Ярослав Пеликан
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2024 г. ) |
Ярослав Пеликан | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Ярослав Ян Пеликан 17 декабря 1923 г. Акрон , Огайо, США |
Умер | 13 мая 2006 г. Хэмден , Коннектикут, США | (82 года)
Супруг | Сильвия Бурика |
Академическое образование | |
Образование | |
Диссертация | Лютер и Confessio Bohemica 1535 года. [1] (1946) |
Докторантура | Вильгельм Паук [2] |
Академическая работа | |
Дисциплина |
|
Субдисциплина | |
Учреждения | |
Докторанты | |
Известные студенты | Марк Макинтош |
Известные работы | Христианская традиция (1971–1989) [2] |
Под влиянием | Филип Хефнер |
Подпись | |
![]() |
Ярослав Ян Пеликан младший ( / ˈ j ɑːr ə s l ɑː v ˈ p ɛ l ɪ k ən / ; 17 декабря 1923 — 13 мая 2006) — американский исследователь истории христианства , христианской теологии и средневекового интеллектуала. истории в Йельском университете .
Ранние годы
[ редактировать ]Ярослав Ян Пеликан-младший родился 17 декабря 1923 года в Акроне , штат Огайо , [6] словацкому из отцу Ярославу Яну Пеликану старшему и словацкой матери Анне Бузековой Пеликан Шида в Сербии . Его отец был пастором словацкой лютеранской церкви Троицы в Чикаго, штат Иллинойс . Его дед по отцовской линии был лютеранским пастором в Чикаго, а в 1902 году — основателем устава, а затем президентом Синода евангелическо-лютеранских церквей , который до 1958 года был известен как Словацкая евангелическо-лютеранская церковь, строго консервативная ортодоксальная церковь Аугсбурга. Признание. [ нужна ссылка ]
По словам членов семьи, мать Пеликана научила его пользоваться пишущей машинкой, когда ему было три года, потому что он еще не умел правильно держать ручку, но хотел писать. [ нужна ссылка ] Способность Пеликана к языкам можно объяснить его многоязычным детством и ранним обучением. [ нужна ссылка ] Эта возможность сослужила ему хорошую службу в карьере, которую он в конечном итоге выбрал (после того, как подумывал о том, чтобы стать концертирующим пианистом). [ нужна ссылка ] ) как историк христианского учения. Он не ограничивал свои исследования римско-католической и протестантской богословской историей, но также охватил историю христианского Востока . [ нужна ссылка ]
В 1946 году, когда ему было 22 года, он получил степень семинарии в семинарии Конкордия в Сент-Луисе, штат Миссури, и степень доктора философии в Чикагском университете .
Письма и интервью
[ редактировать ]Пеликан написал более 30 книг, в том числе пятитомную « Христианская традиция: история развития доктрины» (1971–1989). Некоторые из его более поздних работ приобрели перекрестную привлекательность, выйдя за пределы научной сферы и охватив широкую читающую публику, в частности, « Мария сквозь столетия» , «Иисус сквозь столетия» и «Чья это Библия?»
Его лекция Джефферсона 1983 года «Защита традиции» включала часто цитируемую строчку: [7] который он подробно изложил в интервью 1989 года журналу US News & World Report . Он сказал:
Традиция — это живая вера мертвых; Традиционализм — это мертвая вера живых. Традиция живет в разговоре с прошлым, помня, где мы и когда мы находимся, и что решать должны именно мы. Традиционализм предполагает, что ничего никогда не следует делать впервые, поэтому все, что нужно для решения любой проблемы, — это прийти к якобы единодушному свидетельству этой гомогенизированной традиции. [8]
профессор Йельского университета
[ редактировать ]Он поступил на работу в Йельский университет в 1962 году в качестве профессора церковной истории на Титус-Стрит, а в 1972 году был назначен Стерлинговым профессором истории и занимал эту должность до достижения почетного статуса в 1996 году. Он занимал должность исполняющего обязанности декана, а затем декана аспирантуры с 1973 по В 1978 году он был преподавателем Уильяма Клайда ДеВейна в 1984–1986 годах и снова осенью 1995 года. Награды включают медаль Уилбура Креста аспирантуры 1979 года и медаль Хаскинса Средневековой академии Америки 1985 года.
Во время учебы в Йельском университете Пеликан выиграл конкурс, спонсируемый журналом Field & Stream, за колонку Эда Зерна «Выход со смехом», чтобы перевести девиз Благотворительной ассоциации «Жезл, ружье, Кровавая Мэри и лабрадор-ретривер» на Мэдисон-авеню («Сохраняйте свой порох, ваша форель летит»). и твой мартини высох») на латынь. В победившей заявке Пеликана первым упоминалось мартини, но Пеликан объяснил, что было бы не менее чем уместно, чтобы аперитив был на первом месте. Его победная запись:
Их нужно всегда сушить: напиток
Пыль и пленка.
Пеликан был назначен на многочисленные руководящие должности в интеллектуальной жизни Америки. Он был президентом Американской академии искусств и наук и избранным членом Американского философского общества . [9] Он был редактором раздела религии Британской энциклопедии , а в 1980 году основал Совет учёных при Библиотеке Конгресса .
В 1983 году Национальный фонд гуманитарных наук выбрал его для чтения 12-й ежегодной лекции Джефферсона — высшей награды, присуждаемой федеральным правительством за выдающиеся достижения в области гуманитарных наук . [10] Лекция Пеликана легла в основу его книги «Защита традиции» . [11]
Пеликан читал в 1992–1993 годах Гиффордские лекции в Абердинском университете , которые были опубликованы в виде книги «Христианство и классическая культура» .
Президент Билл Клинтон назначил Пеликана членом президентского комитета по искусству и гуманитарным наукам . Пеликан получил почетные степени 42 университетов мира. [ нужна ссылка ] В возрасте 80 лет он был назначен научным руководителем проекта «Институты демократии» Фонда Анненберга . [ нужна ссылка ]
В 2004 году, получив премию Джона В. Клюге за выдающиеся достижения в области гуманитарных наук , награду, которую он разделил с французским философом Полем Рикером , Пеликан пожертвовал свою награду в размере 500 000 долларов Свято-Владимирской православной духовной семинарии которой он был , попечителем . На церемонии он процитировал отрывок из Иоганна Вольфганга фон Гете , который волновал его всю жизнь: « Was du ererbt von deinen Vaetern hast, Erwirb es um es zu besitzen » («Возьми то, что ты унаследовал от своих отцов, и работай». сделать его своим».). [12]
Лютеранский пастор православному мирянину
[ редактировать ]Большую часть своей жизни Пеликан был лютеранином и был пастором этой традиции. Он был рукоположенным пастором в Синоде Лютеранской церкви Миссури, прежде чем стал членом конгрегации Лютеранской церкви в Америке , которая впоследствии стала частью Евангелическо-лютеранской церкви в Америке (ELCA). [13]
Однако в 1998 году он и его жена Сильвия покинули ELCA. [13] и были приняты в Православную Церковь в Америке в часовне Свято-Владимирской Православной Духовной семинарии в Крествуде, штат Нью-Йорк . По словам членов семьи, его обращение последовало за встречей с Папой Иоанном Павлом II . Члены семьи Пеликана помнят, как он говорил, что он не столько принял православие, сколько «вернулся к нему, сняв слои моей собственной веры, чтобы раскрыть православие, которое всегда было там». [14] Обрадованный этим оборотом речи, он несколько раз употреблял его (или близкие варианты) в кругу семьи и друзей, в том числе во время посещения Владимирского собора на Божественной литургии , «последней перед смертью». [15]
Тем не менее, Пеликан во многих отношениях все еще был экуменистом. Незадолго до своей смерти он восхвалял Папу Иоанна Павла II в статье в The New York Times, когда тот умер в 2005 году:
Это будет празднованием наследия Папы Иоанна Павла II и ответом на его молитвы (и на молитвы всех христиан, начиная с самого Господа), если Восточная и Западная церкви смогут произвести необходимое сочетание благотворительности и искренних усилий для продолжайте работать ради того времени, когда они все смогут стать одним целым. [16]
Смерть
[ редактировать ]Пеликан умер 13 мая 2006 года в своем доме в Хамдене , штат Коннектикут , в возрасте 82 лет, после семнадцатимесячной борьбы с раком легких. Он был похоронен на кладбище Гроув-стрит в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, 17 мая 2006 года. Пеликан был удостоен поминальной службы в Йельской часовне Баттел 10 октября 2006 года с речами выдающихся ученых и музыкальными выступлениями виолончелиста Йо-Йо Ма. и Йельский русский хор . [ нужна ссылка ]
Избранная библиография
[ редактировать ]- От Лютера до Кьеркегора: исследование по истории богословия. Сент-Луис: Издательство Concordia
- (ред.) Произведения Мартина Лютера (1955–1969), несколько томов.
- ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛЮТЕРА, сопутствующий том, «ЛЮТЕР-ЭКСПОЗИТОР: Введение в экзегетические сочинения реформатора», (1959) Сент-Луис: Издательство Concordia
- Загадка римского католицизма (1959)
- «Форма смерти: жизнь, смерть и бессмертие у ранних отцов (1961) Abingdon Press
- Свет миру: основной образ раннехристианской мысли (1962) Харпер и братья
- Окончательность Иисуса Христа в эпоху всеобщей истории: дилемма третьего века (1966)
- Развитие христианской доктрины: некоторые исторические пролегомены (1969)
- Христианская традиция: история развития доктрины , 5 тт. (1971–1990). Чикаго: Издательство Чикагского университета
- Том 1: Возникновение католической традиции 100–600 (1971) ISBN 0-226-65371-4
- Том 2: Дух восточного христианского мира 600–1700 (1974) ISBN 0-226-65373-0
- Том 3: Рост средневекового богословия 600–1300 (1978) ISBN 0-226-65375-7
- Том 4: Реформация церкви и догмы 1300–1700 (1984) ISBN 0-226-65377-3
- Том 5: Христианское учение и современная культура с 1700 г. (1990 г.) ISBN 0-226-65380-3
- Иисус сквозь века: его место в истории культуры (1985), издательство Йельского университета, ISBN 0-300-07987-7
- Реформация шестнадцатого века (вперед) (1985) ISBN 0-8070-1301-3
- Бах среди теологов (1986), Филадельфия: Fortress Press, ISBN 0-8006-0792-9
- Защита традиций: лекция Джефферсона по гуманитарным наукам 1983 года (1986), издательство Йельского университета, ISBN 0-300-03638-8 .
- Священные писания: буддизм - Дхаммапада (1987), Клуб «Книга месяца», без ISBN
- Мелодия теологии: Философский словарь (1988) ISBN 0-674-56472-3
- Великолепная империя: падение Рима и триумф церкви (1989)
- Imago Dei: Византийская апология икон (1990)
- Исповедник между Востоком и Западом: Портрет украинского кардинала Иосифа Слипого (1990), ISBN 0-8028-3672-0
- Всемирная сокровищница современной религиозной мысли (1990), редактор, твердый переплет: ISBN 0-316-69770-2 , мягкая обложка: ISBN не выдан.
- Идея университета: пересмотр (1992) Издательство Йельского университета, ISBN 0-300-05834-9
- Священные писания: индуизм - Ригведа (1992), Клуб «Книга месяца», без ISBN
- Священные писания: Ислам - Редактор Корана (1992), Клуб «Книга месяца», без ISBN, на английском языке с арабским подтекстом
- Христианство и классическая культура: метаморфоза естественного богословия в христианской встрече с эллинизмом (1993) Лекции Гиффорда в Абердине, издательство Йельского университета, ISBN 0-300-06255-9
- Фауст-теолог (1995) Издательство Йельского университета, ISBN 0-300-07064-0
- Мэри сквозь столетия: ее место в истории культуры (1996), издательство Йельского университета, ISBN 0-300-07661-4
- Глупцы ради Христа: очерки об истине, добре и красоте (1995) Fortress Press, (2001) Wipf & Stock ISBN 978-1-57910-802-1
- Иллюстрированный Иисус на протяжении веков (1997) Издательство Йельского университета ISBN 0-300-07268-6
- Какое отношение Афины имеют к Иерусалиму? Тимей и Бытие в контрапункте (1998) Лекции Томаса Спенсера Джерома, University of Michigan Press, ISBN 0-472-10807-7
- Божественная риторика: Нагорная проповедь как послание и как образец у Августина, Златоуста и Лютера (2000) Издательство Св. Владимирской семинарии, ISBN 0-88141-214-7
- Кредо: Историко-богословский справочник по вероучениям и исповеданиям веры в христианской традиции (2003), Издательство Йельского университета, ISBN 0-300-09388-8
- Толкование Библии и Конституции (2004) Издательство Йельского университета ISBN 0-300-10267-4
- Чья это Библия? История Священного Писания на протяжении веков (2005) ISBN 0-670-03385-5
- Мария: Образы Матери Иисуса в еврейской и христианской перспективе (2005)
- Действует (2005, 2006) Бразос Пресс, ISBN 1-58743-094-0 . Богословский комментарий к Библии
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Пеликан 1946 .
- ^ Jump up to: а б Хайкин 2016 .
- ^ Монг Их-Рен 2014 , с. 59.
- ^ Уилкен 2010 , с. 97.
- ^ «Ярослав Пеликан» . Телеграф . Лондон. 17 мая 2006 года . Проверено 15 октября 2018 г.
- ^ Андерс 2010 , с. 517.
- ^ Пеликан 1984 , с. 65: «Традиция — это живая вера мертвых, традиционализм — это мертвая вера живых. И, полагаю, мне следует добавить, что именно традиционализм дает традиции такую плохую репутацию».
- ^ Кэри, Джозеф (26 июня 1989 г.). «Христианство как свертывающийся круг [Разговор с Ярославом Пеликаном]». Новости США и мировой отчет . Том. 106, нет. 25. с. 57.
- ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 13 июля 2022 г.
- ^ «Лекция Джефферсона по гуманитарным наукам» . Национальный фонд гуманитарных наук. Архивировано из оригинала 17 января 2009 года . Проверено 22 января 2009 г.
- ^ Пеликан 1984 .
- ^ «Библиотека Конгресса объявляет лауреатов премии Джона В. Клюге за выдающиеся достижения в области гуманитарных и социальных наук» (пресс-релиз). Вашингтон: Библиотека Конгресса. ISSN 0731-3527 . Проверено 15 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Скаер, Дэвид П. (апрель 2008 г.). «Богословский обозреватель: Ярослав Пеликан (1923-2006)» (PDF) . Concordia Theological Quarterly. стр. 180–182.
- ^ Джордж, Тимоти (2006). «В восторге от доктрины». Христианская история и биография . № 91. Христианство сегодня Интернэшнл. стр. 43–45.
- ^ Пеликан, Майкл П. (май 2006 г.). Неопубликованные заметки.
- ^ Пеликан, Ярослав (4 апреля 2005 г.). «Великий объединитель» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 октября 2018 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Андерс, Патрисия (2010). «Ярослав Пеликан (1923–2006)». В Куриане Джордж Томас; Смит, Джеймс Д. (ред.). Энциклопедия христианской литературы . Том. 2. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. стр. 517–519. ISBN 978-0-8108-7283-7 .
- Хайкин, Майкл А.Г. (2016). «Пеликан, Ярослав Ян». В Куриане Джордж Томас; Лэмпорт, Марк А. (ред.). Энциклопедия христианства в Соединенных Штатах . Том. 4. Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. п. 1765. ISBN 978-1-4422-4432-0 .
- Крайдер, Роберт (2001) [1992]. «Корнелиус Дж. Дайк: Биографические виньетки». В Клаассене, Уолтер (ред.). Возвращение к анабаптизму: очерки исследований анабаптистов и меннонитов в честь К. Дж. Дайка . Юджин, Орегон: Wipf and Stock. стр. 189–200. ISBN 978-1-57910-800-7 .
- Монг Их-Рен, Амвросий (2014). «Возвращение к православию: исследование принятия Ярославом Пеликаном восточной веры». Международный журнал православного богословия . 5 (1): 59–83. ISSN 2190-0582 . урна : nbn:de:0276-2014-1049 .
- Пеликан, Ярослав (1946). Лютер и Confessio Bohemica 1535 г. (докторская диссертация). Чикаго: Чикагский университет. ОСЛК 844872028 .
- ——— (1984). Оправдание традиции . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-03638-1 .
- Уилкен, Роберт Луи (2010). «Ярослав Пеликан и путь к православию» (PDF) . Concordia Theological Quarterly . 74 (1): 93–103. ISSN 0038-8610 . Проверено 15 октября 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1923 рождения
- смертей в 2006 г.
- Американские христианские богословы
- Историки Реформации
- Члены Православной Церкви в Америке
- Религиозные лидеры из Огайо
- Смертность от рака легких в Коннектикуте
- Писатели из Акрона, штат Огайо
- Переходит в православие из лютеранства
- Американцы сербского происхождения
- Американцы словацкого происхождения
- Школа богословия Чикагского университета
- Преподаватели Йельского университета
- Американское лютеранское духовенство XX века
- Члены Средневековой академии Америки
- Президенты Американского общества церковной истории
- Йельские профессора Стерлинга
- Выпускники семинарии Конкордия
- Члены-корреспонденты Британской академии
- Члены Американского философского общества