Два
Популяции Twa по данным Hewlett & Fancher. С запада на восток: Нтомба, Касаи, [неопознанный], Великие озера, Нсуа [неясно, является ли Нсуа Тва]. Популяции Twa по Стоксу. Показаны лишь несколько групп, в том числе несколько между Касаи и Великими озерами Тва. Популяции Twa/пигмоидов по Кавалли-Сфорца. Добавлено несколько южных групп. По словам Бленча, две популяции разбросаны по затененной территории. Показаны несколько южных районов Тва. | |
Языки | |
---|---|
языки банту , французский |
Два | |
---|---|
Человек | Жить |
Люди | Попасться |
Язык | (NA) |
Страна | Яд [ нужна ссылка ] |
Тва — в единственном числе) — (также Ква , ОваТва или Батва — во множественном числе и ОмуТва или Мутва группа коренных центральноафриканских племен собирателей. Европейские писатели раньше называли эти культурные группы пигмеями, но этот термин больше не пользуется предпочтением из-за его культурной и географической неточности, а также из-за того, что он рассматривается как уничижительный. Культурные группы сами по себе переклассифицируются в зависимости от их функций в обществе, происхождения и земельных связей. [1]
Имя
[ редактировать ]Часто предполагается, что тва были аборигенами леса до появления земледелия. Вансина утверждает, что первоначальное значение ( прото-банту ) слова *twa было « охотник-собиратель , бушмен», наряду с яка, используемым для обозначения западных (мбути) пигмеев ( баяка ). [2] Когда тва превратились в полноценных охотников-собирателей, эти слова стали смешиваться: [ нужны разъяснения ] и ритуальная роль поглощенных аборигенов была передана тва. [3] Батва и Абатва — формы множественного числа банту, что переводится как «народ тва». [4]
Отношение к популяциям банту
[ редактировать ]Все популяции пигмеев и тва живут вблизи сельскохозяйственных деревень или в них. Земледельческие народы банту поселились в ряде экотонов рядом с территорией, где есть дичь, но не поддерживается сельское хозяйство, например, на окраинах тропических лесов, открытых болотах и пустынях. Часть года тва проводят в необитаемой местности, занимаясь охотой, торгуя при этом сельскохозяйственной продукцией с фермерами.
Роджер Бленч предположил, что тва (пигмеи) возникли как каста , какой они являются сегодня, во многом подобно кастам кузнецов Нуму в Западной Африке , экономически специализированным группам, которые стали эндогамными и, следовательно, превратились в отдельные этнические группы, иногда, как в случае с лигби , также свои собственные языки. Несоответствие языка между покровителем и клиентом могло позже возникнуть из-за перемещения населения. Низкий рост «лесных людей» мог развиться за тысячелетия после экспансии банту , как это произошло и с домашними животными банту в тропических лесах. Возможно, существовало дополнительное избирательное давление со стороны фермеров, забиравших самых высоких женщин обратно в свои деревни в качестве жен. Однако это несущественно для социальной идентичности пигмеев/тва. [ нужны разъяснения ] [3]
Конго
[ редактировать ]Два живут разбросанными по всему Конго . Помимо Тва Великих озер густых лесов под Рувензорисом , заметные популяции имеются в болотистом лесу вокруг озера Тумба на западе (около 14 000 Тва, больше, чем Тва Великих озер во всех странах), в лесо- саванновых болота Касаи на юге-центре и болота саванны, разбросанные по всей Катанге на юго-востоке, например, во впадине Упемба. [5] с его плавучими островами и вокруг Киамби на реке Лувуа .
На острове Иджви проживает около 7000 батва. По данным UNHRW, более 10 000 батва были перемещены из парка Вирунга в лагерях беженцев провинции Северное Киву, таких как Мугунга и Мубамбиро, из-за десятилетий войны. [6]
Термин «батва» используется для обозначения ряда различных культурных групп, в то время как многие батва в различных частях ДРК называют себя «бамбути». [7]
В арабских и колониальных источниках говорится о Тва по обе стороны реки Ломами к юго-западу от Кисангани , а также на реке Тшуапа и ее притоке Буссера. [ нужны разъяснения ]
У монго в редких случаях смешения каст ребенка воспитывают как Тва. Если это общая закономерность для групп тва, это может объяснить, почему тва менее физически отличаются от своих покровителей, чем мбенга и мбути, где деревенские мужчины берут женщин-пигмеев из леса в качестве жен. [8] Конголезский вариант имени, по крайней мере в Монго, Касаи и Катанге, — Cwa . [а]
Уганда
[ редактировать ]Батва в Уганде были лесными жителями, которые жили собирательством и охотой как основным источником пищи. Считается, что они жили в «Непроходимый Бвинди» и «Мгахинга» национальных парках , которые граничат с Демократической Республикой Конго (ДРК) и Руандой, и жили в основном в районах, граничащих с другими племенами банту.
В 1992 году Непроходимый лес Бвинди стал национальным парком и объектом Всемирного наследия , чтобы защитить 350 горных горилл, находящихся под угрозой исчезновения, в его границах. В результате батва были выселены из парка. Поскольку у них не было права собственности на землю, им не была предоставлена компенсация. Батва стали природоохранными беженцами в незнакомой для них безлесной среде. Бедность, злоупотребление наркотиками и алкоголем процветали, а также отсутствие образовательных учреждений, ВИЧ, а также насилие и дискриминация в отношении женщин и девочек были выше среди общин батва, чем среди соседних общин банту. [9]
Ангола и Намибия
[ редактировать ]в Южной Анголе и центральной Намибии Когда европейцы впервые прибыли в 16 веке, проживало население тва. Эстерманн пишет:
Южные тва сегодня живут в тесном экономическом симбиозе с племенами, среди которых они разбросаны, — нгамбве , хавакона , зимба и химба . Ни одна из наблюдаемых мною особей физически не отличается от соседнего банту. [10]
Эти народы живут в пустынной среде. Сведения ограничены, и их часто путают тва с сан . [3]
Замбия и Ботсвана
[ редактировать ]Тва этих стран живут в болотистых районах, например, рыбаки тва , болот Бангвеулу болота Луканга и равнин Кафуэ в Замбии ; только рыба тва в Южной провинции , где болотистая местность означает, что крупные посевы не могут быть посажены вблизи лучших рыболовных угодий. [11]
Генетик Кавалли-Сфорца также показывает Тва возле озера Мверу на границе Замбии и Конго. Есть две очевидные возможности: болота Луапула и болота озера Мверу-Вантипа . Последний является территорией таабва, и, как сообщается, тва живут среди таабва. [12] Сообщается, что первая является территорией тва, говорящей на языке бемба. [13]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клиент, УБ (23 сентября 2022 г.). «Кто такие люди батва? | Культурная тропа батва | Культурные туры» . Бюджетное сафари в Уганде . Проверено 12 февраля 2024 г.
- ^ Вансина, Ян (октябрь 1990 г.). Тропы в тропических лесах: к истории политических традиций в экваториальной Африке . Университет Висконсина Пресс. ISBN 978-0-299-12574-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бленч, Роджер (1999), «Являются ли африканские пигмеи этнографической фикцией?», в Бисбруке; Старейшины; Россель (ред.), «Вызов неуловимости: центральноафриканские охотники-собиратели в междисциплинарной перспективе» (PDF) , Universiteit Leiden, стр. 41–60, ISBN 9057890186 , заархивировано из оригинала (PDF) 26 января 2012 г. , получено 26 октября 2011 г.
- ^ «Познакомьтесь с очаровательным племенем батва из Бвинди | и за его пределами» . www.andbeyond.com . Проверено 12 февраля 2024 г.
- ^ Дламини, Нонхланхла (2014). Первые обитатели депрессии Упемба, Демократическая Республика Конго (доктор философии). Университет Кейптауна .
- ^ Беженцы, Верховный комиссар ООН. «Ищем решения для уязвимых пигмеев Северного Киву» . УВКБ ООН .
- ^ «Батва и Бамбути» . Группа по правам меньшинств . 19 июня 2015 г.
- ^ Иерно, Жан (1977), «Адаптация африканцев к тропическому лесу», в Харрисоне, Джорджия (ред.), Структура населения и человеческие вариации , том. 1, Издательство Кембриджского университета, стр. 187–218 , ISBN. 9780521213998
- ^ Vice News (17 июля 2015 г.). Вынужденные покинуть лес: затерянное племя Уганды (видео). Ютуб.
- ^ Эстерманн, Карлос (1976). Гибсон (ред.). Этнография Юго-Западной Анголы . Том. И. Издательство Африкана.
- ^ Леманн, Д. (1977), «Тва: Люди равнин Кафуэ», в книге Уильямс, Джеффри (редактор), « Развитие и экология в нижнем бассейне Кафуэ в 1970-е годы » , Университет Замбии, стр. 41–46.
- ^ Казади, Нтоле (2011). «Презираем и восхищаемся: двойственность отношений между баква (пигмеями) и бахембой (банту)». Африка (на французском языке). 51 (4): 836–847. дои : 10.2307/1159357 . JSTOR 1159357 . S2CID 145198759 .
- ^ Кларк, Дж. Десмонд (1950). Культуры каменного века Северной Родезии: с особым упором на культурную и климатическую преемственность в долине Верхней Замбези и ее притоках . Южная Африка: Южноафриканское археологическое общество.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фрэнсис, Майкл (2007). Исследования этнической принадлежности и социальных изменений среди говорящих на зулу санских потомках Драконовских гор, Квазулу-Натал (PDF) (доктор философии). Университет Квазулу-Наталь . Проверено 31 октября 2018 г.
- Фрэнсис, Майкл (2009). «Замалчивание прошлого: историческая и археологическая колонизация Южного Сан в Квазулу-Натале, Южная Африка». Антропология Южной Африки . 32 (3–4): 106–116. дои : 10.1080/23323256.2009.11499985 . S2CID 143103640 .
- Фрэнсис, Майкл (2011). «Церемония Канны, Народ Абатва (Южная Африка)». В Даунинге, Джон Д.Х. (ред.). Энциклопедия средств массовой информации общественного движения . Публикации SAGE. п. 172. дои : 10.4135/9781412979313.n83 . Проверено 31 октября 2018 г.