Ура
В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( декабрь 2023 г. ) |
Кхое ( /ˈqoɪkōɪ/ KOY-koy ) (или Хойхой в прежней орфографии) [а] являются традиционно кочевым скотоводческим коренным населением Южной Африки. Их часто объединяют с народом охотников-собирателей сан (буквально «собиратели»). [2] Обозначение «Кхое» на самом деле является обращением каре или хвалы, а не этническим эндонимом, но оно использовалось в литературе как этнический термин для говорящих на языке хое народов Южной Африки, особенно скотоводческих групп, таких как Гриква , Гона, Нама , Хомана и Дамара Народы . Кхэкхо когда-то были известны как готтентоты , и этот термин теперь считается оскорбительным. [3]
Хотя присутствие Кхэкхо в Южной Африке предшествовало экспансии банту , согласно научной теории, основанной главным образом на лингвистических данных, [ нужна ссылка ] неясно, когда, возможно, в позднем каменном веке , кхэкхоэ начали заселять районы, где произошел первый контакт с европейцами. [2] В то время, в 17 веке, кхэкхое содержали большие стада крупного рогатого скота нгуни в Капской области . [ по мнению кого? ] [ нужна ссылка ] В XIX-XX веках они в основном отказались от кочевого скотоводства. [4]
Их язык кхое связан с определенными диалектами, на которых говорят сан народы из Калахари , такие как кхве и тшва , образующие кхое языковую семью . Подразделениями Кхокхо сегодня являются народ нама в Намибии, Ботсване и Южной Африке (с многочисленными кланами), дамара в Намибии, кланы орана в Южной Африке (такие как нама или нгкосини), народ хоемана или грика в Южной Африке и Кланы Гкунухвебе или Гона, подпадающие под власть государства, говорящего на языке коса. [5]
Кланы Ксирикуа (грикуа) развили свою этническую идентичность в 19 веке и поселились в Западном Грикваленде. Позже они сформировали еще одно независимое государство в Квазулу-Натале под названием Восточный Грикваленд , но, к сожалению, всего десять лет спустя уступили свою независимость британцам. Они относятся к тем же клановым образованиям, что и Рехобот Бастерс , которых также можно считать народом «кхое». [ по мнению кого? ] [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Широкое этническое обозначение «кхоехен», означающее народы, первоначально входившие в скотоводческую культуру и языковую группу, населяющую юг Африки, как полагают, относится к населению, происходящему из северной части современной Ботсваны . [ нужна ссылка ] Эта культура неуклонно распространялась на юг и в конечном итоге достигла мыса примерно 2000 лет назад. [ нужна ссылка ] Группы «Кхое» включают ـAwakhoen на западе, πKx'abakhoena в Южной и средней части Южной Африки, а также в Восточно-Капской провинции. Оба эти термина означают «красные люди» и эквивалентны термину Исихоса «амакаба». [ нужна ссылка ] Выпас овец, коз и крупного рогатого скота в плодородных долинах по всему региону обеспечил стабильное, сбалансированное питание и позволил этому образу жизни распространиться, при этом в регионе, ранее занимаемом натуральными собирателями, формировались более крупные группы . [ нужна ссылка ] Считается, что земледельческая культура, говорящая на языке нту, проникла в регион в III веке нашей эры, вытеснив скотоводов в западные районы. [ нужна ссылка ] Пример тесной связи между ?Uri?'aes (высшим кланом), населением, занимающимся скотоводством, и !Uri?'ae?ona (детями высокого клана), более или менее оседлым населением собирателей (также известным как « Strandlopers»), оба занимающие территорию فHuigaeb , показывает, что строгое различие между этими двумя образами жизни неоправданно. [ нужна ссылка ] а также производные этнические категории. [ нужна ссылка ] Однако собирательные народы, которые идеологически ценят отказ от накопления как систему социальных ценностей, могут быть разными, но различия между «скотоводами-коекхоэ», «охотниками-собирателями сан» и «земледельцами-банту» не выдерживают критики. [ неправильно процитировано ] [ сомнительно – обсудить ] и кажется историческим редукционизмом . [ неправильно процитировано ] [6]
Прибытие европейцев
[ редактировать ]Португальские исследователи и купцы первыми зафиксировали свои контакты в 15 и 16 веках нашей эры. [ нужна ссылка ] Продолжающиеся столкновения часто были жестокими. [ по мнению кого? ] [ нужна ссылка ] В 1510 году в битве при Соленой реке Франсиско де Алмейда и пятьдесят его людей были убиты, а его отряд потерпел поражение. [7] [8] верхом на быке !UriŁ'aekua («Горингхайкуа» в примерном голландском написании), который был одним из так называемых кланов Кхэкхоэ в этом районе, в который также входил !Uri၁'aeက'ona («Горингхайкона», также известный как « Strandlopers»), которые считаются предками современной нации !Ора. [ по мнению кого? ] [ нужна ссылка ] В конце 16 века португальские, французские, датские, голландские и английские, но в основном португальские корабли, регулярно продолжали останавливаться в Столовой бухте по пути в Индию. [ нужна ссылка ] Они торговали табаком, медью и железом с языке кхокхо , в обмен на свежее мясо. кланами региона, говорящими на [ нужна ссылка ]
Местное население сократилось после того, как заражение оспой распространилось в результате деятельности европейцев. [ нужна ссылка ] В кланах, говорящих на языке хое, наблюдалась высокая смертность, поскольку иммунитет к этой болезни был редкостью. Это усилилось по мере усиления военного конфликта с усилением колониальной экспансии Объединенной Ост-Индской компании , которая начала ограждать традиционные пастбища для ферм. В течение следующего столетия народы, говорящие на языке хое, неуклонно изгонялись со своих земель, что привело к многочисленным миграциям на север и изменению структуры многих наций и кланов, а также к роспуску многих традиционных структур.
По словам профессоров Роберта К. Хичкока и Уэйна А. Бабчука, «на ранних этапах европейской колонизации десятки тысяч народов Кхукхо и Сан погибли в результате геноцида, убийств, физического насилия и болезней». [9]
Во время расследования группировок «охоты на бушменов» и геноцидальных набегов на Сан Луис Антинг прокомментировал: «Теперь я обнаружил, что сделки более обширны, чем казалось на первый взгляд. Я думаю, вполне вероятно, что мы обнаружим, что почти все фермеры живущие недалеко от этой границы, замешаны в аналогичных действиях... В настоящее время я слышал только о цветных фермерах (известных как ублюдки), которые замешаны в этих делах». [10]
Таким образом, общественная организация «Кхокхо» была серьезно повреждена колониальной экспансией и захватом земель, начиная с конца 17 века. Когда социальные структуры рухнули, многие хоехоены поселились на фермах и стали крепостными (кабами, крепостными) или сельскохозяйственными рабочими; другие были включены в сохранившиеся кланы. Георг Шмидт, моравский брат из Хернхута , Саксония, ныне Германия, основал Генадендаль в 1738 году, который стал первой миссионерской станцией в Южной Африке. [11] среди народов, говорящих на языке хое, в Бавиансклофе в горах Ривьерсондеренд .
Колониальное обозначение «баастеры» стало обозначать любые кланы, которые в той или иной степени имели европейское происхождение и переняли определенные западные культурные черты. Хотя позже они были известны как Гриква (Ксирикуа или Гриеква), в то время они были известны как « Бастеры », а в некоторых случаях их до сих пор называют так, например, Бастеры Бослуис из Рихтерсвельда и община Бастеров в Рехоботе, Намибия , упомянутые выше. .
государства Западный Грикваленд и Восточный Грикваленд Вероятно, в ответ на влияние миссионеров династией Кок были основаны ; позже они были поглощены Капской колонией Британской империи .
Начиная с конца 18 века, общины орлам мигрировали из Капской колонии на север, в Намакваленд . Они заселили места, ранее занимаемые Нама. Частично они приехали, чтобы избежать голландского колониального призыва, частично для набегов и торговли, а частично для того, чтобы получить пастбищные земли. [12] Некоторые из этих эмигрантов-орламов (в том числе группа, возглавляемая преступником Ягером Африканером и его сыном Йонкером Африканером в Трансгариепе ) сохранили связи с общинами орламов на границах Капской колонии или вблизи них. Перед лицом постепенной экспансии буров, а затем крупномасштабной миграции буров из-под британского правления на мысе, Йонкер Африканер привел свой народ в Намакваленд к середине 19 века, став грозной силой для господства Орлама над Нама и против банту. -говоря гереро . некоторое время на [13]
Поселение на реке Кат (1829–1856) и Хоэна в Капской колонии.
[ редактировать ]К началу 1800-х годов оставшиеся говорящие на языке хое Капская колония пострадали от ограничения гражданских прав и дискриминационных законов о владении землей. Под этим предлогом влиятельный генеральный комиссар восточных округов Андрис Стокенстрем способствовал созданию поселения Хоэ «река Кэт» недалеко от восточной границы Капской колонии. Более циничным мотивом, вероятно, было создание буферной зоны на границе мыса, но обширные плодородные земли в регионе позволяли людям владеть своей землей и мирно строить общины. Поселения процветали и расширялись, и река Кэт быстро стала большим и успешным регионом мыса, существовавшим более или менее автономно. Население Гонакуа в основном говорило на языке африкаанс , но поселение начало привлекать и другие разнообразные группы.
Кхекуа в то время были известны как очень хорошие стрелки и часто были неоценимыми союзниками Капской колонии в ее приграничных войнах с соседними политиками коса . В Седьмой пограничной войне (1846–1847) против Гкалека боевики Кхекуа с реки Кат отличились под своим лидером Андрисом Ботой при штурме « крепостей Аматола ». (Молодой Джон Молтено , впоследствии премьер-министр, возглавил смешанный коммандос в нападении и позже похвалил хоэкуа как более храбрых и инициативных, чем большинство его белых солдат.) [14]
Однако в Восточной Капской провинции по-прежнему действовали суровые законы, побуждавшие хёна покинуть свои земли в районе реки Кат и работать чернорабочими на белых фермах. Растущее недовольство взорвалось в 1850 году. Когда коса восстали против правительства Кейптауна , большое количество Кхона впервые присоединилось к повстанцам коса. [15] После поражения восстания и предоставления Капской колонии представительного правительства в 1853 году новое правительство Капской провинции попыталось предоставить хоне политические права, чтобы предотвратить будущее расовое недовольство. Как известно, генеральный прокурор Уильям Портер сказал, что он «предпочел бы встретиться с готтентотом на предвыборной гонке и проголосовать за своего представителя, чем встретиться с ним в дебрях с пистолетом на плече». [16] Таким образом, в 1853 году правительство приняло избирательное право Кейптауна , которое постановило, что все граждане мужского пола, отвечающие низким имущественным критериям, независимо от цвета кожи, имели право голосовать и баллотироваться на выборах в парламент. Однако этот нерасовый принцип был подорван в конце 1880-х годов в результате теста на грамотность, а затем отменен правительством апартеида. [17]
Резня в немецкой Юго-Западной Африке
[ редактировать ]С 1904 по 1907 год немцы ополчились против группы койкхо, проживавшей на территории тогдашней немецкой Юго-Западной Африки вместе с гереро . В ходе конфликта могло погибнуть более 10 000 нама, то есть более половины всего населения нама того времени. Это была единственная величайшая резня, которую когда-либо видел народ Кхокхо. [18] [19]
Апартеид
[ редактировать ]Как коренные африканские народы, Кхукхо и другие темнокожие коренные народы подвергались угнетению и порабощению в условиях режима апартеида , пропагандирующего превосходство белой расы . В частности, некоторые считают, что Кхукхо и родственные этнические группы были одними из наиболее маргинализированных групп во время правления апартеида, о чем упомянул предыдущий президент Южной Африки Джейкоб Зума в своем обращении к нации в 2012 году. [20]
Кхоехэ были классифицированы как «цветные» при апартеиде. Хотя это означало, что им предлагались некоторые привилегии, не предоставленные населению, считавшемуся «черным» (например, отсутствие необходимости носить сберкнижку), они по-прежнему подвергались дискриминации, сегрегации и другим формам угнетения. Это включало принудительное переселение, вызванное Законом о групповых территориях , который разрушил семьи и общины. Уничтожение исторических сообществ и полное обозначение «цветных» (игнорирование любых нюансов конкретных культур или подгрупп народов Кхокхо) способствовали стиранию идентичности и культуры Кхокхо, над исправлением которых современные люди Кхэкхо до сих пор работают. [21]
Апартеид закончился в 1994 году, как и статус «цветных».
современная эпоха
[ редактировать ]После апартеида активисты Кхокхо работали над восстановлением утраченной культуры и подтверждением своей связи с землей. Группы Кхэкхэ и Койсан подали в суд дела с требованием реституции за «культурный геноцид и дискриминацию койсанской нации», а также прав на землю и возвращения трупов Кхойсана из европейских музеев. [21]
Культура
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]Религиозная мифология культур, говорящих на языке хое, придает особое значение Луне , которую можно рассматривать как физическое проявление высшего существа, связанного с небесами. Тиоаб (Цуйгоаб) также считается создателем и хранителем здоровья, а Гаунаб — прежде всего злое существо, вызывающее болезни или смерть. [22] Многие говорящие на языке хое обратились в христианство, и мусульмане нама составляют большой процент мусульман Намибии. [23]
Всемирное наследие
[ редактировать ]ЮНЕСКО признала культуру языка хое, включив Рихтерсвельд в список Всемирного наследия . Эта важная территория является единственным местом, где отгонного животноводства, в значительной степени продолжаются практики связанные с этой культурой.
Международный астрономический союз назвал основной компонент двойной звезды Му¹ Скорпиона в честь традиционного на языке кхэкхо названия Xami di mûra («глаза льва»). [24]
Список народов Кхэкхо
[ редактировать ]Классификацию народов Кхэкхо можно условно разделить на две группы: Северный Кхэкхо и Южный Кхэкхо ( мыс Кхое ) .
Северный Кхэкхо
[ редактировать ]Северные Кхукхо называются Нама или Намакуа, и среди них есть 11 формальных кланов:
- Хайхаун ( Красная нация ) в Хоачанасе , основная группа и старейший клан Нама в Намибии. [25]
- ـХовесен (прямые потомки капитана Хендрика Витбои ), погибшего в битве с немцами 29 октября 1905 года. |Ховесин проживают в современном Гаваоне под руководством Исмаэля Хендрика Витбои, 9-го гаоба (то есть капитана) |Ховесена. Гаваон , расположенный в 72 км к югу от Мариенталя и в 176 км к северу от Китмансхупа , недалеко от трассы B1, первоначально был известен под названием Кхакса-цус. Он получил свое название от Кидо Витбои, первого каптейна Ховесина.
- σГаминун ( Бундельсвартс ) в Вармбаде
- ƂАонин (Южный Топнаарс ) в Ройбанке
- ƃГомен (Северный Топнаарс) в Сесфонтейне
- كХарахоэн (Франсман Нама) в Гочасе . После поражения от императорской Германии в Schutztruppe битве при Свартфонтейне 15 января 1905 года эта группа Нама разделилась на две части. Часть харакхоэнов бежала в Локгвабе , Ботсвана, и осталась там навсегда. [26] часть, оставшаяся на земле Юго-Западной Африки, перенесла свой племенной центр в Ампер-Бо. В 2016 году Дэвид Ханс вступил в должность главы клана. [27]
- فХавобен (Носильщики полевой обуви) в Кёсе
- !Аман в Вифании , которым руководил Корнелиус Фредерик
- ƁОгайн (Грот Доден) в Шлипе
- Кхаугоан (Свартбуи Нама) в Рехоботе , позже в Салеме, Амейбе и Францфонтейне
- Харооан (Китмансхуп Нама) под руководством Хендрика Цейба [28] отделился от Красной Нации в феврале 1850 года и поселился в Китмансхупе . [25]
Среди намакуа также есть урламы , южный народ кхокхое смешанного происхождения, который двинулся на север через Оранжевую реку и где был поглощен большей идентичностью нама. Сами Урламы состоят из пяти меньших кланов:
- ـAixaကen (африканеры Орлама), первая группа, которая въехала и навсегда поселилась в Намибии. Их лидер Клаас Африканер покинул Капскую колонию около 1770 года. Клан сначала построил крепость Кхауксанас , затем переехал в Блайдевервахт и, наконец, поселился в Виндхуке . [29]
- Подплемя Аман (Бетани Орлам) поселилось в Бетани на рубеже восемнадцатого века. [30]
- Подплемя Кайхауан (Хауас Нама) образовалось в 1830-х годах, когда клан Влермуис слился с семьей Амраал. [30] Их родным поселением стал Наосанабис (ныне Леонардвилль ), который они оккупировали с 1840 года. [31] Этот клан прекратил свое существование после военного поражения от Имперской немецкой Шуцгруппы в 1894 и 1896 годах. [32]
- Подплемя Хайхауан (Берсеба Орлам) образовалось в 1850 году, когда семьи Тибот и Голиаф отделились от Амана и основали Берсебу . [30]
- Подплемя Ховесин (Витбуи Орлам) было последним, поселившимся в Намибии. Они возникли в Пелле , к югу от Оранжевой реки . Их родным городом стал Гаваон . [30]
Эти намаква населяют регион Большой Намакваленд в Намибии .Есть также второстепенные кланы Намаква, населяющие регионы Маленького Намакваленда к югу от Оранжевой реки на северо-западе Южной Африки .
Южный Кхэкхо ( мыс Кхое )
[ редактировать ]Южная группа народов Кхое (иногда также называемая мысом Кхо) населяет Западно-Капскую и Восточно-Капскую провинции в юго-западных прибрежных регионах Южной Африки . Далее они делятся на четыре подгруппы: восточный мыс Кхо , центральный мыс Кхо , западный мыс Кхо и полуостровный мыс Кхо . [33]
Восточный Кейп Хо
[ редактировать ]- Хонгейкуа
- Дамасонкуа
- Гонакуа
Центральный мыс хвастается
[ редактировать ]- Инква ( также называемый «Хумкумква» )
- Хоутункуа
- Гамтобакуа ( возможная историческая подгруппа хаутункуа )
- Атакованный
- Гуриква
- Чамакуа
Западный Кейп Кхо
[ редактировать ]- Чайноуока
- Хавекуа ( также называемый «Обикуа». возможная историческая подгруппа Чайнокуа )
- Кочока
- Эссекуа
- Чайригурика
Полуостров Кейп-Браг
[ редактировать ]Горингхайкуа: Горингхайкуа - это единый племенной орган, состоящий из двух домов Горингхайкона и Горачукуа.
Ранние европейские теории о происхождении Кхэкхо
[ редактировать ]Европейские теории о происхождении Кхэкхо сами по себе исторически интересны. Из предложенных европейских теорий примечательна та, которая обобщена в заказанном «Грамматике и словаре языка зулу» . [34] Опубликованное в 1859 году, оно выдвинуло идею о происхождении из Египта, которая, по-видимому, была популярна среди образованных людей в этом регионе. [35] Причиной этого были (предполагаемые) отличительные кавказские элементы внешности Кхэкхо, «привычка поклоняться луне», очевидное сходство с древностями Древнего Египта и «совершенно отличный язык» от их соседей. В «Грамматике» говорится, что «лучшие филологи современности... находят между ними заметное сходство». Это убеждение отражено во введении к зулусскому языку, в котором жадно часто комментируются различные сходства этого языка с ивритом. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Геноцид гереро и намаква
- Нама люди
- Сан религия
- Цветные
- Гриква люди
- История Южной Африки
- Хойсан
- Сара Баартман (1789–1815), также известная как «Готтентотская Венера», южноафриканская женщина из Кхукхо, которую использовали как аттракцион для шоу уродов в Европе.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Это местное хвалебное обращение, khoe-khoe «мужчины из мужчин» или, так сказать, «настоящие люди», от khoe «человек». [1]
Произношение на языке Кхэкхо : kxʰoekxʰoe .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Старые голландцы также не знали, что их так называемые готтентоты составляли лишь одну ветвь широко распространенной расы, другая ветвь которой разделялась на множество племен, совершенно отличавшихся друг от друга языком [...] В то время как так называемые готтентоты называли себя хойхой (люди из людей, то есть люди по преимуществу ), они называли другие племена Са , сонква с мыса Рекордс [...] Мы должны применить термин готтентоты ко всей расе, и назовите две семьи, каждую по местному имени, то есть одну, койхой , так называемые собственно готтентоты , другую - сан ( са ) или бушмены ». Теофил Хан, Цуни-|| Гоам: Высшее Существо кой-кой (1881), с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Алан Барнард (1992). Охотники и скотоводы Южной Африки: сравнительная этнография койсанских народов . Нью-Йорк; Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-42865-1 .
- ^ "Готтентот, сущ. и прил." OED Online , Oxford University Press, март 2018 г., www.oed.com/view/Entry/88829. По состоянию на 13 мая 2018 г. Цитируя Г.С. Ниенабера, «Происхождение названия «готтентот»», African Studies , 22:2 (1963), 65–90, дои : 10.1080/00020186308707174 . См. также Йоханнес Дю Плесси (1917). «Отчет Южноафриканской ассоциации развития науки» . стр. 189–193 . Проверено 5 июля 2010 г. . Штробель, Кристоф (2008). «Заметки о терминологии» . Испытательные полигоны современной империи: создание колониального расового порядка в американской стране Огайо и южноафриканском Восточно-Капской провинции, 1770–1850-е годы . Питер Лэнг. ISBN 978-1-4331-0123-6 . Десмонд, Адриан; Мур, Джеймс (2014). «Жизнь в рабовладельческих странах». Священное дело Дарвина: как ненависть к рабству сформировала взгляды Дарвина на эволюцию человека . Хоутон Миффлин Харкорт. п. 103. ИСБН 978-0-547-52775-8 . Джереми И. Левитт, изд. (2015). «Женские «вещи» в международном праве» . Черные женщины и международное право . Издательство Кембриджского университета. п. 291. ИСБН 978-1-107-02130-3 . «Верните «Готтентотскую Венеру» » . Web.mit.edu. 15 июня 1995 года. Архивировано из оригинала 16 декабря 2020 года . Проверено 13 августа 2012 г. «Готтентот» . Словарь американского наследия английского языка (Пятое изд.). Бостон: Хоутон Миффлин. 2011. « Готтентотская Венера возвращается домой» . Новости Би-би-си . 29 апреля 2002 года . Проверено 13 августа 2017 г.
- ^ Ричардс, Джон Ф. (2003). «8: Дикая природа и домашний скот в Южной Африке». Бесконечная граница: экологическая история раннего современного мира . Калифорнийская библиотека всемирной истории. Том. 1. Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 296. ИСБН 978-0-520-93935-6 . Проверено 17 ноября 2016 г.
Кочевые скотоводческие краали Хойхой были рассеяны, а их организация и культура нарушены. Однако их преемники, трекбоеры и их слуги-койхои управляли стадами и стадами, подобными тем, что были у койхоев. Трекбоеры . адаптировались к обширному скотоводству в этом регионе в африканском стиле Чтобы получить оптимальные пастбища для своих животных, первые поселенцы подражали сезонным отгонным движениям хойхоев и движениям, наблюдаемым у более крупных диких травоядных.
- ^ Гюльдеманн, Том (2006), «Структурные изоглоссы между Кхое и Туу: мыс как лингвистическая область», Лингвистические области , Лондон: Palgrave Macmillan UK, стр. 99–134, doi : 10.1057/9780230287617_5 , ISBN 978-1-349-54544-5
- ^ Алан Барнард (2008). «Этнографическая аналогия и реконструкция раннего общества Кхое» (PDF) . Южноафриканские гуманитарные науки . 20 : 61–75.
- ^ Гамильтон, Кэролайн; Мбенга, Бернард; Росс, Роберт, ред. (2011). «Хесан и иммигранты». Кембриджская история Южной Африки: 1885–1994 гг . Том. 1. Издательство Кембриджского университета. стр. 168–173. ISBN 978-0-521-51794-2 . OCLC 778617810 . [ нужна проверка ]
- ^ Стенкамп, Виллем (2012). Ассегай, барабаны и драгуны: военная и социальная история мыса . Кейптаун: Издательство Джонатана Болла. стр. 2–4. ISBN 978-1-86842-479-5 .
- ^ Хичкок, Роберт К.; Бабчук, Уэйн А. (2017), «Геноцид народов Кхое и Сан в Южной Африке» , Геноцид коренных народов , стр. 143–171, doi : 10.4324/9780203790830-7 , ISBN 978-0-203-79083-0 , получено 25 марта 2023 г. «В 1652 году, когда европейцы установили постоянное присутствие в Южной Африке, в Южной Африке насчитывалось около 300 000 сан и 600 000 кхое... Были случаи «охоты на бушменов», когда коммандос (мобильные военизированные отряды или отряды) пытались отправить Сан и Кхукхо в различные части Южной Африки».
- ^ Антинг, Луи (1 апреля 1862 г.), Калифорния, Колорадо 4414: Луи Антинг - министр по делам колоний , стр. 10–11
- ^ Крюгер, Бернхард. Цветет грушевое дерево . Гамбург, Германия.
- ^ Омер-Купер, доктор юридических наук (1987). История Южной Африки . Портсмут, Нью-Хэмпшир: Хайнеманн. п. 263; Пенн, Найджел (1994). «Дростеры Боккевелда и Роггевельда, 1770–1800». У Элизабет А. Элдридж; Фред Мортон (ред.). Рабство в Южной Африке: пленный труд на голландской границе . Боулдер, Колорадо: Вествью. п. 42; Легассик, Мартин (1988). «Северная граница примерно до 1840 года: взлет и упадок народа грика». В Ричарде Элфике; Герман Гилиоме (ред.). Формирование южноафриканского общества, 1652–1840 гг . Мидлтаун, Коннектикут: Wesleyan U. Press. стр. 373–74.
- ^ Омер-Купер, 263-64.
- ^ Молтено, Пенсильвания (1900). Жизнь и времена сэра Джона Чарльза Молтено, KCMG, первого премьер-министра Капской колонии, включая историю представительных учреждений и ответственного правительства на мысе . Лондон: Смит, Элдер и компания.
- ^ Остерхаммель, Юрген (2015). Трансформация мира: глобальная история девятнадцатого века . Перевод Патрика Камиллера. Принстон, Нью-Джерси ; Оксфорд : Издательство Принстонского университета . п. 251. ИСБН 978-0-691-16980-4 .
- ^ Вейл, Лерой, изд. (1989). Создание трайбализма в Южной Африке . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-07420-3 . Проверено 7 апреля 2015 г.
- ^ Фрейзер, Эшли (3 июня 2013 г.). «Долгий путь к универсальной франшизе в Южной Африке» . HSF.org.za. Архивировано из оригинала 15 января 2018 года . Проверено 7 апреля 2015 г.
- ^ Джереми Саркин-Хьюз (2008) Претензии о колониальном геноциде и репарациях в 21 веке: социально-правовой контекст претензий гереро по международному праву против Германии за геноцид в Намибии, 1904–1908 , с. 142, Praeger Security International, Вестпорт, Коннектикут. ISBN 978-0-313-36256-9
- ^ Моисей, А. Дирк (2008). Империя, колония, геноцид: завоевание, оккупация и сопротивление подчиненных в мировой истории . Нью-Йорк: Berghahn Books. ISBN 978-1-84545-452-4 .
- ^ Зума, Джейкоб. «2012 г. - Президент Зума, Послание к нации, 9 февраля 2012 г.» . sahistory.org . История Южной Африки в Интернете . Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Митчелл, Франческа. «Хойсанская идентичность» . sahistory.org . История Южной Африки в Интернете . Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ «Реконструкция прошлого – койхои: религия и природа» .
- ^ «Ислам в Намибии оказывает влияние» . Исламонлайн.нет.
- ^ «МАУ утвердил 86 новых звездных имен со всего мира» (пресс-релиз). IAU.org. 11 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Диркс, Клаус (3 декабря 2004 г.). «Историческая роль народа Нама» . Die Republikein . Архивировано из оригинала 26 марта 2016 года . Проверено 8 июля 2011 г.
- ^ Гуиман, Фред (30 ноября 2011 г.). «Преодолев столетнюю разлуку» . Намибийское солнце . Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года.
- ^ Клоэте, Лукман (2 февраля 2016 г.). «Подклан Кхара-Хоен Нама устанавливает лидера» . Намибийский .
- ^ Шметтау, Конни (28 февраля 2013 г.). «Нугоаес» становится Китмансхупом» [«Нугоаес» становится Китмансхупом]. Общая газета (на немецком языке). Ежемесячное дополнение по туризму Намибии. п. 10.
- ^ Диркс, Клаус . «Биографии намибийских личностей, А» . Проверено 24 июня 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дедеринг, Тилман (1997). Ненавидьте старое и следуйте новому: Кхэкхо и миссионеры в Намибии начала девятнадцатого века . Том. 2 (Архив Missionsgeschichtliches, изд.). Франц Штайнер Верлаг. стр. 59–61. ISBN 978-3-515-06872-7 . Проверено 7 февраля 2011 г.
- ^ Диркс, Клаус . «Биографии намибийских личностей, Л» . Проверено 14 января 2011 г.
- ^ Ширемо, Шампапи (14 января 2011 г.). «Капитан Андреас Ламберт: храбрый воин и мученик намибийского антиколониального сопротивления» . Новая Эра . Архивировано из оригинала 8 декабря 2012 года . Проверено 7 февраля 2011 г.
- ^ Р. Рэйвен-Харт (1971). Мыс Доброй Надежды, 1652–1702 гг.: первые 50 лет голландской колонизации глазами посетителей. Том. 1 и 2 . Балкема, Кейптаун, 1971. OCLC 835696893 .
- ^ «Грамматика и словарь зулусского языка». Журнал Американского восточного общества . 4 : 456. 1854. дои : 10.2307/592290 . ISSN 0003-0279 . JSTOR 592290 .
- ^ Граут, Льюис (1859). Исизулу: переработанное издание «Грамматики языка зулу» и т. д . Лондон: Трюбнер и Ко.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- П. Колбен, Современное состояние мыса Доброй Надежды (Лондон, 1731–1738 гг.);
- А. Спарман, Путешествие к мысу Доброй Надежды (Перт, 1786 г.);
- Сэр Джон Барроу , Путешествие во внутренние районы Южной Африки (Лондон, 1801 г.);
- Блик, Вильгельм , Лис Рейнард в Южной Африке; или «Готтентотские басни и сказки» (Лондон, 1864 г.);
- Эмиль Голуб , Семь лет в Южной Африке (английский перевод, Бостон, 1881 г.);
- Г. У. Стоу, «Коренные народы Южной Африки» (Нью-Йорк, 1905 г.);
- А. Р. Колкухун, Земля африканцев (Нью-Йорк, 1906 г.);
- Л. Шульце, Из Намаланда и Калахари (Йена, 1907);
- Майнхоф, Карл , Языки хамитов (Гамбург, 1912);
- Ричард Элфик, Хойхой и основание белой Южной Африки (Лондон, 1977)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Культурные контакты в Южной Африке, автор: Энн Гуд, веб-сайт «Женщины в мировой истории»
- Статья по истории койхоя
- Койсанская идентичность в истории Южной Африки в Интернете
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Готтентоты ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.