Джозеф Джексон Фуллер
Преподобный Джозеф Джексон Фуллер (1825–1908), баптистский миссионер в доколониальных африканских вождествах Камеруна .
Он был одним из первых рабов, освобожденных на Ямайке (первоначально на условиях частичных свобод согласно «Закону об ученичестве» ), который впоследствии получил хорошее образование и путешествовал по всему миру. Он возглавлял миссионерские станции, обучая, проповедуя, производя кирпичи и переводя Джона Баньяна такие книги, как «Путешествие паломника» на дуала . [ 1 ] Уехав в Англию, Фуллер закончил свои дни в качестве оратора перед баптистской и миссионерской аудиторией, иногда перед тысячами людей.
Ранняя жизнь на Ямайке
[ редактировать ]Джозеф Джексон Фуллер родился в Спэниш-Тауне , Ямайка , 29 июня 1825 года. Есть две истории о его происхождении: одна гласит, что он был сыном раба Александра Маклеода Фуллера, а другая говорит, что его отцом был Александр Джексон. [ 2 ] Когда ему было восемь лет, был принят «Закон об ученичестве» , дающий немедленную свободу тем, кто в возрасте шести лет и младше, и промежуточный статус для лиц его возраста и старше. В это время баптистский миссионерский дом предложил матери Джозефа скидку на 3 пенса в неделю, чтобы она записала Джозефа и его брата Сэмюэля в ученики, чему помогала его бабушка, которая владела небольшим бакалейным магазином. Школьный учитель, г-н Кирби, обнаружил, что Джозеф быстро учится, и обратил на него внимание баптистского священника Спэниш-Тауна, г-на Филиппо.
Часть серии о |
Баптисты |
---|
![]() |
![]() |
Когда в 1838 году восемьсот тысяч рабов в Вест-Индии были освобождены, это событие стало неизгладимым воспоминанием для Джозефа Фуллера. В своих выступлениях много лет спустя в Англии он рассказывал о том, как люди ходили в различные часовни, чтобы принять участие в ночных службах. Он пошел в баптистскую часовню в Спэниш-Тауне, активным членом которой был его отец, и обнаружил, что она переполнена тысячами людей снаружи. Была вырыта могила и приготовлен гроб с наручниками, цепями и кандалами раба. Народ оставался всю ночь, а в 6 часов утра прозвучал сигнал о начале рабочего дня, после чего опустили гроб: «похоронили старое рабство».
Баптистская миссия в Африке
[ редактировать ]Начиная с 1839 года ямайские баптисты и английские баптисты-миссионеры на Ямайке (такие как Джеймс Филиппо , Томас Берчелл , Сэмюэл Оутон и Уильям Книбб ) предложили основать миссию в Западную Африку. Английский баптист и аболиционист Уильям Книбб и два ямайских баптиста, Генри Бекфорд и Эдвард Барретт, подняли этот вопрос непосредственно во время своего визита в Великобританию в 1840 году для участия в первом в мире международном съезде против рабства . Когда миссионерская программа началась, Джозефу и его родителям была предоставлена возможность присоединиться к проекту Баптистского миссионерского общества в качестве пионеров, чтобы проповедовать Евангелие, обеспечить образование и благосостояние, а также способствовать прекращению рабства среди некоторых традиционных вождеств и королевств Западной Африки. .
Его родители уже путешествовали в 1839 году на испанский остров Фернандо-По у камерунского побережья Западной Африки. 30 ноября 1843 г. [ 3 ] Фуллер вместе со своим братом Сэмюэлем и 35 другими жителями Вест-Индии отправился в плавание, чтобы присоединиться к ним в группе под руководством Джона Кларка , прибывшей после трудного трехмесячного плавания. [ 4 ] На Фернандо-По семья Фуллеров присоединилась или вскоре к ним присоединились другие участники этого предприятия, в том числе ямайец Джозеф Меррик и англичанин Альфред Сейкер . Миссионеры Общества на Фернандо-По отправились на материк. [ 3 ] провести переговоры о земле для размещения миссий по обе стороны устья Вури в Бимбии и Дуале .
Миссионерская станция и школа Бимбиа, первая в материковом Камеруне, была основана в 1844/5 семьями Фуллер и Меррик , а вскоре за ней последовала вторая в Дуале, основанная Альфредом Сейкером и его семьей вместе с сьерра-леонцем Томасом Хортоном Джонсоном. Выжившие члены семей-основателей вернулись в Фернандо-По в конце 1840-х годов, откуда, после некоторого перерыва, позже были организованы дальнейшие миссии, в первую очередь основание Виктории Альфредом Сейкером по его возвращению на материк с освобожденными оттуда рабами в 1858 году.
Роль Фуллера в этих основополагающих миссиях стала особенно значимой после ранней смерти Меррика, после чего он возглавил общину в Бимбии. Он был гениальным, юмористическим проповедником, и его послание к жителям Бимбии было настолько убедительным, что, помимо местных жителей, он привлек деревенского старосту и группу дворян, чтобы они отбросили свои «фетиши» и воскликнули: «Теперь мы попытаемся твой!" В 1850-х годах Джозеф Фуллер возглавлял вефильское собрание в Дуале. Его группа позже стала известна как Свободные местные баптисты. [ 5 ]
Фуллер был рукоположен 4 апреля 1859 года Альфредом Сейкером и продолжал баптистскую деятельность в Камеруне более тридцати лет.
Примерно в 1850 году Джозеф женился на Элизабет Джонсон, ямайской школьной учительнице в Фернандо-По , и до ее смерти девять лет спустя у них родилось трое детей; в 1861 году он женился повторно, став мужем Шарлотты Диболл, дочери Джозефа Диболла, английского миссионера. [ 3 ]
В 1869 году Фуллер и его семья впервые отправились в Англию, посетив родной Норфолк его родственников , где его ораторское искусство и рассказ из первых рук об окончании рабства на Ямайке произвели впечатление на публику. Затем он отправился на Ямайку, навещал свою мать и выступал в часовнях, чтобы собрать дополнительные средства для миссионерской работы в Африке. Вернувшись в Англию, он нашел своего старшего сына от Элизабет Джонсон, Александра Меррика Фуллера (1849–1898), который проходил стажировку в машиностроительной компании в Норидже. Александр поселился в Норидже, Норфолк. Он женился на Софии Мейс в 1874 году. У них было четверо детей: дочери Флоренс Элизабет, Эдит Шарлотта, Кортни Хейльда и сын Фрэнсис МакЛеод. Александр вернулся в Африку, где и умер в 1898 году. Семья Александра по сей день живет в Норидже. Норфолк. Вернувшись в Камерун, Фуллер возглавил миссию до тех пор, пока Германия не захватила страну и баптистским миссионерам не пришлось переехать в Конго. Джозеф Фуллер руководил переводом, работая в Вефиле и Виктории в 1887 и 1888 годах, а затем уехал в Англию вскоре после своей жены. Его сына от второй жены забрал в Англию ямайский миссионер Джон Пиннок.
Последние годы в Англии
[ редактировать ]Поселившись в Лондоне, сначала в Барнсе , а затем на Сиднер-Роуд в Сток-Ньюингтоне, откуда он посещал баптистскую часовню Хакни на Девоншир-Роуд, ораторские способности Джозефа сослужили ему хорошую службу, и он выступал с речами по всей Англии. [ 5 ] [ 6 ] На одно мероприятие — в ратуше Бирмингема в октябре 1889 года — его пришло послушать четыре тысячи человек. Томас Льюис, коллега-баптистский миссионер, в своей книге «Эти семьдесят лет » вспоминал о популярности Джозефа Джексона как оратора:
В Англии, защищая интересы своего африканского брата, никто не встретил лучшего приема со стороны английской публики.
В 1892 году Фуллер был сфотографирован в составе группы, руководившей празднованием столетия Баптистского миссионерского общества, и по крайней мере один из его сыновей продолжил эту работу.
Джозеф Фуллер умер 11 декабря 1908 года и был похоронен на кладбище Эбни-Парк в Сток-Ньюингтоне , Лондон, месте упокоения двух английских миссионеров на Ямайке, которых он знал в юности, Томаса Берчелла и Сэмюэля Оутона . Его обращение к Союзу баптистов в Кембридже было недавно воспроизведено в «Черных голосах» , сборнике чернокожих христианских писаний, представленном преподобным Джоном Сентаму , архиепископом Йоркским.
Его работы хранятся в Оксфордском университете. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Фуллер, Джозеф Джексон», в книге Дэвида Дабидина, Джона Гилмора, Сесили Джонс (ред.), The Oxford Companion to Black British History , Oxford University Press, 2007, стр. 179.
- ^ Веб-сайт Оксфордского центра афроамериканских исследований, баптистское духовенство
- ^ Перейти обратно: а б с Веб-сайт JStor, Вклад Вест-Индии в христианскую миссию в Африке: карьера Джозефа Джексона Фуллера (1845–1888) , статья Ласа Ньюмана, опубликованная в журнале «Трансформация», том 18, номер 4 (октябрь 2001 г.)
- ^ Ньюман (2001), с. 222.
- ^ Перейти обратно: а б Веб-сайт Брилл, Преподобный Джозеф Джексон Фуллер, ямайский транснациональный миссионер и непокорные баптистские пасторы Камеруна , статья Пегги Брока, Нормана Этерингтона, Гарета Гриффитса и Жаклин Ван Гент, опубликованная в журнале «Коренные евангелисты и вопросы власти в Британской империи», 1750 г. -1940 (1 января 2015), стр. 76
- ^ Веб-сайт истории Ямайки, Джозеф Джексон Фуллер
- ^ Веб-сайт Национального архива, Фуллер, Джозеф Джексон (ум. 1908), баптистский миссионер.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арденер, Эдвин (1996), Королевство на горе Камерун
- Гленни, Роберт (1933), Джозеф Джексон Фуллер: африканский христианский миссионер
- Грин, Джеффри (1998), Черные эдвардианцы: черные люди в Великобритании 1901-1914 гг.
- Киллинрей и Эдвардс; предисловие Джона Сентаму (2009), «Черные голоса: формирование нашего христианского опыта».
- Льюис, Томас (1930), Эти семьдесят лет
- Ньюман, Лас (2001), «Вклад Вест-Индии в христианскую миссию в Африке: карьера Джозефа Джексона Фуллера (1845–1888)» . Трансформация , Том. 18, № 4 (октябрь 2001 г.), стр. 220–231.
- Сундклер Б. и Стид К. (1993), История христианской церкви в Африке.
- Вебер, Чарльз В. (1993), Международное влияние и баптистская миссия в Западном Камеруне
- 1825 рождений
- 1908 смертей
- Ямайские баптистские служители
- Ямайские баптистские миссионеры
- Похороны на кладбище Эбни Парк
- Баптистские служители XIX века
- Баптистские миссионеры в Камеруне
- Ямайские эмигранты в Камеруне
- Люди из испанского города
- Баптистские миссионеры в Экваториальной Гвинее
- Ямайские эмигранты в Экваториальной Гвинее