Jump to content

Афанасий Александрийский


Афанасий Александрийский
Папа и Патриарх Александрийский
Икона Святого Афанасия
Церковь Ранняя Церковь
Видеть Александрия
Предшественник Александр
Преемник Петр II
Личные данные
Рожденный в. 296–298
Умер 2 мая 373 г. (75–77 лет)
Александрия, Римский Египет
Философская карьера
Занятие Папа Александрийский
Заметная работа
Эра Святоотеческий век
Школа
Язык Коптский , Греческий
Основные интересы
Теология
Известные идеи
Единосущность , Троица , Божественность Иисуса , Богородица [1]
Святость
Праздник
Почитается в
Атрибуты Епископ спорит с язычником ; епископ держит открытую книгу; епископ, стоящий над поверженным еретиком ( Арий )
Святыни Церковь Сан-Заккария в Венеции , Италия, и коптский православный собор Святого Марка в Каире , Египет.

Афанасий I Александрийский [примечание 1] ( ок. 296–298 — 2 мая 373), также называемый Афанасием Великим , Афанасием Исповедником или, среди христиан-коптов , Афанасием Апостольским , был христианским богословом и 20-м патриархом Александрии (как Афанасий I ). Его прерывистое епископство длилось 45 лет ( ок. 8 июня 328 г. - 2 мая 373 г.), из которых более 17 включало пять изгнанников, когда его сменили по приказу четырех разных римских императоров . Афанасий был Отцом Церкви , [3] главный сторонник никейского богословия против антиникейцев, [4] и известный египетский христианский лидер четвертого века.

Конфликт с евсевианами, [5] а также последующие римские императоры сформировали карьеру Афанасия. В 325 году, в возрасте 27 лет, Афанасий начал свою ведущую роль против ариан в качестве диакона и помощника епископа Александрийского Александрийского . Он еще не играл важной роли на Первом Никейском соборе . [6] Римский император Константин Великий созвал собор в мае – августе 325 года, чтобы устранить раскол в церкви, вызванный спором между Александром и Арием. [7] Через три года после этого собора Афанасий сменил своего наставника на посту Патриарха Александрийского. Помимо конфликта с евсевианами (в том числе могущественными и влиятельными церковниками во главе с Евсевием Никомедийским ), он боролся против императоров Константина, Констанция II , Юлиана Отступника и Валента . Он был известен как Афанасий Contra Mundum (лат. «Афанасий против мира»). На Тирском соборе в 335 году он был осужден и сослан за насилие над мелитянами на своей кафедре.

Тем не менее, через несколько лет после его смерти Григорий Назианзин назвал его «Столпом Церкви». Его сочинения были высоко оценены последующими отцами Церкви на Западе и Востоке, которые отмечали их преданность Слову -ставшему человеку , пастырскую заботу и интерес к монашеству . Афанасий считается одним из четырех великих восточных учителей Церкви в Католической Церкви . [8] Некоторые утверждают, что в своем пасхальном письме 367 года Афанасий был первым, кто перечислил 27 книг канона Нового Завета , которые используются сегодня. [9] Другие утверждают, что Ориген Александрийский был первым, кто перечислил двадцать семь книг Нового Завета в своих «Проповедях об Иисусе Навине» (только существует текстовый вариант относительно того, включил ли он Откровение или нет). [10] [11] Афанасий почитается как святой в Восточной Православной Церкви . [12] католическая церковь, [13] Коптская православная церковь , англиканская община и лютеранство .

Биография [ править ]

Статуя Афанасия в Катании , Сицилия.

Афанасий родился в христианской семье в Александрии . [14] или, возможно, близлежащий в дельте Нила город Даманхур , где-то между 293 и 298 годами. Более раннюю дату иногда назначают из-за зрелости, раскрытой в его двух самых ранних трактатах Contra Gentes ( Против язычников ) и De Incarnatione ( О воплощении ), которые были вероятно, написано около 318 года до того, как начался спор между Александром и Арием, поскольку в этих трудах не видно осознания этого спора. [15]

Однако Корнелиус Клиффорд относит свое рождение не ранее 296 и не позднее 298 года, основываясь на том факте, что Афанасий не указывает из первых рук о преследовании Максимиана в 303 году, которое, как он предполагает, Афанасий помнил бы, если бы ему было десять лет. в то время. Во-вторых, в Праздничных посланиях говорится, что его оппоненты обвиняли Афанасия, среди прочего, в том, что он еще не достиг канонического возраста (35 лет) и, следовательно, не мог быть должным образом рукоположен в сан патриарха Александрийского в 328 году. Обвинение должно было показаться правдоподобным. [15] Православная церковь относит год его рождения около 297. [14]

Образование [ править ]

Его родители были достаточно богаты, чтобы дать ему прекрасное светское образование. [15] Тем не менее он явно не принадлежал к египетской аристократии. [16] Некоторые западные ученые считают его владение греческим языком , на котором он написал большинство (если не все) своих сохранившихся работ, свидетельством того, что он, возможно, был греком, родившимся в Александрии . Однако исторические данные указывают на то, что он также свободно говорил по-коптски , учитывая регионы Египта, где он проповедовал. [16] Некоторые сохранившиеся копии его сочинений на самом деле написаны на коптском языке, хотя ученые расходятся во мнениях относительно того, писал ли он их изначально на коптском языке (что делает его первым патриархом, сделавшим это), или это были переводы сочинений первоначально на греческий язык. [17] [16]

Руфин рассказывает историю о том, как епископ Александр, стоя у окна, наблюдал, как мальчики играли внизу на берегу моря, имитируя ритуал христианского крещения. Он послал за детьми и обнаружил, что один из мальчиков (Афанасий) исполнял обязанности епископа. Допросив Афанасия, епископ Александр сообщил ему, что крещения были подлинными, поскольку и форма , и содержание таинства совершались посредством чтения правильных слов и подачи воды, и что он не должен продолжать делать это, как те, крещеный не был должным образом катехизирован . Он пригласил Афанасия и его товарищей по играм готовиться к церковной карьере. [18]

Александрия была важнейшим торговым центром империи во времена детства Афанасия. В интеллектуальном, моральном и политическом отношении он олицетворял этнически разнообразный греко-римский мир даже в большей степени, чем Рим или Константинополь, Антиохия или Марсель. [18] Ее знаменитая катехизическая школа, хотя и не жертвовала своей знаменитой страстью к ортодоксальности со времен Пантена , Климента Александрийского , Оригена , Дионисия и Феогноста , начала принимать почти светский характер по широте своих интересов и насчитывала влиятельных язычников. среди своих серьезных аудиторов. [19]

Петр Александрийский , 17-й архиепископ Александрийский, принял мученическую смерть в 311 году в последние дни Великого гонения и, возможно, был одним из учителей Афанасия. Его преемником на посту епископа Александрийского стал Александр Александрийский . По Созомену ; «Епископ Александр 'пригласил Афанасия быть своим комменсалом и секретарем. Он был хорошо образован, сведущ в грамматике и риторике и уже, еще будучи молодым человеком, еще до достижения епископата, давал доказательства тем, кто жил с ним его мудрости и проницательности». (Соз., II, XVIII) [15]

Самая ранняя работа Афанасия « Против язычников. О воплощении» (написанная до 319 г.) несет в себе следы оригенистской александрийской мысли, но в ортодоксальном ключе. [15] Афанасий был также знаком с теориями различных философских школ и в частности с разработками неоплатонизма . В конечном итоге Афанасий изменил философскую мысль Александрийской школы в сторону от оригенистских принципов, таких как «полностью аллегорическая интерпретация текста». И все же в более поздних произведениях Афанасий цитирует Гомера не раз ( Hist. Ar. 68, Orat. iv. 29 ).

Святой Афанасий (1883–84), автор Карл Рол-Смит , Церковь Фредерика , Копенгаген, Дания.

Афанасий знал греческий язык и признавался в незнании иврита (см., напр., 39-е Праздничное письмо св. Афана). Цитируемые им отрывки из Ветхого Завета часто взяты из греческого перевода Септуагинты . Лишь изредка он использовал другие греческие версии (к Аквиле один раз в «Эктезисе» , к другим версиям один или два раза в Псалмах), а его знания Ветхого Завета ограничивались Септуагинтой. [20] [ нужна полная цитата ]

Епископ (или Патриарх, высший церковный сан в Центре Церкви, в Александрии) Александр в 319 году рукоположил Афанасия во диакона. [21] [ нужна страница ] В 325 году Афанасий служил секретарем Александра на Первом Никейском соборе . Будучи уже признанным богословом и аскетом , он был очевидным кандидатом на замену своего стареющего наставника Александра на посту Папы Александрийского . [22] несмотря на противодействие последователей Ария и Мелетия Ликопольского . [21]

Наконец, на Никейском соборе был принят термин «единосущный» ( homoousion ), и формулировку веры, воплощающую его, составил Осий Кордовский . С этого времени и до конца арианских споров слово «единосущный» продолжало оставаться критерием ортодоксальности. Формуляр веры, составленный Осием, известен как Никейский символ веры . [23] : 232  Однако «он не был создателем знаменитого термина «homoousios» ( ACC of homoousios ). Этот термин был предложен в неочевидном и незаконном смысле Павлом Самосатским отцам Антиохии и был ими отвергнут как наслаждение материалистическими представлениями о Божестве [15] и савеллианство. [24] [25]

Еще будучи дьяконом под опекой Александра (или в начале своего патриархата, как обсуждается ниже), Афанасий, возможно, также познакомился с некоторыми отшельниками египетской пустыни, в частности с Антонием Великим , жизнь которого он, как говорят, написал. [18]

Оппозиция арианству [ править ]

Около 319 года, когда Афанасий был диаконом, пресвитер по имени Арий вступил в прямой конфликт с Александром Александрийским. Похоже, что Арий упрекал Александра в том, что, по его мнению, было ошибочным или еретическим учением, преподаваемым епископом. [26] В то время субординационизм был ортодоксальным. [27] [28] и Арий принял субординационистскую христологию . Даже Афанасий учил определенной форме подчинения. [29] Но Арий учил, что Христос, божественный Сын ( Логос ) Божий, был сотворен из ничего, не рожден, против чего выступали и евсевиане. [30]

Арий пользовался поддержкой двух самых влиятельных епископов того времени: Евсевия Никомедийского и Евсевия Кесарийского. Однако они не были последователями Ария. Они поддержали его, потому что считали богословие Александра еще более опасным. [31] [32] Впоследствии Арий был отлучен Александром от церкви, и Арий начал заручаться поддержкой многих епископов, которые выступили против Александра. [21] : 297 

Патриарх [ править ]

Папские стили
Папа Афанасий I
Справочный стиль Его Святейшество
Разговорный стиль Ваше Святейшество
Религиозный стиль Папа и Патриарх
Посмертный стиль Святой

Фрэнсис А. М. Форбс пишет, что, когда Патриарх Александр был на смертном одре, он позвонил Афанасию, который сбежал, опасаясь, что его вынудят стать епископом. «Когда епископы Церкви собрались, чтобы избрать своего нового Патриарха, все католическое население окружило церковь, воздевая руки к небу и крича: «Дайте нам Афанасия!» У епископов не было ничего лучшего. Таким образом, Афанасий был избран, как и Григорий. говорит нам...» ( Папа Григорий I имел полный доступ к архивам Ватикана ). [33] : Глава 4 Албан Батлер пишет по этому поводу: «Через пять месяцев после этого великого Никейского собора святой Александр, лежа на смертном одре, рекомендовал своему духовенству и народу выбрать Афанасия своим преемником, трижды повторив его имя. епископы всего Египта собрались в Александрии и, обнаружив, что народ и духовенство единодушны в выборе Афанасия патриархом, утвердили избрание около середины 326 года. Ему, по-видимому, было около тридцати лет». [34]

Т. Гилмартин (профессор истории, Мейнут , 1890) пишет: «По смерти Александра, через пять месяцев после прекращения Никейского Собора, Афанасий был единогласно избран на вакантную кафедру. Духовенство и народ были полны решимости сделать его своим епископом, Патриархом Александрийским, и отказывались принимать какие-либо оправдания. В конце концов он согласился принять на себя ответственность, которую он искал. тщетно бежал, и был посвящен в 326 г., когда ему было около тридцати лет». [23] : 244–248 

Епископство Афанасия началось 9 мая 328 года, когда Александрийский собор избрал Афанасия преемником после смерти Александра. [23] : 245  Патриарх Афанасий провел более 17 лет в пяти изгнаниях по приказу четырех разных римских императоров, не считая еще примерно шести случаев, когда Афанасий бежал из Александрии, спасаясь от людей, стремившихся лишить его жизни. [22] В первые годы своего епископства Афанасий посещал церкви своей территории, которая в то время включала весь Египет и Ливию . Он установил контакты с отшельниками и монахами пустыни, в том числе с Пахомием , которые с годами оказались для него очень ценными. [22]

«В течение сорока восьми лет его епископства история его рассказана в истории споров, в которых он постоянно участвовал с арианами, и страданий, которые ему пришлось перенести, защищая никейскую веру. Мы видели, что когда Арию разрешили вернуться из ссылки в 328 году, Афанасий отказался отменить приговор об отлучении». [23] : 245 

Первое изгнание [ править ]

Первая проблема Афанасия заключалась в Мелетии Ликопольском и его последователях, которые не подчинились Первому Никейскому собору. Этот совет также предал анафеме Ария. Обвиненный в плохом обращении с арианами и мелетианами, Афанасий ответил на эти обвинения на собрании епископов на Первом Синоде в Тире в 335 году. Там Евсевий Никомедийский и другие сторонники Ария свергли Афанасия. [21] [ нужна страница ] 6 ноября обе стороны спора встретились с императором Константином I в Константинополе . [35] На этой встрече ариане заявили, что Афанасий попытается перекрыть основные поставки египетского зерна в Константинополь. Его признали виновным и отправили в ссылку в Августу Треверорум в Галлии (ныне Трир в Германии). [21] [ нужна страница ] [22]

Когда Афанасий достиг места назначения в изгнании в 336 году, Максимин Трирский принял его, но не как опального человека. Афанасий пробыл у него два года. [34] Константин умер в 337 году, и ему наследовали трое его сыновей: Константин II , Констанций и Констант . Павел I Константинопольский предостерегал императора Константа от ариан, раскрывая их заговоры, а также был изгнан и нашел убежище у Максимина. [36]

Второе изгнание [ править ]

Фреска в Хосиосе Лукасе , Греция (11 век)
Статуя святого в католической церкви Святого Афанасия в Эванстоне, штат Иллинойс.

Когда император Константин I умер, Афанасию разрешили вернуться на свою кафедру Александрийскую . Однако вскоре после этого Констанций II возобновил приказ об изгнании Афанасия в 338 году. «Через несколько недель он отправился в Рим, чтобы изложить свое дело перед всей Церковью. Он обратился с просьбой к Папе Юлию , который поддержал его дело. с искренностью, которая никогда не колебалась вплоть до дня смерти этого святого понтифика, Папа созвал синод епископов, чтобы собраться в Риме. После тщательного и подробного рассмотрения всего дела христианскому миру была провозглашена невиновность предстоятеля. " [15] В это время Григорий Каппадокийский патриархом Александрийским был поставлен арианский епископ , узурпировавший отсутствующего Афанасия. Однако Афанасий поддерживал связь со своим народом посредством своих ежегодных праздничных писем , в которых он также объявлял, в какой день Пасха . в этом году будет отмечаться [22]

В 339 или 340 году около ста епископов встретились в Александрии и высказались в пользу Афанасия: [37] и решительно отверг критику фракции Евсевия в Тире. Кроме того, Папа Юлий написал сторонникам Ария, настоятельно призывая восстановить Афанасия в должности, но эти усилия оказались тщетными. Юлий созвал синод в Риме в 340 году для решения этого вопроса, который провозгласил Афанасия законным епископом Александрии. [38]

В начале 343 года Афанасий встретился с Осием Кордовским, и вместе они отправились в Сердику . Там был созван полный собор Церкви из уважения к желанию римского понтифика. На этом большом собрании прелатов, руководителей Церкви, дело Афанасия было рассмотрено еще раз, то есть Афанасий был официально допрошен по поводу проступков и даже убийства (епископ в Египте по имени Арсений пропал без вести, и в этом обвиняли его смерть на Афанасии, в результате чего Арсению даже якобы была отрублена рука.) [39]

Собор был созван для расследования обвинений против Афанасия и других епископов, по причине которых они были низложены со своих кафедр полуарианским Антиохийским Синодом в 341 году и отправились в изгнание. Евсевианские епископы возражали против допуска Афанасия и других низложенных епископов на собор, кроме как в качестве обвиняемых для ответа на выдвинутые против них обвинения. Их возражения были отвергнуты православными епископами. Евсевиане, видя, что у них нет шансов на распространение своих взглядов, удалились в Филиппополь во Фракии, где провели оппозиционный совет под председательством Антиохийского Патриарха и подтвердили постановления Антиохийского Синода . [23] : 233–234 

Невиновность Афанасия была подтверждена на соборе в Сердике . Были подготовлены две соборные грамоты: одна к духовенству и верующим Александрии, другая к епископам Египта и Ливии, в которых извещалась воля собора. Тем временем евсевиане провозгласили анафему Афанасию и его сторонникам. Гонения на православную партию вспыхнули с новой силой, и Констанций был вынужден подготовить решительные меры против Афанасия и преданных ему священников. Был отдан приказ, согласно которому, если Афанасий попытается вернуться на свою кафедру, его следует казнить. Соответственно Афанасий удалился из Сердики в Наисс в Мисии , где праздновал Пасху 344 года. [15] Осий председательствовал на Сердикском соборе, как и на Первом Никейском соборе, который, как и синод 341 года, признал Афанасия невиновным. [40] Свою последнюю Пасху в изгнании он отпраздновал в Аквилее в апреле 345 года, приняв епископа Фортунатиана . [41]

Совет Сердики послал эмиссара сообщить Констанцию ​​о своих открытиях. Констанций пересмотрел свое решение из-за письма с угрозами от своего брата Константа и неопределенного положения дел на персидской границе, и соответственно решил уступить. Но понадобились три отдельных письма, чтобы преодолеть естественное колебание Афанасия. Когда он, наконец, согласился на встречу с Констанцием, император любезно дал ему интервью, с триумфом отправил его обратно на престол и начал десять лет мира. [15]

Папа Юлий умер в апреле 352 года, и ему наследовал Либерий . В течение двух лет Либерий поддерживал дело Афанасия; но, наконец, изгнанный в изгнание, он был вынужден подписать двусмысленную формулу, из которой был старательно исключен великий никейский текст, «гомоуз». В 355 г. в Милане состоялся собор , на котором, несмотря на энергичное сопротивление горстки лояльных прелатов среди западных епископов, миру было объявлено о четвертом осуждении Афанасия. Поскольку его друзья были рассеяны, Хосий находился в изгнании, а папа Либерий был обвинен в потворстве арианским формулярам, ​​Афанасий едва ли мог надеяться на побег. В ночь на 8 февраля 356 г., когда он проводил службу в церкви Св. Фомы, в него ворвалась банда вооруженных людей, чтобы добиться его ареста. Это было начало его третьего изгнания. [15]

Гилмартен пишет: «По приказу Констанция, единоличного правителя Римской империи после смерти его брата Константа, в 353 году был созван Арльский собор , на котором председательствовал Винсент, епископ Капуанский , от имени Папы Римского. Отцы Либерия, напуганные угрозами императора, признанного арианца, согласились на осуждение Афанасия. Папа отказался принять их решение и просил императора созвать новый собор, на котором можно было бы свободно выдвинуть обвинения против Афанасия. На это Констанций согласился, так как чувствовал себя способным контролировать Совет в Милане». [23] : 234 

В 355 году в Милане собралось триста епископов, большинство с Запада и лишь несколько с Востока. Они встретились в Миланской церкви. Вскоре император приказал им пройти в зал Императорского дворца, положив тем самым конец любым свободным дебатам. Он представил арианскую формулу веры для их принятия. Он угрожал любому, кто откажется, изгнанием и смертью. Все, за исключением Дионисия (епископа Миланского) и двух папских легатов, а именно Евсевия Верчелли и Люцифера Кальяри , согласились с Арианским Символом веры и осуждением Афанасия. Тех, кто отказался, отправили в ссылку. Декреты были направлены на утверждение Папе, но были отклонены из-за насилия, которому подверглись епископы. [23] : 235 

Третье изгнание [ править ]

Афанасий на Никейском соборе, Вильгельма Тирского рукописи

Под влиянием фракции Евсевия в Константинополе арианский епископ Георгий Каппадокийский был назначен управлять Александрийской кафедрой в 356 году. Афанасий, пробыв несколько дней в окрестностях города, наконец удалился в пустыню Верхнего Египта. где он оставался в течение шести лет, живя жизнью монахов и посвятив себя составлению группы сочинений, таких как « Письмо к монахам» и «Четыре речи против ариан» . [15] Он также защищал свое недавнее поведение в « Апологии Констанцию» и «Апологии за свое бегство» . Настойчивость Констанция в своем противостоянии Афанасию в сочетании с сообщениями, полученными Афанасием о преследовании неарианцев со стороны арианского епископа Георгия Лаодикийского , побудили Афанасия написать свою более эмоциональную «Историю ариан» , в которой он описал Констанция как предшественника Антихрист . [22]

Констанций умер 4 ноября 361 г., и ему наследовал Юлиан . Провозглашение воцарения нового князя стало сигналом к ​​языческому восстанию против все еще доминирующей арианской фракции в Александрии. Георгий, епископ-узурпатор, был заключен в тюрьму и убит. Ариане выбрали своим преемником малоизвестного пресвитера по имени Пист, когда пришли новости, наполнившие православную партию надеждой. Юлиан издал указ, разрешавший изгнанным епископам «галилеян» вернуться в свои «города и провинции». Соответственно, Афанасий вернулся в Александрию 22 февраля 362 года. [15]

В 362 году Афанасий созвал собор в Александрии и председательствовал на нем вместе с Евсевием Верчелли . Афанасий призывал к единству всех, кто верил в христианство, даже если они расходились во мнениях по вопросам терминологии. Это подготовило основу для его определения ортодоксального учения о Троице . Однако собор был направлен и против тех, кто отрицал божественность Святого Духа, человеческую душу Христа и божественность Христа. Были согласованы мягкие меры для тех епископов-еретиков, которые покаялись, но суровое покаяние было назначено для главных лидеров крупнейших ересей. [42]

С присущей ему энергией он приступил к восстановлению несколько разрушенной судьбы ортодоксальной партии и очистке богословской атмосферы неопределенности. Чтобы прояснить недоразумения, возникшие в течение предшествующих лет, была предпринята попытка еще более определить значение никейских формуляров. Тем временем Юлиан, который, кажется, внезапно завидовал влиянию, которое Афанасий оказывал в Александрии, направил приказ Экдицию, префекту Египта, безапелляционно приказывая изгнать восстановленного примата на том основании, что он не был включен в императорский акт помилования. Указ был передан епископу Пификодором Трико, который, хотя и описан в «Хрониконе Афанасиануме» (XXXV) как «философ», похоже, вел себя с жестокой дерзостью. 23 октября люди собрались вокруг запрещенного епископа в знак протеста против указа императора; но Афанасий убеждал их подчиниться, утешая их обещанием, что его отсутствие будет кратковременным. [15]

Четвертое изгнание [ править ]

В 362 году Юлиан, известный своей оппозицией христианству, приказал Афанасию снова покинуть Александрию. Афанасий уехал в Верхний Египет, оставаясь там с отцами-пустынниками до смерти Юлиана 26 июня 363 года. Афанасий тайно вернулся в Александрию, где получил документ от нового императора Иовиана , снова восстанавливающий его в епископских функциях. Его первым действием был созыв собора, который подтвердил положения Никейского Символа веры. В начале сентября 363 г. он отправился в Антиохию на Оронте с синодальной грамотой, в которой были воплощены решения этого собора. В Антиохии он имел беседу с Иовианом, который принял его милостиво и даже попросил подготовить изложение православной веры. В феврале 364 года Иовиан умер. [15]

Пятое изгнание [ править ]

Приход императора Валента дал новую жизнь арианской партии. Он издал указ, изгоняющий епископов, свергнутых Констанцием, но которым Иовиан разрешил вернуться на свои кафедры. Эта новость вызвала величайший ужас в Александрии, и префект, чтобы предотвратить серьезную вспышку, дал публичное заверение, что совершенно особый случай Афанасия будет представлен императору. Но Афанасий, кажется, догадался, что втайне готовилось против него. Он тихо покинул Александрию в октябре 364 г. и поселился в загородном доме за городом. Валент, который, похоже, искренне опасался возможных последствий очередного народного восстания, через несколько недель издал приказ, разрешающий Афанасию вернуться на свою епископскую кафедру . [22] В некоторых ранних сообщениях говорится, что Афанасий провел этот период ссылки на родовой могиле своей семьи. [21] на христианском кладбище.

и смерть Последние годы

Вернувшись в Александрию, Афанасий провел последние годы своей жизни, восстанавливая весь ущерб, нанесенный в предыдущие годы насилия, инакомыслия и изгнания. Он спокойно возобновил писать и проповедовать и, что характерно, еще раз подчеркнул точку зрения на Воплощение , которая была определена в Никее. 2 мая 373 года, посвятив своим преемником Петра II , одного из своих пресвитеров, Афанасий мирно скончался в собственной постели, в окружении духовенства и верных сторонников. [18]

Работает [ править ]

В коптской литературе Афанасий — первый патриарх Александрии, который использовал в своих трудах коптский и греческий языки. [17]

Полемические и богословские труды [ править ]

Афанасий не был спекулятивным богословом. Как он заявляет в своих первых письмах к Серапиону , он держался «предания, учения и веры, провозглашенных апостолами и охраняемых отцами». [21] Он считал, что и Сын Божий, и Святой Дух единосущны Отцу , что оказало большое влияние на развитие более поздних учений о Троице. [21] «Письмо Афанасия о постановлениях Никейского собора» ( De Decretis ) представляет собой важный исторический и богословский отчет о работе этого собора.

Примеры полемических сочинений Афанасия против его богословских оппонентов включают «Речи против ариан» , его защиту божественности Святого Духа ( «Письма к Серапиону в 360-х годах» и «О Святом Духе» ), против македонизма и «О воплощении» . [22] Афанасий также является автором двухчастного труда «Против язычников» и «Воплощение Слова Божия» . Завершено, вероятно, в начале его жизни, до арианских споров. [43] они представляют собой первый классический труд развитого православного богословия. В первой части Афанасий атакует несколько языческих обычаев и верований. Во второй части представлены учения об искуплении. [21] , выдвинул убеждение, Также в этих книгах Афанасий, ссылаясь на Иоанна 1:1–4 что Сын Божий, вечное Слово (Логос), через которое Бог сотворил мир, вошел в этот мир в человеческом облике, чтобы привести людей обратно в мир. гармонии, из которой они ранее отпали. [44]

Среди других его важных работ — «Письма к Серапиону» , в которых защищает божественность Святого Духа. В письме к Эпиктету Коринфскому Афанасий предвосхищает будущие разногласия в своей защите человечества Христа. В письме, адресованном иноку Драконтию, Афанасий призывает его покинуть пустыню для более деятельной епископской деятельности. [22] Афанасий также написал несколько работ по толкованию Библии , преимущественно на материалах Ветхого Завета . Самым важным из них является его Послание к Марцеллину (PG 27:12–45) о том, как включить произнесение псалмов в свою духовную практику.

Возможно, его самым известным письмом было Праздничное письмо, написанное его церкви в Александрии, когда он был в изгнании, поскольку он не мог находиться в их присутствии. Это письмо ясно показывает его позицию о том, что принятие Иисуса как Божественного Сына Божьего не является факультативным, а необходимым:

Знаю, кроме того, что тебя огорчает не только это, но и то, что, в то время как другие силой захватывают церкви, ты между тем изгоняешься со своих мест. Ибо они удерживают места, а вы – Апостольскую Веру. Они есть, правда, в местах, но вне истинной Веры; хотя вы действительно находитесь вне мест, а Вера — внутри вас. Давайте подумаем, что больше: место или вера. Очевидно, истинная Вера. Кто же тогда больше потерял или кто больше владеет? Тот, кто занимает это место, или тот, кто держит Веру? [45]

Биографические и аскетические произведения [ править ]

Его биография Антония Великого под названием «Жизнь Антония». [46] (Βίος καὶ Πολιτεία Πατρὸς Ἀντωνίου, Vita Antonii ) стала его самой читаемой работой. Переведенный на несколько языков, он стал своего рода бестселлером своего времени и сыграл важную роль в распространении аскетического идеала в восточном и западном христианстве. [22] На нем Антоний изображен как неграмотный, но святой человек, который постоянно занимается духовными упражнениями в египетской пустыне и борется с демоническими силами. Позже он послужил источником вдохновения для христианских монашествующих как на Востоке, так и на Западе. [47] Работы Афанасия об аскетизме также включают « Рассуждение о девстве» , небольшой труд « Любовь и самообладание » и трактат « О болезнях и здоровье» (от которого сохранились лишь фрагменты). [48]

Неверно атрибутивные работы [ править ]

Ему приписывают несколько других работ, хотя они не обязательно считаются его собственными. К ним относятся так называемый Афанасийский символ веры (который сегодня обычно считается галицким по происхождению V века) и полное «Толкование псалмов» . [21]

Теология [ править ]

Во время арианских споров Афанасий был главным защитником Никейского символа веры и термина homoousios. Он представил себя хранителем библейской ортодоксальности. Афанасий был одноипостасным богословом, имея в виду, что Отец, Сын и Святой Дух — единая Личность с единым Разумом:

  • Во-первых, для Афанасия Сын — это часть Отца. Он описал Сына не как в Боге вообще, а конкретно как в Отце. [49] [50]
  • Во-вторых, Афанасий часто описывал Сына как idios по отношению к Отцу, имея в виду, что Он является одной из способностей Отца. ( Инструменты для изучения Библии ) [51] [52]
  • В-третьих, в то время как Евсевиане, например Арий, учили двум Логосам (двум Мудростям, или умам, или «Словам»), а именно Отцу и Сыну, [53] Афанасий сказал, что есть только один Логос, а именно, что Сын также является единственным и единственным Логосом Бога и Мудростью (разумной способностью). [54] [55] [56] [57] Это еще раз означает, что Сын является частью Отца.
  • В-четвертых, как Сын есть часть Отца, так и Святой Дух есть часть Сына и, следовательно, часть Отца; не отдельная Личность. [58] Следовательно, каппадокийцы пришли к выводу, что Афанасий не наделял Святого Духа отдельным существованием (отдельной Личностью или ипостасью). [59]

Вслед за Оригеном евсевиане учили, что Отец, Сын и Святой Дух — это три отдельные ипостаси (Личности). Напротив, в соответствии с идеей о том, что Сын есть часть Отца, Афанасий считал, что Отец и Сын — это единая ипостась (единая Личность). [60] [61] [62]

«Он [Афанасий] присутствовал на Сердикском соборе среди западных епископов в 343 году, и в официальном письме этого Собора было решительно выбрано вера в одну и только одну ипостась в качестве ортодоксальности. Афанасий, конечно, принимал это учение по крайней мере до 359 г., хотя впоследствии и пытался скрыть этот факт». (Хэнсон, стр. 444) [63]

Настойчивое утверждение Афанасия о единой ипостаси в Боге дополнительно иллюстрируется его неприятием идеи о том, что Логос является Посредником между Богом и творением. Афанасий отверг идею предсуществующего Логоса как Посредника между Богом и творением. [64] [65] Поскольку он не признавал Логоса как отдельную ипостась, он ограничил роль Христа как Посредника воплощением. [66] [67] Следовательно, у Афанасия было «унитарное» богословие, подобное савеллианам.

«Отчет Штудера [1998] здесь следует за все более заметной научной позицией, согласно которой богословие Афанасия предлагает строго унитарное тринитарное богословие, чье понимание личностной дифференциации недостаточно развито». (Эйрес, стр. 238)

Эйрес описывает савеллианское богословие как Афанасия, так и Марцелла как «унитарное». [68] [69]

Эсхатология [ править ]

Основываясь на своем понимании пророчеств Даниила и Книги Откровения Иисуса , Афанасий описал Второе пришествие на небесных облаках и умоляет своих читателей быть готовыми к этому дню, когда Иисус будет судить землю , воскрешать мертвых. , изгони нечестивых и установи свое царство . Афанасий также утверждал, что дата земного пребывания Иисуса была предсказана Богом и не подлежит опровержению в пророчестве о семидесяти седьминах из 9-й главы Даниила. [70]

Почитание [ править ]

Первоначально Афанасий был похоронен в Александрии, но позже его останки были перенесены в церковь Сан-Заккария в Венеции , Италия. Во время визита Папы Шенуда III в Рим (4–10 мая 1973 г.) Папа Павел VI подарил Коптскому Патриарху реликвию Афанасия. [71] который он привез обратно в Египет 15 мая. [72] [ самостоятельный источник ] В настоящее время реликвия хранится под новым коптским православным собором Святого Марка в Каире . Однако большая часть трупа Афанасия остается в венецианской церкви. [73] [ самостоятельный источник ]

Все основные христианские конфессии, официально признающие святых, почитают Афанасия. Западные христиане отмечают его праздник 2 мая, в годовщину его смерти. считает Католическая церковь Афанасия Учителем Церкви . [8] Для коптских христиан его праздник — 7 Пашона (сейчас около 15 мая). В восточно-православных литургических календарях Афанасий вспоминается 18 января. [74] Афанасий отмечается в литургических календарях англиканской и епископальной церкви 2 мая. [75] [76] Григорий Назианзин (330–390, также Учитель Церкви) говорил: «Когда я восхваляю Афанасия, моей темой является сама добродетель: ибо я называю каждую добродетель так же часто, как упоминаю того, кто обладал всеми добродетелями. истинным столпом Церкви. Его жизнь и поведение были правилом епископов, а его учение — правилом православной веры». [18]

Наследие [ править ]

Коптская икона святителя Афанасия Апостольского

Историк Корнелиус Клиффорд говорит в своем отчете: «Афанасий был величайшим поборником католической веры в вопросе воплощения, которую когда-либо знала Церковь, и при своей жизни заслужил характерный титул «Отца Православия», которым он был отмечен. с тех пор». [15] Клиффорд также говорит: «Его карьера почти олицетворяет кризис в истории христианства; и можно сказать, что он скорее сформировал события, в которых он принимал участие, чем был сформирован ими». [15] Св. Джон Генри Ньюман описывает его как «главный инструмент после Апостолов, с помощью которого священные истины христианства были переданы и закреплены в мире». [77]

Подавляющее большинство церковных лидеров и императоров настолько поддержали арианство, что Иероним (340–420) писал об этом периоде: «Весь мир застонал и изумился, обнаружив себя арианцем». [23] Он, Афанасий, даже подвергся несправедливому отлучению от сосланного и склонявшегося к компромиссу папы Либерия , пока ему не разрешили вернуться на Римский престол. Афанасий стоял практически один против всего мира. [34]

и противоречия Историческое значение

Канон Нового Завета [ править ]

У епископов Александрии был обычай каждый год после Крещения рассылать письмо , подтверждающее дату Пасхи и, следовательно, других передвижных праздников. Они также воспользовались случаем, чтобы обсудить другие вопросы. Афанасий написал сорок пять праздничных писем. [78] Афанасия 39-е Праздничное послание , написанное в 367 году, широко считается важной вехой в развитии канона книг Нового Завета . [79] Некоторые утверждают, что Афанасий — первый человек, назвавший те же 27 книг Нового Завета , которые используются сегодня. До этого использовались различные подобные списки произведений для чтения в церквях. Другие утверждают, что Ориген Александрийский был первым, кто перечислил двадцать семь книг Нового Завета в своих «Проповедях об Иисусе Навине» (только существует текстовый вариант относительно того, включил ли он Откровение или нет). [10] [11] Афанасий включает Книгу Варуха и Послание Иеремии и помещает Книгу Есфири в число «7 книг, не входящих в канон, но подлежащих чтению» наряду с Премудростью Соломона , Книгой Сираха , Книгой Юдифи , Книгой Товита , и «Дидахе» « Пастырь Ерма» . [80]

Список Афанасия аналогичен Ватиканскому кодексу, хранящемуся в Ватиканской библиотеке. Установление канона не было односторонним решением епископа Александрии, а результатом процесса тщательного исследования и обсуждения, как это зафиксировано в кодексе греческой Библии и, двадцать семь лет спустя, в его праздничном письме. [78] Папа Дамасий I , епископ Рима, в 382 году обнародовал список книг, содержащих канон Нового Завета, идентичный канону Афанасия. Синод в Гиппоне в 393 г. повторил список Нового Завета Афанасия и Дамасия (без Послания к Евреям ), а Карфагенский собор (397 г.) повторил полный список Нового Завета Афанасия и Дамасия. [81]

Ученые спорят, послужил ли список Афанасия 367 года основой для более поздних списков. Поскольку канон Афанасия является наиболее близким каноном любого из отцов церкви к тому, который используется сегодня протестантскими церквями, многие протестанты указывают на Афанасия как на отца канона. [80] [82]

Сторонники [ править ]

Афанасий (слева) и его сторонник Кирилл Александрийский . Изображение 17 века.

Христианские конфессии во всем мире почитают Афанасия как святого и учителя. Они цитируют его защиту христологии, описанной в первой главе Евангелия от Иоанна. [83] и его значительные богословские труды ( К.С. Льюис называет «Воплощение Слова Божьего » «шедевром») [84] как доказательство его правоты. Они также подчеркивают его тесную связь с Антонием Великим, древним монахом, который был одним из основателей христианского монашеского движения.

Евангелие от Иоанна, и особенно его первая глава, демонстрирует Божественность Иисуса. Это Евангелие является величайшей поддержкой позиции Афанасия. Первая глава Евангелия от Иоанна начала произноситься в конце Мессы, как мы полагаем, благодаря Афанасию и его жизненной позиции. [85] Начало Евангелия от Иоанна широко использовалось как объект особого поклонения в средние века ; практика произнесения этого у алтаря росла, и в конечном итоге Папа Пий V сделал эту практику универсальной для Римского обряда в своем Миссале 1570 года . [86] Это стало прочной традицией, за исключением случаев использования другого Евангелия, использовавшегося с 1920 года. [87] [88] Кирилл Александрийский (370–444) в первом письме говорит: «Афанасий — тот, кому можно доверять: он не скажет ничего, что не согласуется со священным писанием». (Эпизод 1).

Критики [ править ]

На протяжении большей части своей карьеры у Афанасия было много недоброжелателей. Исследователь-классик Тимоти Барнс перечисляет древние обвинения против Афанасия: от осквернения алтаря до продажи церковного зерна, которое предназначалось для кормления бедных ради его личной выгоды, и даже насилия и убийств для подавления инакомыслия. [89] По словам сэра Исаака Ньютона , Афанасий солгал о смерти Ария , подделал чужие письма и отрекся от своих собственных, убил епископа Арсения, разбил чашу для причастия, опрокинул алтарь, был поставлен епископом путем насилия и мятежа против собственных канонов. церковь, была крамольной и аморальной. [90] Афанасий использовал слово «арианин» для описания как последователей Ария, так и в качестве уничижительного полемического термина для христиан, несогласных с его формулировкой Троицы. [91] Многих своих противников Афанасий называл «арианцами», кроме Мелетия . [92]

Ученые теперь полагают, что арианская партия не была монолитной. [93] но придерживался совершенно разных богословских взглядов, охватывающих раннехристианский богословский спектр. [94] [95] [96] Они поддерживали принципы оригенистской мысли и субординационистской теологии. [97] но у них было мало общего. Более того, многие, носившие ярлык «арианцев», не считали себя последователями Ария. [98] Кроме того, негомусианские епископы не соглашались с тем, чтобы их называли последователями Ария, поскольку Арий был всего лишь пресвитером, а они были полностью рукоположенными епископами. [99] [ нужна страница ]

Однако старые обвинения продолжают выдвигаться против Афанасия и много столетий спустя. Например, Ричард Э. Рубинштейн предполагает, что Афанасий возвысился до сан епископа в Александрии при сомнительных обстоятельствах, поскольку некоторые задавались вопросом, достиг ли он минимального возраста в 30 лет, и, кроме того, что Афанасий применял силу, когда это соответствовало его делу или личным интересам. Таким образом, он утверждает, что небольшое количество епископов, поддержавших Афанасия, провели частную хиротонию, чтобы сделать его епископом. [100]

Избранные работы [ править ]

См. также [ править ]

Пояснительные примечания [ править ]

  1. ^ / ˌ æ θ ə ˈ neɪ ʃ ə s / ; Греческий : Афанасиос Александрийский , Афанасиос Александриас ; Коптский : Коптский [2]

Цитаты [ править ]

  1. ^ «Отказ от термина Богородицы Несторием Константинопольским и опровержение его учения Кириллом Александрийским» . Эголпион.com. 24 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 8 октября 2012 года . Проверено 4 октября 2012 г.
  2. ^ "Сайт коптской православной церкви Св. Таклы Хайманута" .
  3. ^ Лаос, Николас (2016). Метексиология: философское богословие и богословская философия обожения человечества . Wipf и Stock Publishers. п. 217. ИСБН  978-1-4982-3385-9 .
  4. Традиционно, но ошибочно называют «арианцами» — «Это противоречие ошибочно называют арианским». (Эйрес, стр. 14) «Арианство как последовательная система, основанная одним великим деятелем и поддерживаемая его учениками, является фантазией». (Уильямс, стр. 82)
  5. ^ «Моя вторая богословская траектория — это та, на которой мы находим самого Ария. Этот свободный союз я назову «евсевианским». Когда я использую этот термин, я имею в виду любого, кто нашел бы общий язык с одним из наиболее видных сторонников Ария, Евсевием Никомидийским или Евсевием Кесарийским». (Эйрес, стр. 52)
  6. ^ «Афанасий непременно присутствовал в качестве диакона, сопровождавшего Александра Александрийского. … Но столь же несомненно и то, что он не мог принимать никакого заметного или активного участия, несмотря на более поздние легенды на этот счет и убежденность некоторых ученых, что он был движущей силой Совета». (Хэнсон, стр. 157)
  7. ^ «Император, справедливо или ошибочно, считал себя призванным укреплять и защищать Церковь и, следовательно, предотвращать, насколько мог, ущерб, причиняемый разногласиями и расколом». (Хэнсон, стр. 153)
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б  Чепмен, Джон (1909). « Врачи Церкви ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  9. ^ Ливингстон, Э.А.; Спаркс, MWD; Пикок, RW, ред. (2013). Краткий Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. стр. 91–92. ISBN  978-0-19965962-3 . OCLC   1023248322 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Галлахер, Эдмон Л. «Ориген через Руфина в каноне Нового Завета». Исследования Нового Завета 62.3 (2016): 461–476.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Майкл Дж. Крюгер (19 октября 2015 г.). «Каков самый ранний полный список канона Нового Завета?» .
  12. ^ «Онлайн-часовня - Греческая православная архиепископия Америки» . www.goarch.org .
  13. ^ Онлайн, католик. «Святой Афанасий – Святые и ангелы» . Католик онлайн .
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Святитель Афанасий Великий, Патриарх Александрийский» . oca.org . Проверено 14 марта 2018 г.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п  Клиффорд, Корнелиус (1907). « Святой Афанасий ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 2. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Барнс, Тимоти Дэвид (2001). Афанасий и Констанций: теология и политика в Константиновской империи . Издательство Гарвардского университета. п. 13 .
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Коптская литература» . Британская энциклопедия . Проверено 9 мая 2017 г.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Клиффорд, Корнелиус, Католическая энциклопедия 1930 г. , том 2, стр. 35–40 «Афанасий».
  19. ^ Евсевий , Hist. Эккл., 6, 19
  20. ^ Александр Македонский, ученый человек, могущественный в Священных Писаниях.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Американская энциклопедия , том. 2 Дэнбери, Коннектикут : Grolier Incorporated, 1997. ISBN   0-7172-0129-5 . [ нужна страница ]
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Харди, Эдвард Р. (9 мая 2024 г.). «Святой Афанасий» . Британская энциклопедия .
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Т. Гилмартин, Руководство по истории церкви , Том. 1. Глава XVII, 1890 г.
  24. По словам Хилари, «Наши отцы (268-й совет)… отвергли гомоусию», потому что «слово для них означало савеллианство». (Хэнсон, стр. 194)
  25. ^ «Используя выражение «одна субстанция», Павел заявил, что Отец и Сын были одним целым;» «примитивное недифференцированное единство». (Уильямс, стр. 159–160)
  26. ^ Канненгиссер, Чарльз, «Александр и Арий Александрийские: последние доникейские богословы», Miscelanea In Homage Al P. Antonio Orbe Compostellanum Vol. 1–2. (Сантьяго де Компостела, 1990), 398
  27. ^ «За исключением Афанасия, практически все богословы Востока и Запада принимали ту или иную форму субординационизма, по крайней мере, до 355 года; Действительно, субординационизм до развязки (конца) спора можно было бы назвать принятой ортодоксальностью». (Хэнсон, стр. XIX)
  28. ^ «Субординационизм, это правда, был доникейской ортодоксальностью» Генри Беттенсон, Ранние христианские отцы, стр. 239.
  29. ^ «Во всех предыдущих обсуждениях (до Василия Кесарийского) термина (homoousios)… по крайней мере подразумевается определенная онтологическая подчиненность». Например, «указанное нежелание Афанасия» сказать, что Отец — homoousios с Сыном. А Афанасий всегда описывал Сына «как принадлежащего Отцу, как собственную мудрость Отца», а именно как являющегося частью Отца. , а не наоборот (Эйрес, стр. 206).
  30. Например, Восточный антиникейский Символ веры 341 года описывает Христа как «его единородного Сына» и «намеренно исключает тот вид арианства, который исповедовал Арий». (Хэнсон, стр. 290). Он «предает анафеме доктрины, связанные… с Арием». (Эйрес, стр. 120)
  31. ^ «Арий заручился поддержкой некоторых епископов в Палестине, Сирии и Северной Африке, особенно Евсевия Кесарийского в Палестине и Евсевия Никомидийского, недалеко от Константинополя. … Хотя эти сторонники, возможно, с опаской относились к некоторым аспектам богословия Ария… они присоединились к оппозиции Александру . Всем им казалось, что теология Александра ставит под угрозу единство Бога и уникальный статус Отца». (Эйрес, стр. 17)
  32. Евсевий «считал богословие Александра большей угрозой, чем богословие Ария». (Уильямс, стр. 173)
  33. ^ Форбс, Ф.А. (1919). Святой Афанасий: Отец Православия . Знаменосцы веры: Серия житий святых для молодых и старых. Лондон: R. & T. Washbourne, Ltd.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Батлер, Альбан (1894). Жития святых . Benziger Bros., Inc., стр. 164–165.
  35. ^ Барнс, Тимоти Д., Афанасий и Констанций: теология и политика в Константиновской империи (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1993), 23
  36. ^  Отт, Майкл (1911). « Святой Максимин ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 10. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  37. ^ Кларк, Уильям Р. (2007). История Соборов Церкви: от подлинных документов до завершения Второго Никейского Собора 787 года нашей эры . Wipf и Stock Publishers. п. 47. ИСБН  9781556352478 .
  38. ^ Дэвис, Лео Дональд (1983). Первые семь Вселенских соборов (325–787): их история и богословие . Литургическая пресса. п. 82. ИСБН  9780814656167 .
  39. ^ Милман, Генри Харт (1881). История христианства от Рождества Христова до отмены язычества в Римской империи . Тай Кроуэлл. п. 382.
  40. ^ «Св. Афанасий – Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org . Проверено 14 марта 2018 г.
  41. ^ Барнс, Тимоти Дэвид, Афанасий и Констанций , Гарвард, 2001, стр. 66
  42. ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Александрийские соборы» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  43. Хусто Л. Гонсалес в «Истории христианской мысли» отмечает (стр. 292), что Э. Шварц относит эту работу позже, около 335 года, но «его аргументы не были общепринятыми». Во введении к CSMV-переводу книги «О воплощении» это произведение отнесено к 318 году, примерно в то время, когда Афанасий был рукоположен в диаконат ( Святой Афанасий о воплощении , Моубрей, Англия, 1953).
  44. ^ «Отцы Церкви: О воплощении слова (Афанасий)» . www.newadvent.org . Проверено 8 июля 2021 г.
  45. ^ «фрагмент, предположительно принадлежащий праздничному письму» .
  46. ^ «Афанасий Александрийский: Житие С. Антония [Житие святого Антония] (написано между 356 и 362 годами)» . Фордэмский университет . Проверено 14 июля 2016 г.
  47. ^ «Афанасий» . Христианская история . Проверено 14 марта 2018 г.
  48. ^ Дэвис, Стивен Дж. (2017). Значение Афанасия и взгляды на его характер . Линчберг, Вирджиния: Школа богословия Роулингса. стр. 77–90 . Проверено 2 мая 2023 г.
  49. ^ «В Отце у нас есть Сын: это краткое изложение богословия Афанасия». (Хэнсон, стр. 426) «Сын онтологически находится в Отце». (Хэнсон, стр. 428)
  50. ^ «Растущая ясность Афанасия в рассмотрении Сына как неотъемлемого существа Отца» (Эйрес, стр. 113) «Аргументация Афанасия говорит не о двух реальностях, вовлеченных в общую деятельность, но развивает его самое основное чувство, что Сын присущ к существу Отца». (Эйрес, стр. 114)
  51. ^ «Слово и Сын — это идиотизм по отношению к сущности Отца». (Эйрес, стр. 114)
  52. ^ «Ибо Сын в Отце… потому что все существо Сына есть idios по отношению к сущности Отца, как сияние от света и поток от источника». (Эйрес, стр. 115)
  53. ^ «Есть… две Мудрости: одна — Божья, вечно существовавшая с Богом, другая — Сын, который был приведён в существование. … В Боге есть еще одно Слово, кроме Сына» (Хэнсон, стр. 13).
  54. ^ «В Александре и в Афанасии… Христос — единая сила и мудрость Отца». (Эйрес, стр. 54)
  55. Афанасий писал: «Нет необходимости постулировать два Логоса». (Хэнсон, стр. 431)
  56. Он утверждал, что предсуществующий Сын «присутствует с Ним (Отцом) как Его Мудрость и Его Слово». (Эйрес, стр. 46)
  57. Он раскритиковал «[арианскую] идею о том, что Христос — это производная Мудрость, а не собственная мудрость Бога». (Эйрес, стр. 116)
  58. ^ «Подобно тому, как его (Афанасия) описание Сына может во многом опираться на образ Отца как одной личности с присущим ему словом, так и он подчеркивает близость Духа к Сыну, представляя Дух как «энергию» Сына. ». (Эйрес, стр. 214)
  59. ^ «Язык также показывает, что Афанасий пробует формулировки, которые вскоре станут проблематичными. … «Кападокийцы» найдут язык ἐνέργεια [сверхчеловеческой деятельности], используемый Духом… весьма проблематичным, по-видимому, указывающим на отсутствие реального существования». (Эйрес, стр. 214)
  60. «Ясный вывод из его (Афанасия) употребления» состоит в том, что «в Боге есть только одна ипостась». (Эйрес, стр. 48)
  61. ^ «Самый основной язык и аналогии Афанасия для описания отношений между Отцом и Сыном в первую очередь представляют их как внутренние аспекты одной реальности или личности». (Эйрес, стр. 46)
  62. ^ «Сохранившиеся фрагменты Евстафия представляют учение, близкое Марцеллу, Александру и Афанасию. Евстафий настаивает на том, что существует только одна ипостась ». (Эйрес, стр. 69)
  63. В качестве другого примера: «Афанасий и Марцелл, кажется, теперь объединились против тех, кто настаивал на различных ипостасях в Боге». (Эйрес, стр. 106)
  64. Он сказал: «Он (Отец) не был далеким Богом, которому требовался меньший бог (Логос), чтобы открыть Его». (Хэнсон, стр. 423)
  65. ^ «Он никогда не принимал оригенистскую концепцию Логоса как посредника внутри Божества». (Хэнсон, стр. 425)
  66. Афанасий сказал: «Богу не нужен был посредник, чтобы сотворить мир. … Логос/С – это искупительный, а не космический принцип». (Хэнсон, стр. 423)
  67. ^ «Афанасий твердо помещает посредническую деятельность Логоса не в Божество, а в Воплощение». (Хэнсон, стр. 447)
  68. Эйрс ссылается на «собственное, строго унитарное мнение Афанасия». (Эйрес, стр. 435)
  69. Но он также описывает теологию Марцелла как «унитарную». Он говорит о «сторонниках Никеи, чье богословие имело ярко выраженные унитарные тенденции. Главным среди них был Марцелл Анкирский». (Эйрес, стр. 431)
  70. ^ Рум 1950 , с. 393.
  71. ^ «Митрополит Бишой Дамиеттский» . Архивировано из оригинала 20 февраля 2012 года . Проверено 25 сентября 2012 г.
  72. ^ «Святой Афанасий» . Avarewase.org. Архивировано из оригинала 25 июня 2013 года . Проверено 25 сентября 2012 г. [ самостоятельный источник ]
  73. ^ «Нетленные мощи святителя Афанасия Великого» . Johnsanidopoulos.com . Проверено 2 мая 2014 г. [ самостоятельный источник ]
  74. 18/31 января . Православный календарь (Православие.ру).
  75. ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
  76. ^ Малые праздники и посты 2018 . Church Publishing, Inc. 2019. ISBN  978-1-64065-234-7 .
  77. ^ «Письмо святителя Афанасия» . Общество Святого Пия X. 5 ноября 2014 г. Архивировано из оригинала 22 мая 2022 г. . Проверено 8 мая 2022 г.
  78. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «367 Афанасий определяет Новый Завет» . Христианская история . Проверено 14 марта 2018 г.
  79. ^ Гвинн, Дэвид М. (16 февраля 2012 г.). Афанасий Александрийский: епископ, богослов, подвижник, отец . ОУП Оксфорд. ISBN  978-0-19-921095-4 – через Google Книги.
  80. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бедиако, Джиллиан Мэри; Куарши, Бернхардт; Асамоа-Гьяду, Дж. Квабена (14 января 2015 г.). Видя новые грани алмаза: христианство как универсальная вера — Очерки в честь Кваме Бедиако . Издатели Wipf & Stock. ISBN  9781498217293 – через Google Книги.
  81. ^ Фон Десен, Кристиан. «Святой Афанасий» , «Философы и религиозные лидеры» , Рутледж, 2013 г. ISBN   9781135951023
  82. ^ «Отрывок из письма 39» . Ccel.org. 13 июля 2005 г. Проверено 25 сентября 2012 г.
  83. ^ 1:1–4
  84. ^ Введение в книгу Св. Афанасия о Боговоплощении. Переведено и отредактировано сестрой Пенелопой Лоусон, опубликовано Моубреем, 1944 г., с. 9
  85. ^ 1:1–14
  86. ^ Фортескью, Адриан, Католическая энциклопедия 1907, том 6, стр. 662–663 «Евангелие»
  87. ^ Папа Бенедикт XV, Римский Миссал, IX Дополнения и вариации рубрик Миссала
  88. ^ См. также: Юнгманн, Жертвоприношение мессы, № 659, 660.
  89. ^ Барнс, Тимоти Д., Афанасий и Констанций: теология и политика в Константиновской империи (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1993), 37
  90. ^ Сэр Исаак Ньютон. «Парадоксальные вопросы, касающиеся нравственности и действий Афанасия и его последователей» . Проект Ньютон .
  91. ^ Барнс, Тимоти Д., Афанасий и Констанций: теология и политика в Константиновской империи (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1993), 14, 128
  92. ^ Барнс «Афанасий и Констанций», 135.
  93. ^ Хаас, Кристофер, «Александрийские ариане», Vigiliae Christianae Vol. 47, нет. 3 (1993), 239
  94. ^ Чедвик, Генри, «Вера и порядок на Никейском соборе», Harvard Theological Review LIII (Кембриджская месса: 1960), 173
  95. ^ Уильямс, 63 года.
  96. ^ Канненгиссер «Александр и Арий», 403 г.
  97. ^ Канненгиссер, «Афанасий Александрийский против Ария: Александрийский кризис», в «Корнях египетского христианства» (Исследования по древности и христианству), изд. Биргер А. Пирсон и Джеймс Э. Геринг (1986), 208.
  98. ^ Уильямс, 82 года.
  99. ^ Рубинштейн, Ричард, Когда Иисус стал Богом, Борьба за определение христианства в последние дни Рима , 1999 г. [ нужна страница ]
  100. ^ Рубинштейн, Ричард Э., Когда Иисус стал Богом: эпическая битва за божественность Христа в последние дни Рима (Нью-Йорк: Harcourt Brace & Company, 1999), 105–106

Общие и цитируемые источники [ править ]

  • Александр Александрийский, «Католическое послание», Инициатива Ecole , ecole.evansville.edu
  • Анатолий, Халед, Афанасий: Последовательность его мысли (Нью-Йорк: Routledge, 1998).
  • Арнольд, Дуэйн У.-Х., Ранняя епископальная карьера Афанасия Александрийского (Нотр-Дам, Индиана: Университет Нотр-Дам, 1991).
  • Арий, «Письмо Ария Евсевию Никомидийскому», Церковная история , изд. Теодорит. Сер. 2, Том. 3, 41, Инициатива Ecole , ecole.evansville.edu
  • Аттуотер, Дональд и Кэтрин Рэйчел Джон. Словарь святых Penguin . 3-е издание. (Нью-Йорк: Пингвин, 1993). ISBN   0-14-051312-4 .
  • Барнс, Тимоти Д. , Афанасий и Констанций: теология и политика в Константиновской империи (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1993).
  • Барнс, Тимоти Д., Константин и Евсевий (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1981)
  • Баутер, П.Ф. (2010). Афанасий (на голландском языке). Кампен: Кок.
  • Бракке, Дэвид. Афанасий и политика аскетизма (1995)
  • Клиффорд, Корнелиус, «Афанасий», Католическая энциклопедия , том. 2 (1907), 35–40
  • Чедвик, Генри , «Вера и порядок на Никейском соборе», Harvard Theological Review LIII (Cambridge Mass: Harvard University Press, 1960), 171–195.
  • Эрнест, Джеймс Д., Библия у Афанасия Александрийского (Лейден: Брилл, 2004).
  • Фрум, Ле Рой Эдвин (1950). Пророческая вера наших отцов: историческое развитие пророческого толкования (PDF) . Том. Я. Вашингтон, округ Колумбия: Обзор энд Геральд. ISBN  9780828024563 .
  • Фриман, Чарльз, Закрытие западного разума: рост веры и падение разума (Альфред А. Кнопф, 2003).
  • Хаас, Кристофер. «Александрийские ариане», Vigiliae Christianae Vol. 47, нет. 3 (1993), 234–245.
  • Хэнсон, RPC, В поисках христианской доктрины Бога: арианская полемика, 318–381 (T.&T. Clark, 1988).
  • Канненгиссер, Чарльз, «Александр и Арий Александрийские: последние доникейские богословы», Miscelanea In Homage Al P. Antonio Orbe Compostellanum Vol. 1–2. (Сантьяго де Компостела, 1990), 391–403.
  • Канненгиссер, Чарльз «Афанасий Александрийский против Ария: Александрийский кризис», в «Корнях египетского христианства» (Исследования по древности и христианству) , изд. Биргер А. Пирсон и Джеймс Э. Геринг (1986), 204–215.
  • Нг, Натан К.К., Духовность Афанасия (1991).
  • Петтерсен, Элвин (1995). Афанасий . Гаррисберг, Пенсильвания: Морхаус.
  • Рубинштейн, Ричард Э., Когда Иисус стал Богом: эпическая борьба за божественность Христа в последние дни Рима (Нью-Йорк: Harcourt Brace & Company, 1999).
  • Уильямс, Роуэн, Ариус: Ересь и традиции (Лондон: Дартон, Лонгман и Тодд, 1987).

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Титулы Великой Христианской Церкви
Предшественник Патриарх Александрийский
328–373
или
328–339
346–373
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e4dc601dfc16d6001d4bb52e53fd8690__1719641880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/90/e4dc601dfc16d6001d4bb52e53fd8690.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Athanasius of Alexandria - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)