Каппадокийские отцы
Каппадокийские отцы , также традиционно известные как Три Каппадокийца , представляли собой трио византийских христианских прелатов, богословов и монахов, которые помогли сформировать как раннее христианство, так и монашескую традицию. Василий Великий (330–379) был епископом Кесарии ; Младший брат Василия Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 395) был епископом Нисским ; и близкий друг Григорий Назианзин (329–389) стал Патриархом Константинопольским . [1] Регион Каппадокия на территории современной Турции был ранним местом христианской деятельности .
Каппадокийцы продвинули развитие раннехристианского богословия , например учения о Троице , [2] : 22 и пользуются большим уважением как святые как в западных , так и в восточных церквях.
Биографическая справка
[ редактировать ]Старшая сестра Василия и Григория Нисского, Макрина , превратила родовое имение в монашескую общину. Василий Великий был старшим из братьев Макрины, вторым по старшинству был знаменитый христианский правовед Навкратий . [3] Другой брат, Петр Севастийский , также стал епископом. Их дед по материнской линии был мучеником, а их родители, Василий Старший и Эммелия Кесария, также признаны святыми.
Богословские вклады
[ редактировать ]Троица
[ редактировать ]Отцы намеревались продемонстрировать, что христиане могут постоять за себя в беседах с учеными, говорящими по-гречески интеллектуалами, и что христианская вера, хотя и противоречила многим идеям Платона и Аристотеля (и других греческих философов), была почти научной и самобытной. движение, в центре которого лежит исцеление души человека и его соединение с Богом, — лучше всего представленное монашеством. Они внесли большой вклад в определение Троицы, утвержденное на Первом Константинопольском соборе в 381 году, и в окончательную версию Никейского символа веры , утвержденную там.
Они внесли ключевой вклад в доктрину Троицы и в ответ на арианство и аполлинарианство . [2] : Глава 1
После Никейского собора Первого арианство не исчезло просто так. Никейский собор утверждал, что Сын имеет ту же сущность (homoousios), что и Отец. Полуариане учили, что Сын имеет одинаковую сущность с Отцом ( homioiousios ), в отличие от откровенных ариан, которые учили, что Сын не подобен Отцу, но сотворен и, следовательно, не является Богом. Таким образом, Сын считался подобным Отцу , но не имеющим той же сущности, что и Отец.
Каппадокийцы старались вернуть этих полуарианцев к ортодоксальному делу. В своих сочинениях они широко использовали (ныне ортодоксальную) формулу «одна субстанция ( ousia ) в трёх лицах ( hystaseis )». [2] : 66 Эта связь понятна, утверждал Василий Кесарийский, проводя параллель, проведенную из платонизма :
Любые три человека являются отдельными личностями, и все они обладают общим универсальным — своей человечностью.
Эта формулировка явно признавала различие между Отцом, Сыном и Святым Духом (различие, в размытии которого обвиняли Никею), но в то же время настаивала на их сущностном единстве.
Так Василий писал:
Вкратце скажу, что сущность (ousia) относится к лицу (ипостаси) как общее к частному. Каждый из нас участвует в существовании, потому что он причастен усии, тогда как по своим индивидуальным свойствам он является А или Б. Итак, в рассматриваемом случае усия относится к общему понятию, такому как добро, божество или подобные понятия, тогда как ипостась наблюдается в особых свойствах отцовства, сыновства и освящающей силы. Итак, если они говорят о лицах без ипостаси, то они говорят вздор, ex hipthesi ; но если они признают, что личность существует в реальной ипостаси, как они это признают, то пусть они пронумеруют их так, чтобы сохранить принципы гомоусии в единстве Божества, и провозгласят свое благоговейное признание Отца, Сына и Святого Духа. , в полной и совершенной ипостаси каждого так называемого человека. (Послание 214.4).
Таким образом, Василий попытался отдать должное доктринальным определениям Никеи, в то же время отличив никейскую позицию от модализма , который был Папы первоначальным обвинением Ария против Александра в никейском споре. В результате арианство и полуарианство практически исчезли из церкви.
Женщины и мариология
[ редактировать ]Каппадокийцы относились к женщинам более высоко, чем многие их современники. [4] Некоторые ученые предполагают, что Макрина была равноправной в группе и поэтому ее следует признать «четвертым каппадокийцем». [5] Они способствовали развитию богословия Марии и зарождающейся преданности Марии ; все трое мужчин подтверждали доктрину вечной девственности , которая в то время подвергалась критике со стороны некоторых кругов. Григорий Нисский учил, что она дала обет девства, и был, возможно, первым богословом, который типологически связал горящий куст с Марией в своей «Жизни Моисея» . Каппадокийцы подтвердили титул Богородицы более чем за 50 лет до того, как он стал центральным в несторианских спорах. Григорий Назианзин утверждал, что «кто не верит, что святая Мария есть Богородица, тот без Божества». Оба Григория были ранними свидетелями понимания Марии как « девственной земли » и созерцания «почтенного чрева Девы» как места, где Бог соединил «две природы в одну». Этот язык, которым особенно изобилует Григорий Нисский, предвосхитил Эфесский собор и марианских богословов, таких как Прокл , преемник Григория Назианзина в Константинопольском архиепископе. Более того, Назианзин учил, что Мария была предварительно очищена душой и телом перед зачатием Иисуса. Более того, он свидетельствует о самой ранней известной молитве Марии из святоотеческого литературного корпуса, в которой рассказывается о том, как дева молилась Марии, чтобы помочь ей преодолеть искушение, показывая аскетическую матрицу, которая была контекстом ранней Марианской преданности по сравнению с вечным девственность. [6] Таким образом, корни призывания Марии могут быть связаны с никейским кругом Назианза в Константинополе. Григорий Нисский также представляет самую раннюю запись о явлении Марии , связывая его с Григорием Чудотворцем в середине третьего века. [7]
Хотя каппадокийцы имели много общих черт, каждый из них обладал особыми сильными сторонами. Ученые отмечают, что Василий был «человеком действия», Григорий Назианзин «оратором», а Григорий Нисский «мыслителем». [8]
См. также
[ редактировать ]- Амфилохий Иконийский
- Петр Севастийский
- Три святителя : Василий Кесарийский, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Толкование к Песне Песней; Письмо о душе; Письмо об аскезе и монашеской жизни» . Всемирная цифровая библиотека . Проверено 6 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с МакГрат, Алистер (1998), Историческое богословие , Оксфорд: Blackwell Publishers, ISBN 0-63120843-7
- ^ Григорий Нисский (1916). Жизнь Макрины . Перевод У. К. Лоутера Кларка . Лондон: СПКК .
- ^ Бигон, Филип (май 1995 г.), «Каппадокийские отцы, женщины и церковная политика», Vigiliae Christianae , 49 (2), Brill: 165–166, doi : 10.1163/157007295X00167 , JSTOR 1584393
- ^ Пеликан, Ярослов (1993). Христианство и классическая культура: метаморфоза естественного богословия в христианской встрече с эллинизмом . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. п. 9. ISBN 0300062559 .
- ^ О'Кэрролл, Майкл (2000). Богородица: богословская энциклопедия Пресвятой Богородицы . Wipf и Stock Publishers. стр. 71, 160–162. ISBN 1-57910-454-1 . ОСЛК 47771920 .
- ^ Чудотворец, Святой Григорий (15 апреля 2010 г.). Жизнь и дела (Отцы Церкви, Том 98) . ЦУА Пресс. стр. 41–87. ISBN 978-0-8132-1198-5 .
- ^ Квастен, Йоханнес (1962), Патрология , том. 3, Утрехт-Антверпен: Издательство Spectrum, стр. 204, 236, 254, ISBN 0-87061086-4 , как указано в Børtnes, p. 10
Источники
[ редактировать ]- Документирование Каппадокии. «Список византийских построек в Каппадокии» . Проверено 1 апреля 2023 г.