Классификация языков пигмеев

Термин « конголезские пигмеи » (африканские пигмеи) относится к «лесным людям», которые имеют или недавно имели экономику охотников-собирателей и простую, неиерархическую социальную структуру, основанную на группах , невысокого роста, [примечание 1] имеют глубокую культурную и религиозную связь с лесами Конго. [примечание 2] и живут в целом в подчиненных отношениях с сельскохозяйственными «покровителями», с которыми они обменивают лесные продукты, такие как мясо и мед, на сельскохозяйственную продукцию и продукцию железа.
Хотя посторонние, включая их покровителей, объединяют эти народы как «пигмеев», они не связаны друг с другом ни этнически, ни лингвистически. У разных народов пигмеев могут быть разные генетические механизмы низкого роста, что свидетельствует о разном происхождении.
Оригинальный язык пигмеев
[ редактировать ]По крайней мере, для некоторых групп пигмеев постулируется первоначальный язык пигмеев. Мерритт Рулен пишет, что «африканские пигмеи говорят на языках, принадлежащих либо нило-сахарской , либо нигерско-кордофанской семьям. Предполагается, что пигмеи когда-то говорили на своем собственном языке (языках), но это, живя в симбиозе с другими африканцами в доисторические времена , они переняли языки, принадлежащие этим двум семьям». [1] Лингвистические свидетельства существования таких языков включают словарный запас лесов Мбенга , который разделяют соседние бака , говорящие на убангском языке , и на банту , говорящие ака (но не мбути , и эта связь не является древней), а также диалект римба на языке пуну , который может содержать ядро словарного запаса небанту. [2] Было высказано предположение, что носители языка-предки могли быть частью комплекса непигмоидных языков популяций охотников-собирателей в Африке, единственные выжившие потомки которых сегодня в основном обитают в тропических лесах. [3]
Распространенная гипотеза состоит в том, что африканские пигмеи являются прямыми потомками народов позднего каменного века -охотников-собирателей из тропических лесов Центральной Африки , которые были частично поглощены или вытеснены более поздней иммиграцией земледельческих народов и переняли их центральносуданский , убангианский и банту языки . Хотя в Центральной Африке мало раскопок археологических памятников, которые могли бы подтвердить эту гипотезу, [4] генетические исследования показали, что популяции пигмеев с высокой частотой обладают древними расходящимися линиями Y-ДНК (особенно гаплогруппами A и B ), в отличие от их соседей (которые обладают в основном гаплогруппой E ). [5]
Около 30% языка ака не являются банту, и такой же процент языка бака не является убангианским. Большая часть этого словарного запаса носит ботанический характер и посвящена сбору меда или иным образом специализирована для леса, и большая его часть является общей для двух западных групп пигмеев. Было высказано предположение, что это остаток независимого западного языка пигмеев (мбенга или «баака»). Однако этот раскол был реконструирован лишь к 15 веку, поэтому нет оснований считать его древним. [6] [7]
Роджер Бленч (1999) [8] утверждает, что пигмеи не произошли от оставшихся групп охотников-собирателей, а скорее являются ответвлениями более крупных соседних этнолингвистических групп, которые приняли стратегии лесного существования. Ни один из народов пигмеев не живет в глухих лесах без торговли с сельскохозяйственными «покровителями».Бленч утверждает, что пигмеи — это глубоко устоявшаяся каста, подобно кузнецам , и что не существовало первоначальной расы или языка пигмеев.
Народы и языки
[ редактировать ]

Существует более дюжины засвидетельствованных народов-пигмеев. [примечание 3] насчитывающая не менее 350 000 человек в бассейне Конго . Наиболее известны народы мбенга (ака и бака) западного бассейна Конго, говорящие на языках банту и убангиан ; мбути центральносуданского (эфе и др. ) из тропических лесов Итури , говорящие на языках банту и языка , и тва с Великих озер , говорящие на банту- руанда-рунди . Все известные пигмеи говорят на языках этих трех языковых семей, и только три народа — ака, бака и асуа — имеют свой собственный язык.
Бедзан
[ редактировать ]Медзан (Бедзан) живут в Камеруне недалеко от границы с Нигерией. Они говорят на диалекте Тикара , бантоидного языка .
- Население: 400 человек
Мбенга
[ редактировать ]- Ака к в Центральноафриканской Республике и Республике Конго говорят на ака (яка) , языке банту, близком лингала . Группа Benzele Aka хорошо известна своей музыкой.
- Население: 30–50 000 человек.
- Мияка (Люди), Лума ни на кого не подписан. [ нужна ссылка ]
- Бака нгомбе) в Камеруне ( он же и Габоне говорят на близкородственных убангийских языках ветви нгбака : бака собственно , ганзи и гунди , он же нгонди.
- Население: 30–40 000 человек.
- В Центральноафриканской Республике к северу от реки Ака проживает группа, говорящая на языке своих соседей бофи , который является языком ветви гбая .
- Население: 3000 человек
- Гьеле Кола (также известные как или Коя ) — самые западные пигмеи, живущие на юге Камеруна недалеко от побережья и в Экваториальной Гвинее на побережье. Они говорят на двух диалектах языка банту мвумбо .
- Население: 4000 человек
- Население: 2600 человек
- Бонго , или акоа, на юге Габона говорят на нескольких языках банту, включая цого , нзеби , западный теке , пуну , лумбу , мьене , канинги и, возможно, другие, такие как яса . [ нужны разъяснения ] Однако диалект пуну иримбы может иметь ядро, не принадлежащее банту.
- Население: 3000 человек
Козел
[ редактировать ]- Эфе говорят на центральносуданском языке лесе .
- Население: 10 000?
- Асоа говорят на своем собственном центральносуданском языке ( асоа ), родственном мангбету , языку одного из их покровителей.
- Население: 10 000?
- Канго (также известные как Суа ) говорят на языке банту Била .
- Население: 26 000?
Два
[ редактировать ]Все различные популяции тва говорят на языках банту.
- Нсуа говорит на в Уганде языке банту. [ который? ]
- Население: 1000 человек
- Великие озера Два Великих озер (Руанда, Бурунди, восточная часть ДР Конго, южная Уганда) говорят на рунди и кига .
- Население: 10 000 человек
- Монго -тва или нтомба-тва ( Cwa [tʃwa] ) озер Тумба и озера Май-Ндомбе на западе ДР Конго говорят на нескольких разновидностях монго (конда, нтомба и лиа ), которые являются либо расходящимися диалектами, либо близкородственными языками.
- Население: 14 000 человек.
- Касаи -тва или куба-тва ( ква ) из Касаи (центральная часть ДР Конго) говорят на бушонге .
- Народ Мботе Тва (Бамботе) говорит на языке D20 . [примечание 4]
- Упемба -тва или люба-тва ( ква ) впадины Упемба говорят на племенах люба-катанга , хемба , сонге и таабва . [9] [ нужна ссылка ]
- бангвеулу -тва На языке болот Бангвеулу в Замбии говорит народ бемба .
- Луканга -тва из болота Луканга в Замбии говорят на ленже .
- Кафве -тва, проживающие в равнинах Кафуэ в Замбии, говорят на Тонге .
- Тва Анголы живут среди нгамбве, хаваконы, зимбы и химбы и, предположительно, говорят на их языках.
Физически эти южные тва не отличаются от своих соседей-банту, но занимают такое же подчиненное положение по отношению к своим земледельческим соседям, как и лесные пигмеи. Это могут быть остатки койсанского населения; Ила и , Тонга и Лендже в Замбии и чева в Малави, например, считают их аборигенами и приписывают им священные места, но Бленч предполагает, что вместо этого они, возможно, мигрировали из леса вместе с банту, позже в легендах были объединены с аборигенным населением. [10]
Библиография
[ редактировать ]Наиболее полное описание языков пигмеев можно найти в книге Сержа Баюше (1993) «Histoire d'une Civilization Forestière» , том 2.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Вообще говоря; тех, кто не особенно низок, например бабонго и бедзан, иногда называют «пигмоидами».
- ^ За исключением тех, кто живет в саванне или смешанной местности, таких как Бофи и Бедзан.
- ↑ Существуют и другие незарегистрированные лесные народы-охотники-собиратели, такие как мбати и болимба в Центральноафриканской Республике , и считается, что их больше в двух Конго и в Анголе .
- ^ Холохоло находится примерно в правильном месте.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рулен, Мерритт. Происхождение языка: прослеживание эволюции родного языка . John Wiley & Sons, Inc: Нью-Йорк, 1994. с. 154
- ^ «DDL: CLHASS – Темы и действия» . www.ddl.ish-lyon.cnrs.fr . Архивировано из оригинала 24 декабря 2017 г. Проверено 22 января 2017 г.
- ^ Бленч, Роджер. 1997. «Языки Африки». В книге Бленч и Сприггс (ред.), Археология и язык IV.
- ^ Бахучет, Серж (2 января 2012 г.). «Меняю язык, остаюсь пигмеем» . ВГУ Пресс. п. 28.
- ^ Найду, Тиессен (2014). «ФИЛОГЕОГРАФИЯ Y-ХРОМОСОМНЫХ ГАПЛОГРУПП A И B В АФРИКЕ» (PDF) . п. 90.
- ^ Серж Бахуше, 1993, История жителей тропических лесов Центральной Африки: взгляды сравнительной лингвистики. В CM Hladik, изд., Тропические леса, люди и продукты питания: Биокультурные взаимодействия и применение к развитию. Париж: ЮНЕСКО/Парфенон.
- ^ Бахучет, Серж (август 2006 г.). «Языки африканских «пигмеев» охотников-собирателей: языковые сдвиги без культурной примеси. Историческая лингвистика и популяции охотников-собирателей в глобальной перспективе» (PDF) . Институт Макса Планка, Лейпциг. п. 22.
- ^ Бленч, Роджер. 1999. Являются ли африканские пигмеи этнографической фикцией ? В: Центральноафриканские охотники-собиратели в междисциплинарной перспективе: вызов неуловимости . Ред. К. Бисбрук, С. Элдерс и Г. Россель. 41–60. Лейден: CNWS.
- ^ Казади 1981:838 сообщает, что ква жили с люба, когда они двинулись на юг и вступили в контакт с хемба. ( Презирают и восхищаются: двойственные отношения между баква (пигмеями) и бахемба (банту) . Африка 51-4.)
- ^ Бленч, Роджер. 2004. Генетика и лингвистика в странах Африки к югу от Сахары . Представлено на SAfA 2004.
- Серж Бауше, 2006. «Языки пигмеев-охотников-собирателей африканских тропических лесов: языковые сдвиги без культурной примеси». [1] В книге «Историческая лингвистика и население охотников-собирателей в глобальной перспективе» . Лейпциг.
- Hewlett & Fancher, 2011. «Традиции исследования охотников-собирателей Центральной Африки». В книге Каммингса, Джордана и Звелебила, ред., Оксфордский справочник по археологии и антропологии охотников-собирателей. Издательство Оксфордского университета