Хойсан
Общая численность населения | |
---|---|
~ 400,000 [1] ( ок. 2010 г. ) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Намибия , Ботсвана , Южная Африка | |
Языки | |
Коса , [2] Языки хоэ-квади , Языки Кха , Языки Туу | |
Религия | |
В основном христианская и африканская традиционная религия ( религия Сан ) | |
Родственные этнические группы | |
Английский , Коса , Цветной , Гриква |
Хойсан / ˈ k ɔɪ s ɑː n / КОЙ -сан , или Кхое-Сан ( произносится [kxʰoesaːn] ), является всеобъемлющим термином для коренных народов Южной Африки , которые традиционно говорят на языках, не относящихся к банту , объединяя народы кхоехен (ранее « готтентоты ») и народы сан (также называемые «бушменами»). Популяции койсан традиционно говорят на клик-языках и считаются историческими общинами по всей Южной Африке, оставаясь преобладающими до европейской колонизации в районах, климатически неблагоприятных для сельского хозяйства банту (основанного на сорго), таких как Капский регион , вплоть до Намибии , где койкхоэ популяции Люди нама и дамара являются распространенными группами, а также в Ботсване . О значительном смешении с группами, говорящими на банту, свидетельствует преобладание щелкающих фонем во многих языках банту, особенно коса, южноафриканских.
Многие народы хэсана являются потомками очень раннего расселения анатомически современных людей в Южную Африку около 150 000 лет назад. (Однако ниже приведены недавние работы, подтверждающие мультирегиональную гипотезу, которая предполагает, что койсаны могут быть исходной популяцией анатомически современных людей.) [3] Их языки демонстрируют смутное типологическое сходство, в основном ограничивающееся преобладанием щелкающих согласных . Они не произошли достоверно от общего праязыка, но сегодня разделены как минимум на три отдельные и несвязанные языковые семьи ( Хое-Квади , Туу и Кха ). Было высказано предположение, что Кхукхо может представлять собой пришельцев позднего каменного века в Южную Африку, возможно, вытесненных в результате экспансии банту, достигшей этой территории примерно между 1500 и 2000 лет назад. [4]
Сан обычно считаются собирателями в пустыне Калахари и регионах Ботсваны, Намибии, Анголы, Замбии, Зимбабве, Лесото и северной части Южной Африки. Слово сан происходит от языка кхокхое и относится к собирателям («тех, кто собирает вещи с земли»), у которых нет домашнего скота. Как таковое, оно использовалось по отношению ко всем группам охотников-собирателей, которые вступали в контакт с общинами, говорящими на языке кхокхо, и в основном относилось к образу жизни, отличному от скотоводческого или земледельческого, а не к какой-либо конкретной этнической принадлежности. Хотя существуют сопутствующие космологии и языки, связанные с этим образом жизни, этот термин является скорее экономическим обозначением, чем культурным или этническим.
Имя
[ редактировать ]Составной термин койсан / хоесан - это современное антропологическое соглашение, используемое с начала-середины 20 века. Койсан — это монеты, выпущенные Леонардом Шульце в 1920-х годах и популяризированные Исааком Шаперой . [5] Он вошёл в более широкое употребление с 1960-х годов на основе предложения о языковой семье « койсан » Джозефа Гринберга .
В эпоху колониализма/апартеида люди, говорящие на африкаансе с частичным хоэсанским происхождением, исторически также были сгруппированы как чернокожие мыса ( африкаанс : Kaap Swartes ) или чернокожие западного мыса ( африкаанс : Wes-Kaap Swartes ), чтобы довольно неточно отличить их от говорящих на банту. народы , другое коренное африканское население Южной Африки, которое также имело значительное происхождение от Кхое-Сан. [6]
Термин Койсан (также пишется ХойСан , Хой-Сан , Кхо-Сан [7] ) также был введен в употребление в Южной Африке как самоназвание после окончания апартеида в конце 1990-х годов. С 2010-х годов существует движение «койсанских активистов», требующее признания и прав на землю от правительства и белого меньшинства, владеющего значительной частью частной земли страны. [8]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Предполагается, что предки современных койсанов распространились на юг Африки (из Восточной или Центральной Африки ) до 150 000 лет назад, возможно, еще до 260 000 лет назад. [10] [11] так что к началу » MIS 5 « мегазасухи 130 000 лет назад в Африке существовало два предковых кластера населения: носители гаплогруппы L0 мт-ДНК на юге Африки, являющихся предками Хой-Сана, и носители гаплогруппы L1-6 в Центральная/Восточная Африка является предком всех остальных. [ нужна ссылка ] Эта группа дала начало санской популяции охотников-собирателей . Гораздо более поздняя волна миграции, примерно или до начала нашей эры . [12] дал начало народу Кхо, который был скотоводами . [13] Эта группа несла ДНК евразийских , а также некоторых неандертальских групп.
Из-за их раннего расширения и разделения, популяции, предки койсанов, были оценены как представляющие «самую большую человеческую популяцию» на протяжении большей части анатомически современного человечества , от их раннего разделения до 150 тыс. лет назад до недавнего заселения Евразии примерно 70 тысяч лет назад. [14] Они были гораздо более распространены, чем сегодня, а их современное распространение обусловлено их истреблением в ходе экспансии банту . Они были рассеяны по большей части южной и юго-восточной Африки. Между 120 и 75 тыс. лет назад произошла также значительная обратная миграция носителей L0 в Восточную Африку. Рито и др. (2013) предполагают, что давление, вызванное такой обратной миграцией, возможно, даже способствовало расселению восточноафриканского населения за пределы Африки примерно на 70 тыс. лет назад. [15]
Недавние исследования показали, что мультирегиональная гипотеза может быть подтверждена текущими генетическими данными человеческой популяции. Исследование 2023 года, опубликованное в журнале Nature, предполагает, что текущие генетические данные лучше всего можно понимать как отражающие внутренние примеси нескольких источников населения по всей Африке, включая предковые популяции койсанов. [3]
Поздний каменный век
[ редактировать ]Популяции сан, предки койсанов, были распространены на большей части южной и восточной Африки на протяжении позднего каменного века примерно после 75 тыс. лет назад. Дальнейшее расширение, датированное примерно 20 тыс. лет назад, было предложено на основании о распространении гаплогруппы L0d. Рости и др. предполагают связь этого недавнего расширения с распространением щелкающих согласных в восточноафриканские языки ( язык хадза ). [15]
Сангоанская промышленность позднего каменного века занимала юг Африки в районах, где годовое количество осадков составляет менее метра (1000 мм; 39,4 дюйма). [16] Современные народы сан и кой напоминают тех, кого представляют древние сангоанские скелеты.
Вопреки традиционной интерпретации, предполагающей общее происхождение кой и сан, другие данные свидетельствуют о том, что предки народов кой были относительно недавними сельскохозяйственными иммигрантами до банту, прибывшими в южную Африку, которые отказались от сельского хозяйства из-за высыхания климата и либо присоединились к народу сан, как охотники-собиратели или сохранившееся скотоводство. [17]
С предполагаемым прибытием скотоводов и бантоидов -агро-скотоводов на юг Африки примерно 2300 лет назад языковое развитие позже проявляется в щелкающих согласных и заимствованных словах из древних языков Кхое-сан в эволюцию смешанных агро-скотоводов и охотников-собирателей. сообщества, которые в конечном итоге разовьются в существующие ныне объединенные современные языковые сообщества, существующие в Южной Африке, Ботсване и Намибии (например, среди южноафриканских коса , сото , тсвана , зулусов ). [18]
Сегодня эти группы представляют собой количественное большинство миллионов дошедших до нас смешанных древних потомков Кхве-Сана. [19]
Исторический период
[ редактировать ]Койхой вошли в исторические записи с их первым контактом с португальскими исследователями, примерно через 1000 лет после их вытеснения банту. Местное население сократилось после того, как кой заразились оспой от европейцев. Хой стали чаще нападать на европейцев, когда Голландская Ост-Индская компания ограждала традиционные пастбища для ферм. Общественная организация хойхоя была глубоко повреждена и, в конце концов, разрушена в результате колониальной экспансии и захвата земель, начиная с конца 17 века. Когда социальные структуры рухнули, некоторые койхои поселились на фермах и стали крепостными (кабами) или сельскохозяйственными рабочими; многие из них были включены в существующие кланы кой и семейные группы народа коса . Георг Шмидт, моравский брат из Хернхута , Саксония, ныне Германия, основал Генадендаль в 1738 году, который стал первой миссионерской станцией в Южной Африке. [20] среди народа кой в Бавиансклофе в горах Ривьерсондеренд . Ранние европейские поселенцы иногда вступали в брак с женщинами кой-кой, в результате чего образовалось значительное смешанное население, теперь известное как грика . Народ грика также мигрировал в то, что к тому времени было приграничными территориями коренных заповедников коса, и основал Восточный Грикваленд, в котором проживало в основном население коса.
Андрис Стокенстрем способствовал созданию поселения Хой «Река Кат» недалеко от восточной границы Капской колонии. Поселения процветали и расширялись, и река Кэт быстро стала большим и успешным регионом мыса, существовавшим более или менее автономно. В основном это были -кой, говорящие на африкаансе гонаква , но поселение также начало привлекать других групп кой, коса и представителей смешанной расы с мыса.
Так называемые «бушменские войны». [ нужен год ] были в значительной степени ответом сан после их лишения собственности. [ нужна ссылка ]
В начале 18 века койхои в Западно-Капской провинции жили в государстве, где доминировали голландцы. К концу века большинство койсан действовали как «наемные рабочие», мало чем отличающиеся от рабов. С географической точки зрения, чем дальше рабочий находился от Кейптауна, тем труднее становилось доставлять сельскохозяйственную продукцию на рынки. Выдача лицензий на выпас скота к северу от реки Берг, на территории тогдашнего бассейна Тулбага, способствовала колониальной экспансии в этом районе. Эта система переселения земель привела к потере хойджоу своей земли и скота, а также к резким изменениям в социальном, экономическом и политическом развитии. [21]
После поражения восстания коса в 1853 году новое правительство Кейптауна попыталось предоставить кой политические права, чтобы предотвратить будущее расовое недовольство. В 1853 году правительство приняло избирательное право Кейптауна , которое постановило, что все граждане мужского пола, отвечающие низким имущественным критериям, независимо от цвета кожи, имели право голосовать и баллотироваться на выборах в парламент. Тест на собственность был косвенным способом британского правительства Кейптауна (пришедшего на смену голландцам в 1812 году) сохранить расистскую систему управления, поскольку в среднем только белые люди владели собственностью, соответствующей критериям. [22]
По оценкам, в 1904–1907 годах во время геноцида гереро и намаква в Юго-Западной Африке Германии было убито более 10 000 нама. [23] [24]
Сан Вильгельмом Калахари « были описаны в Образцах бушменского фольклора» Х. И. Бликом и Люси К. Ллойд (1911). Они были привлечены внимание глобализированного мира в 1950-х годах южноафриканским писателем Лоренсом ван дер Постом в шестисерийном телевизионном документальном фильме. Земельный конфликт предков в Ботсване касается Центрального заповедника Калахари (CKGR), созданного в 1961 году для охраны дикой природы, в то время как народу сан было разрешено продолжать свой образ жизни охотников-собирателей. В 1990-х годах правительство Ботсваны начало политику «переселения» жителей CKGR за пределы заповедника. В 2002 году правительство прекратило все услуги жителям ЦКГР. Началась судебная тяжба, и в 2006 году Высокий суд Ботсваны постановил, что жители были выселены насильственно и неконституционно. Однако политика переселения продолжалась, и в 2012 году народ сан (басарва) обратился в Организацию Объединенных Наций с просьбой заставить правительство признать их права на землю и ресурсы.
После окончания апартеида в 1994 году термин «койсан» постепенно стал использоваться в качестве самоназвания южноафриканскими койкоями, представляющими «первые нации» Южной Африки по отношению к правящему большинству банту. Конференция на тему «Койсанская идентичность и культурное наследие» была организована Университетом Западного Кейпа в 1997 году. [25] а о «койсанском активизме» сообщалось в южноафриканских СМИ начиная с 2015 года. [8]
Правительство Южной Африки разрешило семьям койсанов (до 1998 года) предъявлять претензии на землю, существовавшие до 1913 года. Заместитель главного комиссара по земельным претензиям Южной Африки Тами Мдонтсва заявил, что потребуется конституционная реформа, чтобы позволить койсанцам предъявлять дальнейшие претензии. на землю, с которой их прямые предки были выселены до 9 июня 1913 года. [26]
- «Босжеманс жарит саранчу», акватинта Сэмюэля Дэниела (1805 г.).
- Женщина сан в Намибии (фотография 1984 года)
- Лагерь бушменов, 2005 г.
Открытия
[ редактировать ]В 2019 году ученые из Университета Свободного государства обнаружили резные фигурки возрастом 8000 лет, сделанные койсанами. На резных фигурках изображены бегемот, лошадь и антилопа в дамбе «Дождевая змея» ударной структуры Вредефорта , что может иметь духовное значение в мифологии койсанов, вызывающей дождь. [27]
Насилие против койсанов
[ редактировать ]Геноцид гереро и намаква
[ редактировать ]Во время геноцида гереро и намакуа около 10 000 нама , группы кхокхое и неизвестное количество народа сан были убиты в ходе кампании истребления, проводившейся Германской колониальной империей между 1904 и 1908 годами.
Принудительное переселение в Ботсване
[ редактировать ]В Ботсване многие представители коренного народа сан были насильно переселены со своих земель в резервации. Чтобы заставить их переехать, им отказали в доступе к воде на своей земле и грозили арестом, если они охотились, что было их основным источником пищи. [28] Их земли расположены посреди богатейшего в мире алмазного месторождения. Официально правительство отрицает какую-либо связь с добычей полезных ископаемых и утверждает, что переселение сделано для сохранения дикой природы и экосистемы, хотя народ сан на протяжении тысячелетий устойчиво жил на этой земле. [28] В резервациях они изо всех сил пытаются найти работу, а алкоголизм процветает. [28]
Языки
[ редактировать ]«Койсанские языки» были предложены в качестве лингвистического типа Джозефом Гринбергом в 1955 году. [29] Их генетическое родство было подвергнуто сомнению позже, в 20 веке, и теперь этот термин служит в основном для удобства, не подразумевая генетического единства, как и « папуас » и « австралиец ». [30] Их наиболее заметной объединяющей чертой являются щелкающие согласные .
Они разделены на две семьи и ряд возможных языковых изолятов.
Семья Kxʼa была предложена в 2010 году и объединила язык ǂʼAmkoe (ςHoan) с группой диалектов ǃKung (Juu) . ƃКунг включает около десятка диалектов, между которыми нет четкого разграничения. Сэндс и др. (2010) предлагают разделить на четыре кластера:
- Северный окунг (Секеле) , на котором говорят в Анголе в районе рек Кунене, Кубанго, Куито и Куандо (но сейчас в Намибии много беженцев),
- Северо-центральный анг (Экока) , на котором говорят в Намибии между рекой Овамбо и границей с Анголой,
- Центральный окунг , на котором говорят вокруг Хрутфонтейна , Намибия, к западу от центральной реки Оматако и к югу от реки Овамбо.
- Юго-восточный окунг (Juπʼhoan) , на котором говорят в Ботсване к востоку от дельты Окаванго и на северо-востоке Намибии от Виндхука до Рунду , Гобабиса и полосы Каприви . [31]
Семья Хой (Кхое) делится на койхой ( диалекты Кхое и Хоемана ) и ветвь Калахари (Чу-Хве). В ветвь Кхоэ в Калахари входят Шуа и Цоа (с диалектами), а также Ксоэ , Наро , Гана и Хаба (с диалектами). Кхое также предварительно был отнесен к квади («Квади-Кхо») и, более предположительно, к языку сандаве в Танзании («Кхо-Сандаве»). Язык хадза в Танзании был связан с койсанской группой из-за наличия щелкающих согласных.
Физические характеристики и генетика
[ редактировать ]Койсаны — одна из немногих популяций с эпикантическими складками за пределами Восточной Азии. У них, как правило, текстура волос с максимально тугими завитками, форма курчавых волос, которую иногда называют «перчинкой» из-за того, что они могут скручиваться в отдельные круги на коже головы.
Чарльз Дарвин писал о койсанах и половом отборе в книге «Происхождение человека» в 1882 году, отмечая, что их стеатопигия , наблюдаемая преимущественно у женщин, развилась в результате полового отбора в эволюции человека , и что «задняя часть тела выступает самым удивительным образом. ". [32] Исторически сложилось так, что антропологи наблюдали у некоторых женщин удлиненные малые половые губы , которые иногда выступали на целых 10 см ниже вульвы, когда они стояли. [33] Хотя это хорошо документировано, мотивы этой практики и голоса женщин, которые ее практикуют, редко исследуются в исследованиях. [34]
В 1990-х годах геномные исследования народов мира показали, что Y-хромосома мужчин сан имеет определенные образцы полиморфизма , которые отличаются от таковых у всех других популяций. [35] Поскольку Y-хромосома высоко консервативна между поколениями, этот тип ДНК-теста используется для определения того, когда разные подгруппы отделились друг от друга и, следовательно, их последнего общего предка. Авторы этих исследований предположили, что сан, возможно, были одной из первых популяций, которые отличались от самого недавнего общего предка по отцовской линии всех современных людей. [36] [37] [ нужно обновить ]
Различные исследования Y-хромосомы [38] [39] [40] с тех пор подтвердили, что койсаны несут некоторые из наиболее расходящихся (древних) гаплогрупп Y-хромосомы . Эти гаплогруппы представляют собой особые подгруппы гаплогрупп A и B , двух самых ранних ветвей дерева Y-хромосомы человека. [ нужно обновить ]
Подобно результатам исследований Y-хромосомы, исследования митохондриальной ДНК также показали доказательства того, что койсанцы несут высокие частоты самых ранних ветвей гаплогрупп в дереве митохондриальной ДНК человека. Самая дивергентная (самая старая) митохондриальная гаплогруппа, L0d , была идентифицирована с самой высокой частотой в южноафриканских группах кой и сан. [38] [41] [42] [43] Отличительные черты койсанцев как по материнской, так и по отцовской линии являются еще одним показателем того, что они представляют собой население, исторически отличающееся от других африканцев. [44]
Некоторые геномные исследования также показали, что за последние несколько тысяч лет на койсанские группы повлияла от 9 до 30% генетической примеси восточноафриканского населения, несущего евразийский компонент примеси. [45] Более того, они полагают, что отцовская гаплогруппа E1b1b, обнаруженная в этих южноафриканских популяциях, имеет восточноафриканское происхождение. [46] а также внедрение скотоводства в регион. [47] В документе также отмечается, что экспансия банту оказала заметное генетическое влияние на ряд койсанских групп. [46] На основании прогнозов PCA, восточноафриканское происхождение, выявленное в геномах говорящих на хое-квади и других южных африканцев, связано с человеком из танзанийской Люксманды . [48]
Центр
[ редактировать ]21 сентября 2020 года Кейптаунский университет открыл новый Центр Хой и Сан, программу бакалавриата планируется развернуть в последующие годы. Центр будет поддерживать и укреплять эту совместную работу исследовательских комиссий по языку (включая Кхоехоговаб ), священным человеческим останкам, земле и гендеру. Многие потомки койсанцев до сих пор живут на Кейп-Флэтс . [49]
См. также
[ редактировать ]- Народы банту Южной Африки
- Боскопский человек
- Ранние миграции человека
- Этнические группы в Южной Африке
- Коренные народы Африки
- Сан религия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Их общая численность оценивается примерно в 300 000 койхой и 90 000 сан: 200 тыс. народа нама (2010 г.): Брензингер, Матиас (2011 г.) «Двенадцать современных койсанских языков». В книге Витцлак-Макаревич и Эрнсц (ред.), Койсанские языки и лингвистика: материалы 3-го Международного симпозиума, Рицлерн / Кляйнвальсерталь (Исследования в области койсанских исследований 29).100 тысяч людей Дамара (1996): Джеймс Стюарт Олсон, «Дамара» в «Народах Африки: Этноисторический словарь», Greenwood Publishing Group, 1996, стр. 137.50–60 тысяч человек сан в Ботсване (2010 г.): Анайя, Джеймс (2 июня 2010 г.). Приложение – Положение коренных народов в Ботсване (PDF) (Отчет). Совет ООН по правам человека. A/HRC/15/37/Add.2. .
- ^ Паркинсон, Кристиан (14 июня 2016 г.). «Первые южноафриканцы борются за свои права» . Новости Би-би-си .
Большинство [койсанцев] теперь говорят на африкаанс как на своем родном языке.
- ^ Jump up to: а б Рэгсдейл, Аарон П.; Уивер, Тимоти Д.; Аткинсон, Элизабет Г.; Хоал, Эйлин Г.; Мёллер, Марло; Хенн, Бренна М.; Гравий, Саймон (2023). «Слабо структурированная основа происхождения человека в Африке» . Природа . 617 (7962): 755–763. Бибкод : 2023Natur.617..755R . дои : 10.1038/s41586-023-06055-y . ПМЦ 10208968 . ПМИД 37198480 .
- ^ Барнард, Алан (1992). Охотники и скотоводы Южной Африки: Сравнительная этнография койсанских народов . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк; Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Шапера, Исаак (1930). Койсанские народы Южной Африки: бушмены и готтентоты . Рутледж .
- ^ Кристофер, Эй Джей (2002). « « Определить неопределимое »: классификация населения и перепись в Южной Африке». Область . 34 (4): 401–408. Бибкод : 2002Область...34..401C . дои : 10.1111/1475-4762.00097 . JSTOR 20004271 .
- ^ Написание через дефис Кхое-Сан или Хой-Сан появилось недавно (после 1990 г.). Обратите внимание, что это использование отличается от случайного использования кой-сан для говорящей на языке кхо подгруппы сан, например, «Ай-сан, Кун-Сан, Ау-ай-сан, Ан-Сан, Матсана». -Хой-Сан и бушмены Отаве» в Джон Ноубл, Иллюстрированный официальный справочник по Кейптауну и Южной Африке (1893 г.), стр. 395.Написание Хой-Сан и Кхой-Сан в Мохамеде Адхикаре, «Отягощенные расой: цветные идентичности в Южной Африке» (2009), стр. 148 .
- ^ Jump up to: а б Койсанский марш к парламенту с требованием прав на землю , ENCA, 3 декабря 2015 г.Пелане Пхакгади, Рамафоса встречается с обиженными койсанскими активистами в Union Buildings , Eyewitness News , 24 декабря 2017 г. Нелегитимные лидеры койсанов пытаются использовать новый законопроект , IOL, 17 апреля 2018 г.
- ^ Бехар, Дорон М.; Виллемс, Ричард; и др. (2008). «Рассвет человеческого матрилинейного разнообразия» . Американский журнал генетики человека . 82 (5): 1130–1140. дои : 10.1016/j.ajhg.2008.04.002 . ПМК 2427203 . ПМИД 18439549 .
Как филогения деревьев, так и расчеты слияния предполагают, что койсанская матрилинейная родословная отличалась от остальной части пула мтДНК человека за 90 000–150 000 лет до настоящего времени (лет назад).
- ^ Шлебуш, Карина М.; Мальмстрем, Хелена; и др. (2017). «Древние геномы Южной Африки оценивают расхождение современного человека от 350 000 до 260 000 лет назад» . Наука . 358 (6363): 652–655. Бибкод : 2017Sci...358..652S . дои : 10.1126/science.aao6266 . ПМИД 28971970 .
- ^ Предполагаемое время разделения, указанное в цитируемом источнике (в кья ): Человек-Неандерталец: 530-690, Глубокий Человек [H. sapiens]: 250-360, НКСП-СКСП: 150-190, Из Африки (ОА): 70-120.
- ^ Кроу, Тим (4 февраля 2016 г.). «Как происхождение койсана говорит нам о том, что «расе» нет места в человеческом происхождении» . Разговор . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ «Хойсан» . История Южной Африки в Интернете . 16 января 2020 г. Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ Ким, Хи Лим; Ратан, Аакрош; и др. (4 декабря 2014 г.). «Койсанские охотники-собиратели были самой многочисленной популяцией на протяжении большей части демографической истории современного человечества» . Природные коммуникации . 5 . Издательская группа Nature : 5692. Бибкод : 2014NatCo...5.5692K . дои : 10.1038/ncomms6692 . ПМК 4268704 . ПМИД 25471224 . . Наука , 4 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Рито, Тереза; Ричардс, Мартин Б.; и др. (2013). «Первое расселение современного человека по Африке» . ПЛОС ОДИН . 8 (11): е80031. Бибкод : 2013PLoSO...880031R . дои : 10.1371/journal.pone.0080031 . ПМЦ 3827445 . ПМИД 24236171 .
- ^ Ли, Ричард Б. (1976), Охотники-собиратели Калахари: исследования Кунг Сан и их соседей, Ричард Б. Ли и Ирвен ДеВор, ред. Кембридж: Издательство Гарвардского университета
- ^ Гюльдеманн, Том (2020), «Изменение профиля при вторжении на территорию собирателей: к истории семьи Кхое-Квади в Южной Африке», Язык охотников-собирателей , Cambridge University Press, стр. 114–146, doi : 10.1017 /9781139026208.007 , ISBN 978-1-139-02620-8 , S2CID 240934697
- ^ Петерсен, Дезире К.; Либигер, Ондрей; Тиндалл, Элизабет А.; Харди, Рэй-Энн; Ханник, Линда И.; Глэшофф, Ричард Х.; Мукерджи, Митали; Фернандес, Педро; Хааке, Уилфрид; Шорк, Николас Дж.; Хейс, Ванесса М. (14 марта 2013 г.). «Сложные закономерности геномной смеси в Южной Африке» . ПЛОС Генетика . 9 (3): e1003309. дои : 10.1371/journal.pgen.1003309 . ПМЦ 3597481 . ПМИД 23516368 .
- ^ Мэй, Эндрю; Хейзелхерст, Скотт; Ли, Яли; Норрис, Шейн А; Говинд, Нимиша; Тикли, Мохаммед; Дорогая, Клаудия; Джонсон, Кейт Дж; Хартманн, Николь; Штедтлер, Франк; Рамзи, Мишель (декабрь 2013 г.). «Генетическое разнообразие чернокожих южноафриканцев из Соуэто» . БМК Геномика . 14 (1): 644. дои : 10.1186/1471-2164-14-644 . ПМЦ 3850641 . ПМИД 24059264 .
- ^ Цветение груши , Бернхард Крюгер, Гамбург, Германия.
- ^ Джеймс, Уилмот Годфри; Саймонс, Мэри (2008). Класс, каста и цвет кожи: социальная и экономическая история западно-Капской провинции Южной Африки . Издатели транзакций. стр. 1–10. ISBN 978-1-4128-1970-1 .
- ^ Фрейзер, Эшли (3 июня 2013 г.). «Долгий путь к универсальной франшизе в Южной Африке» . Фонд Хелен Сузман.
- ^ Джереми Саркин-Хьюз (2008) Претензии о колониальном геноциде и репарациях в 21 веке: социально-правовой контекст претензий гереро по международному праву против Германии за геноцид в Намибии, 1904–1908 , с. 142, Praeger Security International, Вестпорт, Коннектикут. ISBN 978-0-313-36256-9
- ^ Моисей, А. Дирк (2008). Империя, колония, геноцид: завоевание, оккупация и сопротивление подчиненных в мировой истории . Нью-Йорк: Berghahn Books. ISBN 9781845454524 .
- ^ Хичкок, Роберт К.; Бизель, Меган. «Сан, Хве, Басарва или бушмены? Терминология, идентичность и расширение прав и возможностей в Южной Африке» . Народный фонд Калахари . Архивировано из оригинала 2 августа 2020 года . Проверено 15 января 2014 г.
- ^ Мерседес Бесент. «Новости SABC – Возможные изменения в конституции в отношении земельных претензий Койсана: среда, 16 октября 2013 г.» . sabc.co.za. Архивировано из оригинала 23 ноября 2016 года . Проверено 11 января 2014 г.
- ^ EDT, Ханна Осборн, 13.06.19, 11:49 (13.06.2019). «Резные работы древних людей возрастом 8000 лет обнаружены в крупнейшем в мире кратере от удара астероида» . Newsweek . Проверено 17 сентября 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с «Бушмены Ботсваны: Современная жизнь нас уничтожает» . Новости Би-би-си . 7 января 2014 года. Архивировано из оригинала 25 марта 2016 года . Проверено 24 июля 2016 г.
- ^ Гринберг, Джозеф Гарольд (1955). Исследования по африканской лингвистической классификации . Издательство Компас. OCLC 654476975 . [ нужна страница ] [ нужен неосновной источник ]
- ^ Сэндс, Бонни Ева (1998). Койсан Восточной и Южной Африки: оценка утверждений о далеких языковых связях . Р. Кеппе. ISBN 978-3-89645-142-2 . [ нужна страница ]
- ^ Сэндс, Бонни (2010). Бренцингер, Матиас; Кениг, Криста, ред. «Подгруппы дзюу на основе фонологических закономерностей». Койсийский язык и лингвистика: Симпозиум Рицлерна 2003. Кёльн, Германия: Рюдигер Кёппе: 85–114.
- ^ Чарльз Дарвин (1882 г.). Происхождение человека и отбор по признаку пола . Лондон: Джон Мюррей. п. 578.
- ^ Шапера, Исаак (1930). Койсанские народы Южной Африки: бушмены и готтентоты . Лондон: Routledge & Kegan Paul Ltd., стр. 59, 62–63, 243.
- ^ Баньоль, Бриджит; Мариано, Эсмеральда (2008). «Удлинение малых половых губ и использование вагинальных продуктов для усиления эротизма: можно ли считать эти практики КОЖПО?» (PDF) . Финский журнал этнической принадлежности и миграции . 3 : 42–53. Архивировано из оригинала (PDF) 28 января 2022 г. Проверено 28 января 2022 г.
- ^ «Сокращающееся африканское племя, возможно, было самой густонаселенной группой на планете» . сайт sciencemag.org .
- ^ Шустер, Южная Каролина; и др. (2010). «Полные геномы койсанов и банту из Южной Африки» . Природа . 463 (7283): 943–947. Бибкод : 2010Natur.463..943S . дои : 10.1038/nature08795 . ПМК 3890430 . ПМИД 20164927 .
- ^ Мэйелл, Хиллари (декабрь 2002 г.). «Документальный фильм перерисовывает генеалогическое древо человечества» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 22 декабря 2002 года.
- ^ Jump up to: а б Найт, Алек; Андерхилл, Питер А.; Мортенсен, Холли М.; Животовский Лев А.; Лин, Алиса А.; Хенн, Бренна М.; Луи, Дороти; Рулен, Мерритт; Маунтин, Джоанна Л. (2003). «Расхождение африканской Y-хромосомы и мтДНК дает представление об истории щелкающих языков» . Современная биология . 13 (6): 464–73. Бибкод : 2003CBio...13..464K . дои : 10.1016/S0960-9822(03)00130-1 . ПМИД 12646128 . S2CID 52862939 .
- ^ Хаммер, Майкл Ф.; Карафет Татьяна М.; Редд, Алан Дж.; Джарджанази, Хамди; Сантакьяра-Бенерекетти, Сильвана; Судьял, Химла; Зегура, Стивен Л. (июль 2001 г.). «Иерархические закономерности глобального разнообразия Y-хромосом человека» . Молекулярная биология и эволюция . 18 (7): 1189–1203. doi : 10.1093/oxfordjournals.molbev.a003906 . ПМИД 11420360 .
- ^ Найду Т., Шлебуш К.М., Маккан Х., Патель П., Махабир Р., Эразмус Дж.К., Судьялл Х. (2010). «Разработка метода расширения с единой базой для определения гаплогрупп Y-хромосомы в популяциях Африки к югу от Сахары» . Исследовательская генетика . 1 (1): 6. дои : 10.1186/2041-2223-1-6 . ПМЦ 2988483 . ПМИД 21092339 .
- ^ Чен Ю.С., Олкерс А., Шурр Т.Г., Когельник А.М., Хуопонен К., Уоллес, округ Колумбия (2000). «Вариации мтДНК южноафриканских кунгов и кхве и их генетические связи с другими африканскими популяциями» . Американский журнал генетики человека . 66 (4): 1362–83. дои : 10.1086/302848 . ПМК 1288201 . ПМИД 10739760 .
- ^ Тишкофф, С.А.; Гондер, МК; Хенн, Б.М.; Мортенсен, Х; Найт, А; Жиньу, К; Фернандопулле, Н.; Лема, Г; и др. (2007). «История говорящих по щелчку популяций Африки, выведенная на основе генетических вариаций мтДНК и Y-хромосомы» . Молекулярная биология и эволюция . 24 (10): 2180–95. дои : 10.1093/molbev/msm155 . ПМИД 17656633 .
- ^ Шлебуш CM, Найду Т, Судьял Х (2009). «Мини-секвенирование SNaPshot для определения митохондриальных макрогаплогрупп, обнаруженных в Африке». Электрофорез . 30 (21): 3657–64. дои : 10.1002/elps.200900197 . ПМИД 19810027 . S2CID 19515426 .
- ^ Пикрелл, Джозеф К.; Паттерсон, Ник; Лох, По-Ру; Липсон, Марк; Бергер, Бонни; Стоункинг, Марк; Пакендорф, Бриджит ; Райх, Дэвид (18 февраля 2014 г.). «Древнее западно-евразийское происхождение в южной и восточной Африке» . Труды Национальной академии наук . 111 (7): 2632–2637. arXiv : 1307.8014 . Бибкод : 2014PNAS..111.2632P . дои : 10.1073/pnas.1313787111 . ПМЦ 3932865 . ПМИД 24550290 .
- ^ Шлебуш, Карина М.; Мальмстрем, Хелена; Гюнтер, Торстен; Сьёдин, Пер; Коутиньо, Александра; Эдлунд, Ханна; Мунтерс, Ариэль Р.; Висенте, Марио; Стейн, Марина; Содиалл, Небеса; Ломбард, Марлиз; Якобссон, Маттиас (03 ноября 2017 г.). «Древние геномы Южной Африки оценивают расхождение современного человека от 350 000 до 260 000 лет назад» . Наука . 358 (6363): 652–655. Бибкод : 2017Sci...358..652S . дои : 10.1126/science.aao6266 . ISSN 1095-9203 . ПМИД 28971970 . S2CID 206663925 .
- ^ Jump up to: а б Баич, Владимир; Барбьери, Кьяра; Хюбнер, Александр; Гюльдеманн, Том; Науманн, Кристфрид; Герлах, Линда; Бертольд, Фалько; Накагава, Хироси; Мполока, Сунунгуко В.; Ревер, Лутц; Пурпс, Жозефина; Стоункинг, Марк; Пакендорф, Бриджит (07 сентября 2018 г.). «Генетическая структура и поток генов с учетом пола в истории популяций юга Африки» . Американский журнал физической антропологии . 167 (3): 656–671. дои : 10.1002/ajpa.23694 . ISSN 0002-9483 . ПМК 6667921 . ПМИД 30192370 .
- ^ Висенте, Марио; Ланкхит, Имке; Рассел, Темби; Холлфельдер, Нина; Кутзи, Вине; Судьял, Химла; Джонг, Майкл Де; Шлебуш, Карина М. (07 декабря 2021 г.). «Миграция по мужской линии из Восточной Африки привела к скотоводству на юге Африки» . БМК Биология . 19 (1): 259. doi : 10.1186/s12915-021-01193-z . ISSN 1741-7007 . ПМЦ 8650298 . ПМИД 34872534 .
- ^ Оливейра, Сандра; Фен, Анн-Мария; Аморим, Беатрис; Стоункинг, Марк; Роча, Хорхе (2023). «Общегеномные вариации в ангольской пустыне Намиб раскрывают уникальное происхождение до банту» . Достижения науки . 9 (38): eadh3822. Бибкод : 2023SciA....9H3822O . дои : 10.1126/sciadv.adh3822 . ISSN 2375-2548 . ПМЦ 10516492 . ПМИД 37738339 .
- ^ Свинглер, Хелен (23 сентября 2020 г.). «UCT открывает важный центр Хой и Сан» . Новости УКТ . Университет Кейптауна . Проверено 4 января 2021 г. Текст мог быть скопирован из этого источника, который доступен по лицензии Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) .
Библиография
[ редактировать ]- Барнард, Алан (2004) Взаимная помощь и образ мышления, связанный с собирательством: перечитывание Кропоткина на койсане. Социальная эволюция и история 3/1: 3–21.
- Кун, Карлтон: Живые человеческие расы (1965)
- Даймонд, Джаред (1999). Оружие, микробы и сталь . Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-31755-8 . .
- Хоган, К. Майкл (2008) «Макгадикгади» в Бёрнеме, А. (редактор) Мегалитический портал
- Ли, Ричард Б. (1979), Кунг Сан: мужчины, женщины и работа в обществе собирателей . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Смит, Эндрю; Малерб, Кенди; Гюнтер, Мэт и Беренс, Пенни (2000), Бушмены Южной Африки: Собирательное общество в переходный период . Афины: Издательство Университета Огайо. ISBN 0-8214-1341-4
- Томас, Элизабет Маршалл (1958, 1989) Безобидные люди .
- Томас, Элизабет Маршалл (2006). Старый путь: история первых людей .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Койсаноязычные народы
- Койсан
- Дом южноафриканского сан
- «Кхосанские языки» из веб-ресурсов для африканских языков.
- Африканские кхве-саны были первыми, кто отделился от других людей
- Койсанцы представляют «самую раннюю» ветвь человеческого генеалогического древа , Ян Стедман, 24 сентября 2012 г.
- Закон о традиционном и кой-санском лидерстве, 2019 г. (на английском и африкаансе)