен губернатором, и Северная Родезия стала официальным протекторатом Соединенного Королевства со столицей в Ливингстоне . Столица была перенесена в Лусаку в 1935 году.
Под управлением Британской южноафриканской компании администратор имел полномочия, аналогичные полномочиям колониального губернатора, за исключением того, что некоторые полномочия были зарезервированы за Верховным комиссаром Южной Африки. Не было ни Исполнительного совета , ни законодательного совета, а был только Консультативный совет, полностью состоящий из кандидатов. Совет Ордена Северной Родезии, 1924 г. [5] передал Губернатору любые полномочия или юрисдикцию, ранее принадлежавшие Администратору или принадлежавшие Верховному комиссару Южной Африки. Приказ также предусматривал создание Исполнительного совета, состоящего из шести старших должностных лиц ex-officio и любых других официальных или неофициальных членов, которых губернатор пожелал назначить. В то же время был создан законодательный совет, состоящий из губернатора и до девяти официальных членов, а также пяти неофициальных членов, которые должны были быть избраны небольшим европейским меньшинством, насчитывающим всего 4000 человек, поскольку никто из африканского населения не имел права голосовать. [25]
Колониальный период
[ редактировать ]Горнодобывающие разработки
[ редактировать ]Важнейшим фактором экономики колонии была медь. Древние выработки поверхностной меди были известны в Кансанши (недалеко от Солвези ), Бвана-Мкубва и Луаншья , на территории, которая позже стала известна как Медный пояс , и исследованиями, проведенными в 1895 году знаменитым американским разведчиком Британской южноафриканской компании Фредериком Расселом Бёрнемом , который возглавлял и курировал Масштабная экспедиция компании Northern Territories (BSA) Exploration Co. впервые установила для жителей Запада, что в Центральной Африке существуют крупные месторождения меди. [34] Вдоль реки Кафуэ в тогдашней Северной Родезии Бёрнем увидел много общего с медными месторождениями, которые он разрабатывал в Соединенных Штатах, и встретил туземцев, носивших медные браслеты. [35] Позже Британская Южно-Африканская компания построила города вдоль реки и железную дорогу для транспортировки меди через Мозамбик . [36]
BSAC утверждал, что владеет правами на добычу полезных ископаемых на всей территории Северной Родезии в соответствии с концессиями, предоставленными в период с 1890 по 1910 год Леваникой и охватывающими плохо очерченную территорию Северо-Западной Родезии или согласованными Джозефом Томсоном и Альфредом Шарпом в 1890 и 1891 годах с местными вождями на спорной территории. Северо-Восточной Родезии. Это требование было принято британским правительством. [15] После прекращения действия Хартии BSAC присоединилась к группе из девяти южноафриканских и британских компаний, которые финансировали разработку рудников Нчанга , чтобы предотвратить их попадание под контроль США. Однако его главной заботой было получение гонораров. [37]
Какими бы значительными они ни были, эти месторождения меди нельзя было эксплуатировать в коммерческих целях до тех пор, пока железная дорога Южной Родезии не протянулась через Замбези и не продолжила свое движение на север, чтобы достичь границы с Бельгийским Конго , что и произошло в 1909 году. К тому времени добыча меди началась в Катанге , где богатые медно-оксидные руды находились вблизи поверхности. В Северной Родезии поверхностные руды были более низкого качества, и в Бвана Мкубва медь добывалась лишь с перерывами, пока в 1924 году богатые сульфидные медные руды. на глубине около 100 футов не были обнаружены [38] До 1924 года не велось значительной эксплуатации минеральных ресурсов Северной Родезии: в Баротселанде велось некоторое животноводство, но Северная Родезия привлекала мало белых поселений, в отличие от своего южного соседа. В отличие от Южной Родезии, где был поток ищущих удачи старателей, стремившихся открыть независимые рудники, горнодобывающая политика Северной Родезии заключалась в заключении крупномасштабных сделок с крупными коммерческими горнодобывающими компаниями.
Крупномасштабная добыча полезных ископаемых в Медном поясе Северной Родезии началась после 1924 года и в основном финансировалась из Соединенных Штатов Америки и Южной Африки. Селекционный фонд Честера Битти и сэра Эдмунда Дэвиса уже имел интерес к довольно небольшому медному руднику Бвана Мкубва , который был открыт в 1901 году на месте древних горных разработок в южной части Медного пояса, и Битти отвечал за разработка рудника Роан Антилопа в Луаншье в 1926 году. Медь становилась гораздо более ценной, поскольку все больше ее требовалось для электрических компонентов и автомобильной промышленности . В 1927 году Битти продал одну треть доли в Roan Antelope компании American Metal Company (AMC), чьи интересы заключались в переработке и продаже металлов, а в 1928 году он сформировал Rhodesian Selection Trust (RST - позже переименованный в Roan Selection Trust) для финансирования дальнейшее развитие горнодобывающей промышленности. Затем в 1930 году Битти продал свой контрольный пакет акций RST компании AMC, став крупнейшим акционером AMC. Приверженность AMC RST позволила ей добиться Шахта Муфулира она вступила в полную эксплуатацию только в 1933 году была частично введена в эксплуатацию в 1930 году, хотя из-за Великой депрессии . [39] [40]
Южноафриканский интерес к Коппербелту возглавила Anglo American Corporation , которая приобрела долю в компании Bwana Mkubwa в 1924 году и приобрела одну треть доли в Муфулире в 1928 году. Также в 1928 году Anglo American приобрела контроль над рудником Нкана в Китве. и сформировала Rhodesian Anglo American, среди других акционеров которой были финансовые дома США и Южной Африки, а также Британская южноафриканская компания (BSAC). Поскольку BSAC обменял свои собственные акции на акции Rhodesian Anglo American, Rhodesian Anglo American теперь стала основным акционером BSAC. И Роан Антилопа, и Нкана начали коммерческое производство в 1931 году. [41] [42]
Поначалу в Коппербелт было вложено очень мало британского капитала. Однако в 1929 году казалось возможным, что четвертый источник меди, шахты Нчанга , может попасть под контроль США: поскольку американский картель, стремившийся ограничить поставки для повышения цен, в то время уже контролировал три четверти мирового производства меди, британское правительство поощряло группа из девяти «британских» компаний для финансирования Нчанги. В этой группе доминировали родезийские англо-американцы, поэтому истинно британское участие все еще было ограниченным. В 1931 году владения Бвана-Мкубва и Нчанга были объединены в корпорацию «Рокана», в которой также доминировала родезийская англо-американская компания. Ситуация в 1931 году заключалась в том, что Родезийский селекционный фонд (RST) владел Роаном Антилопой и доминирующим пакетом акций в Муфулире, в то время как корпорация Рокана владела остатками Муфулиры, Нканы, Нчанги и Бвана Мкубва. Структура акционеров RST и особенно Rokana была сложной. [43] [44]
Хотя поначалу существование этого картеля стимулировало инвестиции, потребители искали альтернативные и более дешевые материалы, а из-за экономического спада в 1931 году цены на медь упали. Международное соглашение ограничило производство. Это вызвало катастрофу в Северной Родезии, где многие сотрудники были уволены, и положило конец надеждам многих европейцев на превращение Северной Родезии в еще один белый доминион, такой как Южная Родезия. Многие поселенцы воспользовались этой возможностью, чтобы вернуться в Южную Родезию, а африканцы вернулись на свои фермы.
Восстановление экономики
[ редактировать ]Несмотря на экономический кризис, крупные фирмы все же смогли сохранить прибыль . Тот факт, что безработные уехали, означал, что не было повышения налогов, а затраты на рабочую силу оставались низкими. На конференции производителей меди в Нью-Йорке в 1932 году родезийские компании выступили против дальнейшего вмешательства на рынок, и, когда соглашение не удалось достичь, предыдущие ограничения конкуренции прекратились. Это поставило северных родезийцев в очень мощное положение. Тем временем Британская южноафриканская компания продала свои оставшиеся активы в Южной Родезии правительству Южной Родезии в 1933 году, предоставив ему капитал для инвестиций в разработку других рудников. Он заключил соглашение между Родезийскими железными дорогами и компаниями, занимающимися медными рудниками, об эксклюзивном использовании и использовал высвободившиеся ресурсы для покупки крупной доли в Anglo American Corporation. К концу 1930-х годов добыча меди в Северной Родезии процветала.
Законодательный совет
[ редактировать ]Довоенный
[ редактировать ]Когда 1 апреля 1924 года Северная Родезия стала протекторатом Британской империи, был создан Законодательный совет, в котором губернатор Северной Родезии занимал пост председателя в качестве председателя. Первоначальный совет полностью состоял из назначенных членов, поскольку в то время не существовало процедуры проведения выборов. Однако члены были разделены на «официальных членов», занимавших руководящие посты в администрации Протектората, и «неофициальных членов», не занимавших никаких постов. [45]
В 1926 году была разработана система выборов, и первые выборы были проведены для пяти избранных неофициальных членов, которые заняли свои места вместе с девятью назначенными официальными членами. Избиратель в Северной Родезии должен был быть гражданином Соединенного Королевства, и это требование практически исключало африканцев, являющихся лицами, находящимися под защитой Великобритании . Кроме того, потенциальные избиратели должны были заполнить форму заявления на английском языке и иметь годовой доход не менее 200 фунтов стерлингов или занимать недвижимое имущество стоимостью 250 фунтов стерлингов (занятие такого имущества племенами или общинами было специально исключено). [46]
В 1929 году число неофициальных членов было увеличено до семи. Это не соответствовало чаяниям поселенцев, и в 1937 году их члены потребовали равенства с девятью официальными членами и мест в Исполнительном совете, который до этого момента полностью состоял из чиновников: это требование было отклонено. В 1938 году впервые была признана необходимость представлять мнения африканцев, и для этой цели был добавлен один назначенный неофициальный европейский член, заменивший одного из назначенных должностных лиц, так что официальных и неофициальных членов насчитывалось по восемь человек. [47] В 1941 году к назначенным должностным лицам и избранным неофициальным лицам был добавлен еще один член, всего было десять неофициальных лиц (девять избранных) и девять назначенных должностных лиц.
Послевоенный
[ редактировать ]
В 1945 году число неофициальных европейских членов, представляющих африканцев, увеличилось с одного до трех, а также были введены еще два назначенных неофициальных члена, всего пять. С 1948 года Совет африканских представителей рекомендовал губернатору выдвинуть двух неофициальных членов из Африки. [48] В 1948 году губернатор был заменен спикером, который также заседал по должности , и были введены два члена, назначенные по рекомендации Совета африканских представителей.
Постановление Совета, вступившее в силу 31 декабря 1953 года, предусматривало, что новый Законодательный совет будет состоять из спикера ex officio , восьми назначенных должностных лиц, двенадцати избранных неофициальных лиц, четырех неофициальных членов из Африки, назначенных губернатором по рекомендации Совета африканских представителей. и два назначенных неофициальных европейских члена, представляющих интересы африканцев. [49] В число назначенных должностных лиц вошли главный секретарь, генеральный прокурор, финансовый секретарь, министр по делам коренных народов и еще четыре человека.
Приказ Совета 1959 г.
[ редактировать ]В 1959 году произошло значительное увеличение доли избранных членов. Законодательный совет тогда состоял из спикера и 30 членов. Все эти члены, кроме восьми, должны были быть избраны: восемь назначенных были теми же четырьмя названными должностями, что и раньше, двое других и два назначенных неофициальных члена (которые не несли особой ответственности за интересы Африки). Эти два члена были сохранены для того, чтобы обеспечить наличие некоторых членов, которых можно было бы призвать для выполнения министерских обязанностей, если бы было слишком мало избранных членов, желающих сделать это.
22 избранных члена были организованы таким образом, чтобы в их состав входили восемь африканцев и 14 европейцев. Список избирателей был разделен на «общий» и «особый», при этом у особых избирателей были гораздо более низкие финансовые требования, чем у общих избирателей, так что большинство специальных избирателей были африканцами (требования по гражданству были изменены, чтобы лица, находящиеся под защитой Великобритании, имели право голосовать). . В городах, где проживало большинство европейцев, было двенадцать избирательных округов; специальные избиратели могли иметь не более одной трети влияния на общее количество избирателей.
В сельских районах, где проживало большинство африканцев, было выбрано шесть специальных избирательных округов. В выборах участвовали как общие, так и специальные избиратели, и их голоса имели равный вес, хотя большинство избирателей составляли африканцы. В особых избирательных округах существовало два составных «зарезервированных европейских места», в которых особые избиратели имели ограниченное влияние до одной трети. Также было два «зарезервированных африканских места» в обычных избирательных округах, хотя все голоса учитывались полностью. [50]
Закон
[ редактировать ]До прекращения правления BSAC законы Северной Родезии соответствовали законам Англии и Уэльса , а Высокий суд Северной Родезии в конечном итоге подчинялся законам Соединенного Королевства. Это продолжалось и после 1924 года; все законы Соединенного Королевства, действовавшие 17 августа 1911 года, были применены к Северной Родезии, а также к законам более поздних лет, если они касались Протектората. Когда африканцы выступали сторонами в судах, применялись местные законы и обычаи, за исключением случаев, когда они «противоречат естественной справедливости или морали» или несовместимы с каким-либо другим действующим законом. [51]
Вспомогательные суды
[ редактировать ]Ниже Высокого суда находились мировые суды, которые подразделялись на четыре класса:
- Суды провинциальных комиссаров, старших магистратов-резидентов и магистратов-резидентов. По уголовным делам такие суды могут назначать лишение свободы на срок до трех лет; в гражданских делах они были ограничены выплатой в размере 200 фунтов стерлингов и возмещением стоимости земли в размере до 144 фунтов годовой арендной платы.
- Суды окружных комиссаров. По уголовным делам они могут назначать лишение свободы на срок до одного года без подтверждения Высоким судом; с согласия Высокого суда они также могут назначить тюремное заключение на срок до трех лет. Их гражданская юрисдикция была ограничена 100 фунтами стерлингов.
- Суды районных чиновников.
- Кадетские суды при Губернском управлении.
Уголовные дела о государственной измене, убийстве и непредумышленном убийстве, а также попытках и заговорах с их целью были отнесены к компетенции Высокого суда. Гражданские дела, касающиеся конституционных вопросов, завещаний и браков, также были ограничены рассмотрением Высокого суда.
Родные суды
[ редактировать ]Постановление о местных судах 1937 года позволило губернатору выдать ордер на признание местных судов. Их юрисдикция распространялась только на местных жителей, но распространялась на уголовную и гражданскую юрисдикцию. Местным судам не разрешалось приговаривать к смертной казни или судить о колдовстве без разрешения. Также существовало положение о местном апелляционном суде, но, если он не был создан, апелляция подавалась комиссару провинции, а затем - Высокому суду.
Главные судьи Северо-Восточной Родезии
[ редактировать ]Действующий президент | Срок владения | Примечания | |
---|---|---|---|
Вступил в должность | Левый офис | ||
Сэр Лестер Пол Бофорт | 1901 | 1911 |
Главные судьи Северной Родезии
[ редактировать ]Действующий президент | Срок владения | Примечания | |
---|---|---|---|
Вступил в должность | Левый офис | ||
Сирил Джерард Брук Фрэнсис [52] | 1941 | впоследствии главный судья Бермудских островов , 1941 г. | |
Сэр Герберт Чарльз Фэхи Кокс [53] [54] | 1945 | 1951 | впоследствии главный судья Танганьики |
сэр Артур Вернер Льюи [55] | 1951 | 1955 | |
Сэр (Эдвард) Питер Стаббс Белл | 1955 | 1957 | Умер в офисе |
Джон Боуз Гриффин | 1957 | 1957 | исполняющий обязанности главного судьи |
сэр Джордж Патерсон | 1957 | 1961 | |
Сэр Диармайд Уильям Конрой | 1961 | 1964 | впоследствии главный судья Замбии , 1964–1965 гг. |
Управление людьми
[ редактировать ]
С 1890-х годов и до конца правления BSAC проводилась политика прямого правления над африканцами в пределах того, что было возможно при очень небольшом количестве белых окружных чиновников. За исключением Баротселанда , эти офицеры лишили традиционных вождей их полномочий по отправлению правосудия и свергли проблемных, хотя большинство вождей согласились с их уменьшенной ролью местных агентов окружных офицеров. К концу 1920-х годов идея непрямого правления, предложенная лордом Лугардом в «Двойном мандате в Британской тропической Африке», получила признание. Лугард предположил, что в колониях, где климат и география препятствовали обширному европейскому заселению, африканские интересы должны быть признаны первостепенными, и развитие таких колоний должно приносить пользу их коренному населению, а также экономическим интересам колониальной державы. Однако то, что было введено в Северной Родезии в 1930 году как политика непрямого правления, на практике мало чем отличалось от предыдущей политики. Хотя некоторые законные традиционные вожди и другие назначенные вожди и старосты были назначены местными властями, они имели ограниченные судебные полномочия и очень ограниченные финансовые ресурсы для создания каких-либо институтов самоуправления в своих общинах. За исключением Баротселанда, окружные чиновники все еще сохраняли большую часть своих прежних полномочий и использовали местные власти в качестве посредников. [56] [57]
В июне 1930 года колониальный секретарь лейбористского правительства лорд Пассфилд опубликовал свой Меморандум о местной политике в Восточной и Центральной Африке. Его заявление о колониальной политике было решительным подтверждением принципа верховенства африканских интересов, который его предшественник на посту министра по делам колоний консерватор Лео Эмери пытался смягчить в 1927 году при создании Комиссии Хилтона Янга . В Меморандуме Пассфилда говорилось, что никакие дальнейшие правительства белого меньшинства не будут разрешены, что отвергало стремление поселенцев к самоуправлению в Кении и Северной Родезии. Это настроило европейцев Северной Родезии против ассоциации с Восточной Африкой в пользу союза с Южной Родезией. В 1933 году значительное меньшинство в законодательном органе Северной Родезии высказалось за объединение с Южной Родезией, несмотря на энергичное сопротивление африканских стран. Однако большинство поселенцев по-прежнему опасались маргинализации со стороны гораздо большего числа европейцев в Южной Родезии. [58] [59]
С 1943 года были созданы шесть провинциальных советов, которые сформировали второй уровень представительных учреждений Африки над местными властями. Это были чисто консультативные органы, чьи советы провинциальному комиссару не обязательно принимать. Большинство членов провинциальных советов были сельскими жителями, и многие из них были вождями, но были включены и некоторые образованные городские африканцы. В 1946 году был добавлен третий уровень с формированием Африканского представительного совета для всего протектората, члены которого назначались провинциальными советами. Совет африканских представителей также носил в основном консультативный характер, но позже смог дать рекомендации африканцам для выдвижения в члены Законодательного совета. [60]
Земельная политика
[ редактировать ]В Северной Родезии Британско-Южно-Африканская компания претендовала на владение всей неотчужденной землей на территории и на право ее отчуждения. Европейцы заняли земли вдоль линии железной дороги и вблизи городов, но поначалу недостатка в земле не было, так как плотность населения была низкой, а европейское население было небольшим. В 1913 году BSAC разработал планы создания заповедников коренных народов вдоль границ Южной Родезии, за пределами которых африканцы не имели бы права владеть или занимать землю, но эти планы не были реализованы под управлением компании. Однако в 1928 и 1929 годах в северной и восточной частях протектората были созданы резервы, а около половины земель, прилегающих к линии главной железнодорожной линии, было зарезервировано для расселения и земледелия европейцев. В 1938 году сообщалось, что заповедники коренных народов были переполнены, а большая часть земель, зарезервированных для европейцев, была незанятой и неиспользованной. [61]
В 1918 году Судебный комитет Тайного совета Соединенного Королевства отклонил претензии Британской южноафриканской компании на неотчуждаемые земли в Южной Родезии, и это подняло вопросы по поводу претензий компании на неотчужденные земли к северу от Замбези. Однако претензии компании в Северной Родезии были основаны на предоставленных уступках, а не на завоевании, и, хотя парламентский комитет Северной Родезии в 1921 году рекомендовал передать эти претензии также в Тайный совет, британское правительство предпочло вести переговоры об общем урегулировании спора. конец правления BSAC в Северной Родезии. Это фактически подтвердило требование компании. [62] В соответствии с Соглашением от 29 сентября 1923 года правительство Северной Родезии взяло на себя весь контроль над землями, ранее контролировавшимися BSAC, с 1 апреля 1924 года, выплачивая компании половину чистой арендной платы и доходов от продажи определенных земель. [63]
Оппозиция правлению меньшинства
[ редактировать ]Во-первых, независимые африканские церкви, такие как Эфиопская церковь в Баротселанде, Китавале или движение Сторожевой башни и другие, отвергали европейский миссионерский контроль и продвигали доктрины милленаризма , которые власти считали крамольной . В целом они не были политически активными, но движение Сторожевой Башни предположительно участвовало в беспорядках в Коппербелте 1935 года, что, вероятно, ошибочно. Во-вторых, африканцы, получившие образование в миссиях или за границей, стремились к социальному, экономическому и политическому прогрессу через добровольные ассоциации, часто называемые «ассоциациями благосостояния». Их протесты были приглушенными до начала 1930-х годов и были сосредоточены на улучшении африканского образования и сельского хозяйства, а политическое представительство оставалось отдаленной целью. Однако несколько ассоциаций благосостояния на Коппербелте были вовлечены в беспорядки 1935 года. [64]
Налог на хижины постепенно вводился в различных районах Северной Родезии в период с 1901 по 1913 год. Его введение в целом не вызывало особых волнений, но в 1909–1910 годах гвембеская ветвь народа Тонга устроила относительно ненасильственный протест против его введения, который был жестко подавлен. . Резкое повышение ставки налога на хижины в 1920 году вызвало волнения, как и увеличение ставки налога на Коппербелт в 1935 году. [65]
В 1935 году правительство Северной Родезии предложило увеличить ставки налога, уплачиваемого африканскими горняками, работающими на Коппербелте, при одновременном снижении его в сельской местности. Хотя провинциальные комиссары были проинформированы об изменении 11 января 1935 года, только 20 мая был подписан Постановление о внесении поправок в местные налоги, в котором ставки были введены с 1 января 1935 года. Это ретроспективное повышение возмутило горняков, у которых уже были жалобы. о низкой заработной плате и плохих условиях, а также о законах о пропуске , которые были приняты в 1927 году и требовали от африканцев разрешения на проживание и работу в Коппербелте. Это спровоцировало тотальную забастовку Copperbelt , которая продолжалась с 22 по 25 мая на трех из четырех шахт в этом районе, а именно Муфулира , Нкана и Роан Антилопа . Британская полиция Южной Африки была отправлена из Южной Родезии в Нкану для ее подавления. Когда 29 мая полиция в Луаншье попыталась разогнать группу африканцев, вспыхнуло насилие, и шесть африканцев были застрелены. Гибель людей потрясла обе стороны, и забастовка была приостановлена на время создания комиссии по расследованию. Он пришел к выводу, что ключевым фактором является то, как было объявлено о повышении, и что, если бы оно было введено спокойно, оно было бы принято. [66]
Одним из результатов забастовки стало создание консультативных советов старейшин племен для африканцев по всему Медному поясу после системы, введенной на шахте Роан Антилопа. Эти советы действовали как второстепенные суды, передавая другие вопросы на рассмотрение управляющего горнодобывающим комплексом или районного организатора. Местные суды действовали за пределами городских районов, и в конечном итоге они были перенесены в города. Муфулира был первым, в 1938 году, а к концу 1940 года они существовали в Китве , Луаншье , Ндоле и Чинголе на Коппербелте, Лусаке и Брокен-Хилле в центре страны, а также в Ливингстоне на границе с Южной Родезией. Одновременно в основных городах Коппербелта были созданы африканские городские консультативные советы. Отношения между африканцами и европейцами часто были натянутыми. [67]
Второй раунд боевых действий рабочих разразился в марте 1940 года. Этому способствовала успешная стихийная забастовка европейских горняков на двух рудниках Коппербелта, которые потребовали повышения базовой заработной платы, военных премий и закрытия цехов , чтобы предотвратить продвижение африканских горняков. Требования европейских забастовщиков были в основном удовлетворены, включая соглашение о предотвращении постоянного «размывания рабочей силы». За этим последовал отказ в пропорциональном повышении заработной платы африканским горнякам, которые затем объявили забастовку, несмотря на предложение немного увеличить бонусные выплаты. Правительство призвало владельцев шахт повысить зарплату африканским шахтерам, но после конфронтации между рабочими, получающими зарплату, и стойкими забастовщиками оно также попыталось заставить шахтеров вернуться на работу, используя войска Северородезийского полка. В последовавшей за этим вспышке насилия войска открыли огонь по забастовщикам, в результате чего сразу погибло 13 человек, а позже — четверо. Министр по делам колоний заставил губернатора провести комиссию по расследованию, которая установила, что условия в Нкане и Муфулире мало изменились с 1935 года, хотя в Нчанга и Роан Антилопа никакого удара не произошло. Он рекомендовал повысить заработную плату и улучшить условия, с чем согласились владельцы шахт, а также предоставить африканским горнякам право на рабочие места, ранее предназначенные для европейских горняков. Эта последняя рекомендация тогда не была реализована, но постепенно вводилась после 1943 года. [68] [69]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны на стороне Великобритании участвовали воинские части Северной Родезии. В частности, силы Северной Родезии участвовали в Восточноафриканской кампании , битве за Мадагаскар и в Бирме . Позже во время войны Министерство снабжения британского правительства заключило соглашения с медными рудниками Северной Родезии и Канады на поставку всей меди, необходимой вооруженным силам, по установленным ценам. Это устранило свободную конкуренцию и, следовательно, привело к снижению цен; Как и британские компании, основные производители меди также облагались налогом на сверхприбыль. Однако у них был гарантированный рынок, и в 1943 году Министерство снабжения оплатило половину стоимости программы расширения, запланированной для рудника Нчанга.
В 1941 году были выборы ; Рой Веленски , лидер Родезийского профсоюза железнодорожников , избранный в 1938 году, основал Лейбористскую партию Северной Родезии в начале года как партию, выступающую за объединение. Все пять кандидатов от партии были избраны. Такое развитие событий было замечено в Лондоне, где депутаты от Лейбористской партии были обеспокоены тем, что это требование, если оно будет удовлетворено, уменьшит положение африканцев Северной Родезии. Веленский возглавил в Законодательном совете инициативу по ограничению прав Британской южноафриканской компании на добычу полезных ископаемых, что получило поддержку Африки; В 1949 году Компания согласилась передать 20% своих доходов правительству и передать все оставшиеся права в 1986 году.
Федерация Родезии и Ньясаленда
[ редактировать ]Ранние попытки объединения
[ редактировать ]
Еще в 1915 году Британская Южно-Африканская компания предложила объединить Южную Родезию и Северную Родезию, но это было отклонено законодательным собранием Южной Родезии в 1917 году, поскольку это могло помешать Южной Родезии получить самоуправление. [70] Этот вариант был снова отвергнут в 1921 году по той же причине. После того, как электорат Южной Родезии проголосовал за самоопределение в 1922 году, это возражение прекратилось, и в 1927 году консервативный министр по делам колоний Лео Амери произвел на поселенцев Южной Родезии впечатление, что он поддерживает их притязания на приобретение более продуктивных частей Северной Родезии. [71]
В конце Первой мировой войны европейское население Северной Родезии было крошечным, около 3000 человек по сравнению с десятикратным увеличением в Южной Родезии, но оно быстро увеличилось после открытия Медного пояса в 1920-х годах. Поселенцы Северной Родезии хотели самоуправления для электората европейского меньшинства, отдельного от Южной Родезии. Однако, как только британское правительство, похоже, отвергло идею создания новых правительств белого меньшинства в Африке, разговоры об объединении возобновились. [72]
В 1927 году британское правительство назначило Комиссию Хилтона Янга по возможному более тесному объединению британских территорий в Восточной и Центральной Африке. Его большинство считало, что Северная Родезия и Ньясаленд должны стремиться к более тесным связям с Восточной Африкой, но в отчете меньшинства высказывалось мнение о том, что эти две территории должны быть связаны с Южной Родезией по экономическим соображениям. Еще до того, как отчет Комиссии был опубликован, между поселенцами Северной Родезии и правительством Южной Родезии велись дискуссии об условиях полного союза двух Родезий как единой колонии. Поселенцы Северной Родезии были готовы присоединиться к Южной Родезии только в том случае, если не было другого способа добиться правления меньшинства. [73] [74] Когда в 1930-х годах горнодобывающая промышленность Северной Родезии пережила серьезный спад, ее представители в январе 1936 года настаивали на объединении на водопаде Виктория , но Лейбористская партия Южной Родезии заблокировала это, поскольку британское правительство возражало против проводимой в Южной Родезии политики резервирования рабочих мест и сегрегации . применяется на севере. [75]
Вскоре после забастовки Коппербелта 1935 года прошли выборы в законодательный совет, на которых все кандидаты поддержали расследование объединения Северной и Южной Родезии. После конференции в Водопаде Виктория между избранными членами и представителями политических партий Южной Родезии в январе 1936 года было принято решение в пользу объединения «в соответствии с конституцией, предоставляющей право полного самоуправления». Правительство Соединенного Королевства первоначально отказалось создать Королевскую комиссию , но после давления со стороны европейцев в обеих Родезиях, особенно со стороны Годфри Хаггинса , который был премьер-министром Южной Родезии с 1933 года, британское правительство согласилось в 1937 году создать одну , как Комиссия Бледисло , председателем которой был лорд Бледисло . Его условия должны были учитывать возможную более тесную связь между двумя Родезиями и Ньясалендом. [76]
Федерация реализовала
[ редактировать ]Комиссия Бледисло сообщила в марте 1939 года, что предположила, что африканцы могут получить социальную и экономическую выгоду от европейского предпринимательства. Однако он считал, что потребуются два крупных изменения: во-первых, смягчить расовую политику Южной Родезии и, во-вторых, обеспечить некоторую форму представительства африканских интересов в законодательных органах каждой территории. [77] Комиссия рассмотрела возможность полного объединения трех территорий и посчитала, что в более свободном федеральном союзе будет труднее планировать будущее развитие. Он не поддерживал альтернативу, согласно которой Южная Родезия поглотила бы Медный пояс. Несмотря на почти единодушное сопротивление африканских стран объединению с Южной Родезией, Комиссия выступала за это в какой-то момент в будущем. Однако большинство членов Комиссии исключили слияние как непосредственную возможность из-за опасений и возражений Африки. Это большинство выступало за скорейшее объединение Северной Родезии и Ньясаленда в одно целое, которое будет экономически сотрудничать с Южной Родезией, как возможный первый шаг к объединению всех трех территорий в дальнейшем. [78] [79] [80] Белое население Северной Родезии было сильно разочаровано, но начало Второй мировой войны фундаментально изменило экономическую и политическую ситуацию, поскольку медь Северной Родезии стала жизненно важным ресурсом для победы в войне.
Во время Второй мировой войны сотрудничество между тремя территориями расширилось благодаря созданию совместного секретариата в 1941 году и консультативного Центральноафриканского совета в 1945 году, состоящего из трех губернаторов и одного ведущего европейского политика от каждой территории. Послевоенные британские правительства были убеждены, что более тесная ассоциация в Центральной Африке сократит расходы, и они согласились на федеральное решение, а не на полное объединение, которое предпочитало правительство Южной Родезии. Первый послевоенный министр по делам колоний с 1946 по 1950 год Артур Крич Джонс из Лейбористской партии не хотел обсуждать какие-либо планы объединения с Годфри Хаггинсом , премьер-министром Южной Родезии, из-за противодействия со стороны африканцев и внутри его собственной партии. Он не исключал полностью федерацию, которая была предложена на конференции, состоявшейся у водопада Виктория в 1949 году между правительством Южной Родезии и избранными или «неофициальными» членами Законодательного совета Северной Родезии во главе с Роем Веленски. , без присутствия африканцев. Его преемнику на посту в 1950–1951 годах Джеймсу Гриффитсу было предоставлено право начать предварительные переговоры с Хаггинсом и Веленским, представляющими белые меньшинства обеих Родезий, при условии выяснения мнения большинства африканского населения. После смены британского правительства в 1951 году новый министр по делам колоний от консерваторов Оливер Литтелтон отменил условие выяснения мнения африканских стран в ноябре 1951 года и выступил против сильной африканской оппозиции. После дальнейшего пересмотра предложений по федерации соглашение было достигнуто. После положительного результата референдума в Южной Родезии Северная Родезия присоединилась к Федерации Родезии и Ньясаленда, когда она была создана в 1953 году. [81] [82]
Оппозиция Федерации
[ редактировать ]В 1946 году была создана Федерация африканских обществ благосостояния, объединившая общества благосостояния, которые были созданы образованными африканцами в городах в 1930-х годах для обсуждения местных дел на английском языке. В 1948 году Федерация сменила название на Конгресс Северной Родезии , и ее первым президентом стал Годвин Мбикусита Леваника , имевший аристократическое происхождение из Баротсе. В конце 1940-х годов несколько местных профсоюзов, представляющих африканских горняков, объединились и образовали Союз африканских горняков Северной Родезии . При Мбикусите Леванике Конгресс постепенно превратился в политическую силу. У него была радикальная политика, но Мбикусита Леваника выступал за постепенность и диалог с поселенческим меньшинством. В 1950 и 1951 годах ему не удалось выступить с решительным антифедеративным посланием, и в 1951 году Мбикусита Леваника был отстранен от должности и заменен более радикальным Гарри Нкумбулой . [83]
Гарри Нкумбула, школьный учитель из Китве , получил стипендию для обучения в Лондоне, где он встретил Гастингса Банду . Основные возражения Африки против Федерации были суммированы в совместном меморандуме, подготовленном Нкумбулой для Северной Родезии и Бандой для Ньясаленда в 1950 году, незадолго до того, как Нкумбула вернулся в Северную Родезию. Эти возражения заключались в том, что политическое доминирование белого меньшинства Южной Родезии помешает более широкому участию Африки в политической жизни и что контроль со стороны политиков Южной Родезии приведет к расширению расовой дискриминации и сегрегации. Нкумбула вернулся в Северную Родезию в 1950 году, чтобы бороться против Федерации и против руководства Конгрессом Мбикуситы Леваники. Его радикализм заставил некоторых вождей и консерваторов отказаться от поддержки Конгресса, но Африканский национальный конгресс Северной Родезии, как партия была переименована в 1951 году, смог убедить Совет африканских представителей рекомендовать двум своим членам быть членами, назначенными африканцами. Законодательного совета в 1951 году. [83] Вскоре после своего формирования федеральное правительство попыталось взять под свой контроль дела Африки у Британского управления по делам колоний, доказав, что опасения Нкумбулы и Банды были оправданы. Это также сократило довольно скромные британские послевоенные предложения по развитию Африки. [84]
Африканский национальный конгресс Северной Родезии был довольно небольшой, в основном городской, партией под руководством Мбикуситы Леваники , но Нкумбула использовал оппозицию Федерации, чтобы увеличить свое членство. В 1951 году Кеннет Каунда , бывший учитель, стал секретарем-организатором Конгресса Северной провинции, а в 1953 году он переехал в Лусаку в качестве генерального секретаря Конгресса под председательством Нкумбулы. Усилия Конгресса, включая неудавшуюся всеобщую забастовку в марте 1953 года, не смогли предотвратить введение Федерации, и, за исключением некоторых городских протестов, это было угрюмо принято африканским большинством. И Каунда, и Нкумбула начали выступать за самоуправление под властью африканского большинства, а не просто за увеличение представительства африканцев в существующих колониальных институтах. Помимо требований о распаде Федерации, Конгресс сосредоточил внимание на местных недовольствах, таких как «цветная полоса» , отказ в предоставлении определенных рабочих мест или услуг африканцам, а также низкая заработная плата и плохие условия для африканских рабочих. Каунда сыграл видную роль в организации бойкоты и сидячие забастовки , но в 1955 году и он, и Нкумбула были заключены в тюрьму на два месяца. [85]
Тюремное заключение радикализировало Каунду, который после своего освобождения усилил кампанию экономического бойкота и неповиновения, но оказало противоположный эффект на Нкумбулу, который уже действовал нерешительно во время всеобщей забастовки 1953 года. Руководство Нкумбулы становилось все более авторитарным, и утверждалось, что он использовал партийные средства в своих целях. Однако Каунда продолжал поддерживать Нкумбулу, хотя в 1956 году Нкумбула пытался положить конец кампании против цветной полосы. Отчуждение Каунды от Нкумбулы усилилось, когда он провел шесть месяцев в Великобритании, работая с Лейбористской партией над деколонизацией , но окончательный разрыв произошел только в октябре 1958 года, когда Нкумбула попытался очистить Конгресс от своих противников и взять на себя широкие полномочия над партией. В том же месяце Каунда и большинство более молодых и более радикальных членов покинули организацию, чтобы сформировать Африканский национальный конгресс Замбии с Каундой в качестве президента. [86]
Конец Федерации и независимость
[ редактировать ]После бегства Каунды и радикалов Нкумбула решил, что Африканский национальный конгресс Северной Родезии будет участвовать в выборах в Законодательный совет, которые должны были состояться в соответствии с Указом в совете 1959 года в октябре 1959 года. Чтобы увеличить шансы Конгресса, он вступил в предвыборную кампанию. пакты с белыми либералами. Каунда и Африканский национальный конгресс Замбии планировали бойкотировать эти выборы, считая избирательное право 1959 года расово предвзятым. [87] Однако перед выборами в Ньясаленде и Банде было объявлено чрезвычайное положение , и многие из его последователей были задержаны без суда после заявлений о том, что они планировали неизбирательные убийства европейцев и азиатов, а также африканских оппонентов, так называемые «заговор убийства». Вскоре после этого, 12 марта 1959 года, губернатор Северной Родезии также объявил там чрезвычайное положение, арестовал 45 членов Африканского национального конгресса Замбии, включая Каунду, и запретил партию. Позже Каунда был приговорен к 19 месяцам тюремного заключения за заговор, хотя никаких достоверных доказательств заговора представлено не было. Объявление чрезвычайного положения как в Северной Родезии, так и в Ньясаленде ознаменовало конец попыток их националистических партий работать в рамках колониальной системы и начало борьбы за немедленную и полную независимость. [88]
Хотя Нкумбула и его партия получили несколько мест на выборах в октябре 1959 года, он мало воспользовался вынужденным отсутствием Каунды и сумел оттолкнуть другую часть Африканского национального конгресса Северной Родезии, которая вместе с бывшими членами Африканского национального конгресса Замбии сформировала Объединенную национальную независимость . партии в октябре 1959 года. Когда Каунда был освобожден из тюрьмы в январе 1960 года, он взял на себя ее руководство. Нкумбула и то, что осталось от Конгресса, сохранили поддержку на юге страны, где он всегда имел сильную поддержку среди народов Ила и плато Тонга , но Объединенная партия национальной независимости доминировала в других местах. [89] [90]
Сэр Рой Веленски , поселенец из Северной Родезии, который был федеральным премьер-министром с ноября 1956 года, убедил Алана Леннокса-Бойда , министра по делам колоний с 1954 по 1959 год, поддержать Федерацию и согласиться с тем, что темпы развития Африки будут постепенными. Такого мнения придерживался британский кабинет министров под руководством Гарольда Макмиллана до тех пор, пока после объявления чрезвычайного положения он не решил создать Королевскую комиссию по будущему Федерации Родезии и Ньясаленда, которая должна была состояться в 1960 году. Это стало Монктонской комиссией. Комиссия , которая пришла к выводу, что Федерацию невозможно сохранить иначе, как силой или массовыми изменениями в расовом законодательстве. Он выступал за большинство африканских членов в законодательных собраниях Ньясаленда и Северной Родезии и предоставление этим территориям возможности выйти из Федерации через пять лет. [91] [92]
Иэн Маклауд заменил Леннокса-Бойда на посту министра по делам колоний в октябре 1959 года: вскоре он освободил Банду и согласовал с ним конституцию ответственного правительства Ньясаленда после выборов 1961 года, которые привели бы к африканскому большинству в Законодательном совете. Однако Маклауд был более осторожен в отношении политических изменений в Северной Родезии. План создания Законодательного совета с африканским большинством (16 африканских членов против 14 европейцев) был категорически против Веленского, и под давлением коллег по кабинету Маклауд принял предложение Веленского о создании совета из 45 членов, 15 из которых будут избраны парламентом. в основном африканские избиратели, 15 - в основном европейские, 14 - оба списка вместе и 1 - азиаты. Помимо значительного завышения стоимости голосов в преимущественно европейских списках, в 14 так называемых «национальных» избирательных округах существовало еще одно требование, согласно которому успешные кандидаты должны были набрать по крайней мере 10% голосов африканских и 10% европейских голосов. те. Это сложное избирательное право, которое также требовало от избирателей относительно высокого дохода, использовалось на выборах в октябре 1962 года. На них Объединенная партия национальной независимости Каунды получила только 14 мест, набрав около 60% действительных голосов; преимущественно европейская федеральная партия получила 16 мест с 17% голосов, а Конгресс Нкумбулы удержал баланс сил с 7 местами: только 37 из 45 мест были заполнены, как и во многих «национальных» округах, ни одна партия не набрала 10%. голосов как в Африке, так и в Европе. [93] [94]
Хотя перед выборами Конгресс договорился с Федеральной партией о том, что их избиратели будут голосовать за кандидатов другой партии в некоторых «национальных» округах, Нкумбула согласился работать в коалиции, премьер-министром которой был Каунда, и обе партии и их партии работали в разумных пределах. гармонии до выборов 1964 года, предшествовавших обретению независимости, на которых, обладая гораздо более широким избирательным правом, Объединенная партия национальной независимости получила 55 из 75 мест в парламенте. Федерация Родезии и Ньясаленда была официально распущена 31 декабря 1963 года, а 24 октября 1964 года страна стала независимой Республикой Замбия с Каундой в качестве президента. [95] [96]
Демография
[ редактировать ]Год | Население | |||
---|---|---|---|---|
Туземцы | Европейцы | Цветной | азиатский | |
1911 | 826,000 | 1,497 | ||
1923 | 1,000,000 | 3,750 | ||
1925 | 1,140,642 | 4,624 | ||
1931 | 1,372,235 | 13,846 | ||
1932 | 1,382,705 | 10,553 | ||
1933 | 1,371,213 | 11,278 | ||
1935 | 1,366,425 | 10,000 | ||
1940 | 1,366,641 | 15,188 | ||
1943 | – | 18,745 | ||
1945 | 1,631,146 | 21,371 | ||
1946 | 1,634,980 | 21,919 | ||
1951 | 1,700,577 | 37,221 | 1,092 | 2,529 |
1954 | 2,040,000 | 60,000 | 1,400 | 4,600 |
1956 | 2,110,000 | 64,800 | 1,550 | 5,400 |
1960 | 2,340,000 | 76,000 | 2,000 | 8,000 |
1961 | 2,430,000 | 75,000 | 1,900 | 7,900 |
1963 | 3,460,000 | 74,000 | 2,300 | 8,900 |
Источник: Альманах Уитакера.

Культура
[ редактировать ]Почтовые марки
[ редактировать ]Британское правительство выпускало почтовые марки Северной Родезии с 1925 по 1963 год. Для получения более подробной информации см. Почтовые марки и историю почты Северной Родезии .

Олимпийские игры 1964 года
[ редактировать ]Северная Родезия – единственная страна, которая сменила свое название и флаг между церемониями открытия и закрытия Олимпийских игр . Страна участвовала в летних Олимпийских играх 1964 года как Северная Родезия и покинула их на церемонии закрытия как Замбия 24 октября, в день официального провозглашения независимости.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Несмотря на то, что это протекторат, его официальное название было просто Северная Родезия.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Орден Северной Родезии в Совете 1911 г. ( SR&O 1911/438)
- ^ Приказ Совета Бароциланда-Северо-Западной Родезии, 1899 г., SEO 1901 г. № 567 (с поправками, SRO Rev. 1904 г., V.)
- ^ Орден Северо-Восточной Родезии в Совете 1900 г. ( SR&O 1900/89 )
- ^ Jump up to: а б Содружество и колониальное право Кеннета Робертса-Рэя , Лондон, Стивенс, 1966. Стр. 753.
- ^ Jump up to: а б Орден Северной Родезии в Совете 1924 г. ( SR&O 1924/324 ), SRO & SI Rev VIII, 154
- ^ Закон о независимости Замбии 1964 г. (ок. 65 г.)
- ^ «Онлайн-словарь Мерриам-Вебстера» . Архивировано из оригинала 21 апреля 2009 года . Проверено 25 октября 2005 г.
- ^ Гэлбрейт (1974) , стр. 87, 202–203.
- ^ Гэлбрейт (1974) , стр. 101–103.
- ^ Гэлбрейт (1974) , стр. 211–215, 217–219.
- ^ Гэлбрейт (1974) , с. 222.
- ^ Гэлбрейт (1974) , стр. 103–104.
- ^ Веб-сайт NRZAM: Путешествия Альфреда Шарпа по Северной провинции и Катанге. Архивировано 30 октября 2020 года в Wayback Machine The Northern Rhodesia Journal . Том III, № 3 (1957), стр. 210–219.
- ^ Дэвид Гордон, (2000). Децентрализованные деспоты или контингентные вожди: сравнение колониальных вождей Северной Родезии и Бельгийского Конго. Семинар по истории и африканским исследованиям Квазулу-Натала, Университет Натала, Дурбан.
- ^ Jump up to: а б Правительство Северной Родезии (Замбия) (1964 г.). Белая книга о претензиях Британской южноафриканской компании на роялти за добычу полезных ископаемых, стр. 1135, 1138.
- ^ Гэлбрейт (1974) , стр. 222–223.
- ^ Тереза Пинто Коэльо, (2006). Ультиматум лорда Солсбери 1890 года Португалии и англо-португальские отношения, стр. 6–7. http://www.mod-langs.ox.ac.uk/files/windsor/6_pintocoelho.pdf
- ^ Браунли (1979) , стр. 706–713.
- ^ Дж. Г. Пайк, (1969). Малави: Политическая и экономическая история, стр. 86–7.
- ^ Браунли (1979) , с. 1306.
- ^ Гэлбрейт (1974) , с. 223.
- ^ Кеппел-Джонс (1983) , стр. 133–136.
- ^ Бернэм, Фредерик Рассел (1899). «Северная Родезия». В Уиллсе, Уолтер Х. (ред.). . Симпкин, Маршалл, Гамильтон, Кент и компания, стр. 177–180.
- ^ Ганн, Л.Х. (1960). «История Родезии и Ньясаленда 1889–1953». Справочник Федерации Родезии и Ньясаленда . Федеральное управление информации. стр. 62, 74.
- ^ Jump up to: а б Г. Д. Клаф, (1924). Конституционные изменения в Северной Родезии и вопросы, связанные с переходным периодом, Журнал сравнительного законодательства и международного права, третья серия, Vol. 6, № 4, стр. 279–80.
- ^ Ротберг (1965) , с. 26.
- ^ Ротберг (1965) , стр. 40–41, 45, 75–76.
- ^ Л. Х. Ганн, (1958). Рождение плюралистического общества: развитие Северной Родезии под управлением Британско-Южно-Африканской компании, 1894–1914, стр. 67, 74–5, 106–7.
- ^ Дж. Г. Пайк, (1969). Малави: Политическая и экономическая история, стр. 87, 90–2.
- ^ Дж. Ланн, (1992). Политическая экономия первичного железнодорожного строительства в Родезии, 1890–1911 гг., Журнал африканской истории, Vol. 33, № 2 с. 239, 244.
- ^ С. Каценелленбоген, (1974). Замбия и Родезия: Узники прошлого: Заметки по истории железнодорожной политики в Центральной Африке, Вопросы Африки, Том. 73, № 290, стр. 63–4.
- ^ С. Каценелленбоген, (1974). Замбия и Родезия: Узники прошлого: Заметки по истории железнодорожной политики в Центральной Африке, стр. 65–6.
- ^ П. Слинн, (1971). Коммерческие концессии и политика в колониальный период: роль Британской южноафриканской компании в Северной Родезии 1890–1964, с. 369.
- ^ Бакстер, ТВ; Э. Э. Берк (1970). Путеводитель по историческим рукописям в Национальном архиве Родезии . п. 67.
- ^ Бернэм, Фредерик Рассел (1926). Скаутинг на двух континентах . Даблдей, Пейдж и компания. стр. 2, главы 3 и 4. OCLC 407686 .
- ^ Хуанг, Ричард М. (2008). Африка и Америка: культура, политика и история: междисциплинарная энциклопедия, том 2, серия «Трансатлантические отношения» . АВС-КЛИО. п. 1157. ИСБН 978-1-85109-441-7 .
- ^ С. Каннингем, (1981). Медная промышленность в Замбии: иностранные горнодобывающие компании в развивающейся стране, стр. 57–8.
- ^ RW Steel, (1957) Медный пояс Северной Родезии, стр. 83–4.
- ^ А.Д. Робертс. (1982). Заметки к финансовой истории добычи меди в Северной Родезии, Канадский журнал африканских исследований, том 16, № 2, стр. 348.
- ^ С. Каннингем, (1981). Медная промышленность в Замбии: иностранные горнодобывающие компании в развивающейся стране, Praeger, стр. 61, 68, 118.
- ^ А.Д. Робертс. (1982). Заметки к финансовой истории добычи меди в Северной Родезии, стр. 348–9.
- ^ С. Каннингем, (1981). Медная промышленность Замбии: иностранные горнодобывающие компании в развивающейся стране, стр. 53–5.
- ^ А.Д. Робертс. (1982). Заметки к финансовой истории добычи меди в Северной Родезии, стр. 349–50.
- ^ С. Каннингем, (1981). Медная промышленность в Замбии: иностранные горнодобывающие компании в развивающейся стране, стр. 57–8, 81.
- ^ Г. Д. Клаф, (1924). Конституционные изменения в Северной Родезии и вопросы, связанные с переходным периодом, с. 279.
- ^ Дэвисон, JW (1948). Законодательный совет Северной Родезии . Лондон. стр. 23–24.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ротберг (1965) , стр. 109–110, 199.
- ^ Ротберг (1965) , стр. 206, 208.
- ^ Ротберг (1965) , с. 234.
- ^ Клегг, Эдвард (1960). Раса и политика: Партнерство в Федерации Родезии и Ньясаленда . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 269–270.
- ^ Г. Д. Клаф, (1924). Конституционные изменения в Северной Родезии и вопросы, связанные с переходным периодом, стр. 279–80.
- ^ «№35097» . Лондонская газета . 7 марта 1941 г. с. 1364.
- ^ «№37457» . Лондонская газета . 5 февраля 1946 г. с. 818.
- ^ «№39391» . Лондонская газета . 23 ноября 1951 г. с. 6120.
- ^ «№39417» . Лондонская газета . 25 декабря 1951 г. с. 6707.
- ^ Б. Малиновский, (1929). Отчет Комиссии по более тесному союзу зависимых территорий Восточной и Центральной Африки, стр. 317.
- ^ Ротберг (1965) , стр. 47–50.
- ^ HI Wetherell, (1979) Экспансионизм поселенцев в Центральной Африке: Имперский ответ 1931 года и последующие последствия, стр. 218, 225.
- ^ Б. Рафтопулос и А.С. Мламбо, редакторы (2009) «Становление Зимбабве: история от доколониального периода до 2008 года», стр. 87.
- ^ Ротберг (1965) , стр. 199, 207.
- ^ Ротберг (1965) , стр. 37–38.
- ^ Меморандум министра по делам колоний о Родезии, 19 апреля 1923 г. http://filestore.nationalarchives.gov.uk/pdfs/small/cab-24-160-CP-201.pdf. Архивировано 22 октября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Г. Д. Клаф, (1924). Конституционные изменения в Северной Родезии и вопросы, связанные с переходным периодом, Журнал сравнительного законодательства и международного права, третья серия, Vol. 6, № 4 с. 281.
- ^ Ротберг (1965) , стр. 56–60, 124–126, 136–139.
- ^ Ротберг (1965) , стр. 45, 75–76.
- ^ Ротберг (1965) , стр. 51, 165–166.
- ^ Дженкинс, Э.Э. (1937). Отчет о расследовании причин беспорядков в Нкане 4 и 5 ноября 1937 года . Лусака: Правительственная типография.
- ^ Отчет комиссии, назначенной для расследования беспорядков в Коппербелте, Северная Родезия, июль 1940 года . Лусака: Правительственная типография.
- ^ Ротберг (1965) , стр. 169, 171–173, 176.
- ^ Б. Рафтопулос и А.С. Мламбо, редакторы (2009) «Становление Зимбабве: история от доколониального периода до 2008 года», Африканский книжный коллектив, стр. 86. ISBN 978-1-77922-083-7 .
- ^ HI Wetherell, (1979) Экспансионизм поселенцев в Центральной Африке: Имперский ответ 1931 года и последующие последствия, Вопросы Африки, Vol. 78, № 311, стр. 214–6, 225.
- ^ HI Wetherell, (1979) Экспансионизм поселенцев в Центральной Африке: Имперский ответ 1931 года и последующие последствия, стр. 216–7.
- ^ К. Лейс и К. Пратт, (1960) Новый курс в Центральной Африке, Praeger, стр. 4–5.
- ^ HI Wetherell, (1979) Экспансионизм поселенцев в Центральной Африке: Имперский ответ 1931 года и последующие последствия, стр. 215–6.
- ^ К. Лейс и К. Пратт, (1960) Новый курс в Центральной Африке, с. 9.
- ^ К. Лейс и К. Пратт, (1960) Новый курс в Центральной Африке, стр. 9–10.
- ^ М. Чанок, (1977). Неосуществленный союз: Великобритания, Родезия и Южная Африка, 1900–45, Manchester University Press, стр. 229. ISBN 978-0-7190-0634-0 .
- ^ М. Чанок, (1977). Неосуществленный союз: Великобритания, Родезия и Южная Африка, 1900–45, с. 230.
- ^ HI Wetherell, (1979) Экспансионизм поселенцев в Центральной Африке: Имперский ответ 1931 года и последующие последствия, стр. 223.
- ^ Б. Рафтопулос и А.С. Мламбо, редакторы (2009) «Становление Зимбабве: история от доколониального периода до 2008 года», стр. 87–8.
- ^ Э. Виндрич, (1975). Родезийская проблема: документальная запись 1923–1973, Рутледж, стр. 22–5. ISBN 978-0-7100-8080-6 .
- ^ Окот, (2006). История Африки: африканский национализм и процесс деколонизации, [1915–1995], Том 2, East African Publishers, стр. 101. ISBN 978-9966-25-358-3
- ^ Jump up to: а б Ротберг (1965) , стр. 226, 229–234, 269–270.
- ^ AC Росс, (2009). От колониализма до кризиса кабинета министров, Африканский книжный коллектив, стр.62. ISBN 99908-87-75-6
- ^ Ротберг (1965) , стр. 239, 249–251, 262–263.
- ^ Ротберг (1965) , стр. 278, 285, 289–291.
- ^ А. Робертс, (1976). История Замбии, Издательство Africana Publishing Company, стр. 220.
- ^ Ротберг (1965) , стр. 297, 299–301.
- ^ Б. Рафтопулос и А.С. Мламбо, редакторы (2009) «Становление Зимбабве: история от доколониального периода до 2008 года», Африканский книжный коллектив, стр. 92.
- ^ Ротберг (1965) , стр. 301, 307–310.
- ^ Р. Блейк, (1977). История Родезии, Кнопф P.331. ISBN 0-394-48068-6 .
- ^ П. Мюррей, (2005). Британские документы о конце империи: Центральная Африка, Часть I, Том 9, стр.lxxiv-v, lxxx. ISBN 978-0-11-290586-8
- ^ П. Мюррей, (2005). Британские документы о конце империи: Центральная Африка, стр.lxxxi-iv.
- ^ Ротберг (1965) , стр. 311–312, 315.
- ^ Ротберг (1965) , стр. 315–316.
- ^ А. Робертс, (1976). История Замбии, стр. 221–3.
Библиография
[ редактировать ]- Браунли, И. (1979). Африканские границы: Юридическая и дипломатическая энциклопедия . Херста и Ко ISBN 978-0-903983-87-7 .
- Гэлбрейт, Дж. С. (1974). Корона и Хартия: первые годы Британской южноафриканской компании . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-02693-3 .
- Кеппел-Джонс, А. (1983). Родос и Родезия: Белое завоевание Зимбабве 1884–1902 гг . McGill-Queen's Press. ISBN 978-0-7735-6103-8 .
- Ротберг, Род-Айленд (1965). «Рост национализма в Центральной Африке: создание Малави и Замбии, 1873–1964». Журнал Международного африканского института . 2 (3). Кембридж (Массачусетс): Издательство Гарвардского университета.
- Тиндалл, ПЕН-клуб (1968) [издание для Великобритании, 1967 г.]. История Центральной Африки . Нью-Йорк; Вашингтон, округ Колумбия: Фредерик А. Прегер, издатели. LCCN 68-19541 . OCLC 441027 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Хиллиер, Альфред Питер ; Кана, Фрэнк Ричардсон (1911). . Британская энциклопедия . Том. 23 (11-е изд.). стр. 1004–1008.
- Великая Северная дорога , жители Северной Родезии по всему миру
- Северная Родезия и Замбия , фотографии и информация 1950-х и 1960-х годов.
- Краткий путеводитель по Северной Родезии