Эдвард Шиллебек
Эдвард Шиллебек | |
---|---|
![]() Шиллебек в 1979 году | |
Рожденный | Антверпен , Бельгия | 12 ноября 1914 г.
Умер | 23 декабря 2009 г. Неймеген , Нидерланды | (95 лет)
Национальность | бельгийский |
Другие имена | Эдвард Корнелис Флорентий Альфонс Шиллебек |
Награды | Премия Эразма (1982) |
Церковная карьера | |
Религия | Христианство ( римско-католическое ) |
Церковь | Латинская церковь |
Рукоположен | 1941 (священник) |
Академическое образование | |
Альма-матер | Ле Солшуар , Католический университет Левена |
Влияния | Доминикус Де Петтер |
Академическая работа | |
Дисциплина | Теология |
Субдисциплина | Догматическое богословие |
Учреждения | Католический университет Неймегена |
Известные идеи | Трансигнификация |
Эдвард Корнелис Флорентий Альфонс Шиллебек [а] ОП (12 ноября 1914 — 23 декабря 2009) — бельгийский католический богослов, родившийся в Антверпене . Преподавал в Католическом университете в Неймегене . [1] Он был членом Доминиканского ордена . Его книги по богословию были переведены на многие языки, а его вклад во Второй Ватиканский собор сделал его известным во всем мире. [2]
Ранняя жизнь и рукоположение
[ редактировать ]Он родился в Антверпене 12 ноября 1914 года и был шестым из 14 детей в семье среднего класса. [1] Получив образование у иезуитов в Тюрнхауте , Шиллебек вступил в Доминиканский орден в 1934 году. Он изучал теологию и философию в Католическом университете Левена . В 1941 году он был рукоположен в сан священника. В 1943 году он завершил учебу в Тюрнхауте и переехал в Гент, где учился в доминиканском доме; на него сильное влияние оказали Доминика Де Петтера курсы феноменологии . После трех лет изучения философии в Генте Шиллебек прислушался к призыву в бельгийские вооруженные силы в 1938 году и снова покинул армию в августе 1939 года. Но через полтора месяца его призвали вернуться в связи с началом Всемирной войны. Вторая война, и он покинул армию только после разгрома бельгийских вооруженных сил немецкими оккупантами. Затем Шиллебек поступил в доминиканский учебный дом в Левене, где оставался до 1945 года. С этого года по июль 1946 года он учился в доминиканском учебном центре Le Saulchoir в Этиоле, недалеко от Парижа, где представители Новой теологии такие движения, как Мари-Доминик Шеню и Ив Конгар, познакомили его с современным католическим богословием, а также с идеями неокальвинистского богослова Карла Барта . [3] [4] [5]
Докторская диссертация
[ редактировать ]
В эти годы он также учился в Сорбонне , а в июле 1946 года сдал докторский экзамен в Школе высоких исследований . В 1952 году он защитил и опубликовал докторскую диссертацию в доминиканской богословской школе Le Saulchoir : De sacramentele heilseconomie [ Искупительная экономия таинств ]. [5] После этого Шиллебек стал магистром Дома изучения философии своего ордена в Левене , а в 1957 году провел один год, преподавая догматику на богословском факультете Левенского католического университета . В 1958 году Католический университет Неймегена в Нидерландах назначил его профессором догматического богословия и истории богословия. [3] Его первая лекция Op zoek naar de levende God (« В поисках живого Бога ») познакомила голландских богословов с новой теологией , основанной Чену, Конгаром, Гансом Урсом фон Бальтазаром и другими. [6]
Второй Ватиканский Собор
[ редактировать ]Во время Второго Ватиканского Собора Шиллебек был одним из самых активных богословов. Он разработал различные предложения совета для голландских епископов, таких как кардинал Бернард Ян Альфринк , и проводил конференции по богословским ресурсам для многих епископских конференций, проходивших в Риме.
Из-за того, что он был «писателем-призраком» пастырского письма голландских епископов о предстоящем Соборе в 1961 году, он оказался под подозрением Конгрегации Священной Канцелярии , возглавляемой кардиналом Альфредо Оттавиани (президентом) и голландцем Себастьяаном Тромпом ( Секретарь). Это был первый из трех случаев, когда Шиллебексу приходилось защищать свои богословские позиции от обвинений со стороны римских властей.
В результате Шиллебек анонимно составил свои преимущественно негативные комментарии к схемам, подготовленным Подготовительной богословской комиссией во главе с Оттавиани. Эти анонимные комментарии к богословским схемам, обсуждавшимся на II Ватиканском соборе, и опубликованные им статьи также повлияли на разработку нескольких соборных конституций, таких как Dei verbum и Lumen gentium . Что касается последнего документа, Догматической конституции церкви, Шиллебек в основном участвовал в дебатах о епископской коллегиальности , пытаясь отодвинуть католическую экклезиологию от чисто иерархического, структурированного видения церкви, которое, по его мнению, было слишком сильно сосредоточено на папской власти. (в результате провозглашения папской непогрешимости в I Ватиканского собора конституции Pastor aeternus ). Это, по мнению Шиллебекса и многих других во Втором Ватиканском соборе, должно было быть уравновешено новым акцентом на роли епископальной коллегии.
Таким образом, его влияние было намного больше, чем влияние формального перитуса - статуса, который ему не предоставили голландские епископы. Отсутствие перитуса также давало ему больше времени для бесед с епископами, присутствовавшими на соборе, и для объяснения им «нового богословия» или понимания, возникшего на соборе.
Уже в 1963 году вместе с Чену, Конгаром, Карлом Ранером и Хансом Кюнгом он участвовал в подготовке возникновения нового богословского журнала Concilium , который был официально основан в 1965 году при поддержке Пола Бранда и Антуана Ван ден Бугаарда, и который продвигал «реформаторскую» мысль. [6] [5]
Экзегеза
[ редактировать ]В постсоборный период внимание Шиллебека несколько переключилось с томизма на библейскую экзегезу . Он считал нео-схоластическую теологию, которая выступала против современных идей, плохо обоснованной в трудах Фомы Аквинского или в их средневековом контексте. Он изображал таинства менее абстрактно, как личные встречи Иисуса со своими последователями, а не как механизмы распределения благодати. [7] [8] Широкую известность он получил благодаря английскому переводу в 1963 году его книги «Христос – Таинство встречи с Богом». [9] На основе своего исследования самых ранних христианских источников – часто опираясь на экзегетические прозрения своего коллеги из Неймегена Баса ван Иерселя – Шиллебек столкнулся с такими дискуссионными вопросами, как положение священников, например, поддержав предложение разъединить сакраментальное священство и обязанность к безбрачию . Именно в этом вопросе Шиллебекс сыграл влиятельную роль во время Национального пастырского совета (Landelijk Pastoraal Concilie), проходившего в Нордвейкерхауте с 1968 по 1970 год. На заседаниях этого синода голландские епископы, интеллектуалы и представители многих католических организаций пытались реализовать то, что они считали основными прогрессивными целями Второго Ватиканского Собора. Шиллебек, хорошо известный в Нидерландах и Бельгии благодаря своим многочисленным выступлениям в средствах массовой информации, к тому времени был известен как ведущий голландскоязычный современный богослов. [6]
Споры с CDF
[ редактировать ]В книге «Иисус: эксперимент в христологии» (голландское издание, 1974 г.) Шиллебекс утверждал, что нам не следует воображать, что вера учеников в воскресение Иисуса была вызвана пустой гробницей и явлениями воскресения. Вместо этого он предположил, что вера в воскресение, «что новая ориентация жизни, которую этот Иисус привнес в их жизни, не стала бессмысленной из-за его смерти – как раз наоборот», дала начало этим традициям. [10] Пустая гробница была, по его мнению, ненужной гипотезой, поскольку «эсхатологическое, телесное воскресение, богословски говоря, не имеет, однако, ничего общего с трупом». [11] Это был просто «грубый и наивный реализм того, что означали «явления Иисуса». [12]
Хотя за книгами последовала пара статей, в которых Шиллебек защищается от критики и смягчает свой радикализм, 20 октября 1976 года Конгрегация доктрины веры написала ему различные возражения. В результате завязавшейся переписки ему было предложено приехать в Рим для объяснения своей позиции. В декабре 1979 года он встретился с представителями общины. Из-за международного давления суд был прекращен. Однако выводы собрания оставили впечатление, что подлинного согласия достигнуто не было, и он продолжал получать уведомления от церковных властей о своих неоднократных письмах. [13] [14] Его христология подверглась критике со стороны кардинала Франьо Шепера и тогдашнего кардинала Йозефа Ратцингера , которого Шиллебек уже знал на Втором Ватиканском соборе и который позже был избран Папой Бенедиктом XVI . [6]
В 1984 году его ортодоксальность снова была поставлена под сомнение Конгрегацией доктрины веры: его вызвали в Рим для объяснения своих взглядов, выраженных в «Служении в церкви» , которые считались протестантскими. [14] А в 1986 году богословские взгляды Шиллебекса в третий раз были поставлены под сомнение, снова относительно сакраментальной природы должности в католической церкви. Точнее, в «Церкви с человеческим лицом » Шиллебек на библейско-исторических основаниях утверждал, что посвящение в католическое священство не обязательно приобретает свою силу благодаря апостольской преемственности и, следовательно, может быть отделено от нее; скорее, выбор священников (и, как следствие, совершение Евхаристии) зависит от местной церковной общины.
Несмотря на три расследования, проведенных Конгрегацией доктрины веры, сочинения Шиллебека так и не были осуждены. Однако некоторые из его доктрин были неявно или даже явно отвергнуты Магистериумом Католической Церкви; прежде всего его теория трансигнации , которая развивала католическую доктрину пресуществления (в энциклике Папы Павла VI 1965 года Mysterium fidei ) . [15] [6]
Шиллебек продолжал публиковаться после выхода на пенсию. Его творчество, рассмотренное в нескольких библиографиях, было предметом многих исследований и споров.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]
До своей смерти он жил в Неймегене , в Нидерландах , где до выхода на пенсию преподавал в Католическом университете Неймегена. он был удостоен премии Эразмус . В 1982 году [16] и (как единственный богослов) Гуден Ганценвир в 1989 году. [17] Он умер 23 декабря 2009 года.
Ресурсы
[ редактировать ]Выборочная библиография
[ редактировать ]- Сакраментальная экономика спасения (Антверпен, 1952 г.)
- Христос, таинство ван де Годсонтмотинг (Билтховен, 1959) - тр. Христос – таинство встречи с Богом (Нью-Йорк, 1963 г.)
- В поисках живого Бога (Нимвеген, 1959)
- Откровение и богословие (Билтховен, 1964) (Богословские обзоры, 1) – тр. Откровение и теология (Лондон, 1979 г.)
- Бог и человек (Билтховен, 1965) (Богословские обзоры, 2)
- Мир и церковь (Билтховен, 1966) (Богословские обзоры, 3)
- Миссия церкви (Билтховен, 1968) (Богословские обзоры, 4)
- Иисус, история живого (Блумендал, 1974) - тр. Иисус: эксперимент в христологии (Лондон, 1979; Нью-Йорк, 1981).
- Справедливость и любовь, милосердие и освобождение (Блумендал, 1977) - тр. Христос: христианский опыт в современном мире (Лондон, 1980).
- Промежуточный рассказ о двух книгах Иисуса (Баарн, 1978).
- Эванджели Верхален (Баарн, 1982) - тр. Бог среди нас: провозглашение Евангелия (Лондон, 1983 г.)
- Просьба к людям в церкви. Христианская идентичность и должности в церкви (Баарн, 1985) – тр. Церковь с человеческим лицом: новая и расширенная теология служения (Нью-Йорк, 1985).
- Когда политика – это еще не все... Иисус в западной культуре (Баарн, 1986) – тр. О христианской вере: духовные, этические и политические аспекты (Нью-Йорк, 1984 г.)
- Люди как история Бога (Баарн, 1989) – тр. Церковь. Человеческая история Бога (Нью-Йорк, 1990).
- Я счастливый теолог (Лондон, 1994)
- Евхаристия (2005/1948)
Биобиблиографическая литература
[ редактировать ]- Эрик Боргман, Эдвард Шиллебек. Богослов в своей истории. Том. 1: Католическая теология культуры (Лондон, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 2003 г.).
- Библиография Эдварда Шиллебека 1936–1996 гг. Составлено Тедом Шуфом и Яном Ван де Вестелакеном (Baarn, 1997).
- Дело Шиллебека. Официальный обмен письмами и документами по расследованию дела о. Эдвард Шиллебек, Священная Конгрегация доктрины веры, 1976–1980 гг. Отредактировано с введением и примечаниями Теда Шуфа (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 1980).
- Дженнифер Купер, Человечество в тайне Бога: теологическая антропология Эдварда Шиллебека. (Лондон, T&T Clark, 2011).
Фонд Эдварда Шиллебека
[ редактировать ]Фонд Эдварда Шиллебека, возглавляемый Эриком Боргманом, был основан в Неймегене в 1989 году. Как указано на его веб-сайте, фонд ставит перед собой цель сбора, организации, сохранения и предоставления доступа ко всей продукции и материалам об Эдварде Шиллебеке. . Фонд стремится сохранить для будущего духовные, научные и социальные ценности, содержащиеся в работах Шиллебекса. Фонд создал кафедру Эдварда Шиллебекса в Университете Радбауд в Неймегене, которую в настоящее время возглавляет профессор Стефан ван Эрп .
Архивы
[ редактировать ]Личные документы Эдварда Шиллебекса хранятся в двух архивных центрах. Большая часть коллекции сочинений Шиллебекса хранится в Центре документации Католика (KDC) Университета Радбауд в Неймегене (недоступно для просмотра). Что касается документов совета Эдварда Шиллебекса, то они хранятся в Центре изучения Второго Ватиканского собора на богословском факультете Левенского католического университета .
Примечания
[ редактировать ]- ^ произношение: / ˈ sk ɪ l ə / b eɪ k s Английское SKIL -ə-baiks ; Голландское произношение: [ˈsxɪləbeːks] .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Стейнфельс, Питер (17 января 2010 г.). «Эдвард Шиллебек, католический теолог, умер в возрасте 95 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 октября 2018 г.
- ^ Краббе, Тео (23 декабря 2009 г.). «Шиллебек (1914–2009) бросил вызов Ватикану» . Nederlands Dagblad (на голландском языке). Архивировано из оригинала 1 марта 2012 года . Проверено 23 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Керр, Ф. «Шиллебекс, Эдвард». Приложение к Новой католической энциклопедии, юбилейный том: Годы Войтылы , под редакцией Полли Веддер, Гейл, 2000, стр. 405–406. Электронные книги Гейла , https://link.gale.com/apps/doc/CX3407800227/GVRL?u=morenetrockhrst&sid=GVRL&xid=32a43365 . По состоянию на 25 ноября 2019 г.
- ^ «Факты об Эдварде Шиллебеке» . biography.yourdictionary.com . Проверено 25 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Хилкерт, MC (2011). Шиллебекс, Эдвард. В И.А. Макфарланде, Д.А.С. Фергюссоне, К. Килби и др. (Ред.), Кембриджский словарь христианского богословия . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Jump up to: а б с д и «Шиллебекс, Эдвард». Приложение к Новой католической энциклопедии, 2011 г. , под редакцией Роберта Л. Фастигги, том. 2, Гейл, 2011, стр. 706–709. Электронные книги Гейла , https://link.gale.com/apps/doc/CX1393000281/GVRL?u=morenetrockhrst&sid=GVRL&xid=31e6340e . По состоянию на 25 ноября 2019 г.
- ^ Стейнфельс, Питер (16 января 2010 г.). «Эдвард Шиллебек, католический богослов, умер в возрасте 95 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 8 октября 2019 г.
- ^ «Times: Должны ли папы быть святыми? и Некролог Шиллебека» . Журнал Америки . 17 января 2010 г. Проверено 8 октября 2019 г.
- ^ Шиллебек, Эдвард (июнь 1987 г.). Христос – Таинство встречи с Богом . ISBN 9780934134729 .
- ^ Эдвард Шиллебек: Иисус: эксперимент в христологии, стр. 333f, 345.
- ^ Шиллебек: Иисус: эксперимент в христологии, с. 704, примечание 45.
- ^ Шиллебек: Иисус: эксперимент в христологии, с. 346.
- ^ Джеймс Аррадж: Телесное воскресение Иисуса (2007).
- ^ Jump up to: а б Подготовка кардинала Йозефа Ратцингера к папству: как «инфорсер Ватикана» управлял Конгрегацией доктрины веры (1979–2005 гг.). Архивировано 8 июля 2011 г. в приложении Wayback Machine . Католики за свободный выбор, апрель 2006 г.
- ^ VI, Папа Павел (3 сентября 1965 г.). «Мистериум Фидей» . Папские энциклики . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ ":: Praemium Erasmianum" . www.erasmusprijs.org (на голландском языке). Архивировано из оригинала 6 мая 2019 г. Проверено 22 мая 2017 г.
- ^ «Лауреаты Гудена Ганценвера 1955 года» . Фонд Золотой Ганзенвир. 2009. Архивировано из оригинала 25 февраля 2009 г. Проверено 28 июля 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Фонд Эдварда Шиллебека
- Биография (Нидерланды)
- Видео (гер)
- Отец Эдвард Шиллебекс - некролог Daily Telegraph
- Шиллебекс: Нет спасения за пределами мира Ричард П. МакБрайен, 1 февраля 2010 г. – National Catholic Reporter
- 1914 рождений
- смертей в 2009 г.
- Бельгийские доминиканцы
- Участники Второго Ватиканского Собора.
- Писатели из Антверпена
- Выпускники Католического университета Левена (1834–1968)
- Выпускники Парижского университета
- Академический состав Университета Радбауд в Неймегене
- Бельгийские римско-католические богословы XX века
- Систематические богословы