Химба люди
ОваХимба | |
---|---|
Общая численность населения | |
около 50 000 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Намибия | - |
Ангола | - |
Языки | |
ОджиХимба (разновидность гереро ) | |
Религия | |
Монотеистический ( Мукуру и Почитание предков ) | |
Родственные этнические группы | |
Народ гереро , народ банту |
Химба | |
---|---|
Человек | Химба Ому |
Люди | Ова Химба |
Язык | Черная Химба |
Химба . (единственное число: ОмуХимба , множественное число: ОваХимба ) — этническая группа с населением около 50 000 человек [1] живущие на севере Намибии , в регионе Кунене (бывший Каоколенд ) и по другую сторону реки Кунене на юге Анголы . [1] также осталось несколько групп От ОваТва , которых ОваХимба считают частью своего племени, но являются охотниками-собирателями . культурно отличающиеся от народа гереро Овахимба, , являются полукочевым скотоводческим народом и говорят на отджихимба, разновидности гереро , принадлежащей к семье банту в пределах Нигера-Конго . [1] ОваХимба ведут полукочевой образ жизни, поскольку у них есть базовые усадьбы, где выращиваются сельскохозяйственные культуры, но, возможно, им придется переехать в течение года в зависимости от количества осадков и наличия доступа к воде.
Овахимба считаются последним (полу)кочевым народом Намибии.
Культура
[ редактировать ]Натуральное хозяйство
[ редактировать ]ОваХимба — преимущественно животноводы , которые разводят курдючных овец и коз , но свое богатство рассчитывают на поголовье крупного рогатого скота . [1] Они также выращивают и выращивают неорошаемые культуры, такие как кукуруза и просо . [1] Домашний скот является основным источником молока и мяса для овахимба. Их основная диета — кисломолочная и кукурузная каша ( oruhere ruomaere ), а иногда только простая твердая каша из-за нехватки молока и мяса. Их рацион также дополняется кукурузной мукой , куриными яйцами, дикими травами и медом . Лишь изредка и случайно скот продается за наличные . [1] Несельскохозяйственный бизнес, заработная плата, пенсии и другие денежные переводы составляют очень небольшую часть средств к существованию овахимба, которые они получают в основном за счет работы в заповедниках по старости , пенсий и в случае засухи помощи от правительства Намибии. . [1]
Повседневная жизнь
[ редактировать ]Женщины и девочки, как правило, выполняют более трудоемкую работу, чем мужчины и мальчики, такие как доставка воды в деревню, земляная штукатурка домов из мопана традиционной смесью красной глины коровьего навоза и связующего вещества , сбор дров, уход за лозы калебаса , приготовления и подачи блюд , используются для производства и обеспечения надежных поставок простокваши а также ремесленников, изготавливающих изделия ручной работы , одежду и украшения . [1] Ответственность за доение коров и коз также лежит на женщинах и девочках. [1] Женщины и девочки заботятся о детях, а одна женщина или девочка будет заботиться о детях другой женщины. Основными задачами мужчин являются ведение животноводства , выпас скота , где мужчины часто находятся вдали от семейного дома в течение длительного времени, забой животных , строительство и проведение советов с деревенскими вождями племен . [1]
Члены одной большой семьи обычно живут в усадьбе ( онганда ), небольшой семейной деревне, состоящей из круглой деревушки, состоящей из хижин и рабочих навесов, окружающих окуруво ( священный огонь предков ) и крааля для священного скота. И огонь, и домашний скот тесно связаны с почитанием мертвых : священный огонь представляет защиту предков, а священный скот обеспечивает «правильные отношения между человеком и предком». [2]
ОваХимба использует гетерогенную пастбищную систему, которая включает в себя как пастбища в сезон дождей, так и пастбища в засушливый сезон. Пастбища засушливого сезона отдыхают во время сезона дождей, что приводит к более высокому производству биомассы в почве по сравнению с постоянным выпасом на всех пастбищах. [3]
Одежда и прическа
[ редактировать ]И мужчины, и женщины химба привыкли носить традиционную одежду, которая соответствует их среде обитания в Каоколенде и жаркому полузасушливому климату их местности. В большинстве случаев это просто юбку, , похожая на одежда сделанная из телячьей и овечьей кожи или, все чаще, из более современного текстиля, а иногда и сандалии в качестве обуви. Женские сандалии изготавливаются из коровьей кожи, а мужские — из старых автомобильных покрышек. [ нужна ссылка ] Родившие женщины носят небольшой кожаный рюкзак, прикрепленный к их традиционному наряду. Народ химба, особенно женщины, известен тем, что покрывает себя пастой отдзизе — косметической смесью молочного жира и охры пигмента . Отджизе очищает кожу в течение длительного времени из-за нехватки воды и защищает от жаркого и сухого климата Каоколанда , а также от укусов насекомых. Он придает коже и волосам народа химба характерную текстуру, стиль, оранжевый или красный оттенок и часто ароматизируется ароматической смолой омузумба кустарника . [1] Otjize считается, прежде всего, очень желанным косметическим средством для эстетической красоты, символизирующим насыщенный красный цвет и кровь земли, суть жизни, и соответствует идеалу красоты OvaHimba .
С момента полового созревания мальчики продолжают заплетать одну косу, а девочки - множество отжизе кос с текстурой , некоторые из которых закрывают лицо девочки. В повседневной практике косы часто связывают вместе и отводят от лица. Женщины, состоящие в браке около года или имеющие ребенка, носят богато украшенный головной убор под названием Эрембе , вылепленный из овчины , со множеством прядей заплетенных волос, окрашенных и приданных форме пастой отджизе. Неженатые молодые люди продолжают носить одну заплетенную косу, доходящую до затылка, а женатые мужчины носят кепку или повязку и незаплетенные волосы под ней. [4] [5] Овдовевшие мужчины снимают шапку или повязку и обнажают расплетенные волосы. ОваХимба также привыкли использовать древесную золу для мытья волос из-за нехватки воды.
Традиционная практика
[ редактировать ]Овахимба полигамны : среднестатистический мужчина химба является мужем двух жен одновременно. Они также практикуют ранние браки по договоренности . Молодые девушки химба выходят замуж за партнеров-мужчин, выбранных их отцами. Это происходит с наступлением полового созревания, [1] это может означать, что девочек в возрасте 10 лет и младше выдают замуж. Эта практика является незаконной в Намибии, и даже некоторые овахимба оспаривают ее, но, тем не менее, она широко распространена. [6]
Генетическое тестирование использовалось в исследовании 2020 года полукочевой группы недалеко от границы с Анголой. Оно показало, что 48% всех детей были зачаты отцом вне брака; и что более 70% пар имели хотя бы одного ребенка от стороннего отца. При этом родители обоих полов могли с достоверностью 72 и 73% сказать, кто из их детей родился от мужчины вне брака. [7]
Среди народа химба принято половой зрелости в качестве обряда посвящения обрезать мальчиков до достижения . После вступления в брак мальчик Химба считается мужчиной. Девушка химба не считается полноценной женщиной, пока не родит ребенка.
Брак среди овахимба предполагает торговлю скотом, который является источником их экономики. Bridewealth участвует в этих сделках; это может быть предметом переговоров между семьей жениха и отцом невесты, в зависимости от относительной бедности участвующих семей. [8] Чтобы семья невесты приняла выкуп, скот должен выглядеть качественным. Принесение в жертву быка является стандартной практикой, но будет предложено и больше крупного рогатого скота, если отец жениха богат и способен предложить больше.
Общественное участие
[ редактировать ]Несмотря на то, что большинство овахимба ведут особый культурный образ жизни в своей отдаленной сельской местности и усадьбах, они социально динамичны и не все изолированы от тенденций местной городской культуры . ОваХимба сосуществуют и взаимодействуют с представителями других этнических групп своей страны и социальными тенденциями городских горожан. Это особенно актуально для тех, кто живет недалеко от столицы региона Кунене, Опуво , и часто ездит за покупками в местные городские супермаркеты, чтобы приобрести коммерческие потребительские товары, продать продукты питания и получить медицинскую помощь . [1]
Связи с западной культурой
[ редактировать ]Некоторые дети химба посещают западные школы, а некоторые молодые люди покидают родину, чтобы жить в городах. [9]
Племенная структура
[ редактировать ]Из-за сурового пустынного климата в регионе, где они живут, и изоляции от внешнего влияния, овахимба сумели сохранить большую часть своего традиционного образа жизни. Члены племени живут в рамках племенной структуры, основанной на двустороннем происхождении , что помогает им жить в одной из самых экстремальных условий на Земле.
При двустороннем происхождении каждый член племени принадлежит к двум кланам: одному по отцу (патриклан, называемый орузо ), и другому по матери (матриклан, называемый эанда ). [11] Кланы химба возглавляет старший мужчина в клане. Сыновья живут с родом отца, а когда дочери выходят замуж, они переходят жить в род мужа. Однако наследование богатства не следует патриклану, а определяется матрикланом, то есть сын наследует скот не своего отца, а скот своего дяди по материнской линии. Наряду с наследованием богатства в племенной структуре важны и моральные обязательства. Когда человек умирает, ОваХимба оценивают заботу о тех, кто остался, например, о сиротах и вдовах. Доступ к источникам воды и пастбищам является еще одной частью наследственной структуры ОваХимба.
Двустороннее происхождение встречается лишь у нескольких групп в Западной Африке, Индии, Австралии, Меланезии и Полинезии, и антропологи считают эту систему выгодной для групп, живущих в экстремальных условиях, поскольку она позволяет людям полагаться на две группы родственников, рассеянных на большой территории. . [12]
История
[ редактировать ]История ОваХимбы полна бедствий, включая сильные засухи и партизанскую войну, особенно во время войны за независимость Намибии и в результате гражданской войны в соседней Анголе .
В 1980-е годы казалось, что образ жизни ОваХимба подходит к концу из-за кульминации неблагоприятных климатических условий и политических конфликтов. [13] Сильная засуха убила 90% их скота, и многие бросили свои стада и стали беженцами в городе Опуво, живя в трущобах на международную гуманитарную помощь , или присоединились к Коевоет военизированным формированиям , чтобы справиться с потерями скота и широкомасштабным голодом . [13] ОваХимба, живущие за границей в Анголе, время от времени становились жертвами похищений во время пограничной войны с ЮАР: их либо брали в заложники, либо похищали для присоединения к ангольскому отделению Народно-освободительной армии Намибии (ПЛАН, армия СВАПО ). [13]
Религия
[ редактировать ]ОваХимба — монотеистический народ, поклоняющийся богу Мукуру , а также предкам своего клана ( почитание предков ). Мукуру только благословляет, а предки могут благословлять и проклинать. [14] В каждой семье есть свой священный родовой огонь , который хранит хранитель огня. Хранитель огня приближается к священному родовому огню каждые семь-восемь дней, чтобы пообщаться с Мукуру и предками от имени своей семьи. [15] Часто, поскольку Мукуру занят в далеком мире, его представителями выступают предки. [15]
ОваХимба традиционно верят в омити , что некоторые переводят как колдовство , но другие называют его « черной магией » или «плохим лекарством». [16] Некоторые ОваХимба считают, что смерть вызвана омити , а точнее, кем-то, использующим омити в злонамеренных целях. [17] Кроме того, некоторые считают, что злые люди, использующие омити, обладают способностью вселять плохие мысли в сознание других. [18] или стать причиной возникновения чрезвычайных событий (например, когда обычное заболевание становится опасным для жизни). [19] Но пользователи omiti не всегда нападают на свою жертву напрямую; иногда они нацелены на родственника или любимого человека. [20] Некоторые ОваХимба консультируются с традиционным африканским прорицателем-целителем, чтобы раскрыть причину необычного события или источник омити . [19]
С момента обретения Намибией независимости
[ редактировать ]ОваХимба успешно сохранили свою культуру и традиционный образ жизни.
Таким образом, овахимба работали с международными активистами, чтобы заблокировать предлагаемую плотину гидроэлектростанции вдоль реки Кунене , которая могла бы затопить земли их предков. [21] В 2011 году, когда Намибия объявила о своем новом плане строительства плотины в Орокаве, в горах Бэйнс . В феврале 2012 года ОваХимба подали заявление протеста против строительства плотины гидроэлектростанции в Организацию Объединенных Наций, Африканский союз и правительство Намибии. [22]
Правительства Норвегии и Исландии финансировали мобильные школы для детей народа химба, но с тех пор, как Намибия взяла их под свой контроль в 2010 году, они были преобразованы в постоянные школы и больше не являются мобильными. Лидеры химба в своем заявлении жалуются на неприемлемую с культурной точки зрения школьную систему, которая, по их словам, будет угрожать их культуре, самобытности и образу жизни как народа.
Права человека
[ редактировать ]Группы последних оставшихся охотников и собирателей Оватва содержатся в охраняемых лагерях в северной части Намибийского региона Кунене, несмотря на жалобы традиционных вождей химба на то, что Оватва содержатся там без их согласия и против их воли. [23]
В феврале 2012 года традиционные вожди химба [24] опубликовал две отдельные декларации [25] [26] в Африканский союз и в УВКПЧ ООН . . Первое, озаглавленное «Декларация наиболее пострадавших Овахимбы, Оватвы, Оватджимбы и Овазембы против плотины Орокаве в горах Бэйнс» [22] излагаются возражения со стороны региональных вождей химба и общин, проживающих вблизи реки Кунене. Второе, озаглавленное «Декларация традиционных лидеров химба Каоколенда в Намибии ». [25] перечисляет нарушения гражданских, культурных, экономических, экологических, социальных и политических прав, совершенные правительством Намибии (ПН).
В сентябре 2012 года специальный докладчик ООН по правам коренных народов посетил овахимба и выслушал их обеспокоенность по поводу того, что у них нет признанных традиционных властей и что они находятся под юрисдикцией вождей соседних доминирующих племен, которые принимают решения от имени. общин меньшинств. По его мнению, отсутствие признания традиционных вождей в соответствии с законодательством Намибии связано с отсутствием признания общинных земель коренных племен, принадлежащих меньшинствам. [27] 23 ноября 2012 года сотни овахимба и земба из регионов Омухонга и Эпупа протестовали в Окангуати против планов Намибии построить плотину на реке Кунене в горах Бейнс, против увеличения добычи полезных ископаемых на их традиционных землях и нарушений прав человека против них. [28]
25 марта 2013 года более 1000 представителей племени химба снова вышли на марш протеста, на этот раз в Опуво, против продолжающихся нарушений прав человека, которым они подвергаются в Намибии. Они выразили разочарование по поводу того, что правительство не признает их традиционных вождей «традиционными властями»; [29] Планы Намибии построить плотину Орокаве в горах Бейнс на реке Кунене без консультации с овахимба, которые не согласны с планами строительства; культурно несоответствующее образование; незаконное ограждение частей их традиционных земель; и отсутствие у них прав собственности на территорию, на которой они жили на протяжении веков. Они также протестовали против реализации Закона о реформе общинной земли 2002 года. [30]
14 октября 2013 года вождь химба Капика от имени своего региона Эпупа и общины, которая была показана в немецком реалити-шоу RTL Wild Girls, осудил злоупотребление народом химба, отдельными людьми и сельскими жителями в шоу и потребовал прекращения вещания. любые дальнейшие эпизоды, поскольку они высмеивают культуру и образ жизни народа химба. [31]
В марте 2014 года овахимба из обеих стран, Анголы и Намибии, снова провели марш протеста против планов строительства плотины и против попытки правительства подкупить их регионального руководителя химба. В письме, подписанном общиной химба из Эпупы, региона, который будет непосредственно затронут плотиной, традиционные лидеры объясняют, что любая форма согласия, подписанная бывшим вождем в результате взяточничества, недействительна, поскольку они по-прежнему выступают против плотина. [32]
Антропологические исследования
[ редактировать ]Восприятие цвета и зрение
[ редактировать ]Несколько исследователей изучали восприятие цветов ОваХимба. [33] ОваХимба используют четыре названия цветов: дзузу означает темные оттенки синего, красного, зеленого и фиолетового; вапа — белый и некоторые оттенки желтого; буру – некоторые оттенки зеленого и синего; и дамбу — это некоторые другие оттенки зеленого, красного и коричневого. [34]
Как и многие традиционные общества, химба обладают исключительно острым зрением, которое, как полагают, связано с их выращиванием крупного рогатого скота, и им необходимо распознавать отметины каждой коровы. [35]
Известная Овахимба
[ редактировать ]- Випуакудже Мухарукуа , член парламента Намибии
См. также
[ редактировать ]- Химба — деревня примерно в 15 км к северу от Опуво , Намибия.
- Женщина-химба за работой, Намибия
- Пастухи-мужчины Химба
- Девушка Химба, пасущая скот
- Женщина Химба готовит огонь. Хижины химба на заднем плане.
- Как это принято в культуре и климате химба, девушка химба из северной Намибии носит традиционную юбку из телячьей кожи, головной убор и украшения, которые указывают на ее социальный статус.
- Женщина химба доит корову
Литература
[ редактировать ]- Kamaku Consultancy Services cc., по заказу: Программа Country Pilot Partnership (CPP) Намибия (2011 г.). Стратегии, интегрирующие экологическую устойчивость в процесс планирования национального развития для решения проблем, связанных с обеспечением средств к существованию племени овахимба в Намибии — Краткое изложение (PDF) . Виндхук, Намибия: Министерство окружающей среды и туризма Республики Намибия. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 4 августа 2014 г.
- Боллиг, Майкл (2006). Управление рисками в опасной среде: сравнительное исследование двух скотоводческих обществ . Нью-Йорк: Springer Science + Business Media, Inc. ISBN 9780387275819 .
- Шерман, Рина. Моя жизнь с Овахимбой .
- Бардет, Соленн. Босые ноги на красной земле .
- Бардет, Соленн. Химба Красный .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Kamaku Consultancy Services cc., по заказу: Программа Country Pilot Partnership (CPP) Намибия (2011 г.). Стратегии, интегрирующие экологическую устойчивость в процесс планирования национального развития для решения проблем, связанных с обеспечением средств к существованию племени овахимба в Намибии — Краткое изложение (PDF) . Виндхук, Намибия: Министерство окружающей среды и туризма Республики Намибия. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ Крэндалл 2000 , с. 18.
- ^ Мюллер, Биргит; Линштедтер, Аня; Фрэнк, Карин; Боллиг, Майкл; Виссель, Кристиан (2007). «Изучение местных знаний: моделирование пастырско-кочевого управления ареалом химба, Намибия» . Экологические приложения . 17 (7): 1857–1875. Бибкод : 2007ЭкоАп..17.1857М . дои : 10.1890/06-1193.1 . ISSN 1939-5582 . ПМИД 17974327 .
- ^ Kcurly (4 января 2011 г.). «Укладка волос Химба» . Новый натуральный . Проверено 4 августа 2012 г.
- ^ «Племена Африки. Химба» . Путешествие по Африке . О сайте.com . Архивировано из оригинала 26 мая 2012 г. Проверено 4 августа 2012 г.
- ^ Кангутуи, Номле (26 мая 2016 г.). «Одинокий голос Опуво против детских браков» . Намибийский . п. 1.
- ^ Б. А. Сцелца; С.П. Пралл; Н. Суинфорд; С. Гопалан; Э.Г. Аткинсон; Р. МакЭлрит; Дж. Шихама; Б.М. Хенн (19 февраля 2020 г.). «Высокий уровень внепарного отцовства в человеческой популяции демонстрирует разнообразие репродуктивных стратегий человека» . Достижения науки . 6 (8): eaay6195. Бибкод : 2020SciA....6.6195S . дои : 10.1126/sciadv.aay6195 . ПМК 7030936 . ПМИД 32128411 .
- ^ Крэндалл, Д. (1998). Роль времени в оценке крупного рогатого скота химба. Журнал Королевского антропологического института, 4 (1), 101–114. дои: 10.2307/3034430
- ^ «Народ химба в Намибии оказался между традициями и современностью» . Новости Би-би-си . 30 августа 2017 г. Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ Фридман, Джон (2011). Представляя государство после апартеида: этнографический отчет о Намибии . Оксфорд, Нью-Йорк: Berghahn Books. п. 204. ИСБН 9781782383239 .
- ^ Крэндалл 2000 .
- ^ Эззелл, Кэрол (17 июня 2001 г.). «Химба и плотина» . Научный американец . 284 (6): 80–9. Бибкод : 2001SciAm.284f..80E . doi : 10.1038/scientificamerican0601-80 . ПМИД 11396346 . Архивировано из оригинала 12 октября 2007 года . Проверено 20 июля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Боллиг, Майкл (2006). Управление рисками в опасной среде: сравнительное исследование двух скотоводческих обществ . Нью-Йорк: Springer Science+Business Media, Inc., стр. 167–168. ISBN 9780387275819 .
- ^ Крэндалл 2000 , с. 188.
- ^ Перейти обратно: а б Крэндалл 2000 , с. 47.
- ^ Крэндалл 2000 , с. 33.
- ^ Крэндалл 2000 , стр. 38–39.
- ^ Крэндалл 2000 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б Крэндалл 2000 , с. 66.
- ^ Крэндалл 2000 , с. 67.
- ^ «Намибия: плотина будет означать наше разрушение, предупредите Химбу» . ИРИН . Управление ООН по координации гуманитарных вопросов . 18 января 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Заявление наиболее пострадавших Овахимбы, Оватвы, Оватджимбы и Овазембы против плотины Орокаве в горах Бэйнс» . Народы Земли . 7 февраля 2012 года . Проверено 6 апреля 2012 г.
- ^ Купидон, Дельме (28 февраля 2012 г.). «Коалиция коренных народов против новой плотины» . ОСИСА . Архивировано из оригинала 4 марта 2012 года . Проверено 28 февраля 2012 г.
- ^ «Обращение коренных народов химба в ООН с просьбой бороться с плотиной в Намибии» . Галду . Агентство Франс-Пресс . Архивировано из оригинала 17 октября 2013 г. Проверено 6 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Декларация традиционных лидеров химба Каоколенда в Намибии» . Народы Земли . 20 января 2012 г. Архивировано из оригинала 27 июля 2018 г. Проверено 6 апреля 2012 г.
- ^ «Группы меньшинств Намибии требуют своих прав» . Ньюсодром . Архивировано из оригинала 17 октября 2013 года . Проверено 6 апреля 2012 г.
- ^ «Заявление специального докладчика по правам коренных народов Джеймса Анайи по завершении его визита в Намибию 20-28 сентября 2012 года» . УВКПЧ . 28 сентября 2012 года . Проверено 28 ноября 2012 г.
- ^ Соммер, Ребекка (23 ноября 2012 г.). «Намибия: коренные полукочевники химба и земба маршируют в знак протеста против нарушений плотин, добычи полезных ископаемых и нарушений прав человека» . Народы Земли . Проверено 24 ноября 2012 г.
- ^ «Немецкое GIZ напрямую занимается лишением коренных народов их земель и территорий в Намибии» . Earthpeoples.org . Проверено 30 марта 2013 г.
- ^ Сасман, Кэтрин. «Химба, Земба повторяют «нет» плотине Бэйнс» . Аллафрика . Проверено 29 марта 2014 г.
- ^ «Сообщество коренных народов химба осуждает телесериал RTL «Дикие девушки», прося соучредителя Earth Peoples Ребекку Соммер помочь вмешаться от их имени и остановить это» . Народы Земли . Архивировано из оригинала 7 апреля 2016 г. Проверено 16 октября 2013 г.
- ^ Соммер, Ребекка. «НАМИБИЯ Полукочевые народы ХИМБА снова маршируют в знак протеста против строительства плотины и попытки правительства подкупить вождя народности Химба» . Earthpeoples.org . Проверено 29 марта 2014 г.
- ^ Роберсон, Деби; Давидофф, Жюль; Дэвис, Ян Р.Л.; Шапиро, Лаура Р. «Цветовые категории и приобретение категорий в языке химба и английском языке» (pdf) . Кафедра психологии . Университет Эссекса . Проверено 28 мая 2012 г.
- ^ Рейгер, Терри; Кей, Пол (28 августа 2009 г.). «Язык, мысль и цвет: Уорф был наполовину прав» (PDF) . Тенденции в когнитивных науках . 13 (10): 439–446. дои : 10.1016/j.tics.2009.07.001 . ПМИД 19716754 . S2CID 2564005 . Проверено 29 августа 2012 г.
- ^ Робсон, Дэвид (26 июня 2020 г.). «Удивительное видение и целеустремленность кочевников Намибии» . Проверено 27 июня 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Крэндалл, Дэвид П. (2000). Место чахлых железных деревьев: год из жизни скотоводов химба в Намибии . Нью-Йорк: Continuum International Publishing Group Inc., стр. 18 , 33 , 38–39 , 47 , 48 , 66 , 67 , 102 , 188 . ISBN 0-8264-1270-Х .
- Питер Пикфорд, Беверли Пикфорд, Маргарет Джейкобсон: Химба ; ред. New Holland Publishers (UK) Ltd, 1990 г.; ISBN 978-1-85368-084-7
- Клаус Г. Фёрг, Герхард Буркль: Химба. охристый народ Намибии ; Розенхайм: Rosenheimer Verlagshaus, 2004; ISBN 3-475-53572-6 ( на немецком языке )
- Рина Шерман: Моя жизнь с Овахимбой ; Париж: Hugo et Cie, 2009; ISBN 978-2-7556-0261-6 ( на французском языке )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Химбас, борьба за выживание; долгосрочный документальный фильм фотожурналиста и режиссера Дельми Альварес.
- Волонтер Корпуса мира работает среди народа Химба
- ТАМОЖНЯ ХИМБА из Намибии. Отрывок из книги «Последние свободные люди» Хосе Мануэля Новоа
- ХИМБА ДАНС в Намибии, видео Ребекки Соммер
- Ассоциация Ковахимба , созданная Соленн Бардет.
Фотографии
[ редактировать ]- Годы Овахимбы – фотография Рины Шерман
- Племя Химба – фотография Клауса Тиджа
- Фотографии народа химба в Окангвати, заархивированные 15 августа 2014 г. в Wayback Machine - фотография Бенджамина Реннике.
- Фотографии из деревни Химба недалеко от Опуво, Намибия – фотографии и информация
- Африка в матрице: народ химба в Намибии – фотографии и информация
Фильмы
[ редактировать ]- Химба стреляют – фильм Соленн Бардет (на французском и английском языках)