Эфиопия
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2016 г. ) |
Древняя Эфиопия ( греч . Αἰθιοπία , латинизированная : Aithopía ; Эфиопия, а также Эфиопия ) впервые появляется как географический термин в классических документах в отношении региона Верхнего Нила в Судане , районов к югу от Сахары и некоторых областей Азии. Самое раннее упоминание о нем имеется в произведениях Гомера : дважды в « Илиаде» , [1] и трижды в «Одиссее» . [2] Греческий историк Геродот использует это название для обозначения тех частей Африки к югу от Сахары, которые тогда были частью известного мира . [3]
Этимология
[ редактировать ]Греческое αἴθω имя Аитиопия ( Αἰθιοπία , от Αἰθίοψ , Aithiops , «эфиопский») представляет собой соединение двух греческих слов: , aithō , «я горю» + ὤψ , ṓps , «лицо». Согласно проекту «Персей» , это обозначение правильно переводится в форме существительного как обожжённое лицо , а в форме прилагательного — как красно-коричневое . [4] [5] Таким образом, он использовался как расплывчатый термин для более темнокожего населения, чем греки, со времен Гомера . [я] [6] Этот термин применялся к таким народам в пределах наблюдения древних географов , прежде всего на территории тогдашней Нубии (в древнем Судане ). С расширением географических знаний экзоним последовательно распространился на некоторые другие районы ниже Сахары. В классической древности термин «Африка» относился не к какой-либо части Африки к югу от Сахары, а в самом широком смысле к Древней Ливии — тому, что сейчас известно как Магриб и пустыня на юге.
До Геродота
[ редактировать ]Гомер ( ок. 8 в. до н. э. ) первым упоминает «эфиопов» ( Αἰθίοπες , Αἰθιοπῆες ), написав, что их можно найти на восточной и западной окраинах мира, разделенных морем на «восточных» (на восход солнца) и «западный» (на закате). В 1-й книге « Илиады » Фетида посещает Олимп для встречи с Зевсом , но встреча откладывается, так как Зевс и другие боги отсутствуют, посещая землю эфиопов.
А в первой книге «Одиссеи» Афина убеждает Зевса позволить Одиссею наконец вернуться домой только потому, что Посейдон находится в Эфиопии и не может возражать.
Гесиод ( ок. 8 век до н. э. ) говорит о Мемноне как о «царе эфиопов». [7] В «Каталогах женщин » он заявил, что египетский царь Эпаф был прародителем эфиопов и других темнокожих племен Ливии . Он написал:
Сыны Борея преследовали гарпий до земель массагетов и гордых людей-полусобак, подземного народа и слабых пигмеев; и племенам бескрайних Чернокожих и Ливийцев. Огромная Земля преподнесла их Эпафу - люди-прорицатели, знающие прорицание по воле Зевса, повелителя оракулов, но обманщики, для того, чтобы люди, чья мысль превосходит их слова, могли подчиниться богам и понести вред - эфиопы и ливийцы и скифы-дойщики кобылы. Ибо, поистине, Эпаф был сыном всемогущего Сына Кроноса, и от него произошли темные ливийцы, и высокодушные эфиопы, и подземные люди, и слабые пигмеи. Все это отпрыски господина Громовержца. [8]
Ассирийский заявляет , царь Асархаддон во время завоевания Египта и разрушения Кушитской империи что он «депортировал всех «эфиопов» из Египта, не оставив никого, кто воздал бы мне должное». Он говорил о нубийских 25-й династии, а не о людях из современной Эфиопии.
В 515 году до нашей эры Скилакс из Карианды по приказу Дария I из империи Ахеменидов совершил плавание по реке Инд , Индийскому океану и Красному морю , обогнув Аравийский полуостров . Он упомянул «эфиопов», хотя его сочинения о них не сохранились.
Говорят, что Гекатей Милетский ( ок. 500 г. до н.э. ) также написал книгу об «Эфиопии», но его сочинения теперь известны только благодаря цитатам более поздних авторов. Он заявил, что «Эфиопия» расположена к востоку от Нила , до Красного моря и Индийского океана. Его также цитируют как рассказавшего миф о том, что там жили скиаподы («теневые ноги»), чьи ноги предположительно были достаточно большими, чтобы служить тенью. [ нужна ссылка ]
У Геродота
[ редактировать ]В своих «Историях» ( ок. 440 г. до н. э .) Геродот представляет некоторые из самых древних и подробных сведений об «Эфиопии». [3] Он рассказывает, что лично путешествовал вверх по Нилу до границы Египта до Элефантины (современный Асуан ). По его мнению, «Эфиопия» — это вся населенная земля, расположенная к югу от Египта, начиная с Элефантины. Он описывает столицу в Мерое , добавляя, что единственными божествами, которым там поклонялись, были Зевс ( Амон ) и Дионис ( Осирис ). Он рассказывает, что во время правления фараона Псамтика I ( ок. 650 г. до н. э .) многие египетские солдаты покинули свою страну и поселились среди эфиопов.
Геродот также отметил общие культурные традиции египтян и эфиопов:
Ибо ясно видно, что колхи — это египтяне; и то, что я говорю, я сам заметил, прежде чем услышал от других. Когда я начал думать по этому поводу, я спросил у обоих народов; и колхи помнили египтян лучше, чем египтяне помнили колхов; египтяне заявили, что считают колхов частью армии Сесостриса. Я сам так догадался, отчасти потому, что они темнокожие и курчавые; хотя это действительно ничего не значит, так как таковы и другие народы; но моим лучшим доказательством было то, что колхи, египтяне и эфиопы — единственные народы, которые с самого начала практиковали обрезание». [9]
Геродот далее утверждает, что из «трехсот тридцати царей» Египта было 18 эфиопских царей, одна коренная египетская царица, а остальные были египетскими мужчинами. [9]
Геродот сообщает нам, что царь Камбиз II ( ок. 570 г. до н.э. ) из империи Ахеменидов послал шпионов к эфиопам, «которые жили в той части Ливии (Африки), которая граничит с южным морем». Они нашли сильных и здоровых людей. Хотя Камбиз затем двинулся в поход в сторону своей страны, из-за того, что он не подготовил достаточно продовольствия для долгого марша, его армия потерпела полное поражение и быстро вернулась. [10]
В Книге 3 Геродот определяет «Эфиопию» как самый дальний регион «Ливии» (т. е. Африки): [10]
Там, где юг склоняется к заходящему солнцу, находится страна под названием Эфиопия, последняя населенная земля в этом направлении. Там золото добывается в большом количестве, изобилуют огромными слонами , дикими деревьями всех видов и черным деревом ; а мужчины выше, красивее и живут дольше, чем где-либо еще.
Геродот также писал, что аммонийцы оазиса Сива являются «колонистами из Египта и Эфиопии и говорят на языке, состоящем из языков обеих стран». [11] [12]
Геродот также упоминает «эфиопов Азии» (или «эфиопов Востока»), о которых говорят, что они имеют прямые волосы, тогда как у эфиопов из Ливии (Африка) «самые густые волосы из всех людей». [13] [14]
Другие греко-римские историки и первичные отчеты
[ редактировать ]Египетский священник Манефон ( ок. 300 г. до н. э. ) перечислил кушитскую (25-ю) династию, назвав ее «эфиопской династией», а Асархаддон, правитель Неоассирийской империи в начале 7 века до н. э. , описывает депортацию всех «эфиопов» из Египта после завоевания Египта. из Нубийской Кушитской империи , образовавшей 25-ю династию. Более того, когда еврейская Библия была переведена на греческий язык (ок. 200 г. до н. э.), еврейское название «Куш, Кушит» превратилось в греческое «Эфиопия, эфиопы», а в английской версии короля Якова появилось как «Эфиопия, эфиопы» . [15]
Агатархид дает относительно подробное описание системы золотодобычи Эфиопии. Его текст был почти дословно скопирован практически всеми последующими античными авторами в этой области, включая Диодора Сицилийского и Фотия . [16]
Диодор Сицилийский сообщил, что эфиопы утверждали, что Египет был ранней колонией, и что эфиопы также привели доказательства того, что они были более древними, чем египтяне, как он писал:
«Эфиопы говорят, что египтяне — это одна из их колоний, которую принес в Египет Осирис». [17]
Диодор Сицилийский также обсудил сходные культурные практики между эфиопами и египтянами, такие как системы письменности, и заявил: «Теперь мы должны поговорить об эфиопском письме, которое у египтян называется иероглифическим, чтобы мы не могли ничего упустить в нашем обсуждении их письма. древности». [18]
Ахилл Татиус описал цвет лица египетских пастухов близ Александрии как «темный (но не совсем черный, как у индейца , а скорее как у ублюдка-эфиопа)». [19] [20]
Что касается эфиопов, Страбон указывает, что они были похожи на индийцев . [21] отмечая, что «те, кто в Азии (Южная Индия), и те, кто в Африке, не отличаются друг от друга». [22] Плиний , в свою очередь, утверждает, что топоним «Эфиопия» произошел от некоего «Эфиопа, сына Вулкана ». [22] (греческий бог Гефест ). [23] Он также пишет, что «царица эфиопов» носила титул Кандаке , и утверждает (ошибочно), что эфиопы завоевали древнюю Сирию и Средиземноморье . Вслед за Страбоном греко-римский историк Евсевий утверждает, что эфиопы эмигрировали в район Красного моря из долины Инда и что до их прибытия в этом регионе не было людей с таким именем. [22]
Физиогномоника , греческий трактат, традиционно приписываемый Аристотелю , но теперь спорный о праве собственности, сделал наблюдение о физической природе египтян и эфиопов с точки зрения, что «те, кто слишком черные, являются трусами, как, например, египтяне и этопийцы». [24]
Греческий рассказ о путешествиях I века нашей эры, известный как « Перипл Эритрейского моря» , первоначально описывает прибрежную зону , основываясь на глубоком знании этой местности автором. Однако « Перипл» не упоминает среди жителей района темнокожих «эфиопов». Лишь позже они появляются в в Птолемея «Географии» регионе далеко на юге, вокруг « ядра банту » на севере Мозамбика .
Арриан писал в I веке нашей эры, что «Внешность жителей также не сильно отличается в Индии и Эфиопии: южные индейцы скорее больше похожи на эфиопов, так как они черные на вид и волосы у них черные; только они не такие курносые и курносые, как эфиопы, северные индейцы физически больше всего похожи на египтян». [25] [26]
Также римский христианский историк и богослов Святой Иероним вместе с Софронием называл Колхиду «второй Эфиопией» из-за ее «чернокожего» населения. [27]
Стефан Византийский , живший в VI веке нашей эры, писал, что «Эфиопия была первой созданной страной на земле; и эфиопы были первыми, кто установил поклонение богам и установил законы». [28] [29]
Манилий, римский поэт, писал в своем «Астрономиконе» : «Эфиопы пятнают мир и изображают расу людей, погруженных во тьму; менее обгоревшие от солнца туземцы Индии; земля Египта, затопленная Нилом, темнеет тела мягче благодаря к затоплению ее полей: это страна ближе к нам, и ее умеренный климат придает средний тон». [30]
Филострат (ок. 170 – ок. 245 г. н.э.) писал в своих путешествиях и жизни Аполлония Тианского , что однажды он прибыл к «точке пересечения между Эфиопией и Египтом, которая называется Каминос», где на рыночной площади Эфиопы и египтяне будут торговать и обменивать продукты. Видно было, что «те, кто живет на границе двух стран, не совсем черные, а одного цвета друг с другом, так как они менее черные, чем эфиопы, но более черные, чем египтяне». [31]
В литературе
[ редактировать ]Несколько личностей в греческой и средневековой литературе были идентифицированы как эфиопы, в том числе несколько правителей, мужчин и женщин:
- Мемнон и его брат Эматион , царь Аравии .
- Цефей, царь Эфиопии , его жена Кассиопея и их дочь Андромеда были названы членами эфиопской царской семьи.
- Гомер в своем описании Троянской войны упоминает еще нескольких эфиопов.
См. также
[ редактировать ]- Эфиопское море
- Название Эфиопии
- Эфиопская историография
- История Эфиопии
- Сигелвара Лэнд
- Белые эфиопы
- Чернокожие люди в истории Древнего Рима
- Нубия
- Земля Пунт
Примечания
[ редактировать ]- ^ « Αἰθιοπῆες » Гомер , «Илиада» , 1.423, откуда ном. « Αἰthiopevs » Call.Del.208 : ( αἴθω , ὄψ ): — собственно, Обожжённый , т.е. эфиоп, негр , Хом. , и т. д.? prov., Αἰthiopa smichein 'отмывать черномазого добела', Люциан , Adversus indoctum et libros multos ementem , 28. (Лиделл и Скотт, 1940). См. Этимологикум Генуинум с.в. Афиопс , Etymologicum Gudianum s.v. Почему «Αἰθίοψ» . Этимологикум Магнум (по-гречески). Лейпциг. 1818.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гомера Илиада I.423 ; XXIII.206 .
- ^ Homer Odyssey I.22-23 ; IV.84 ; V.282-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Все ссылки на Эфиопию у Геродота см. в этом списке в проекте «Персей» .
- ^ Лидделл, Генри Джордж; Скотт, Роберт. «Айтиопс». Греко-английский лексикон . Персей . Проверено 2 декабря 2017 г.
- ^ Лидделл, Генри Джордж и Роберт Скотт. 1940. « Аἰθίοψ ». В греко-английском лексиконе , переработанном и дополненном Х.С. Джонсом и Р. Маккензи. Оксфорд: Кларендон Пресс .
- ^ Фадж, Джон (23 октября 2013 г.). История Африки . Рутледж. стр. 25–26. ISBN 978-1317797272 . Проверено 20 января 2015 г.
- ^ Гесиод, Теогония , 984–85.
- ^ Гесиод, Каталоги женщин.
- ^ Перейти обратно: а б Геродот. «Книга истории II, главы 99–182» . penelope.uchicago.edu .
- ^ Перейти обратно: а б Геродота Истории III.114 .
- ^ Истории . Пекка Мансикка. 10 июня 2021 г. 117, 182. ISBN. 978-952-69639-2-1 .
- ^ Вуд, Майкл (1997). По следам Александра Македонского: Путешествие из Греции в Азию . Издательство Калифорнийского университета. п. 78. ИСБН 978-0-520-21307-4 .
- ^ «Геродот, Книга истории VII:70» . penelope.uchicago.edu .
- ^ "Hdt. 7.70.1" . www.perseus.tufts.edu .
- ^ KJV: Книга чисел 12 1
- ^ Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . Издательство Кембриджского университета для Королевского азиатского общества. 1892. с. 823 . Проверено 20 января 2015 г.
- ^ Диоп, Шейх Анта (1974). Африканское происхождение цивилизации: миф или реальность (1-е изд.). Нью-Йорк: Л. Хилл. стр. 1–10. ISBN 1556520727 .
- ^ Диодор Сицилийский. «Библиотека истории, книга III, главы 1–14» . penelope.uchicago.edu .
- ^ Гасели, С. (Стивен) (1917). Ахилл Татиус . Лондон: В. Хайнеманн; Нью-Йорк: ГП Патнэм. п. 155.
- ^ Мохтар, Гамаль (1990). Всеобщая история Африки, том 2: Древние цивилизации Африки (Сокращенное издание). Лондон [Англия]: Дж. Карри. п. 38. ISBN 0852550928 .
- ^ «Страбон, География, КНИГА XV., ГЛАВА I., раздел 13» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 13 октября 2023 г.
Жители юга цветом лица напоминают эфиопов, но лицами и волосами у них такие же, как у других народов. Их волосы не вьются из-за влажности воздуха. Жители севера напоминают египтян.
- ^ Перейти обратно: а б с Тернер, Шэрон (1834). Священная история мира, показанная в сотворении мира и последующих событиях после потопа: попытка философского рассмотрения, в серии писем к сыну, том 2 . Лонгман. стр. 480–482 . Проверено 20 января 2015 г.
- ^ Плиний Старший Естественная история VI.35 . «Сын Гефеста» также был общим греческим эпитетом, означающим «кузнец».
- ^ Мохтар, Г. (1 января 1981 г.). Древние цивилизации Африки ЮНЕСКО. п. 37. ИСБН 978-92-3-101708-7 .
- ^ Целенко, Теодор (1996). Египет в Африке . Индианаполис, Индиана: Художественный музей Индианаполиса. п. 106. ИСБН 0253332699 .
- ^ Арриан. Индика . стр. 6:9.
- ^ Инглиш, Патрик Т. (1959). «Кушиты, колхи и хазары» . Журнал ближневосточных исследований . 18 (1): 49–53. дои : 10.1086/371491 . ISSN 0022-2968 . JSTOR 543940 . S2CID 161751649 .
- ^ Левин, Дональд Н. (10 декабря 2014 г.). Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета. п. 4. ISBN 978-0-226-22967-6 .
- ^ Хьюстон, Друзилла Данджи. Чудесные эфиопы Древней Кушитской империи Александрийская библиотека. стр. 100-1 10–15. ISBN 978-1-4655-1731-9 .
- ^ Хендерсон, Джеффри. «Астрономика Марка Манилия: Книга 4» . Классическая библиотека Леба . стр. 280–281 . Проверено 13 октября 2023 г.
- ^ Хендерсон, Джеффри. «Книга 6: Глава 2: Раздел 2» . Классическая библиотека Леба . стр. 94–95 . Проверено 19 октября 2023 г.