Анатолий Лаодикийский
Анатолий Лаодикийский | |
---|---|
Епископ и исповедник | |
Рожденный | Начало 3 века Александрия , Птолемеевский Египет. |
Умер | 3 июля 283 г. Лаодикия , Римская Сирия (ныне Латакия , Сирия) |
Почитается в | Римско-католическая церковь ; Восточная Православная Церковь ; |
канонизирован | Предварительная Конгрегация |
Праздник | 3 июля |
Атрибуты | Крест , Квадрат |
Покровительство | Учителя; Математики; [1] Философы ; мистики ; Латакия ; Сирия ; Александрия ; Египет ; |
Анатолий Лаодикийский ( греч . Ἀνατολιος Laodiceias ; начало III века — 3 июля 283 г.) [1] ), также известный как Анатолий Александрийский , [2] был сиро- египетским святым и епископом Лаодикии на средиземноморском побережье римской Сирии в 268 году нашей эры. Он был не только одним из выдающихся ученых своего времени в области физических наук, а также аристотелевской и платонической философии, но также и известный компьютерщик и учитель философа неоплатоника - Ямвлиха .
Анатолий признан святым как Восточной Православной , так и Римско-Католической Церковью . Его праздник , как и праздник его тезки святителя Анатолия Константинопольского , отмечается 3 июля. [3]
Жизнь
[ редактировать ]Анатолий родился и вырос в Александрии , Египет , в начале III века. Прежде чем стать одним из величайших светил Церкви, Анатолий пользовался значительным авторитетом в Александрии, работая сенатором . [1] По словам Евсевия Кесарийского , ему приписывались богатые познания в арифметике , геометрии , физике , риторике , диалектике и астрономии . [4] Евсевий утверждает, что Анатолий был признан достойным сохранить школу аристотелевской преемственности в Александрии. [5] языческий Среди его учеников учился и философ Ямвлих . [6]
Имеются фрагменты написанных им десяти книг по арифметике; это в основном законченный труд, известный нам под названием « Введение в арифметику» . Эта работа, судя по всему, была скопирована автором любопытного сочинения под названием Theologoumena arithmetica, неоплатонического трактата, находящегося под сильным влиянием пифагорейства, неуверенно приписываемого Ямвлиху — хотя и написанного не в его стиле, это обсуждение каждого из первых десяти натуральных числительных. это смешивает описания формальных арифметических свойств с мистическим философским анализом. [7]
Характер его написания можно проиллюстрировать следующей цитатой из него, приписываемой Анатолию: «[Четыре] называются «справедливым числом», поскольку квадрат равен его периметру (т. е. 4x4 = 4+4+4+4). ); у чисел меньше четырех периметр квадрата больше площади, а у чисел больше периметр меньше площади». [2]
Существует также трактат о времени празднования Пасхи. [8] Его знаменитый 19-летний пасхальный цикл сохранился в семи различных полных средневековых рукописях латинского текста Deratione paschali . [9]
Евсевий рассказывает историю о том, как Анатолий подавил восстание в части Александрии, известной тогда как Брухий. Его удерживали силы Зенобии , и, будучи строго осажденным римлянами, он находился в состоянии голода. Анатолий, живший в то время в Брухии, договорился с осаждающими принять всех женщин и детей, а также стариков, продолжая в то же время позволять всем желающим воспользоваться средствами бегства. Это прорвало оборону, и повстанцы сдались. [10]
Когда он отправился в Лаодикию, он был встречен народом и поставлен епископом. Умер ли его друг Евсевий или они оба вместе заняли кафедру, является предметом многочисленных дискуссий. Этот вопрос подробно рассматривается у болландистов .
Анатолий как пионер основных средневековых вычислений
[ редактировать ]Примерно в 260 году нашей эры Анатолий изобрел первый 19-летний лунный цикл Метона (эту 19-летнюю периодическую последовательность дат пасхального полнолуния не следует путать с циклом Метона, приложением которого он является в юлианском календаре). [11] [12] [13] Таким образом, Анатолия можно считать основателем нового александрийского computus paschalis , который полвека спустя начался с активного построения второй версии Метонического 19-летнего лунного цикла, который сам по себе или близкий вариант которого в конечном итоге возобладал. во всем христианском мире в течение длительного времени (до 1582 года, когда юлианский календарь был заменен григорианским ) . [14] Семнадцативековая загадка его знаменитого 19-летнего пасхального цикла (не путать с пасхальным циклом Восточной Православной Церкви ) недавно была полностью решена ирландскими учёными Дэниелом Маккарти и Эйданом Брином. [15]
Даты окончательно возникшего в результате классического александрийского 19-летнего лунного цикла недавно оказались примерно на два дня опереженными по сравнению с датами 19-летнего лунного цикла Анатолия. [16] Первое началось где-то в IV веке, о чем свидетельствуют эфиопские копии александрийских таблиц, охватывающие три лунных цикла с 310/11 по 367/68 гг. [17] [а] Даты закреплены включением индиктионной колонки, а включенные даты Пасхи соответствуют более поздним датам Дионисия Эксигуса и Беды . Сам классический александрийский 19-летний лунный цикл или его близкий вариант был добавлен к праздничным письмам Афанасия в конце IV века; [18] [19] [20] [21] его использовал Анниан в своих 532-летних таблицах в начале V века. [22] был полностью перечислен в последующих 532-летних эфиопских таблицах, [23] и был принят епископом Александрийским Кириллом (без упоминания о 532-летней таблице). [24]
Однако 19-летний лунный цикл Метона, который был добавлен к Праздничным письмам Афанасия, был циклом, в котором было 6 апреля вместо 5 апреля. [25] Более того, Отто Нойгебауэр (1899-1990), по его словам, был в неведении относительно даты составления всей 7980-летней структуры (основанной на классическом александрийском 19-летнем лунном цикле), созданной александрийскими компьютерщиками. [26] Учитывая, что только около 400 года нашей эры Анниан получил свою классическую александрийскую версию 19-летнего лунного цикла Метона, адаптировав 19-летний лунный цикл Теофила , переместив его скачок на 1 год вперед, заменив дату 6 апреля на 5 апреля, [27] Католическая энциклопедия приходит к выводу, что рассматриваемая компиляция датируется пятым веком. Конечно, это не исключает того, что версия (в принципе предварительная), построенная в первой четверти четвертого века, могла случайно оказаться равной окончательно окончательной версии Анниана. В любом случае, это возможное равенство не может быть гарантировано тем способом, которым Нойгебауэр пытался его доказать, потому что конкретный 19-летний лунный цикл Метона в недатированной рукописи, относящейся к 311-369 гг. н. э., который он инсценировал, [28] могли быть получены впоследствии путем простой экстраполяции из структуры пятого века, рассчитанной на 7980 лет. Более того, Нойгебауэр не только игнорировал разницу между классическим александрийским и фесталальным 19-летним лунным циклом, но и заставлял нас гадать, по крайней мере, воздерживался от показа, (важнейшего) положения скачка в конкретном метоническом 19-летнем цикле. лунный цикл, о котором идет речь. [29]
Анатолий описывает весеннее равноденствие как участок первого зодиакального знака с 22 по 25 марта. Хотя он определяет 22 марта как вход Солнца в первый знак, он никогда не определяет его как свое равноденствие, а как равноденствие Птолемея. [б] [30] Это не исключает того, что в действительности он использовал равноденствие Птолемея как теоретическую нижнюю границу даты для всех своих дат пасхального полнолуния. Фактически, соответствующая дата нижнего предела де-факто (обязательно 22 или 23 марта) - это не 22, а 23 марта, что легко можно получить из пасхальной таблицы Анатолия. [31] Напротив, в своей пасхальной таблице он использовал не только день Птолемея, но и римское равноденствие, 25 марта. [32]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Нойгебауэр записал семь из 58 лет с 19 параметрами каждый, включая лунный цикл e (epact). e = 25 6 17 28 9 20 1 для 44–50 годов Диоклетиана. Эти семь из имеющихся 59 были переписаны, потому что они также являются первыми семью в праздничных письмах Афанасия, которые также включают в себя те же [александрийско-юлианские] эпакты (это 6–12 годы александрийского лунного цикла).
- ↑ Птолемей определил, что его равноденствие приходится на 22 марта 140 года нашей эры, хотя современные расчеты показывают, что оно произошло 21 марта в 14:16 UT . В 260 году нашей эры это произошло 20 марта в 15:52 UT. Современные расчеты выполнены по данным IMCCE Парижской обсерватории .
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Жития святых», Омер Энглберт, Нью-Йорк: Barnes & Noble Books, 1994, стр. 256.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ирби-Мэсси, Джорджия Л.; Кейзер, Пол Т. (2013). Греческая наука эллинистической эпохи: справочник (на голландском языке). Рутледж. ISBN 978-1-134-55639-7 .
- ^ Acta Sanctorum I (5 век), июль.
- ^ МакКарти и Брин (2003) 18.
- ^ Евсевий, Церковная история 7.32.6.
- ^ Евнапий , Жизнеописания философов и софистов.
- ^ Киффер, Джон С. (2019). «Анатолий Александрийский» . Энциклопедия . Проверено 3 января 2024 г.
- ^ Мишо и Мишо (1811–1855) 94.
- ^ МакКарти и Брин (2003) 25–43.
- ^ Евсевий, Церковная история 7.32.6–13.
- ^ Деклерк (2000) 65–66.
- ^ Нотафт, К. Филипп Э. (2011). Датировка страстей: жизнь Иисуса и появление научной хронологии (200–1600) . БРИЛЛ. п. 69. ИСБН 978-90-04-21707-2 .
- ^ Маккарти, Дэниел (1995). «Лунные и пасхальные таблицы Deratione paschali, приписываемые Анатолию Лаодикийскому». Архив истории точных наук . 49 (4): 285–320. дои : 10.1007/BF00374701 . ISSN 0003-9519 . JSTOR 41134008 . S2CID 120081352 .
- ^ Деклерк (2000) 65–66.
- ^ МакКарти и Брин (2003) 15–143.
- ^ Зейдхук (2017) 87–93.
- ^ Нойгебауэр (2016) 26–27, 37, 92–94.
- ^ Шафф (1892) 885-892.
- ^ Нойгебауэр (2016) 92–95.
- ^ «Индекс» (1854) xv – xxvii.
- ^ Джонс (1943) 22–26.
- ^ Нойгебауэр (2016) 113.
- ^ Нойгебауэр (2016) 50–57.
- ^ Мосхаммер (2008) 202–203.
- ^ Мосшаммер (2008) 202.
- ^ Нойгебауэр (1979) 98.
- ^ Мосхаммер (2008) 202-203.
- ^ Нойгебауэр (1979) 99.
- ^ Нойгебауэр (1979) 98-100.
- ^ Институт небесной механики и расчета эфемерид. «Даты времен года на любой год» .
- ^ МакКарти и Брин (2003) 68.
- ^ МакКарти и Брин (2003) 101.
Источники
[ редактировать ]- Acta Sanctorum I (5 век) июль
- Жорж Деклерк (2000) Anno Domini (Истоки христианской эры) : Тюрнхаут ( ISBN 9782503510507 )
- Мишо Фрер (1811–1855) Универсальная биография : Париж.
- «Указатель, хронологический и синоптический» , Праздничные послания С. Афанасия , Библиотека отцов Святой Католической церкви, предшествовавшая разделению Востока и Запада, перевод Берджесса, Генри, Оксфорд, 1854 г.
- Джонс, Чарльз В. (1943), «Развитие латинского церковного календаря», Bedae Opera de Temporibus , Средневековая академия Америки, стр. 1–122.
- Жития святых , Омер Энглберт, Нью-Йорк: Barnes & Noble, 1994, стр. 532, ISBN 1-56619-516-0 (в футляре)
- Дэниел П. Маккарти и Эйдан Брин (2003), Доникейский христианский Pasch Deratione paschali (Пасхальный трактат Анатолия, епископа Лаодикии): Дублин ( ISBN 9781851826971 )
- Олден А. Моссхаммер (2008), Пасхальные вычисления и истоки христианской эры : Оксфорд ( ISBN 9780199543120 )
- Нойгебауэр, Отто (2016) [1979], Эфиопская астрономия и вычисления (изд. Red Sea Press), Red Sea Press, ISBN 978-1-56902-440-9 . Номера на страницах этого издания на шесть меньше, чем номера соответствующих страниц оригинального издания (1979 г.), поэтому шесть необходимо вычесть из ссылок на страницы в указателе и тексте этого издания.
- Филип Шафф (1892) Афанасий (Избранные произведения и письма): Нью-Йорк
- Зейдхук, январь (2017). «Начальный год Deratione paschali и актуальность его пасхальных дат». Позднеантичная календарная мысль и ее рецепция в раннем средневековье . Studia Traditionis Theologiae. Том. 26. Издательство Брепольс. стр. 71–93. дои : 10.1484/M.STT-EB.5.114734 . ISBN 978-2-503-57709-8 .
- Следующее касается только части «Жизнь» данной статьи:
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Кэмпбелл, Томас Джозеф (1907). « Св. Анатолий (1) ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Киффер, Джон (1970). «Анатолий Александрийский». Словарь научной биографии . Том. 1. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 148–149. ISBN 0-684-10114-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Работы Анатолия Лаодикийского или о нем в Wikisource
- Пасхальный канон
- Пасхальный канон Анатолия Лаодикийского.
- Католическая энциклопедия: Святой Анатолий
- Полный словарь научной биографии: Анатолий Александрийский
- Анатолий Александрийский: О первых десяти числах , о десятилетии и числах, входящих в него
- Пять Метонических 19-летних лунных циклов