Jump to content

Эдвард Шиллебек

Эдвард Шиллебек
см. подпись
Шиллебек в 1979 году
Рожденный ( 1914-11-12 ) 12 ноября 1914 г.
Антверпен , Бельгия
Умер 23 декабря 2009 г. (23 декабря 2009 г.) (95 лет)
Неймеген , Нидерланды
Национальность бельгийский
Другие имена Эдвард Корнелис Флорентий Альфонс Шиллебек
Награды Премия Эразма (1982)
Церковная карьера
Религия Христианство ( римско-католическое )
Церковь Латинская церковь
Рукоположен 1941 (священник)
Академическое образование
Альма-матер Ле Солшуар , Католический университет Левена
Влияния Доминикус Де Петтер
Академическая работа
Дисциплина Теология
Субдисциплина Догматическое богословие
Учреждения Католический университет Неймегена
Известные идеи Трансигнификация

Эдвард Корнелис Флорентий Альфонс Шиллебек [а] ОП (12 ноября 1914 — 23 декабря 2009) — бельгийский католический богослов, родившийся в Антверпене . Преподавал в Католическом университете в Неймегене . [1] Он был членом Доминиканского ордена . Его книги по богословию были переведены на многие языки, а его вклад во Второй Ватиканский собор сделал его известным во всем мире. [2]

Ранняя жизнь и рукоположение

[ редактировать ]

Он родился в Антверпене 12 ноября 1914 года и был шестым из 14 детей в семье среднего класса. [1] Получив образование у иезуитов в Тюрнхауте , Шиллебек вступил в Доминиканский орден в 1934 году. Он изучал теологию и философию в Католическом университете Левена . В 1941 году он был рукоположен в сан священника. В 1943 году он завершил учебу в Тюрнхауте и переехал в Гент, где учился в доминиканском доме; на него сильное влияние оказали Доминика Де Петтера курсы феноменологии . После трех лет изучения философии в Генте Шиллебек прислушался к призыву в бельгийские вооруженные силы в 1938 году и снова покинул армию в августе 1939 года. Но через полтора месяца его призвали вернуться в связи с началом Всемирной войны. Вторая война, и он покинул армию только после разгрома бельгийских вооруженных сил немецкими оккупантами. Затем Шиллебек поступил в доминиканский учебный дом в Левене, где оставался до 1945 года. С этого года по июль 1946 года он учился в доминиканском учебном центре Le Saulchoir в Этиоле, недалеко от Парижа, где представители Новой теологии такие движения, как Мари-Доминик Шеню и Ив Конгар, познакомили его с современным католическим богословием, а также с идеями неокальвинистского богослова Карла Барта . [3] [4] [5]

Докторская диссертация

[ редактировать ]

В эти годы он также учился в Сорбонне , а в июле 1946 года сдал докторский экзамен в Школе высоких исследований . В 1952 году он защитил и опубликовал докторскую диссертацию в доминиканской богословской школе Le Saulchoir : De sacramentele heilseconomie [ Искупительная экономия таинств ]. [5] После этого Шиллебек стал магистром Дома изучения философии своего ордена в Левене , а в 1957 году провел один год, преподавая догматику на богословском факультете Левенского католического университета . В 1958 году Католический университет Неймегена в Нидерландах назначил его профессором догматического богословия и истории богословия. [3] Его первая лекция Op zoek naar de levende God В поисках живого Бога ») познакомила голландских богословов с новой теологией , основанной Чену, Конгаром, Гансом Урсом фон Бальтазаром и другими. [6]

Второй Ватиканский Собор

[ редактировать ]

Во время Второго Ватиканского Собора Шиллебек был одним из самых активных богословов. Он разработал различные предложения совета для голландских епископов, таких как кардинал Бернард Ян Альфринк , и проводил конференции по богословским ресурсам для многих епископских конференций, проходивших в Риме.

Из-за того, что он был «писателем-призраком» пастырского письма голландских епископов о предстоящем Соборе в 1961 году, он оказался под подозрением Конгрегации Священной Канцелярии , возглавляемой кардиналом Альфредо Оттавиани (президентом) и голландцем Себастьяаном Тромпом ( Секретарь). Это был первый из трех случаев, когда Шиллебексу приходилось защищать свои богословские позиции от обвинений со стороны римских властей.

В результате Шиллебек анонимно составил свои преимущественно негативные комментарии к схемам, подготовленным Подготовительной богословской комиссией во главе с Оттавиани. Эти анонимные комментарии к богословским схемам, обсуждавшимся на II Ватиканском соборе, и опубликованные им статьи также повлияли на разработку нескольких соборных конституций, таких как Dei verbum и Lumen gentium . Что касается последнего документа, Догматической конституции церкви, Шиллебек в основном участвовал в дебатах о епископской коллегиальности , пытаясь отодвинуть католическую экклезиологию от чисто иерархического, структурированного видения церкви, которое, по его мнению, было слишком сильно сосредоточено на папской власти. (в результате провозглашения папской непогрешимости в I Ватиканского собора конституции Pastor aeternus ). Это, по мнению Шиллебекса и многих других во Втором Ватиканском соборе, должно было быть уравновешено новым акцентом на роли епископальной коллегии.

Таким образом, его влияние было намного больше, чем влияние формального перитуса - статуса, который ему не предоставили голландские епископы. Отсутствие перитуса также давало ему больше времени для бесед с епископами, присутствовавшими на соборе, и для объяснения им «нового богословия» или понимания, возникшего на соборе.

Уже в 1963 году вместе с Чену, Конгаром, Карлом Ранером и Хансом Кюнгом он участвовал в подготовке возникновения нового богословского журнала Concilium , который был официально основан в 1965 году при поддержке Пола Бранда и Антуана Ван ден Бугаарда, и который продвигал «реформаторскую» мысль. [6] [5]

Экзегеза

[ редактировать ]

В постсоборный период внимание Шиллебека несколько переключилось с томизма на библейскую экзегезу . Он считал нео-схоластическую теологию, которая выступала против современных идей, плохо обоснованной в трудах Фомы Аквинского или в их средневековом контексте. Он изображал таинства менее абстрактно, как личные встречи Иисуса со своими последователями, а не как механизмы распределения благодати. [7] [8] Широкую известность он получил благодаря английскому переводу в 1963 году его книги «Христос – Таинство встречи с Богом». [9] На основе своего исследования самых ранних христианских источников – часто опираясь на экзегетические прозрения своего коллеги из Неймегена Баса ван Иерселя – Шиллебек столкнулся с такими дискуссионными вопросами, как положение священников, например, поддержав предложение разъединить сакраментальное священство и обязанность к безбрачию . Именно в этом вопросе Шиллебекс сыграл влиятельную роль во время Национального пастырского совета (Landelijk Pastoraal Concilie), проходившего в Нордвейкерхауте с 1968 по 1970 год. На заседаниях этого синода голландские епископы, интеллектуалы и представители многих католических организаций пытались реализовать то, что они считали основными прогрессивными целями Второго Ватиканского Собора. Шиллебек, хорошо известный в Нидерландах и Бельгии благодаря своим многочисленным выступлениям в средствах массовой информации, к тому времени был известен как ведущий голландскоязычный современный богослов. [6]

Споры с CDF

[ редактировать ]

В книге «Иисус: эксперимент в христологии» (голландское издание, 1974 г.) Шиллебекс утверждал, что нам не следует воображать, что вера учеников в воскресение Иисуса была вызвана пустой гробницей и явлениями воскресения. Вместо этого он предположил, что вера в воскресение, «что новая ориентация жизни, которую этот Иисус привнес в их жизни, не стала бессмысленной из-за его смерти – как раз наоборот», дала начало этим традициям. [10] Пустая гробница была, по его мнению, ненужной гипотезой, поскольку «эсхатологическое, телесное воскресение, богословски говоря, не имеет, однако, ничего общего с трупом». [11] Это был просто «грубый и наивный реализм того, что означали «явления Иисуса». [12]

Хотя за книгами последовала пара статей, в которых Шиллебек защищается от критики и смягчает свой радикализм, 20 октября 1976 года Конгрегация доктрины веры написала ему различные возражения. В результате завязавшейся переписки ему было предложено приехать в Рим для объяснения своей позиции. В декабре 1979 года он встретился с представителями общины. Из-за международного давления суд был прекращен. Однако выводы собрания оставили впечатление, что подлинного согласия достигнуто не было, и он продолжал получать уведомления от церковных властей о своих неоднократных письмах. [13] [14] Его христология подверглась критике со стороны кардинала Франьо Шепера и тогдашнего кардинала Йозефа Ратцингера , которого Шиллебек уже знал на Втором Ватиканском соборе и который позже был избран Папой Бенедиктом XVI . [6]

В 1984 году его ортодоксальность снова была поставлена ​​под сомнение Конгрегацией доктрины веры: его вызвали в Рим для объяснения своих взглядов, выраженных в «Служении в церкви» , которые считались протестантскими. [14] А в 1986 году богословские взгляды Шиллебекса в третий раз были поставлены под сомнение, снова относительно сакраментальной природы должности в католической церкви. Точнее, в «Церкви с человеческим лицом » Шиллебек на библейско-исторических основаниях утверждал, что посвящение в католическое священство не обязательно приобретает свою силу благодаря апостольской преемственности и, следовательно, может быть отделено от нее; скорее, выбор священников (и, как следствие, совершение Евхаристии) зависит от местной церковной общины.

Несмотря на три расследования, проведенных Конгрегацией доктрины веры, сочинения Шиллебека так и не были осуждены. Однако некоторые из его доктрин были неявно или даже явно отвергнуты Магистериумом Католической Церкви; прежде всего его теория трансигнации , которая развивала католическую доктрину пресуществления энциклике Папы Павла VI 1965 года Mysterium fidei ) . [15] [6]

Шиллебек продолжал публиковаться после выхода на пенсию. Его творчество, рассмотренное в нескольких библиографиях, было предметом многих исследований и споров.

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]
Шиллебекс с премией Эразма и принцем Бернхардом

До своей смерти он жил в Неймегене , в Нидерландах , где до выхода на пенсию преподавал в Католическом университете Неймегена. он был удостоен премии Эразмус . В 1982 году [16] и (как единственный богослов) Гуден Ганценвир в 1989 году. [17] Он умер 23 декабря 2009 года.

Выборочная библиография

[ редактировать ]
  • Сакраментальная экономика спасения (Антверпен, 1952 г.)
  • Христос, таинство ван де Годсонтмотинг (Билтховен, 1959) - тр. Христос – таинство встречи с Богом (Нью-Йорк, 1963 г.)
  • В поисках живого Бога (Нимвеген, 1959)
  • Откровение и богословие (Билтховен, 1964) (Богословские обзоры, 1) – тр. Откровение и теология (Лондон, 1979 г.)
  • Бог и человек (Билтховен, 1965) (Богословские обзоры, 2)
  • Мир и церковь (Билтховен, 1966) (Богословские обзоры, 3)
  • Миссия церкви (Билтховен, 1968) (Богословские обзоры, 4)
  • Иисус, история живого (Блумендал, 1974) - тр. Иисус: эксперимент в христологии (Лондон, 1979; Нью-Йорк, 1981).
  • Справедливость и любовь, милосердие и освобождение (Блумендал, 1977) - тр. Христос: христианский опыт в современном мире (Лондон, 1980).
  • Промежуточный рассказ о двух книгах Иисуса (Баарн, 1978).
  • Эванджели Верхален (Баарн, 1982) - тр. Бог среди нас: провозглашение Евангелия (Лондон, 1983 г.)
  • Просьба к людям в церкви. Христианская идентичность и должности в церкви (Баарн, 1985) – тр. Церковь с человеческим лицом: новая и расширенная теология служения (Нью-Йорк, 1985).
  • Когда политика – это еще не все... Иисус в западной культуре (Баарн, 1986) – тр. О христианской вере: духовные, этические и политические аспекты (Нью-Йорк, 1984 г.)
  • Люди как история Бога (Баарн, 1989) – тр. Церковь. Человеческая история Бога (Нью-Йорк, 1990).
  • Я счастливый теолог (Лондон, 1994)
  • Евхаристия (2005/1948)

Биобиблиографическая литература

[ редактировать ]
  • Эрик Боргман, Эдвард Шиллебек. Богослов в своей истории. Том. 1: Католическая теология культуры (Лондон, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 2003 г.).
  • Библиография Эдварда Шиллебека 1936–1996 гг. Составлено Тедом Шуфом и Яном Ван де Вестелакеном (Baarn, 1997).
  • Дело Шиллебека. Официальный обмен письмами и документами по расследованию дела о. Эдвард Шиллебек, Священная Конгрегация доктрины веры, 1976–1980 гг. Отредактировано с введением и примечаниями Теда Шуфа (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 1980).
  • Дженнифер Купер, Человечество в тайне Бога: теологическая антропология Эдварда Шиллебека. (Лондон, T&T Clark, 2011).

Фонд Эдварда Шиллебека

[ редактировать ]

Фонд Эдварда Шиллебека, возглавляемый Эриком Боргманом, был основан в Неймегене в 1989 году. Как указано на его веб-сайте, фонд ставит перед собой цель сбора, организации, сохранения и предоставления доступа ко всей продукции и материалам об Эдварде Шиллебеке. . Фонд стремится сохранить для будущего духовные, научные и социальные ценности, содержащиеся в работах Шиллебекса. Фонд создал кафедру Эдварда Шиллебекса в Университете Радбауд в Неймегене, которую в настоящее время возглавляет профессор Стефан ван Эрп .

Личные документы Эдварда Шиллебекса хранятся в двух архивных центрах. Большая часть коллекции сочинений Шиллебекса хранится в Центре документации Католика (KDC) Университета Радбауд в Неймегене (недоступно для просмотра). Что касается документов совета Эдварда Шиллебекса, то они хранятся в Центре изучения Второго Ватиканского собора на богословском факультете Левенского католического университета .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ произношение: / ˈ sk ɪ l ə / b k s Английское SKIL -ə-baiks ; Голландское произношение: [ˈsxɪləbeːks] .
  1. ^ Jump up to: а б Стейнфельс, Питер (17 января 2010 г.). «Эдвард Шиллебек, католический теолог, умер в возрасте 95 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 октября 2018 г.
  2. ^ Краббе, Тео (23 декабря 2009 г.). «Шиллебек (1914–2009) бросил вызов Ватикану» . Nederlands Dagblad (на голландском языке). Архивировано из оригинала 1 марта 2012 года . Проверено 23 декабря 2009 г.
  3. ^ Jump up to: а б Керр, Ф. «Шиллебекс, Эдвард». Приложение к Новой католической энциклопедии, юбилейный том: Годы Войтылы , под редакцией Полли Веддер, Гейл, 2000, стр. 405–406. Электронные книги Гейла , https://link.gale.com/apps/doc/CX3407800227/GVRL?u=morenetrockhrst&sid=GVRL&xid=32a43365 . По состоянию на 25 ноября 2019 г.
  4. ^ «Факты об Эдварде Шиллебеке» . biography.yourdictionary.com . Проверено 25 ноября 2019 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Хилкерт, MC (2011). Шиллебекс, Эдвард. В И.А. Макфарланде, Д.А.С. Фергюссоне, К. Килби и др. (Ред.), Кембриджский словарь христианского богословия . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
  6. ^ Jump up to: а б с д и «Шиллебекс, Эдвард». Приложение к Новой католической энциклопедии, 2011 г. , под редакцией Роберта Л. Фастигги, том. 2, Гейл, 2011, стр. 706–709. Электронные книги Гейла , https://link.gale.com/apps/doc/CX1393000281/GVRL?u=morenetrockhrst&sid=GVRL&xid=31e6340e . По состоянию на 25 ноября 2019 г.
  7. ^ Стейнфельс, Питер (16 января 2010 г.). «Эдвард Шиллебек, католический богослов, умер в возрасте 95 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 8 октября 2019 г.
  8. ^ «Times: Должны ли папы быть святыми? и Некролог Шиллебека» . Журнал Америки . 17 января 2010 г. Проверено 8 октября 2019 г.
  9. ^ Шиллебек, Эдвард (июнь 1987 г.). Христос – Таинство встречи с Богом . ISBN  9780934134729 .
  10. ^ Эдвард Шиллебек: Иисус: эксперимент в христологии, стр. 333f, 345.
  11. ^ Шиллебек: Иисус: эксперимент в христологии, с. 704, примечание 45.
  12. ^ Шиллебек: Иисус: эксперимент в христологии, с. 346.
  13. ^ Джеймс Аррадж: Телесное воскресение Иисуса (2007).
  14. ^ Jump up to: а б Подготовка кардинала Йозефа Ратцингера к папству: как «инфорсер Ватикана» управлял Конгрегацией доктрины веры (1979–2005 гг.). Архивировано 8 июля 2011 г. в приложении Wayback Machine . Католики за свободный выбор, апрель 2006 г.
  15. ^ VI, Папа Павел (3 сентября 1965 г.). «Мистериум Фидей» . Папские энциклики . Проверено 6 марта 2024 г.
  16. ^ ":: Praemium Erasmianum" . www.erasmusprijs.org (на голландском языке). Архивировано из оригинала 6 мая 2019 г. Проверено 22 мая 2017 г.
  17. ^ «Лауреаты Гудена Ганценвера 1955 года» . Фонд Золотой Ганзенвир. 2009. Архивировано из оригинала 25 февраля 2009 г. Проверено 28 июля 2009 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a4f6df3a7890f0ca5151aaf7adf5072a__1713910080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/2a/a4f6df3a7890f0ca5151aaf7adf5072a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Edward Schillebeeckx - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)