Папа Сергий III
Сергий III | |
---|---|
Епископ Рима | |
Церковь | Католическая церковь |
Папство началось | 29 января 904 г. |
Папство закончилось | 14 апреля 911 г. |
Предшественник | Лео V |
Преемник | Анастасий III |
Личные данные | |
Рожденный | в. 860 |
Умер | Рим, Папская область | 14 апреля 911 г.
Другие папы по имени Сергий |
Папа Сергий III ( ок. 860 — 14 апреля 911) был епископом Рима и номинальным правителем Папской области с 29 января 904 года до своей смерти. Он был папой в период насилия и беспорядков в центральной Италии , когда враждующие аристократические группировки стремились использовать материальные и военные ресурсы папства. [1] По повелению Феофилакта I Тускулума Сергий отобрал папский престол у антипапы Христофора , который, в свою очередь, свергнул папу Льва V. [2] Царствование Сергия впоследствии ознаменовалось влиянием Феофилакта. Будучи папой, Сергий продолжил многие церковные споры своих предшественников, в том числе конфликт по поводу наследия папы Формоза , аннулировав все рукоположения, сделанные покойным папой, [3] и полемика о филиокве с восточными патриархами. [4] Его понтификат также был отмечен временными конфликтами: отказ Сергия короновать Беренгара I Итальянского императором Священной Римской империи . [5] и его поддержка византийского императора Льва VI Мудрого . четвертого брака [6] Сергий также видел восстановление Латеранского дворца . [7]
Сергий III сегодня в значительной степени рассматривается как недобросовестный персонаж, поскольку современные записи содержат ряд обвинений против него; По общему мнению, Сергий III приказал убить двух своих непосредственных предшественников, Льва V и Христофора, и якобы стал отцом внебрачного сына, который позже стал Папой Иоанном XI . Его понтификат по-разному описывался как «мрачный и позорный». [8] и «эффективный и безжалостный». [9]
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Сергий был сыном Бенедикта. [10] и традиционно считалось, что он происходил из знатной римской семьи, хотя предполагалось, что на самом деле он был родственником семьи Теофилакта I Тускулума . Он был рукоположен в сан иподиакона Папой Маринусом I , а затем возведен в сан диакона Папой Стефаном V. [11] Во время понтификата папы Формоза (891–896) он был членом партии дворян, поддерживавших императора Ламберта , который был противником Формоза и предпочтительным имперским кандидатом папы, Арнульфом Каринтийским . [12] Формоз посвятил Сергия в епископа Цере ( Черветери ) в 893 году, видимо, для того, чтобы удалить его из Рима. [13] Сергий перестал исполнять обязанности епископа Цере после смерти Формоза в 896 году, поскольку все рукоположения, данные Формозом, были объявлены недействительными. [14] хотя рукоположение Сергия Формозом было позже подтверждено Феодором II . [15] Он также активно участвовал в фарсовом соборе Кадавера , осудившем понтификат Формоза. [16]
После смерти Феодора в 898 году Сергий с небольшим количеством последователей римской знати во главе со своим отцом Бенедиктом попытался избрать себя папой , вопреки желанию императора Ламберта , который также был герцогом Сполето . Хотя на самом деле был избран Сергий, был избран и его соперник, Папа Иоанн IX (898–900). [17] При поддержке Ламберта Иоанн был успешно назначен папой, и одним из первых его действий стал созыв синода , который отлучил Сергия и его последователей. [18] Затем Сергий был насильно изгнан Ламбертом, сбежавшим на свою кафедру в Цере, где он отдал себя под защиту маркграфа Адальберта II Тосканского . [19]
Папское правление
[ редактировать ]К тому времени, когда антипапа Христофор (903–904) силой захватил кафедру святого Петра , обстоятельства в Риме изменились с приходом к власти военного магистра Теофилакта Тускулума, который был размещен в Риме отступающим императором Людовиком Слепым. в 902 г. Поставив себя во главе фракции знати, Феофилакт восстал против Христофора и попросил Сергия вернуться в Рим, чтобы стать папой. [2] Сергий согласился и при вооруженной поддержке Адальберта II вошел в Рим, после чего Феофилакт уже бросил Христофора в тюрьму. 29 января 904 года Сергий был рукоположен в папу. [20]
Сергий III был обязан своим восхождением к власти своего нового покровителя Теофилакта и наградил его должностью sari palatii Vestararius , главного должностного лица на вершине папского патронажа, контролирующего расходы и, следовательно, покровительства. Вся реальная власть теперь перешла к Феофилакту, а Сергий, по сути, стал его марионеткой. Возможно, первым явным признаком этой смены власти стала судьба двух предшественников Сергия, папы Льва V и антипапы Христофора. По словам сторонника Формозы Евгения Вулгария , Сергий приказал задушить обоих мужчин в тюрьме где-то в начале 904 года. [21] То, что оба мужчины были убиты во время понтификата Сергия, кажется вероятным, хотя другие источники утверждают, что Христофору, по крайней мере, было разрешено удалиться в монастырь. [22] Учитывая, где находилась реальная власть, кажется более вероятным, что либо Феофилакт отдавал приказы напрямую, либо он приказал Сергию отдавать приказы. [23] На оставшуюся часть своего понтификата Сергий продвигал свою семью и членов своей аристократической партии на влиятельные и выдающиеся позиции в церкви. [24]
Деятельность в Италии
[ редактировать ]Папа Сергий III созвал синод, который отменил все рукоположения Формоза и потребовал всех епископов перерукоположения , рукоположенных Формозом. Утверждалось, что Сергию удалось добиться согласия римского духовенства на синоде, угрожая ему изгнанием, насилием или применением взятки. [3] Решение потребовать рехиротонии было очень непопулярным, и те, кого это коснулось на кафедрах, удаленных от Рима, не только проигнорировали инструкции синода, но и написали письма, осуждающие отмену хиротоний и оправдывающие действительность первоначальных хиротоний. [25] Решение было впоследствии снова отменено после его смерти. [ нужна ссылка ]
Подтверждая свою постоянную поддержку фракции анти-Формоза, Сергий почтил память убитого Папы Стефана VI (896–897), который был ответственен за « Трупный синод », осудивший и изуродовавший труп Папы Формоза , написав хвалебную эпитафию. на надгробии Стефана VI. [26] На протяжении веков считалось, что Сергий затем приказал еще раз эксгумировать подвергшийся жестокому обращению труп Формоза, судить его, снова признать виновным и обезглавить, тем самым фактически проведя второй Трупный Синод. [27] Однако источником этого был Лиутпранд Кремонский , который ошибочно поместил трупный синод в понтификат Сергия III, а не Стефана VI. [28]
Хотя ни Сергий, ни Феофилакт не поддерживали продолжающееся номинальное правление императора Людовика Слепого , они несколько не желали предоставлять императорский титул единственному претенденту, Беренгару I из Италии . В одном случае, когда Сергий согласился короновать Беренгара примерно в 906 году, Беренгару не позволили добраться до Рима войска Альберика I Сполето и Адальберта II Тосканского, оба из которых были сторонниками Сергия, но были недовольны его решением короновать Беренгара. поддержите Беренгара. Тем не менее, нежелание Беренгара контролировать своих вассалов также способствовало нежеланию папы; Когда в 907 году Албуин, маркграф Истрии , начал отнимать папскую территорию у Иоанна , архиепископа Равенны , Сергий написал Альбуину с просьбой воздержаться. [29] Когда Сергия проигнорировали, папа написал епископу Полы в 910 году, ясно давая понять, что: «он никогда не подарит (императорскую) корону Беренгеру, пока он не пообещает забрать (Истрийский) марш у Альбуина и передать его какой-нибудь лучший человек». [5]
Сергий восстановил Латеранский дворец , разрушенный землетрясением в 896 году, а затем лишенный сокровищ антипапой Христофором. Сергий обновил его предметами, изображениями и распятиями, а вновь построенные стены украсил фресками. [30] В 905 году он предоставил средства церкви Сильва Кандида , которая была опустошена набегом сарацин . [31] Он также помог с восстановлением аббатства Нонантола , пострадавшего от нападений мадьяр . [32] и, наконец, он предоставил привилегии некоторым монастырям и церквям в Западной и Восточной Франции .
Отношения с Константинополем
[ редактировать ]Сергий, как и его предшественники, продолжал защищать вставку Filioque в Никейский символ веры , что противоречило позиции восточной церкви. Папские легаты, присутствовавшие на Синоде в Тросле в июне 909 года, подвергли критике позицию Византии , которую синод затем осудил в четырнадцатом каноне :
Поскольку Святой Апостольский Престол сообщил нам, что на Востоке еще сильны кощунственные заблуждения некоего Фотия против Святого Духа , заблуждения, которые учат, что Святой Дух исходит не от Сына, а от Отца, только мы увещеваем вас, почтенные Братия, вместе с нами, по наставлению правителя Римского Престола , после внимательного изучения творений Отцов, извлечь из колчана Священного Писания стрелы, достаточно острые, чтобы сразить чудовище, вновь прыгнувшее в жизнь. [4]
Почти столетие спустя это решение привело к удалению имени Сергия из Диптихов II Константинопольским Патриархом Сергием . [33]
Однако главным вопросом с Константинополем , возникшим во время понтификата Сергия, был вопрос о четвертом браке византийского императора Льва VI Мудрого . К Сергию обратились и император, желавший жениться на Зое Карбонопсине , и Константинопольский патриарх Николай Мистикос ; Папа послал в Константинополь легатов , которые подтвердили решение Папы в пользу императора на том основании, что четвертые браки не осуждались Церковью в целом. [6] Отказ Николая принять это решение привел к тому, что он был свергнут Львом VI, после чего он тоже обратился к Сергию, заявив, что его низложение было необоснованным.
Предполагаемый роман с Марозией
[ редактировать ]Связи Сергия с семьей Феофилакта еще более укрепились, по крайней мере, по слухам, из-за предполагаемого романа Сергия с дочерью Феофилакта Марозией . Этим отношениям способствовала мать Марозии, Феодора , и результатом этого романа стал ребенок мужского пола, который со временем стал Папой Иоанном XI (931–935). [34] Единственным источником этого предполагаемого дела является летописец Лиутпранд Кремонский , написавший примерно через 50 лет после событий понтификата Сергия. Ни Ауксилий Неаполитанский , ни Евгений Вулгарий , оба из которых были точными современниками Сергия и оба были враждебно настроены по отношению к Сергию за его нападки на Формоза, вообще не упоминают об этом утверждении. [35] Не упоминает о нем и весьма надежный летописец Флодоард , который также является современником. Следует также отметить, что Лиутпранд, будучи твердым сторонником императора Оттона I, часто был настроен против папства. [36]
Этот роман, хотя и не был невозможен, конечно, не сохранялся бы после брака Марозии с Альберихом I Сполето в 909 году. Вопрос о том, нужно ли было Феофилакту и Феодоре привязывать к себе Сергия такими средствами, особенно когда Сергий уже был им в глубоком долгу. его возвышение до папства, а также потеря Марозии в отношениях, когда, будучи дочерью важного дома, она была бы ценным инструментом для связи посредством брака с другим благородным домом, остается предметом споров. Рождение будущего Иоанна XI в 910 году после ее замужества с Альбериком, казалось бы, указывает на то, что Сергий не был отцом. [37]
Смерть
[ редактировать ]Сергий III умер 14 апреля 911 года, и ему наследовал Папа Анастасий III . Он был похоронен в церкви Святого Петра, между Серебряными воротами и воротами Равенны. [38]
Наследие
[ редактировать ]Большая часть понтификата Сергия подвергалась клевете на протяжении всей истории, в основном из-за сообщений о его характере и состоянии Рима в то время Лиутпрандом Кремонским . Его рассказ об этом периоде побудил кардинала и историка XVI века Цезаря Барония в своих «Анналах Экклезиастических» назвать этот период Saeculum obscurum , или темным веком. [39] Точно так же протестантские историки XIX века рассматривали этот период как «порнократию» или «правление блудниц». [40] изменение естественного порядка вещей, как они его видели, согласно Liber pontificalis и более позднему летописцу, который также был предвзято настроен против Сергия III. Эта «порнократия» была эпохой, когда у власти находились женщины: Феодора , которую Лиутпранд охарактеризовал как «бесстыдную шлюху… [которая] осуществляла власть над римскими гражданами, как мужчина». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] и ее дочь Марозия , мать Папы Иоанна XI и считавшаяся любовницей Сергия III, во многом по замечанию Лиутпранда. [41]
Цезарь Бароний , писавший в XVI веке и опирающийся на Лиутпранда, был особенно язвительным, описывая Сергия как: «несчастного, достойного веревки и огня... пламя не могло заставить это отвратительное чудовище понести те наказания, которые он заслужил. Невозможно поверить, чтобы такой папа был законным». [42] Реальность такова, что, когда Сергий был насильно сослан Ламбертом Сполето , все официальные записи были уничтожены; следовательно, большая часть сохранившейся документации о Сергии исходит от его проформозских противников, бежавших в Неаполь . [43] Гораций Манн в «Католической энциклопедии» утверждает следующее относительно предполагаемых незаконных отношений Папы Сергия III с Марозией: «что он предал смерти двух своих предшественников и в результате незаконных связей с Марозией у него родился сын, который впоследствии стал Иоанном XI, должен был считаться весьма сомнительными. Эти утверждения сделаны лишь ожесточенными или плохо информированными противниками и несовместимы с тем, что говорят о нем уважаемые современники». [44]
Тем не менее, большинство современных мнений о понтификате Сергия остаются плохими. По словам Горация К. Манна , «Сергий, к сожалению, был ярко выраженным партийным человеком и стремился к превосходству своей партии». [45] Лучшее, что мог сказать о нем Фердинанд Грегоровиус , было: «Следует признать, что Сергий, который оставался Папой на протяжении семи лет бури, был, по крайней мере, человеком энергичным, хотя апостольские добродетели вряд ли можно искать в таком персонаже, как его". [46] Джеймс С. Пакер описал его как злобного и свирепого человека, убивающего своих врагов с помощью частной армии. [47] в то время как Вальтер Ульман описал Сергия как типичного представителя Дома Теофилакта, озабоченного властью и сексуальными связями. [48]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Коллинз, стр. 174–175
- ^ Jump up to: а б Человек, стр. 113; ДеКорменен, с. 281
- ^ Jump up to: а б Человек, стр. 122
- ^ Jump up to: а б Человек, стр. 130
- ^ Jump up to: а б Человек, стр. 127
- ^ Jump up to: а б Тредголд, Уоррен. История византийского государства и общества (1997), стр. 468
- ^ Манн, стр. 134–136
- ^ Уилкс. 31 октября 2001 г. «Синод по трупам: самый странный процесс в истории». Архивировано 10 мая 2007 г. в журнале Wayback Machine Flagpole Magazine . стр. 8.
- ^ Коллинз, стр. 175
- ^ Платина, Бартоломео (1479), Жития пап от времени Спасителя нашего Иисуса Христа до воцарения Григория VII , т. I, Лондон: Griffith Farran & Co., стр. 243–244 , получено 25 апреля 2013 г.
- ^ Манн, стр. 119
- ^ Манн, стр. 51–53
- ^ Манн, стр. 119–120
- ^ Манн, стр. 81 и 120
- ^ Манн, стр. 88
- ^ Норвич, Джон Дж. Папы: История (2011), стр. 74
- ^ Манн, стр. 92–93
- ^ Манн, стр. 93
- ^ Манн, стр. 120
- ^ Манн, стр. 121
- ^ Евгений Вулгарий, De Causa Formosiana , xiv.
- ^ Грегоровиус, стр. 243
- ^ Манн, стр. 114–116; & 138; Грегоровиус, стр. 252–254
- ^ Грегоровиус, стр. 243–244
- ^ Манн, стр. 122–125; ДеКорменен, стр. 282–283
- ^ Манн, стр. 83 и 121
- ^ Платина, Бартоломео, Жития Пап от времени Спасителя нашего Иисуса Христа до воцарения Григория VII Том. I (1888), с. 243
- ^ Манн, стр. 83
- ^ Манн, стр. 126–127
- ^ Манн, стр. 134–136; Грегоровиус, стр. 245–246
- ^ Манн, стр. 127–128
- ^ Манн, стр. 128–129
- ^ Манн, стр. 130–131
- ^ Грегоровиус, стр. 244–245; Манн, стр. 137
- ^ Манн, стр. 137–139
- ^ Манн, Гораций Киндер (1912), «Сергий III» , Католическая энциклопедия , том. XIII, Нью-Йорк: Компания Robert Appleton , получено 6 января 2008 г.
- ^ Гиббон, Эдвард, Милман, Х.Х., История упадка и падения Римской империи, с примечаниями, том. 3 (1841), с. 518
- ^ Манн, стр. 141–142
- ^ Дуайер, Джон К. (1998). История церкви: двадцать веков католического христианства . Махва, США: Paulist Press. п. 155 . ISBN 0-8091-3830-1 .
- ^ Паоло Скватрити, «Порнократия», в Кристофере Кляйнхенце (редактор), Средневековая Италия: Энциклопедия , Vol. 2 (Нью-Йорк и Лондон: Routledge , 2004), стр. 926–27. ISBN 978-1-1380-6331-0 .
- ^ Ид, Артур Фредерик (1987). В разархивированном виде: Папы обнажены: откровенное исследование секса и коррупции в Ватикане . Остин, Техас: Американская атеистическая пресса. ISBN 0-910309-43-4 .
- ^ ДеКормен, стр. 282
- ^ Коллинз, стр. 174
- ^ « Католическая энциклопедия : Папа Сергий III» .
- ^ Манн, стр. 140
- ^ Грегоровиус, стр. 245
- ^ Пакер, Джеймс, С. Святые, грешники и христианская история: противоречия христианского прошлого (2008), стр. 162
- ^ Ульманн, Уолтер, Краткая история папства в средние века (2003), стр. 113
Ссылки
[ редактировать ]- Коллинз, Роджер, Хранители ключей небес: история папства (2010)
- ДеКорменен, Луи Мари; Гихон, Джеймс Л., Полная история пап Римских, от святого Петра, первого епископа, до Пия Девятого (1857 г.)
- Грегоровиус, Фердинанд, История города Рима в средние века , Vol. III (1895)
- Манн, Гораций К., Жизнь пап в раннем средневековье, Том. IV: Папы во времена феодальной анархии, 891–999 гг. (1910)
- Норвич, Джон Джулиус, Папы: История (2011)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Католический Forum.com : Папа Сергий III
- Католическая энциклопедия : Папа Сергий III
- Линдси Брук, «Папы и порнократы: Рим в раннем средневековье» предлагает более конкретную документацию.
- Opera Omnia Минь Патрологии Латина с аналитическими указателями