Морис Блондель
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . Нажмите [показать] для получения важных инструкций по переводу. |
Морис Блондель | |
---|---|
![]() Блондель в 1890 году | |
Рожденный | 2 ноября 1861 г. Дижон , Франция |
Умер | 4 июня 1949 г. Экс-ан-Прованс , Франция | (87 лет)
Альма-матер | Высшая нормальная школа |
Эра | Философия XIX века |
Область | Западная философия |
Школа | Французский спиритуализм |
Тезисы | |
Основные интересы | Философия действия Христианская философия |
Известные идеи | Философия действия |
Морис Блондель (англ. Французский: [blɔ̃dɛl] ; 2 ноября 1861 — 4 июня 1949) — французский философ, чьи самые влиятельные работы, особенно «L’Action» , были направлены на установление правильных отношений между автономными философскими рассуждениями и христианской верой.
Биография
[ редактировать ]Блондель родился в Дижоне в 1861 году. Он происходил из семьи, которая традиционно была связана с профессией юриста, но в раннем возрасте решила сделать карьеру в области философии. В 1881 году он поступил в Высшую нормальную школу в Париже. В 1893 году он закончил диссертацию «L'Action» (Действие), «эссе о критике жизни и науке практики». В это время ему было отказано в преподавательской должности (что ему и следовало), поскольку его философские выводы были сочтены слишком христианскими и, следовательно, «компрометирующими» философский разум. Однако в 1895 году с помощью своего бывшего учителя Эмиля Бутру он стал метрдотелем конференций в Лилле , а вскоре после этого в Экс-ан-Провансе , где он стал профессором в 1897 году. Прованс до конца своей карьеры. [2]
В «Действии » Блондель разработал « философию действия », в которой он применяет метод феноменологии. Это приводит его к вопросу первого порядка о «действии», критике закрепления мысли в эпоху Просвещения, которую он относит к категории действия. Это приводит его к открытию различия между волевой волей и волевой волей. Это различие показывает действительную недостаточность между двумя элементами воли. Проблема естественности – что человек не может желать того, что не может быть исполнено – приводит к исследованию того, как волевая воля может быть реализована в волевой воле. Эта недостаточность заставляет его в конечном итоге выдвинуть гипотезу о сверхъестественном как о единственной реальной возможности. Он настаивает на том, что это все, что может зайти философ, что сверхъестественное является настоящей целью человека и что содержание сверхъестественного остается в сфере теологии.
Его последующие работы, « Письмо об апологетике и истории и догме» , также были связаны с философской проблемой религии. На момент публикации они вызвали огромную полемику. Энциклика Папы Пия X 1907 года «Pascendi dominici gregis» была нацелена на модернистскую угрозу католической мысли, а мысль Блонделя оставалась связанной (возможно, незначительно) с модернистами. Блондель, однако, никогда не был целью Пасченди , и через архиепископа Экса он получал письма от многих пап, подтверждающих, что он не находится под подозрением. [3] Однако он оказал большое влияние на более позднюю католическую мысль, особенно через таких богословов, как Анри де Любак . [4]
Его жена умерла в 1919 году, а в 1927 году он вышел на пенсию по состоянию здоровья. Между 1934 и 1937 годами он опубликовал трилогию, посвященную мысли, бытию и действию. В 1935 году он опубликовал эссе конкретной и целостной онтологии «L'être et les êtres» ( «Существо и существа »), а в 1946 году опубликовал «L'esprit chrétien» ( «Христианский дух » ).
Блондель умер в Экс-ан-Провансе в 1949 году. Он был младшим братом историка Жоржа Блонделя и двоюродным братом физика Андре Блонделя .
Работает
[ редактировать ]- L'Action: Очерк критики жизни и практической науки (Париж: Alcan, 1893); 2-е изд., Париж: PUF , 1950).
- (на английском языке) Действие (1893): Очерк критики жизни и практической науки , пер. Олива Бланшетт (Нотр-Дам: Издательство Университета Нотр-Дам, 1984).
- Письмо о требованиях современной мысли в вопросах апологетики и о философском методе исследования религиозной проблемы (1896 г.), обычно называемое La lettre на французском языке, и Письмо об апологетике на английском языке.
- (на английском языке) Письмо об апологетике, истории и догме , отредактированное и переведенное Александром Дрю и Илтидом Третованом (Лондон: Harvill Press, 1964).
- История и догма (1904)
- (на английском языке) Письмо об апологетике, истории и догме , отредактированное и переведенное Александром Дрю и Илтидом Третованом (Лондон: Harvill Press, 1964).
- Бытие и существа - Очерк конкретной и целостной онтологии (1935) [также PUF, 1963]
- Христианский дух (1946)
- Философские требования христианства (1950)
- (на английском языке) Философские потребности христианской религии , перевод Оливы Бланшетт (Нотр-Дам: University of Notre Dame Press, 2021)
- Философские письма (Париж: Обье, 1961)
Выходит в свет девятитомное полное собрание сочинений Блонделя. Вышло два тома (по состоянию на 2013 год).
- Oeuvres Completes , i, ed Claude Troisfontaines (Париж: PUF, 1995) [который содержит L'Action , а также небольшую латинскую диссертацию о Лейбнице , которая сопровождала L'Action в докторских работах Блонделя]
- Полное собрание сочинений , II, 1888–1913: Философия действия и модернистский кризис , редактор Клод Труафонтен (Париж: PUF, 1997).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Саттон, Майкл (1982). Национализм, позитивизм и католицизм. Политика Шарля Морраса и французских католиков 1890-1914 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-22868-9 . п. 124.
- ^ Майкл А. Конвей, «Морис Блондель и Ressourcement », в книге Габриэля Флинна и Пола Д. Мюррея, Ressourcement (Оксфорд: OUP, 2012), стр. 70.
- ^ Портье, Уильям (весна 2011 г.). «Католическое богословие двадцатого века и триумф Мориса Блонделя» (PDF) . Коммунио .
- ^ Майкл А. Конвей, «Морис Блондель и Ressourcement », в книге Габриэля Флинна и Пола Д. Мюррея, Ressourcement (Оксфорд: OUP, 2012), стр. 70.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Морис Блондель» . Интернет-энциклопедия философии .
- Питер Дж. Бернарди, Морис Блондель, социал-католицизм и французское действие: конфликт по поводу роли церкви в обществе в эпоху модерна . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 2008. ISBN 9780813215426 .
- Олива Бланшетт , Морис Блондель: Философская жизнь . Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс, 2010. ISBN 9780802863652 .
- Питер Хенрици . Гегель и Блондель: исследование формы и значения диалектики в «Фаноменологии духа» и первом «Действии». Пуллах под Мюнхеном: Берхманколледж, 1958.
- Роберт К. Керпел. Морис Блондель: Трансформация католической традиции . Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам, 2018. ISBN 9780268104771 .
- Джон Милбанк . Социальная теория и теология, второе издание . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing, 2006. См. главу 8.
- Андреас Уве Мюллер, христианская вера и историческая критика. Морис Блондель и Альфред Луази в борьбе за соотношение письма и традиции. Фрайбург, Гердер, 2008.
- Джеймс Сомервилл, Полная приверженность: L'Action Блонделя (Вашингтон, округ Колумбия: Корпус, 1968).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1861 рождений
- 1949 смертей
- Писатели из Дижона
- Французские философы XX века
- Французские римско-католические писатели
- Писатели из Бургундии-Франш-Конте
- Католические философы
- Французские писатели-мужчины
- Французские эссеисты-мужчины
- Французские эссеисты XX века
- Французские писатели-мужчины XX века
- Выпускники Высшей нормальной школы