Папа Иннокентий III
Иннокентий III | |||
---|---|---|---|
Епископ Рима | |||
![]() Деталь фрески монастыря Сакро Спеко, ок. 1219 | |||
Церковь | Католическая церковь | ||
Папство началось | 8 января 1198 г. | ||
Папство закончилось | 16 июля 1216 г. | ||
Предшественник | Селестина III | ||
Преемник | Гонорий III | ||
Заказы | |||
Рукоположение | 21 февраля 1198 г. | ||
Посвящение | 22 февраля 1198 г. Оттавиано ди Паоли | ||
Создан кардинал | Сентябрь 1190 г. Климент III | ||
Личные данные | |||
Рожденный | Лотарио де Конти ди Сеньи 22 февраля 1161 г. Гавиньяно , Папская область | ||
Умер | 16 июля 1216 г. Перуджа , Папская область | (55 лет) ||
Национальность | итальянский | ||
Родители | Граф Тразимунд Сеньи и Кларисия Скотти | ||
Предыдущий пост(ы) |
| ||
Герб | ![]() | ||
История рукоположения | |||
| |||
| |||
Другие папы по имени Иннокентий |
Папа Иннокентий III ( лат . Innocentius III ; 22 февраля 1161 г. - 16 июля 1216 г.), [1] урожденный Лотарио деи Конти ди Сеньи (англ. Лотар Сеньи ), был главой католической церкви и правителем Папской области с 8 января 1198 года до своей смерти 16 июля 1216 года.
Папа Иннокентий был одним из самых могущественных и влиятельных пап средневековья. Он оказывал широкое влияние на христианские государства Европы, претендуя на верховенство над всеми европейскими королями. Он играл центральную роль в поддержке реформ католической церкви в церковных делах через свои декреталии и Четвертый Латеранский собор . Это привело к значительному усовершенствованию западного канонического права . Кроме того, он известен тем, что использовал интердикты и другие порицания, чтобы заставить князей подчиняться его решениям, хотя эти меры не всегда были успешными.
Иннокентий значительно расширил масштабы крестовых походов , направив крестовые походы против мусульманской Иберии и Святой Земли , а также альбигойский крестовый поход против катаров на юге Франции. Он организовал Четвертый крестовый поход 1202–1204 годов, завершившийся разграблением Константинополя . Хотя нападение на Константинополь пошло вразрез с его четким приказом, и крестоносцы впоследствии были отлучены от церкви, Иннокентий неохотно принял этот результат, видя в нем волю Бога воссоединить Латинскую и Восточную Православную Церкви . В действительности разграбление Константинополя и последующий период Франкократии усилили враждебность между латинской и греческой церквями; Византийская империя была восстановлена в 1261 году , хотя и в гораздо более слабом состоянии. [2]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Лотарио де Конти родился в Гавиньяно , Италия, недалеко от Ананьи . [3] Его отец, граф Тразимондо из Сеньи, был членом знаменитого дома Конти ди Сеньи (Графы Сеньи), из которого родились девять кардиналов и четыре папы, в том числе Григорий IX , Александр IV и Иннокентий XIII . Лотарио был племянником папы Климента III ; его мать, Кларисса Скотти (Романи де Скотти), была из того же знатного римского рода. [4]
Лотарио получил раннее образование в Риме , вероятно, в бенедиктинском аббатстве Св. Андреа аль Челио под руководством Питера Исмаила; [5] он изучал богословие в Париже у теологов Петра Пуатье , Мелиора Пизанского и Петра Корбейля . [6] и (возможно) юриспруденция в Болонье , согласно Гесте (между 1187 и 1189). [7] Будучи папой, Лотарио должен был сыграть важную роль в формировании канонического права посредством соборных канонов и декретальных грамот. [3]
Вскоре после смерти Александра III (30 августа 1181 г.) Лотарио вернулся в Рим и занимал различные церковные должности во время недолгого правления Луция III , Урбана III , Григория VIII и Климента III, будучи рукоположенным в иподиакона Григорием VIII и достигнув сана. кардинала -священника при Клименте III в 1191 году.
Будучи кардиналом, Лотарь написал «De Miseria Humanae Conditionis» («О нищете человеческого существования»). [8] [9] Работа пользовалась большой популярностью на протяжении веков и сохранилась в более чем 700 рукописях . [10] Хотя он так и не вернулся к дополнительной работе, которую намеревался написать, « О достоинстве человеческой природы» , Бартоломео Фасио (1400–1457) взялся за написание « De Excellenceia ac praestantia hominis» . [11]
Выборы на папство
[ редактировать ]
Селестина III умерла 8 января 1198 года. Перед смертью он убеждал Коллегию кардиналов избрать Джованни ди Сан-Паоло своим преемником, но Лотарио де Конти был избран папой на руинах древнего Септизодиума , недалеко от Большого цирка в Риме. всего после двух голосований в тот самый день, когда умерла Селестина III. Ему тогда было всего тридцать семь лет. [3] Он взял имя Иннокентий III, возможно, как ссылку на своего предшественника Иннокентия II (1130–1143), которому удалось утвердить власть папства над императором (в отличие от Селестины III ). недавней политики [12]
Восстановление папской власти
[ редактировать ]
Будучи папой, Иннокентий III начал с очень широкого осознания своей ответственности и своего авторитета. Во время правления Иннокентия III папство находилось на пике своей власти. В то время его считали самым влиятельным человеком в Европе. [13] В 1198 году Иннокентий написал префекту Ацербию и дворянам Тосканы, выражая свою поддержку средневековой политической теории солнца и луны . [14] Его папство утверждало абсолютную духовную власть своей должности, при этом уважая светскую власть королей. [15]
В Европе едва ли была страна, над которой Иннокентий III не утверждал бы тем или иным образом верховенство, на которое он претендовал для папства. Он отлучил Альфонсо IX Леона за женитьбу на близкой родственнице Беренгарии , дочери Альфонсо VIII , вопреки законам Церкви, и осуществил их разделение в 1204 году. По тем же причинам он аннулировал в 1208 году брак короны. -принц Португалии Афонсу II с Урракой , дочерью Альфонсо Кастильского . От Педро II Арагонского он получил это королевство в вассальную зависимость и короновал его королем в Риме в 1204 году. [3]
Возвращение мусульманами Иерусалима в 1187 году было для него божественным судом над нравственными ошибками христианских князей. Он также был полон решимости защитить то, что он называл «свободой Церкви», от посягательств светских князей. Это определение означало, среди прочего, что князья не должны участвовать в выборе епископов , и оно было сосредоточено особенно на « вотчине » папства, части центральной Италии, на которую претендовали папы и которая позже была названа Папской областью . Вотчине регулярно угрожали немецкие короли Гогенштауфены , которые, будучи римскими императорами, претендовали на нее себе. Император Генрих VI ожидал, что его маленький сын Фридрих подчинит Германию, Италию и Сицилию единому правителю, что сделает Папскую область чрезвычайно уязвимой. [3]
Ранняя смерть Генриха оставила его трехлетнего сына Фредерика королем Сицилии. Вдова Генриха VI, Констанция Сицилийская , управляла Сицилией ради своего маленького сына до того, как он достиг совершеннолетия. Она так же стремилась убрать власть Германии из Сицилийского королевства, как и Иннокентий III. Перед своей смертью в 1198 году она назначила Иннокентия опекуном юного Фридриха, пока он не достигнет зрелости. В обмен Иннокентий также смог восстановить папские права на Сицилии, которые десятилетиями ранее были переданы королю Сицилии Вильгельму I Папой Адрианом IV . Папа назначил молодого Фридриха II королем Сицилии в ноябре 1198 года. Позже он также убедил Фридриха II жениться на Констанции Арагонской , вдове короля Венгрии Эмерика , в 1209 году. [3]
Участие в имперских выборах
[ редактировать ]Иннокентий был обеспокоен тем, что брак Генриха VI и Констанции Сицилийской дал Гогенштауфенам право претендовать на весь итальянский полуостров, за исключением Папской области, которая будет окружена имперской территорией. [15]
После смерти императора Генриха VI , который недавно также завоевал Сицилийское королевство , наследование стало спорным : поскольку сын Генриха Фридрих был еще маленьким ребенком, сторонники династии Штауфенов избрали королем брата Генриха, Филиппа, герцога Швабского . в марте 1198 года, тогда как князья, выступавшие против династии Штауфенов, избрали Отто, герцога Брауншвейгского , из дома Вельфов . Король Франции Филипп II поддержал требование Филиппа, тогда как король Англии Ричард I поддержал своего племянника Отто. [16]
В 1201 году папа открыто встал на сторону Оттона IV, семья которого всегда была настроена против дома Гогенштауфенов . [17]
Задача папы — заботиться об интересах Римской империи, поскольку империя берет свое начало и свою конечную власть от папства; его происхождение, потому что первоначально оно было перенесено из Греции папством и ради него; ... его окончательная власть, потому что император возводится на свое положение Папой, который благословляет его, коронует и наделяет империей. ... Таким образом, поскольку за последнее время разными партиями были избраны королем три человека, а именно юноша [Фридрих, сын Генриха VI], Филипп [Гогенштауфен, брат Генриха VI] и Отто [Брунсвикский, из семьи Вельфов ], так и в отношении каждого надо принять во внимание три вещи, а именно: законность, пригодность и целесообразность его избрания. ... Мы далеки от того, чтобы нам следует подчиняться человеку, а не Богу, или бояться лица сильных мира сего. ... На основании вышеизложенного мы решаем, что молодежи в настоящее время не следует давать империю; мы совершенно отвергаем Филиппа за его явную непригодность и призываем всех сопротивляться его узурпации... поскольку Отто не только сам предан церкви, но и происходит от благочестивых предков с обеих сторон... поэтому мы постановляем, что он должен быть принятым и поддержанным как король, и ему следует дать корону империи после того, как права Римской церкви будут обеспечены. «Папский указ о выборе немецкого короля, 1201 г.» [18]
Неразбериха в Империи позволила Иннокентию изгнать имперских феодалов из Анконы , Сполето и Перуджи , поставленных императором Генрихом VI. [19] 3 июля 1201 года папский легат кардинал-епископ Палестрины Гвидо объявил народу в Кельнском соборе, что Оттон IV утвержден папой как римский король, и пригрозил отлучением от церкви всех, кто откажется признать его. . В то же время Иннокентий призвал города Тосканы сформировать лигу под названием Лига Сан-Дженезио против немецких имперских интересов в Италии, и они оказались под защитой Иннокентия. [19]
В мае 1202 года Иннокентий издал указ Venerabilem , адресованный герцогу Церингенскому , в котором изложил свои взгляды на отношения между папством и Империей. Этот указ впоследствии был воплощен в Corpus Juris Canonici и содержал следующие пункты:
- Немецкие князья имеют право выбирать короля, который впоследствии станет императором. Это право было предоставлено им Апостольским Престолом , когда он передал императорское достоинство от греков немцам в лице Карла Великого .
- Право исследовать и решать, достоин ли избранный таким образом король императорского достоинства, принадлежит папе, чья обязанность состоит в том, чтобы помазывать, освящать и короновать его; в противном случае могло случиться так, что папе пришлось бы помазать , освятить и короновать отлученного от церкви короля, еретика или язычника .
- Если папа найдет, что король, избранный князьями, недостоин императорского достоинства, князья должны избрать нового короля, или, если они откажутся, папа пожалует императорское достоинство другому королю; ибо Церковь нуждается в покровителе и защитнике.
- В случае двойных выборов Папа должен призвать князей прийти к соглашению. Если по истечении установленного срока они не пришли к соглашению, они должны обратиться к папе в качестве арбитра, в противном случае он должен по своей собственной воле и в силу своей должности принять решение в пользу одного из истцов. Решение Папы не должно основываться на большей или меньшей законности выборов, а на квалификации претендентов. [3]
Несмотря на поддержку папы, Отто не смог свергнуть своего соперника Филиппа до того, как последний был убит в результате частной распри. Его правление теперь неоспоримо, Отто нарушил свои прежние обещания и нацелился на восстановление императорской власти в Италии и претендовал даже на Сицилийское королевство. Учитывая папский интерес к разделению Германии и Сицилии, Иннокентий теперь поддерживал своего подопечного, короля Сицилии Фридриха, чтобы противостоять наступлениям Оттона и восстановить династию Штауфенов в составе Священной Римской империи. Фридрих был законно избран сторонниками Штауфена. [20]
Конфликт был решен битвой при Бувине 27 июля 1214 года, в которой Отто, союзник короля Англии Иоанна, выступил против Филиппа II Августа. Отто потерпел поражение от французов и после этого потерял всякое влияние. Он умер 19 мая 1218 года, оставив Фридриха II бесспорным императором. Тем временем король Джон был вынужден признать Папу своим феодалом и принять Стивена Лэнгтона архиепископом Кентерберийским . [21] В свою очередь, Фридрих II позже стал ярым противником папства, когда его империя стала безопасной.
Феодальная власть над Европой
[ редактировать ]Иннокентий III сыграл дальнейшую роль в политике Норвегии. [22] Франция, Швеция, Болгария, Испания и Англия. [21] По просьбе английского короля Иоанна Папа Иннокентий III объявил Великую хартию вольностей аннулированной, что привело к восстанию английских баронов, отвергших лишение избирательных прав. [23]
Крестовые походы и подавление ереси
[ редактировать ]Четвертый крестовый поход
[ редактировать ]Папа Иннокентий III провел большую часть своего пребывания на посту Папы (1198–1216), готовясь к великому крестовому походу на Святую Землю . Его первой попыткой стал Четвертый крестовый поход (1202–1204), о котором он объявил папской буллой « Пост несчастный» в 1198 году. [24] [25] В отличие от прошлых пап, Иннокентий III проявил интерес к тому, чтобы самому возглавить крестовый поход, а не просто спровоцировать его и позволить светским лидерам организовать экспедицию в соответствии со своими собственными стремлениями. [26]
Первым делом Иннокентия III в проповеди крестового похода было отправить миссионеров в каждый католический штат для поддержки кампании. Он послал Петра Капуанского к королям Франции и Англии с конкретными инструкциями, чтобы убедить их уладить свои разногласия, в результате чего между двумя странами было заключено пятилетнее перемирие, начавшееся в 1199 году. короли возглавили крестовый поход, а скорее высвободили свои ресурсы для помощи крестовому походу. Свои призывы к руководству армией Иннокентий обратился к рыцарям и дворянам Европы. [26] добившись успеха во Франции, где на призыв папы откликнулись многие лорды, в том числе два будущих лидера армии, Теобальд Шампанский и Бонифаций , маркиз Монферратский. Призывы Папы к действию не были встречены с таким энтузиазмом ни в Англии, ни в Германии, и экспедиция стала в основном делом Франции. [27]
Четвертый крестовый поход был дорогостоящим мероприятием. Иннокентий III решил собрать средства с помощью нового подхода: потребовал от всех священнослужителей пожертвовать одну сороковую часть своего дохода. Это был первый случай, когда Папа ввел прямой налог на духовенство. Он столкнулся со многими трудностями при сборе этого налога, включая коррумпированность сборщиков налогов и игнорирование в Англии. Он также отправил послов к Иоанну королю Англии и королю Франции Филиппу , которые пообещали внести свой вклад в кампанию. [ нужна ссылка ] и Джон также заявил о своей поддержке церковного налога в своем королевстве. Крестоносцы тоже внесли свой вклад: Иннокентий заявил, что те, кто принял обет крестоносца, но больше не может его выполнять, могут быть освобождены путем внесения средств. Папа архиепископу Губерту Вальтеру . поручил сбор этих взносов [26] [28]
В начале крестового похода предполагаемым пунктом назначения был Египет, поскольку в то время между христианами и мусульманами было перемирие. [27] Между французскими крестоносцами и венецианцами было заключено соглашение. Венецианцы снабжали крестоносцев судами и припасами, а взамен крестоносцы заплатили 85 000 марок (200 000 фунтов стерлингов). [29] Иннокентий одобрил это соглашение при двух условиях: крестовый поход должен сопровождать представитель Папы, а нападение на других христиан было строго запрещено. Французам не удалось собрать достаточно средств для выплаты венецианцам. В результате крестоносцы направили крестовый поход в христианский далматинский город Задар в 1202 году по воле венецианца Энрико Дандоло , чтобы субсидировать долг. Эта диверсия была принята без согласия Иннокентия III, который угрожал отлучением от церкви всем, кто примет участие в нападении. Большинство французов проигнорировали угрозу и напали на Задар и были отлучены от церкви Иннокентием III, но вскоре были прощены, чтобы продолжить крестовый поход. Затем произошла вторая диверсия, когда крестоносцы решили завоевать Константинополь, столицу Византийской империи, по приказу изгнанного византийского принца Алексиоса IV . Иннокентий III предпринял эту диверсию без всякого ведома, и он узнал о ней только после того, как город был разграблен. [30]
Иннокентий III был категорически против нападения на Константинополь и отправил множество писем, предупреждающих крестоносцев не разграбить город. Он отлучил от церкви крестоносцев, напавших на византийские города, но не смог физически остановить или отменить их действия. Одной из целей папы было убедить Алексиоса III , дядю изгнанного принца Алексиоса IV, принять участие в крестовом походе. Нападение на Константинополь привело к началу правления Латинской империи Константинополем, которое длилось следующие шестьдесят лет. [31]
Альбигойский крестовый поход
[ редактировать ]
Папа Иннокентий III был также ревностным защитником католической веры и ярым противником ереси. Его основная деятельность была направлена против альбигойцев , экспансию которых он рассматривал как смертельную угрозу католицизму. [32] Особенно их было много в некоторых городах Северной и Южной Франции. В первый год своего понтификата Иннокентий отправил двух монахов -цистерцианцев Райнера и Гвидо к альбигойцам во Франции, чтобы проповедовать им истинные доктрины католической веры и спорить с ними по спорным темам религии. За двумя цистерцианскими миссионерами вскоре последовал Диего, епископ Осмы , затем святой Доминик и два папских легата, Петр Кастельно и Рауль.
Однако, когда альбигойцы высмеивали и презирали этих миссионеров, а папский легат Кастельно был убит в 1208 году, Иннокентий прибегнул к силе. Он приказал епископам Южной Франции подвергнуть интердикту участников убийства и все города, предоставившие им приют. Особенно он был возмущен графом Раймоном Тулузским , который ранее был отлучен от церкви убитым легатом и которого папа подозревал в зачинщике убийства. Граф заявил о своей невиновности и подчинился папе, но папа больше не доверял ему. Он призвал короля Франции Филиппа II собрать армию для подавления альбигойцев. Под предводительством Симона Монфорского разгорелся жестокий поход против альбигойцев, который, несмотря на протест Иннокентия, вскоре перерос в завоевательную войну. [3] Во время осады Безье лидер Caedite крестоносцев, когда его спросили, как отличить катаров от католиков в осажденном городе, как известно, заявил: « eos. Novit enim Dominus qui sunt eius », [33] [34] что переводится как: «Убейте их всех, Бог узнает своих». Это утверждение часто цитируется как «Убейте их всех и позвольте Богу разобраться с ними».
Альбигойский крестовый поход привел к гибели около 20 000 мужчин, женщин и детей, как катаров, так и католиков, уменьшив количество практикующих катаров и уменьшив самобытную культуру региона. [26] Конфликт приобрел политический оттенок, направленный не только против еретиков, но также против знати Тулузы и вассалов Арагонской короны , и, наконец, привел регион под твердый контроль короля Франции. Король Петр II Арагонский , граф Барселонский, принимал непосредственное участие в конфликте и был убит в ходе битвы при Мюре в 1213 году. Конфликт в основном завершился Парижским договором 1229 года , по которому интеграция Окситанского была согласована территория во французской короне.
Франциск Ассизский
[ редактировать ]В 1209 году Франциск Ассизский повел своих первых одиннадцать последователей в Рим, чтобы получить разрешение от Папы Иннокентия III на основание нового религиозного ордена, которое в конечном итоге было предоставлено. [35] При въезде в Рим братья столкнулись с епископом Ассизским Гвидо , имевшим в своей компании Джованни ди Сан-Паоло , кардинала-епископа Сабины . Кардинал, который был духовником Папы Иннокентия III, сразу же симпатизировал Франциску и согласился представлять Франциска перед Папой. Неохотно Папа Иннокентий согласился встретиться с Франциском и братьями на следующий день. Через несколько дней Папа согласился принять группу неофициально, добавив, что, когда Бог увеличит благодать и численность группы, они смогут вернуться для официального приема. Группа была пострижена . [36] Это было важно отчасти потому, что признавало власть Церкви и защищало его последователей от возможных обвинений в ереси, как это произошло с вальденсами десятилетиями ранее. Хотя у Папы Иннокентия изначально были сомнения, после сна, в котором он увидел Франциска, держащего базилику Св. Иоанна Латеранского ( римский собор , таким образом, «домашнюю церковь» всего христианского мира), он решил поддержать приказ Франциска. Согласно традиции, это произошло 16 апреля 1210 года и стало официальным основанием Францисканского Ордена . Группа, тогдашняя «Младшие братья» ( Орден Младших братьев, также известный как Орден францисканцев ), проповедовала на улицах и не имела никакого имущества. Они были сосредоточены в Порциунколе и проповедовали сначала в Умбрии, а затем распространились по всей Италии. [37]
Другие религиозные ордена
[ редактировать ]Меньшими религиозными орденами, одобренными Папой Иннокентием III, являются госпитальеры Святого Духа 23 апреля 1198 года, тринитарии 17 декабря 1198 года и гумилиаты в июне 1201 года.
Четвертый Латеранский собор
[ редактировать ]
15 ноября 1215 года Папа Иннокентий III созвал Четвертый Латеранский собор , который считался самым важным церковным собором средневековья . По итогам он издал семьдесят реформаторских указов. Среди прочего, он поощрял создание школ и требование к духовенству более высокого уровня, чем к мирянам. Канон 18 запрещал священнослужителям участвовать в практике судебного разбирательства , фактически запрещая его использование. [38]
Чтобы определить фундаментальные доктрины, собор рассмотрел природу Святой Евхаристии , порядок ежегодного исповедания грехов и предписал подробные процедуры выборов епископов. Совет также обязал духовенство вести строгий образ жизни. Канон 68 гласит: Евреи и мусульмане должны носить специальную одежду, чтобы отличать их от христиан, чтобы ни один христианин не женился на них, не зная, кто они. [39] Канон 69 запрещал «предоставлять евреям преимущество на государственных должностях, поскольку это дает им предлог излить свой гнев на христиан». [40] Он предполагает, что евреи хулят Христа, и поэтому, поскольку было бы «слишком абсурдно, чтобы хулитель Христа осуществлял власть над христианами», [41] Евреи не должны назначаться на государственные должности.
Смерть и наследие
[ редактировать ]
Совет назначил начало Пятого крестового похода на 1217 год под непосредственным руководством Церкви. После Собора весной 1216 года Иннокентий двинулся в северную Италию, пытаясь примирить приморские города Пизу и Геную , сняв отлучение от церкви, наложенное на Пизу его предшественницей Селестиной III, и заключив пакт с Генуей. [42]
Однако Иннокентий III внезапно скончался в Перудже. [3] 16 июля 1216 г. [43] Он был похоронен в соборе Перуджи , где его тело оставалось до тех пор, пока папа Лев XIII не перенес его в Латеранский собор в декабре 1891 года. [3]
Иннокентий — один из двух пап (второй — Григорий IX ) среди 23 исторических личностей, изображенных на мраморных рельефных портретах над дверями галереи Палаты представителей США в честь их влияния на развитие американского права. [44] Польско-американский скульптор Джозеф Киселевский создал образ Невинного в доме в 1951 году. [45]
Работает
[ редактировать ]Его латинские работы включают De Miseria Humanae Conditionis , трактат об аскетизме который Иннокентий III написал до того, как стал Папой, и De Sacro Altaris Mysterio , описание и толкование литургии , . [9] Согласно Gesta Innocentii III , труды Иннокентия были свидетельством того, что он превосходит своих современников в философии и богословии.
- О тайнах масс , 1195 год.
- О четырехсоставной форме брака
- О ереси: письмо архиепископу Ошу , 1198 г.
- О ростовщичестве: Письмо французским епископам , 1198 г.
- О церковной независимости/десятине: письмо епископу , 1198 г.
- О крестовом походе и торговле с сарацинами: Письмо к венецианцам , 1198 г.
- О евреях: Указ 1199 г. [18]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Папа Иннокентий III (Лотарио из графов Сеньи) [католическая иерархия]» . www.catholic-hierarchy.org . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ Мур 2003 , стр. 102–134.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Отт, Майкл (1910). «Папа Иннокентий III» . Католическая энциклопедия . Том. 8. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 6 января 2021 г. - через New Advent .
- ^ Уильямс 1998 , с. 25.
- ^ Джейн Сэйерс, Иннокентий III: Лидер Европы 1199–1216 гг. , Лондон, 1994 г., с. 17
- ^ Джейн Сэйерс, Иннокентий III: Лидер Европы 1199–1216 гг. , Лондон, 1994 г., с. 18
- ^ Джейн Сэйерс, Иннокентий III: Лидер Европы 1199–1216 гг. , Лондон, 1994 г., с. 21
- ^ Иннокентий III. О нищете человеческого существования, De Miseria Humane Conditions . ОЛ 21246851М .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мур, Джон К. (1981). «Состояния Иннокентия III «De Miseria Humanae: A Speculum Curiae?» ". Католический исторический обзор . 67 (4): 553–564. JSTOR 25021212 .
- ^ «Lotario Dei Continue Dei Segni [Папа Иннокентий III], De miseria humanae Conditionis [О нищете человеческого существования] На латыни, рукопись на пергаменте, вероятно, Италия, ок. 1250 г.» (PDF) . Les Enluminures, Ltd. 2006. Архивировано из оригинала (PDF) 17 мая 2013 года . Проверено 13 января 2011 г.
- ^ Шмитт, CB (1988). Кембриджская история Возрождения . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521397483 . Проверено 17 февраля 2010 г. - через Google Книги.
- ^ См. Жюльен Тери-Астрюк, «Введение», в Innocent III et le Midi ( Cahiers de Fanjeaux , 50), Тулуза, Privat, 2015, стр. 11–35, с. 13–14 .
- ^ Цивилизация на Западе , Кишлански, Гири, О'Брайен, том от А до 1500 года, седьмое издание, с. 278
- ^ Средневековый справочник: Иннокентий III: Письма о папской полиции . Фордхэм.edu
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Малдун, Джеймс. Империя и порядок , Спрингер, 1999, с. 81, ISBN 978-0230512238
- ^ Общее, с. 275
- ^ Брайс, с. 206
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Средневековый справочник: Иннокентий III: Письма о папской полиции . Фордхэм.edu
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Комин, с. 277
- ^ «Иннокентий III» . Энциклопедия мировой биографии . 1998 – через Гейла. ( требуется регистрация )
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пауэлл, Джеймс М. Иннокентий III: Наместник Христа или Господь мира? Вашингтон: Католический университет американской прессы, 2-е изд., 1994. ISBN 0-8132-0783-5
- ^ «Норвежский дипломат» . www.dokpro.uio.no
- ^ «Великая хартия вольностей: человек и общество» . Британская библиотека . Проверено 23 января 2017 г.
- ^ Паккард, Сидни Рэймонд (1927). Европа и Церковь при Иннокентии III . Нью-Йорк: Х. Холт.
- ^ Иннокентий III, Папа (1969). О бедственном положении человека. Об условном человеческом страдании, пер. Дональд Рой Ховард . Индианаполис: Боббс-Меррилл.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Чейни, Кристофер Р. (1976). Иннокентий III и Англия . Штутгарт: Антон Хиерсеманн.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Клейтон, Джозеф (1941). Папа Иннокентий III и его времена . Милуоки: Брюс Паб.
- ^ Минь, Жак Поль (1849–1855). Патрология Латина. Том. 214–217 . Париж: СИ
- ^ Виллардуэн, Джеффри Де (1908). Мемуары или хроника Четвертого крестового похода и завоевания Константинополя, пер. Фрэнк Т. Марсиалс . Лондон: Дж. М. Дент.
- ^ Эллиотт-Биннс, Леонард (1931). Иннокентий III . Хэмден, Коннектикут: Архонт.
- ^ Рошер, Хельмут (1969). Папа Иннокентий III И Крестовые походы . Геттинген: Ванденхук У. Рупрехт.
- ^ «Католическая энциклопедия: Папа Иннокентий III» . www.newadvent.org . Проверено 2 февраля 2024 г.
- ^ «Диалог Чудес» . Архивировано из оригинала 20 февраля 2012 года.
- ^ Берлиоз, Жак (1994). «Убейте их всех, Бог узнает своих» – Крестовый поход против альбигойцев, увиденный Цезарем Гейстербахским . Порте-сюр-Гаронн: Éditions Loubatières.
- ^ Святой Франциск Ассизский Г. К. Честертона (1924), стр. 107–108.
- ^ Галли (2002), стр. 74–80.
- ^ Робинсон, Паскаль. «Святой Франциск Ассизский». Католическая энциклопедия Том. 6. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1909. 16 декабря 2018 г.
- ^ «Пеннингтон, Кеннет. «Четвертый Латеранский собор, его законодательство и развитие юридических процедур», CUA» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 марта 2016 года . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ «Церковные советы – JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ «Средневековый справочник: Двенадцатый Вселенский Собор: Латеранский IV 1215 г.» . Фордхэм.edu . Проверено 17 февраля 2010 г.
- ^ «Латеран 4 – 1215» . Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года . Проверено 30 августа 2014 г.
- ^ «Школа теологии» . Sthweb.bu.edu. 2 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 3 июля 2009 г. Проверено 17 февраля 2010 г.
- ^ Мур 2003 , с. 288.
- ^ «Иннокентий III» . Архитектор Капитолия . Проверено 14 апреля 2020 г.
- ^ «Скульптура» . Йозеф Киселевский . Проверено 19 апреля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- (на итальянском и латинском языках) Конституции Четвертого Латеранского собора - Costituzioni del quarto Lateranense , изд. ди М. Альбертацци, редактор La Finestra, Lavis, 2016.
- Барракло, Джеффри (1968). Средневековое папство . Лондон: Темза и Гудзон.
- Болтон, Бренда, Иннокентий III. Исследования папской власти и пастырской заботы , Variorum, «Сборник исследований», Олдершот, 1995.
- Католическая энциклопедия , том VIII. Опубликовано в 1910 году. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- (на итальянском языке) Маккарроне, Мишель (редактор), Церковь и государство в доктрине Папы Иннокентия III , Рим: Латеранский университет, 1941.
- (на итальянском языке) Маккароне, Мишель, Исследования Иннокентия III , Падуэ, 1972.
- (на итальянском языке) Маккароне, Мишель, Новые исследования Иннокентия III , изд. Роберто Ламбертини, Рим, Итальянский исторический институт средневековья, 1995.
- (на немецком языке) Малечек, Вернер, Папа и коллегия кардиналов с 1191 по 1216 год , Вена, 1984.
- Мур, Джон К. «Папа Иннокентий III, Сардиния и Папское государство». Зеркало , Том. 62, № 1. (январь 1987 г.), стр. 81–101. дои : 10.2307/2852567 . JSTOR 2852567 .
- Мур, Джон К. (2003). Папа Иннокентий III (1160/61–1216): «Искоренять и сажать» . Брилл.
- Пауэлл, Джеймс М., Иннокентий III: Наместник Христа или Господь мира? 2-е изд. (Вашингтон: Католический университет американской прессы, 1994).
- Сэйерс, Джанет Э. Иннокентий III: Лидер Европы 1198–1216 гг. , Лондон, Нью-Йорк, Лонгман (Средневековый мир), 1994.
- Смит, Дамиан Дж. (2017) [2004]. Иннокентий III и Арагонская корона: пределы папской власти . Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-351-92743-7 .
- (на итальянском, французском и немецком языках) Андреа Зоммерлехнер, Андреа (реж.), Невинный III. Urbs et Orbis , Рим, Итальянский исторический институт средневековья, 2003, 2 том.
- Тиллман, Хелен, Папа Иннокентий III , Нью-Йорк, 1980.
- (на французском языке) Тери-Астрюк, Жюльен, «Введение», в Innocent III et le Midi ( Cahiers de Fanjeaux , 50), Тулуза, Privat, 2015, стр. 11–35 .
- Уильямс, Джордж Л. (1998). Папская генеалогия: семьи и потомки пап . МакФарланд и Компания Инк. 25
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кендалл, Кейт . «Немые собаки, не умеющие лаять: призыв Иннокентия III к борьбе с ересью». В книге «Средневековое церковное право и истоки западной правовой традиции: дань уважения Кеннету Пеннингтону » под редакцией Вольфганга П. Мюллера и Мэри Э. Соммар, 170–178. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 2006.
- Кендалл, Кейт. «Проповеди Папы Иннокентия III: «Нравственное богословие» пастора и Папы». Докторская диссертация, Сиракузский университет, 2003 г.
- Филлипс, Уолтер Элисон (1911). . Британская энциклопедия . Том. 14 (11-е изд.). стр. 578–579.
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- Иннокентий III Великий. Очерк его жизни и времени. Автор CHC Pirie-Gordon (формат btm)
- Иннокентий III в Католической энциклопедии
- Парадоксальное место Адриана Флетчера - Портрет (Субиако) и гробница (Латеран) Иннокентия III
- Опера Иннокентия III «Омния»
- Кембриджская история философии эпохи Возрождения
- История Медрена. Архивировано 13 апреля 2016 года в Wayback Machine.
- Эколь Глоссарий
- Крестовые походы
- Латеранский совет
- Папа Иннокентий III и признаки великого папства , статья на сайте Catholicism.org
- Следы богомильского движения на английском языке
- Папа Иннокентий III в Британской библиотеке
- Литература Иннозенца III и о нем. в Немецкой национальной библиотеки каталоге
- Работы Папы Иннокентия III и о нем в Deutsche Digitale Bibliothek (Немецкая цифровая библиотека)
- «Папа Иннокентий III» . Реперторий «Исторические источники немецкого средневековья » .
- Мастер Экхарт и его время – Папы – Иннокентий III.
- Полное собрание сочинений Минь Патрологии Латина с оглавлением
- Акт Иннокентия III для капитула Стендальского собора, 6 мая 1206 г., «оцифрованное изображение» . оригинальных документов старых . Фотоархив Университет Марбурга .
- Папа Иннокентий III
- 1161 рождение
- 1216 смертей
- Апокалиптики XII века
- Писатели XII века на латыни
- Папы XII века
- Итальянские кардиналы XII века
- Апокалиптики XIII века
- Папы 13 века
- Конти ди Сеньи
- Кардиналы-племянники
- Христиане Пятого крестового похода
- Христиане Четвертого крестового похода
- Христиане Ливонского крестового похода
- Итальянские папы
- Люди из столицы Рима
- Участники Альбигойского крестового похода
- Тринитаристы
- Итальянские юристы XII века
- Захоронения в архбазилике Святого Иоанна Латеранского.