Народы банту Южной Африки
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Общая численность населения | |
---|---|
50 486 856 ( перепись 2022 года ) [1] 81,45% населения Южной Африки | |
Языки | |
Религия | |
| |
Родственные этнические группы | |
|
Южноафриканские народы, говорящие на языке банту, представляют собой большинство этнорасовой группы южноафриканцев. Иногда группируемый как банту , сам термин происходит от английского слова «люди», общего для многих языков банту . Оксфордский словарь южноафриканского английского языка описывает слово «банту», когда оно используется в современном использовании или в расовом контексте, как «устаревшее и оскорбительное» из-за его сильной связи с « правлением белого меньшинства » и их системой апартеида . Однако банту используется без уничижительного подтекста в других частях Африки и до сих пор используется в Южной Африке как групповой термин для обозначения языковой семьи.
История
[ редактировать ]Археологические данные свидетельствуют о том, что Homo sapiens населял этот регион более 100 000 лет, а оседлое земледелие возникло как минимум с 100 г. н.э. [3] В начале 16 века исследователь Лео Африканский описал кафри ( Кафира вариант ) как негров и одну из пяти основных групп населения Африки. Он определил, что их географический центр находится в отдаленной Южной Африке, области, которую он обозначил как Кафрария . [4] Европейские картографы в своих версиях южноафриканских карт XVI и XVII веков также называли южноафриканский регион Кафрерия. В конце 16 века Ричард Хаклайт английский писатель в своих словах описывает кафаров и гаваров, в переводе на неверных и неграмотных (не путать с рабами, называемыми кафари, малагасийцами, называемыми кафрами , и некоторыми жителями Эфиопии, известными как кафары). , как банту-говорящие народы южной Африки в своем творчестве. [5] Исторически прошлые названия Южной Африки в записях во многом основывались на том, как европейские исследователи Африки обращались к коренным народам; в 16 веке весь прибрежный регион был известен в португальской картографии как Cafreria, а во французской картографии как Coste Des Caffres , что переводится как Побережье Каффреса на юге реки Лимпопо в 1688 году, слово «Кафрес или Кафрес» происходит от арабского слова «Кафир» (что означает «неверующий»). банту-язычных народов На пике своего развития оно было также известно как Королевство (1430–1760). Во время основания и на протяжении всего XVIII века Капская колония Южную Африку называли страной готтентотов и Кафрии . [6] ( Готтентот - это устаревшее отсылка к койсанскому народу Западного Кейпа , Южная Африка, тогда как Каффрия происходит от Кафира / Кафра , что теперь является оскорбительным расовым оскорблением для южноафриканских народов, говорящих на языке банту ). Помимо португальских картографов, называвших современное побережье Южной Африки Кафрерией в 16 веке, другой дубляж Кафрарии, напрямую связанный с современным южноафриканским регионом, охватывал ландшафт, представленный в голландского картографа Виллема Блау работе «Theatrum Orbis Terrarum» (1635 г.). ). Более позднее производное Кафрария (устаревшее название) стало относиться только к нынешнему Восточному Кейпу .
Основываясь на доисторических археологических свидетельствах скотоводства и земледелия на юге Африки, поселения, образующие часть бесчисленных древних поселений, по-прежнему связаны с народами Африки, говорящими на языке банту, особенно те, которые находятся в местах, расположенных в самом южном регионе внутри границ того, что сейчас является Мозамбиком, придают большое значение эта статья является самым близким и старейшим археологическим свидетельством по расстоянию до границы с Южной Африкой, относящимся к южноафриканским народам, говорящим на банту, и датированным 354–68 До н.э. гг . Остатки древних поселений, найденные до сих пор, основанные на скотоводстве и сельском хозяйстве в Южной Африке, датируются 249–370 н.э. гг . [7]
Когда первые португальские моряки Васко да Гама и Варфоломей Диаш достигли мыса Доброй Надежды в конце 15 века н. э. , там было обнаружено несколько носителей языка хое, а коренное население вокруг мыса в основном состояло из койсанских групп. После основания голландской Капской колонии европейские поселенцы начали прибывать в Южную Африку в значительных количествах. Примерно в 1770-х годах трекбуры с мыса столкнулись с большим количеством носителей языка банту по направлению к Грейт-Фиш-Ривер , и в конечном итоге между этими двумя группами возникли трения. В конце 18-го и начале 19-го веков существовало две основные области трений между белыми колонизаторами и носителями языка банту в Южной Африке. Во-первых, когда буры двинулись на север от мыса, они столкнулись с народами коса, басуто и тсвана. Во-вторых, попытки прибрежного поселения были предприняты британцами в двух регионах, ныне известных как Восточный Кейп. [8] и Квазулу-Натал . [9] [10]
Миф о «пустой земле»
[ редактировать ]История банту-говорящих народов Южной Африки в прошлом была неправильно понята из-за преднамеренного распространения ложных повествований, таких как « Миф о пустой земле» . [11] Эта доктрина, впервые опубликованная У.А. Холденом в 1860-х годах, утверждает, что Южная Африка в основном была ненаселенным регионом и что говорящие на банту народы начали мигрировать на юг из современной Зимбабве в то же время, когда европейцы начали двигаться на север из Поселение на мысе, несмотря на отсутствие исторических или археологических свидетельств, подтверждающих эту теорию.
Эта теория зародилась в Южной Африке в период колонизации Африки ; историки отмечают, что эта теория уже получила распространение среди европейцев к середине 1840-х годов. Его более поздняя альтернативная форма записи была основана на «концепции Мфекане 1830-х годов », пытаясь скрыть и игнорировать вторжение европейцев на земли банту, подразумевая, что колонизированная ими территория была лишена человеческого жилья (в результате Мфекане ) . . Современные исследования оспаривают это историографическое повествование. [12] К 1860-м годам, когда Холден пропагандировал свою теорию, этот неспокойный период привел к тому, что большие участки южноафриканских земель оказались под контролем либо бурских республик , либо британских колоний, произошла денатурализация, сопровождавшаяся насильственным перемещением и перемещением населения этих коренных народов. со своей земли, причем этот миф используется как оправдание захвата и заселения земель бантуязычных народов. создал Южно-Африканский Союз сельские резервации в 1913 и 1936 годах, законодательно закрепив законодательное сокращение и аннулирование южноафриканских народов, говорящих на банту земельного наследия , в целом , в результате чего земли, относящиеся к банту-говорящим народам Южной Африки, законодательно превратились в эти резервы. В этом контексте Закон о земле коренных жителей 1913 года ограничил чернокожих южноафриканцев 7% земли в стране. В 1936 году, посредством Закона о трастах и земле коренных народов 1936 года , правительство Южно-Африканского Союза планировало поднять эту долю до 13,6%, но впоследствии не сделало этого. [13]
Правительство Национальной партии (Южная Африка) , правительство апартеида , стало глубочайшим действием правления Южно-Африканского Союза до 1948 года. Оно ввело ряд мер, которые изменили южноафриканское общество таким образом, что европейцы стали считать себя демографическим большинством. будучи группой меньшинства. Создание ложных родин или бантустанов (основанное на разделении южноафриканских народов, говорящих на языке банту, по этническому признаку ) было центральным элементом этой стратегии. Бантустаны в конечном итоге стали номинально независимыми, чтобы ограничить гражданство южноафриканских народов, говорящих на языке банту , только этими бантустанами. . Бантустаны должны были отразить аналогию различных этнических «станов» Западной и Центральной Азии, таких как Кафиристан , Пакистан и т. д. Но в Южной Африке ассоциация с апартеидом дискредитировала этот термин, и правительство апартеида перешло к политически привлекательный, но исторически обманчивый термин «этническая родина». Между тем, Движение против апартеида продолжало называть эти районы бантустанами в знак активного протеста против политической нелегитимности правительства апартеида. Ошибочность « Мифа о пустой земле» также полностью упускает из виду существование саанов ( охотников-собирателей) и койхой (скотоводов) у южных африканцев, которые кочевали по большей части юго-западного региона Африки на протяжении тысячелетий до вторжений и колониализма европейцев. [14]
В частности, правые националисты европейского происхождения утверждают, что эта теория по-прежнему верна, несмотря на то, что существует еще больше исторических и археологических свидетельств, противоречащих мифу, например, головы Лиденбурга , [15] Королевство банту-говорящих народов Мапунгубве (ок. 1075–1220) и отчет Лео Африкана 1526 г. н. э. о банту-говорящих народах региона.
Краткая история колониальной эпохи Южной Африки через политику
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении : необходимо добавить дополнительные темы в этот раздел, касающиеся статьи. Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2020 г. ) |
Коса Войны
[ редактировать ]Самая продолжительная военная операция периода колониализма в Африке , в ходе которой с 1779 по 1879 год произошла серия из девяти войн. В ней участвовали Королевство Коса и Британская империя , в основном в современном южноафриканском регионе Восточно-Капской провинции.
(1779–1803): После вторжения европейцев в нынешний Западно-Капский регион, регион Южной Африки , пограничники колонизаторов в 18 веке начали вторгаться в земли дальше вглубь территории современного южноафриканского региона, сталкиваясь с большим количеством коренного населения, земельными конфликтами и Рост крупного рогатого скота спровоцировал первую войну , которая должна была изгнать людей коса из Зуурвельда к 1781 году. Вторая война охватила большую территорию коса между рекой Грейт-Фиш и рекой Сандейс , кланы гунхвебе коса начали проникать обратно в Зуурвельд и колонисты под командованием Баренда Линдека объединились с Ндламбе, регентом западных коса, чтобы дать отпор Гкунухвебе. Вторая война завершилась, когда фермы были покинуты из-за паники в 1793 году. В 1799 году третья война началась с восстания коса - недовольные Кхокхоэ восстали и присоединились к коса в Зуурвельде и начали отвоевывать земли через фермы, оккупированные колонизаторами, достигнув Оудсхорна через Июль 1799 года. Колониальные власти заключили мир с коса и хоэ в Зуурвельде. В 1801 году восстание Граафа-Рейне привело к новому дезертирству Кхэкхо и заброшению ферм. Коммандос не смогли добиться никакого результата, поэтому в феврале 1803 года был заключен мир с коса и койхоэс. [16]
(1811–1819): Зуурвельд стал буферной зоной между Капской колонией и территорией коса, свободной от буров, британцев на западе и коса на востоке. В 1811 году началась четвертая война , когда коса вернули себе остальную часть своей территории Зуурвельд, за этим последовали конфликты с поселенцами. Войска под командованием полковника Джона Грэма оттеснили коса за реку Фиш. Пятая война , война Нкселе, началась после битвы при Амалинде. Это произошло после того, как внутри народа коса вспыхнула гражданская война, когда союзный Великобритании вождь Нгкика из Палаты правой руки якобы пытался свергнуть правительство и стать королем коса, но потерпел поражение. Затем Нгкика обратился к британцам, которые конфисковали 23 000 голов скота у вождя коса. Появившийся пророк коса Нкселе (Маканда) под командованием Мдушане , сына Ндламбе, возглавил атаку 6000 войск коса 22 апреля 1819 года на Грэмстаун , который удерживался 350 войсками и отбил Нкселе. Нкселе был схвачен и заключен в тюрьму на острове Роббен . Британцы оттеснили косу дальше на восток, за реку Фиш, к реке Река Кейскамма . Образовавшаяся пустующая территория была обозначена как буферная зона для поселений лояльных африканцев. Оно стало известно как «Переданные территории».
(1834–1879): Коса остались изгнанными со своей территории, получившей название «Переданные территории», которая затем была заселена европейцами и другими африканскими народами. Они также подверглись территориальной экспансии со стороны других африканцев, которые сами находились под давлением расширяющегося Королевства Зулу. Тем не менее, в приграничном регионе возникало все больше многорасовых проблем, поскольку африканцы и европейцы жили и торговали по всему приграничному региону. Нерешительность политики правительства Кейптауна в отношении возвращения территорий коса не рассеяла разочарование коса по поводу неспособности обеспечить себя, поэтому коса прибегли к угону скота на границе. В ответ 11 декабря 1834 года отряд коммандос правительства Кейптауна убил высокопоставленного вождя, что привело в ярость 10-тысячную армию коса во главе с Макомой , которая пересекла границу и проникла в Капскую колонию. Череда поражений сэра Бенджамина д'Урбана, объединившего силы под командованием полковника сэра Гарри Смита, остановила коса, большинство вождей коса сдались, но основное руководство Макома и Тьяли отступило, был навязан договор, и 17 сентября 1836 года военные действия наконец утихли. Во время шестой войны вождь, который, как полагают, на самом деле был верховным вождем или королем Гкалека Коса в Капской колонии , вождь Хинтса ка Хавута , был застрелен Джорджем Саути, братом Ричарда Саути . В эту эпоху также наблюдался взлет и падение договорной системы Стокенстрема .
Седьмая война стала войной между имперскими британскими войсками, сотрудничавшими с смешанными расовыми «бюргерскими силами», которые в основном состояли из кой, фенгу , британских поселенцев и бурских коммандос, против нгчика, которым помогали ндламбе и тембу . Напряженность между фермерами-колонизаторами и налетчиками коса нарастала по обе стороны границы после демонтажа договорной системы Стокенстрема. Это началось, когда губернатор Мейтленд навязал вождям новую систему договоров, не посоветовавшись с ними, в то время как сильная засуха вынудила отчаявшихся коса участвовать в набегах скота через границу, чтобы выжить. Кроме того, политик Роберт Годлонтон продолжал использовать свою газету Graham's Town Journal, чтобы агитировать поселенцев 1820 года за аннексию и заселение земель, которые были возвращены коса после предыдущей войны. Война завершилась после объявления о присоединении страны между реками Кейскамма и Кей к британской короне по приказу лорда Гленелга. Однако он не был включен в состав Капской колонии, а стал зависимым от короны под названием Британская колония Кафрария со столицей в городе Кинг-Вильгельмс.
Большое количество коса было перемещено через Кейскамму губернатором Гарри Смитом , и эти беженцы пополнили коренные жители, вызвав перенаселение и трудности. Тех коса, которые остались в колонии, переселили в города и призвали принять европейский образ жизни. В июне 1850 года последовала необычно холодная зима и сильная засуха. Именно в это время Смит приказал выселить большое количество скваттеров коса из района реки Кэт. Война стала известна как «Война Мланжени», восьмая война , после того, как пророк Мланжени поднялся среди бездомных коса и проповедовал мобилизацию, большое количество коса начало покидать города колонии и мобилизоваться в племенных районах. В феврале 1852 года британское правительство решило, что большая часть насилия была вызвана неумелым правлением сэра Гарри Смита, и приказало заменить его Джорджем Кэткартом , который взял на себя управление в марте. В феврале 1853 года вожди коса сдались, 8-я пограничная война была самой ожесточенной и жестокой в череде войн коса. Оно длилось более двух лет и закончилось подчинением Сискей Коса.
Движение за убийство скота, начавшееся в 1856–1858 годах, привело людей коса к уничтожению собственных средств к существованию, полагая, что это приведет к спасению от колониализма с помощью сверхъестественных духов. Сначала пророчица Нонгкаусе заявила , что никто не поверил в пророчество, и оно считалось абсурдом, но все больше и больше людей начали верить Нонгкаусе. Культ рос и набирал силу, охватив восточную часть Кейптауна. Было предсказано, что возвращение предков произойдет 18 февраля 1857 года, когда этот день настал, народ коса массово ждал, пока произойдет знаменательное событие, только для того, чтобы быть горько разочарованным. Начался голод и распространились болезни в результате убийства скота, что вынудило остальную часть народа коса искать помощи у колонизаторов.
В 1877 году произошла девятая пограничная война на мысе , известная как «Война Фэнгу-Гкалека», а также «Война Нгкаечиби» — название, происходящее от вождя, чей пир был местом первой битвы, прослеживаемой из конфликтов этого война.
Создание Королевства Зулу
[ редактировать ]До начала 19 века состав коренного населения в регионе Квазулу-Натал состоял в основном из множества различных кланов, в основном говорящих на языке нгуни, и находился под влиянием двух держав Мтетва и Ндвандве . В 1816 году на зулусский трон взошел Шака (на том этапе зулусы были всего лишь одним из многих кланов). За относительно короткий период времени он завоевал соседние кланы и превратил зулусов в самого важного союзника большого клана Мтетва, который конкурировал с кланом Ндвандве за господство в северной части современного Квазулу-Натала. .
После смерти короля Мтетва Дингисвайо около 1818 года от рук Звиде , короля Ндвандве, Шака взял на себя руководство всем альянсом Мтетва. Альянс под его руководством пережил первое нападение Звиде в битве при холме Гкокли . В течение двух лет он победил Звиде в битве на реке Мхлатузе и разрушил альянс ндвандве, некоторые из которых, в свою очередь, начали кровавую кампанию против других общин нгуни, что привело к массовой миграции общин, бегущих от тех, кого сейчас считают народом зулусов. слишком. Историки постулировали это как причину Мфекане, периода массовой миграции и войны во внутренних районах Южной Африки в 19-м веке, однако эта гипотеза больше не принимается большинством историков, а сама идея Мфекане / Дифакане тщательно оспаривается. многими учеными, особенно Джулианом Коббингом . [17] [18]
Королевство Педи
[ редактировать ]Педи Государство при короле Туларе (ок. 1780–1820) состояло из земель, простиравшихся от современного Рустенбурга до нижнего вельда на западе и вплоть до реки Ваал на юге . Власть Педи была подорвана во Мфекане ндвандве время . Последовал период беспорядков, после которого государство было вновь стабилизировано при сыне Туларе Секвати. [19]
Секвати сменил короля Тулара на посту верховного вождя Бапеди в северном Трансваале ( Лимпопо ). Он занимался защитой своих владений от других местных государств, в основном в частых конфликтах с армией Мзиликази , которая затем обосновалась и проживала в Млахландлеле (современный Центурион, Гаутенг ) после отступления короля Сигиди каСензагакхоны сил , прежде чем они двинулись дальше и основали Королевство Мтвакази , Северное королевство Ндебеле .
Секвати также участвовал в борьбе за землю и рабочую силу с вторгшимися колонизаторами. Эти споры о земле начались в 1845 году после прибытия буров и объявления ими Оригстада владениями короля Секвати; в 1857 году город был включен в состав Трансваальской республики и была образована Лиденбургская республика ; было достигнуто соглашение о том, что река Стилпорт является граница между Педи и Республикой. Однако педи были хорошо оснащены для ведения войны, поскольку Секвати и его наследник Секухуне I смогли добыть огнестрельное оружие, в основном за счет трудовых мигрантов с алмазных месторождений Кимберли и до Порт-Элизабет . 16 мая 1876 года Томас Франсуа Бюргерс , президент Южно-Африканской Республики (ZAR), не путать с современной Южно-Африканской Республикой, спровоцировал Первую из войн Секухуне, объявив войну Королевству Бапеди, Армия Бюргерса потерпела поражение 1 августа 1876 года. Правительство Бюргеров позже наняло Лиденбургский добровольческий корпус под командованием немецкого наемника Конрада фон Шликмана. Они были отброшены, а Конрад был убит в последующих сражениях.
16 февраля 1877 года обе стороны при посредничестве Александра Меренского подписали мирный договор в Ботшабело. Это привело к британской аннексии Южно-Африканской Республики (ZAR) 12 апреля 1877 года сэром Теофилом Шепстоном , секретарем по делам коренных народов Натала в то время. [20] Вторая из войн Секухуне началась в 1878 и 1879 годах с трех британских атак, которые были успешно отражены, но Сехухуне потерпел поражение в ноябре 1879 года сэра Гарнета Уолсли , состоящей из 2000 британцев, буров и 10 000 свази. двенадцатитысячной армией [21] [22] Свази присоединились к войне в поддержку претензий Мампуру II на трон Бопеди (Королевства Педи). [23] Это привело к Преторийской конвенции от 3 августа 1881 года, которая предусматривала освобождение Сехухуне на том основании, что его столица уже была сожжена дотла. Секухуне I был убит в результате убийства по предполагаемому приказу своего сводного брата Мампуру II из-за существующего спора о престоле, поскольку Мампуру II был свергнут Секухуне, прежде чем британцы вновь назначили его королем Бопеди после британского вторжения в Бопеди. Затем король Мампуру II был арестован и казнен в соответствии с договором о восстановлении Бурской Южно-Африканской Республики (ЗАР) по обвинению в публичном насилии, восстании и убийстве своего сводного брата. Другие также справедливо утверждали, что арест произошел из-за противодействия Мампуру налогу на хижины, введенному Южно-Африканской Республикой (ZAR) для чернокожих в этом районе. [24]
Мампуру II называют одним из первых символов освобождения Южной Африки. Улица Потгитер в Претории и тюрьма, где он был убит, были переименованы в его честь. В феврале 2018 года статую Мампуру было предложено установить на Церковной площади в Претории, где она будет стоять напротив статуи Пола Крюгера, президента Юга Великобритании. Африканская Республика (ZAR) во время казни Мампуру. Власть верховной власти Педи была также закреплена тем фактом, что главы подчиненных деревень, или кгоро, забирали своих главных жен из правящего дома. Эта система двоюродных браков привела к увековечению брачных связей между правящим домом и подчиненными группами и включала выплату завышенного бохади или невестного богатства, в основном в виде скота, дому Маротенг.
Возникновение апартеида
[ редактировать ]Правительство апартеида сохраняло и продолжало действовать с 1948 года, осуществляя еще более усиленную работу и контроль над расовым притеснением банту-говорящих народов Южной Африки в течение 48 лет. За десятилетия до возникновения апартеида в 1922 году произошло восстание Рэндов , которое в конечном итоге превратилось в открытое восстание против государства. Оно было направлено против горнодобывающих компаний, чьи усилия в то время из-за экономической ситуации сводили на нет иррациональное притеснение туземцев на рабочем месте. . в восстании против черных Погромы и лозунги, использованные белыми , показали, что иррациональное угнетение говорящих на банту народов Южной Африки было скорее социальным движением в европейских сообществах в Южной Африке в 20-м веке, прежде чем когда-либо стать правительством в 1948 году, что произошло в результате дискриминационного голосовали только белые представители меньшинств в Южной Африке, что сформировало расистское, хорошо обеспеченное ресурсами и полицейское государство нелегитимного правительства на протяжении почти 50 лет. В 1930-е годы это иррациональное угнетение/дискриминация уже хорошо поддерживалось пропагандой. например, Комиссия Карнеги по расследованию вопроса о белых бедняках в Южной Африке , она послужила образцом апартеида.
Демократическое устройство
[ редактировать ]Нерасовая системная франшиза, известная как Кейп-Квалифицированная франшиза, придерживалась с 1853 года в Капской колонии и в первые годы существования Капской провинции , которая позже была постепенно ограничена и в конечном итоге отменена при различных Национальной партии и Объединенной партии правительствах . Это квалифицировало практику местной системы многорасового избирательного права . Ранняя конституция Кейптауна, которая позже стала известна как капская либеральная традиция.
Когда политическая система Кейптауна была серьезно ослаблена, движение выжило как все более либеральная местная оппозиция правительству апартеида Национальной партии. В борьбе против апартеида африканское большинство взяло на себя ведущую роль в борьбе, будучи эффективными союзниками оставшихся либералов Кейптауна против растущей Национальной партии, в определенной степени участвовавших в сотрудничестве и обмене идеями с растущими африканскими освободительными движениями, особенно в первые годы. борьбы. Это видно через нерасовые ценности, которые успешно пропагандировались политическими предками Африканского национального конгресса и которые стали основой конституции Южной Африки после апартеида .
В 1994 году прошли первые демократические выборы в Южной Африке , большинство населения, чернокожие южноафриканцы, приняли участие в политических национальных выборах впервые , что торжественно положило конец эпохе апартеида, а также впервые стало политической партией в Южной Африке. быть законно избранным в правительство. В идеале этот день был провозглашен Днем свободы и началом продвижения к завершению экзистенциальной борьбы чернокожих южноафриканцев, которая началась с европейской колонизации южноафриканского региона.
В результате политики апартеида чернокожие африканцы считаются в Южной Африке расовой группой. Эти группы (черные, белые , цветные и индейцы) по-прежнему склонны иметь сильную расовую идентичность и классифицировать себя и других как членов этих расовых групп. [25] [26] и эта классификация продолжает сохраняться в государственной политике, в некоторой степени, в результате попыток исправить ситуацию, таких как расширение экономических прав и возможностей чернокожих и обеспечение равенства в сфере занятости . [26] [27]
Этническое разделение
[ редактировать ]Африканец - этнический или расовый признак в Южной Африке является синонимом чернокожих южноафриканцев . Он также используется для обозначения эмигрантов чернокожих из других африканских стран, находящихся в Южной Африке.
Сообщества, говорящие на языке банту в Южной Африке, грубо делятся на четыре основные группы: нгуни , сото-тсвана , вхавенда и шангана-цонга , при этом нгуни и басото-тсвана являются крупнейшими группами, а именно:
- Народ нгуни ( в алфавитном порядке ) :
- Шангана-Цонга Люди
- Сото- тсвана :
- Южный сото
- Северный Сото
- Батсвана
- Продавайте людей :
Культура
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении : необходимо добавить дополнительные темы в этот раздел, касающиеся статьи. Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2020 г. ) |
Чернокожие люди в Южной Африке были групповыми, и их представление о границах основывалось на достаточном количестве земель и природных объектах, таких как реки или горы, которые никоим образом не были фиксированными.
Общим для двух могущественных группировок, нгуни и сото-тсвана, являются патрилинейные общества, в которых лидеры формировали социально-политические единицы. Точно так же добывание пищи осуществлялось за счет скотоводства, сельского хозяйства и охоты. Наиболее важными различиями являются сильно различающиеся языки, хотя оба являются языками южных банту , а также разные типы поселений и взаимоотношения. В поселениях нгуни деревни обычно были широко разбросаны, тогда как сото-тсвана часто селились в городах. [30]
Язык и общение
[ редактировать ]Большинство языков банту, на которых говорят в Южной Африке, относятся к одной из двух групп. Языки нгуни (такие как коса , зулу , ндебеле и свази ), носители которых исторически жили в основном на восточных прибрежных равнинах, и языки сото-тсвана (такие как южные сото , тсвана , северные сото ), носители которых исторически жили на внутреннее плато. Две языковые группы различаются в некоторых ключевых аспектах (особенно в звуковых системах), при этом остальные южноафриканские языки банту ( венда и тсонга ) демонстрируют еще более уникальные аспекты. [31] Значительное количество чернокожих южноафриканцев являются носителями нескольких языков и говорят на двух или более языках в качестве своего первого языка , в основном из языков Южной Африки.
Слоговое письмо Дитемы
[ редактировать ]характерной Созданный сценарий системы письма и слогового письма , развитие которого в 2010 году было вдохновлено древними идеографическими традициями южноафриканского региона, а его родительскими системами являются идеографы Амабхеке и Литема . Он был разработан для siNtu . Истоки искусства Литема декоративного и фрескового в Южной Африке уходят вглубь веков, а раскопки на археологических памятниках Сото-Тсвана выявили полы хижин, которые пережили стихию в течение 1500 лет. Самые ранние нетронутые свидетельства этого искусства восходят к ок. . 1400-е годы.
Картины Южного Ндебеле
[ редактировать ]Южные ндебеле до и в XVIII веке в основном использовали свои выразительные символы для общения. Считается, что эти картины представляют собой синтез исторических традиций дизайна нгуни и традиций дитемы или литемы северного сото . Они также начали отстаивать свою преемственность и культурное сопротивление своим обстоятельствам во время колонизации в 19 веке. Эти настенные росписи, выполненные женщинами, были их секретным кодом для своего народа, замаскированным для всех, кроме южных ндебеле. Яркие символы и выражения изображают общение личных молитв, самоидентификации, ценностей, эмоций и брака, иногда мужское посвящение, но ритуал не был выражен. Религия никогда не была частью росписи домов южного ндебеле. Женщины южного ндебеле часто являются носителями традиций и главными создателями настенного искусства своего дома. Традиция и стиль росписи дома передаются в семьях из поколения в поколение матерями. Хорошо окрашенный дом показывает, что женщина в доме — хорошая жена и мать. Она отвечает за покраску наружных ворот, передних стен, боковых стен и, как правило, внутренней части своего дома. Одна вещь, которая изменилась с момента появления картин и современного настенного искусства, — это их стили. В конце 1960-х годов новый стиль стал очевиден: то, что когда-то было нарисовано пальцами, теперь создавалось с использованием связанных веток с перьями в качестве кистей. Стены по-прежнему изначально побелены, но очертания и цвета существенно изменились.
Узоры и символы можно увидеть сегодня с насыщенным черным контуром и ярким цветом внутри. Представлено пять основных цветов: красный и темно-красный, от желтого до золотого, небесно-голубой, зеленый и иногда розовый. Белый всегда используется в качестве фона, потому что он делает яркие узоры более заметными. Геометрические узоры и формы сначала рисуются черным контуром, а затем заполняются цветом. Узоры сгруппированы по стенам с точки зрения их базовой структуры дизайна. Создание правильных инструментов, обеспечивающих точность и свободу, становится сложной задачей. Инструменты не могут ограничивать художника в творчестве. Им нужны инструменты для больших геометрических фигур плоского цвета и маленькие кисти для очень маленьких участков, контуров и мешочков. Развитие инструментов позволило быстрее и сложнее проектировать дома южного ндебеле. Каждое поколение передает это из поколения в поколение, и небольшие изменения становятся очевидными.
Традиционные виды спорта и боевые искусства
[ редактировать ]Самым популярным спортивным кодексом в Южной Африке и среди чернокожих южноафриканцев является футбол Ассоциации, наиболее заметным событием которого стал чемпионат мира по футболу 2010 года , но до такого появления существовали исторические виды спорта, которые были популярны среди коренного населения.
Нгуни - бой на палках
[ редактировать ]Это боевое искусство , исторически практикуемое подростками-пастухами Нгуни в Южной Африке. Каждый боец вооружен двумя длинными твердыми палками, одна из которых используется для защиты, а другая для нападения, при этом доспехи практически не используются или вообще не используются. Хотя в стилях боя коса могут использоваться только две палки, варианты боя палками нгуни по всей Южной Африке включают щиты как часть боевого оружия палками. В зулусском бою на палках используются исихвили , атакующая палка, и убхоко , защитная палка или ихаву , защитный щит. Цель состоит в том, чтобы два противоборствующих воина сразились друг с другом, чтобы определить, кто из них сильнейший или «Бык» (Инкунци). «Индуна» или боевой капитан становится рефери для каждой группы воинов, контролирует свою команду и поддерживает порядок между бойцами. Воины схожей принадлежности поступали так, вступая в бой друг с другом. В наше время это обычно происходит как дружеская символическая практика, часть свадебной церемонии, когда воины (участники) из дома жениха приветствуют воинов из дома невесты. Другие группы участников также могут присоединиться.
Не пропустите это
[ редактировать ]Традиционный боевой вид спорта народа Венда. Это похоже на бокс с голыми кулаками . [32] [33]
Вождество
[ редактировать ]хорошо задокументировано В законодательстве об апартеиде , что белое меньшинство, правительственный режим, воссоздали и использовали «традиционную» систему вождеств, чтобы получить власть Национальной партии , и даже увеличили власть вождеств над банту. -говорящие народы Южной Африки в интересах правительства апартеида. Это произошло после того, как колониальные режимы и последующие правительства Южной Африки до формального апартеида инициировали захват большей части южноафриканских земель у коренных народов. на законодательном уровне большая часть южноафриканских земель стала принадлежать исключительно только европейцам из белого меньшинства в Южной Африке К 1913 году .
До самого недавнего времени южноафриканские говорящие на банту общины часто делились на разные кланы , причем не вокруг национальных федераций, а вокруг независимых групп численностью от нескольких сотен до тысяч человек. Наименьшей единицей политической организационной структуры было домашнее хозяйство, или крааль , состоящее из мужчины, женщины или женщины и их детей, а также других родственников, проживающих в том же домашнем хозяйстве. Мужчина был главой семьи, часто имел много жен и был главным представителем семьи. Хозяйство и близкие отношения вообще играли важную роль. Домохозяйства, жившие в одной долине или на одном холме в деревне, также были организационной единицей, которой управлял заместитель вождя.
Вождества в значительной степени передавались по наследству , хотя вождей часто заменяли, когда они были неэффективны. В большинстве кланов старший сын унаследовал должность своего отца. В некоторых кланах эта должность оставлялась старшему брату умершего вождя, а после его смерти - следующему по старшинству брату. Это повторялось до тех пор, пока не умер последний брат. Следующим был старший сын первоначального вождя; затем самый старший из братьев в качестве лидера.
Вождя окружало множество доверенных друзей или советников, обычно родственников, таких как дяди и братья, а не влиятельных глав или личных друзей. Степень демократии зависела от силы вождя . Чем могущественнее и влиятельнее был вождь, тем меньше было влияние его народа. Хотя лидер обладал большой властью, он не был выше закона. Его могли критиковать как советники, так и его люди, и можно было требовать компенсацию. Люди были разделены на разные кланы или племена, которые имели свои функции, законы и язык. [34]
Традиции, основанные на времени
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении : необходимо добавить дополнительные темы в этот раздел, касающиеся статьи. Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2020 г. ) |
Календарь коса
[ редактировать ]Люди коса исторически и традиционно основывали свое сельскохозяйственное время на надежных звездных системах. Когда эти традиции соответствуют системе григорианского календаря, год коса начинается в июне и заканчивается в мае, когда звезда Канопус (на языке коса : UCanzibe ) становится видимой в южном полушарии , что означает время сбора урожая.
Сото календарь
[ редактировать ]Месяцы сесото (на сото : Лихоэли ) указывают на особые природные и сельскохозяйственные события Южной Африки. Традиционно и исторически, будучи скотоводами, жившими в полузасушливых регионах Южной Африки, глубокое понимание сельского хозяйства и мира природы было необходимо для их выживания. Люди, говорящие на сесото, обычно признают только два сезона, называемых Дихла . Однако существуют названия, соответствующие всем четырем традиционным западным временам года. Год сото начинается примерно в августе или сентябре, когда сажают урожай.
Традиционные праздники
[ редактировать ]Первые плоды
[ редактировать ]Церемония вручения первых плодов урожая Богу или богам, которые, как полагают, ответственны за изобилие еды в Южной Африке. Традиционно это было время процветания, когда после сезонного сельскохозяйственного периода были получены хорошие урожаи. Это также объединяло людей, объединяя их во время веселья и подавляя страхи перед голодом. В Южной Африке эту традицию практикуют зулусы Квазулу-Натала как Умхоси Воквешвама .
Национальный фестиваль
[ редактировать ]Умхланга — ежегодное мероприятие, возникшее в Эсватини в 1940-х годах во времена правления короля Собхузы II . Это адаптация гораздо более древней церемонии Умчвашо . В Южной Африке он был введен королем зулусов Гудвиллом Звелитини каБхекузулу в 1991 году и позже стал известен как Умхоси вомХланга как средство поощрения молодых зулусских девушек откладывать сексуальную активность до замужества. Все девушки должны пройти тест на девственность , прежде чем им будет разрешено участвовать в королевском танце. Они носят традиционную одежду, в том числе вышитую бисером, а также изигеге, изинкулуба и иминтша, с браслетами, браслетами, ожерельями и яркими поясами. ли девушка На каждом поясе есть придатки разного цвета, которые обозначают, обручена . Затем эти молодые женщины участвуют в традиционном танце с обнаженной грудью, в то время как каждая девушка несет длинную трость (девушки стараются выбирать только самые длинные и крепкие трости) и затем медленной процессией несут их, возвышающиеся над головами, вверх по холму, чтобы королевский дворец Энйокени. Процессию возглавляет главная принцесса Зулу.
Историческое приобретение еды
[ редактировать ]Добыча продовольствия ограничивалась в основном видами натурального хозяйства ( подсечно-огневое и интенсивное натуральное хозяйство), пастушеским земледелием и занятием охотой . Обычно женщины отвечали за земледелие, а мужчины занимались выпасом скота и охотой, за исключением тсонга (и частично мпондо). Рыболовство имело относительно небольшое значение. Во всех общинах, говорящих на языке банту, обычно четко разделялись обязанности женщин и мужчин.
По сути, они потребляли мясо (в основном крупного рогатого скота нгуни , овец нгуни ( овцы зулусов , овцы педи , овцы свази), свиней/кабанов и охотничью дичь), овощи, фрукты, молоко крупного рогатого скота и овец, воду и иногда зерновое пиво. Они начали есть основной продукт - кукурузу в середине 18 века (завезенную из Америки португальцами в конце 17 века через побережье Восточной Африки). Она стала популярной из-за своей продуктивности, которая превосходила зерна местных южноафриканских трав. [35] Существовал ряд табу на употребление мяса. Как известно, нельзя было есть мясо собак, обезьян, крокодилов и змей. Также табу находилось на мясо некоторых птиц, таких как совы, вороны и стервятники, а также мясо некоторых тотемных животных. Черви мопане традиционно популярны среди народов тсвана, венда, южного ндебеле, северного сото и тсонга, хотя их успешно коммерциализируют.
Современный рацион южноафриканских народов, говорящих на языке банту, во многом по-прежнему похож на рацион их предков, но существенные различия заключаются в системах производства и потребления их продуктов питания. Они действительно интересуются инновациями в продуктах питания, которые появляются на их пути, и в то же время практикуют свою собственную уникальную кухню, популярную как среди них самих, так и среди любопытных.
Доколониальные и традиционные типы домов
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что общины жили в двух разных типах домов, прежде чем в этой традиции доминировал один — Рондавель . Народ нгуни обычно использовал дом-улей — круглую конструкцию, состоящую из длинных шестов, покрытых травой. Хижины народов сото-тсвана , венда и шангана-цонга использовали дома конусно-цилиндрического типа. Цилиндрическая стена образована из вертикальных столбов, запечатанных грязью и коровьим навозом. Крыша построена из связанных между собой жердей, покрытых травой. Пол обоих типов представляет собой спрессованную землю. [36]
Сам Рондавель возник из общей хижины в африканском стиле с травяным куполом почти 3000 лет назад, а его первая разновидность, веранда Рондавель , появилась около 1000 лет назад на юге Африки. Колониальный стиль жилищного строительства вдохновил прямоугольную форму Рондавеля с 1870-х годов. Это считается началом вестернизации Рондавеля , в результате которой это изобретение коренных народов Африки даже сегодня широко известно как Рондавель (производное от африкаанс : Рондавель ), а не его коренное название (а). Ограничения, вызванные урбанизацией, привели к появлению жилищ высокого типа, похожих на хижины , с конструкциями, объединенными гофрированными металлическими листами (появившимися во время британской колонизации). Это ознаменовало значительные видимые изменения в южноафриканском регионе, это свидетельствовало о современном давлении Южной Африки . Реальность африканских народов, говорящих на языке банту , особенно ситуация с ресурсами. [37]
- Деревня народа венда в Мбилве, Рондавельс, с ее постройками на восходящем склоне, фотография 1923 года, через десять лет после принятия Закона о землях коренных жителей 1913 года. [38]
- Реконструкция на территории наследия Квазулу-Натал варианта хижины зулусского народа под названием iQhugwane , которая доминировала как жилище коренного населения во время Дингане каСензангахона . правления
- Начало 19 века, Южная Африка. Банту-говорящие народы Южной Африки — вариант хижины, построенной на сваях, чтобы защитить себя от львов и других хищных животных.
- Современное использование Рондавеля, резиденции недалеко от побережья Восточного Кейпа, Южная Африка.
Идеологии
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении : необходимо добавить дополнительные темы в этот раздел, касающиеся статьи. Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2020 г. ) |
Он художник
[ редактировать ]Умвелинканги, в основном, согласно культуре народов коса и зулусов, является Всевышним или Божественным Сознанием , источником всего, что было, то есть и всего, что когда-либо будет. Это внутренний свет творения. Укукотхама (похожая на медитацию) до колонизации/вестернизации была широко распространенной практикой в Южной Африке, что заметно для тех, кто сейчас считает зулусов, это рассматривалось как способ достижения единства (на зулу : Убунье ) с божественным сознанием.
Философия короля Шаки
[ редактировать ]Король Шака хорошо известен своими многочисленными военными, социальными, культурными и политическими реформами, которые он использовал для создания своего высокоорганизованного и централизованного зулусского государства . Важнейшими из них были трансформация армии , благодаря задуманной им новаторской тактике и оружию, а также разборки с духовным руководством, ограничение власти традиционных целителей и эффективное обеспечение подчинения зулусской церкви государству. Король Шака интегрировал побежденные зулусскоязычные племена в недавно сформированную зулусскую этническую группу на основе полного равенства, при этом продвижение по службе в армии и на государственной службе было вопросом заслуг, а не обстоятельств рождения. [39]
Движение Черного Сознания
[ редактировать ]Движение против апартеида , возникшее в Южной Африке в середине 1960-х годов. BCM атаковали то, что они считали традиционными ценностями белых, особенно «снисходительные» ценности белых людей с либеральными взглядами, и подчеркнули отказ от монополии белых на истину как центральный принцип своего движения. Политика BCM, направленная на постоянный вызов диалектике апартеида в Южной Африке как средство преобразования черной мысли в отказ от преобладающего мнения или мифологии для достижения более широкого понимания, привела ее в прямой конфликт с всей силой аппарата безопасности режима апартеида.
Философия Ubuntu
[ редактировать ]Концепция, которая начала популяризироваться в 1950-х годах и стала пропагандироваться политическими мыслителями, особенно в Южной Африке, в 1960-е годы. Убунту утверждает, что общество, а не трансцендентное существо, дает людям человечность. Аспект «экстравертных сообществ» является наиболее заметной частью этой идеологии. Здесь присутствует искренняя теплота, с которой люди относятся как к незнакомцам, так и к членам сообщества. Это открытое проявление тепла не только эстетично, но и способствует формированию спонтанных сообществ. Итоговая совместная работа внутри этих спонтанных сообществ выходит за рамки эстетики и придает функциональное значение ценности тепла. Также подразумевается, что Ubuntu находится в идеале: у всех разные навыки и сильные стороны; люди не изолированы и посредством взаимной поддержки могут помочь друг другу самореализоваться.
Южноафриканские люди, говорящие на банту
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении : Необходимо добавить информацию, касающуюся этого раздела. Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2020 г. ) |
В списке выдающихся людей из черной Южной Африки принимают участие известные участники, ученые и специалисты из самых разных и широких областей, а также те, кто является лауреатами национального и международного признания, а также некоторые люди из южноафриканских монархов.
Список известных чернокожих южноафриканцев включает в себя самых разных людей, которые внесли значительный вклад в различные области, включая академические круги, политику, спорт и искусство. Вот несколько примеров известных чернокожих южноафриканцев, добившихся признания на национальном и международном уровне:
Академики и ученые: Моджута Стивен Мотламме : выдающийся ученый, внесший значительный вклад в область эпистемологии и изучение чернокожих ученых в условиях апартеида. ЗК Мэтьюз : известный академик и активист, выступающий против апартеида, который был первым чернокожим вице-канцлером Университета Форт-Хэйр. Номаланга Мхизе : выдающийся ученый и гуманист, внесший значительный вклад в область африканистики и гуманитаризма. Нджабуло Ндебеле : ректор Кейптаунского университета и видный деятель южноафриканского научного сообщества.
Политики и активисты: Нельсон Мандела : первый демократически избранный президент Южной Африки и лауреат Нобелевской премии мира за роль в борьбе с апартеидом.Ф.В. де Клерк: Последний президент Южной Африки при апартеиде и лауреат Нобелевской премии мира за роль в переходе страны к демократии.Анвар Садат: Президент Египта, награжденный Нобелевской премией мира в 1978 году за усилия по достижению мирного соглашения между Египтом и Израилем.
Спорт: Чернокожие и цветные спортсмены, которые внесли значительный вклад в спорт в Южной Африке, особенно в эпоху апартеида, несмотря на многочисленные проблемы и препятствия.
Искусство и культура: Суламифь Бер : известный историк искусства, внесший значительный вклад в историю искусства Южной Африки. Бенедикт Уоллет Вилакази : выдающийся писатель, педагог и первый чернокожий южноафриканец, получивший докторскую степень.
Монархи: В список известных чернокожих южноафриканцев входят представители различных монархий, таких как Королевство Зулу, Королевство Коса и Королевство Сото, которые сыграли значительную роль в формировании истории и культуры страны.
Эти люди, среди многих других, внесли значительный вклад в различные области, преодолевая барьеры и прокладывая путь для будущих поколений.
См. также
[ редактировать ]Диаспора
[ редактировать ]- Северный народ ндебеле
- Спасибо, люди
- Кололо люди
- Макололо Чифс (Малави)
- (Их современные потомки имеют мало общего с народом кололо, кроме имени.)
- Отношения с южноафриканской диаспорой
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Перепись 2022: Статистический выпуск» (PDF) . statssa.gov.za . 10 октября 2023 г. с. 6 . Проверено 12 октября 2023 г.
- ^ «Познакомьтесь с 800-летним золотым носорогом, бросившим вызов апартеиду в Южной Африке» . theconversation.com . 16 сентября 2016 года . Проверено 16 сентября 2016 г.
- ^ Кларк, Нэнси Л. (2016). Южная Африка: взлет и падение апартеида . Уильям Х. Вогер (3-е изд.). Абингдон, Оксон. ISBN 978-1-138-12444-8 . OCLC 883649263 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Африканский, Лев (1526). История и описание Африки . Общество Хаклюйт. стр. 20, 53 и 65 . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ Работы Ричарда Хаклюта в Project Gutenberg
- ^ Патерсон, лейтенант. Уильям (1789). Рассказ о четырех путешествиях в страну готтентотов и Кафрии. В тысяча семьсот семьдесят седьмом, восьмом и девятом годах . Лондон: Дж. Джонсон.
- ^ Ландер, Фэй; Рассел, Темби (2018). «Археологические свидетельства появления скотоводства и земледелия на юге Африки» . ПЛОС ОДИН . 13 (6): e0198941. Бибкод : 2018PLoSO..1398941L . дои : 10.1371/journal.pone.0198941 . ПМК 6002040 . ПМИД 29902271 .
- ^ Пейрес, Джеффри Брайан (1976). История коса К. 1700–1835 гг . Грэмстаун: Университет Родса.
- ^ Мартин Мередит, Бриллианты, золото и война (Нью-Йорк: Связи с общественностью, 2007): 5
- ^ Найт, Ян (2004). Зулусская война . Скопа. п. 11.
- ^ «Миф о пустой земле» . sahistory.org.za .
- ^ Элдридж, Элизабет А. (2015). Королевства и вождества Юго-Восточной Африки: устные традиции и история, 1400–1830 гг . Бойделл и Брюэр. п. 324. ИСБН 978-1-58046-514-4 .
- ^ Кларк, Нэнси Л.; Уильям Х. Вогер (2016). Южная Африка: взлет и падение апартеида (Третье изд.). Абингдон, Оксон. ISBN 978-1-138-12444-8 . OCLC 883649263 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Кларк, Нэнси Л.; Уильям Х. Вогер (2016). Южная Африка: взлет и падение апартеида (Третье изд.). Абингдон, Оксон. ISBN 978-1-138-12444-8 . OCLC 883649263 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Лиденбергские головы (ок. 500 г. н.э.)» . www.metmuseum.org .
- ^ Завоевание Восточно-Капской провинции
- ^ «Мфекане как Алиби: мысли о Дитаконге и Мболомпо» (PDF) . Журнал истории Африки, том 29, выпуск 3, издательство Кембриджского университета. 1988 год . Проверено 16 сентября 2015 г.
- ^ Элдридж, Элизабет А. (2014). Создание Королевства Зулу, 1815–1828 гг . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9781139871686 . ISBN 978-1-139-87168-6 .
- ^ «История Педи» . Southafrica.co.za . Проверено 9 июля 2020 г.
- ^ Алан Ф. Хаттерсли, «Аннексия Трансвааля, 1877 г.». История 21.81 (1936): 41–47. онлайн
- ^ « Секукуни [так в оригинале] и семья» | Интернет-коллекция | Музей национальной армии, Лондон» . Collection.nam.ac.uk . Проверено 12 августа 2020 г.
- ^ «ВОЙНЫ СЕКУКУНИ, ЧАСТЬ II - Южноафриканское военно-историческое общество - Журнал» . samilitaryhistory.org . Проверено 12 августа 2020 г.
- ^ Кинси, HW (июнь 1973 г.). «Войны Секукуни» . Военно-исторический журнал . 2 (5). Южноафриканское военно-историческое общество . Проверено 28 сентября 2014 г.
- ^ Преториус, Вим (23 марта 2016 г.). «Упокоение призраков виселицы» . Новости24 . Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ Пиллэй, Кэтрин (2019). «Индийская идентичность в Южной Африке». Справочник Пэлгрейва по этнической принадлежности . стр. 77–92. дои : 10.1007/978-981-13-2898-5_9 . ISBN 978-981-13-2897-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Позель, Дебора (2001). «Что в имени? Расовая классификация при апартеиде и их загробная жизнь» (PDF) . Трансформация : 50–74. ISSN 0258-7696 . Архивировано из оригинала (PDF) 8 ноября 2006 года.
- ^ «Маньи: «избыток» цветных в Западно-Капской провинции» . 24 февраля 2011 г.
- ^ «Южная Африка» . www.britanica.com . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ «Корана в Южной Африке» . joshuaproject.net . Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ Гатри М., Сравнительный банту. Фарнборо Томс. 1–4. , Gregg International Publishers Ltd., 1967 г.
- ^ Гатри М., Сравнительный банту. Фарнборо Томс. 1–4. , Gregg International Publishers Ltd., 1967 г.
- ^ Венде, Гамильтон (5 февраля 2011 г.). «Южноафриканский бокс, который «делает сердце сильным» » . Би-би-си . Проверено 6 февраля 2011 г.
- ^ Шалати Нхвашу (21 февраля 2011 г.). «Настало потрясающее время, когда Мусангве атакует Соуэто» . Архивировано из оригинала 15 октября 2014 года.
- ^ Гатри М., Сравнительный банту. Фарнборо Томс. 1–4. , Gregg International Publishers Ltd., 1967 г.
- ^ Бич, Дэвид Н. (1983). «Плато Зимбабве и его народы». В Бирмингеме, Дэвид; Мартин, Филлис М. (ред.). История Центральной Африки, том 1 . Лондон: Лонгман. стр. 245–277. ISBN 978-0-582-64673-5 .
- ^ Гатри М., Сравнительный банту. Фарнборо Томс. 1–4. , Gregg International Publishers Ltd., 1967 г.
- ^ Джеральд Стейн (2006). Местный рондавель – повод для сохранения . Архитектура, Технологический университет Тшване, Южная Африка.
- ^ МАЙКЛ ГОДБИ (2009). Фотографии Альфреда Мартина Дагган-Кронина для племен банту Южной Африки (1928–1954): построение неоднозначной идиллии 1 . Кафедра исторических исследований UCT. п. 57.
- ^ Гатри М., Сравнительный банту. Фарнборо Томс. 1–4. , Gregg International Publishers Ltd., 1967 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вейл, Лерой, редактор . Создание трайбализма в Южной Африке . Лондон Беркли: Калифорнийский университет Карри, 1989.
- Б. Хоза (доктор философии), Махоси, автор. Учебник грамматики Узало Исизулу . Издательство Кембриджского университета, 2017.