Jump to content

Марк Евангелист


Марк Евангелист
Евангелист, мученик
Рожденный в. 12 год нашей эры
Кирена , Крит и Киренаика , Римская империя
(согласно коптской традиции) [1]
Умер в. 68 г. н. э. (около лет 56 )
Александрия , Египет , Римская империя
Почитается в Все христианские церкви, почитающие святых
Главный храм
Праздник
Покровительство Адвокаты , Венеция , [2] Египет , Копты , [3] Майнар , Подгорица [4] Фанг, Лагуна
Основные работы Евангелие от Марка (приписывается)

Марк Евангелист [а] ( Койне греческий : Μᾶρκος, латинизированный : Маркос ), также известный как Иоанн Марк ( Койне греческий : Ἰωάννης Μάρκος, латинизированный : Иоаннес Маркос; арамейский : ��������������, латинизированный: Йоханнан Святой ) или Марк — человек, которого традиционно считают автор Евангелия от Марка . Современные исследователи Библии пришли к выводу, что Евангелие от Марка было написано анонимным автором, а не известной исторической фигурой. Согласно церковной традиции, Марк основал епископскую кафедру Александрии , которая была одной из пяти важнейших кафедр христианства раннего . Его праздник отмечается 25 апреля, а его символом является крылатый лев . [5]

Личность

[ редактировать ]
евангелиста Марка Символом является крылатый лев , Лев святого Марка . Надпись: PAX TIBI MARCE EVANGELISTA MEVS («Мир тебе, Марк, мой евангелист»). Этот же лев является еще и символом Венеции (на иллюстрации).

По словам Уильяма Лейна (1974), «непрерывная традиция» отождествляет Марка Евангелиста с Иоанном Марком , [6] и Иоанн Марк как двоюродный брат Варнавы . [7] Однако Ипполит Римский в «О семидесяти апостолах » выделяет Марка Евангелиста ( 2 Тимофею 4:11 ): [8] Иоанн Марк ( Деяния 12:12 , 25; 13:5, 13; 15:37), [9] и Марк, двоюродный брат Варнавы ( Колоссянам 4:10 ; [10] Филимону 1:24). [11] [12] По словам Ипполита, все они принадлежали к «семидесяти ученикам», посланным Иисусом для распространения Евангелия ( Лк. 10:1 и далее). [13] в Иудее .

По словам Евсевия Кесарийского , [14] Ирод Агриппа I в первый год своего правления всей Иудеей (41 г. н. э.) убил Иакова, сына Зеведея , и арестовал Петра , планируя убить его после Пасхи . Петр был чудесным образом спасен ангелами и сбежал из царства Ирода (Деяния 12:1–19). [15] Петр отправился в Антиохию , затем через Малую Азию (посещая церкви в Понте , Галатии , Каппадокии , Азии и Вифинии , как упомянуто в 1 Петра 1 :1), [16] и прибыл в Рим во второй год правления императора Клавдия (42 г. н.э.). [17] Где-то по пути Петр встретил Марка и взял его в качестве попутчика и переводчика. Марк Евангелист записал проповеди Петра, составив таким образом Евангелие от Марка: [18] перед отъездом в Александрию в третий год правления Клавдия (43 г. н.э.). [19]

Согласно Деяниям 15:39, [20] Марк отправился на Кипр с Варнавой после Иерусалимского Собора.

По преданию, в 49 году нашей эры, примерно через 16 лет после Вознесения Иисуса , Марк отправился в Александрию и основал Александрийскую церковь , уже пробыв в Египте 4-5 лет. Коптская православная церковь , Александрийская греческая православная церковь и Коптская католическая церковь ведут свое происхождение от этой первоначальной общины. [21] Некоторые аспекты коптской литургии восходят к самому Марку. [22] Он стал первым епископом Александрии и почитается как основатель христианства в Африке . [23]

По словам Евсевия, [24] Марка сменил Аниан на посту епископа Александрийского в восьмой год правления Нерона (62/63), вероятно, но не определенно, из-за его приближающейся смерти. Более поздняя коптская традиция гласит, что он принял мученическую смерть в 68 году. [1] [25] [26] [27] [11]

Современные исследователи Библии (то есть наиболее критически настроенные ученые) пришли к выводу, что Евангелие от Марка было написано анонимным автором, а не Марком. [28] [29] [30] [31] Например, автор Евангелия от Марка очень мало знал о географии Палестины (по-видимому, никогда не посещая ее), [32] [33] [34] [35] «был очень далек от того, чтобы быть крестьянином или рыбаком», [32] не был знаком с еврейскими обычаями (вряд ли для жителя Палестины), [34] [35] и, вероятно, был «эллинизированным евреем, жившим за пределами Палестины». [36] Митчелл Реддиш допускает, что имя автора могло быть Марком (что делает Евангелие, возможно, омонимичным), но личность этого Марка неизвестна. [35] Точно так же «Фрэнсис Молони предполагает, что автором был кто-то по имени Марк, хотя, возможно, не один из знаков, упомянутых в Новом Завете». [37] Энциклопедия исторического Иисуса Рутледжа использует тот же подход: автора звали Марк, но ученые не определились, кем был этот Марк. [34]

Четыре канонических Евангелия анонимны, и большинство исследователей сходятся во мнении, что ни одно из них не было написано очевидцами. [38] [39] [40] [41]

Библейская и традиционная информация

[ редактировать ]

Свидетельства об авторстве Марка Евангелиста Евангелия от Марка, носящего его имя, происходят от Папия ( ок. 60 – ок. 130 г. н. э. ). [42] [43] [44] Ученые Евангелической богословской школы Троицы «почти уверены», что Папий имеет в виду Иоанна Марка . [45] Современные ведущие исследователи Библии считают, что информацию Папия трудно интерпретировать. [46]

Коптская церковь согласна с отождествлением Марка Евангелиста с Иоанном Марком , а также с тем, что он был одним из семидесяти учеников, посланных Иисусом (Луки 10:1), [13] как подтвердил Ипполит . [47] Коптская традиция также утверждает, что Евангелист Марк принял учеников в своем доме после смерти Иисуса, что воскресший Иисус пришел в дом Марка ( Иоанна 20 ) и что Святой Дух сошел на учеников в Пятидесятницу в том же доме. [47] Более того, считается, что Марк также был среди слуг на свадьбе в Кане , которые выливали воду, которую Иисус превратил в вино ( Иоанна 2 :1–11). [48] [47]

Согласно коптской традиции, Марк родился в Кирене , городе в Пентаполисе Северной Африки (ныне Ливия ). Эта традиция добавляет, что Марк вернулся в Пентаполис позже, после того как Павел отправил его в Колоссы ( Колоссянам 4:10; [10] Филимону 24.) [49] Некоторые, однако, думают, что на самом деле это относится к Марку, двоюродному брату Варнавы ), и служившему с ним в Риме (2 Тимофею 4:11); [8] из Пентаполиса он направился в Александрию . [50] [51] Когда Марк вернулся в Александрию, язычники города возмутились его попытками отвратить александрийцев от поклонения их традиционным богам . [52] В 68 году нашей эры они накинули ему на шею веревку и тащили по улицам, пока он не умер. [52]

Почитание

[ редактировать ]
Festa del bocoło ( бутонов роз фестиваль ) на площади Сан-Марко в Венеции (Италия)

Праздник Святого Марка отмечается 25 апреля католической и восточно-православной церквями. Для тех церквей, которые все еще используют юлианский календарь , 25 апреля по нему совпадает с 8 мая по григорианскому календарю до 2099 года. Коптская Православная Церковь отмечает праздник Святого Марка 30 числа Пармути по коптскому календарю , который всегда совпадает с апрелем. 25 мая по юлианскому календарю или 8 мая по григорианскому календарю .

Там, где Иоанн Марк отличается от Марка Евангелиста, Иоанн Марк празднуется 27 сентября (как в Римском мартирологе ), а Марк Евангелист — 25 апреля.

Марка помнят в англиканской церкви и в большей части англиканской общины фестивалем 25 апреля . [53]

В искусстве

[ редактировать ]

Марка Евангелиста чаще всего изображают пишущим или держащим в руках Евангелие. [54] В христианской традиции Евангелиста Марка символизирует крылатый лев. [55]

Атрибутами Евангелиста Марка являются лев в пустыне ; его можно изобразить епископом на троне, украшенном львами; как человек, помогающий венецианским морякам. Его часто изображают держащим книгу с надписью «pax tibi Marce» или держащим ладонь и книгу. Другие изображения Марка изображают его как человека с книгой или свитком в сопровождении крылатого льва. Иисуса, Лев также мог быть связан с Воскресением потому что считалось, что львы спят с открытыми глазами, что является сравнением с Христом в его гробнице и Христом как царем.

Марка Евангелиста можно изобразить как человека с поводком на шее и спасающего христианских рабов от сарацин .

Основные святыни

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Латынь : Маркус ; Древнегреческий : Μᾶρκος , латинизированный : Маркос ; Имперский арамейский : латинизированный ����������������, : Marqōs ; Иврит : מַרְקוֹס , латинизированный : Маркос ; Геэз : ማርቆስ , латинизировано: Маркос .
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Святой апостол Марк, евангелист» . Сеть Коптской православной церкви . Проверено 21 ноября 2012 г.
  2. ^ Уолш , с. 21.
  3. ^ Льюис, Агнес Смит (2008). Через Кипр . Издательство Мичиганского университета. п. 65. ИСБН  978-0-88402-284-8 . Святой Марк – покровитель коптов.
  4. ^ "Markovdan: Slava Podgorice" . Borba . May 8, 2023.
  5. ^ Старший, Дональд П. (1998), «Марк», в Фергюсоне, Эверетт (редактор), Энциклопедия раннего христианства (2-е изд.), Нью-Йорк и Лондон: Garland Publishing, Inc., стр. 720, ISBN  0-8153-3319-6
  6. ^ Лейн, Уильям Л. (1974). «Автор Евангелия» . Евангелие от Марка . Новый международный комментарий к Новому Завету . Гранд-Рапидс: Эрдманс. стр. 21–3. ISBN  978-0-8028-2502-5 .
  7. ^ Марк: Изображения апостольского переводчика, стр. 55 К. Клифтон Блэк - 2001 - «... нечастое появление в Септуагинте (Числа 36:11; Тов 7:2) до его присутствия у Иосифа Флавия (JW 1.662; Ant 1.290, 15.250) и Филона («О посольстве к Гаию», 67), анепсиос постоянно имеет значение «двоюродный брат», хотя…»
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б 2 Тимофею 4:11
  9. ^ Деяния 12:12–25 , Деяния 13:5–13 , Деяния 15:37.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Колоссянам 4:10
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Филимону 1:24
  12. ^ Ипполит . «Тот же Ипполит о семидесяти апостолах» . Доникейские отцы .
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Луки 10:1
  14. ^ Церковная история 2.9.1–4
  15. ^ Деяния 12: 1–19.
  16. ^ 1 Петра 1:1.
  17. ^ Церковная история 2.14.6
  18. ^ Церковная история 15–16.
  19. ^ Финеган, Джек (1998). Справочник по библейской хронологии . Пибоди, Массачусетс: Хендриксон. п. 374. ИСБН  978-1-56563-143-4 .
  20. ^ Деяния 15:39.
  21. ^ «Египет» . Центр Беркли по религии, миру и мировым делам . Архивировано из оригинала 20 декабря 2011 года . Проверено 14 декабря 2011 г. См. раскрывающееся эссе на тему «Исламское завоевание и Османская империя».
  22. ^ «Христианская Коптская Православная Церковь Египта» . Коптская энциклопедия . Архивировано из оригинала 31 августа 2005 года . Проверено 26 января 2018 г.
  23. ^ Бансон, Мэтью; Бансон, Маргарет; Бансон, Стивен (1998). Энциклопедия святых для наших воскресных посетителей . Хантингтон, Индиана: Наш издательский отдел для воскресных посетителей. п. 401. ИСБН  0-87973-588-0 .
  24. ^ Церковная история 2.24.1
  25. ^ «Католическая энциклопедия Святого Марка» . Проверено 1 марта 2013 г.
  26. ^ Деяния 15:36–40.
  27. ^ 2 Тимофею 4:11.
  28. ^ Эрман, Барт Д. (2004). Новый Завет . Издательство Оксфордского университета, США. стр. 58–59. ISBN  0-19-515462-2 . Протоортодоксальные христиане второго века, спустя несколько десятилетий после написания большинства книг Нового Завета, утверждали, что их любимые Евангелия были написаны двумя учениками Иисуса — Матфеем, сборщиком налогов, и Иоанном, любимым учеником. и двух друзей апостолов — Марка, секретаря Петра, и Луки, спутника Павла. Однако сегодня ученым трудно принять эту традицию по нескольким причинам.
  29. ^ Чон, Чон Ку; Боуг, Стив (2017). Библейское богословие: Заветы и Царство Божье в истории искупления . Випф и сток. п. 181 сн. 10. ISBN  978-1-5326-0580-2 . Проверено 13 августа 2023 г. 10. Точно так же, как ученые-историки отрицают авторство Моисея в Пятикнижии, они также отрицают авторство четырех Евангелий Матфея, Марка, Луки и Иоанна.   [...] Но сегодня эти люди не считаются настоящими авторами.
  30. ^ Эрман, Барт Д. (2005). Утраченные христианства: битвы за Писание и веры, которых мы никогда не знали . Издательство Оксфордского университета. п. 235. ИСБН  978-0-19-518249-1 . Большинство учёных сегодня отказались от этих отождествлений. 11 и признать, что книги были написаны неизвестными, но относительно хорошо образованными грекоязычными (и пишущими) христианами во второй половине первого века.
  31. ^ Никл, Кейт Фуллертон (1 января 2001 г.). Синоптические Евангелия: Введение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 43. ИСБН  978-0-664-22349-6 . Мы должны откровенно признать, что все три синоптических евангелия являются анонимными документами. Ни один из трех не приобретает никакого значения из-за связи с традиционными фигурами из жизни ранней церкви. Они также ничего не теряют в своей значимости, если их признают анонимными. На протяжении всей книги для обозначения авторов первых трех Евангелий используются традиционные имена, но мы будем делать это просто для удобства.
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лич, Эдмунд (1990). «Лов рыбы на краю пустыни» . В Альтере, Роберт; Кермод, Фрэнк (ред.). Литературный путеводитель по Библии . Издательство Гарвардского университета. п. 590. ИСБН  978-0-674-26141-9 . 5. География Евангельской Палестины, как и география Ветхозаветной Палестины, является скорее символической, чем реальной. Неясно, бывал ли там когда-либо кто-либо из евангелистов.
  33. ^ Уэллс, Джордж Альберт (2013). Уменьшение Иисуса до размеров: чего достигла высшая критика и где она оставляет христианство . Открытый суд. п. 25. ISBN  978-0-8126-9867-1 . Проверено 13 августа 2023 г. Знания Марка даже о географии Палестины также недостаточны.   [...] Кюммель (1975, стр. 97) пишет о «многочисленных географических ошибках» Марка.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хатина, Томас Р. (2014). «Евангелие от Марка» . В Эвансе, Крейг А. (ред.). Энциклопедия исторического Иисуса Рутледжа . Тейлор и Фрэнсис. п. 252. ИСБН  978-1-317-72224-3 . Проверено 13 августа 2023 г. Как и другие синоптики, Евангелие от Марка анонимно. Однако было ли это так изначально, трудно сказать. Тем не менее, мы можем быть вполне уверены, что оно было написано кем-то по имени Марк.   [...] Трудность состоит в установлении личности Марка. Ученые спорят   [...] или о другом человеке по имени Марк, который не был уроженцем Палестины. Многие ученые выбрали последний вариант из-за непонимания Евангелием еврейских законов (1:40–45; 2:23–28; 7:1–23), неправильной палестинской географии (5:1–2, 12– 13; 7:31) и забота о язычниках (7:24–28:10) (например, Marcus 1999: 17–21).
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Красноватый 2011 , с. 36: «Свидетельства в самом Евангелии заставили многих читателей Евангелия усомниться в традиционном взгляде на авторство. Автор Евангелия, похоже, не слишком знаком с палестинской географией.   [...] Вероятно ли, что местный житель Палестины, каким был Иоанн Марк, допустил бы такие ошибки?»   [...] Кроме того, некоторые отрывки в Евангелии содержат ошибочные утверждения о палестинских или еврейских обычаях».
  36. ^ Уоттс Хендерсон, Сюзанна (2018). «Евангелие от Марка» . В Кугане, Майкл; Бреттлер, Марк; Ньюсом, Кэрол; Перкинс, Фем (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия: новая исправленная стандартная версия . Издательство Оксфордского университета. п. 1431. ИСБН  978-0-19-027605-8 . Проверено 13 августа 2023 г. предполагают, что евангелистом был эллинизированный еврей, живший за пределами Палестины.
  37. ^ Такер, Дж. Брайан; Кукер, Аарон (2020). Комментарий T&T Clark к Новому Завету о социальной идентичности . Издательство Блумсбери. п. 70. ИСБН  978-0-567-66785-4 . Проверено 13 августа 2023 г. Фрэнсис Молони предполагает, что автором был кто-то по имени Марк, хотя, возможно, это не один из Марков, упомянутых в Новом Завете (Молони, 11-12).
  38. ^ Миллард, Алан (2006). «Авторы, книги и читатели в древнем мире» . В Роджерсоне, JW; Лью, Джудит М. (ред.). Оксфордский справочник по библейским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. п. 558. ИСБН  978-0-19-925425-5 . Исторические повествования, Евангелия и Деяния, анонимны, а приписывание Матфея, Марка, Луки и Иоанна впервые сообщается в середине второго века Иринеем.
  39. ^ Reddish 2011 , стр. 13, 42.
  40. ^ Кусланд 2010 , с. 1744.
  41. ^ Кусланд 2018 , с. 1380.
  42. ^ «От рассказов к канону» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 июля 2016 г. Проверено 20 августа 2023 г.
  43. ^ Папий (1885). «Изложение Пророчеств Господних» . Доникейская христианская библиотека, том I. Перевод Александра Робертса и Джеймса Дональдсона. Т. и Т. Кларк в Эдинбурге.
  44. ^ Харрингтон, Дэниел Дж. (1990), «Евангелие от Марка», в Брауне, Рэймонде Э .; Фицмайер, Джозеф А .; Мерфи, Роланд Э. (ред.), Библейский комментарий Нового Джерома , Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл, стр. 596, ISBN  0-13-614934-0
  45. ^ Д. А. Карсон , Дуглас Дж. Му и Леон Моррис , Введение в Новый Завет (Аполлон, 1992), 93.
  46. ^ Уонсбро, Генри (22 апреля 2010 г.). Маддиман, Джон; Бартон, Джон (ред.). Евангелия . Издательство Оксфордского университета. п. 243. ИСБН  978-0-19-958025-5 . Наконец, важно осознавать, что ни одно из четырех Евангелий изначально не содержало указания автора. Все они были анонимными, и только на основе фрагментарных, загадочных и, по мнению Евсевия, из которого мы черпаем цитату, ненадежных свидетельств Папия в 120/130 г. н. э., мы можем начать собирать воедино любые внешние свидетельства об именах их авторы и их составители. Эти свидетельства настолько трудно интерпретировать, что большинство современных учёных формируют свои мнения, исходя из содержания самих Евангелий, и лишь затем выборочно апеллируют к внешним свидетельствам для подтверждения своих выводов.
  47. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Папа Шенуда III , Богозритель Марк Евангелист Святой и мученик , Глава первая. Тасбеха.орг
  48. ^ Иоанна 2: 1–11.
  49. ^ Филимону 24
  50. ^ «О епархии» . Коптская православная епархия юга США.
  51. ^ «Святой Марк» . Проверено 14 мая 2009 г.
  52. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Папа Шенуда III . Богозритель Марк Евангелист Святой и Мученик , Глава седьмая. Тасбеха.орг
  53. ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
  54. ^ Дидрон, Адольф Наполеон (20 февраля 1886 г.). Христианская иконография: Троица. Ангелы. Дьяволы. Смерть. Душа. Христианская схема. Приложения . Г. Белл. п. 356 - через Интернет-архив. Иконография Святого Марка.
  55. ^ «Святой Марк в искусстве» . www.christianiconography.info .

Библиография

[ редактировать ]


Титулы Великой Христианской Церкви
Новое творение Папа и Патриарх Александрийский
43–68
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8a1a8041a3a4ff8cba4cb4c3daaeb64e__1721355600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8a/4e/8a1a8041a3a4ff8cba4cb4c3daaeb64e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mark the Evangelist - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)