Jump to content

Классификация языков пигмеев

Распространение пигмеев по Кавалли-Сфорца . Многие из южных тва пропали без вести.

Термин « конголезские пигмеи » (африканские пигмеи) относится к «лесным людям», которые имеют или недавно имели экономику охотников-собирателей и простую, неиерархическую социальную структуру, основанную на группах , невысокого роста, [примечание 1] имеют глубокую культурную и религиозную связь с лесами Конго. [примечание 2] и живут в целом в подчиненных отношениях с сельскохозяйственными «покровителями», с которыми они обменивают лесные продукты, такие как мясо и мед, на сельскохозяйственную продукцию и продукцию железа.

Хотя посторонние, включая их покровителей, объединяют эти народы как «пигмеев», они не связаны друг с другом ни этнически, ни лингвистически. У разных народов пигмеев могут быть разные генетические механизмы низкого роста, что свидетельствует о разном происхождении.

Оригинальный язык пигмеев

[ редактировать ]

По крайней мере, для некоторых групп пигмеев постулируется первоначальный язык пигмеев. Мерритт Рулен пишет, что «африканские пигмеи говорят на языках, принадлежащих либо нило-сахарской , либо нигерско-кордофанской семьям. Предполагается, что пигмеи когда-то говорили на своем собственном языке (языках), но это, живя в симбиозе с другими африканцами в доисторические времена , они переняли языки, принадлежащие этим двум семьям». [1] Лингвистические свидетельства существования таких языков включают словарный запас лесов Мбенга , который разделяют соседние бака , говорящие на убангском языке , и на банту , говорящие ака (но не мбути , и эта связь не является древней), а также диалект римба на языке пуну , который может содержать ядро словарного запаса небанту. [2] Было высказано предположение, что носители языка-предки могли быть частью комплекса непигмоидных языков популяций охотников-собирателей в Африке, единственные выжившие потомки которых сегодня в основном обитают в тропических лесах. [3]

Распространенная гипотеза состоит в том, что африканские пигмеи являются прямыми потомками народов позднего каменного века -охотников-собирателей из тропических лесов Центральной Африки , которые были частично поглощены или вытеснены более поздней иммиграцией земледельческих народов и переняли их центральносуданский , убангианский и банту языки . Хотя в Центральной Африке мало раскопок археологических памятников, которые могли бы подтвердить эту гипотезу, [4] генетические исследования показали, что популяции пигмеев с высокой частотой обладают древними расходящимися линиями Y-ДНК (особенно гаплогруппами A и B ), в отличие от их соседей (которые обладают в основном гаплогруппой E ). [5]

Около 30% языка ака не являются банту, и такой же процент языка бака не является убангианским. Большая часть этого словарного запаса носит ботанический характер и посвящена сбору меда или иным образом специализирована для леса, и большая его часть является общей для двух западных групп пигмеев. Было высказано предположение, что это остаток независимого западного языка пигмеев (мбенга или «баака»). Однако этот раскол был реконструирован лишь к 15 веку, поэтому нет оснований считать его древним. [6] [7]

Роджер Бленч (1999) [8] утверждает, что пигмеи не произошли от оставшихся групп охотников-собирателей, а скорее являются ответвлениями более крупных соседних этнолингвистических групп, которые приняли стратегии лесного существования. Ни один из народов пигмеев не живет в глухих лесах без торговли с сельскохозяйственными «покровителями».Бленч утверждает, что пигмеи — это глубоко устоявшаяся каста, подобно кузнецам , и что не существовало первоначальной расы или языка пигмеев.

Народы и языки

[ редактировать ]
Распространение языков пигмеев по Бахучету. Зелёные — банту, красные — центральносуданские, а фиолетовые — убангийцы. Южная Тва не показана.
Модификация Hewlett и Fancher. Бофи добавлен на западе и Нсуа на востоке.

Существует более дюжины засвидетельствованных народов-пигмеев. [примечание 3] насчитывающая не менее 350 000 человек в бассейне Конго . Наиболее известны народы мбенга (ака и бака) западного бассейна Конго, говорящие на языках банту и убангиан ; мбути центральносуданского (эфе и др. ) из тропических лесов Итури , говорящие на языках банту и языка , и тва с Великих озер , говорящие на банту- руанда-рунди . Все известные пигмеи говорят на языках этих трех языковых семей, и только три народа — ака, бака и асуа — имеют свой собственный язык.

Медзан (Бедзан) живут в Камеруне недалеко от границы с Нигерией. Они говорят на диалекте Тикара , бантоидного языка .

Население: 400 человек
Население: 30–50 000 человек.
Мияка (Люди), Лума ни на кого не подписан. [ нужна ссылка ]
Население: 30–40 000 человек.
  • В Центральноафриканской Республике к северу от реки Ака проживает группа, говорящая на языке своих соседей бофи , который является языком ветви гбая .
Население: 3000 человек
Население: 4000 человек
  • Кола койя (также известные как ) в Конго и северо-западном Габоне говорят на языке банту, нгом .
Население: 2600 человек
Население: 3000 человек
Население: 10 000?
Население: 10 000?
Население: 26 000?

Все различные популяции тва говорят на языках банту.

Население: 1000 человек
  • Великие озера Два Великих озер (Руанда, Бурунди, восточная часть ДР Конго, южная Уганда) говорят на рунди и кига .
Население: 10 000 человек
Население: 14 000 человек.

Физически эти южные тва не отличаются от своих соседей-банту, но занимают такое же подчиненное положение по отношению к своим земледельческим соседям, как и лесные пигмеи. Это могут быть остатки койсанского населения; Ила и , Тонга и Лендже в Замбии и чева в Малави, например, считают их аборигенами и приписывают им священные места, но Бленч предполагает, что вместо этого они, возможно, мигрировали из леса вместе с банту, позже в легендах были объединены с аборигенным населением. [10]

Библиография

[ редактировать ]

Наиболее полное описание языков пигмеев можно найти в книге Сержа Баюше (1993) «Histoire d'une Civilization Forestière» , том 2.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Вообще говоря; тех, кто не особенно низок, например бабонго и бедзан, иногда называют «пигмоидами».
  2. ^ За исключением тех, кто живет в саванне или смешанной местности, таких как Бофи и Бедзан.
  3. Существуют и другие незарегистрированные лесные народы-охотники-собиратели, такие как мбати и болимба в Центральноафриканской Республике , и считается, что их больше в двух Конго и в Анголе .
  4. ^ Холохоло находится примерно в правильном месте.
  1. ^ Рулен, Мерритт. Происхождение языка: прослеживание эволюции родного языка . John Wiley & Sons, Inc: Нью-Йорк, 1994. с. 154
  2. ^ «DDL: CLHASS – Темы и действия» . www.ddl.ish-lyon.cnrs.fr . Архивировано из оригинала 24 декабря 2017 г. Проверено 22 января 2017 г.
  3. ^ Бленч, Роджер. 1997. «Языки Африки». В книге Бленч и Сприггс (ред.), Археология и язык IV.
  4. ^ Бахучет, Серж (2 января 2012 г.). «Меняю язык, остаюсь пигмеем» . ВГУ Пресс. п. 28.
  5. ^ Найду, Тиессен (2014). «ФИЛОГЕОГРАФИЯ Y-ХРОМОСОМНЫХ ГАПЛОГРУПП A И B В АФРИКЕ» (PDF) . п. 90.
  6. ^ Серж Бахуше, 1993, История жителей тропических лесов Центральной Африки: взгляды сравнительной лингвистики. В CM Hladik, изд., Тропические леса, люди и продукты питания: Биокультурные взаимодействия и применение к развитию. Париж: ЮНЕСКО/Парфенон.
  7. ^ Бахучет, Серж (август 2006 г.). «Языки африканских «пигмеев» охотников-собирателей: языковые сдвиги без культурной примеси. Историческая лингвистика и популяции охотников-собирателей в глобальной перспективе» (PDF) . Институт Макса Планка, Лейпциг. п. 22.
  8. ^ Бленч, Роджер. 1999. Являются ли африканские пигмеи этнографической фикцией ? В: Центральноафриканские охотники-собиратели в междисциплинарной перспективе: вызов неуловимости . Ред. К. Бисбрук, С. Элдерс и Г. Россель. 41–60. Лейден: CNWS.
  9. ^ Казади 1981:838 сообщает, что ква жили с люба, когда они двинулись на юг и вступили в контакт с хемба. ( Презирают и восхищаются: двойственные отношения между баква (пигмеями) и бахемба (банту) . Африка 51-4.)
  10. ^ Бленч, Роджер. 2004. Генетика и лингвистика в странах Африки к югу от Сахары . Представлено на SAfA 2004.
  • Серж Бауше, 2006. «Языки пигмеев-охотников-собирателей африканских тропических лесов: языковые сдвиги без культурной примеси». [1] В книге «Историческая лингвистика и население охотников-собирателей в глобальной перспективе» . Лейпциг.
  • Hewlett & Fancher, 2011. «Традиции исследования охотников-собирателей Центральной Африки». В книге Каммингса, Джордана и Звелебила, ред., Оксфордский справочник по археологии и антропологии охотников-собирателей. Издательство Оксфордского университета
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 467ff3a2505f7fec53996c86b42aefe8__1717184760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/e8/467ff3a2505f7fec53996c86b42aefe8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Classification of Pygmy languages - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)