Христианство в Африке

Часть серии о |
христианство |
---|
![]() |
Христианство в Африке пришло в Африку в I веке нашей эры, а в XXI веке большинство африканцев являются христианами. [1] Несколько африканских христиан повлияли на раннее развитие христианства и сформировали его доктрины, в том числе Тертуллиан , Перпетуя , Фелисити , Климент Александрийский , Ориген Александрийский , Киприан , Афанасий и Августин Гиппопотамский . [2] [3] В IV веке Аксумская империя на территории современных Эфиопии и Эритреи стала одним из первых регионов мира, принявших христианство в качестве официальной религии, за ней последовали нубийские королевства Нобатия , Макурия и Алодия , а также несколько христианских берберских королевств. [4]
Исламские завоевания Северной Африки оказали давление на христиан, заставив их принять ислам из-за специального налогообложения, налагаемого на немусульман , и других социально-экономических факторов при мусульманском правлении, хотя христианам широко разрешалось продолжать исповедовать свою религию . [5] Восточная православная церковь Александрии и Коптская православная церковь Александрии (которые отделились друг от друга во время халкидонского раскола ) в Египте и православная церковь Тевахедо пережили мусульманское вторжение. Исламизация территории, управляемой мусульманами, происходила постепенно в течение следующих нескольких столетий, хотя историки не до конца понимают этот процесс. [6][5] Restrictions on church building and demolition of churches in Egypt, along with occasional persecutions such as during the reign of al-Hakim (996–1021), put additional pressure on Copts in Egypt.[7][8]: 23 [9] In the Middle Ages, the Ethiopian Empire was the only region of Africa to survive as a Christian state after the expansion of Islam.[10] Эфиопская церковь придерживалась своих особых религиозных обычаев и уникального библейского канона . Таким образом, эфиопская церковная община уникальна в глобальном масштабе, поскольку она не была христианизирована через европейских миссионеров , но была в высшей степени независимой и сама распространила миссионеров по всей остальной Африке до контакта европейских христиан с континентом.
In the late 15th century, Portuguese traders and missionaries began arriving in West Africa, first in Guinea, Mauritania, the Gambia, Ghana, and Sierra Leone, then Nigeria and later in the Kingdom of Kongo, where they would find success in converting prominent local leaders to Catholicism. During and after the Scramble for Africa in the late 19th century, these Christian communities and others began to flourish up and down the coast, as well as in Central and Southern Africa as new missionary activities from Europe started,[11] (Christian evangelists were intimately involved in the colonial process in southern Africa).[12] In the 21st century, they constitute the bulk of the booming Christian community on the continent.
As of 2023, there are an estimated 718 million Christians from all denominations in Africa,[13] up from about 10 million in 1900. [14]In a relatively short time, Africa has gone from having a majority of followers of indigenous, traditional religions, to being predominantly a continent of Christians and Muslims,[15] even though there is a significant and sustained syncretism with traditional beliefs and practices.[16] Christianity is embraced by the majority of the population in most Southern African, Southeast African, and Central African states and in large parts of the Horn of Africa and West Africa, while the Coptic Christians make up a significant minority in Egypt. According to a 2018 study by the Gordon–Conwell Theological Seminary, more Christians live in Africa than any other continent, with Latin America second and Europe third.[17][18]
History
[edit]Christianity by country |
---|
![]() |
![]() |
Antiquity: Early Church
[edit]Christianity reached Africa first in Egypt around the year 50 AD.[citation needed] Mark the Evangelist became the first bishop of the Alexandrian Patriarchate in about the year 43.[19] At first the church in Alexandria was mainly Greek-speaking. By the end of the 2nd century the scriptures and liturgy had been translated into three local languages. Christianity in Sudan also spread in the early 1st century, and the Nubian churches, which were established in the sixth century within the kingdoms of Nobatia, Makuria and Alodia were linked to those of Egypt.[20]
Christianity also grew in northwestern Africa (today known as the Maghreb), reaching the region around Carthage by the end of the 2nd century.[citation needed] The churches there were linked to the Church of Rome and provided Pope Gelasius I, Pope Miltiades and Pope Victor I, all of them Christian Berbers like Saint Augustine and his mother Saint Monica.

At the beginning of the 3rd century the church in Alexandria expanded rapidly, with five new suffragan bishoprics. At this time, the Bishop of Alexandria began to be called Pope, as the senior bishop in Egypt. In the middle of the 3rd century the church in Egypt suffered severely in the persecution under the Emperor Decius. Many Christians fled from the towns into the desert. When the persecution died down, however, some remained in the desert as hermits to pray. This was the beginning of Christian monasticism, which over the following years spread from Africa to other parts of the Gohar, and Europe through France and Ireland.
The early 4th century in Egypt began with renewed persecution under the Emperor Diocletian. In the Ethiopian/Eritrean Kingdom of Aksum, King Ezana declared Christianity the official religion after having been converted by Frumentius, resulting in the promotion of Christianity in Ethiopia (eventually leading to the foundation of the Ethiopian Orthodox Tewahedo Church). At the beginning of the fifth century, no other region of the Roman Empire had as many bishoprics as Northern Africa; when the Vandal king summoned a synod in Carthage, 460 Catholic bishops attended.[21]
In these first few centuries, African Christian leaders such as Origen, Lactantius, Augustine, Tertullian, Marius Victorinus, Pachomius, Didymus the Blind, Ticonius, Cyprian, Athanasius and Cyril (along with rivals Valentinus, Plotinus, Arius and Donatus Magnus) influenced the Christian world outside Africa with responses to Gnosticism, Arianism, Montanism, Marcionism, Pelagianism and Manichaeism, and the idea of the university (after the Library of Alexandria), understanding of the Trinity, Vetus Latina translations, methods of exegesis and biblical interpretation, ecumenical councils, monasticism, Neoplatonism and African literary, dialectical and rhetorical traditions.[22]
Early Middle Ages: After the Muslim conquest of North Africa
[edit]

After the Muslim conquests, most of the early Muslim caliphs showed little interest in converting the local people to Islam.[23]: 26 Christianity continued to exist after the Muslim conquests. Initially, Muslims remained a ruling minority within the conquered territories in the Middle East and North Africa. Overall, the non-Muslim population became a minority in these regions by the 8th century.[6] The factors and processes that led to the Islamization of these regions, as well as the speed at which conversions happened, is a complex subject.[24][6] Among other rules, the Muslim rulers imposed a special poll tax, the jizya, on non-Muslims, which acted as an economic pressure to convert alongside other social advantages converts could gain in Muslim society.[24][5] The Catholic church gradually declined along with local Latin dialect.[25][26]
Historians have considered many theories to explain the decline of Christianity in North Africa, proposing diverse factors such as the recurring internal wars and external invasions in the region during late antiquity, Christian fears of persecution by the invaders, schisms and a lack of leadership within the Christian church in Africa, political pragmatism among the inhabitants under the new regime, and a possible lack of differentiation between early Islamic and local Christian theologies that may have made it easier for laymen to accept the new religion.[27] Some Christians, especially those with financial means, also left for Europe.[27][28] In the lands west of Egypt, the Church at that time lacked the backbone of a monastic tradition and was still suffering from the aftermath of heresies including the so-called Donatist heresy, and one theory proposes this as a factor that contributed to the early obliteration of the Church in the present day Maghreb. Proponents of this theory compare this situation with the strong monastic tradition in Egypt and Syria, where Christianity remained more vigorous.[27] In addition, the Romans and the Byzantines were unable to completely assimilate the indigenous people like the Berbers.[27][28]
Some historians remark how the Umayyad Caliphate persecuted many Berber Christians in the 7th and 8th centuries CE, who slowly converted to Islam.[29] Other modern historians further recognize that the Christian populations living in the lands invaded by the Arab Muslim armies between the 7th and 10th centuries CE suffered religious persecution, religious violence, and martyrdom multiple times at the hands of Arab Muslim officials and rulers.[30][31][32][33] Many were executed under the Islamic death penalty for defending their Christian faith through dramatic acts of resistance such as refusing to convert to Islam, repudiation of the Islamic religion and subsequent reconversion to Christianity, and blasphemy towards Muslim beliefs.[31][32][33]
From the Muslim conquest of Egypt onwards, the Coptic Christians were persecuted by different Muslim regimes.[7][34] Islamization was likely slower in Egypt than in other Muslim-controlled regions.[6] Up until the Fatimid period (10th to 12th centuries), Christians likely still constituted a majority of the population, although scholarly estimates on this issue are tentative and vary between authors.[6][8][35]: 194 Under the reign of the Fatimid Caliph al-Hakim (r. 96–1021), an exceptional persecution of Christians occurred,[8]: 23 This included closing and demolishing churches and forced conversion to Islam, which brought about a wave of conversions.[9][36][37]

There are reports that the Roman Catholic faith persisted in the region from Tripolitania (present-day western Libya) to present-day Morocco for several centuries after the completion of the Arab conquest by 700.[38] A Christian community is recorded in 1114 in Qal'a in central Algeria.[39] There is also evidence of religious pilgrimages after 850 to tombs of Catholic saints outside the city of Carthage, and evidence of religious contacts with Christians of Muslim Spain.[citation needed] In addition, calendar reforms adopted in Europe at this time were disseminated amongst the indigenous Christians of Tunis, which would have not been possible had there been an absence of contact with Rome.[citation needed]
High Middle Ages: Decline and first missions
[edit]Local Christians came under pressure when the Muslim regimes of the Almohads and Almoravids came into power, and the record shows demands made that the local Christians of Tunis convert to Islam. There are reports of Christian inhabitants and a bishop in the city of Kairouan around 1150 AD - a significant event, since this city was founded by Arab Muslims around 680 AD as their administrative center after their conquest. A letter in Catholic Church archives from the 14th century shows that there were still four bishoprics left in North Africa, admittedly a sharp decline from the over four hundred bishoprics in existence at the time of the Arab conquest.[39] The Almohad Abd al-Mu'min forced the Christians and Jews of Tunis to convert in 1159. Ibn Khaldun hinted at a native Christian community in 14th century in the villages of Nefzaoua, south-west of Tozeur. These paid the jizyah and had some people of Frankish descent among them.[40] Berber Christians continued to live in Tunis and Nefzaoua in the south of Tunisia up until the early 15th century, and in the first quarter of the 15th century texts state that the native Christians of Tunis, though much assimilated, extended their church, perhaps because the last Christians from all over the Maghreb had gathered there. However, they were not in communion with the Catholic Church.[39] The community of Tunisian Christians existed in the town of Tozeur up to the 18th century.[41]
Another group of Christians who came to North Africa after being deported from Islamic Spain were called the Mozarabs. They were recognised as forming the Moroccan Church by Pope Innocent IV.[42]

First missions to Northern Africa
[edit]In June 1225, Honorius III issued the bull Vineae Domini custodes that permitted two friars of the Dominican Order named Dominic and Martin to establish a mission in Morocco and look after the affairs of Christians there.[43] The bishop of Morocco Lope Fernandez de Ain was made the head of the Church of Africa, a title previously held by the archbishop of Carthage, on 19 December 1246 by Innocent IV.[44] The bishopric of Marrakesh continued to exist until the late 16th century.[45]
The medieval Moroccan historian Ibn Abi Zar stated that the Almohad caliph Abu al-Ala Idris al-Ma'mun had built a church in Marrakech for the Christians to freely practice their faith at Fernando III's insistence. Innocent IV asked emirs of Tunis, Ceuta and Bugia to permit Lope and Franciscian friars to look after the Christians in those regions. He thanked the Caliph al-Sa'id for granting protection to the Christians and requested to allow them to create fortresses along the shores, but the Caliph rejected this request.[46]
Early Modern Age: Jesuit missions in Africa
[edit]Another phase of Christianity in Africa began with the arrival of Portuguese in the 15th century.[47] After the end of Reconquista, the Christian Portuguese and Spanish captured many ports in North Africa.[48]
Missionary expeditions undertaken by the Society of Jesus (Jesuits) began as early as 1548 in various regions of Africa. In 1561, Gonçalo da Silveira, a Portuguese missionary, managed to baptize Monomotapa, king of the Shona people in the territory of Zimbabwe.[49] A modest sized group of Jesuits began to establish their presence in the area of Abyssinia, or Ethiopia Superior, around the same time of Silveira's presence in Southern Africa. Although Jesuits regularly confronted persecution and harassment, their mission withstood the test of time for nearly a century. Despite this confrontation, they found success in instituting Catholic doctrine in a region that, prior to the existence of their vocation, maintained strictly established orthodoxies. During the sixteenth century, Jesuits extended their mission into the old Kongo Kingdom, developing upon a preexisting Catholic mission which had culminated in the construction of a local church. Jesuit missions functioned similarly in Mozambique and Angola until in 1759 the Society was overcome by Portuguese authority.
The Jesuits went largely unchallenged by rival denominational missions in Africa. Other religious congregations did exist who sought to evangelize regions of the continent under Portuguese dominion, however, their influence was far less significant than that of the Christians. The Jesuit's ascendency to prominence began with the padroado in the fifteenth century and continued until other European countries initiated missions of their own, threatening Portugal's status as sole patron of the continent. The favor of the Jesuits took a negative turn in the mid eighteenth century when Portugal no longer held the same dominion in Africa as it had in the fifteenth century. The Jesuits found themselves expelled from Mozambique and Angola, as a result, the existence of Catholic missions diminished significantly in these regions.

The bishopric of Marrakesh continued to exist until the late 16th century and was borne by the suffragans of Seville. Juan de Prado who had attempted to re-establish the mission was killed in 1631. A Franciscan monastery built in 1637 was destroyed in 1659 after the downfall of the Saadi dynasty. A small Franciscan chapel and monastery in the mellah of the city existed until the 18th century.[45]
20th century
[edit]The horn of Africa
[edit]The Orthodox Tewahedo split into the Ethiopian Orthodox Tewahedo Church and the Eritrean Orthodox Tewahedo Church) in 1993.[citation needed] The P'ent'ay churches are works of a Protestant reformation within Ethiopian Christianity.[50]
The Maghreb
[edit]The growth of Catholicism in the region after the French conquest was built on European colonizers and settlers, and these immigrants and their descendants mostly left when the countries of the region became independent. As of the last census in Algeria, taken on 1 June 1960, there were 1,050,000 non-Muslim civilians (mostly Catholic) in Algeria (10 percent of the total population including 140,000 Algerian Jews).[51] Under French rule, the Catholic population of Algeria peaked at over one million.[51] Due to the exodus of the pieds-noirs in the 1960s, more North African Christians of Berber or Arab descent now live in France than in Greater Maghreb.
In 2009, the UNO counted 45,000 Roman Catholics and 50,000 to 100,000 Protestants in Algeria. Conversions to Christianity have been most common in Kabylie, especially in the wilaya of Tizi Ouzou.[52] In that wilaya, the proportion of Christians has been estimated to be between 1% and 5%. A 2015 study estimates 380,000 Muslims converted to Christianity in Algeria.[53]
Before the independence in 1956; Morocco was home to half a million Europeans, mostly Christians.[54] The numbers of the Catholics in French Morocco reached about 360,000 or about 4.1% of the population.[55] In 1950, Catholics in Spanish protectorate in Morocco and Tangier constitute 14.5% of the population, and the Spanish Morocco was home to 113,000 Catholic settlers.[55] Catholics in Spanish protectorate in Morocco and Tangier were mostly of Spanish descent, and to a lesser extent of Portuguese, French and Italian ancestry.[55] The U.S. State Department estimates the number of Moroccan Christians as more than 40,000.[56] Pew-Templeton estimates the number of Moroccan Christians at 20,000.[57] Most Christians reside in the Casablanca, Tangier and Rabat urban areas.[58] The majority of Christians in Morocco are foreigners, although some reports states that there is a growing number of native Moroccans (45,000) converting to Christianity,[59][60] especially in the rural areas. Many of the converts are baptized secretly in Morocco's churches.[61] Since 1960 a growing number of Moroccan Muslims are converting to Christianity.[62]
Before the independence in 1956; Tunisia was home to 255,000 Europeans, mostly Christians.[63] The Christian community in Tunisia, composed of indigenous residents, Tunisians of Italian and French descent, and a large group of native-born citizens of Berber and Arab descent, numbers 50,000 and is dispersed throughout the country. The Office for Democracy, Human Rights and Labor in the United States also noted the presence of thousands of Tunisians who converted to Christianity.[64]
Some scholars and media reports indicate that there been increasing numbers of conversions to Christianity among the Berbers.[65][66][67]
Africanizing Christianity
[edit]
According to Thomas C. Oden, "Christians of northern Africa—of Coptic, Berber, Ethiopian, Arabic, and Moorish descent—are treasured as part of the whole multicultural matrix of African Christianity".[3] Within different geographical areas, Africans searched for aspects of Christianity that could more closely resemble their religious and personal practices. Adaptations of Protestantism, such as the Kimbanguist church emerged. Within the Kimbanguist church, Simon Kimbangu questioned the order of religious deliverance- would God send a white man to preach? The Kimbanguist church believed Jesus was black and regarded symbols with different weight than the Catholic and Protestant Europeans. The common practice of placing crosses and crucifixes in churches was viewed as a graven image in their eyes or a form of idolatry. Also, according to Mazrui, Kimbanguists respected the roles of women in church more than orthodox churches; they gave women the roles of priests and preachers.[68][69] Members within these churches looked for practices in the Bible that were not overtly condemned, such as polygamy. They also incorporated in their own practices relationships with objects and actions like dancing and chanting.[70] When Africans were able to read in the vernacular, they were able to interpret the Bible in their own light. Polygamy was a topic of debate- many literate Africans interpreted it as acceptable because of information contained in the Old Testament- while it was condemned by European Christianity. Dona Beatriz was a woman from Central Africa known for her controversial views on the acceptance of polygamy – she argued that Jesus never condemned it – and she was burnt at the stake. European missionaries were faced with what they considered an issue in maintaining Victorian values, while still promoting the vernacular and literacy. Missionaries largely condemned the controversial African views and worked against leaders branching out. Simon Kimbangu became a martyr, put in a cage because of Western missionaries concern, and died there.
Within African communities, there were clashes brought on by Christianization. As a religion meant to "colonize the conscience and consciousness of the colonized"[71] Christianity caused disputes even amongst hereditary leaders, such as between Khama III and his father Sekgoma in nineteenth-century Botswana. Young leaders formed ideas based on Christianity and challenged elders. Dona Beatriz, an African prophet, made Christianity political and eventually went on to become an African Nationalist, planning to overthrow the Ugandan state with the help of other prophets. According to Paul Kollman, teaching from missionaries was up to the interpretation of each person and took different forms when acted upon.[72]


David Adamo, a Nigerian within the Aladura church chose portions of the Bible that closely resembled what his church found important. They read portions of Psalms because of the idea that missionaries were not sharing the power of their faith. They found power in reading these verses and put them into the context of their lives.
In addition to Africanizing Christianity, there were movements to Africanize Islam. In Nigeria, movements were created to arouse Muslims to de-Arabize Islam. There were clashes between people who accepted the de-Arabization and those who did not. These movements took place around 1980, resulting in violent behavior and clashes with police. Mirza Ghulam Ahmed, the founder of the Ahmadiyya sect, believed that Muhammed was the most important prophet, but not the last- departing from typical Muslim views. Sunni Africans were largely against the Ahmadiyyas; the Ahmadiyyas were the first to translate the Quran into Swahili, and the Sunnis opposed that as well. There was a militarism developed in different groups and movements like the Ahmadiyyas and the Mahdist movement and clashes between groups with opposing views.
The influenza pandemic of 1918 accelerated the Africanization of Christianity and hence its growth in twentieth century Africa.[73] As many as five million Africans are estimated to have died. European governments, churches and medicine were powerless against the plague, boosting anti-imperial sentiment. This contributed to growth of independent and prophetic Christian mass movements with prophecy, healings, and nationalist church restructuring. For example, the inception of the Aladura movement in Nigeria coincided with the pandemic. Evolving into the Christ Apostolic Church, it gave rise to many offshoots, which continued to emerge into the 1950s spreading with migrants around the world. For example, the Redeemed Christian Church of God, founded in 1952, has congregations in a dozen African states, Western Europe and North America.
Christian education in Africa
[edit]Christian missionaries were compelled to spread an understanding of their gospel in the native language of the indigenous people they sought to convert. The Bible was then translated and communicated in these native languages. Christian schools did teach English, as well as mathematics, philosophy, and values inherent to Western culture and civilization. The conflicting branches of secularism and religiosity within the Christian schools represents a divergence between the various goals of educational institutions within Africa.[74]
Current status
[edit]
There has been tremendous growth in the number of Christians in Africa - coupled by a relative decline in adherence to traditional African religions. In 1900, there were only nine million Christians in Africa, but by the year 2000, there were an estimated 380 million Christians. In 2020, there were nearly 658 million Christians in Africa, with 760 million expected by 2025,[75] surpassing earlier estimates of 630 to 700 million for 2025.[76] In 2020, Christians formed 49% of the continent's population, with Muslims forming 42%.[77] As of 2023, there are an estimated 718 million Christians from all denominations in Africa,[13] and the majority of Africans are Christian.[1]
According to a 2006 Pew Forum on Religion and Public life study, 147 million African Christians were "renewalists" (Pentecostals and Charismatics).[78] According to David Barrett, most of the 552,000 congregations in 11,500 denominations throughout Africa in 1995 are completely unknown in the West.[79] Much of the recent Christian growth in Africa is now due to indigenous African missionary work and evangelism and high birth rates, rather than European missionaries. Christianity in Africa shows tremendous variety, from the ancient forms of Oriental Orthodox Christianity in Egypt, Ethiopia, and Eritrea to the newest African-Christian denominations of Nigeria, a country that has experienced large conversion to Christianity in recent times. Several syncretistic and messianic sections have formed throughout much of the continent, including the Nazareth Baptist Church in South Africa and the Aladura churches in Nigeria. Some evangelical missions founded in Africa such as the UD-OLGC, founded by Evangelist Dag Heward-Mills, are also quickly spreading in influence all around the world. There are also fairly widespread populations of Seventh-day Adventists and Jehovah's Witnesses. A 2015 study estimated 2.1 million Christians in Africa to be from a Muslim background, most of which belonged to some form of Protestantism.[80]
Some experts predict the shift of Christianity's center from the European industrialized nations to Africa and Asia in modern times. Yale University historian Lamin Sanneh stated that "African Christianity was not just an exotic, curious phenomenon in an obscure part of the world, but that African Christianity might be the shape of things to come."[81] The statistics from the World Christian Encyclopedia (David Barrett) illustrate the emerging trend of dramatic Christian growth on the continent and supposes, that in 2025 there will be 633 million Christians in Africa.[82]
The rise of the megachurch
[edit]Megachurches (defined as churches with weekend attendances of at least 2,000[83][84][85]) are found in many countries of Sub-Saharan Africa, including Tanzania, Nigeria, South Africa, Ghana, Kenya, and Uganda. They are mostly of Pentecostal denominations.[86][87] The largest church auditorium, Glory Dome, was inaugurated in 2018 with 100,000 seats, in Abuja, Nigeria.[88]
Statistics by country
[edit]This section needs additional citations for verification. (January 2023) |
Country | Christians | % Christian | % Catholic | % Others | GDP/Capita PPP World Bank 2012 |
---|---|---|---|---|---|
![]() | 380,000[89] | 2% | 1% | 1% | 8,515 |
![]() | 17,094,000 | 75%[90] | 50% | 25% | 6,105 |
![]() | 3,943,000 | 42.8% | 27% | 15% | 1,583 |
![]() | 1,416,000 | 71.6% | 5% | 66% | 16,986 |
![]() | 3,746,000 | 22.0% | 18% | 4% | 1,513 |
![]() | 7,662,000 | 75.0% | 60% | 15% | 560 |
![]() | 13,390,000 | 65.0% | 38.4% | 26.3% | 2,324 |
![]() | 487,000 | 89.1%[citation needed] | 78.7% | 10.4% | 4,430 |
![]() | 2,302,000 | 80% | 29% | 51% | 857 |
![]() | 4,150,000[citation needed] | 35.0% | 20% | 15% | 1,493 |
![]() | 15,000 | 2.1% | 1,230 | ||
![]() | 3,409,000 | 90.7% | 50% | 40% | 4,426 |
![]() | 63,150,000 | 92% | 50% | 42% | 422 |
![]() | 53,000 | 6.0% | 1% | 5% | 2,784 |
![]() | 10,000,000 | 10% | 6,723 | ||
![]() | 683,000 | 88.7%[citation needed] | 80.7% | 8.0% | 30,233 |
![]() | 2,871,000 | 63%[91] | 4% | 54% | 566 |
![]() | 52,580,000 | 64% | 0.7% | 63.4% | 1,139 |
![]() | 1,081,000 | 88.0%[92] | 41.9% | 46.1% | 16,086 |
![]() | 79,000 | 4.2%[93] | 1,948 | ||
![]() | 19,300,000 | 71.2%[94] | 13.1% | 58.1% | 2,048 |
![]() | 1,032,000 | 8.9%[95] | 5% | 5% | 1,069 |
![]() | 165,000 | 10.0% | 10.0% | 1,192 | |
![]() | 7,075,000 | 32.8% | 28.9% | 3.9% | 2,039 |
![]() | 34,774,000 | 85.1% | 23.4% | 61.7% | 1,761 |
![]() | 1,876,000 | 90.0% | 45% | 45% | 1,963 |
![]() | 1,391,000 | 85.5%[96] | 85.5% | 655 | |
![]() | 170,000[citation needed] | 2.7%[citation needed] | 0.5% | 1.5% | 17,665 |
![]() | 8,260,000 | 41.0% | 978 | ||
![]() | 12,538,000 | 79.9% | 902 | ||
![]() | 348,000 | 2.4%[97] | 1,214 | ||
![]() | 10,000[98] | 0.14% | 2,603 | ||
![]() | 418,000 | 32.2% | 15,649 | ||
![]() | 336,000 | 1%[99] | 5,193 | ||
![]() | 13,121,000 | 56.1% | 28.4% | 27.7% | 1,024 |
![]() | 1,991,000 | 90.0% | 13.7% | 76.3% | 7,488 |
![]() | 85,000 | 0.5% | 5% | 665 | |
![]() | 74,400,000-107,000,000 | 40% [100] - 58% [101] | 10–14,5% | 30–43,5% | 6,204 |
![]() | 9,619,000 | 93.6% | 56.9% | 26% | 1,354 |
![]() | 570,000 | 4.2% [102] | 1,944 | ||
![]() | 80,000 | 94.7% | 82% | 15.2% | 27,008 |
![]() | 619,000-1,294,000 | 10% [103] -20.9% [104] | 1,359 | ||
![]() | 1,000 [105] | 0.01% | 0.0002% | 0.01% | |
![]() | 43,090,000 | 79.8% [106] | 5% | 75% | 11,440 |
![]() | 6,010,000 [107] | 60.5% [108] | 30% | 30% | |
![]() | 525,000 | 1.5% [109] | |||
![]() | 31,342,000 | 61.4% [110] | 1,601 | ||
![]() | 1,966,000 | 29.0% | 1,051 | ||
![]() | 30,000 [111] [а] | ||||
![]() | 29,943,000 | 88.6% | 41.9% | 46.7% | 1,352 |
![]() | 200 | 0.04% | 0.04% | ||
![]() | 12,939,000 | 95.5% [112] | 20.2% | 72.3% | 1712 |
![]() | 12,500,000 | 87.0% [113] | 17% | 63% | 559 |
Африка | 526,016,926 | 62.7% | 21.0% [114] | 41.7% | - |
Номиналы
[ редактировать ]
По прогнозам Pew, в 2020 году 53% населения Африки будут христианами. [115] По оценкам, число христиан на континенте достигает восьмисот миллионов. [116]
католицизм
[ редактировать ]Римско-католический
[ редактировать ]Число членов католической церкви выросло с 2 миллионов в 1900 году до 140 миллионов в 2000 году. [117] В 2005 году за католической церковью в Африке, включая восточно-католические церкви , следовали примерно 135 миллионов из 809 миллионов жителей Африки. В 2009 году, когда Папа Бенедикт XVI посетил Африку, ее численность оценивалась в 158 миллионов человек. [118] Большинство из них принадлежат к Латинской церкви , но есть также миллионы членов восточно-католических церквей.
Православие
[ редактировать ]Восточное православие
[ редактировать ]- Эфиопская православная церковь Тевахедо - 37 миллионов. [119] [120] [121] [122] [123]
- Коптская православная церковь Александрии - 10 миллионов. [124] [125] [126] [127]
- Эритрейская православная церковь Тевахедо - 2 миллиона. [128]
Восточное православие
[ редактировать ]протестантизм
[ редактировать ]По оценкам Pew, в 2010 году в странах Африки к югу от Сахары проживало около 300 миллионов протестантов. [130] По другим оценкам, цифра достигает четырехсот миллионов. [131] Протестантизм — крупнейшая христианская группа в Африке: 35,9% (более половины) проживают в странах Африки к югу от Сахары. [132] Протестанты выросли до 35,9% всего населения континента. [133] Исследования показали, что в Африке насчитывается около двухсот миллионов евангелистов и харизматиков. [134] Три страны с большим количеством протестантского населения: Нигерия с 60 миллионами (37,7% населения), Кения с 48 миллионами (84% населения) и Южная Африка с 24 миллионами (47,7% населения). Эти три страны в сумме составляют около 121 миллиона протестантов. [135] По оценкам, в Африке проживает 60 миллионов англиканцев и 23 миллиона лютеран. [136] [137] На континенте также проживает около 10 миллионов баптистов и еще 25 миллионов методистов. [138] [139] По оценкам, пресвитериане в Африке насчитывают более двадцати миллионов человек. [140]

Англиканство
[ редактировать ]- Церковь Нигерии - 20,1 миллиона. [141]
- Церковь Уганды - 8,1 миллиона. [142]
- Англиканская церковь Кении - 5,0 миллионов. [143]
- Епископальная церковь Южного Судана и Судана - 4,5 миллиона человек. [144]
- Англиканская церковь Южной Африки - 2,3 миллиона. [145]
- Англиканская церковь Танзании - 2,0 миллиона. [146]
- Англиканская церковь Руанды - 1,0 миллиона. [147]
- Церковь провинции Центральная Африка - 900 000. [148]
- Англиканская церковь Бурунди - 800 000 [149]
- Церковь Христа в Конго – англиканское сообщество Конго – 500 000 человек. [150]
- Церковь провинции Западная Африка - 300 000. [151]
- Реформатская евангелическая англиканская церковь Южной Африки - 90 000. [152]
Баптисты
[ редактировать ]- Нигерийская баптистская конвенция - 5,0 миллиона человек. [153]
- Баптистский союз Уганды - 2,5 миллиона. [153]
- Баптистская община Конго - 2,1 миллиона человек. [153]
- Баптистская конвенция Танзании - 2,0 миллиона. [153]
- Баптистская община реки Конго - 1,1 миллиона человек. [153]
- Баптистская конвенция Кении - 600 000 человек . [153]
- Баптистская конвенция Малави – 300 000ref name="BWA"/>
- Баптистская конвенция Ганы - 300 000 человек. [153]
- Союз баптистских церквей Руанды - 300 000. [153]
- Евангелистская баптистская церковь Центральноафриканской Республики - 200 000. [153]
Католическая апостольская церковь (ирвингизм)
[ редактировать ]- Новоапостольская церковь – 16 миллионов. [154] [155]
лютеранство
[ редактировать ]Лютеранство в Африке представляют 24,13 миллиона человек. [156]
- Эфиопская евангелическая церковь Мекане Йесус - 8,3 миллиона человек. [157]
- Евангелическо-лютеранская церковь в Танзании - 6,5 миллионов. [158]
- Малагасийская лютеранская церковь - 3,0 миллиона. [159]
- Лютеранская церковь Христа в Нигерии – 2,2 миллиона. [160]
- Евангелическо-лютеранская церковь в Намибии - 700 000 человек . [161]
- Евангелическо-лютеранская церковь в Южной Африке - 600 000 человек. [162]
- Евангелическо-лютеранская церковь в Республике Намибия - 400 000 человек. [161]
- Евангелическо-лютеранская церковь Камеруна - 300 000. [163]
- Евангелическо-лютеранская церковь в Зимбабве - 300 000 человек . [164]
Методизм
[ редактировать ]насчитывает более 20 конфессий на континенте и Всемирный методистский совет насчитывает 17,08 миллиона членов на всем континенте. [165]
- Методистская церковь Нигерии - 2 миллиона. [166]
- Методистская церковь Южной Африки - 1,7 миллиона человек. [167]
- Объединенная методистская церковь Кот-д'Ивуара - 1,08 миллиона. [168]
- Методистская церковь Ганы - 800 000 [169]
- Методистская церковь в Кении - 500 000. [170]
- Объединенная методистская церковь в Либерии - 350 000. [165]
- Свободная методистская церковь в Конго – 110 000. [171]
Реформатский (кальвинизм)
[ редактировать ]- Пресвитерианская церковь Восточной Африки - 4,0 миллиона. [172]
- Пресвитерианская церковь Нигерии - 3,8 миллиона человек. [173]
- Пресвитерианская церковь Африки - 3,4 миллиона. [174]
- Церковь Христа в Конго – пресвитерианская община Конго – 2,5 миллиона человек. [175]
- Пресвитерианская церковь Камеруна - 1,8 миллиона человек. [176]
- Пресвитерианская церковь Центральной Африки - 1,3 миллиона человек. [177]
- Пресвитерианская церковь в Судане - 1,0 миллиона. [178]
- Пресвитерианская церковь в Камеруне - 700 000. [179]
- Евангелическая пресвитерианская церковь, Гана - 600 000 человек. [180]
- Объединенная пресвитерианская церковь в Южной Африке - 500 000. [181]
- Пресвитерианская церковь в Руанде - 300 000. [182]
- Церковь Иисуса Христа на Мадагаскаре – 3,5 миллиона. [183]
- Объединенная церковь в Замбии - 3,0 миллиона. [184]
- Евангелическая церковь Камеруна - 2,5 миллиона человек. [185]
- Голландская реформатская церковь в Южной Африке (NGK) – 1,1 миллиона.
- Объединенная реформатская церковь в Южной Африке - 500 000. [186]
- Евангелическая церковь Лесото - 300 000 человек . [187]
- Христианская реформатская церковь Нигерии - 300 000 [188]
- Реформатская церковь в Замбии - 300 000. [189]
- Евангелическая реформатская церковь в Анголе - 200 000. [190]
- Церковь Христа в Судане среди тив - 200 000. [191]
- Евангелическая церковь Конго - 200 000. [192]
- Евангелическая конгрегационалистская церковь в Анголе - 900 000 человек . [193]
- Объединенная конгрегационалистская церковь Южной Африки - 500 000. [194]
Пятидесятничество
[ редактировать ]Население христиан-пятидесятников в 2015 году составило около 202,29 миллиона человек, что составляет 35,32 процента христианского населения континента. [195] Ожидается, что к 2025 году численность пятидесятников в Африке достигнет 257 миллионов человек. [196]
- Эфиопская церковь Кале Хейвет – 9 миллионов. [197]
- Эфиопская церковь верующих полного Евангелия - 4,5 миллиона человек. [198]
- – 1 миллион
- Генеральный совет Ассамблей Бога Нигерия - 3,6 миллиона . [199]
- Миссия апостольской веры Южной Африки - 1,2 миллиона человек. [ нужна ссылка ]
- Ассоциация пятидесятнических церквей Руанды - 1 миллион. [ нужна ссылка ]
Меннониты
[ редактировать ]- Церковь Мезерете Кристос - 470 000 человек. [200]
Другие евангелические группы
[ редактировать ]- Евангелическая церковь Западной Африки – 5 миллионов. [ нужна ссылка ]
Другие христианские группы
[ редактировать ]В Африке насчитывается около 97 миллионов христиан, независимых от конфессий. [201]
Церкви, инициированные африканцами
[ редактировать ]60 миллионов человек являются членами церквей, основанных африканцами . [202]
- Сионская христианская церковь – 15 миллионов. [ нужна ссылка ]
- Вечный Священный Орден Херувимов и Серафимов – 10 миллионов. [ нужна ссылка ]
- Кимбангистская церковь - 5,5 миллионов. [ нужна ссылка ]
- Искупленная Христианская Церковь Бога – 5 миллионов. [203]
- Церковь Господа (Аладура) – 3,6 миллиона . [204]
- Совет африканских институтских церквей - 3 миллиона. [205]
- Церковь Христа Света Святого Духа – 1,4 миллиона. [206]
- Африканская церковь Святого Духа - 700 000. [207]
- Африканско-израильская церковь Ниневия - 500 000. [208]
Реставрационизм
[ редактировать ]- Церковь Иисуса Христа Святых последних дней – 600 000. [209]
См. также
[ редактировать ]- Африканская теология
- Африканерский кальвинизм
- Христианство и колониализм
- Христианский мистицизм в древней Африке
- Римский католицизм в Африке
- Традиционная африканская религия
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Тагвирей, Кимион (27 февраля 2024 г.). «Восстановление разрушенных стен Зимбабве с помощью Церкви, руководства и последователей» . Verbum et Ecclesia . 45 (1). АОСИС. дои : 10.4102/ve.v45i1.3054 . ISSN 2074-7705 .
- ^ Агбау-Эбай, Морис Эшли; Леверинг, Мэтью (27 декабря 2021 г.). Йозеф Ратцингер и будущее африканского богословия . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-6667-0360-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Авис, Пол (2018). Оксфордский справочник по экклезиологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 627–628. ISBN 9780191081378 .
- ^ Исичей 1995 , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с Симонсон, Уриэль (2017). «Обращение, освобождение и манипулирование: социальные выгоды и обращение в ислам в поздней античности и средневековье» (PDF) . Средневековые миры . 6 : 196–216. doi : 10.1553/medievalworlds_no6_2017s196 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кеннеди, Хью Н. (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с шестого по одиннадцатый век . Пирсон/Лонгман. стр. 199–201. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Беженцы, Верховный комиссар ООН. «Refworld | Всемирный каталог меньшинств и коренных народов - Египет: копты Египта» . Рефмир . Проверено 15 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бретт, Майкл (2005). «Население и обращение в ислам в Египте в средневековый период». В Вермёлене, Урбен; Стинберген, Дж. Ван (ред.). Египет и Сирия в эпоху Фатимидов, Айюбидов и мамлюков IV: материалы 9-го и 10-го международного коллоквиума, организованного в Католическом университете Левена в мае 2000 г. и мае 2001 г. Издательство Питерс. стр. 1–32. ISBN 978-90-429-1524-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Н. Суонсон, Марк (2010). Коптское папство в исламском Египте (641-1517) . Американский университет в Каире Press. п. 54. ИСБН 9789774160936 .
К концу 1012 года гонения усилились: были снесены церкви и насильственно обращены в христианство...
- ^ «ИСТОРИЯ ЭФИОПИИ» . HistoryWorld.net .
- ^ Латуретт, Кеннет Скотт 1944 , стр. 301–464.
- ^ Комарофф, Жан; Комарофф, Джон (1986). «Христианство и колониализм в Южной Африке б». Американский этнолог . 13 (1): 1–22. дои : 10.1525/ae.1986.13.1.02a00010 . S2CID 143976274 .
- ^ Перейти обратно: а б «Состояние глобального христианства, 2023 г., в контексте 1900–2050 гг.» (PDF) . Духовная семинария Гордона-Конвелла . Проверено 8 мая 2024 г.
- ^ https://academic.oup.com/book/32113/chapter-abstract/268045986?redirectedFrom=fulltext «В 1900 году христиане в Африке составляли 2 процента (или 10 миллионов человек) всех христиан в мире и около 9 процентов. населения Африки».
- ^ Верстрален-Гилхейс, Гердиен (1992). Новый взгляд на христианство в Африке: очерки об апартеиде, африканском образовании и новой истории . Ф. Дж. Верстрален. Гверу, Зимбабве: Mambo Press. ISBN 0-86922-518-9 . ОСЛК 25808325 .
- ↑ Розалинда Шоу, Чарльз Стюарт, Синкретизм/антисинкретизм: политика религиозного синтеза (1994)
- ^ Джонсон, Тодд М.; Зурло, Джина А.; Хикман, Альберт В.; Кроссинг, Питер Ф. (ноябрь 2017 г.). «Христианство 2018: больше африканских христиан и число мучеников» . Международный бюллетень миссионерских исследований . 42 (1): 20–28. дои : 10.1177/2396939317739833 . S2CID 165905763 . Проверено 24 сентября 2019 г.
- ^ Мауро, Ж.-П. (24 июля 2018 г.). «Африка обгоняет Латинскую Америку по численности христианского населения» . Алетейя — католическая духовность, образ жизни, мировые новости и культура . Проверено 24 сентября 2019 г.
- ^ Евсевий Кесарийский , автор « Церковной истории» в IV веке, утверждает, что святой Марк пришел в Египет в первый или третий год правления императора Клавдия , то есть в 41 или 43 году нашей эры. «Две тысячи лет коптского христианства», Отто Ф.А.Мейнардус, стр.28.
- ^ Якобельски, С. Христианская Нубия на пике своей цивилизации (глава 8). ЮНЕСКО. Издательство Калифорнийского университета. Сан-Франциско, 1992 год. ISBN 9780520066984
- ^ Бивер, Р. Пирс (июнь 1936 г.). «Организация Африканской церкви накануне вторжения вандалов». История Церкви . 5 (2): 169–170. дои : 10.2307/3160527 . JSTOR 3160527 .
- ^ Оден, Томас К. Как Африка сформировала христианское мышление , IVP 2007.
- ^ Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521337674 .
- ^ Перейти обратно: а б Симонсон, Уриэль (2017). «Обращение, освобождение и манипулирование: социальные выгоды и обращение в ислам в поздней античности и средневековье» (PDF) . Средневековые миры . 6 : 198.
Этот процесс привлек интерес современных ученых, которые в первую очередь озабочены вопросами о том, когда произошло обращение в ислам, сколько людей обратилось в определенный период и почему они решили это сделать. В начале двадцатого века такие ученые, как Ч. Беккер, считали, что обращение в ислам было главным образом мотивировано экономическими соображениями. Позднее это понимание было пересмотрено после исследования Дэниела Деннета подушного налога (джизья) в 1950-х годах. Деннетт убедительно показал, что дискриминационные налоги на немусульман не вводились последовательно и не были единообразно задуманы с самого начала исламского правления. Таким образом, признавая роль экономического роста в конфессиональных изменениях, Маршалл Ходжсон указал на огромные социальные преимущества, которые можно было получить в результате обращения в ислам, подчеркнув социальную мобильность, которая сопровождала новую принадлежность. В целом историки пришли к пониманию того, что феномен обращения в ислам нельзя рассматривать с единой точки зрения.
- ^ Ближний и Средний Восток Хайнц Хальм, стр. 99.
- ^ Древнее африканское христианство: введение в уникальный контекст и традицию Дэвида Э. Уилхайт, страницы 332-334
- ^ Перейти обратно: а б с д Уилхайт, Дэвид Э. (2017). Древнее африканское христианство: введение в уникальный контекст и традицию . Тейлор и Фрэнсис. стр. 321–349. ISBN 978-1-135-12142-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Спил, CJ (1960). «Исчезновение христианства из Северной Африки в результате подъема ислама» . История Церкви . 29 (4): 379–397. дои : 10.2307/3161925 . ISSN 0009-6407 . JSTOR 3161925 . S2CID 162471443 .
- ^ Исчезновение христианства из Северной Африки в результате подъема ислама CJ Speel, II Church History, Vol. 29, № 4 (декабрь 1960 г.), стр. 379–397.
- ^ Рансиман, Стивен (1987) [1951]. «Царствование антихриста» . История крестовых походов, том 1: Первый крестовый поход и основание Иерусалимского королевства . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 20–37. ISBN 978-0-521-34770-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Санер, Кристиан К. (2020) [2018]. «Введение: христианские мученики в исламе» . Христианские мученики под исламом: религиозное насилие и создание мусульманского мира . Принстон, Нью-Джерси и Вудсток, Оксфордшир : Издательство Принстонского университета . стр. 1–28. ISBN 978-0-691-17910-0 . LCCN 2017956010 .
- ^ Перейти обратно: а б Фиерро, Марибель (январь 2008 г.). «Обезглавливание христиан и мусульман на средневековом Пиренейском полуострове: повествования, образы, современные представления» . Сравнительное литературоведение . 45 (2: Аль-Андалус и его наследие ). Филадельфия, Пенсильвания : Издательство Пенсильванского государственного университета : 137–164. дои : 10.2307/complitstudies.45.2.0137 . ISSN 1528-4212 . JSTOR 25659647 . S2CID 161217907 .
- ^ Перейти обратно: а б Тромбли, Фрэнк Р. (зима 1996 г.). « Мученики Кордовы: общественный и семейный конфликт в эпоху массового обращения (обзор)». Журнал ранних христианских исследований . 4 (4). Балтимор, Мэриленд : Издательство Университета Джонса Хопкинса : 581–582. дои : 10.1353/earl.1996.0079 . ISSN 1086-3184 . S2CID 170001371 .
- ^ Этередж, Лаура С. (2011). Ближний Восток, регион с переходной экономикой: Египет . Образовательное издательство Британника. п. 161. ИСБН 9789774160936 .
- ^ Ден Хейер, Йоханнес; Иммерзил, Мэтт; Бутрос, Наглаа Хамди Д.; Махул, Манхал; Пилетт, Перрин; Ройджаккерс, Тинеке (2018). «Христианское искусство и культура». В Меликян-Чирвани, Асадулла Сурен (ред.). Мир Фатимидов . Торонто; Мюнхен: Музей Ага Хана; Институт исмаилитских исследований; Хирмер. стр. 190–217. ISBN 978-1926473123 .
- ^ ха-Мизрахит ха-Йишреелит, Хевра (1988). Исследования Азии и Африки, Том 22. Иерусалимское академическое издательство. Мусульманские историки отмечают разрушение десятков церквей и насильственное обращение десятков людей в ислам при аль-Хакиме би-Амр Аллахе в Египте... Эти события также отражают отношение мусульман к насильственному обращению и к обращенным.
- ^ Листер, Уильям (2013). Пещерная церковь Павла Пустынника в монастыре Святого Павла . Издательство Йельского университета. ISBN 9789774160936 .
Однако Аль Хаким Би-Амр Аллах (годы правления 996–1021), который стал величайшим преследователем коптов... внутри церкви, что также, по-видимому, совпадает с периодом насильственного быстрого обращения в ислам.
- ^ Превост, Вирджиния (1 декабря 2007 г.). «Последние коренные христианские общины Северной Африки» . Обзор истории религий (4): 461–483. doi : 10.4000/rhr.5401 – через rhr.revues.org.
- ^ Перейти обратно: а б с Филлипс, отец Эндрю. «Последние христиане Северо-Западной Африки: некоторые уроки для современных православных» . www.orthodoxengland.org.uk .
- ^ Элеонора А. Конгдон (05 декабря 2016 г.). Латинская экспансия в средневековом Западном Средиземноморье . Рутледж. ISBN 9781351923057 .
- ^ Грбек, Иван (1992). Африка с седьмого по одиннадцатый век . ЮНЕСКО. Международный научный комитет по составлению всеобщей истории Африки. Дж. Карри. п. 34. ISBN 0852550936 .
- ^ Ламин Санне (2012). Западноафриканское христианство: религиозное влияние . Книги Орбис. ISBN 9789966150691 .
- ^ Иббен Фоннесберг-Шмидт (10 сентября 2013 г.). Реконкиста и крестовый поход в средневековой Испании . БРИЛЛ. ISBN 978-0812203066 .
- ^ Ольга Сесилия Мендес Гонсалес (апрель 2013 г.). Англия тринадцатого века XIV: Материалы конференции Аберистуита и Лампетера, 2011 г. Книги Орбис. ISBN 9781843838098 . , стр. 103-104
- ^ Перейти обратно: а б Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла 1913-1936 гг., Том 5 . БРИЛЛ. 1993. ISBN 9004097910 .
- ^ Иббен Фоннесберг-Шмидт (10 сентября 2013 г.). Реконкиста и крестовый поход в средневековой Испании . БРИЛЛ. ISBN 978-0812203066 . Проверено 19 июля 2020 г. , стр. 117-20
- ^ Ламин Санне (24 марта 2015 г.). Западноафриканское христианство: религиозное влияние . Книги Орбис. ISBN 9781608331499 .
- ^ Кевин Шиллингтон (январь 1995 г.). Западноафриканское христианство: религиозное влияние . Международное высшее образование Макмиллана. ISBN 9781137524812 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Мкенда, Фесто. «Иезуиты, протестанты и Африка до двадцатого века». Встречи между иезуитами и протестантами в Африке , под редакцией Фесто Мкенда и Роберта Александра Марикса, том. 13, Брилл, ЛЕЙДЕН; БОСТОН, 2018 г., стр. 11–30. JSTOR 10.1163/j.ctvbqs62t.4 .
- ^ http://www.africanchristian.org Африканское христианство
- ^ Перейти обратно: а б Кук, Бернард А. (2001). Европа с 1945 года: энциклопедия . Нью-Йорк: Гарленд. стр. 398 . ISBN 0-8153-4057-5 .
- ^ * (на французском языке) Садек Лекджа, Христианство в Кабилии , Radio France Internationale, 7 мая 2001 г. Архивировано 4 апреля 2019 г. в Wayback Machine.
- ^ Миллер, Дуэйн А. «Верующие во Христа мусульманского происхождения: глобальная перепись | Дуэйн А. Миллер Ботеро - Academia.edu» . academia.edu . Проверено 27 марта 2016 г.
- ^ Де Азеведо, Раймондо Каджано (1994) Миграция и сотрудничество в целях развития. . Совет Европы. п. 25. ISBN 92-871-2611-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ф. Найроп, Ричард (1972). Региональный справочник для Марокко . Университет Иллинойса Урбана-Шампейн. п. 97. ИСБН 9780810884939 .
- ^ «Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2015 год» . 2009-2017.state.gov .
- ^ Пью-Темплтон - Глобальное религиозное будущее http://www.globalreligiousfutures.org/countries/morocco#/?affiliations_religion_id=0&affiliations_year=2010®ion_name=All%20Countries&restrictions_year=2013 . Архивировано 14 октября 2022 г. в Wayback Machine.
- ^ Отчет о международной религиозной свободе, 2008 г., Государственный департамент США.
- ^ Карнс, Нат (2012). Аль-Магред, берберийский лев: взгляд на ислам . Издательство Кембриджского университета. п. 253. ИСБН 9781475903423 .
. Всего около 40 000 марокканцев обратились в христианство.
- ^ « Домашние церкви» и тихие мессы — обращенные христиане Марокко тайно молятся – VICE News» . 23 марта 2015 г.
Обращенные марокканцы — большинство из них тайные верующие, которых, по оценкам, насчитывается от 5 000 до 40 000 —
- ^ «Обращенные христиане в Марокко нуждаются в молитвах» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2013 года.
- ^ Карнс, Нат (2012). Аль-Магред, берберийский лев: взгляд на ислам . Издательство Кембриджского университета. п. 253. ИСБН 9781475903423 .
. Всего около 40 000 марокканцев обратились в христианство.
- ^ Ангус Мэддисон (20 сентября 2007 г.). Контуры мировой экономики 1–2030 гг. н. э.: Очерки макроэкономической истории: Очерки макроэкономической истории . ОУП Оксфорд. п. 214. ИСБН 978-0-19-922721-1 . Проверено 26 января 2013 г.
- ^ Отчет о международной религиозной свободе за 2010 год: Тунис . США Бюро демократии, прав человека и труда (17 ноября 2010 г.). В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Нисан, Мордехай (2015). Меньшинства на Ближнем Востоке: история борьбы и самовыражения, 2-е изд . Коллекция Армянского исследовательского центра. п. 75. ИСБН 9780786451333 .
Сообщается, что в Кабилии на рубеже XXI века люди обращались в христианство; возникли новые церкви. Ухудшающийся имидж ислама, как жестокого и социально ограничивающего, по-видимому, убедил некоторых берберов задуматься об альтернативной вере.
- ^ А. Шуп, Джон (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 56. ИСБН 9781598843620 .
- ^ «Опасный путь от мусульманина к христианину» . Национальный интерес. 12 июня 2021 г.
Сообщения о массовом обращении мусульман в христианство поступают из таких разных регионов, как Алжир, Албания, Сирия и Курдистан. Страны с наибольшей численностью коренного населения включают Алжир - 380 000 человек; Эфиопия – 400 000; Иран — 500 000 (против всего 500 в 1979 году); Нигерия – 600 000; и Индонезия – ошеломляющие 6 500 000.
- ^ Мкенда, Фесто. «Иезуиты, протестанты и Африка до двадцатого века». Встречи между иезуитами и протестантами в Африке, под редакцией Фесто Мкенда и Роберта Александра Марикса, том. 13, Брилл, ЛЕЙДЕН; БОСТОН, 2018 г., стр. 11–30. JSTOR 10.1163/j.ctvbqs62t.4 .
- ^ Мазруи, Али А. «Религия и политическая культура в Африке». Журнал Американской академии религии, том. 53, нет. 4, 1985, стр. 817–839. JSTOR 1464277 .
- ^ Энгельке, Мэтью. «Книга, церковь и« непостижимый парадокс »: христианство в истории Африки». Журнал южноафриканских исследований, том. 29, нет. 1, 2003, стр. 297–306. JSTOR 3557421 .
- ^ Масондо, Сибусисо (2018). «Ирония христианского присутствия в Южной Африке» . Журнал по изучению религии . 31 (2): 209–231. дои : 10.17159/2413-3027/2018/v31n2a10 . JSTOR 26778582 .
- ^ Коллман, Пол. «Классификация африканских христианств: прошлое, настоящее и будущее: Часть первая». Журнал религии в Африке, том. 40, нет. 1, 2010, стр. 3–32, JSTOR 20696840 .
- ^ Дженкинс, Филип (29 мая 2020 г.). «Что произошло в Африке после пандемии 1918 года» . Христианский век . Проверено 15 июня 2020 г.
- ^ Мазруи, Али А. «Религия и политическая культура в Африке». Журнал Американской академии религии , том. 53, нет. 4, 1985, стр. 817–839. JSTOR 1464277 .
- ^ Статус глобального христианства Теологическая семинария Гордона Конвелла,
- ^ Канарис, Майкл М. (13 декабря 2018 г.). «Быстрый рост христианства в Африке | Вестник католической звезды» . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ «Африканское христианство» . Духовная семинария Гордона Конвелла . 18 марта 2020 г.
- ^ «Евангельское богатство, быстрое процветание Африки. Пятидесятничество вызывает беспокойство и надежду», «Christianity Today » , июль 2007 г.
- ^ См. «Церковная картография и невидимый континент: Словарь африканских христианских биографий» на http://www.dacb.org/xnmaps.html. Архивировано 21 января 2010 г. в Wayback Machine .
- ^ Джонстон, Патрик; Миллер, Дуэйн (2015). «Верующие во Христа мусульманского происхождения: глобальная перепись» . IJRR . 11:14 . Проверено 20 ноября 2015 г.
- ^ «Историк, опередивший свое время», «Христианство сегодня» , февраль 2007 г.
- ↑ Отчет Всемирного совета церквей, август 2004 г.
- ^ «Размеры церкви» . www.USAChurches.org .
- ^ Бэрд, Джулия (23 февраля 2006 г.). «Хорошее и плохое в религии-облегченной» . Сидней Морнинг Геральд .
- ^ «мегацерковь» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Ука, Асонзе (6 февраля 2020 г.). «Глава 15: Священный избыток и пятидесятническое излишество: экономика спасения африканских мегацерквей». Справочник мегацерквей . Справочники Брилла по современной религии, том 19. Брилл. стр. 323–344. дои : 10.1163/9789004412927_017 . ISBN 9789004412927 . S2CID 213645909 . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Маккотта, Лоренцо (7 декабря 2019 г.). «Восстание мегацерквей к югу от Сахары» . Черридек . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ↑ Тейлор Берглунд, Самая большая в мире церковная аудитория, посвященная Нигерии , charismanews.com, 7 декабря 2018 г.
- ^ Миллер, Дуэйн А. «Верующие во Христа мусульманского происхождения: глобальная перепись» .
- ^ Виегас, Фатима (2008) Панорама религий в независимой Анголе (1975–2008) , Министерство культуры / Национальный институт по делам религии, Луанда
- ^ «Религии в Эритрее | PEW-GRF» . www.globalreligiousfutures.org .
- ^ «Африка :: ГАБОН» . ЦРУ Всемирная книга фактов. 17 февраля 2022 г.
- ^ «Всемирный справочник — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . 17 февраля 2022 г.
- ^ «Всемирный справочник — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . 17 февраля 2022 г.
- ^ «Всемирный справочник — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . 17 февраля 2022 г.
- ^ «Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2010 год: Либерия» . Государственный департамент США . 17 ноября 2010 года. Архивировано из оригинала 23 ноября 2010 года . Проверено 22 июля 2011 г.
- ^ «Всемирный справочник — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . 22 февраля 2022 г.
- ^ А. Лэмпорт, Марк (2021). Энциклопедия христианства на глобальном Юге . Издательство Rowman & Littlefield. п. 497. ИСБН 9781442271579 .
Влияния. Христианское влияние в мавританском обществе ограничено примерно 10 000 иностранных граждан, проживающих в стране.
- ^ «Всемирный справочник — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . 18 февраля 2022 г.
- ^ «Всемирный справочник — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . 22 февраля 2022 г.
- ^ Доминик Льюис (май 2013 г.). «Кодовая книга 5-го раунда Нигерии (2012 г.)» (PDF) . Афробарометр . п. 62 . Проверено 13 сентября 2015 г.
- ^ «Всемирный справочник — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . 14 февраля 2022 г.
- ^ «Всемирный справочник — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . 22 февраля 2022 г.
- ^ «Будущее мировых религий: прогнозы роста населения, 2010–2050 годы» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 29 апреля 2015 года . Проверено 12 мая 2015 г.
- ^ «Почти уничтожено: воюющие христиане Сомали» . 22 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 23 июля 2011 г. Проверено 22 октября 2009 г.
- ^ Результаты национальной переписи населения StatsSA 2012 г. http://www.statssa.gov.za/publications/SAStatistics/SAStatistics2012.pdf
- ^ «Таблица: Религиозный состав по странам в цифрах» . Проект «Религия и общественная жизнь» исследовательского центра Pew . 18 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 21 декабря 2012 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ «Таблица: Религиозный состав по странам в процентах» . Проект «Религия и общественная жизнь» исследовательского центра Pew . 18 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 1 января 2013 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ «Всемирная книга фактов» . cia.gov . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 26 января 2016 г.
- ^ «Перенаправление сайта ЦРУ — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . 22 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Управление международной религиозной свободы (12 мая 2021 г.). «Отчет о международной религиозной свободе за 2020 год: Тунис» . Государственный департамент США . Проверено 16 января 2023 г.
- ^ Замбия - Перепись населения и жилищного фонда 2010 года. Архивировано 30 января 2016 года в Wayback Machine.
- ↑ Религиозный состав по странам. Архивировано 19 февраля 2018 г. в Wayback Machine , Pew Research, Вашингтон, округ Колумбия (2012).
- ^ Мировое католическое население , Исследовательский центр Pew, Религия и общественная жизнь.
- ^ Тимоти, диджей (2023). Культурное наследие и туризм в Африке . Серия «Культурное наследие и туризм Рутледжа». Тейлор и Фрэнсис. п. 108. ИСБН 978-1-000-83438-3 . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ Зук, М.С.; Хауде, С. (2016). Вызов ортодоксии: социальный и культурный мир женщин раннего Нового времени: эссе, представленные Хильде Л. Смит . Тейлор и Фрэнсис. п. 138. ИСБН 978-1-317-16875-1 . Проверено 30 марта 2024 г.
- ↑ Католический взрыв . Архивировано 14 ноября 2011 г. в Wayback Machine , Информационное агентство Зенит , 11 ноября 2011 г.
- ↑ Рэйчел Донадио, « Во время поездки в Африку Папа найдет место, где церковь растет среди страданий », New York Times , 16 марта 2009 г.
- ^ «Православие в XXI веке» . Проект «Религия и общественная жизнь» исследовательского центра Pew . 8 ноября 2017 г.
Эфиопская православная церковь Тевахедо насчитывает около 36 миллионов приверженцев, что составляет почти 14% от общего православного населения мира.
- ^ Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Комиссия по переписи населения (4 июня 2012 г.). «Сводный и статистический отчет по результатам переписи населения и жилищного фонда 2007 года» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 июня 2012 года.
- ^ «Эфиопская православная церковь Тевахедо | церковь, Эфиопия» . Британская энциклопедия . 23 января 2024 года.
В начале XXI века церковь насчитывала более 30 миллионов последователей в Эфиопии.
- ^ «Эфиопская православная церковь Тевахедо — Всемирный совет церквей» . www.oikoumene.org . Январь 1948 года.
- ^ «Эфиопия: исключение в православном христианском мире» . Исследовательский центр Пью . 28 ноября 2017 г.
- ^ «Православие в XXI веке» . Проект «Религия и общественная жизнь» исследовательского центра Pew . 8 ноября 2017 г.
В Египте проживает самое большое православное население на Ближнем Востоке (около 4 миллионов египтян, или 5% населения), в основном члены Коптской православной церкви.
- ^ «BBC – Религии – Христианство: Коптская православная церковь» . Би-би-си .
Коптская православная церковь — главная христианская церковь в Египте, где она насчитывает от 6 до 11 миллионов членов.
- ^ Мэтт Ребейн (10 апреля 2017 г.). «Кто такие христиане-копты в Египте?» . CNN .
- ^ «Коптская Православная Церковь — Всемирный Совет Церквей» . www.oikoumene.org . Январь 1948 года.
- ^ «Эритрейская православная церковь Тевахедо — Всемирный совет церквей» . www.oikoumene.org . Январь 2003 года.
- ^ «Греческий Православный Патриархат Александрии и всей Африки — Всемирный Совет Церквей» . www.oikoumene.org . Январь 1948 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2019 года . Проверено 6 октября 2019 г.
- ^ Саллам, HN; Саллам, Нью-Хэмпшир (3 марта 2016 г.). «Религиозные аспекты вспомогательной репродукции» . Факты, взгляды и видение акушерства и гинекологии . 8 (1). Фламандское общество акушерства и гинекологии: 33–48. ПМК 5096425 . ПМИД 27822349 .
- ^ Пайпер, Дж.; Грудем, В. (2006). Восстановление библейской мужественности и женственности: ответ евангелическому феминизму . Перекресток. п. 421. ИСБН 978-1-4335-1918-5 . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ «В Африке Папа Франциск обнаружит религиозную энергию и насилие» . 24 ноября 2015 г.
- ^ «Феноменальный подъем христиан в Африке» . 3 января 2012 г.
- ^ Джеффри, GR (2008). Следующая мировая война: что пророчество говорит об крайнем исламе и Западе . Издательская группа Корона. п. 106. ИСБН 978-0-307-44619-0 . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ «Протестантские страны 2022» .
- ^ Бонгмба, ЭК (2012). Компаньон Уайли-Блэквелла по африканским религиям . Уайли Блэквелл «Сподвижники религии». Уайли. п. 208. ИСБН 978-1-118-25554-4 . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ Ропер, Л. (2023). Жизнь, я был твоей чумой: мир и наследие Мартина Лютера . Лекции Лоуренса Стоуна. Издательство Принстонского университета. п. 172. ИСБН 978-0-691-20532-8 . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ Уэйнрайт, Г.; Макпартлан, П. (2021). Оксфордский справочник по экуменическим исследованиям . Оксфордские справочники. Издательство Оксфордского университета. п. 512. ИСБН 978-0-19-960084-7 . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ Иригойен, К.; Уоррик, SE (2013). Исторический словарь методизма . Серия «Исторические словари религий, философий и течений». Пугало Пресс. п. 9. ISBN 978-0-8108-7894-5 . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ Во, КЛ (2013). Для такого времени, как это: убийства Эванстона, выборы, консультации по этике . Wipf и Stock Publishers. п. 35. ISBN 978-1-62189-812-2 . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ «Церковь Нигерии» . Англиканский-nig.org. 18 апреля 2007 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Церковь Уганды» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 12 февраля 2008 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Англиканская церковь Кении» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Епископальная церковь Судана» . www.oikoumene.org . Архивировано из оригинала 20 июля 2008 года.
- ^ «Англиканская церковь Южной Африки» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Англиканская церковь Танзании» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 6 сентября 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Провинция Епископальной церкви в Руанде» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 4 сентября 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Церковь провинции Центральной Африки» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Англиканская церковь Бурунди» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 5 сентября 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Церковь Христа в Конго – англиканская община Конго» . Oikoumene.org. 20 декабря 2003 года. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Церковь провинции Западная Африка» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Южноафриканский христианин» . Sachristian.co.za. Архивировано из оригинала 20 июня 2014 года . Проверено 26 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Всемирный баптистский альянс — Статистика» . www.bwanet.org . Архивировано из оригинала 18 июня 2016 года . Проверено 28 ноября 2016 г.
- ^ Ньика, Феликс Химера (2008). Восстановите первобытную церковь еще раз: обзор постреформационного христианского реставраторства . Серия Качере. п. 14.
В 1990-х годах Новоапостольская церковь насчитывала почти 300 апостолов и 60 000 общин, насчитывающих 16 миллионов членов по всему миру.
- ^ Кулигин, Виктор (2005). «Новоапостольская церковь». Африканский журнал евангелического богословия . 24 (1): 1–18.
- ^ «Церкви-члены» . 19 мая 2013 г.
- ^ «Эфиопская евангелическая церковь Мекане Йесус» . Новости и события. ЭЕММИ. Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 года . Проверено 10 февраля 2017 г. .
- ^ «Танзания | Всемирная лютеранская федерация» . www.lutheranworld.org . Архивировано из оригинала 1 июля 2016 года . Проверено 14 октября 2016 г.
- ^ «Мадагаскар | Всемирная лютеранская федерация» . www.lutheranworld.org . Архивировано из оригинала 1 июля 2016 года . Проверено 14 октября 2016 г.
- ^ «Нигерия | Всемирная лютеранская федерация» . www.lutheranworld.org . Архивировано из оригинала 9 мая 2016 года . Проверено 14 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Намибия | Всемирная лютеранская федерация» . www.lutheranworld.org . Архивировано из оригинала 1 июля 2016 года . Проверено 14 октября 2016 г.
- ^ «Южная Африка | Всемирная лютеранская федерация» . www.lutheranworld.org . Архивировано из оригинала 9 августа 2016 года . Проверено 14 октября 2016 г.
- ^ «Камерун | Всемирная лютеранская федерация» . www.lutheranworld.org . Архивировано из оригинала 18 октября 2016 года . Проверено 14 октября 2016 г.
- ^ «Зимбабве | Всемирная лютеранская федерация» . www.lutheranworld.org . Архивировано из оригинала 19 октября 2016 года . Проверено 14 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ресурс: Еще методистские карты» . 5 апреля 2018 г.
- ^ «Методистская церковь Нигерии» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Методистская церковь Южной Африки» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Объединенная методистская церковь Кот-д'Ивуара» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 4 сентября 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Методистская церковь Ганы» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Методистская церковь в Кении» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Демократическая Республика Конго | Официальные мировые миссии свободных методистов» .
- ^ «Пресвитерианская церковь Восточной Африки» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 5 сентября 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Пресвитерианская церковь Нигерии» . Oikoumene.org. Январь 1961 года. Архивировано из оригинала 26 октября 2014 года . Проверено 26 октября 2014 г.
- ^ «Пресвитерианская церковь Африки» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 4 сентября 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Церковь Христа в Конго – пресвитерианская община Конго» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 6 сентября 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Пресвитерианская церковь Камеруна» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ Патрик Джонстон и Джейсон Мандрик, Operation World: 21st Century Edition (Paternoster, 2001), стр. 419. Архивировано 31 января 2011 года в Wayback Machine .
- ^ «Пресвитерианская церковь Судана» . www.oikoumene.org . Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года.
- ^ «Пресвитерианская церковь в Камеруне» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Пресвитерианская церковь Ганы» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Объединяющая пресвитерианская церковь в Южной Африке» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 4 сентября 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Пресвитерианская церковь в Руанде» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Церковь Иисуса Христа на Мадагаскаре (FJKM)» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 5 сентября 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Объединенная церковь Замбии» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ Администратор. «Qui sommes-nous?» . Eeccameroun.org. Архивировано из оригинала 30 ноября 2012 года . Проверено 26 октября 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Объединение реформатской церкви в Южной Африке» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Евангелическая церковь Лесото» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 7 октября 2012 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Реформатская церковь Христа в Нигерии» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 21 сентября 2012 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Реформатская церковь в Замбии» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Евангелическая реформатская церковь Анголы» . Oikoumene.org. Январь 1995 г. Архивировано из оригинала 14 марта 2018 г. Проверено 14 марта 2018 г.
- ^ «Церковь Христа в Судане среди тив (НКСТ)» . Recweb.org. Архивировано из оригинала 25 августа 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Евангелическая церковь Конго» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Евангелическая конгрегационалистская церковь в Анголе» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Объединенная конгрегационалистская церковь Южной Африки» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ Варибоко, Ними (2017). «Пятидесятничество в Африке». Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки . doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.120 . ISBN 978-0-19-027773-4 .
- ^ Афолаян А.; Якоб-Халисо, О.; Фалола, Т. (2018). Пятидесятничество и политика в Африке . Африканские истории и современность. Международное издательство Спрингер. п. 49. ИСБН 978-3-319-74911-2 . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ «О нас» , Эфиопская церковь Кале Хейвет. Проверено 9 мая 2020 г.
- ↑ Эфиопская церковь верующих полного Евангелия, Обзор EMWACDO. Архивировано 20 сентября 2019 г. на Wayback Machine , etfullgospel.org, Эфиопия, получено 17 сентября 2019 г.
- ^ «Об Ассамблеях Божьих в Нигерии» . Архивировано из оригинала 08 марта 2019 г. Проверено 3 января 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Информационный бюллетень колледжа Мезерете Крайст (декабрь 2014 г.):
- ^ Санне, Л.; МакКлимонд, М. (2016). Уайли Блэквелл, компаньон мирового христианства . Уайли Блэквелл «Сподвижники религии». Уайли. п. 666. ИСБН 978-1-118-55604-7 . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Гордон Мелтон. «Африканские инициированные церкви» . Академические словари и энциклопедии . Архивировано из оригинала 26 октября 2014 года . Проверено 26 октября 2014 г.
- ^ «Лагерь Искупления | Армин Розен» . Первые вещи . Январь 2018. Архивировано из оригинала 15 февраля 2018 года . Проверено 15 февраля 2018 г.
- ^ «Церковь Господа (Аладура) по всему миру» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Совет африканских учрежденных церквей» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Церковь Христова Света Святого Духа» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Африканская церковь Святого Духа» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 9 сентября 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Африканско-Израильская церковь Ниневии» . Oikoumene.org. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Статистика и церковные факты | Общее количество членов церкви» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Корица, Джон М. «Миссионерский опыт, социальные науки и использование этнографических знаний в колониальном Габоне». История Африки 33 (2006): 413–432. онлайн [ постоянная мертвая ссылка ]
- Фройзе, Марджори. Южная Африка: фактический портрет христианской церкви в Южной Африке, Ботсване, Лесото, Намибии и Свазиленде (1989) онлайн
- Фройзе, Марджори. Мировое христианство: Южная Центральная Африка: фактический портрет христианской церкви (1991) онлайн
- Гастингс, Адриан. История африканского христианства, 1950–1975 (издательство Кембриджского университета, 1979).
- Гастингс Адриан. Церковь и миссия в современной Африке (1967) онлайн
- Гастингс Адриан. Церковь в Африке, 1450–1950 (Кларендон, 1995). онлайн
- Исичей, Элизабет (22 февраля 1995 г.). История христианства в Африке: от древности до наших дней . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-1-4674-2081-5 .
- Лэмпорт, Марк А. изд. Энциклопедия христианства на глобальном юге (Rowman & Littlefield, 2018)
- Латуретт, Кеннет Скотт . Великий век: Северная Африка и Азия с 1800 по 1914 год нашей эры (История распространения христианства, том 5) (1943), Всестороннее научное освещение. полный текст онлайн, а также онлайн-обзор ;
- Латуретт, Кеннет Скотт (1944). Великий век в Северной Африке и Азии 1800 г. н. э. 1914 г. Том VI истории распространения христианства . Проверено 8 мая 2024 г. онлайн-обзор
- Латуретт, Кеннет Скотт . Двадцатый век за пределами Европы: Америка, Тихий океан, Азия и Африка: развивающееся мировое христианское сообщество (1962) онлайн
- Мейер, Биргит. «Христианство в Африке: от независимых африканских церквей к пятидесятническим харизматическим церквям». Ежегодный обзор антропологии 33 (2004): 447–474. онлайн
- Нил, Стивен. История христианских миссий (1986), глобальный охват за 19 веков на 624 страницах; онлайн-книгу также см. онлайн-обзор
- Рейнджер, Т.О. и Джон Веллер, ред. Темы христианской истории Центральной Африки (1975) онлайн
Историография и память
[ редактировать ]- Бонгмба, Элиас Кифон. «Написание африканского христианства: перспективы из истории историографии африканского христианства». Религия и теология 23.3-4 (2016): 275-312. онлайн [ постоянная мертвая ссылка ]
- Этерингтон. Норман. «Последние тенденции в историографии христианства в Южной Африке» в « Критических чтениях по истории христианской миссии: том 3» под редакцией Марты Фредерикс и Доротти Надь. (Brill, 2021), стр. 39–66.
- Гастингс, Адриан. «Африканские христианские исследования, 1967–1999: размышления редактора». Журнал религии в Африке 30 № 1 (2000): 30–44. онлайн
- Малулеке, Тиньико Сэм. «В поисках приглушенных черных голосов в истории: некоторые актуальные проблемы в историографии (южно)африканской миссии» в « Критических чтениях в истории христианской миссии: том 3» под редакцией Марты Фредерикс и Доротти Надь. (Брилл, 2021), стр. 95– 115.
- Максвелл, Дэвид. «Написание истории африканского христианства: размышления редактора». Журнал религии в Африке 36.3-4 (2006): 379-399.
Внешние ссылки
[ редактировать ]